- Конспект урока + презентация «Путешествие с компасом. Ориентирование в пространстве и во времени»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Немного об истории компаса – кто и где изобрел
- Как изобрели компас
- Кто сделал первый компас?
- Первый компас в Индии
- 1302 г. Компас Флавио Джойи
- Дальнейшие изменения
- Современный компас
- Дальнейшая история
Конспект урока + презентация «Путешествие с компасом. Ориентирование в пространстве и во времени»
Выбранный для просмотра документ «Путешествие с компасом. Ориентирование в пространстве и во времени».doc
Тема: «Путешествие с компасом. Ориентирование в пространстве и во времени»
Конспект урока окружающего мира
Учитель: МБОУ «СОШ №14»
Сутормина Анастасия Леонидовна
Тема: Путешествие с компасом. Ориентирование в пространстве и во времени.
Создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности по компасу;
Формировать умения в определении сторон горизонта.
создать условия для развития пространственных представлений;
Воспитывать интерес к предмету.
карточки для проведение игры «Ассоциации»
памятка ученику: правила работы с компасом
ІІ. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Сообщение темы урока
— Ребята, как вы считаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
— Послушайте стихотворение, которое я прочту. В нем встретятся слова, которые помогут вам угадать тему урока.
«…Бывало в сказках старый столб
Пойдешь направо – конь падет,
Налево – сгинешь сам,
А прямо – ждет тебя успех
На всем твоём пути…»
— Прочитайте тему на доске.
— Что такое ориентирование?
— А что поможет нам сегодня найти путь к новым знаниям? Мы будем учиться ориентироваться в пространстве.
— Ребята посмотрите на экран.
Задание: Прочитайте слова, разделите на группы по основанию: пространство и время.
Предлагаю задание, в котором дан точный маршрут (вызываются три ученика)
— Я предлагаю одному из вас пойти на запад, второму на север, третьему на северо-восток.
— Определите, в каком направлении нужно двигаться каждому.
— Почему вы испытываете затруднения?
— Как нам поступить в данной ситуации.
Результат: дети удивлены. Обсуждают, как определить направление. Приходят к выводу, что это невозможно.
— Нам не хватает знаний. Можно воспользоваться компасом, но как мы не знаем.
— Ребята, давайте с вами немножко отдохнем.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Дети повторяют за учителем все движения.
VI . Этап изучения нового материала.
Работа с учебником, знакомство с компасом.
— Что такое компас, нам растолкует словарь С.И. Ожегова.
— Теперь откроем учебник на странице 32, прочитаем текст из учебника.
*Компас — прибор, с помощью которого можно более надежно и точно определить стороны горизонта.
*Первые компасы были устроены очень просто, не всегда были точны.
— Внимательно рассмотрите компас. Что можно рассказать о его устройстве?
— Прочтём сведения в учебнике (стр. 34, 2 абзац).
– Что ещё нового узнали о компасе?
Вывод: Современный компас — простой и надежный прибор для ориентирования.
Главные детали в нем – корпус, намагниченная стрелка, шкала и предохранитель
— Как вы думаете, достаточно ли вам знаний, чтобы ориентироваться по компасу?
пользоваться компасом, если рядом есть железные предметы;
пользоваться компасом вблизи линий электропередач и во время грозы.
— Давайте подумаем, кому нужен компас?
— В какой цвет окрашивается конец стрелки, указывающий направление на север?
— Может вы знаете какие бывают компасы? (если дети не знают это будет их домашним заданием, учитель только подскажет)
— Как вы думаете каким компасом пользуемся мы?
Решение проблемы, заявленной в начале урока
— Вспомните, я предлагала одному пойти на запад, второму – на север, третьему на северо-восток. Можете ли вы теперь определить в каком направлении нужно двигаться?
— Что помогло вам сейчас выполнить задание?
-Нужны ли нам такие знания? Докажите.
— Нам нужно знать правила пользования компасом.
Для того, чтобы определить направление по компасу надо положить его на ровную поверхность (стол, фанеру) и оттянуть предохранитель — этим вы освободите стрелку. Когда стрелка успокоилась, нужно повернуть корпус компаса так, чтобы синий конец показывал С, а красный Ю.
— Сегодня на уроке мы получили новые знания. Мы начали учиться ориентироваться в пространстве с помощью компаса. Компас помогает легко определить стороны горизонта,
по компасу мы можем легко определить направление своего движения.
VI . Домашнее задание
— Вам нужно подготовить сообщения о компасах:
Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.
Задача: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.
Ориентирование – это умение опр. своё местоположение в пространстве или опр. направление сторон горизонта (слайд 2)
Задачи: обеспечить восприятие и первичное запоминание изучаемого материала. Создать условия для формирования представлений о способах ориентирования по компасу.
3.3 Решение проблемы, заявленной в начале урока.
Результат: стрелка отклоняется от правильных показаний
1 ученик читает на доске
2 ученик читает на доске
Используется в самолетовождении, горном деле, артиллерии, навигации.
(Дети предполагают какие бывают компасы).
3 ученик читает на доске
Различают магнитный, механический, радиокомпас и астрокомпас
Мы сейчас пользуемся магнитным компасом с намагниченной стрелкой.
(Вновь вызываются 3 ученика, но уже с компасами).
(Дети ориентируют компас, определяют направление движения. С удивлением)
Нам предлагали сесть на свое место…
Показ социальной и практической значимости изучаемого материала
Домашнее задание ( дети сами выбирают задание из предложенных)
Узнать о природных компасах. Подготовить сообщение
Практическая работа « Ориентирование по компасу»
Сделать компас по описанию в учебнике
Выбранный для просмотра документ К уроку.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Путешествие с компасом. Ориентирование в пространстве и во времени Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ№14» г. Выборга Сутормина А.Л.
Ориентирование – это умение определять свое местоположение в пространстве или определять направление сторон горизонта.
Время Пространство север верх неделя назад час год секунда месяц восток юго-запад
Компас — прибор, с помощью которого можно более надежно и точно определить стороны горизонта.
Устройство компаса корпус намагниченная стрелка предохранитель шкала
пользоваться компасом, если рядом есть железные предметы; пользоваться компасом вблизи линий электропередач и во время грозы.
Компасы бывают: Механический
Правила пользования компасом: Для того, чтобы определить направление по компасу надо положить его на ровную поверхность (стол, фанера) и оттянуть предохранитель – этим вы освободите стрелку. Когда стрелка успокоилась, нужно повернуть корпус компаса так, чтобы синий конец показывал Север, а красный Юг.
Номер материала: ДБ-398054
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Немного об истории компаса – кто и где изобрел
Как изобрели компас
У современных людей нет никаких проблем в том, чтобы с высокой точностью определить своё местоположение — можно, например, использовать приборы, оснащённые датчиком GPS или ГЛОНАСС. Однако в древности при путешествиях на большие расстояния у людей возникали проблемы. Особенно сложно было ориентироваться при путешествии по пустыням или плавании в открытом море, где не было каких-то известных ориентиров.
В результате путешественники легко могли заблудиться и погибнуть. Уже после начала эпохи великих географических открытий в 16-17 вв. мореплаватели нередко теряли уже открытые острова или наносили их на карту несколько раз, что уж говорить о древних мореплавателях.
Конечно, ещё в древности люди нашли всё-таки способы определять стороны света, в этом помогало прежде всего наблюдение за Солнцем и звёздами. Уже давно было замечено, что, хотя звёзды меняют своё положение, одна из звёзд, а именно Полярная звезда, всегда находится на одном месте. По этой звезде стали определять направление на север. Но как быть, если небо закрыто облаками, и ни Солнца, ни звезд не видно?
Направление движения определить нельзя, корабль сбивается с курса и может уплыть совсем не туда, куда нужно. Поэтому далёкие экспедиции были очень опасным делом, пока не появился компас, и не случайно лишь после того, как мореплаватели стали его использовать, были открыты и изучены все уголки нашей планеты. А когда же и кем был изобретён компас?
Принцип действия компаса основан на том, что земля обладает магнитным полем и представляет собой как бы один большой магнит. Компас же имеет магнитную стрелку, которая в магнитном поле Земли всегда указывает направление на магнитные полюса, находящиеся недалеко от географических. Таким образом, при помощи компаса можно определять направление на стороны света. В природе есть материал, обладающий магнитными свойствами, а именно магнетит (магнитный железняк).
Свойство кусочков магнетита притягиваться друг к другу, а также к железным предметам было давно замечено людьми. Например, об этом написал в своих трудах ещё древнегреческий философ Фалес Милетсикй в 6 в. до н. э., однако он не нашёл магнитам практического применения. А нашли его китайцы.
Достоверно неизвестно, когда китайцы изобрели компас, но первое его описание, дошедшее до наших дней, относится к 3му веку до н. э. Древний китайский компас представлял из себя что-то вроде ложки из магнетита, установленную на отполированную медную пластинку. Выглядел он так:
древний китайский компас
Ложку раскручивали и она через некоторое время останавливалась так, что её конец указывал на юг. Причём изначально компас в Китае использовали вовсе не для навигации, а в мистической системе фэншуй. В фэншуй очень важно правильно ориентировать предметы по сторонам света, для этого и использовали компас.
Прошло немало времени, прежде чем компас усовершенствовали и стали использовать в путешествиях сначала на суше, а потом и на море.
Появление компаса дало огромный толчок развитию мореплавания в Европе и помогло европейским мореплавателям пересечь океаны и открыть новые континенты.
Кто сделал первый компас?
Простейшее механическое устройство — магнитный компас состоит из магнитной стрелки, которая свободно вращается в горизонтальной плоскости и под действием земного магнетизма устанавливается вдоль магнитного меридиана. Компас служит для ориентирования относительно сторон горизонта.
История компаса начинается в Китае.
В III веке до н.э. китайский философ Хэнь Фэй-цзы так описывал устройство современного ему компаса, который назывался сынань, что означает “ведающий югом”: он имел вид разливательной ложки из магнетита с тонким черенком и шарообразной, тщательно отполированной выпуклой частью.
Этой выпуклой частью ложка устанавливалась на столь же тщательно отполированной медной или деревянной пластине, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней, и при этом ложка легко могла вращаться вокруг оси своего выпуклого основания. На пластине были нанесены обозначения стран света в виде циклических зодиакальных знаков.
Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Успокоившись, компас указывал черенком (который играл роль магнитной стрелки) точно на юг. Форма ковшика была выбрана не случайно. Она копировала форму созвездия Большой Медведицы, называемого в Китае “Небесным Ковшом” (Тянь доу). Таким был самый древний прибор для определения сторон света.
Недостатком такого компаса было то, что магнетит плохо обрабатывается и очень непрочен. К тому же “ведающий югом” был недостаточно точен, по причине сильного трения между ковшиком и поверхностью доски.
В XI веке в Китае появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита. Китайцы обнаружили, что эффект намагничивания наблюдается как при соприкосновении железа с магнитом, так и при охлаждении разогретого до красноты железного куска.
Изготавливался намагниченный компас в виде железной рыбки. Она нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой. . Здесь она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. При вторичном нагревании рыбка теряла свои магнитные свойства. Упоминание о таком компасе имеется в трактате “Основы военного дела” (“У цзинь цзуняо”), написанном в 1044 г.
Несколько разновидностей компаса придумал в том же XI веке китайский ученый Шэнь Гуа (1030—1094), который много работал над исследованием свойств магнитной стрелки. Он предлагал, например, намагнитить о природный магнит обычную швейную иглу, затем прикрепить ее с помощью воска в центре корпуса к свободно висящей шелковой нити. Этот компас указывал направление более точно, чем плавающий, так как испытывал гораздо меньшее сопротивление при своем повороте.
Другая конструкция компаса, предложенная Шэнь Гуа, была еще ближе к современной: намагниченная иголка здесь насаживалась на шпильку. Во время своих опытов Шэнь Гуа установил, что стрелка компаса показывает не точно на юг, а с некоторым отклонением, и правильно объяснил причину этого явления тем, что магнитный и географический меридианы не совпадают между собой, а образуют угол.
Ученые, которые жили после Шэнь Гуа, уже умели вычислять этот угол (его называют магнитным склонением) для различных районов Китая. В Европе явление магнитного склонения было впервые подмечено Колумбом во время его плавания через Атлантический океан, т.е. на четыре столетия позже, чем его описал Шэнь Гуа.
В XI веке многие китайские корабли были оснащены плавающими компасами. Они устанавливались обычно на носу и на корме кораблей, так что капитаны в любую погоду могли держать правильный курс, сообразуясь с их указаниями.
В таком виде китайский компас в XII веке заимствовали арабы. В начале XIII века «плавающая игла» стала известна европейцам. Первыми ее переняли у арабов итальянские моряки. От них компас перешел к испанцам, португальцам и французам, а позднее — к немцам и англичанам. Поначалу компас состоял из намагниченной иголки и кусочка дерева (пробки), плававшего в сосуде с водой. Вскоре догадались закрывать этот сосуд стеклом, чтобы защитить поплавок от действия ветра.
Первый компас в Индии
Независимо от Китая, магнетизм был открыт и в Индии. Открытие это произошло благодаря горе, расположенной возле реки Инд. Местные жители обратили внимание на то, что эта гора способна была притягивать к себе железо.
Магнитные свойства породы нашли применение в индийской медицине. Так, Сушрута — индийский врач — использовал магнит для хирургических манипуляций.
Как и в Китае, в Индии магнитом научились пользоваться моряки. Их компас выглядел, как самодельная рыба, голова которой была выполнена из материала, обладающего магнитными свойствами.
Таким образом, индийская рыбка и китайская ложка стали прародителями современного компаса.
1302 г. Компас Флавио Джойи
Константин Рыжов В 12 в. арабы заимствовали у китайцев компас. В начале 13 в. «плавающая игла» стала известна европейцам. Первыми ее переняли у арабов итальянские моряки. От них компас перешел к испанцам, португальцам и французам, а позднее – к немцам и англичанам. Поначалу компас состоял из намагниченной иголки и кусочка дерева (пробки), плававшего в сосуде с водой.
Вскоре догадались закрывать этот сосуд стеклом, чтобы защитить поплавок от действия ветра. В середине 14 в. придумали помещать магнитную стрелку на острие в середине бумажного круга (картушки). Затем итальянец Флавио Джойя усовершенствовал компас, снабдив его картушкой, разделенной на 16 частей (румбов) по четыре на каждую часть света. Это нехитрое приспособление стало большим шагом в усовершенствовании компаса. Позже круг был разделен на 32 равных сектора.
В 16 веке для уменьшения воздействия качки стрелку стали крепить на кардановый подвес. В 17 веке компас снабдили вращающейся линейкой с визирами на концах, что позволило точнее отсчитывать направления.
Компас произвел такой же переворот в мореплаванье, какой порох – в военном деле, а переделочный процесс – в металлургии. Он был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Вооружившись компасом, испанские и португальские моряки в конце 15 в. отважились на далекие плаванья. Они оставили морские берега (к которым мореплаванье было привязано на протяжении нескольких тысячелетий) и пустились в плаванье через океан.
Дальнейшие изменения
В XVI веке иглу со стрелкой закрепили на кардановом подвесе, который был универсальной шарнирной опорой, позволяющей компенсировать резкие движения компаса. Подвес был спрятан в металлический корпус, предохраняющий конструкцию от ударов. Так появился компас для морских судов, на который не действовала качка.
Рис. 2. Старинный морской компас.
Следующее столетие подарило прибору линейку и визирное устройство.
Современный компас
Последующие совершенствования не внесли существенных изменений в прибор. Патент на современный вариант компаса был получен в 1908 году. С этого времени начался массовый выпуск.
Сегодня существует несколько разновидностей компаса: горный для геологов, гирокомпас для морских судов и ракетной техники, электронный, имеющий связь со спутниками.
С помощью горного компаса можно ориентироваться на местности, измерять вертикальные углы, определять превышения точек в рельефе.
Рис. 3. Горный компас.
Дальнейшая история
В средние века ничего особо нового в плане обнаружения новых свойств магнетизма и работы с магнитами не открывалось. Появились лишь новые объяснения этому явлению, в основном связанные с теми же сверхъестественными силами. Так, например, монахи проявление магнетизма объясняли, опираясь на учение о теологии.
Если говорить о Европе, то здесь впервые упоминания о компасе встречаются в трудах Александра Неккама и датируются 1187 годом. Хотя, возможно, использование компаса здесь и на территории Средиземноморья началось значительно раньше — еще во втором тысячелетии до нашей эры, о чем свидетельствуют косвенные указания античных историков. Предполагается, что упоминания компаса не сохранились, поскольку у компаса попросту не было своего названия, чтобы вписать его в исторический документ.
Тремя столетиями позже во время своих плаваний известный моряк Христофор Колумб заметил, что во время морского путешествия магнитная стрелка отклоняется от направления север-юг. Так было открыто магнитное склонение, значения которого по-прежнему используются моряками и указываются на некоторых картах.
По предложению Ломоносова были созданы обсерватории для систематического изучения магнитного поля Земли и его изменений. Однако произошло это уже не при жизни великого русского ученого, но, как говорится, «лучше позже, чем никогда».
Позже Декартом и рядом других ученых была разработана подробная научная теория магнетизма, а также были открыты магнитные свойства и других материалов, не относящихся к ферромагнетикам — пара- и диамагнетиков.
Еще некоторое время спустя были найдены точки магнитных полюсов Земли, где магнитная стрелка имеет наклонение равное 90°, то есть располагается перпендикулярно горизонтальной плоскости.
На полюсах компас будет показывать только в случае, если его расположить вертикально.
Параллельно с изучением магнитов и особенностей проявления их магнитного поля в разных условиях происходило совершенствование конструкции магнитных компасов. Кроме того, были изобретены и другие типы компасов, работающие на принципах, не связанных с магнетизмом. О них мы рассказывали в отдельной статье…
Современные модели магнитных компасов сильно отличаются от их предшественников. Они более компактны, легки, позволяют работать быстрее и дают более точные результаты при измерениях. Кроме того, такие модели зачастую снабжены вспомогательными элементами, расширяющими возможности прибора при работе с картой и на местности.
Не стоит забывать и о компасах, работа которых основана не на магнитных свойствах стрелки. На сегодняшний день таких компасов известно множество, что позволяет пользователю подобрать наиболее удобный для условий эксплуатации вариант.
Как видим, история на данный момент не может дать четкий и однозначный ответ на вопрос, где появился и кем был придуман самый первый компас в мире. Будем надеяться на то, что в скором времени историки смогут смахнуть скрывающую факты пелену древности и у них появится больше данных для того, чтобы выяснить страну первооткрывателей. А нам остается только ждать, учиться и пользоваться знаниями, которые пришли из прошлого и в полной мере используются человечеством на современном этапе развития.
Источник