- Комитеты постоянные и специальные
- Содержание
- Постоянные комитеты
- Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений
- Комитет экспертов, учрежденный на 1506-м заседании Совета Безопасности в связи с вопросом о создании категории ассоциированных членов
- Комитет по приему новых членов
- Комитет экспертов по правилам и процедурам
- Специальные комитеты
- Африка
- Намибия
- Специальный подкомитет по Намибии
- Специальный подкомитет, учрежденный резолюцией 276 (1970) Совета Безопасности
- Сейшельские Острова
- Специальный комитет, учрежденный в соответствии с резолюцией 507 (1982) Совета Безопасности по Сейшельским Островам
- Южная Африка
- Комитет экспертов Совета Безопасности по мерам в отношении вопроса о расовом конфликте в Южной Африке
- Замбия
- Специальный комитет, учрежденный резолюцией 455 (1979)
- Индонезия
- Комитет добрых услуг по индонезийскому вопросу
- Подкомитет, учрежденный резолюцией 132 (1959) в связи с докладом Генерального секретаря по Лаосу
- Европа и Ближний Восток
- Подкомитет по испанскому вопросу
- Подкомитет по вопросам пролива Корфу
- Подкомитет по вопросу о назначении губернатора Свободной территории Триест
- Подкомитет по вопросу о Палестине
- Комитеты по общим вопросам
- Специальный комитет по обзору мандатов
- Подкомитеты по согласованию вопросов после общего обсуждения
- Совет Безопасности Российской Федерации
- История создания, правовой статус, структура и основные направления деятельности
Комитеты постоянные и специальные
Совет Безопасности регулярно учреждает комитеты, которые оказывают Совету помощь в его работе. В состав комитетов входят представители всех стран — членов Совета, и их заседания обычно проводятся в Центральных учреждениях. Постоянные комитеты, являющиеся комитетами открытого состава, в основном учреждались для рассмотрения процедурных вопросов, таких как принятие новых членов. Специальные комитеты создаются на определенный срок для рассмотрения конкретного вопроса. Совет также часто учреждает комитеты по контролю над санкциями и другими обязательными мерами. Ниже приводится перечень постоянных и специальных комитетов, учрежденных Советом Безопасности, их краткое описание, подготовленное на основании материалов Справочника, а также ссылки на разделы Справочника, в которых освещается их деятельность. Они сгруппированы по региональному признаку с последующей разбивкой по соответствующим районам или субрегионам и представлены в хронологическом порядке начиная с комитетов, учрежденных в последнее время.
Содержание
Постоянные комитеты
Хотя указанные ниже постоянные комитеты рассматриваются во всех приведенных изданиях Справочника, во многих случаях в соответствующие периоды никакой существенной деятельности в комитетах не происходило.
Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений
Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений был создан 11 января 1972 года для изучения вопроса о созыве заседания Совета в столице одной из африканских стран и разработки общих руководящих принципов для применения в аналогичной ситуации, предусмотренной в пункте 3 статьи 28 Устава Организации Объединенных Наций.
Комитет экспертов, учрежденный на 1506-м заседании Совета Безопасности в связи с вопросом о создании категории ассоциированных членов
Комитет экспертов был учрежден 27 августа 1969 года в целях изучения вопроса о создании категории ассоциированных членов Организации Объединенных Наций для недавно провозгласивших независимость малых государств.
Комитет по приему новых членов
Комитет по приему новых членов был учрежден 17 мая 1946 года в целях изучения любого заявления о приеме в члены Организации. Более подробную информацию о роли Совета Безопасности в приеме новых членов в Организацию Объединенных Наций см. также в разделе Другие функции и полномочия Совета.
Комитет экспертов по правилам и процедурам
Комитет экспертов по правилам и процедурам был учрежден 17 января 1945 года для рассмотрения вопроса о разработке временных правил процедуры.
Специальные комитеты
Африка
Намибия
Специальный подкомитет по Намибии
Специальный подкомитет по Намибии был учрежден 29 июля 1970 года для разработки рекомендаций по изучению путей эффективного осуществления соответствующих резолюций Совета в свете решительного отказа Южной Африки уйти из Намибии. Кроме того, Специальному подкомитету по Намибии было поручено провести обзор всех договоров и соглашений, чтобы установить, заключали ли государства соглашения, предусматривающие признание прав Южной Африки на Намибию.
Специальный подкомитет, учрежденный резолюцией 276 (1970) Совета Безопасности
Специальный подкомитет был учрежден 30 января 1970 года для изучения путей и средств эффективного осуществления соответствующих резолюций Совета в свете решительного отказа Южной Африки уйти из Намибии. Специальный подкомитет выполнил свой мандат 7 июля 1970 года.
Сейшельские Острова
Специальный комитет, учрежденный в соответствии с резолюцией 507 (1982) Совета Безопасности по Сейшельским Островам
Специальный комитет был учрежден 5 июня 1982 года после рассмотрения доклада Комиссии по расследованию, созданной в соответствии с резолюцией 496 (1981) в целях координации и мобилизации ресурсов для Специального фонда по оказанию помощи Республике Сейшельские Острова в возмещении ущерба, нанесенного в ходе агрессии наемников.
Южная Африка
Комитет экспертов Совета Безопасности по мерам в отношении вопроса о расовом конфликте в Южной Африке
Комитет экспертов был учрежден 16 июня 1964 года в связи с рассмотрением вопроса о расовом конфликте в Южной Африке как следствии политики апартеида в целях проведения технического и практического анализа, касающегося осуществимости, эффективности и последствий мер, которые могут быть приняты Советом Безопасности. Комитет экспертов выполнил свой мандат 27 февраля 1965 года.
Замбия
Специальный комитет, учрежденный резолюцией 455 (1979)
Специальный комитет был учрежден 23 ноября 1979 года в связи с жалобой Замбии в отношении актов агрессии, предпринятых незаконным режимом Южной Родезии при тайном соучастии Южной Африки. Специальному комитету было поручено оказывать помощь Совету Безопасности в плане содействия осуществлению резолюции 455 (1979), включая выплату Замбии компенсации за нанесенный в результате агрессии ущерб, а также оказания помощи в восстановлении экономической инфраструктуры страны. Специальный комитет был распущен после представления им своего окончательного доклада 31 января 1980 года.
Индонезия
Комитет добрых услуг по индонезийскому вопросу
Комитет был учрежден 25 августа 1947 года для содействия мирному решению спора между Нидерландами и Индонезией по вопросу о независимости Индонезии посредством предоставления добрых услуг со стороны Совета. В 1949 году Комитет был преобразован в Комиссию Организации Объединенных Наций для Индонезии.
Подкомитет, учрежденный резолюцией 132 (1959) в связи с докладом Генерального секретаря по Лаосу
Подкомитет был учрежден 7 сентября 1959 года в связи с заявлениями Лаоса об агрессии, совершенной на его северо-восточной границе элементами из Демократической Республики Вьетнам, с целью рассмотрения заявлений, сделанных по поводу положения в Лаосе в Совете Безопасности, получения дальнейших заявлений и документов, проведения расследований, которые он сочтет необходимыми, и представления Совету своего доклада в кратчайшие сроки.
Европа и Ближний Восток
Подкомитет по испанскому вопросу
Подкомитет по вопросам пролива Корфу
Подкомитет по вопросу о назначении губернатора Свободной территории Триест
Подкомитет по вопросу о Палестине
Указанные выше подкомитеты были учреждены Советом Безопасности в период 1946 –1948 годов с целью изучения материалов по данным вопросам, установления дополнительных фактов и подготовки рекомендаций для Совета Безопасности.
Комитеты по общим вопросам
Специальный комитет по обзору мандатов
Специальный комитет был учрежден 31 мая 2006 года для осуществления обзора мандатов Совета Безопасности, предусмотренного в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 года, и выполнения рекомендаций, содержащихся в докладе Генерального секретаря Выдача мандатов и их осуществление.
8 декабря 2007 года было объявлено о прекращении деятельности комитета.
Подкомитеты по согласованию вопросов после общего обсуждения
В период 1946–1951 годов было учреждено несколько комитетов по согласованию вопросов, касающихся проектов резолюций и других предложений. Подкомитеты были созданы в связи с рассмотрением иранского вопроса, испанского вопроса, вопроса общего регулирования и сокращения вооружений, инцидента на границе Греции, индонезийского вопроса, вопроса о Совете по опеке в связи с системой опеки, касающейся стратегических районов, вопроса подготовки проекта доклада Генеральной Ассамблее, а также палестинского вопроса.
Источник
Совет Безопасности Российской Федерации
История создания, правовой статус, структура и основные направления деятельности
Совет Безопасности Российской Федерации (далее – Совет Безопасности) является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности (Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности», раздел III). В Конституции Российской Федерации Совет Безопасности закреплен как государственный орган в статье 83 (п. «ж»), определяющей полномочия Президента Российской Федерации в отношении формирования важнейших институтов государства (Правительство, Центральный банк, федеральные суды, Генеральный прокурор, Администрация Президента, высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации).
Предшественником российского Совета Безопасности является Совет Безопасности СССР, образованный в соответствии с Законом СССР от 26 декабря 1990 г. «Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». На него возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, по поддержанию государственной, экономической и экологической безопасности, по преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, по обеспечению стабильности и правового порядка в обществе.
В 1991 году в некоторых республиках СССР также стали создаваться советы безопасности, что осуществлялось, как правило, путем внесения дополнений в конституции республик.
Впервые о Совете Безопасности РСФСР говорится в Законе РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР». Этим актом предусматривалось, что Президент возглавляет Совет Безопасности РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР (ст. 5, п. 9). Конституционный статус Совет Безопасности РСФСР получил 24 мая 1991 г., когда Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)» названная норма была инкорпорирована в Основной Закон.
При Президенте РСФСР 19 июля 1991 г. была сформирована Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР.
В результате совместной работы этой комиссии, комитетов Верховного Совета Российской Федерации по безопасности и по законодательству был разработан и 5 марта 1992 г. принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В Законе определены статус, состав и порядок формирования Совета Безопасности, его основные задачи и формы деятельности.
На Совет Безопасности как конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, возлагалось рассмотрение стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. № 547 образован Совет Безопасности «для обеспечения реализации функций Президента Российской Федерации по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан».
Основными направлениями его деятельности были определены:
- подготовка ежегодного доклада Президента Российской Федерации Верховному Совету об обеспечении безопасности России как основного программного документа для органов исполнительной власти по вопросам внутренней, внешней и военной политики, а также для разработки правовых актов в области защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- организация работы постоянных и временных межведомственных комиссий, образуемых Советом Безопасности на функциональной и региональной основе, как главного инструмента по выработке проектов решений Президента Российской Федерации;
- разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации в пределах, определенных Конституцией, Федеративным договором и законами Российской Федерации.
Одновременно упомянутым Указом Президент Российской Федерации утвердил Положение о Совете Безопасности, а распоряжением от 3 июня 1992 г. № 266-рп «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности Совета Безопасности Российской Федерации» была утверждена временная структура аппарата Совета Безопасности. В частности, в составе аппарата были образованы управления стратегической безопасности, планирования и координации, информационно-аналитический центр.
Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г. № 747 «О порядке реализации решений Совета Безопасности Российской Федерации» было установлено, что решения Совета Безопасности, принимаемые в целях выполнения его основных задач (ст. 15 Закона Российской Федерации «О безопасности»), оформляются в виде указов Президента Российской Федерации, а решения, касающиеся организационно-технического и информационного обеспечения Совета Безопасности, — в виде распоряжений Президента Российской Федерации — Председателя Совета Безопасности (ст. 1). На Секретаря Совета Безопасности возлагался контроль за исполнением решений Совета Безопасности и указов Президента Российской Федерации по вопросам безопасности.
В течение 1992 — 1993 гг. были определены основные организационно-правовые формы деятельности Совета Безопасности, образованы семь межведомственных комиссий, создан научный совет.
В настоящее время правовое положение Совета Безопасности определяется Конституцией Российской Федерации (ст. 83, п. «ж»); Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (раздел III); положениями о Совете Безопасности и об аппарате Совета Безопасности, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726; указами Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 г. № 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации», от 12 июня 2006 г. № 601 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации», от 19 февраля 2005 г. № 182 «О совершенствовании деятельности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации».
Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности, которым по должности является Президент Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.
Основные организационно-правовые формы работы Совета Безопасности – заседания, оперативные совещания, совещания по стратегическому планированию, рабочие совещания, а также заседания его рабочих органов — постоянных межведомственных комиссий, научного совета и его секций.
Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе (как правило, один раз в квартал) по планам, утверждаемым Председателем Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Заседания Совета Безопасности ведет Председатель Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности.
Для оперативного обсуждения вопросов обеспечения национальной безопасности Председатель Совета Безопасности проводит с постоянными членами Совета Безопасности оперативные совещания (как правило, один раз в неделю).
В целях подготовки решений по стратегическим направлениям развития Российской Федерации и концептуальным проблемам в области обеспечения национальной безопасности, выносимых на заседания Совета Безопасности, Секретарь Совета Безопасности по согласованию с Председателем Совета Безопасности может проводить с постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности совещания по стратегическому планированию.
Решения указанных заседаний и совещаний Совета Безопасности оформляются протоколами, которые утверждает Председатель Совета Безопасности.
За прошедшие годы предметом рассмотрения Совета Безопасности были вопросы, касающиеся практически всех областей обеспечения национальной безопасности страны. Принимаемые решения позволили принять оперативные меры по разрешению конкретных ситуаций, обеспечить проведение мероприятий, реализующих долгосрочные цели.
Основными рабочими органами Совета Безопасности являются межведомственные комиссии, которые образуются в соответствии с главными задачами и направлениями деятельности Совета Безопасности. Они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. Положения о межведомственных комиссиях Совета Безопасности и их состав по должностям утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Персональный состав каждой межведомственной комиссии Совета Безопасности утверждается Секретарем Совета Безопасности по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, должностные лица которых включены в состав этой комиссии.
Межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям внутренней и внешней политики в области обеспечения национальной безопасности, способствуют осуществлению стратегического планирования и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации федеральных программ в области обеспечения национальной безопасности и выполнения решений Совета Безопасности.
Решения межведомственных комиссий Совета Безопасности, утвержденные Секретарем Совета Безопасности, направляются в соответствующие органы и организации для рассмотрения с последующим уведомлением межведомственных комиссий Совета Безопасности о результатах этого рассмотрения и, при необходимости, о принятых мерах.
Научный совет при Совете Безопасности (далее – научный совет) функционирует с 1993 г. Он осуществляет научно-методологическое обеспечение деятельности Совета Безопасности и способствует формированию научного фундамента национальной безопасности, включая целевую ориентацию отечественной науки на вопросы обеспечения национальной безопасности, выявление и системную интеграцию новых знаний в этой области, формирование методологических основ стратегического планирования.
Положение о научном совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.
Председателем научного совета по должности является Секретарь Совета Безопасности. Исполнение обязанностей председателя, заместителя председателя и членов научного совета осуществляется на общественных началах.
В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, руководители (представители) научных организаций, а также отдельные ученые и специалисты.
Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности научного совета возложено на аппарат Совета Безопасности, информационно-справочное обеспечение – на федеральные органы государственной власти и организации, руководители (представители) которых входят в состав научного совета или участвуют в его работе, а также на аппарат Совета Безопасности.
Научный совет привлекается к экспертизе проектов нормативных, концептуальных, аналитических и иных документов по вопросам обеспечения национальной безопасности, к рассмотрению и оценке информации о состоянии национальной безопасности и об угрожающих ей факторах, к участию в подготовке аналитических и прогнозных материалов к заседаниям (совещаниям) Совета Безопасности и его рабочих органов, к обоснованию соответствующих проектов государственных решений.
Решения научного совета носят рекомендательный характер и учитываются в работе Совета Безопасности и его аппарата, а также могут быть направлены заинтересованным органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Основная работа сосредоточена в секциях научного совета. Количество секций и их состав, включая руководителей секций, утверждает Секретарь Совета Безопасности.
Практика решения наиболее сложных проблем обеспечения национальной безопасности России подтверждает целесообразность их предварительной проработки в научном совете. А ряд проблемных вопросов был поднят и предложения по их решению выработаны именно в этом рабочем органе Совета Безопасности.
Сегодня усилия российского научного сообщества, представленного в научном совете, сосредотачиваются на концептуальных вопросах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях. Наиболее актуальными задачами являются совершенствование методологии научного обоснования стратегии развития Российской Федерации, а также научная оценка мер по ее обеспечению перед лицом новых вызовов и угроз ХХI в.
Деятельность Совета Безопасности обеспечивается Администрацией Президента Российской Федерации. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности осуществляет аппарат Совета Безопасности.
Аппарат Совета Безопасности возглавляет Секретарь Совета Безопасности, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности имеет заместителей и помощников, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.
Структурно аппарат Совета Безопасности состоит из департаментов, которые курируют референты аппарата Совета Безопасности.
Источник