Колониальное прошлое стран латинской америки

Латинская Америка под колониальным гнётом (до подъёма освободительного движения в конце XVIII в.)

Колониальные захваты в Америке в конце XV — середине XVII вв.

Латинская Америка под колониальным гнётом (до подъёма освободительного движения в конце XVIII в.)

Говоря об исторических судьбах американских индейцев, Ф. Энгельс отмечал, что «испанское завоевание оборвало всякое дальнейшее самостоятельное их развитие» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 31).

Завоевание и колонизация Америки были обусловлены сложными социально-экономическими процессами, происходившими в европейском обществе; среди них немалую роль играли рост городов, развитие торговли, вызревание в недрах феодального общества капиталистических отношений. Колониальные захваты в Новом Свете, как и в других местах, сопровождались ограблением, порабощением и истреблением местного населения. Из колоний потоком хлынули в Европу золото, серебро, пряности, добываемые дешёвым трудом крепостных и рабов. Хищническая эксплуатация колониальных народов была для нарождавшейся европейской буржуазии одним из источников первоначального накопления капитала. Проникновение завоевателей во внутренние области Америки продолжалось и во второй половине XVI в., а завоевание и колонизация многих районов затянулись на гораздо более длительный период, так как коренное население (особенно арауканы, населявшие Южную Чили и горные районы Перу) оказывало упорное сопротивление колонизаторам. В середине 30-х гг. XVI в. происходили массовые восстания в Перу, в конце XVI в. беглые рабы (симароны) удерживали в своих руках обширные земли на Карибском побережье Центральной Америки и Тихоокеанском побережье Перу. Яркой страницей антиколониальной борьбы негров-рабов было образование так называемой Палмарис республики (1630—97). Пытаясь укрепить своё господство па захваченных землях, колонизаторы усиленно насаждали свои религии (главным образом католицизм), языки. Поскольку большинство завоевателей говорило на романских языках, имеющих латинскую основу, и колонизаторы перенесли их в свои владения в Америке, возникло название — Латинская Америка. Открытие и колонизация Америки европейцами способствовали развитию феодального строя в странах американского региона, оказали влияние на формирование психического склада и культуры народов Америки. Вместе с тем эти события значительно ускорили процесс развития капитализма в Европе и вовлечения в его орбиту необъятных пространств Америки. По словам Маркса и Энгельса, открытие Америки подготовило создание всемирного рынка (см. там же, т. 4, с. 425).

Читайте также:  Пул номеров страны не активны

В 1535 из испанских владений в Северной и Центральной Америке было сформировано вице-королевство Новая Испания. В его состав к концу XVIII — началу XIX вв. входила вся территория современной Мексики (кроме Чьяпаса) и южная часть нынешних США. Колонии Испании в Южной Америке, за исключением её Карибского побережья, и юго-восточная часть Центрального Америки были объединены в 1542 в вице-королевство Перу. Некоторые области, номинально подвластные вице-королю, фактически являлись самостоятельными политико-административными единицами, которыми управляли генерал-капитаны, подчинявшиеся непосредственно мадридскому правительству. Так, большую часть Центральной Америки занимало генерал-капитанство Гватемала. Испанские владения в Вест-Индии и на побережье Карибского моря составляли (до второй половины XVIII в.) генерал-капитанство Санто-Доминго. В состав вице-королевства Перу входило генерал-капитанство Новая Гранада. В ходе завоевания в наиболее крупных колониальных центрах учреждались административно-судебные коллегии, обладавшие консультативными функциями (см. Аудьенсия). Границы территории, находившейся под юрисдикцией каждой аудьенсии, в некоторых случаях совпадали с границами соответствующего генерал-капитанства. В XVIII в. административно-политическое устройство испанских колоний претерпело изменения. Новая Гранада была в 1718 преобразована в вице-королевство. Куба в 1764 выделилась в генерал-капитанство. В 1776 было создано вице-королевство Ла-Плата, куда вошли Буэнос-Айрес и другие провинции современной Аргентины, Парагвай, Верхний Перу (нынешняя Боливия), Восточный берег (как называли в то время территорию Уругвая). В 1777 статус генерал-капитанства получила Венесуэла, в 1778 — Чили. В 1795 Испания уступила Санто-Доминго Франции.

Высшую власть в колониях Испании осуществляли вице-короли и генерал-капитаны. Им подчинялись губернаторы провинций. Городами и сельскими округами правили коррехидоры и старшие алькальды, индейскими селениями — наследственные старейшины — касики, а в дальнейшем выборные старосты. В 80-х гг. XVIII в. в Испанской Америке было введено административное деление на интендантства, состоявшие из округов. Вице-короли были подотчётны в своих действиях лишь королевскому правительству и Совету по делам Индий (основан в 1511) в Мадриде, который с начала XVI в. фактически управлял колониями в Америке. Решения и рекомендации Совета по делам «Индий» подлежали утверждению короля. В городах Испанской Америки существовали муниципальные органы — кабильдо или аюнтамьенто, деятельность которых контролировалась колон. администрацией. Они занимались вопросами местного благоустройства, городскими финансами, разбором уголовных и гражданских дел. Управление португальской колонией Бразилия, главным городом которой была Баия, а с 1763 — Рио-де-Жанейро, осуществлял первоначально генерал-губернатор, а со второй половины XVII в. — вице-король, которому были подчинены капитанства.

Читайте также:  С какими странами возобновилось сообщение

Экономическая жизнь Латинской Америки полностью определялась интересами метрополий, рассматривавших колонии прежде всего как источник получения драгоценных металлов и продуктов плантационного хозяйства. Обрабатывающая промышленность была развита чрезвычайно слабо. Колон, власти тормозили развитие промышленности в Америке, чтобы сохранить за метрополией монополию на ввоз готовых изделий. Политика колониальных держав определяла и положение в сельском хозяйстве колоний. Опасаясь конкуренции, власти запрещали выращивать виноград, оливы, лён, разводить шелковичных червей. Внутренняя торговля в колониях развивалась слабо, что объяснялось низкой покупательной способностью основной массы населения, а также государственной монополией на продажу соли, спиртных напитков, табачных изделий, игральных карт, гербовой бумаги, пороха и других товаров. На протяжении большей части колониального периода экономические связи стран Латинской Америки ограничивались лишь торговлей с метрополией. Товары из Испании в Америку и обратно вплоть до последней четверти XVIII в. перевозили специальные флотилии, периодически отплывавшие под усиленной охраной первоначально из Севильи, а с 1717 — из Кадиса. В 70-х гг. XVIII в. испанским колониям было разрешено торговать между собой.

Колонизаторы грабили и истребляли коренное население, захватывали его земли, порабощали и угнетали индейцев, которые миллионами гибли от непосильного труда, голода и болезней. На островах Вест-Индии они были почти полностью уничтожены уже к середине XVI в. В Мексике и Перу численность индейского населения также резко сократилась. В Бразилии к концу XVI в. большая часть индейцев была истреблена либо укрылась в труднодоступных глубинных районах. В связи с массовым уничтожением индейцев и нехваткой рабочих рук в Америку с начала XVI в. начали ввозить негров-рабов из Африки. Они составляли главную массу непосредственных производителей на островах Вест-Индии, в прибрежных районах Новой Гранады и Венесуэлы, в Бразилии, где трудились на плантациях, в горнодобывающей промышленности, мануфактурах. Там, как писал К. Маркс, был создан «…соответствующий рабскому труду способ производства» (там же, т. 12, с. 724). Его специфической формой стало плантационное рабство, своего рода синтез архаичной формы эксплуатации с производством на рынок. В континентальной части Испанской Америки, за исключением южного побережья Карибского моря, основной рабочей силой оставались индейцы, система эксплуатации которых к концу XVI — началу XVII вв. приняла преимущественно феодально-крепостнический характер. Значительная часть индейцев была прикреплена к поместьям, владельцам которых они передавались на «попечение» якобы с целью приобщения к европейской цивилизации и привития христианских добродетелей. Индейцы должны были платить оброк (золотом, одеждой, продовольствием) или отбывать барщину в рудниках и поместьях своих владельцев (см. Энкомьенда). Часть индейцев находилась под непосредственной властью короны. С них взималась подушная подать. Индейцы обязаны были жить в своих селениях и не могли менять место жительства без разрешения властей. Они отбывали трудовую повинность: работали на рудниках и плантациях, на строительстве дорог, мостов и т. п. В Перу эта повинность называлась мита, в Мексике — репартимьенто.

В процессе захвата земель коренных жителей многие из них сгонялись со своих участков и вынуждены были наниматься к помещикам в качестве батраков. Некоторым индейцам оставлялись их наделы на правах так называемой аренды, причём за пользование землёй так называемые арендаторы обязаны были работать на её нового владельца и отдавать ему часть урожая, таким образом они превращались со временем, как правило, в наследственных долговых рабов-пеонов (см. Пеонаж). Пеонаж широко распространился в XVII в. и особенно в XVIII в. Индейцы прикреплялись также к обширным владениям духовных миссий — так называемым редукциям. Особенно много редукций насчитывалось в Парагвае, где в начале XVII в. обосновался иезуитский орден (см. Иезуитов государство 1610—1767). Церковь облагала индейцев всевозможными поборами, получала большие доходы от сбора десятины, платежей за требы, от ростовщичества, «добровольных» пожертвований населения. Духовенство пользовалось различными привилегиями, было освобождено от налогов и повинностей. К концу XVIII — началу XIX вв. большинство коренного населения Латинской Америки, лишившись личной свободы, а зачастую и земли, оказалось фактически в кабальной зависимости. Однако в некоторых труднодоступных районах оставались независимые племена, не признававшие власти захватчиков. В отдельных областях существовало свободное крестьянство: льянерос — на равнинах (льяносах) Венесуэлы и Новой Гранады, гаучо — в южной Бразилии и на Ла-Плате. В Парагвае основной формой землевладения являлись мелкие и средние хозяйства (чакра) свободных и полусвободных крестьян; в Мексике имелись мелкие земельные владения хуторского типа — ранчо.

Привилегированную верхушку колониального общества составляли уроженцы метрополии — испанцы и португальцы, занимавшие почти все высшие административные, военные и церковные должности. Обладая номинально равными с ними правами, потомки европейцев, родившиеся в Америке (креолы), на деле подвергались дискриминации и лишь в виде исключения назначались на высокие посты. Они пополняли ряды колон. интеллигенции и низшего духовенства, занимали второстепенные должности в административном аппарате и армии. Среди них были также мелкие землевладельцы, ремесленники, хозяева небольших предприятий, рудников. Кроме того, в Латинской Америке имелось многочисленное население, образовавшееся в результате смешения разных этнических элементов — метисы, мулаты, самбо, ладино и др. Они были лишены гражданских прав: не допускались на административные и военные должности, к участию в выборах муниципальных органов и т. д. Представители этой категории занимались ремеслом, розничной торговлей, служили управляющими и надсмотрщиками у богатых помещиков, составляли большинство мелких землевладельцев.

Политика колонизаторов вызывала недовольство широких слоев населения (включая креольских помещиков, купцов, владельцев рудников и промышленных предприятий). На протяжении XVI—XVIII вв. не прекращались народные восстания, которые приобрели особый размах во второй половине XVIII в.: выступления индейцев Новой Испании (1761, 1767), восстание под руководством Тупак Амару II в Перу (1780—83), комунерос восстания в Новой Гранаде и Парагвае, «заговор трёх Антонио» в Чили (начало 80-х гг.), заговор Тирадентиса в Бразилии (конец 80-х гг.), заговор Гуаля и Эспаньи в Венесуэле (1797) и др. Значит. воздействие на рост патриотических настроений и пробуждение национального самосознания оказали выдающиеся просветители X. И. Бартолаче, X. А. Альсате, X. Б. Диас де Гамарра-и-Давалос (Мексика), Ф. Э. де Санта-Крус-и-Эспехо (Эквадор), С. Родригес (Венесуэла). Частичные реформы, проведённые в 60—80-х гг. XVIII в. испанским правительством (разукрупнение вице-королевств, отмена некоторых монополий, предоставление ряду портов Латинской Америки права свободной торговли с метрополией, изгнание иезуитов и др.), не устранили основных препятствий, тормозивших развитие производительных сил колоний. Некоторые представители имущих классов колониального общества рассчитывали добиться отделения от метрополии при помощи враждебных ей держав. Позицию этих кругов наиболее ярко выражал Ф. Миранда, на протяжении 80—90-х гг. безуспешно пытавшийся в борьбе с испанскими колонизаторами заручиться поддержкой США, России, Великобритании, Франции. Подъёму освободительного движения народов Латинской Америки способствовала Война за независимость английских колоний в Северной Америке 1775—83 и Великая французская революция.

Колониальные владения в Латинской Америке в конце XVIII в.

Крепость Ла Фуэрса в Гаване — одна из старейших в Латинской Америке.
Построена в 1558—89.
Архитекторы Б. Санчес, М. Асейтуно.

Источник

Колониальный период в Латинской Америке — образование латиноамериканского общества

В конце XV века знаменитый путешественник Христофор Колумб впервые проложил морской путь из Европы к берегам Америки. Следом за ним на запад устремились многочисленные корабли, чтобы покорять и исследовать новые земли. Людей, которые отправлялись открывать новые территории, чаще всего испанцев, называли конкистадорами, что переводится как завоеватели. И действительно, экспедиции европейцев чаще всего носили именно завоевательной характер.

Захват американских территорий

Используя современные военные технологии, которых не знали коренные американцы, конкистадоры смогли захватить огромные территории и утвердить на них свою власть. Экспедиция Кортеса, Бальбоа, Писаро помогли Испании утвердить свое господство на территориях Флориды, Калифорнии, Мексики, большей части южной Америки. Также своими колониями в новом свете обзавелись такие европейские державы, как Англия, Голландия, Франция и Португалия. Завоевание американского континента началось в конце XV века и продолжалось до XVII, когда власть европейских государств над Америкой будет уже весьма и весьма прочной.

Структура управления в колониях

Территории южной Америки и Карибского перешейка в основном были захвачены двумя государствами: Испанией и Португалией. Испанцы и португальцы на этих территориях установили свою власть, установили свою религию, распространяли свои языки. В принципе структура испанской власти в колониях очень напоминала структуру управления в самой Испании. Выглядела она примерно так: наверху находился вице-король, которому подчинялись генерал-губернаторы. Они управляли крупнейшими департаментами новых колоний. Также они назначали чиновников в города — губернаторов.

Среди губернаторов находились самые, наверное, важные и широко распространенные чиновники Испании в южной Америке, назывались они коррехидоры и управляли мелкими городками, сельскими областями и так далее. Наконец, в самом низу находились так называемые касики — это старейшины, управлявшие индийскими селениями. Власть короля была очень велика. Он держал в своих руках всю администрацию, он мог контролировать промышленность, торговлю, имел определенные вооруженные силы. Испанцы твердо обустроились на новых землях.

Экономическое развитие колонии

Экономическое развитие колонии было полностью подчинено интересам метрополий. Испания, Португалия, другие страны относились к своим новым территориям исключительно, как источникам дешевых продуктов питания, драгоценных камней и других материалов. Разумеется, они тормозили, собственно, экономическое развитие захваченных стран. Так, мануфактуры появлялись очень-очень медленно на территории южной Америки и разве, что только к началу XVIII века. Почему?

Потому что Испании было не выгодно, чтобы местные мануфактуры могли конкурировать, собственно, с испанскими производителями. Тоже самое относится и к сельскому хозяйству. Боясь конкуренции испанцы запретили выращивать виноград, лен, разводить шелковичных червей. По их приказу были вырублены огромные виноградники, тутовые рощи и так далее. Испанцы хотели, чтобы в колониях выращивались только те виды культур, которые не произрастают в самой Испании.

Религия в колониях

Важным элементом колониальной системы южной Америки являлась католическая церковь. Дело в том, что приехавшие с запада священники, пасторы обладали огромным влиянием на массы местного населения. Действительно, большое количество исконных жителей Америки приняли новую веру.

И вера, религия точнее, стала инструментом влияния запада на южную Америку. Тем инструментом, с помощью которого содержались в покорности племена индейцев.

Естественно, церковь имела и большие выгоды от своей деятельности в южной Америке. Монахи заставляли индейцев работать на себя, облагали их дополнительными поборами, сгоняли на строительство церквей и храмов. Они пользовались огромным числом привилегий. Например, духовенство не платило налоги. Духовенство имело право на собственную судебную деятельность и прочее. В итоге, церковь постепенно стала крупнейшим землевладельцем в южной Америке. Одним из самых богатых и могущественных организаций нового света.

Ввоз на территории колоний рабов-негров

К моменту начала европейского завоевания Америки, население ее было невелико. Разумеется, завоевание проходило весьма кроваво и демографическая проблема становилась достаточно серьезной на этих территориях. Более того, захватив новые территории, европейцы обращались с покоренными народами весьма и весьма жестко. Поэтому часто возникали эпидемии, которые уносили большое количество жизней.

На неимоверно тяжелых работах погибало большое количество людей. В итоге, постепенно южная Америка начала, как бы, вымирать. Разумеется, это было очень невыгодно митрополиям. Ведь, чем больше рабочих рук, тем больше будет поставляться золота, тем больше будет поставляться других продуктов и тем богаче будут жить сами колонизаторы.

Решение было найдено следующее: с XVI века в южную Америку начинают ввозить рабов — негров.

Масштаб этой деятельности был совершенно невероятно огромным. Вплоть до того, что сегодня в ряде латиноамериканских стран потомки привезенных негров составляют большинство населения. Именно они становятся основной рабочей силой в южной Америке. Отчасти это улучшает положение коренных американцев, индейцев. Однако, все равно до XVIII века и среди них тоже будет распространено рабство. Положение и индейцев, и африканцев на территориях колоний было очень плачевным, тяжелым. В итоге, постепенно, покоренные народы начинают подниматься против своих завоевателей и уже век XVIII будет проходить под знаком многочисленных вооруженных восстаний и выступлений против власти Испании.

Освободительная борьба против завоевателей

На протяжении всего периода колониального владычества европейцев над южной Америкой захваченные народы вели освободительную борьбу против испанцев и португальцев. Однако, первые действительно серьезные успехи можно отнести лишь концу XVII века, когда произойдет революция рабов на Гаити, приведшая к созданию первого независимого латиноамериканского государства.

Революция началась в 1790-х годах и возглавил ее замечательный талантливый полководец, сын раба, негр по имени Туссен-Лувертюр. Ему удалось нанести ряд важных поражений своим врагам и фактически освободить большую часть Гаити. Однако, ему не суждено было воспользоваться плодами своих побед. Дело в том, что в это же время во Франции приходят к власти новый Наполеон и как только он сможет разобраться со своими основными проблемами в Европе, то посылает войска для того, чтобы вернуть непокорные гаитянские владения.

Когда французские войска прибудут, то большинство бывших сторонников Туссена-Лувертюра предаст его. Его отдадут французам и в 1702 году он будет отправлен на территорию Франции, где будет доживать свои годы в тюрьме. Однако, большая часть населения Гаити не смирилась с этим поражением и продолжала борьбу, результатом которой станет то, что в начале XIX века Гаити таки будет признана независимой республикой.

Пример Гаити станет путеводной звездой для большого количества в латиноамериканских странах народов.

Отныне все больше и больше будет шириться освободительное движение, и уже не за горами будет конец испанского владычества над этими территориями.

Источник

Оцените статью