Количество газовозов по странам

Для поставок российского СПГ в Азию заказали армаду газовозов

Под второй завод СПГ в Арктике построят 15 танкеров ледового класса Arc7, что позволит поставлять российский сжиженный газ по Северному морскому пути в Азиатско-Тихоокеанский регион круглогодично. Планируется, что в регион могут пойти все 27 млрд кубометров газа ежегодно.

Проект «Арктик СПГ 2», 60% в котором принадлежит «Новатэку», заключил с ООО «Современный морской арктический транспорт СПГ» (СМАРТ СПГ) договоры о долгосрочном фрахтовании 14 судов-газовозов ледового класса Arc7. Их построят на судостроительном комплексе «Звезда». Всего под второй российский завод СПГ в Арктике планируют 15 судов.

По данным «Коммерсанта», общая стоимость судов составит около $ 5 млрд. В «Совкомфлоте», который вместе с «Новатэком» является учредителем «СМАРТ СПГ», изданию сообщили, что условия фрахтования аналогичны проекту «Ямал СПГ»: 30 лет, до 2045 года.

«Строительство на ССК „Звезда“ 15 современных судов-газовозов высокого ледового класса обеспечивает формирование основного состава арктического флота „Арктик СПГ 2“. Это позволит круглогодично осуществлять транспортировку СПГ по Северному морскому пути в Азиатско-Тихоокеанский регион и обеспечит существенный вклад в развитие российской судостроительной отрасли», — говорится в сообщении «Новатэка».

«С учетом новых тайм-чартерных соглашений, общий объем законтрактованной будущей выручки группы СКФ составил 20 млрд долларов США. Все 15 газовозов данной серии будут зарегистрированы под государственным флагом Российской Федерации, наблюдение за их строительством будет осуществлять Российский морской регистр судоходства (РС)», — заявили в «Совкомфлоте».

Читайте также:  Рассчитайте ресурсообеспеченность страны железной рудой запасы руды 12 млрд тонн

Для первого российского проекта по производству СПГ в Арктике, «Ямал СПГ», также заказывали 15 газовозов. Правда, строили их в Южной Корее.

«Арктик СПГ 2» будет еще более мощным проектом по производству СПГ. Планируется, что ежегодно он будет производить для рынка 19,8 млн тонн сжиженного газа (27 млрд кубометров). Мощность «Ямал СПГ» составляет сейчас 16 млн тонн (22 млрд кубометров).

Источник

Количество СПГ-танкеров в мире уже более 400

На сегодняшний день в мире насчитывается уже более четырехсот СПГ-танкеров. По подсчетам экспертов, учитывая нынешний объем портфеля заказов на суда данного типа, через четыре года судов, занимающихся транспортировкой СПГ, может быть построено уже более 500.

В настоящий момент мировой морской флот насчитывает более четырехсот судов-метановозов. Отметим, что даже развернулись споры о том, какой же именно газовоз стал четырехсотым. Одни считают, что историческим судном стала плавучая установка для хранения и регазификации природного газа «PGN FSRU Lampung», принадлежащая компании «Hoegh LNG» и спущенная на воду 17 апреля 2014 года. Другие склонны полагать, что юбилейным стал СПГ-танкер под названием «Cool Runner» компании «Thenamaris».

Еще в январе 2014 года эксперты прогнозировали, что численность мирового флота СПГ-газовозов перешагнет рубеж в 400 единиц в первом квартале этого года. Однако рыночная ситуация несколько ухудшилась, и некоторые компании, такие как «Golar LNG» и «TMS Cardiff Gas», перенесли сроки поставки своих судов на боле поздний срок. В то время как одни не придают особого значения данному событию, особенно учитывая, что к продаже на слом готовится несколько судов, и в результате численность СПГ-газовозов может откатиться назад, другие убеждены, что для сектора СПГ отметка в 400 судов является эпохальной.

К 2017 году должны быть спущены на воду еще 120 танкеров, которые уже заявлены в портфеле заказов. Для сравнения отметим, для того, чтобы перешагнуть первую сотню судов, сектору СПГ понадобилось 33 года, а уже всего через семь лет в мире было построено 200 газовозов. Дальше – больше: предыдущий бум заказов на суда позволил увеличить флот еще на 100, и это всего за три года. Следующую сотню удалось построить за пять лет.

Несмотря на то, что портфель заказов на новые СПГ-газовозы пополняется не так быстро, как хотелось бы верфям, грядущий рост использования СПГ в качестве судового топлива и необходимость в судах для транспортировки объемов, одобренных для экспорта из США, вероятнее всего приведет к тому, что численность мирового флота СПГ-газовозов перевалит далеко за отметку в 400 судов уже в самом ближайшем будущем.

Источник: Российский Профессиональный Союз Моряков (РПСМ, аффилированный член ITF)

Источник

В пустые хранилища Европы хлынул СПГ

В конце отопительного сезона, во время которого из европейских хранилищ отобрали рекордные объемы газа, в Европу хлынул рекордный поток СПГ. «Газпром» оценивает, что к следующей зиме региону придется закачать в ПХГ в полтора раза больше газа. Российской компании, очевидно, придется разделить выросший спрос с поставщиками сжиженного газа, которые в марте поставили новый рекорд экспорта СПГ в Европу.

По данным ICIS, в марте Европа импортировала рекордные объемы СПГ — 8 млн тонн (11 млрд кубометров). Примерно столько же она получала только зимой и весной 2020 года. По сравнению с январем и февралем этого года поставки выросли в два и более раза.

Как отмечает Bloomberg, 30% поставок в Западную Европу обеспечили грузы из США. EADaily сообщало, что во второй половине марта США вышли на рекордный экспорт СПГ и на подходе к Европе находились десять танкеров, которые должны были разгрузить около 1 млрд кубометров газа в Старом Свете. В числе получателей были и страны — импортеры российского газа — Хорватия и Турция.

Рост поставок СПГ объясняется тем, что ажиотажный спрос в Азии прошел и европейские цены на газ стали привлекательными для продавцов. Сегодня спотовая цена на бирже TTF составляла $ 235 за тысячу кубометров. По сравнению с мартом, последним месяцем отопительного сезона, она даже выросла, так как в Европе израсходовали рекордные объемы газа из хранилищ.

К 1 апреля, по данным GIE, ПХГ Европы были заполнены на 29% — 30,7 млрд кубометров. За отопительный сезон из них отобрали более 70 млрд кубометров. Еще 5,6 млрд кубометров поставили из запасов в украинских хранилищах.

В «Газпроме» заявили, что для восстановления запасов Европе необходимо в этом сезоне закачать на 57% или 23,9 млрд кубометров газа больше, чем в прошлом году. В российской компании отметили, что такие объемы сопоставимы с общим экспортом российского газа во Францию и Нидерланды в 2020 году: «Начавшаяся кампания по заполнению хранилищ обещает стать одной из самых масштабных с 2011 года».

Очевидно, что рост спроса на газ в Европе «Газпрому» придется делить с поставщиками СПГ, которые рекордно наращивают поставки. Сама компания отмечала, что в марте и поставки российского газа были на высоком уровне. Среднесуточный объем поставок в европейское дальнее зарубежье соответствовал среднему зимой.

По данным GIE, закачку газа в хранилища в отдельных странах ЕС начали еще в марте. Однако в полномасштабную она начала превращаться в этом месяце. 4 апреля закачка выросла до 270 млн кубометров в сутки.

Американский блогер RonH писал вчера, что в морях и океанах сейчас находятся 70 танкеров, груженных американским СПГ. В то же время 7 апреля через Суэцкий канал прошел целый караван газовозов из Катара в Европу, по данным Marinetraffic.

Российский экспорт во многом будет зависеть от ценовой конъюнктуры и погоды, говорил EADaily замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач.

Например, с 1 апреля контрактная квартальная цена на российский газ для турецкой госкомпании Botas выросла со $ 170 до $ 209 за тысячу кубометров. Однако и это ниже нынешних котировок на европейских биржах.

«Газпром» пытается поддерживать цены на газ в Европе и собственными «инструментами». Так, «Газпром экспорт» снизил до минимума продажи топлива на своей электронной торговой платформе (ЭТП).

Как сообщало EADaily , в январе — марте поставки «Газпрома» в дальнее зарубежье выросли на 30% — до 52,7 млрд кубометров, сообщила компания. Такой уровень сопоставим с показателями рекордного первого квартала 2018 года.

Источник

Отечественные газовозы напрасно ждут своих заказчиков

Вторая волна активного освоения Арктики продолжается. Если в 2017 году объём перевозок по Северному морскому пути составил 10,7 млн тонн, то по итогам 2018 года он ожидается на уровне 18 млн тонн. По свежим данным Минприроды, 96% из этого составляют природные ресурсы, а оставшиеся 4% – грузы, связанные с их добычей. Пока что сделать из СМП второй Суэцкий канал, заманив на него линейные контейнеровозы, не получается.

Поскольку, природные ресурсы и далее, видимо, будут являться основным грузом, блог ТГД рассказывает, на чём уже вывозится и может вывозиться один из стратегических экспортных товаров РФ – сжиженный природный газ (СПГ).

На данный момент главный поставщик сжиженного газа – расположенный в порту Сабетта завод «Ямал СПГ», куда по сети газопроводов поставляется газ с Южно-Тамбейского месторождения. С запуском третьей линии «Ямал СПГ» сможет производить 16,5 млн тонн СПГ в год. По официальным данным , владельцами уникального предприятия являются российский «Новатэк» (50,1%), французский энергетический концерн Total (20%), Китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC (20%), а также китайский Фонд шёлкового пути (9,9%).

Корейские «Ямалмаксы»

Специально для вывоза СПГ из Сабетты при активном участии финского бюро Aker Arctic был разработан проект танкера-газовоза класса «Ямалмакс» (Yamalmax). Серия из 15 судов, стоимостью около 320 млн долл. каждое, была заказана на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME).

По состоянию на конец ноября в строю находились 7 газовозов. Российской компании, «Совкомфлоту», из них принадлежит всего лишь одно судно – головной газовоз «Кристоф де Маржери» (Christophe de Margerie), работающий на данный момент под флагом Кипра. Собственниками остальных газовозов являются различные консорциумы и фонды из Японии, Китая и Греции.

По данным российского регистра, длина газовоза класса «Ямалмакс» составляет 299 м, ширина – 50,1 м, водоизмещение – 143866 т, осадка – 13 м, эксплуатационная скорость – 19,5 узлов.

Силовая установка – дизель-электрическая. Главные двигатели от Wartsila: 4 по 11700 КВт и 2 по 8775 кВт. Используемые виды топлива: дизельное, мазут, газ (метан).

Перемещается такая махина, способная за один рейс увезти 172,6 тыс. куб. м СПГ, благодаря трём винторулевым колонкам Azipod от ABB мощностью 15000 кВт каждая. Отечественный производитель также оказался задействован: северодвинская «Звездочка» поставляла гребные винты.

Газовозы «Ямалмакс» задумывались как суда, способные не только перевозить значительные запасы газа, но и ходить по Севморпути в несложных условиях без ледокольной проводки. Для этого суда имеют ледовый класс Arc7.

Интересно, что высокий ледовый класс имеет и обратную сторону – эксплуатация в обычных водах такого судна обходится слишком дорого. Поэтому для перевалки СПГ с арктических газовозов на более дешёвые суда на Камчатке и в Мурманской области планируется создать СПГ-терминалы.

Российские проекты

А что же делают отечественные верфи и КБ, задастся логичным вопросом читатель. Проекты есть. По крайней мере на стадии концептов. Так, на прошедшем форуме «Арктика: настоящее и будущее» о своих гражданских проектах напомнило Северное ПКБ.

На стенде ОСК, куда входит бюро, был представлен макет челночного газовоза СПГ ледового класса Arc7. У судна двухтопливная дизель-электрическая установка, две азимутальных винторулевых колонки и носовое подруливающее устройство.

Длина челночного газовоза от Северного ПКБ составляет 252,4 м, ширина 36 м, осадка 9,7 м, грузовместимость – 79,3 тыс. куб. м. Скорость достигает 18 узлов.

Есть в линейке Северного ПКБ и конкурент «Ямалмакса» – газовоз вместимостью 170 тыс. куб. м, газовоз среднего класса Medmax, малый газовоз для региональной транспортировки и судно-бункеровщик СПГ.

Какова же судьба этих проектов? Как отмечают собеседники ТГД, пока российские газовозы существуют на стадии эскизов. К разработке документации бюро готово приступить при появлении заказчика. Здесь, кстати, выбор не очень большой. На всех макетах на борту красуется лого «Совкомфлота», который предположительно станет оператором судов.

Заказчиком же может стать отечественная газовая компания, работающая на рынке СПГ. Теперь их уже две. «Новатэк» вот-вот должен приступить к разработке «Арктик СПГ-2», у «Газпрома» также есть планы работы со сжиженным газом.

Что касается места строительства, то пока в России нет верфей с мощностями и технологиями для постройки таких судов. После модернизации главные претенденты – дальневосточная «Звезда» и петербургская «Северная верфь». Однако корабелам придётся сильно постараться, чтобы заказ вновь не уплыл в Южную Корею.

Источник

Будущее флота СПГ-танкеров в России: подводный атомный танкер в перспективе

Уже есть определенные наработки, позволяющие утверждать, что сегодня Россия стоит на пороге создания собственного флота для перевозки сжиженного природного газа.

СПГ-танкеры арктической зоны

4 сентября прошлого года на Восточном экономическом форуме российские компании «Новатэк» и «Совкомфлот» подписали контракт на создание совместного предприятия «Современный морской арктический транспорт» (СМАРТ). Задача нового предприятия – постройка и дальнейшая эксплуатация флота для перевозки продукции завода по производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ-2».

Предполагается, что создание такого флота обойдется в 5,5 млрд долларов. Эти средства предоставит ВЭБ по лизинговой схеме. Помимо этого, организаторы не возражают против привлечения в проект сторонних инвесторов.

В рамках проекта планируется создать 17 судов класса Arc7, способных ходить по Северному морскому пути. Они будут курсировать между Ямалом и портами перевалки. В западном направлении конечный пункт будет в Мурманске, а в восточном – на Камчатке. Там сжиженный газ будут перегружать на обычные СПГ-танкеры. Такие рейсы будут продолжаться непрерывно, круглый год.

По оценкам специалистов, запасы ископаемого топлива Ямала составляет примерно 13 триллионов кубометров, поэтому любой проект, касающийся природных ресурсов этого региона, планируется на длительный срок.

Создание новых танкеров поручено российскому судостроительному предприятию «Звезда». Их передача в эксплуатацию запланирована на 2023-2025 год.

Танкеры для завода «Арктик СПГ-2» конструктивно будут отличаться от судов, созданных для «Ямал-СПГ», которые предназначались для плавания и через льды, и по открытой воде. В отличие от них, Arc7 предполагается использовать только в Арктике. Поэтому они станут более узкими и мощными, чтобы лучше проходить через льды.

Подводный атомный СПГ-танкер

На пути СПГ-судостроения Россия не занимает позицию догоняющего, а идет своим путем, предлагая нестандартные новаторские решения. Ярким примером тому является создание судов класса Arc7, о которых говорилось выше. Наша страна начала реализацию проекта, учитывая российскую специфику, и приступила к созданию специализированных танкеров для перевозки сжиженного газа через льды Арктики.

Другой проект российских судостроителей и вовсе является уникальным. Они начали работу над созданием первого в мире атомного подводного СПГ-танкера. Этой разработкой занялось Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит». Работы начались весной прошлого года.

Подводная лодка-газовоз разрабатывается для иностранного заказчика. Ее планируют использовать для перевозки газа, добываемого в северных месторождениях, по восточному маршруту.

Информация об этом появилась в виде отчета компании на корпоративном портале.

Последние несколько десятилетий основной специализацией «Малахита» является создание атомных подводных лодок для Военно-морского флота России, поэтому эту организацию и выбрали для разработки СПГ-субмарины.

Морской флот переходит на газ

В последнее время степень загрязнения нашей планеты заставляет ужесточать требования экологической безопасности во всех отраслях, в том числе и на транспорте. В первую очередь обратили внимание на автомобильный транспорт, как на один из самых значительных источников загрязнения атмосферы. Теперь очередь дошла и до других видов транспорта, в том числе и морского.

В частности, Международная морская конвенция заметно ужесточила требования по выбросу вредных веществ в атмосферу.

Поэтому судовладельцам приходится устанавливать сажеуловители, фильтры и другое оборудование для очистки. Из-за этого многие задумались об использовании на судах природного газа, который является одним из самых экологически чистых видов топлива.

Пионером этого направления стала Норвегия, использующая сжиженный газ в качестве топлива для судов уже около 20 лет. За ней последовали Финляндия и Германия. Недавно появились «газовые» разработки и у китайцев. Сейчас таких судов в мире около 150, не менее половины из которых принадлежит Норвегии.

В России тоже начинает развиваться это направление. В частности, известно о проекте постройки Выборгским судостроительным заводом четырех ледоколов для «Атомфлота», мощность которых составит 45 МВт. Их планируют оснастить энергетическими установками, способными работать и на дизельном топливе, и на СПГ.

Испытания СПГ-танкера «Владимир Русанов»:

Перспективы создания судов-бункеровщиков СПГ

Кроме того, с появлением судов, работающих на СПГ, появляется и необходимость создания судов-заправщиков. Вероятность создания судов-бункеровщиков (заправщиков) рассматривала одна из дочерних структур «Газпром нефти».

Стало известно, что КГНЦ (Крыловский государственный научный центр) по собственной инициативе начал рассматривать возможность бункеровки СПГ еще в 2012 году. Поводом для этого стала информация о том, что введение более жёстких требований по вредным выбросам для морских судов стало неизбежным. А в 2013-2014 году уже в рамках госзаказа специалистами научного центра был создан проект небольшого бункеровщика на 3 тысячи кубометров. Проект даже был представлен на нескольких международных выставках.

Помимо этого, КГНЦ разработал целую серию проектов самоходных и буксируемых бункеровщиков и провел модельные испытания. На начальном этапе, пока рынок бункеровки еще не стал большим, разработчики предложили выпускать баржи со съемными грузовыми модулями, чтобы их можно было быстро перепрофилировать в бункеровщики и обратно.

Таким образом, Россия готовит почву, чтобы своевременно отреагировать на массовый переход морских судов на СПГ-топливо.

Похоже, у Российской Федерации появляется возможность занять собственную нишу в СПГ-судостроении, найдя свою специализацию, а не пытаясь копировать достижения лидеров в этой отрасли. Наша страна просто вынуждена это делать, ведь завоевывать новые рынки на других континентах для отечественного газа без собственного флота СПГ-танкеров просто невозможно.

Источник

Оцените статью