Сколько учителей не хватает миру
ФОТО: ГЕННАДИЙ МИХЕЕВ / ПГ
Сегодня, 5 октября, более чем в 100 странах отмечается Всемирный день учителей.
Международный профессиональный праздник работников образования, во многих государствах совпадающий с ежегодными национальными торжествами, учрежден в 1994 году.
Исторической предпосылкой для его появления стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей. В результате представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда были подписаны «Рекомендации, касающиеся статуса учителей».
С 1994 года Россия тоже отмечает День учителя по всемирному календарю. Ранее праздник выпадал на первое воскресенье октября.
Во Всемирный день учителя ООН предлагает родителям и всем гражданам вспомнить о том, как изменил их жизнь хороший наставник.
В последние годы в мире наблюдается массовый отток специалистов из образовательной сферы из-за сокращения бюджета, неприемлемых условий труда, старения кадров.
По данным Института статистики ЮНЕСКО, только для обеспечения всеобщего начального образования к 2030 году странам необходимо привлечь дополнительно 3,3 миллиона учителей.
Инвестиции в учителей — вклад в будущее, напоминает ЮНЕСКО. Международное сообщество и правительства должны объединить усилия для оказания поддержки педагогам и обеспечения качественного образования во всем мире. Особенно в странах, где проживает наибольшее количество детей, не охваченных школьным образованием.
Источник
Образование в цифрах: 2019
Краткий статистический сборник содержит основные показатели, характеризующие в динамике развитие общего, среднего профессионального, высшего образования, профессионального обучения и дополнительного образования в Российской Федерации. Представлены ключевые индикаторы развития образования в странах ОЭСР. В сборнике использованы данные Росстата, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Федерального казначейства, ОЭСР, а также собственные разработки Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Содержание
Наглядно об образовании: 2018
1. Уровень образования населения
1.1. Уровень образования взрослого населения: 2015
1.2. Удельный вес взрослого населения, имеющего основное общее образование и ниже (МСКО 0, 1 и 2), в общей его численности по странам: 2017
1.3. Удельный вес взрослого населения, имеющего высшее образование (МСКО 6, 7 и 8), в общей его численности по странам: 2017
1.4. Удельный вес населения в возрасте 25–34 лет, имеющего высшее образование (МСКО 6, 7 и 8), в общей численности населения данной возрастной группы по полу и странам: 2017
1.5. Охват образованием населения в возрасте 5–29 лет по странам: 2017
2. Финансирование образования
2.1. Государственные расходы на образование
2.2. Государственные расходы на образование по отдельным уровням бюджетной системы
2.3. Государственные расходы на образование по подразделам классификации расходов бюджетов
2.4. Государственные расходы на образование в процентах от общих государственных расходов по странам: 2018
2.5. Государственные расходы на образование в процентах к валовому внутреннему продукту по странам: 2018
2.6. Государственные расходы на образование в расчете на одного обучающегося по подразделам классификации расходов бюджетов
2.7. Объем платных услуг населению в системе образования
2.8. Расходы домашних хозяйств на оплату услуг образования
2.9. Средние потребительские цены на отдельные виды услуг образования
3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность
3.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
3.2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования
3.3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования
3.4. Образовательные организации высшего образования
3.5. Организации, осуществляющие подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре
3.6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам профессионального обучения
3.7. Организации дополнительного образования, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей
3.8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам
4. Численность и состав обучающихся
4.1. Численность обучающихся по уровням образования и странам: 2017
4.2. Численность воспитанников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
4.3. Численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования
4.4. Средний размер класса (наполняемость класса) по странам: 2018
4.5. Подготовка квалифицированных рабочих, служащих
4.6. Выпуск квалифицированных рабочих, служащих по предметным областям и отдельным укрупненным группам профессий
4.7. Подготовка специалистов среднего звена
4.8. Выпуск специалистов среднего звена по предметным областям и отдельным укрупненным группам специальностей
4.9. Численность студентов, прием на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры
4.10. Прием на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по научным областям
4.11. Выпуск бакалавров, специалистов, магистров
4.12. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре
4.13. Численность иностранных студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена и программам высшего образования (МСКО 5, 6, 7 и 8), по странам: 2018
4.14. Численность слушателей, завершивших обучение по программам профессионального обучения
4.15. Численность учащихся организаций дополнительного образования, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей
4.16. Численность слушателей, завершивших обучение по дополнительным профессиональным программам
5. Персонал организаций, осуществляющих образовательную деятельность
5.1. Численность обучающихся в расчете на одного учителя (преподавателя) по странам: 2018
5.2. Удельный вес женщин в общей численности учителей (преподавателей) по странам: 2018
5.3. Воспитатели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
5.4. Учителя организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования
5.5. Преподаватели образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования
5.6. Мастера производственного обучения образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования
5.7. Профессорско-преподавательский состав организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры
5.8. Педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения
5.9. Педагогические работники организаций дополнительного образования, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей
5.10. Профессорско-преподавательский состав организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
дополнительным профессиональным программам
6. Материально-техническая база образовательных организаций
6.1. Основные фонды образования
6.2. Ввод в действие мощностей образовательных организаций
6.3. Техническое состояние и благоустройство зданий дошкольных образовательных организаций
6.4. Здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования: техническое состояние, благоустройство и доступность для инвалидов: 2017
6.5. Оснащенность учебного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования
6.6. Обеспеченность студентов общежитиями
6.7. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 обучающихся в образовательных организациях: 2017
7. Цифровые компетенции студентов
7.1. Навыки работы с прикладными программами у студентов в зависимости от уровня образовательных программ и места проживания: 2017
7.2. Навыки работы с цифровым оборудованием у студентов в зависимости от уровня образовательных программ и места проживания: 2017
7.3. Навыки коммуникации в цифровой среде и работы с цифровой информацией у студентов в зависимости от уровня образовательных программ и места проживания: 2017
7.4. Цифровые компетенции у студентов программ среднего профессионального и высшего образования и занятых в экономике: 2017
7.5. Основные и углубленные цифровые компетенции у студентов программ среднего профессионального и высшего образования: 2017
7.6. Использование интернета для обучения и самообразования студентами программ среднего профессионального и высшего образования: 2017
7.7. Интернет-активность студентов программ среднего профессионального и высшего образования в России и странах – членах Европейского союза: 2017
Методологические комментарии
Россия в международных рейтингах
1. Население в цифровой реальности
1.1. Доступ к интернету в домашних хозяйствах
1.2. Доступ к интернету в домашних хозяйствах
по странам: 2016
1.3. Соотношение тарифов на услуги доступа к интернету
Источник
Мониторинг / бюджетный сектор
В бюджетных организациях социальной сферы и науки в РФ трудятся 5,8 млн человек, следует из итогов статистического наблюдения Росстата в этой области за январь—март 2016 года. Речь, поясним, идет об организациях в федеральной, региональной и муниципальной собственности. Всех бюджетников социальной сферы Росстат делит на 12 категорий. Самая многочисленная — средний медицинский и фармацевтический персонал (медсестры, фельдшеры, акушерки, зубные врачи и другие) — 1,392 млн человек. Их средняя зарплата по России в первом квартале этого года составляла 26,9 тыс. руб. в месяц (от 16,2 тыс. руб. в Карачаево-Черкесии до 72,5 тыс. руб. в Ненецком АО). В Москве они получали в среднем 52,4 тыс. руб.
Вторая по численности группа — педагогические работники образовательных учреждений общего образования (учителя школ). Их в стране 1,225 млн. Средняя зарплата — 32 тыс. руб. (от 17 тыс. руб. в Алтайском крае до 76 тыс. руб. на Чукотке). В Москве учителя-бюджетники получали в январе—марте этого года 66,3 тыс. в месяц. С большим отрывом по численности следуют педагогические работники дошкольных учреждений — 603 тыс. человек. Их средняя зарплата по РФ — 25,2 тыс. руб. (от 13 тыс. руб. в Алтайском крае до 55 тыс. руб. на Чукотке). В Москве — 35,3 тыс. руб. Наконец, врачей (с высшим медицинским или фармацевтическим образованием) в РФ 572 тыс. человек. Их средняя зарплата — 46,1 тыс. руб. в месяц (от 27,6 тыс. руб. в Северной Осетии до 108,5 тыс. руб. в Ненецком АО). В Москве — 74,8 тыс. руб. в месяц.
Напомним, доходы большей части бюджетников соцсферы зависят от успешности выполнения майских указов президента от 2012 года. По представленному Госдуме 18 мая отчету Счетной палаты, из-за нехватки финансирования (из необходимых регионам на указы в 2015 году 3 трлн руб. им недоставало 444 млрд руб., или 15% от потребности) не были достигнуты запланированные показатели средней зарплаты педагогических работников детсадов, учителей, социальных работников и младшего медицинского персонала. Отметим, впрочем, что речь в любом случае идет о повышении номинальных доходов — в реальном выражении рост (там, где он состоялся) был съеден инфляцией, которая за 2012-2015 годы составила порядка 40%.
Источник
Сколько работают и получают учителя за рубежом: интересные факты
О том, сколько в среднем получают российские учителя и от чего зависит их зарплата, мы подробно рассказывали здесь . Сегодня поговорим о том, как оплачивается и из чего состоит труд зарубежных педагогов.
Money, money, money…
В 2018 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты исследования, касающегося зарплат воспитателей и учителей в 37 странах. Суммы, полученные педагогами в течение года, переведены в американские доллары. Все данные мы указали в диапазоне от и до, где нижняя граница – зарплата учителя начальных классов без опыта работы, верхняя – учителя старших классов со стажем более 15 лет.
Сначала предлагаем рейтинг самых высоких окладов по странам.
Теперь антирейтинг – список стран с самыми низкими зарплатами (границы диапазона те же).
Сюда же можно отнести еще три страны, где низкая оплата труда у начинающих учителей младших классов . К сожалению, в исследовании не приводится зарплата конкретно в этих государствах у учителей старших классов с большим стажем.
- Латвия – от 14 494.
- Бразилия – от 14 775.
- Эстония – от 22 178.
Исследование Сассекского университета коснулось 35 стран, часть из которых не была затронута в аналитическом труде ОЭСР. Здесь также указана средняя годовая зарплата учителей в американских долларах. Таким образом, к странам-лидерам добавляются:
- Сингапур – 50 249.
- Испания – 47 864.
- Канада – 43 715.
- Тайвань – 40 821.
- Финляндия – 40 491.
В свою очередь, антирейтинг пополняют следующие страны:
Добавим, что в Казахстане учителя получают 2700 долларов в год, в Кыргызстане – 2000.
Поскольку стоимость проживания в разных странах различается, причем зачастую весьма существенно, логичнее сравнивать зарплаты педагогов, пересчитывая их в доллары США, но не по курсам, устанавливаемым национальными банками, а по паритету покупательной способности (ППС). ППС – соотношение двух или нескольких денежных единиц, валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определенному набору товаров и услуг. Рассчитывается ежегодно Всемирным банком для валют большинства стран на основе сравнения стоимости одинаковых наборов товаров и услуг в странах со стоимостью аналогичной корзины в США.
Кроме того, известно, что уровень зарплаты учителей связан с уровнем экономического развития страны, который можно оценить размером внутреннего валового продукта (ВВП) на одного жителя (оба показателя измеряются в долларах ППС). Как показало исследование от Teaching Abroad, по соотношению средней зарплаты за год и подушевого ВВП педагоги в некоторых не самых богатых странах Азии и Африки находятся в более выигрышном положении, чем их коллеги в Европе.
Лидерами рейтинга Teaching Abroad называет Кот-д’Ивуар (плюс 62%), Китай (плюс 44%) и Марокко (плюс 13%), а аутсайдерами – Венесуэлу (минус 98%), Аргентину (минус 92%), Казахстан (минус 91%), а также Словакию (минус 85%) и Литву (минус 84%).
«Ты меня уважаешь?»
Американка Джонни Тиллмон, боровшаяся в середине прошлого века за социальные права, сказала: «Зарплата – это мерило уважения общества к данной профессии». В действительности это не так. Согласно исследованию The Global Teacher Status Index 2018, проведенному в 35 государствах, наиболее престижным труд учителя считается в странах (по убыванию):
- Китай (с большим отрывом),
- Малайзия,
- Россия,
- Индонезия, Южная Корея, Турция,
- Индия.
А в этих странах (по возрастанию) профессию педагога трудно назвать престижной :
Немного о нагрузке
Естественный вопрос: если зарплата в разных странах у учителей так сильно отличается, то, наверное, и нагрузка тоже разная? Безусловно. Вот только не всегда эти показатели находятся в прямой зависимости.
ОЭСР изучила нагрузку учителей в 35 странах. В начальном, среднем и старшем школьных звеньях количество часов разное, поэтому выясним, сколько времени работают преподаватели конкретно в средних классах. Оказалось, что в течение года больше всего рабочих часов предлагают взять педагогам в следующих государствах:
А в этих странах учителям обеспечивают минимальную нагрузку в течение года :
Источник