Кодекс этики зарубежных стран

Профессионально-этические кодексы в социальной работе зарубежных стран

КОДЕКСЫ СР

Первым профессионально-этическим кодексом стал «Профессионально-этический кодекс социального работника России», который был принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 года.
В 2003 году общероссийской общественной организацией «Союз социальных педагогов и социальных работников» был принят «Кодекс этики социального педагога и социального работника».
Как и «Профессионально-этический кодекс социального работника России», он «представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной и социально-педагогической работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей».
Главная цель этого документа четко обозначена в самом его тексте: «Главная цель «Кодекса этики социального работника и социального педагога» — определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника и социального педагога) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента».

Даже структурно этот кодекс имеет ряд особенностей. Помимо того, что в нем указана цель и назначение документа, перечислены конкрентные авторы документа. Кодекс состоит из 7 разделов:
Раздел 1: Введение
Раздел 2: Определение социальной работы
Раздел 3: Ценности социальной работы
Раздел 4: Принципы социальной работы

Раздел 5: Стандарты этического поведения
Раздел 6: Определение социальной работы и комментарии Международной федерации социальных работников
Раздел 7: Международные соглашения, на которых строятся принципы и стандарты этики социальной работы

Третий раздел определяет ценности социальной работы, к которым относит:
— Человеческое достоинство и толерантность;
— Социальную справедливость и гуманизм;
— Компетентность
— Социальную активность, мобильность и гибкость.
В разделе 4 перечислены принципы социальной работы:
— Принятие человека таким, каков он есть;
— Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;
— Конфиденциальность сотрудничества социального работника и социального педагога с клиентом;
— Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях;
— Ответственность социального работника и социального педагога за результаты своей деятельности;
— Порядочность социального работника и социального педагога во взаимодействии с клиентом.

Читайте также:  Для процессов урбанизации стран африки характерно

Раздел 4 посвящен стандартам этического поведения социального работника и социального педагога:
Этическое поведение по отношению к профессии социального педагога и социального работника;
Этическое поведение по отношению к людям, которые пользуются социальными услугами;
Этическое поведение по отношению к коллегам;
Этическое поведение по отношению к взаимодействующим организациям. В разделе 7 перечислены международные соглашения, на которых строятся принципы и стандарты этики социальной работы:
Международная декларация этических принципов социальной работы. Международные этические стандарты социальных работников, 1994 г.;
Всеобщая декларация прав человека, 1948 г. (Universal Declaration of Human Rights);
Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г. (The International Covenant on Civil and Political Rights);
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 г. (The Convention on the Elimination of All forms of Racial Discrimination);
Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1976 г. (The Convention on the Elimination of all forms of Discrimination against Women);
Конвенция о правах ребенка, 1989 г. (The Convention on the Rights of Children).
Кроме того, поясняется сущность каждого из указанных документов.

Таким образом, сравнивая эти два кодекса, можно наблюдать глубокую преемственность в этических основах социальной работы. Вместе с тем появление второго кодекса еще раз подтверждает тот факт, что этический кодекс, как профессионально-этическая система социальной работы в целом, при всей его устойчивости и целостности, не является замкнутой системой. Он открыт и динамичен. Происходящие в мире и обществе перемены должны отражаться на содержании норм и правил, заложенных в кодексе, должны стимулировать и внесение в него новых, обоснованных норм и правил, которые будут опосредованно реализовываться в повседневной профессиональной деятельности на любом из уровней социальной работы. Кроме того, во втором кодексе четко эксплицирована ориентация на мировые достижения и опыт принципов гуманизма.

Читайте также:  Главные страны экспортеры проката черных металлов

Профессионально-этические кодексы в социальной работе зарубежных стран

Одна из наиболее известных деклараций о ценностях профессиональной этики, которой также руководствуются современные социальные работники, это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», принятый в США в 1997 году.
Принципы, содержащиеся в Кодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. В Кодексе сформулированы принципы, формирующие личность социального работника, его специфический подход к овладению профессией и принципы, касающиеся его отношений с отдельными людьми или группой.
«Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников» США указывает основные обязательства социального работника:

Я считаю своей главной обязанностью служение интересам и благосостоянию индивида или группы, которых я обслуживаю, и это включает действия по улучшению социальных условий жизни и быта клиентов.

Я выступаю против дискриминаций по признакам пола, расы, цвета кожи, религии, возраста или национального происхождения в общении с людьми, в своей работе буду добиваться прекращения и ликвидации такой дискриминации в предоставляемых услугах, в трудовых соглашениях, в практике предпринимательства.

Я отдаю предпочтение своей профессиональной ответственности, а не своим личным интересам.

Я принимаю на себя ответственность за качество и количество предоставляемых мною услуг клиентам.

Я уважаю конфиденциальность клиента.

Я ответственным образом использую сведения, полученные мною в работе с клиентами.

Я отношусь с уважением к сведениям, точкам зрения и действиям коллег по работе и использую соответствующие каналы для выражения своих суждений по этим вопросам.

Я практикуюсь в социальной работе в рамках общепринятых знаний и компетенции моей профессии.

Я признаю свою ответственность за свой вклад в фонд знаний и опыта в сфере социальной работы.

Я принимаю на себя обязанность в защите интересов общины против неэтичных поступков и поведения отдельных индивидов или организаций.

Я готов предоставлять соответствующие профессиональные услуги в чрезвычайной общественной обстановке.

Я чётко и публично провожу различия между заявлениями, как индивида, так и представителя организации.

Я поддерживаю принцип необходимости профессионального образования для профессиональной работы.

Я принимаю на себя ответственность за создание и поддержку условий в социальном агентстве, которые позволяют социальным работникам вести себя в соответствии с данным кодексом.

Я оказываю своими знаниями и умениями поддержку программам улучшения социального благосостояния.

Очевидно, что сам текст этого документа отличается структурой и стилем изложения. Краткие, но емкие и энергичные принципы подаются от первого лица и в большей степени, чем какой-либо другой кодекс, напоминают клятву профессионала.

Рассмотрим профессионально-этический кодекс «Ассоциации социальных работников Турции».Он построен по другому принципу. Это подробный, объемный, четко структурированный документ. Он состоит из шести разделов и пунктов:

1. Профессионально этическая ответственность социального работника перед клиентами

Обязательства перед клиентами

Культурная компетентность и социальное многообразие

Доступ к документам

Плата за услуги

Эмоциональные (сексуальные) отношения

Использование оскорбительных и унижающих выражений

2. Этическая ответственность перед коллегами и другими профессионалами.

  1. Уважение
  2. Конфиденциальность
  3. Междисциплинарное сотрудничество
  4. Споры с коллегами
  5. Консультации
  6. Обращение к другим профессионалам
  7. Сексуальные вопросы
  8. Некомпетентность и нанесение вреда коллегам.
  9. Неэтичная практика коллег

3. Этическая ответственность при ведении практики

Наблюдение и консультирование

Образование и подготовка

Записи о клиентах

Повышение образования и повышение квалификации

Обязательства перед работодателем

Конфликта социального работника и работодателя

4. Этическая ответственность как профессионала.
Компетентность
Дискриминация
Личное поведение
Нечестность
Недостатки
Представительские функции
Настойчивость
Признание

5. Этическая ответственность перед своей профессией

6. Этическая ответственность перед обществом
Благосостояние общества
Общественные мероприятия
Национальные потребности общества
Социальная и политическая деятельность

Широко известен также такой документ, как«Этика социальной работы: принципы и стандарты», принятый на общем собрании Международной федерации социальных работников (IFSW) в Осло, Норвегия, в октябре 1994 г.
Он состоит из трех разделов:

  1. Обоснование.
  2. Международная декларация этических принципов социальной работы.
  3. Международные этические стандарты социальных работников.

В первом разделе обосновывается важность этических знаний для профессионального социального работника, рекомендуется использование предлагаемых «Международной декларации этических принципов социальной работы» и «Международных этических стандартов социальных работников» для дальнейшей разработки этических принципов социальной работы.
Раздел «Международная декларация этических принципов социальной работы»включает следующие разделы: Введение, Согласованность, Принципы, Проблемные области, Методы решения вопросов/проблем.
Раздел «Международные этические стандарты социальных работников» базируется на Международном уставе этики профессиональных социальных работников, принятом МФСР в 1976 г. Подпунктами данного раздела являются:

Преамбула,
Основные стандарты этического поведения,
Стандарты поведения социального работника по отношению к клиентам
Стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациями
Стандарты поведения социального работника в отношениях с коллегами
Стандарты по отношению к профессии.

Очевидно, такая структура максимально близка «Профессионально-этическому кодексу социального работника России».

Сравнивая различные профессионально-этические кодексы, можно с уверенностью сказать, что во всем мире и во все времена профессиональная этика социального работника строилась и строится на основе уважения прав личности, специфики социальной работы как профессиональ­ной деятельности и социального института и предполагала не только соблюдение четких норм и принципов взаимодействия и взаимоотношений, но и наличие опре­деленных личностных качеств у специалиста.
Все кодексы провозглашают ценности и принципы, способствующие повышению и поддержанию высокого стандарта профессиональной деятельности каждого работника социальной сферы независимо от занимаемой должности, а также содержат характеристики основных этических норм и правил, которыми руководствуются социальные работники в своей практической деятельности.
При этом в каждой стране профессионально-этический кодекс социального работника имеет свою специфику, свои специфические акценты, отражающие культуру, историю, особенности вероучения, традиции и менталитет народа, а также уровень развития института социальной работы.
Именно в этом направлении и будет, по-видимому, происходить дальнейшее развитие профессионально-этической системы социальной работы, и все перемены, происходящие в обществе, должны отражаться на содержании норм и правил, заложенных в кодексе, должны стимулировать и внесение в него новых, обоснованных норм и правил, которые будут опосредованно реализовываться в повседневной профессиональной деятельности на любом из уровней социальной работы.

Источник

отечественный и зарубежный этические кодексы социального работника

отечественный и зарубежный этические кодексы социального работника

В условиях современной России процессы реформирования экономики и всего общественного устройства могут быть кардинально оптимизированы лишь при соответствующем моральном уровне общества. Мораль в современных условиях должна не только адекватно реагировать на все изменения, происходящие в обществе, но и опережать их, так как отставание морального развития общества, как показывает практика, ведет к тяжелым последствиям.

Особые требования в период реформирования общества предъявляются к профессиональной деятельности в тех сферах, которые направлены на решение социальных проблем общества в целом и отдельных индивидов и социальных групп, более других подверженных негативному воздействию рыночной стихии. Одним из действенных факторов, оказывающих влияние на состояние социальной сферы и жизнедеятельность граждан, является институт социальной работы.

Потребность в создании специфических систем морали — кодексов — для различных сфер профессиональной деятельности неодинакова. Особо остро она ощущается тогда, когда деятельность специалистов направлена непосредственно на человека, когда человек является объектом деятельности, причем степень индивидуализации труда специалиста высока. В этом случае мораль имеет огромное значение, так как нравственность представителей таких профессий, их отношение к выполнению профессионального долга во многом определяют качество их работы и конечный результат. Однако для выработки привычного в рамках профессиональной этики поведения необходимы предварительная работа по выявлению, систематизации, анализу и формулированию, взаимному согласованию содержания конкретных норм и правил, обоснование этического кодекса и его легитимизация.

Новые экономические условия, тотальная социальная незащищенность людей в период перехода к рыночным отношениям диктуют потребность в создании разветвленной системы социальной защиты населения, способной решать многозначные задачи и обеспечивать помощь индивидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Профессиональная социальная работа, будучи совсем еще молодой, становится, тем не менее, одной из самых массовых профессий, хотя далеко еще не все возможные сферы социальной среды ею освоены. Однако, несмотря на признанную полезность и нужность социальной работы для общества, она не относится к числу наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий. Это обстоятельство порождает соответствующие проблемы, главной из которых является проблема нехватки и недостаточного квалификационного уровня кадров.

Сегодня в условиях безработицы, большинство граждан, не надеясь уже найти себе работу по сердцу или, по крайней мере, с удовлетворительной оплатой труда, вынуждены снизить свои первоначальные профессиональные притязания или коренным образом их изменить, направив в новую сферу деятельности; они соглашаются на любую работу и приходят с путевками служб занятости в социальные службы. Такие люди не имеют профессиональной подготовки, что само по себе является недопустимым для работы в системе социальной защиты, однако признается вынужденно приемлемым в условиях нехватки кадров вообще и квалифицированных кадров в частности. Но главное — далеко не все из этих людей морально готовы к тому виду деятельности, который называется профессиональной социальной работой. Это является одной из причин, делающих необходимым введение особых, дополнительных форм контроля за деятельностью специалистов, — профессиональных этических кодексов.

В практике социальной работы уже имеется целый ряд средств для регулирования поведения и действий специалистов. В системе социальной защиты населения действует система правового регулирования отношений между участниками процесса — Конституция Российской Федерации, законы РФ, указы Президента и распоряжения местных органов власти и система административного регулирования — уставы, положения, штатные расписания, должностные инструкции, приказы и т. п. Предусмотрена также система отчетности и формального контроля за деятельностью учреждений социальной защиты и отдельных социальных работников.

Но вместе с тем все эти средства, при всей их необходимости, не могут быть признаны достаточными. Они не могут охватить всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих в практике социальной работы повседневно. Это делает необходимым разработку и введение более гибкой и более действенной системы контроля, отражающей глубинную сущность социальной работы как профессиональной деятельности.

Такой системой контроля является этический кодекс социального работника, формирующий основные принципы профессиональной морали и указывающий на специфику черт личности, делающих ее профессионально пригодной к деятельности в качестве социального работника, а также освещающий те социальные функции, которые возложены на профессию обществом. Рациональный, проверенный временем и откорректированный социальной действительностью набор этических норм приобретает статус кодекса (от латинского codex—книга), представляющего собой свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятого ассоциацией или союзом профессиональных социальных работников и в дальнейшем служащего стандартом этических отношений в профессиональной деятельности.

Из данного определения следует, что основная цель этического кодекса социального работника — содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом, а главная задача — служить эталоном профессионального поведения и деятельности социального работника.

Этические кодексы социальной работы выполняют определенные функции как в обществе, являясь одним из способов ее регламентации, так и в самой профессиональной деятельности, определяя степень и меру влияния моральных норм на субъектов деятельности и способы их повседневных действий. Устанавливая определенные критерии, необходимые для выстраивания нравственных отношений между участниками деятельности, как субъектами, так и объектами, этические кодексы призваны выполнять следующие функции:

обеспечить адекватную профессии этическую регламентацию;

создать единую морально-нравственную основу профессиональной деятельности;

служить базовым критерием для определения профессиональной пригодности специалиста;

унифицировать поведение специалистов на основе

предъявляемых к ним единых этических требований;

обеспечить однонаправленность действий на основе определенной общей системы ценностей;

обеспечить непротиворечивость этических норм, положенных в основу деятельности;

обеспечить этичность поведения и действий социальных работников, их коллективов и социальных служб;

гарантировать осуществление прав клиентов; гарантировать возможность осуществления взаимозаменяемости работников;

обеспечить преемственность действий как отдельных специалистов, так и социальных служб;

дать социальным работникам определенную свободу действий для решения поставленных задач в рамках этических норм и принципов;

содействовать повышению уровня моральности — социальных работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;

обосновать необходимость постоянного нравственного совершенствования специалистов;

повысить моральный авторитет социальной работы в обществе;

гарантировать этическую чистоту профессии как таковой.

Социальные работники представляют собой специфическую профессиональную группу. И поскольку они в совокупности являются специфическим субъектом деятельности, о них можно говорить не как об отвлеченном объекте, а как о социальном организме, характеризующемся присущими ему стереотипами поведения и действий, социальной ролью в обществе. Этот социальный организм имеет определенный набор внутренних этических норм, в сравнении с которыми оцениваются и определяются поведение и действия каждого из отдельных его представителей, а также целостных коллективов и структур. Как в любой другой сфере деятельности, нравственные нормы в социальной работе складывались эмпирически и в настоящее время продолжают совершенствоваться с учетом научных исследований в данной области и накопленного опыта, в соответствии с ожиданиями и требованиями социума. Несмотря на то, что этические нормы в социальной работе длительное время (фактически вплоть до середины 90-х годов) не конституировались, их документальное оформление и сведение в этический кодекс началось не с нуля.

Во-первых, для современного человечества высшей базовой ценностью является человек, вне зависимости от его физического, профессионального, социального, материального статуса. Каждый индивид, согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией объединенных наций в 1948 году, обладает правами на жизнь, достойную человека, на труд, отдых, образование, охрану здоровья, социальную защиту и др. Причем право на социальную защиту, наряду с правом на жизнь, является одним из важнейших, поскольку для отдельных категорий населения система социальной защиты представляет собой основной механизм, который помогает реализовать остальные права, — на труд, на отдых, на образование и т. д. Главное же право, которое помогает осуществить система социальной защиты, — право на достойную человека жизнь, а не просто существование или прозябание.

Во-вторых, в период становления профессиональной социальной работы возник огромный интерес к традициям милосердия и благотворительности Российского государства. Изучая историю социальной работы, исследователи в том числе получали и сведения о мотивации деятельности благотворителей из разных слоев общества, о тех этических нормах и принципах, которые первоначально стихийно складывались в процессе становления и развития благотворительной деятельности и затем, с течением времени, превращались в традиции, бережно хранимые народом и передаваемые из поколения в поколение.

В-третьих, несмотря на отмечаемое многими исследователями падение нравственности современного российского общества, люди сохранили в себе человеколюбие. Национальный характер — это то качество народа, которое формируется тысячелетиями и в наименьшей степени (например, по сравнению с менталитетом или психологией) подвержено изменению. Российский народ всегда и всеми, согласно дошедшим до нас свидетельствам путешественников и торговых людей, характеризовался как народ необыкновенно добрый, милосердный, способный к состраданию, незлобивый. Тот факт, что русский человек всегда готов оказать помощь, причем не ожидая за это вознаграждения, говорит об изначальном гуманизме россиян, который может лишь до некоторой степени подавляться под влиянием обстоятельств, но не может исчезнуть бесследно.

В-четвертых, социальные работники нашей страны, формируя свои представления о социальной работе как специфическом виде профессиональной деятельности, имели возможность ознакомиться с опытом служб социальной защиты зарубежных стран, обладающих не только апробированными схемами помощи различным категориям клиентов, но и соответствующими этическими традициями и стандартами, регламентирующими их деятельность. Эти этические стандарты складывались и затем конституировались в соответствии со спецификой социальной работы в различных странах, наличием определенных традиций и потребностей в различных видах помощи.

В-пятых, социальная работа в современной России возникла как объективно необходимый, специфический социальный институт, призванный реализовать в очень сложных и противоречивых условиях периода радикального реформирования экономики и общества основной принцип гуманизма — не только признавать на словах, но и на деле относиться к человеку как к высшей ценности, а его благо считать целью общественного развития — и проводить в жизнь принцип социальной справедливости. Институт социальной работы призван защищать население от негативного влияния рыночной стихии и внедрять в общественное сознание идеалы нравственности и гуманизма.

В-шестых, специалисты, приходящие на социальную работу, привносят в нее собственные системы ценностей, сформировавшиеся под влиянием социальной действительности, жизненного опыта. Человеческий фактор в социальной работе неустраним, поскольку контакт в процессе деятельности осуществляется по типу «человек — человек». Следовательно, правомерно говорить, что личностные ценности специалиста также играют определенную роль в формировании этических отношений.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что в основе этических нормативов социальной работы в нашей стране лежит шесть основных источников:

— этические традиции благотворительности;

— ценности современного российского общества;

— этические нормативы зарубежных стран;

— специфические ценности современной российской социальной работы;

— личностные ценности и идеалы специалистов. Чтобы устойчиво функционировать в профессиональной группе

и быть достаточно авторитетным, этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям:

Он должен вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в сфере социальной защиты населения, достижений фундаментальной и прикладной науки.

В нем необходимо развивать и дополнять систему общечеловеческих ценностей, не противореча ей.

Ему следует быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в социальной работе.

Кодекс должен базироваться на определенных принципах, наиболее полно отражающих сущность профессиональной деятельности.

Принципы и нормы кодекса должны отличаться доступностью для усвоения и выполнения. В рамках кодекса профессиональная мораль существует как упорядоченная совокупность согласованных требований, предписаний к поведению и деятельности специалиста, т. е. как определенная система, и является содержанием его профессионального долга.

Анализ требований, предъявляемых к специалисту в профессиональном кодексе, показывает, что, как правило, они могут быть условно сведены к двум группам нормативов: первая группа — это требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; вторая группа—требования к личности профессионала.

Проблема создания систем моральных норм является одной из наиболее интересных и сложных проблем этики. Так, например, в своей работе «Гармоническое развитие эстетических и этических начал человеческой личности» С. Кьеркегор стремится соединить свободу выбора личности с категорическим императивом, которым обусловлен любой моральный или этический кодекс. Мотивирует он это тем, что нравственные кодексы всегда претендовали на общезначимость, так как они создавались, а точнее говоря, складывались в процессе человеческой жизнедеятельности и затем документировались как универсальные, абсолютные, рассчитанные на все времена, любые ситуации и на всех людей1. Однако любой кодекс не является застывшим, мертвым документом — он должен отвечать потребностям общества или профессиональной группы (если речь идет о профессиональном этическом кодексе) и постоянно совершенствоваться вместе с развитием общественных отношений и изменением целей, задач и содержания профессиональной деятельности. Так, например, в Этическом кодексе, принятом МФСР, имеется прямое указание на то, что данный кодекс может и должен совершенствоваться по мере необходимости в процессе изменения социальных обстоятельств.

Одним из проявлений тенденции оценивать профессиональную деятельность с позиций этических норм является стремление научных работников и практиков, занятых в сфере социальной защиты населения нашей страны, выработать собственный этический кодекс, который регламентировал бы их деятельность, поведение и способствовал бы формированию личности специалиста с точки зрения морали и нравственности.

Движение научной мысли в этом направлении имеет не меньшую значимость, чем сам факт разработки подобного кодекса. Как и любой вид социальной деятельности, социальная работа во всех ее аспектах лишь в незначительной степени регламентируется социальным законодательством, положениями о социальных службах, должностными инструкциями работников и прочими документами, легитимизирующими деятельность. Это не значит, конечно, что профессиональная деятельность практических социальных работников проходит вне этических норм; речь идет лишь об отсутствии их внешней кодификации.

Само появление этических кодексов в социальной работе означает стремление специалистов принимать решения и действовать, исходя из принятых ими этических норм. Так, например, разработка и принятие этического кодекса американскими социальными работниками явилось важным условием соблюдения членами профессиональной группы этических норм в их повседневной практической деятельности.

Однако для того, чтобы эти нормы играли активную роль в принятии решений и оказывали на поведение специалистов постоянное воздействие, необходима их Интерполизация, превращение в постоянный внутренний регулирующий фактор профессиональной деятельности. Именно потребность в регулировании поведения и действий социального работника в целом и в отдельных, частных, случаях обуславливает необходимость разработки и введения этического кодекса социального работника, дающего возможность детерминировать, регулировать и оценивать деятельность специалиста в общем и в частном и гарантировать целостность и всеобщность этического подхода к профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что нравственность — индивидуальное качество личности, существуют общие для представителей профессиональной группы, а значит, и для профессиональной деятельности в целом, принципы, моральные нормы и правила, играющие в совокупности роль своеобразных «рамок», детерминирующих деятельность в основном. Именно такой характер имеют этические кодексы социальной работы — они определяют этические пределы, в которых специалисты организуют свою деятельность. Положения кодексов не дают жестких и однозначных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, т. е. социальный работник, принимая решения, проводя их в жизнь, сверяет свои действия с этическим кодексом, не утрачивая при этом самостоятельности и свободы выбора. С другой стороны, наличие этического кодекса не освобождает социального работника от обязанности самостоятельно принимать решения и от ответственности за конечный результат в связи с принятым решением. Свобода и самостоятельность социального работника состоит не в отказе от нормативных устоев данного сообщества, закрепленных в виде профессионального этического кодекса, а в принятии решений и действиях на их основе.

Основой этического кодекса социального работника является моральная норма — общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника в его отношении к субъектам социальной работы (в том числе и к клиентам), справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Нормы профессиональной морали в социальной работе это не только инструмент для достижения цели, но и средство регуляции поведения специалиста.

Нормы профессиональной морали это императивы, объективно обусловленные взаимодействием социальных, групповых и личностных интересов и требующие от специалиста определенного, социально необходимого и профессионально обусловленного поведения. Норма профессиональной морали может иметь разную степень обобщения, в связи с чем можно различать общие и частные нормы профессиональной морали социального работника.

Общие нормы профессиональной морали в социальной работе охватывают большой спектр реальных отношений специалиста. Например, требования быть гуманным, проявлять любовь к людям, стремиться к достижению общественного блага и блага клиента (см. приложения 1, 2), естественно, являются нормами, которыми социальному работнику следует руководствоваться в повседневной деятельности, однако содержание этих требований является довольно неопределенным; в каждую историческую эпоху они наполнялись специфическим содержанием, отражавшим систему ценностей конкретной эпохи, общества или социальной группы.

Частные нормы профессиональной морали социального работника раскрывают специфику профессиональной деятельности, конкретизируя ту или иную общую норму. Они обобщают лишь какую-либо группу идентичных отношений специалиста к субъекту отношений, а следовательно, до некоторой степени определяют характер действий социального работника. К таким нормам, например, относится честность в отношениях с клиентом и т. п.

Помимо моральных норм, этический кодекс социального работника содержит моральные правила — конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, они отражают динамику развития общественных отношений и системы социальной защиты населения, постоянно обогащаются новыми требованиями к своему содержанию.

Этический кодекс содержит также принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник в своей повседневной деятельности; например, содействовать удовлетворению разумных интересов клиента, быть объективным в оценке его обстоятельств и качеств личности и т. п. Необходимо иметь в виду, что принципы, заложенные в кодексе, носят не абсолютный характер. В случае если они входят в противоречие с нормами и принципами общественной морали, предпочтение следует отдать общественной морали.

Так, например, практически все кодексы содержат в той или иной формулировке принцип конфиденциальности, в соответствии с которым социальный работник имеет право сообщать сведения, полученные от клиента или о клиенте только с его согласия и только тем лицам, которые принимают участие в решении проблем клиента. Однако не исключены ситуации, когда социальный работник может стать обладателем информации о совершенном его клиентом преступлении или других действиях, влекущих за собой ответственность. В этом случае социальный работник должен руководствоваться не столько принципом конфиденциальности, сколько своим гражданским долгом, поскольку соблюдение в данной конкретной ситуации конфиденциальности наносит ущерб общественным интересам и общественной морали.

Вместе с тем этический кодекс социального работника, особенно это касается кодекса, принятого объединением социальных работников многонационального государства, отражает до некоторой степени и обычаи и традиции, сложившиеся в процессе становления первых форм взаимопомощи, благотворительности и затем — социальной работы как специфического вида профессиональной социальной деятельности (см. приложение 2). В традициях российской благотворительности такие формы деятельности, как помощь каждому нуждающемуся («слепня»), общинная и общественная помощь в виде призрения и др. Учет национальных особенностей является важнейшим фактором, влияющим на эффективность социальной работы, ее статус и престиж в обществе.

Этические кодексы, принимаемые в различных странах ассоциациями и союзами социальных работников, непременно содержат требования к качествам личности специалиста. Личность специалиста, ее нравственные качества играют, как уже отмечалось важнейшую роль в повседневной практической деятельности, оказывают воздействие на социальное самочувствие и психологический статус клиента, влияют на моральный уровень всего общества. Понимая это, специалисты обоснованно предъявляют повышенные моральные требования к себе и своим коллегам и вносят в профессиональные этические кодексы требования к качествам личности специалиста.

Личностные качества, необходимые профессиональному социальному работнику, могут быть сведены в две основные

— качества, необходимые в практической деятельности (работе с клиентом или группой клиентов, взаимодействии с коллегами);

— качества, необходимые для профессионального и личностного роста социального работника, его самосовершенствования.

Ряд авторов выносят в отдельную, третью группу волевые качества социального работника. Однако нам представляется, что волевые качества необходимы социальному работнику как в работе с клиентом, так и в работе над собственным профессионально-квалификационным и духовно-нравственным уровнем, поэтому они должны органично входить в обе группы качеств.

Как бы то ни было, социальные работники понимают, что соответствие личности всем тем конкретным требованиям, которые предъявляются к специалисту в области социальной работы, — быть честным, добрым, способным и готовым к сочувствию и сопереживанию, иметь силу воли и др. — свидетельствовало бы о совершенстве личности, которую в реальной действительности найти не так легко. Не всегда возможен и эффективен профессиональный отбор, осуществляемый при приеме на работу или в учебное заведение соответствующего профиля. В связи с этим в кодексах подчеркивается необходимость постоянного профессионального и нравственного совершенствования специалиста, его личностного роста, — что может быть достигнуто в результате самоанализа, и постоянной работы над собой.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что этический кодекс социального работника, при всей его устойчивости и целостности, не является замкнутой системой. Он открыт и динамичен (см. приложения 1, 2), и это понятно: нравственные отношения, нормы и требования, отраженные в кодексе, не могут и не должны быть неизменными, косными; они обязаны отражать не только перемены в обществе, динамику его развития, изменения статуса отдельных социальных групп и индивидов, но и изменения, неизбежно происходящие в связи с этим в самой профессиональной деятельности, ее сущности и содержании, формах и методах. Эти перемены должны отражаться на содержании норм и правил, заложенных в кодексе, должны стимулировать и внесение в него новых, обоснованных, норм и правил, которые будут опосредованно реализовываться в повседневной профессиональной деятельности на любом из уровней социальной работы.

Соблюдение требований этического кодекса социальным работником — не формальность, а необходимое условие эффективности его повседневной практической деятельности, критерий ее общественной значимости и ценности. Соблюдение каждым социальным работником требований этического кодекса становится непременным условием признания и закрепления высокого статуса профессии в обществе, основанием для повышения авторитетности ее представителей, ведет к самоуважению и самоутверждению личности специалиста в профессиональной группе и в обществе.

При всем различии профессиональных этических кодексов, принятых социальными работниками разных стран, все они имеют общие цели и задачи, чем и обусловлено их сходство. Вместе с тем, этические кодексы не могут не иметь различий, связанных со спецификой менталитета различных народов, их национальными обычаями и традициями, уровнем социально-экономического развития и статусом социальной работы в обществе.

Если действия и поведение социального работника в повседневной практической деятельности, ведущие качества его личности, отвечают требованиям профессиональной морали, систематизированной в этическом кодексе, можно сделать вывод, что они соответствуют также понятиям справедливости и добра, общественного и личного блага. Такое соответствие означает, что действия, поведение и личностно-нравственный облик социального работника отвечают требованиям господствующей в обществе морали, ожиданиям общества по отношению к профессии и ее отдельным представителям. Все это дает возможность говорить о социальной работе как о существенном факторе повышения уровня общественной морали. Подобная функция социальной работы осуществляется благодаря ее положительному моральному влиянию как непосредственно на участников процесса деятельности — самих социальных работников, их клиентов и ближайшего окружения, так и опосредованно, на социум в целом.

Источник

Оцените статью