- Вильгельм Швебель (Schwebel)
- Когда правду можно говорить только шепотом значит страну захватили враги
- Похожие цитаты
- Я получил эту роль
- МЫ РАЗДЕВАЛИСЬ ДОЛГО.
- Когда правду можно говорить только шепотом значит страну захватили враги
- Наполним небо добротой
- Прекрасная любовь
- ПИТЕР!
- Нежность без причин
- Где мы летим.
- Черный пес Петербург
- Цыганочка
- Мертвый город. Рождество
- Текст песни ДДТ-Ларек
- Мальчики-мажоры
- Немного Оруэлла
- Дубликаты не найдены
- Дестабилизация через смерть. Убийства как превентивная мера в сохранении господства на оккупированных территориях
- Плакат СССР — военных лет 1941-45 «Что ты лжешь мой конь ретивый»
- Бюро военной пропаганды
- Пропаганда первой мировой
- Пропаганда последних дней
- Ощущения человека, пораженного пулей.
Вильгельм Швебель (Schwebel)
Немецкий учёный и публицист, афорист.
Цитата: 52 — 68 из 228
• Для пытливого ума афоризмы — это формулы жизни, фиксирующие опыт.
• До тех пор пока люди не будут прислушиваться к здравому разуму природы, они вынуждены будут подчиняться либо диктаторам, либо мнению народа.
• Добрый человек — воплощение теории жизни, злой — реальности бытия.
• Если бы было запрещено безнаказанно столько врать, было бы меньше газет.
• Если в обществе кошек и собак больше, чем детей — оно больно.
• Если все мошенники, то это не коррупция.
• Если гормоны с благодарностью отклоняют предложения, значит, началось образование вида.
• Если исходить из того, что даже природа не знает, что она хочет, то успешнее придешь к согласию с самим собой и природой, чем пытаясь найти во всем здравый смысл.
• Если правду можно говорить только шепотом, значит, страну захватили враги.
• Есть немного людей прошлого, с которыми хочется поговорить о будущем, но очень много современников, которых хотелось бы видеть в прошлом.
• Еще не было такой войны, в которой победитель не боролся бы за правое дело.
• Жизнь всегда ставит на тех, кому уже раз повезло.
• За стремлением к власти стоит мечта о гареме.
• За тем, что в человеческом обществе окутано пеленой тайны, часто кроется обыкновенная подлость.
• Завоеватели считают священным и моральным то, что притесняемые ими ненавидят и считают аморальным.
• Заполучить на законном основании чужую собственность всегда считалось благородной целью и тонким политическим искусством государственного управления.
Источник
Когда правду можно говорить только шепотом значит страну захватили враги
Если правду можно говорить только шепотом , это значит , что страну захватили враги.
8 комментариев
Похожие цитаты
Жить надо каждый день полной грудью. Потому что есть еще любовь, есть звезды в небе, на которые надо чаще смотреть, несмотря ни на что. И бриться перед атакой, как настоящие офицеры. В окопе, в грязи, но бриться. Выглядеть прилично — всем сердцем…
Я получил эту роль
Нас сомненья грызут. Я сомнениям этим не рад.
Эта мерзкая тяжесть в груди разбивает любовь.
А пока мы сидим и страдаем, скулим у захлопнутых врат,
Нас колотит уже чем попало, да в глаз или в бровь.
Вот хитрейшие просто давно положили на все.
Налепив быстро мягкий мирок на привычных их телу костях,
Лишь смеются над нами, погрязшими в глупых страстях.
Им давно наплевать на любое, твое и мое.
Я получил эту роль. Мне выпал счастливый билет.
Я получил эту роль. Мне выпал счастливый билет…
… показать весь текст …
МЫ РАЗДЕВАЛИСЬ ДОЛГО.
Мы раздевались долго.
Когда упал последний лист,
Я стал зимой.
Но ты не испугалась,
Ты заискрилась мехом,
Ко мне прижалась
И отдалась со смехом.
Пчел золотистых рой
Нас медом напоил.
И ангел-шестикрыл,
Что над постелью нашей
Музыку листал, зевая,
Наблюдая
Бесконечность счастья,
… показать весь текст …
Источник
Когда правду можно говорить только шепотом значит страну захватили враги
Нас с ним в аду война свела — она друзей не спишет.
Я был герой — рвал удила, он был намного тише.
В сырое небо рвал закат, смерть рядом что-то ела,
Моя душа рвалась в набат, его — тихонько пела.
Мы были разные во всем, цитата — лед да пламень.
Шмелём кипел я под огнем, а он чернел, как камень.
Молчал, и только иногда, когда я наезжаю —
Бросал мне: «Парень, ерунда, Господь нас уважает»
Он отвечал: «Всё ерунда, Господь нас уважает»
Сидим в горах, вокруг зима, хрипит в грязи пехота.
… показать весь текст …
Наполним небо добротой
О, как ничтожны ты и я
Перед нависшею судьбой.
И живы мы, пока друзья
Стоят всегда за нас стеной.
И что мы можем? Можем жить,
Еще, конечно же, любить.
Приятель, выбрось камень свой,
Наполним Небо Добротой.
Наполним Небо Добротой.
Наполним Небо Добротой.
Дебатов море — шум и гам.
Один кричит:»Я не отдам!».
… показать весь текст …
Прекрасная любовь
Мелодии цветов с затеpянным началом
Я слышу эти ноты похожие на сны
Итак…
Когда-то в стаpину с бpодягой обвенчалась
Пpекpасная любовь даpящая мечты
Пpекpасная любовь с бpодягой обвенчалась
Связали их доpоги, хpустальные мосты
Пpекpасная любовь, нам пpаздновать не вpемя —
Кpовавые закаты пылают за pекой
Идем скоpей туда — там ложь пустила сети
И нашим миpом пpавит уpодливой pукой
Пpекpасная любовь, там ждут тебя живые,
… показать весь текст …
ПИТЕР!
Проясняет случайность твоего существования.
Питер — экзистенциальная и метафизическая свобода.
А если проще — никому ты здесь на хрен не нужен,
Не вписывается твоя гармонь
В его симфоническую партитуру.
Этот конь,
В пространстве , изнасилованном архитектурой,
Поедает тебя на ужин.
И поэтому здесь уже не существует народа
В понимании объема нации.
Здесь каждый , если хотите , инопланетного рода.
Пассионарят лишь скинхеды-наци , и
На каждое их «бля» —
Одиночество твоего « я».
«Это был тяжёлый год, вообще для всех тяжёлый: короныч, изоляция, все сидели по домам, все сейчас какие-то надорванные. Но этот год уходит, всё изменилось, и впереди надежда. Оптимизм. Вот о чём эта песня», — объяснил идею текста и клипа Юрий Шевчук.
Уходит, крестясь, год две тысячи двадцать,
Лёгкие наши, как прежде, легки.
Похоронили безвременно павших,
Сплюнули пули, достали стихи.
Ах, нелегко, нелегко…
Небо так близко и далеко.
Новые рифмы смывают грим,
Мир изменился, он стал другим.
Белая птица летит над домами,
На кухнях салюты кипят в инстаграм.
… показать весь текст …
Нежность без причин
Нежность существует без причин, как небо и стихи.
Разожги сигнальные огни, что кончилась война.
Ты танцуешь чудом по ночам — движения легки,
Я радею голый от любви — душа моя полна.
Я лежу, задушенный весной, все песни о тебе,
Как всегда верха не говорят и не хотят низа.
Проигрыш, победа и ничья бродили по судьбе,
А за окном глотала облака Шагалова коза.
Взял и стер, что помнили глаза, оставил дальний свет.
Никакого смысла не ищи, на картах не гадай.
Ты не отвечаешь на звонки уже две…
… показать весь текст …
Где мы летим.
http://youtu.be/yWr8HQayBUQ рок-группа «ДДТ»
Где мы летим? И как уже давно?
Кто нас послал? И кто за все ответит?
Мы — первый камень в первое окно.
Цивилизации холодный ветер.
Разлита суть и не ясны причины.
Но, в этом кайф — движеньем жизнь полна!
Играют в баре джаз суровые мужчины.
В фужере Божоле вращается луна.
Ночь, ночь, ночь…
Ночь, ночь, ночь…
Припев:
… показать весь текст …
Черный пес Петербург
Черный пес Петербург — морда на лапах,
Стынут сквозь пыль ледяные глаза.
В эту ночь я вдыхаю твой каменный запах
Пью названия улиц, домов поезда.
Черный пес Петербург — птичий ужас прохожих,
Втиснутых в окна ночных фонарей.
На Волковском воют волки, похоже
Завтра там будет еще веселей.
Этот зверь никогда никуда не спешит.
Эта ночь никого ни к кому не зовет.
Черный пес Петербург — я слышу твой голос
… показать весь текст …
Цыганочка
Эх, что за жизнь в этот новый день!
Или, слышишь, крест сними или же трусы надень!
Или голый пляши на корпоративниках,
Или в ведре мозги вози в лихих оперативниках.
Или рви, да воруй — всего у нас достаточно!
Иль в эфире озоруй бедово, внутриматочно.
Бог на милость не убог — у Бога всего много,
Пьянка, мордобой, острог, русская дорога
Может быть когда была красивая да ровная,
Да всё разъела, брат, слеза слепая, бездуховная…
… показать весь текст …
На встрече В. В. Путина с организаторами и участниками благотворительного литературно-музыкального вечера «Маленький принц», 29 мая 2010 г. в Петербурге
У Путина — очень своеобразный юмор. Когда мы сидели на том благотворительном чае, где он спросил Шевчука: «Вы кто?», а тот ответил: «Юра, музыкант…», мы же все там должны были изображать некий спектакль, перед нами на столе поставили бокалы с водой, и выглядело всё как застолье. И Юра, видно, волновался, хотя держался очень естественно, и вот Юра взял этот бокал с водой и сказал в конце застолья примерно следующее: всё-таки я верю, что наши дети будут жить в другом государстве, и в этом государс…
… показать весь текст …
Мертвый город. Рождество
Не пройти мне ответом
Там где пулей вопрос,
Где каждый взгляд — миллиметром,
Время — пять папирос.
Мертвый город хоронит
Свои голоса.
Потерялись и бродят
Между стен небеса.
Рождество наступило,
В подвале темно.
Сколько душ погубило
Напротив окно?
Я забыл, что в природе
… показать весь текст …
Что ты вбиваешь в искусство, таким оно и становится. Если ты одержим бесами, они будут кричать в каждом твоем куплете. Если ты продираешься сквозь грязь жизни к свету, это тоже отражается в твоем творчестве.
Выросли перья у тощей зимы.
Серая грязь от Луны до креста.
Затопила дома как кошмарные сны.
Как голодная шлюха после поста.
Реки утюжит ветер-каток.
Из сучьев вылазит зеленый свист.
Пищит вода, гуляет восток,
Ухмыляется запад-контрабандист!
Навалилась беда.
Как на огонь вода!
Сплющила рожу оконным стеклом,
Смотрит в дом!
… показать весь текст …
Текст песни ДДТ-Ларек
Я — осколок электрички, ночь, вокзал, глаза в окно.
Я — промокшие, как спички, небеса в Бородино.
Фонари грызут аллею, паровоз как глыба льда
В черной копоти на реях аороненая орда.
Злой этап, глотают нычки, бьют прикладом сопляка
Зэки спят на перекличке в грязной луже у ларька.
Гражданин начальник скачет документом на ветру,
А на рельсах время плачет будем счастливы к утру.
Жизнь больная, кашель — скука, пьет изжога из реки
Лижет пепел, лает с*ка по движению руки.
В забинтованном вокзале так…
… показать весь текст …
Боже, сколько лет я иду, но не сделал и шаг.
Боже, сколько дней я ищу то, что вечно со мной,
Сколько лет я жую вместо хлеба сырую любовь,
Сколько жизни в висок мне плюет
Вороненым стволом долгожданная да-a-аль !
Черные фары у соседних ворот,
Люки, наручники, порванный рот.
Сколько раз, покатившись, моя голова
С переполненной плахи летела сюда, где
Родина.
Еду я на родину,
Пусть кричат — уродина,
… показать весь текст …
Для времени нет понятия « хватит»,
Время, старик, никогда не спит.
Но пусть этой ночью никто не заплачет,
Пусть никто не будет убит!
Мальчики-мажоры
Юрий Шевчук сочинил текст песни после того, как в 1984 году оказался на банкете в родной Уфе, где веселилась местная «золотая молодежь». Как он потом вспоминал: «Совершенно гнусная была ситуация. Как можно было пройти мимо и не написать ничего!» Чем же так неприятно поразили Шевчука участники того памятного мероприятия, остается лишь догадываться. А еще очень интересно, понимают ли они, что вдохновили лидера «ДДТ» на создание столь известной композиции.
Я чествую вас, сыновья дипломатов,
Юристов, министров и профессоров.
Ожиревших актрис, журналистов, магнатов,
Многотомных поэтов и суперпевцов.
Короче, тех, кого всегда у нас вызывают на «бис».
Тех, кто всегда легко пролезет без виз.
Припев:
Раскройте рты, сорвите уборы —
По улице чешут мальчики-мажоры.
Раскройте рты, сорвите уборы —
На папиных «Волгах» — мальчики-мажоры.
Кичевая дрянь завернута в тело.
… показать весь текст …
Источник
Немного Оруэлла
Дубликаты не найдены
Да, разницу в информации, которые предоставляют западные + украинские СМИ, и российские СМИ, можно оценить по статьям в Википедии, описывающим боевые действия на Украине. Переключаешь язык, и всё переворачивается сверху вниз
Дестабилизация через смерть. Убийства как превентивная мера в сохранении господства на оккупированных территориях
В 1930-е годы в нацистском руководстве полностью сформировалась концепция «идеологического» ведения войны против СССР, главным пунктом которой было уничтожение функционеров государственной и партийной системы. Гитлер полностью обдумал подобные действия в начале 30-х годов как возможность «разложения» противника. Уже в середине 30-х годов военные штабы в своем планировании исходили из того, что главным пунктом в пропаганде, направленной на разложение противника, должен быть призыв к убийству «коммунистов и евреев». В феврале 1941 года Гитлер и Геринг надеялись, что при немецком вторжении советское государство рухнет при условии, что «большевистские руководители будут быстро уничтожены». 17 марта 1941 года Гитлер обосновал убийство советского руководящего слоя: «Мировоззренческая банда еще не удерживает русский народ достаточно твердо. Он будет вырван с устранением функционеров». С точки зрения нацистского руководства, убийства советских политических деятелей должны будут достигнуть две цели: краткосрочная внутриполитическая дестабилизация Советского Союза и среднесрочное облегчение оккупации через уничтожение потенциальных организаторов сопротивления. Около 250 высокопоставленных офицеров, которые должны были быть начальниками штабов и командирами соединений во время нападения на СССР, благосклонно восприняли выступление Гитлера 30 марта 1941 года:
«Борьба двух мировоззрений друг с другом. Отсутствие смертного приговора для большевизма – это тотчас же социальная преступность. Коммунизм – это огромная опасность для будущего… Борьба против России – это уничтожение большевистских комиссаров и коммунистического интеллекта… Войска должны защищаться средствами, которыми они атакуют. Комиссары и работники ГПУ – это преступники, с которыми нужно обращаться соответственно».
Общую реакцию офицерского корпуса Вермахта может продемонстрировать частный случай командующего 18-й армией генерал-полковника Георга фон Кюхлера. 25 апреля 1941 года Кюхлер информировал всех командиров дивизий своей армии, что в будущей войне против СССР население будет делиться на три группы: 1-я группа – крестьяне, 2-я группа – русские солдаты и 3-я группа – политические комиссары, работники ГПУ и советские служащие. По мнению Кюхлера, для крестьян немецкий Вермахт должен являться «освободителем от советского ига». Это должно было пропагандироваться через листовки. Если крестьяне участвуют в борьбе «против нас» — с ними следует обращаться как с «террористами». С русскими солдатами, которые сложили оружие, нужно обращаться как с военнопленными. Естественно, что Кюхлер предостерегал войска от мнимого «ужасного коварства» русских солдат. Политические комиссары и работники ГПУ были указаны Кюхлером как «преступники», которых необходимо сразу передавать военно-полевому суду («Приказ о комиссарах» на тот момент еще не был издан). Убийство советских функционеров являлось для Кюхлера не только как само собой разумеющееся действие, но и как составная часть программы разложения противника: убийство функционеров должно было как бы давать сигнал к восстанию. Рейхсминистр восточных территорий Розенберг подписал в этот день меморандум, в котором также выразил надежду, что местное население убьет комиссаров, не сбежавших после немецкого вторжения.
С февраля 1941 года OKW, через подразделения пропаганды Вермахта (WPr), занялось подготовкой пропагандистских мероприятий для «Плана Барбаросса». Отделения WPr должны были заботиться о маскировке подготовки вторжения, разрабатывать «директивы для войск по отношению к большевикам», воззвания немецким солдатам, листовки для населения оккупированных территорий, учитывая различия в национальности. Был разработан план пропаганды «Барбаросса», содержащий план мероприятий по «разложению русского народа». Весной 1941 года отделения WPr в OKW совместно со штабом Розенберга, активно работали над разработкой призывов к советскому гражданскому населению. Запланированный образ действий осознанно был направлен на провоцирование населения на погромы в отношении коммунистов и евреев. В штабе Розенберга исходили из того, что антисемитские действия должны были приветствоваться всем населением. Считалось также, что «еврейский вопрос» может быть «решен» посредством того, что после оккупации, местному населению «на некоторое время будет предоставлена свобода действий».
Таким образом, убийства и погромы являлись важной составной частью пропагандистской программы разложения. Антисоветская и антисемитская пропаганда ненависти должна была стимулировать советское население к убийствам и погромам, чтобы таким образом облегчить захват и удержание территорий. В начале июля 1941 года Райнхард Гейдрих информировал высших фюреров SS и полиции о будущих заданиях: «Не нужно создавать никаких преград самостоятельным попыткам антикоммунистических и антиеврейских кругов к чисткам. Необходимо наоборот содействовать, разумеется, не оставляя следов». Как следовало из более позднего секретного циркуляра: «Идеологическое разложение должно развиваться, чтобы, в конце концов, война превратилась в гражданскую войну, тем более, что у немецкого Вермахта нет намерения занимать всю территорию Советского Союза».
Расстрел советских партизан. Сентябрь 1941 г.
По представлениям нацистского руководства, убийства коммунистов и евреев должны были не только ускорить внутреннюю дестабилизацию и, затем, крушение СССР, но и облегчать немецким оккупационным инстанциям господство на захваченных территориях. Как было отмечено в документах разведывательного отдела (Ic) 3-й танковой группы – «Отдельные коммунисты и комсомольцы (члены коммунистической молодёжной организации) ждали только случая и команды для того, чтобы начать подстрекать население к восстанию». Немецкое армейское руководство твёрдо считалось с реальностью вооруженного сопротивления на захваченных советских территориях. Немецкие военные специалисты констатировали, что такая «партизанская война» стала составной частью современного метода ведения войны и что этот вид боя будет интенсивно использован, прежде всего, коммунистической стороной. В конце мая 1941 года отдел изучения иностранных армий востока OKH констатировал, что в 1930-е годы в Советском Союзе уделялось пристальное внимание созданию парашютных подразделений, подразделений диверсантов. В своей «Памятке об особенностях русских методов ведения войны» отдел иностранных армий предостерегал войска о русских методах «борьбы за спиной противника», которые будут осуществляться парашютно-десантными войсками, группами саботажа, агентами и подстрекателями».
Летом 1941 года немецкие солдаты снабжались памятками, в которых было подчёркнуто: «Русские – это мастера во всех сферах партизанской войны. Очень велика вероятность в их изобретательности новых методов ведения боя, которые являются бесчестными, недобросовестными. Их способность к садистскому зверству очень велика». От немецких солдат требовалось, чтобы они идентифицировали любое сопротивление у себя в тылу как «партизанское действие», беспощадно убивая всех противников, будь то солдаты или гражданские лица.
Уничтожение коммунистических функционеров и всех подозрительных гражданских лиц являлось перспективой в оценке ситуации немецким армейским руководством: отказ от морали и международного права являлся как бы превентивной защитной стратегией против «партизанской войны» на захваченных территориях. 13 мая 1941 года OKH узаконило подобный образ действия своим специальным приказом по военному судопроизводству: если раньше судебное производство и казни были только прерогативой военного суда Вермахта, то по новому приказу подозреваемые «враждебные гражданские лица» могли быть казнены по распоряжению любого офицера. В приказе имелось наречие «беспощадно», которое характеризовало образ действий в отношении гражданских лиц касательно «партизанской войны» или «интеллектуального» ведения войны в тылу немецких войск. В «Директиве по поведению войск в России» от 19 мая 1941 года, где основные моменты были сформулированы отделом WPr еще в феврале 1941 года, были даны следующие инструкции немецким солдатам:
«Большевизм – это смертельный враг национал-социалистического немецкого общества. Борьба Германии будет вестись с этим вредным мировоззрением и его носителями. Эта борьба требует бесцеремонных и энергичных действий против большевистских подстрекателей, партизан, саботажников, евреев и полного устранения каждого активного или пассивного сопротивления».
Также генерал по специальным вопросам при OKH (General z.b.V. im OKH) Ойген Мюллер, который инструктировал армейских судей и офицеров Ic, 11 июня 1941 года подчеркивал, что «носители вражеской идеологии не концентрируются, а уничтожаются» и что, при определённых обстоятельствах, морально-правовые понятия должны отступать на второй план за «военной необходимостью».
К немедленно убиваемым «партизанам» Мюллер относил каждое гражданское лицо, которое «препятствует немецкому Вермахту, подстрекает, срывает немецкие листовки и плакаты, не следует немецким распоряжениям, консультирует поджигателей и диверсантов и т.д.». Генерал Мюллер четко определял, что в сомнительных случаях часто должно хватать лишь подозрения для вынесения смертного приговора.
Немецкое армейское руководство было уверено, что в процессе захвата территорий, советские функционеры воспримут оккупацию не без сопротивления. Поэтому в «Приказе о комиссарах» от 6 июня 1941 года указывалось, что по отношению к «политическим комиссарам всех видов и должностей» какое-либо «соблюдение международного права неуместно». Собственно, «Приказ о комиссарах» как бы дополнял приказ OKH от 13 мая о военном судопроизводстве, по которому любое гражданское лицо могло быть расстреляно по приказу любого офицера.
Первоначальный проект OKH, предусматривающий убийство всех политических комиссаров, в последствии был несколько смягчен позицией Розенберга. В своём меморандуме от 25 апреля 1941 года Розенберг признавал, что «высокие и наивысшие» комиссары, как «угнетатели народов востока» должны быть уничтожены. Однако Розенберг предлагал воздержаться от «общего уничтожения всех государственных, общественных и сельских функционеров», так как первоначальное управление на оккупированных территориях должно продолжаться прежним способом, иначе «внезапные изменения» повлекут за собой хаос или полную остановку экономической жизни. Однако, что касалось уничтожения политического аппарата Красной армии, то тут руководство Вермахта не допускало никаких ограничений, обосновывая это тем, что «носители пропаганды» ни в коем случае не должны оказывать влияние на военнопленных ни на оккупированной территории, ни на территории Рейха. В конечном счёте, весной 1941 года было принято решение убивать по возможности всех потенциальных организаторов сопротивления и потенциальных пропагандистов. Вот что писал Рейнхард Гейдрих в своём письме от 2.7.1941, адресованном высшим фюрерам SS и полиции, а также командирам айнзатцгрупп:
«Необходимо уничтожать всех функционеров Коминтерна (как и вообще всех коммунистических профессиональных политиков), более высших, средних и низовых радикальных функционеров партии, функционеров ЦК, областных комитетов, народных комиссаров, евреев и прочих радикальных элементов (саботажников, пропагандистов, подстрекателей, партизан и т.д.), если в них больше не нуждаются немецкие органы власти, которые будут некоторое время получать от них справки по экономическим и социальным вопросам в захваченных областях».
Babette Quinkert: Propaganda und Terror in Weißrußland 1941-1944: Die deutsche «geistige» Kriegführung gegen Zivilbevölkerung und Partisanen, Verlag: Schöningh Paderborn, 2009. S. 57-70.
Merkblatt über die Eigenarten der russischen Kriegführung, 1941, OKH/GenStdH/OQu IV, Fremde Heere Ost (II), 25. 1. 1941, BA-MA, RHD 18/233, S. 8. Vgl. auch die geheime Ausarbeitung »Die Kriegswehrmacht der Union der Sozialistischen Sowjetrepubliken (UdSSR)«, Stand Dezember 1941, OKH/GenStdH/OQu IV Abt. Fremde Heere Ost (II) Nr. 4700/41, 1. 12. 1941, 616. Ausfertigung von 1.200, BA-MA, RHD 7/11/4, S. 7 sowie die überarbeitete Fassung des Merkblatts über die Eigenarten der russischen Kriegführung, Neubearbeitung 1942, OKH/GenStdH/OQu IV, Fremde Heere Ost (II), 15. 2. 1942, BA-MA, RHD 6/19/2, S. 9 f.
Babette Quinkert: Propaganda und Terror in Weißrußland 1941-1944: Die deutsche «geistige» Kriegführung gegen Zivilbevölkerung und Partisanen, Verlag: Schöningh Paderborn, 2009. S. 49-57.
Плакат СССР — военных лет 1941-45 «Что ты лжешь мой конь ретивый»
Автор: Власов В.А.
Место публикации: Ленинград, Москва
Техника исполнения: Литография трехцветная
Содержание: Революционный и военно-патриотический плакат. Великая Отечественная война
Сам себе, как прежде верен,
В лжи границ не зная,
Геббельс врет, как сивый мерин,
Бюро военной пропаганды
Бюро военной пропаганды WellingtonHouse было основано в августе 1914 года. Чтобы понять как вести новое дело привекли профессионалов таких как: Артур Конан Дойл (автор Шерлока ), Герберт Уэллс (автор войны миров) и других известных авторов всего 25 человек. Все обязались хранить детали в тайне и о деятельности бюро общественность узнала лишь в 1935 году.
Для немцев придумали своё слово «Hun» варвар
Одной из первых значительных публикаций, выпущенных Бюро, стал Отчёт о предполагаемых немецких злодеяниях в котором были, как фактические, так и предполагаемые преступления совершённые немецкой армией против бельгийского населения.
об издевательствах над военнопленными и мести за это
Но так же бюро прославилось своими фэйковыми новостями, а в частности брошюрой и распространению новости, что в Германии существует завод по переработке трупов людей в корм для свиней и смазку (началось всё с рассказов про неприятный запах с немецкой стороны от фабрики штукатурки и трупы лошадей, а переросло в абсурд с помощью французов), всё это было подкреплено различными рассказами и фотографиями неких специальных поездов и заводов. Статья о германской фабрике трупов (Kadaververwertungsanstalt) появилась во всем известной газете “The Times” и вызвала дебаты.
Подобные вещи могут показаться нелепыми современному человеку, очень важно понимать на кого была рассчитана подобная пропаганда и что в неё верили. Стоит заметить Английская пропаганда в годы Первой Мировой оказалась самой эффективной.
Пропаганда первой мировой
Первые пропагандистские плакаты, первые военные фильмы, военные газеты и даже информационные агентства, не говоря о откровенной лжи, – почти все из того, что сегодня известно как пропаганда, впервые массово было использовано более ста лет назад. Первая мировая создала пропагандистские каноны, отойти от которых не желают до сих пор.
3 августа 1914 немецкие войска вторглись в Бельгию, из-за ожесточённого сопротивления имела место жесткость со стороны немецких войск (нельзя путать с WW2), с самого начала слухи о зверствах солдат кайзера стали использовать в Британской, Французской и Российской пропаганде.
Многие известные художники, писатели принимали участие в создание агиток, карикатур, подложных газет и писем. Их разбрасывали над позициями войск, к слову Франция над немецкими позициями за годы войны сбросила 29 миллионов листовок.
Германия выставляла войну оборонительной, Англия и Франции демонизировали немецких солдат, что так же оказывало влияние на мнения людей в США куда бежало множество бельгийцев которые рассказывали о немецких зверствах.
Через год после начала войны известный английский писатель, Редьярд Киплинг (автор Маугли и многих других известных произведений), написал в газете The Morning Post, что «сегодня мир делится на людей и немцев». Стоит заметить что в 1915 на войне погиб его сын.
Пропаганда выставляла немецких солдат зверьми насилующими детей и монашек, распинающих на крестах солдат и это был не предел. Не стоит думать, что войска Кайзера не отличились в военных преступлениях против бельгийского населений, масштабы по сравнению с WW2 несопоставимы, но имеют место быть.
В отличии от WW2 акты жестокости были по большей части спонтанны, особой ненависти не было.
Масштаб пропаганды в России был гораздо меньше чем в западных странах но достаточно популярными стали карикатуры.
Вот одна из них за авторством Малевича.
Демонизацией врага в той или иной степени занимались все участники конфликта но особо отличилась Англия. Для немцев подобрали своё слово «варвар» (hun)
Тема очень обширная с множеством нелепых и интересных событий со всех воюющих сторон и будет продолжаться.
Пропаганда последних дней
Автор: Евгений Ляхович.
Псс, парень, не хочешь немного тотальной войны? Это именно то, что тебе сейчас нужно, поверь, мы ещё вмажем этим проклятым плутократам-чаехлебам!
Вот примерно что-то такое чревовещал Геббельс в своей знаменитой речи о тотальной войне. Скажем прямо, с 1943 дела у тысячелетней империи шли не очень, дедлайн стремительно приближался с обеих сторон, музыка сталинских органов играла все громче, а живые действительно начинали завидовать мертвым. Запасы рейха скудели день ото дня, народу элементарно становилось нечего жрат и потому, верхушкой третьей империи, было принято волевое решение — изрядно увеличить количество определенных макаронных изделий, выдаваемых на уши каждому гражданину. Решили заменить эрзацы пищи физической на эрзац духовной, история стара как мир.
Впрочем «наш» парень Йозеф был не промах, скажу я вам. Настоящий батька современной пропаганды. Сегодняшние пропаган(доны)дисты и в подметки не годятся этому гордому обладателю титула – глашатай дьявола. Однако прошу, поймите меня правильно, я не столько восхищаюсь талантами Геббельса, сколько сочувствую всем тем бедолагам, которые поверили величайшему пропагандисту всех времён и народов и по его воле отправились умирать на поля общемировой бойни. Давайте сегодня постараемся абстрагироваться от персоналий и поговорим именно о пропаганде в последние дни Третьего рейха как таковой. Ну а поскольку Геббельс является ключевой фигурой для понимания ситуации целиком, не упомянуть его я не могу, уж извините.
Итак, если не можешь победить – попробуй напугать! Принцип, которым руководствуются все представители животного царства и пропаганда. Начиная с лета 43-го, немцам пытались привить «силу через страх», т. е. укрепить стойкость населения, рисуя кошмарные картины зверств, которые будут совершать враги, если победят. Учитывая изрядное количество ходивших по территории Германии фото, видео и устных свидетельств о происходивших на восточном фронте ужасах, поверить в неотвратимость возмездия от русских было не сложно. Страх подпитывался не только внутри, но и снаружи. В ноябре 1943 года западная печать сообщила о требовании Советского Союза предоставить в его распоряжение после войны 1 млн германских рабочих сроком на пять лет для восстановления разрушений. Это заявление было настоящим подарком для Геббельса, он даже написал об этом в своем дневнике: «Подобные требования — наилучший материал для нашей пропаганды. Они очень глубоко впечатляют немцев. Любая мать и жена проклянет саму мысль о том, что ее сын или муж останется после войны в Советском Союзе на принудительных работах. Чтобы избежать такой участи, немцы будут сражаться до последнего вздоха!»
Если на счет русских всё понятно, тут и антибольшевистская обработка населения с 1933-го и Сталинград и прочее, то вот ситуация с англосаксами обстояла несколько сложнее. Несмотря на ежедневные бомбежки, немцы не считали англо-американские войска угрозой большей, чем большевики, в глазах населения они выглядели скорее как достойные противники, люди высокой морали и хорошего чая, такие точно не отправят тебя в Гулаг. Для Геббельса это было проблемой, приходилось объяснять населению, что они должны страшиться «западных оккупантов» не меньше, чем «восточных варваров» и что Черчилль и Рузвельт танцуют под дудку (ну или под трубку, тут уж как хотите) Сталина.
Небольшой спойлер: сколько вермахт не корми, он все равно на запад смотрит «Для немцев нет более ужасной участи, чем попасть в лапы большевиков!» немцы хорошо усвоили этот урок. А вообще это, пожалуй, тема для отдельной статьи — как, почему и куда именно бежали немцы и нацистские преступники. Если интересно – дайте знать, а мы пока что идем дальше.
Именно в этой обстановке Геббельс изобрел новую пропагандистскую концепцию, суть которой он раскрыл только своим сотрудникам. Она обозначалась термином «поэтическая правда», которую следовало отличать от «конкретной правды». «Конкретная правда» означала установленные факты, а «поэтическая» — не более чем фантазии на темы фактов, о которых имелись скудные сведения. Если пропагандисты знали недостаточно о планах противника или о событиях, то, по мнению Геббельса, можно было, «не греша против истины, добавить кое-какие подробности, чтобы заполнить стыки». Допускалось описывать события так, как они «могли бы выглядеть в действительности» или как они «по всей вероятности, происходили».
И если вы, прочтя это, подумали про себя «Вот так новость, пропагандисты врут, ляя куда страна катится, вот так удивил» не спешите высказывать свой сарказм. Да, это для нас ложь – элемент повседневности, а вот людям прошлых веков приходилось до этого самим додумываться, вспомните про колесо и вы поймете, о чем именно я говорю. Метод «поэтической правды» помогал рисовать картинки в умах немцев посредством обычного текста или речи по радио, это была попытка создать мемы до изобретения интернета, вот только «мемы» эти были не про кошечек и собачек, а про жестокости и зверства противника на фронте. В сочетании с плакатами эта «поэзия» работала безотказно.
Как бы то ни было, 45-ый стоял у порога, а потому приемы приходилось менять. В последние годы войны и существования Третьего рейха Геббельс усиленно проводил «политику утешения», разработанную им после Сталинграда и допускавшую признание некоторых неприятных фактов и ситуаций, но при непременном выявлении других, благоприятных событий, которые, конечно, уравновешивали неприятности, а то и вовсе лишали их значения. Мне кажется, женская половина особенно хорошо поймет, о чем я говорю. В ход пошло замещение по типу – да у меня А плохо, НО ЗАТО с Б вообще хорошо. Геббельс писал: «мы, немцы, находимся в абсолютно выигрышном положении, просто многие этого не понимают или не хотят этому верить». Да это абсурд, но в ситуации когда все полимеры пролюблены, на него, родимого, только и остается уповать. Подобная софистика позволяла оправдывать даже явные военные неудачи по типу Сталинграда, отыскивая даже в поражении какие-либо положительные стороны. Да мы отступили, но фронт-то сократился, а значит, нам будет легче. Серьезно, я даже не утрирую, вот пожалуйста вам цитата: «Мы бьемся теперь, упираясь спиной в стену. Это, конечно, опасно, но дает ряд преимуществ. Построив оборону на своей территории, мы избавились от множества неразрешимых проблем, тогда как наши враги могут действовать лишь в ограниченных масштабах и в ограниченное время». Бред? Да, абсолютный! Но в ситуации когда ужасный враг у ворот, а у вас одна винтовка на троих только это и остается. Полное, тотальное и беспросветное отчаяние толкает людей на крайности.
Находясь в подобных, безвыходных ситуациях, начинаешь хвататься за каждую соломинку, будь хоть трижды атеистом, но находясь в бункере рейхсканцелярии под огнем русских орудий – поверишь во что угодно, даже в мистику. И Геббельс поверил. В те «последние» дни, усиленно шла пропаганда через историческую параллель. Вот, дескать, Берлин в осаде, русские идут, и мы почти проиграли как в 1762-м, но ведь Гитлер он же как Фридрих великий, он обязательно победит, надо только чтобы кто-нибудь из руководителей вражеского лагеря умер и тогда вся игра перевернется. Ха, и вы знаете, таки да, умрет Рузвельт – американский президент.
Правда сказка не продлится долго, 20 апреля (день рождения Гитлера) карета превратится в снаряды русских пушек, что уже чуть ли не прямой наводкой бьют по фюрербункеру, а соратники величайшего злодея в истории человечества начнут разбегаться кто куда, лишь бы подальше от тонущего корабля.
Радостные представители фольксштурма
Фантазиям о великой исторической миссии Третьего рейха не суждено было сбыться. Однако Геббельс отличился, он в отличии он многих других не покинул своего «бога» а остался с ним для того чтобы и дальше своими сладкими речами утешать, обреченных на смерть бойцов фолькштурма, которыми он руководил лично и жителей Берлина. Чем мрачнее и безнадежнее выглядела реальность, тем с большим красноречием рисовал он волшебные картины будущего, ожидающего и Германию, и всю Европу.
«После этой войны, — предрекал он, — Германия расцветет как никогда раньше. Все ее разрушенные города и села будут восстановлены в еще лучшем виде, и в них будут жить счастливые люди. Вся Европа переживет такой же подъем. Мы снова станем дружить со всеми людьми доброй воли. Вместе мы залечим глубокие раны войны, обезобразившие наш континент. На тучных пашнях вырастут богатые хлеба, чтобы накормить миллионы нуждающихся и страждущих. Работы будет хватать всем; настанет лучшая весна человечества, несущая счастье и процветание!»
Вот только он вечно забывал добавлять после этого, что лично его ждет лишь капсула с цианидом и пуля в голову, как впрочем, и его жену и их пятерых детей. Не помогли ни сила через страх, ни приукрашательства и додумывания, ни утешения. Стоит заметить, что как в целом тема пропаганды нацистов, так и количество приемов которые они использовали для промывки мозгов населению значительно обширнее, чем позволяет вместить формат заметки, так что, опять же, если желаете почитать об этом поподробнее и при этом не утонуть в море специфической литературы, то попрошу дать автору обратную связь.
P.S. В связи с новыми реалиями вынужден добавить, что данный пост не несет в себе попытку реабилитации и/или восхваления нацизма, ни к чему не призывает и не пытается оскорбить, а так же вызвать какую-либо ненависть или вражду.
P.S.S. Есть замечательный худ.фильм затрагивающий тему этой заметки — Бункер (Der Untergang) 2004 года, крайне рекомендую к просмотру тем, кто хочет проникнуться атмосферой.
Автор: Евгений Ляхович.
А вот тут вы можете покормить Кота, за что мы будем вам благодарны)
Ощущения человека, пораженного пулей.
В книге «Памяти Каталонии» посвященной войне в Испании 1937 года, Джордж Оруэлл, который принимал в ней участие, описывает свои ощущения, которые он испытал в первые моменты когда его ранил снайпер.
Ощущения человека, пораженного пулей, чрезвычайно интересны и я думаю, что их стоит описать подробно.
Случилось это в самом углу парапета в самое опасное время, в пять
часов утра. Солнце поднималось за нашей спиной и вынырнувшая из-за
парапета голова четко рисовалась на фоне неба. Я разговаривал с
часовыми, которые готовились к смене караула. Внезапно, посреди фразы, я
вдруг почувствовал – трудно описать, что именно я почувствовал, хотя
ощущение это необычайно свежо.
Попытаюсь выразить это так: я почувствовал себя в центре взрыва и
увидел слепящую вспышку, почувствовал резкий толчок, – не боль, а
только сильный удар, напоминающий удар тока, когда вы вдруг коснетесь
оголенных проводов; и одновременно меня охватила противная слабость, –
казалось, что я растворился в пустоте. Мешки с песком, сложенные в
бруствер, вдруг поплыли прочь и оказались где-то далеко-далеко. Думаю,
что так чувствует себя человек, пораженный молнией. Я сразу же понял,
что ранен, но решил, – сбили меня с толку взрыв и вспышка огня, – что
случайно выстрелила винтовка моего соседа. Все это заняло меньше
секунды. В следующий момент колени подо мной подогнулись, и я стал
падать, сильно ударившись головой о землю. Почему-то мне не было
больно. Все тело одеревенело, в глазах был туман, я знал, что ранение
тяжелое, но боли, в обычном смысле слова, не чувствовал.
Часовой-американец, с которым я только что разговаривал, нагнулся ко
мне. «Эй! Да ты ранен!» Собрались люди. Началась обычная суматоха.
«Поднимите его! Куда его ранило? Расстегните рубашку!» Американец
попросил нож, чтобы разрезать рубаху. Помня, что у меня в кармане лежит
нож, я попробовал его достать, но обнаружил, что правая рука
парализована. Ничего у меня не болело, и я почувствовал какое-то странное
удовлетворение. Это понравится моей жене, – подумал я. Она всегда
мечтала, что меня ранят, а значит не убьют в бою. Только сейчас я стал
думать – куда меня ранило, серьезная ли рана. Я ничего не чувствовал, но
знал, что пуля ударила где-то спереди. Я попробовал говорить, но
обнаружил, что голос пропал, и вместо него послышался слабый писк,
потом мне все же удалось спросить, куда меня ранило. Мне ответили:
– В горло. Наш санитар Гарри Уэбб прибежал с бинтом и маленькой
бутылочкой алкоголя, который нам выдавали для промывки ран. Когда меня
подняли, изо рта потекла кровь. Стоявший позади испанец сказал, что пуля
пробила шею навылет. Рану полили алкоголем. В обычное время спирт жег
бы невыносимо, но теперь разливался по ране лишь приятным холодком.
Меня снова положили и кто-то побежал за носилками. Узнав, что пуля
пробила шею, я понял, что моя песенка спета. Я никогда не слышал, чтобы
человек или животное выжили, получив пулю в шею. Тонкой струйкой
текла кровь из уголка рта. «Пробита артерия» – пришло мне в голову.
«Сколько можно протянуть с пробитой сонной артерией? – подумалось
мне. – Несколько минут, не больше». Все было, как в тумане. Минуты две
мне казалось, что я уже умер. И это тоже интересно, то есть интересно,
какие мысли приходят в такой момент. Прежде всего – вполне
добропорядочно – я подумал о своей жене. Потом мне стало очень обидно
покидать этот мир, который, несмотря на все его недостатки, вполне меня
устраивал. Это чувство оказалось очень острым. Эта глупая неудача бесила
меня. Какая бессмыслица! Получить пулю не в бою, а в этом дурацком
окопчике, из-за минутной рассеянности! Я думал также о человеке,
подстрелившем меня, – кто он, испанец или иностранец, знает ли он, что
попал в меня, и так далее. Я не чувствовал против него никакой обиды.
Поскольку он фашист, – проносилось в голове, – я бы его убил, если бы
представился случай, но если бы его взяли в плен и привели сюда, я
поздравил бы его с удачным выстрелом. Впрочем, я допускаю, что у
человека, который по-настоящему умирает, бывают совсем другие мысли.
Едва меня положили на носилки, как моя парализованная рука ожила и
начала чертовски болеть. Мне подумалось, что я сломал ее, когда падал; с
другой стороны, боль успокоила меня, ибо я знал, что если человек
умирает, его чувства притупляются. Мне стало немного лучше, и я начал
жалеть четверых бедняг, тащивших, потея и скользя, носилки. До
перевязочного пункта нужно было пройти километра два по скверной,
выбоистой дороге. Я знал, что это значит, ибо несколько дней назад сам
помогал тащить раненного. Листья серебряных тополей, местами
подступавших к нашим окопам, трогали мое лицо. Я думал о том, как
приятно жить в мире, в котором растут серебряные тополя. Но всю дорогу
рука болела нестерпимо, я выкрикивал ругательства и в то же время
старался сдерживать ругань, ибо при каждом выдохе изо рта шла кровь.
Источник