Коммуникативная подсистема определяет взаимодействие между политическими системами различных стран
Выберите верные суждения о политической системе и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Институциональный компонент политической системы включает политические традиции и дипломатический этикет.
2) Политическая психология отражает состояние культурно-идеологической подсистемы.
3) Функциональный компонент политической системы охватывает формы и направления политической деятельности.
4) Коммуникативная подсистема определяет взаимодействие между политическими системами различных стран.
5) Политическая организация общества включает в себя политическую деятельность и совокупный политический опыт.
6) Нормативная подсистема определяет методы осуществления политической власти.
1) Институциональный компонент политической системы включает политические традиции и дипломатический этикет. Нет, это относится к нормативному компоненту.
2) Политическая психология отражает состояние культурно-идеологической подсистемы. Да, верно.
3) Функциональный компонент политической системы охватывает формы и направления политической деятельности. Да, верно.
4) Коммуникативная подсистема определяет взаимодействие между политическими системами различных стран. Да, верно.
5) Политическая организация общества включает в себя политическую деятельность и совокупный политический опыт. Нет, неверно.
6) Нормативная подсистема определяет методы осуществления политической власти. Нет, неверно, это относится к функциональной подсистеме.
Источник
Политическая система и ее компоненты
Политическая система — целостная и динамичнаяю совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих им реализовывать свои цели и намерения.
Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества:
1) Институциональная — включает: — государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, располагает специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Это главный институт политической системы; — политические партии — это организованные группы единомышленников, выражающие интересы определенных социальных слоев и стремящиеся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении); — общественно-политические движения — это добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов; — иные политические институты.
2) Нормативная – включает: политические принципы; политические традиции; нормы моралиу воплощенные в конституциях, иных законах, партийных программах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила поведения в политике.
3) Функциональная — охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.
4) Коммуникативная — совокупность связей и взаимодействий: — между подсистемами политической системы; — между политической системой и другими подсистемами (сферами общественной жизни) общества: экономической, социальной и т. п.; — между политическими системами различных стран.
5) Культурно-идеологическая — охватывает: — политическую психологию — совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политике, политическим институтам; — политическую идеологию — систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры; — политическую культуру — систему сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы, способов оценивания и объяснения политических явлений.
|
экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании хозяйственных процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов для экономического роста или применения санкций;
социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, здоровья, собственности; в организации народного образования и здравоохранения: регулировании семейно-брачных отношений;
правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов;
культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве;
политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства соответствующих элит;
экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательство перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания;
К внешним функциям обычно относят:
защиту страны от внешних нападений, предотвращение возникновения новых войн;
защиту государственных интересов на международной арене, обретение возможностей влияния на систему международных отношений;
развитие сотрудничества и партнерства со всеми странами мира, с международными организациями и транснациональными структурами;
реализация принципов коллективной безопасности в международных отношениях и поддержка инициатив по укреплению мира.
Для осуществления этих функций созданы специальные государственные органы, в совокупности образующие структуру государства. Итак, в структуру государства входят:
1. Органы государственной власти – законодательной и исполнительной. Часто говорят о триаде властей: законодательной, исполнительной и судебной. Однако в строгом, формально-юридическом смысле судебная власть (в лице министерства юстиции) входит в структуру исполнительной власти. Выделение судебной власти из структуры исполнительной обусловлено тем значением, которое придается в либерально-демократической традиции судебной власти: она рассматривается как один из важнейших механизмов обеспечения контроля со стороны общества над государством.
2. Органы охраны правопорядка и органы правосудия. Сюда относятся милиция, внутренние войска, суд, прокуратура.
3. Органы, обеспечивающие внутреннюю безопасность страны. Сегодня в нашей стране это ФСБ – Федеральная служба безопасности.
4. Органы, обеспечивающие внешнюю безопасность страны (армия, управление внешней разведки, таможенная служба, федеральная пограничная служба).
Основные признаки современного государства:
— наличие публичной власти, (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);
— обязательность членства в государстве. Государственное гражданство человек получает с момента рождения;
— система налогов, податей, займов, необходимых для материального обеспечения государственной политики;
— территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);
— суверенитет-независимость (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);
— право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);
— монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми является жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
— претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
В политической системе существует пять структурных компонентов (или подсистем):
— Институциональная подсистема (включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты)
— Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирует политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощённые в конституциях и иных законах, а также традициях и процедурах, определяющих правила поведения власти.
— Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.
— Коммуникативная подсистема – это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т.п.), а также между политическими системами различных стран.
— Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую, психологическую и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.
Структура политической системы: — Политические отношения – это отношения в процессе осуществления политической власти. — Политические организации (институты) – это государство, политические партии, общественно-политические организации и движения, связанные с функционированием политической власти. Это организации, как признанные формально-юридические (в том числе оппозиционные), так и находящиеся вне закона. — Политические нормы – это нормы, регулирующие отношения классами, нациями и другими социальными группами, межу личностью и государством по вопросу завоевания, удержания и использования государственной власти. — Политическое сознание и политическая культура – это знания, оценки, чувства, взгляды, идеи, теории, ценности, установки, убеждения, представлении субъектов политики. |
Количество и качество элементов конкретной политической системы зависит от политического режима.
Каждая конкретная политическая система (т.е. её состав и взаимоотношение её элементов) показывает, в чьих руках находится политическая власть и каков механизм её осуществления.
Государство в политической системе.
Центральным институтом политической системы является ГОСУДАРСТВО.
*- Что такое «государство»?
ГОСУДАРСТВО — это система органов власти и управления, главной задачей которых является управление общественными делами, принятие законов и нормативных актов с целью сохранения целостности общества и обеспечения его развития.
*- Назовите признаки государства.
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:
• наличие особой публичной власти, отделённой от общества и не совпадающей с ним;
• государственная власть осуществляется особым слоем людей, профессионально занятых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций;
• государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи;
• взимание общеобязательных платежей. Признаки, отличающие государство от других субъектов политики:
• суверенитет— полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене.
Суверенитет характеризуется верховенствоми независимостью.
Верховенствоозначает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.
Независимостьхарактеризует самостоятельность данного государства во взаимоотношениях с другими государствами.
Монополия на правотворчество — исключительное право государства издавать законы и другие нормативные акты, обязательные для всех граждан.
ГОСУДАРСТВО – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
5. Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, денежную эмиссию
Государство имеет многовековую историю.
*- Вспомните, как и почему возникло государство?
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА:
Социально-экономическая теория происхождения государства:
Улучшение орудий труда, умений и трудового опыта
Источник