Количество погибших космонавтов по странам

Печальная правда: 5 космических катастроф c гибелью космонавтов

История покорения космоса имеет и трагическую сторону. В общей сложности во время неудачных космических полетов и подготовки к ним погибло около 350 человек. Помимо космонавтов в это число также входят местные жители и персонал космодромов, которые погибли в результате падения обломков и взрывов. В данной статье мы рассмотрим пять катастроф, где жертвами стали непосредственно пилоты космических кораблей. Самое печальное, что большинство аварий можно было избежать, но судьба распорядилась иначе.

Аполлон-1

Число погибших: 3

Официальная причина: искра из-за короткого замыкания в плохо изолированной проводке

Первая в мире космическая катастрофа со смертельным исходом произошла 27 января 1967 года с американскими космонавтами во время тренировки в командном модуле корабля миссии «Аполлон-1».

В 1966 году в полном разгаре шла лунная гонка между двумя сверхдержавами. Благодаря спутникам-шпионам, США знала о строительстве в СССР космических кораблей, которые, возможно, доставят советских космонавтов на Луну. Разработка кораблей «Аполлон»,в связи с этим, проводилась в большой спешке. Из-за этого, естественно, страдало и качество технологий. Запуск двух беспилотных версий AS-201 и AS-202 успешно произошел в 1966, а на февраль 1967 был намечен первый пилотируемый полет на Луну. Для тренировок экипажа на мыс Канавералл был доставлен командный модуль корабля «Аполлон». Проблемы начались с самого начала. Модуль был серьезно недоработан, и инженерные корректировки десятками вносились прямо на месте.

27 января должна была произойти запланированная имитационная тренировка в модуле для проверки работоспособности всех бортовых приборов корабля. В кабину вместо воздуха был заправлен кислород с азотом в соотношении 60% на 40%. Тренировка началась в час дня. Проходила она при постоянных неисправностях — были проблемы со связью, и космонавты постоянно чувствовали запах гари, как вследствие выяснилось — из-за короткого замыкания в проводке. В 18:31 по внутренней связи раздался крик одного из космонавтов: «Пожар в кабине! Я горю!». Через пятнадцать секунд, не выдержав давления, модуль лопнул. Прибежавшие сотрудники космодрома не смогли ничем помочь — космонавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи погибли на месте от многочисленных ожогов.

Читайте также:  Годы независимости моей страны казахстан

Союз-1

Число погибших: 1

Официальная причина: отказ тормозной парашютной системы/недоработки при производстве космического корабля

23 апреля 1967 года было намечено грандиозное событие — первый в истории запуск советского космического корабля серии «Союз». По плану первым запускался «Союз-1» с пилотом Владимиром Комаровым. Затем планировалось запустить корабль «Союз-2» с Быковским, Елисеевым и Хруновым на борту. В открытом космосе корабли должны были состыковаться, а Елисеев и Хрунов перейти в «Союз-1». На словах все звучало масштабно, но с самого начала что-то пошло не так.

Сразу после пуска «Союза-1» не открылась одна солнечная батарея, нестабильно работала система ионной ориентации, и отказал солнечно-звездный датчик ориентации. Миссию пришлось прекратить в срочном порядке. Полет «Союза-2» отменили, а Владимиру Комарову было приказано вернуться на Землю. Здесь тоже возникли серьезные проблемы. Из-за отказа систем и смещения центра масс было невозможно сориентировать корабль на торможение. Благодаря своему профессионализму, Комаров практически вручную сориентировал корабль и удачно вошел в атмосферу.

После того как корабль сошел с орбиты, был подан тормозной импульс и произведено аварийное отсоединение отсеков. Однако на последней стадии приземления спускаемого аппарата не раскрылись основной и запасной тормозной парашюты. На скорости около 150 км/ч спускаемый аппарат врезался о поверхность Земли в Адамовском районе Оренбургской области и загорелся. Аппарат был полностью разрушен при столкновении. Владимир Комаров погиб. Причину отказа тормозной парашютной системы установить не удалось.

Союз-11

Число погибших: 3

Официальная причина: преждевременное открытие вентиляционного клапана и дальнейшая разгерметизация кабины

1971 год. СССР проиграл лунную гонку, но в ответ создал орбитальные станции, на которых в перспективе можно было оставаться месяцами и заниматься исследованиями. Успешно прошла первая в мире экспедиция на орбитальную станцию. Экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева пробыли на станции 23 дня, однако, после серьезно пожара на ОС космонавтам было приказано вернуться на Землю.

На высоте 150 км. произошло рассоединение отсеков. В тоже время непроизвольно открылся вентиляционный клапан, который должен был открываться на высоте 2 км. Кабина стала заполняться туманом, который конденсировался вследствие падения давления. Спустя 30 секунд космонавты потеряли сознание. Еще через 2 мин давление упало до 50 мм. рт. ст. Так как на космонавтах не было скафандров, они погибли от удушья.

Несмотря на тот факт, что экипаж не отвечал на вопросы ЦУПа, вхождение в атмосферу, торможение и посадка прошли успешно. После этого трагичного инцидента пилотов «Союза» стали в обязательном порядке снабжать скафандрами.

Шаттл Челленджер

Число погибших: 7

Официальная причина: утечка газа в элементах твердотопливного ускорителя

Середина 1980-х годов была настоящим триумфом для американской программы «Спейс-Шаттл». Успешные миссии проходили одна за другой в необычайно короткие интервалы, которые иногда составляли не более 17 дней. Миссия «Челленджера» STS-51-L была знаменательна по двум причинам. Во-первых, она побила предыдущий рекорд, так как интервал между миссиями составил всего 16 дней. Во-вторых, в составе экипажа «Челленджера» была школьная учительница, задача которой было провести урок с орбиты. Данная программа должна была вызвать интерес к космическим полетам, который в последние годы немного поутих.

28 января 1986 года космический центр имени Кеннеди был переполнен тысячами зрителей и журналистов. За прямой трансляцией наблюдало около 20% населения страны. Шаттл взмыл в воздух под крики восхищенной публики. В начале все шло хорошо, однако затем стали заметны клубы черного дыма, выходящие из правого твердотопливного ускорителя, а затем появился факел огня, исходящий из него.

Спустя несколько секунд пламя стало значительно больше из-за сгорания утекшего жидкого водорода. Примерно через 70 секунд началось разрушение внешнего топливного бака, затем последовал резкий взрыв и отсоединение кабины орбитера. Во время падения кабины астронавты оставались живы и находились в сознании, ими даже были приняты попытки по восстановлению подачи энергии. Но ничего не помогло. В результате удара кабины орбитера об воду, на скорости 330 км/ч, все члены экипажа погибли на месте.

После взрыва шаттла многочисленные камеры продолжали снимать происходящее. В объективы попали лица шокированных людей, среди которых были и родственники всех семи погибших астронавтов. Так был снят один из самых трагических репортажей за всю историю телевидения. После катастрофы был введен запрет на эксплуатацию шаттлов сроком на 32 месяца. Также была доработана система твердотопливных ускорителей, а на всех шаттлах стали устанавливать парашютную систему спасения.

Шаттл Колумбия

Число погибших: 7

Официальная причина: повреждение теплоизоляционного слоя на крыле аппарата

1 февраля шаттл «Колумбия» успешно возвращался на Землю после удачной космической миссии. В начале вхождение в атмосферу шло в штатном порядке, но позже тепловой датчик на левом крыле передал в ЦУП аномальное значение. От внешней обшивки откололся кусок теплоизоляции, в результате чего вышла из строя система термозащиты. После этого зашкалили за минимум четыре датчика гидравлической системы корабля, а буквально через 5 минут связь с челноком оборвалась. Пока персонал ЦУПа пытался связаться с «Колумбией» и выяснить, что произошло с датчиками, один из сотрудников увидел в прямом эфире уже разваливающийся на куски шаттл. Весь экипаж из 7-ми человек погиб.

Эта трагедия нанесла серьёзный удар по престижу американской космонавтики. На полет шаттлов вновь был наложен запрет на 29 месяцев. В дальнейшем они выполняли только критически важные задания по ремонту и обслуживанию МКС. Фактически, это был конец существования программы «Спейс-шаттл». Американцы вынуждены были обратиться , с просьбой к России о транспортировке космонавтов на МКС на российских кораблях «Союз».

Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.

Источник

Случаи гибели космонавтов

С 1961 года при выполнении космических полетов погибли 18 человек: 13 американских астронавтов (в том числе две женщины), первый израильский астронавт и четыре советских космонавта.

Катастрофы произошли либо при запуске космических кораблей (2 случая), либо при их возвращении с орбиты (2 случая).

24 апреля 1967 года при возвращении из испытательного полета на космическом корабле «Союз-1» погиб советский космонавт Владимир Комаров. Причина — отказ парашютной системы спускаемого аппарата.

30 июня 1971 года произошла разгерметизация спускаемого аппарата корабля «Союз-11» (СССР), которая привела к гибели Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. Космонавты задохнулись на высоте около 100 км. Они летали без скафандров, так как размеры спускаемой капсулы не позволяли разместить трех человек в спасательных костюмах.

28 января 1986 года спустя 73 секунды после старта с космодрома на мысе Канаверал на высоте около 15 км над землей взорвался американский шаттл Challenger («Челленджер») с семью астронавтами на борту. В результате корабль разрушился в воздухе. Оторвавшаяся кабина с экипажем, которая не была оборудована парашютами и другими средствами спасения, на большой скорости врезалась в воду.

Погибли Фрэнсис Скоби, Майкл Смит, Эллисон Онизука, Рональд Макнейр, Джудит Резник, Грегори Джарвис и Шарон Маколифф, которая не была профессиональным астронавтом и выиграла полет в конкурсе «Учитель в космосе». Позже было установлено, что причиной катастрофы стала техническая неисправность, которая привела к утечке раскаленных газов. Они прожгли оболочку внешнего топливного бака корабля, наполненного жидким кислородом и жидким водородом, что спровоцировало взрыв.

1 февраля 2003 года произошла катастрофа с шаттлом Columbia («Колумбия»), который возвращался на Землю после 16-дневной миссии. При входе в плотные слои атмосферы корабль разрушился. Погибли все семь членов экипажа: американские астронавты Рик Хазбэнд, Уильям Маккул, Дэвид Браун, Лорел Кларк, Майкл Андерсон, Калпана Чавла и первый израильский астронавт Илан Рамон. Причиной катастрофы стало разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла шаттла. Этот участок теплозащиты был поврежден еще во время старта 16 января.

Источник

Жертвы космической гонки

Первого погибшего члена отряда космонавтов звали Валентин Бондаренко. В конце 10-суточного пребывания в сурдобарокамере он снял с себя датчики, протер освободившиеся места ватой со спиртом и неосторожно выбросил этот кусочек. Вата попала на спираль раскаленной электроплитки и мгновенно вспыхнула. В атмосфере чистого кислорода огонь быстро распространился на всю камеру. Из-за большого перепада давлений было невозможно быстро открыть дверь. Когда камеру открыли, Бондаренко был еще жив. Через восемь часов он скончался от ожогового шока. Это случилось за 19 дней до полета Юрия Гагарина.

Валентина Васильевича похоронили в Харькове, где жили его родители. На обелиске высечена надпись: «Светлой памяти от друзей-летчиков». Только в 1980-х годах в надписи появилась приписка: «-космонавтов СССР».

«Мы с мамой после гибели отца прожили в Звёздном городке еще несколько лет и уехали к родным в Харьков, — рассказывал сын космонавта. — Думали, там полегче жить. Отдали здесь двухкомнатную квартиру и получили такую же в Харькове. Помогали ли нам? Матери за отца выплачивали около 100 рублей в месяц, пока мне не стукнуло шестнадцать. Больше никто о нас не вспоминал…»

В СССР все связанное с космосом было строго засекречено, поэтому о гибели члена отряда космонавтов нигде не сообщалось. Информация о В. В. Бондаренко была рассекречена только в 1985 году.

Американцы сумели отправить человека на орбиту Земли лишь спустя 9 месяцев после полета Юрия Гагарина. Для спасения пошатнувшегося престижа страны Президент США Джон Кеннеди дал зеленый свет программе строительства кораблей, способных долетать до Луны и возвращаться обратно.

Именно такой трехместный корабль «Аполлон» и положил начало списку жертв среди американцев. Астронавты Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи задохнулись в дыму во время наземной подготовки к полету, который был запланирован на 21 февраля. Причиной пожара в кабине «Аполлона-1» опять стал кислород (все первые космонавты дышали не воздухом, а разреженным кислородом – так достигалась экономия полезной нагрузки, так как воздух на 80% состоит из бесполезного азота).

К трагедии привела цепь нелепых случайностей. Некоторые провода были плохо изолированы и механики оставили внутри гаечный ключ. Один из астронавтов переложил этот ключ, задев электропроводку. Из-за короткого замыкания вспыхнула внутренняя обшивка, в которой использовались горючие материалы. Сложная конструкция люка и его замков не позволила экипажу спешно открыть люк изнутри. Комиссия установила, что астронавты погибли от отравления продуктами горения через 14 секунд после возгорания…

После пожара пилотируемые полеты по данной программе были задержаны на полтора года. Первый такой корабль с космонавтами, «Аполлон-7», полетел в космос только в октябре 1968 года после проведения расследования и внесения многочисленных улучшений в конструкцию кабины.

Советский космонавт Владимир Комаров погиб при завершении программы полета корабля «Союз-1», когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют. Стропы запасного парашюта скрутились из-за вращения спускаемого аппарата. На большой скорости корабль врезался в землю в пустынной местности в Оренбургской области и загорелся. Дублером Владимира Комарова был не кто иной, как Юрий Гагарин. После этой катастрофы первому космонавту планеты окончательно запретили дальнейшие полеты на орбиту.

Во многих публикациях утверждается, что когда Комаров падал вниз, на прослушивающих станциях в Турции американцы слышали, как космонавт матерился, проклиная тех, кто послал его на неподготовленном к полету корабле. Глава советского правительства Косыгин позвонил по видеотелефону сообщить о том, что Комаров герой. Жене тоже удалось поговорить с космонавтом и она спросила, что ей сказать детям. Косыгин плакал. Когда начался последний этап спуска, американская разведка якобы слышала крики и переводчики уловили слова о том, что жар в кабине становится нестерпимым…

Полет «Союза-1» был осуществлен в ненужной спешке — накануне праздника Первомая. Запуск произошел, несмотря на то что техники указывали на множество недочетов. В интервью газете «Правда» от 17 мая 1967 года Юрий Гагарин подверг критике решение дать добро на неподготовленный полет Владимира Комарова. А меньше чем через год – 27 марта 1968-го — сам Гагарин погибнет в тренировочном полете на истребителе МиГ-15.

Майкл Адамс был испытателем ракетоплана North American X-15 — первого пилотируемого летательного аппарата, совершавшего суборбитальные космические полеты. Ракетоплан мог достигать границу между атмосферой и космосом, которая официально установлена на высоте 100 километров.

X-15 по сути был первым многоразовым космическим кораблем. Основной задачей проекта было изучение полета на гиперзвуковых скоростях, оценка теплозащитных покрытий, а также исследование психофизиологии астронавтов при управлении в верхних слоях атмосферы. Любопытно, что в группе пилотов Х-15 с 1960 по 1962 год был легендарный в будущем Нил Армстронг, который совершил на таких ракетопланах несколько полетов (один из них показан в недавно вышедшем фильме «Человек на Луне»).

15 ноября 1967 года Майкл Адамс совершал свой седьмой полет на ракетоплане. Во время возвращения на Землю по неустановленным причинам Х-15 внезапно стал неуправляемым и разрушился в воздухе. Это сыграло немалую роль в закрытии проекта, который послужил основой для создания космических челноков (шаттлов).

По окончании программы полета корабль «Союз-11» с тремя космонавтами на борту — Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым — приземлился в Казахстане. Прибывшая на место посадки поисковая группа обнаружила всех троих космонавтов мертвыми. Космонавты погибли от декомпрессионной болезни, вызванной резким падением давления в спускаемом аппарате. Расследование показало, что во время посадки на высоте 150 километров самопроизвольно открылся один из вентиляционных клапанов и весь воздух из спускаемого аппарата ушел за борт.

Гибели космонавтов можно было избежать, если бы у них имелись скафандры. Но со времен «Восхода-1» в советские корабли, рассчитанные максимум на двух космонавтов, старались посадить троих (чтобы быть не хуже американцев, чьи корабли уже реально были трехместными). Из-за тесноты скафандры в наших кораблях просто не помещались.

На «Союзе-11» должен был лететь совсем другой экипаж: Алексей Леонов — первый человек, совершивший выход в открытый космос, а также Валерий Кубасов и Пётр Колодин. Во время предполетного медосмотра врачи обнаружили в одном из легких Кубасова небольшое затемнение. Весь экипаж отстранили от полета и заменили дублирующим. Этот ошибочный рентгеновский снимок спас им жизнь. Никакого туберкулеза у Кубасова не оказалось и позднее он дважды успешно слетал в космос, притом один раз вместе с Алексеем Леоновым по программе первого международного космического полета «Союз-Аполлон».

В этот день на глазах у тысяч зрителей во время старта с мыса Канаверал взорвался корабль многоразового использования «Челленджер». Причиной трагедии стала неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя, вызвавшего утечку раскаленных газов. А также и то, что запуск осуществлялся при температуре минус 2°С, тогда как рекомендованной температурой воздуха для взлетов было 11 и более градусов тепла.

Экипаж «Челленджера» состоял из семи человек: командир Фрэнсис Скоби, второй пилот Майкл Смит, научные специалисты Эллисон Онидзука, Джудит Резник и Роналд МакНейр, специалист по полезной нагрузке Грегори Джарвис, а также учительница из Бостона Криста Маколифф, победившая в конкурсе «Учитель в космосе».

В результате поисково-спасательной операции со дна Атлантики были подняты многие фрагменты челнока, в том числе и кабина экипажа. Выяснилось, что 3 члена пережили разрушение «Шаттла» и были в сознании — ими были включены персональные приборы подачи воздуха. «Шаттлы» тогда не имели системы аварийного покидания, которой они были оборудованы лишь после этой катастрофы, и шансов на спасение у экипажа не было. Разработанная позже система аварийного спасения все равно не смогла бы спасти экипаж в условиях той катастрофы. При ударе жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 км/час астронавты испытали колоссальную 200-кратную перегрузку. Для сравнения, при аварийном спуске одного из кораблей «Союз» была зафиксирована 26-кратная перегрузка.

С челноками связаны не только две самые скорбные даты в истории покорения космоса, но и День космонавтики США. Он отмечается в этой стране… 12 апреля, но не только в память о полете Гагарина. Дело в том, что запуск самого первого корабля многоразового использования (это была «Колумбия») «совпал» с 20-летием со дня первого полета человека в космос.

1 февраля 2003 года корабль «Колумбия», который совершал свой 28-й полет, потерпел крушение перед самой посадкой. Катастрофа произошла из-за разрушения углепластикового слоя обшивки на левом крыле. В момент старта обшивка была повреждена падением на нее фрагмента кислородного бака. В ходе посадки на Землю горячие газы от трения с атмосферой проникли внутрь конструкции, левая стойка шасси перегрелась и взорвалась, что привело к разрушению всего левого крыла и гибели корабля.

Вместе с «Колумбией» погибли командир Ричард Хасбанд, второй пилот Уильям МакКул, бортинженер Калпана Чавла, специалист по полезной нагрузке Майкл Андерсон, специалист по зоологии Лорел Кларк, врач Дэвид Браун и первый израильский астронавт Илан Рамон.

Аналогом американских челноков был советский корабль «Буран», который, совершил свой первый полет 15 ноября 1988 года. Группу разработчиков обшивки «Бурана» возглавлял бывший ректор Ижевского механического института академик Алексей Липанов. К великому сожалению, тот полет корабля «Буран» оказался единственным, а потому сравнение качества советской и американской теплозащиты челноков так не было проверено временем…

Источник

Оцените статью