Комплексная экологическая экскурсия это

Экологическая экскурсия: цель и задачи, особенности содержания.

Понятие устойчивого развития. Образование для устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития (УР) возникла в результате экологи-

ческого и экономического кризиса, с которым столкнулось человечество.

Долгое время ресурсы планеты использовались бесконтрольно, а чело-

век рассматривался как «хозяин», «царь» природы, который изменяет ее

в соответствии со своими потребностями. Такой подход является отраже-

нием антропоцентрической парадигмы, и именно он в середине XX в. при-

вел к катастрофической ситуации, сложившейся в промышленно развитых странах. Человечество вдруг осознало, что результатом крайне нерацио-

нального использования ресурсов становится загрязнение окружающей среды, которое угрожает здоровью людей. Появилось понимание того, что

экономические и социальные проблемы тесно связаны с экологическими

аспектами развития. Материальное благополучие росло, но загрязненная

окружающая среда становилась опасной для здоровья и жизни людей.
Наиболее известное определение устойчивого развития сформулиро-

вано в 1987 г. в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (Комиссия Г. Х. Брундтланд) «Наше общее будущее»: устой-

Чивым признавалось такое развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не нарушая при этом возможности будущих поколений удовлетворять их собственные потребности.

Каждый человек обладает определенным набором ценностей, стерео-

типов, привычек, которые формируются еще в раннем детстве и во много

зависят от ближайшего окружения ребенка (семья, детский сад, школа

и т.п.). Есть замечательная китайская мудрость, которая подчеркивает

значение образования для будущего: если вы думаете о будущем, которое

наступит через год, посадите семена; если вы думаете о будущем, которое

наступит через 10 лет, вырастите дерево; если вы думаете о будущем, которое наступит через столетие, обучайте людей. В связи с этим закономерно встает вопрос: что и как нужно менять в образовании на всех уровнях?

Главной задачей ОУР являются смена ценностей, отказ от потребитель-

ского взгляда на природу, рациональное отношение к среде обитания, формирование представлений о том, что человек — не «хозяин», не «царь» природы (антропоцентрическая парадигма), а только ее часть, хотя и разумная (био- или экоцентрическая парадигма).

Концепция ОУР нацелена на формирование у учащихся:

а) уважения к биоразнообразию Земли и культурному, социальному

разнообразию, понимания необходимости сохранения биосферы как среды

б) экологически грамотного и безопасного не только для людей, но и для

природы поведения, навыков экономного использования воды, энергии

и других ресурсов;

в) мотивации к личному участию в решении экологических проблем

с целью улучшения качества окружающей среды;

г) понимания необходимости ограничений в использовании ресурсов,

отказа от потребительского поведения, осознания самоценности природы

Все перечисленные, а также другие экологические вопросы необходимо

включать в учебные курсы и образовательные программы. Во многих странах (например, в Швеции) ОУР является важным направлением стратегии образования.

Существенным компонентом ОУР выступает модернизация образова-

ния, которая, в частности, подразумевает переход от знаниевой к деятель-

ностной парадигме. Это означает отказ от простого запоминания и вос-

произведения знаний, обучение ребенка в ходе различной деятельности;

изменение отношений педагога и учащегося (партнерство, актуализация

знаний ребенка, поддержка детской инициативы и самостоятельности); акцент на формирование умений самостоятельно искать, обобщать инфор-

мацию и пр. Необходимым условием является качественное образование (включая экологическое) и равный доступ к нему всех детей.

Экологическая экскурсия: цель и задачи, особенности содержания.

«Экологическая экскурсия (от лат. excursion – поездка) – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях».

Главная цель экологическое воспитание формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к окружающей его природе ,к себе и людям как части природы. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически оринтированным поведением и деятельностью в природе, гуманным и природоохранным отношением. Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка.

Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности как таковой сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.) мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности) воображения и творческих способностей.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

  • между органами животных и растений и их функциями
  • между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни
  • между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования
  • между различными живыми существами в одной экосистеме.

o вводная беседа

o коллективное наблюдение

o индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

o сбор материала

o игры детей с собранным материалом

o заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе

По содержанию экскурсии можно разделить на три вида:

1. Природоведческие – в парк, в лес, на реку, на луг, в зоопарк, в ботанический сад.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты: в поле, на птицефабрику, в сад, в огород–для ознакомления с трудом взрослых.

Эстетические–учить детей видеть всю красоту и многогранность природы.

Источник

Комплексная экологическая экскурсия это

29 декабря 2012 года в нашей стране был принят Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ. Именно этот документ стал главным регулятором отношений в сфере преподавания и обучения. В статье 3 настоящего Закона представлены «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», один из которых сформулирован следующим образом: «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [1]. Таким образом, необходимость экологизации образования в нашей стране осознается на государственном уровне. Это подтверждают и слова председателя правительства РФ Д.А. Медведева, представлявшего российскую делегацию на конференции «Рио+20»: «Общество, экономика и природа – неразделимы. Именно поэтому нам нужна и новая парадигма развития, которая способна обеспечить благосостояние общества без избыточного давления на природу» [2].

По мнению А.Н. Захлебного, одним из важнейших средств решения образовательных задач, вытекающих из «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», является федеральный государственный образовательный стандарт. Cогласно ФГОС среднего общего образования, у выпускников школы должно быть сформировано экологическое мышление, навыки здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира; знание правил и владение навыками поведения в опасных ситуациях природного и техногенного характера [3, с. 3].

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы образовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [1].

В 60 субъектах РФ приняты постановления администраций или правительств субъектов РФ, касающиеся вопросов экологического образования.

Проблемы методики обучения, введения новейших форм и средств экологического образования для школьников стоят особенно актуально. Экскурсии занимают небольшое место в системе образования, что связано с избыточной теоретизацией образования.

Целью исследования является теоретическое обоснование эффективности использования экскурсий для повышения уровня экологического образования у школьников.

В настоящее время проблемы экологии и проблемы устойчивого развития – суть одно целое. В этих условиях основная задача педагога – научить детей воспринимать окружающий мир на основе идеи единства и взаимосвязи живого и неживого, на восприятии себя частью целостной географической оболочки. Принятие и глубокое понимание этого постулата составляет, на наш взгляд, основу экологической культуры личности.

Невзирая на всеобщее образование, в России уровень экологической культуры большинства по-прежнему находится на невысоком уровне.

Причиной этому является:

— отсутствие конкретной государственной политики;

— отсутствие достойного природоохранного образования в школьной программе;

— отсутствие конкретных и упорядоченных данных для населения;

— отсутствие пропаганды правильного отношения к природе.

В программе средней школы нет уроков экологии, поэтому основная работа по экообразованию и воспитанию ведётся не в рамках ФГОС, а в рамках внешкольной работы, которая в настоящее время практически никак не поддаётся учёту и систематизации.

Формы экологического образования представлены на рис. 1.

Разные образовательные формы дают возможность раскрыть мир природы через разнообразные виды чувств, характерные для всего живого, предоставить примитивные познания о неживой и живой природе, развить познавательный интерес.

Рис. 1. Формы экологического образования

Как показывает практика, наиболее эффективными формами экологического образования являются экскурсии, походы, экологические экспедиции. Для более продуктивной работы следует разнообразить лекционную часть экскурсии различными образовательными играми, конкурсами, анимационными программами, что позволит в свою очередь более эффективно сформировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию школьников, укрепить здоровье детей, а также привить бережное отношение и любовь к природе через экскурсии.

Экологическая направленность обучения детей предоставляет возможность активно приобщаться к исследовательской работе своего края. Совместные путешествия, походы, экскурсии являются наиболее оптимальным средством развития у детей верного миропонимания, глубокого понимания нравственных ценностей и основ социального образа жизни. В ходе их проведения дети знакомятся с окружающей природой, закономерностями её развития, посещают находящиеся неподалеку исторические места, узнают историю и географию своего региона. Экскурсия для детей — это форма учебно-воспитательной работы, которая дает возможность осуществить мониторинг и изменения объектов, предметов и явлений в естественных условиях.

По мнению В.А. Ясвина, С.Д. Дерябо, «экологическая экскурсия (от лат. excursion – поездка) – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях» [4].

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий (рис. 2).

Рис. 2. Разновидности экскурсий по характеру решаемых педагогических задач

Природоведческая экскурсия решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление взглядов о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях. Экологическая экскурсия ориентирована на освоение ребенком различных биоценологических взаимосвязей в мире природы. Поездки на сельскохозяйственные объекты могут помочь школьникам освоить представления о труде людей. Поездки эстетического характера могут помочь ребёнку научиться воспринимать красоту природы и формируют культуру его эмоций.

Вместе с тем использование абсолютно всех видов экскурсий ориентировано на воспитание любви к природе и осмысленное, бережное отношение к ней [5, с. 184].

Во время проведения экскурсии школьники не должны быть бездейственными слушателями, и задача учителя – предоставить возможность каждому ребенку проявить себя исследователем, открывателем природных связей и закономерностей.

Учащиеся должны не приобретать готовые знания, а обнаруживать их без помощи других, что можно стимулировать системой заданий, ориентирующей их на поиск. А результаты этих поисков могут быть отражены на уроках самых различных дисциплин: географии, природоведения, экологии, рисования, труда и даже музыки. Это даст возможность мотивированно и обоснованно привести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природы [4].

В образовательных учреждениях Приморского края экологическое образование и воспитание осуществляется в соответствии с Законом Приморского края «Об экологическом образовании в Приморском крае», программами и планами работы образовательных учреждений [6].

В учреждениях дополнительного образования реализуются специализированные образовательные программы в области экологического воспитания.

Преподавание основ экологических знаний в общеобразовательных учреждениях ведётся через предметы «Окружающий мир», «Природоведение», «Биология», «География», «Химия» и «ОБЖ».

В 2014 году было проведено 50 мероприятий по экологии в государственных краевых учреждениях культуры Приморского края с общим охватом людей – более 50 000 тысяч человек [7]. В 2015 году таких мероприятий было 24, с охватом людей — 9 391 человек [8].

Экологические экскурсии в 2017 году проходят для школьников и студентов г. Владивостока. В рамках Года экологии молодые горожане знакомятся с работой очистных сооружений МУПВ «Спецзавод № 1», КГУП «Приморский водоканал», ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». Экскурсии организованы в рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды города Владивостока на 2014-2019 годы». Одна из подпрограмм данной программы — «Экологическое просвещение, образование и информирование населения». Именно эта подпрограмма и предусматривает систематическое проведение в школах и вузах города экологических уроков, экологических экскурсий, акций по санитарной очистке территории города Владивостока и раздельному сбору отдельных видов отходов. В ходе экскурсии на комплексе по переработке и утилизации твердых бытовых отходов Спецзавода подросткам демонстрируют работу оборудования по сортировке и переработке ТБО. На заводе «Кока-Кола» и комплексе очистных сооружений «Примводоканала» школьников и студентов знакомят с технологией очистки вод и принципом работы очистных сооружений [9].

Многие туристские агентства разрабатывают и проводят различные экологические экскурсии в городах Приморского края. Организацией экскурсий для детей с целью экологического просвещения занимаются и «Центры детского творчества» как с помощью государственного финансирования, так и за счет родителей.

Рассмотрим модель экологического образования на примере города Партизанска Приморского края. В 1958 году в целях повышения качества экологического образования школьников в г. Партизанске было создано МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов». В настоящее время «Станция юных натуралистов» имеет свои подразделения в разных школах города (рис. 3).

Рис. 3. Образовательное пространство МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов»

Количество воспитанников за 2015–2016 учебный год естественно-научного направления составляет 546 человек, что говорит о высокой востребованности данного направления [10, с. 2]. Кроме этого, на базе «Центра детского творчества» Партизанского городского округа было организовано большое количество экскурсий и походов познавательной и эколого-биологической направленности, которые приобщают детей заботиться о родном крае. В 2016 году было издано положение о проведении экологического марафона в Партизанском городском округе. В марафоне принимали участие учреждения общеобразовательных школ (ученики 6–11 классов), учреждения дополнительного образования детей, общественные детские объединения, учреждения начального профессионального образования и среднего специального образования Партизанского городского округа. Марафон проходил в несколько этапов:

— I этап. Акция «Экологическая экскурсия». Участникам экомарафона предлагалось побывать в туристическом походе выходного дня на выбранном ими природном объекте;

— II этап. Акция «Ненужную бумагу, пластик — на нужное дело!». Командам, участвующим в экомарафоне, предлагалось собрать как можно больше макулатуры и пластиковых отходов;

— III этап. Акция «Убирать мусор – не стыдно, стыдно жить среди мусора». Участникам экомарафона предлагалось провести уборку мусора на одной из территорий общего пользования Партизанского городского округа, ни за кем не закреплённой для уборки и содержания;

— IV этап. По результатам предыдущих этапов среди участников был проведен творческий конкурс по разработке средств наглядной агитации в области охраны окружающей среды: плакатов, информационных щитов.

Во время сбора мусора школьники узнали о проблемах размещения отходов, о способах переработки твердых бытовых отходов, о концепции безотходного производства и о возможности использования отходов в качестве сырья и энергии. Ребята узнали об экологических проблемах города Партизанска, о том, какие меры разрабатываются для улучшения состояния природных ресурсов и уменьшения загрязнения окружающей среды вредными и опасными веществами, о том, какую пользу природе могут принести они сами.

В рамках проведения экологического марафона командам предлагалось провести экологическое расследование, то есть расследовать причину образования свалки, определить место несанкционированного сброса загрязненных сточных вод, место выброса загрязняющих газов в атмосферный воздух без очистки [11, с. 3].

После проведения перечисленных мероприятий количество школьников, занимающихся в МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов», увеличилось почти вдвое, прежде всего за счет учащихся 6-9 классов. В настоящее время школьники сами участвуют в разработке экскурсионных маршрутов экологической направленности. Воспитанниками МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» в 2017 году было разработано 8 экскурсионных маршрутов экологической направленности и инициировано проведение 16 экологических экскурсий в разных школах города Партизанска.

Таким образом, экскурсия как одна из форм экологического образования способствует развитию естественного стремления детей к познанию мира. Именно во время проведения экологических экскурсий школьники не просто принимают информацию, но являются активными участниками образовательного процесса, получают практические навыки поведения в окружающей среде. Часто экологические знания, которые школьник усваивает в процессе прямого общения с природой во время экскурсий и путешествий, становятся основой формирования мотивации его участия в различных видах деятельности по сохранению окружающей среды.

Всеобщее экологическое образование является неотъемлемой частью устойчивого развития государства. В рамках системно-деятельного подхода в образовании, принятого федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, экскурсия, как эффективная форма экологического образования, может быть интегрирована в образовательный процесс.

Источник

Читайте также:  Самые красивые места чемала
Оцените статью