Коммуникативная подсистема определяет взаимодействие между политическими системами различных стран

Коммуникативная подсистема определяет взаимодействие между политическими системами различных стран

Выберите верные суждения о политической системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Институциональный компонент политической системы включает политические традиции и дипломатический этикет.

2) Политическая психология отражает состояние культурно-идеологической подсистемы.

3) Функциональный компонент политической системы охватывает формы и направления политической деятельности.

4) Коммуникативная подсистема определяет взаимодействие между политическими системами различных стран.

5) Политическая организация общества включает в себя политическую деятельность и совокупный политический опыт.

6) Нормативная подсистема определяет методы осуществления политической власти.

1) Институциональный компонент политической системы включает политические традиции и дипломатический этикет. Нет, это относится к нормативному компоненту.

2) Политическая психология отражает состояние культурно-идеологической подсистемы. Да, верно.

3) Функциональный компонент политической системы охватывает формы и направления политической деятельности. Да, верно.

4) Коммуникативная подсистема определяет взаимодействие между политическими системами различных стран. Да, верно.

5) Политическая организация общества включает в себя политическую деятельность и совокупный политический опыт. Нет, неверно.

6) Нормативная подсистема определяет методы осуществления политической власти. Нет, неверно, это относится к функциональной подсистеме.

Источник

Политическая система и ее компоненты

Политическая система — целостная и динамичнаяю совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих им реализовывать свои цели и намерения.

Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества:
1) Институциональная — включает: — государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, располагает специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Это главный институт политической системы; — политические партии — это организованные группы единомышленников, выражающие интересы определенных социальных слоев и стремящиеся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении); — общественно-политические движения — это добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов; — иные политические институты.
2) Нормативная – включает: политические принципы; политические традиции; нормы моралиу воплощенные в конституциях, иных законах, партийных программах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила поведения в политике.

3) Функциональная — охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.
4) Коммуникативная — совокупность связей и взаимодействий: — между подсистемами политической системы; — между политической системой и другими подсистемами (сферами общественной жизни) общества: экономической, социальной и т. п.; — между политическими системами различных стран.
5) Культурно-идеологическая — охватывает: — политическую психологию — совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политике, политическим институтам; — политическую идеологию — систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры; — политическую культуру — систему сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы, способов оценивания и объяснения политических явлений.

Функции политической системы — Определение целей, задач, путей развития общества. — Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ. — Распределение материальных и духовных ценностей. — Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности. — Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей. — Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя. — Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе. — Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы. 17. Государство: сущность, функция, институты Государство – это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития. Долгое время оно отождествлялось с обществом, его социальной организацией. В политологии термин «государство» употребляется во втором, узком значении слова. Государство – это универсальный политический институт, осуществляющий власть в интересах проживающих на данной территории людей и регулирующий их взаимоотно­шения с помощью права.

экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании хозяйственных процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов для экономического роста или применения санкций;

социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, здоровья, собственности; в организации народного образования и здравоохранения: регулировании семейно-брачных отношений;

правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов;

культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве;

политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства соответствующих элит;

экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательство перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания;

К внешним функциям обычно относят:

защиту страны от внешних нападений, предотвращение возникновения новых войн;

защиту государственных интересов на международной арене, обретение возможностей влияния на систему международных отношений;

развитие сотрудничества и партнерства со всеми странами мира, с международными организациями и транснациональными структурами;

реализация принципов коллективной безопасности в международных отношениях и поддержка инициатив по укреплению мира.

Для осуществления этих функций созданы специальные государственные органы, в совокупности образующие структуру государства. Итак, в структуру государства входят:

1. Органы государственной власти – законодательной и исполнительной. Часто говорят о триаде властей: законодательной, исполнительной и судебной. Однако в строгом, формально-юридическом смысле судебная власть (в лице министерства юстиции) входит в структуру исполнительной власти. Выделение судебной власти из структуры исполнительной обусловлено тем значением, которое придается в либерально-демократической традиции судебной власти: она рассматривается как один из важнейших механизмов обеспечения контроля со стороны общества над государством.

2. Органы охраны правопорядка и органы правосудия. Сюда относятся милиция, внутренние войска, суд, прокуратура.

3. Органы, обеспечивающие внутреннюю безопасность страны. Сегодня в нашей стране это ФСБ – Федеральная служба безопасности.

4. Органы, обеспечивающие внешнюю безопасность страны (армия, управление внешней разведки, таможенная служба, федеральная пограничная служба).

Основные признаки современного государства:

— наличие публичной власти, (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);

— обязательность членства в государстве. Государственное гражданство человек получает с момента рождения;

— система налогов, податей, займов, необходимых для материального обеспечения государственной политики;

— территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);

— суверенитет-независимость (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

— право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);

— монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми является жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

— претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

В политической системе существует пять структурных компонентов (или подсистем):

Институциональная подсистема (включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты)

Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирует политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощённые в конституциях и иных законах, а также традициях и процедурах, определяющих правила поведения власти.

Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

Коммуникативная подсистема – это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т.п.), а также между политическими системами различных стран.

Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую, психологическую и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

Структура политической системы: — Политические отношения – это отношения в процессе осуществления политической власти. — Политические организации (институты) – это государство, политические партии, общественно-политические организации и движения, связанные с функционированием политической власти. Это организации, как признанные формально-юридические (в том числе оппозиционные), так и находящиеся вне закона. — Политические нормы – это нормы, регулирующие отношения классами, нациями и другими социальными группами, межу личностью и государством по вопросу завоевания, удержания и использования государственной власти. — Политическое сознание и политическая культура – это знания, оценки, чувства, взгляды, идеи, теории, ценности, установки, убеждения, представлении субъектов политики.

Количество и качество элементов конкретной политической системы зависит от политического режима.

Каждая конкретная политическая система (т.е. её состав и взаимоотношение её элементов) показывает, в чьих руках находится политическая власть и каков механизм её осуществления.

Государство в политической системе.

Центральным институтом политической системы является ГОСУДАРСТВО.

*- Что такое «государство»?

ГОСУДАРСТВО это система органов власти и управления, главной задачей которых является управление общественными делами, принятие законов и нормативных актов с целью сохра­нения целостности общества и обеспечения его развития.

*- Назовите признаки государства.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:

наличие особой публичной власти, отделённой от общества и не совпадающей с ним;

• государственная власть осуществляется особым слоем лю­дей, профессионально занятых управлением, которые специаль­но для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионального осущест­вления своих функций;

• государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи;

• взимание общеобязательных платежей. Признаки, отличающие государство от других субъектов политики:

суверенитет— полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене.

Суверенитет характеризуется верховенствоми независимо­стью.

Верховенствоозначает способность государства самостоя­тельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанав­ливать и обеспечивать единый правопорядок.

Независимостьхарактеризует самостоятельность данного государства во взаимоотношениях с другими государствами.

Монополия на правотворчество — исключительное право го­сударства издавать законы и другие нормативные акты, обяза­тельные для всех граждан.

ГОСУДАРСТВО – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Признаки государства Функции государства 1. Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница) 1. Политическая → государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов 2. Публичных характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления) 2. Экономическая → государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.) 3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях) 3. Социальная → осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры 4. Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений) 4. Идеологическая → воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации.

5. Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, денежную эмиссию

1. Участие в решении глобальных проблем 2. Обеспечение национальной безопасности 6. Обязательность членства в государстве 3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества 7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага 4. Отстаивание государственных интересов в международных отношениях

Государство имеет многовековую историю.

*- Вспомните, как и почему возникло государство?

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА:

Патриархальная Р. Филмер Государство выросло из большой патриархальной семьи (из естественно возникшей формы общения). Власть главы семьи (отца) постепенно перерастает во власть монарха. Теократическая (божественная) Бог создал государство и право. Теория насилия Е. Дю-ринг, Л. Гумплович Государство создано как результат насилия, вражды, завоевания одних племён другими Теория «общественного договора» (договор монарха с подданными) Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк Государство возникло на основе договора общества о добровольном объединении людей на определённых условиях. Общество отдает часть своих прав одному человеку, получая от государства защиту своих прав. Социально-экономи-ческая или классовая К. Маркс Государство выросло из неравенства при разложении родоплеменных отношений. Биологическая Государство есть продукт органической эволюции (её разновидность – социальная эволюция). Подобно живой природе, где выживают наиболее приспособленные, в обществе более сильные попадают в правительство и управляют более слабыми. Психологическая Психике индивида изначально присуща потребность в повиновении, подчинении кому-либо или чему-либо более сильному

Социально-экономическая теория происхождения государства:

Улучшение орудий труда, умений и трудового опыта

Источник

Читайте также:  Количество стран мира по частям света
Оцените статью