Комплексная экскурсия 1 класс

Весенняя экскурсия в природу. 1 класс.
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Экскурсия в окрестности школы, с целью познавания изменений в живой и неживой природе.

Скачать:

Вложение Размер
Весенняя экскурсия в природу. 1 класс. 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Весенняя экскурсия в природу

Учитель начальных классов: Т.Н. Белякова.

Место проведения: ближайшие окрестности школы.

Цель : познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе, происходящих ранней весной.

Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать за природой, анализировать, делать выводы.

  • термометр,
  • лупа,
  • блокнот и карандаш для каждого учащегося,
  • карточки с заданиями для наблюдения.

I. Организация учащихся в начале урока.

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

II. Вводная беседа в классе.

— Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить на пришкольном участке. Тема нашей экскурсии «Ранняя весна». На этой экскурсии мы должны решить определенные задачи ( учитель заранее записывает на доске основные задачи экскурсии).

— Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.

  1. Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе.
  2. Очистка территории (части пришкольного участка) от мусора.
  3. Рассмотреть некоторые виды деревьев и кустарников.
  4. Наблюдение за поведением птиц.

— На экскурсии нам понадобятся термометр, лупа, блокнот и карандаш.

— Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?

— Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.

( Учитель делит детей на микрогруппы по 5-6 учащихся)

III. Работа на местности

1. Наблюдение за изменениями в неживой природе.

— Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна).

— А какие стихотворения вы можете вспомнить, чтобы передать сегодняшний весенний день? ( Перед проведением экскурсии учитель просит учеников выучить стихотворения о весне).

К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые
Ноги у весны.
(И.Токмакова)

Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Как февраль не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!
(А.Майков)

— Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно. Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками. Греются березы – ластовицы, греется лесная детвора – верба.

— Я знаю, что некоторые из вас приготовили пословицы о весне. Давайте их послушаем.

  • Зима весну пугает, да сама тает.
  • Весною сверху печет, а снизу морозит.
  • Красна весна, да голодна.
  • Весною день упустишь – годом не вернешь.

— Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем.

— А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце. Как оно расположено относительно этого дома? Давайте выполним зарисовку в блокнотах.

— Определим цвет неба, облачность. Сделайте соответствующие записи в блокноте.

— С помощью термометра определим температуру воздуха, и результат запишем в блокнот.

— Есть ли сегодня ветер? Какой он по силе?

— Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие).

— Рассмотри поверхность почвы. Какая она? Чем она покрыта? Сделайте соответствующие записи в блокноте.

— Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Солнце поднимается выше, температура воздуха выше нуля, осадки в виде снега с дождем или дождя, почва в некоторых местах покрыта снегом, но уже появляются проталины).

2. Наблюдение за изменениями в жизни растений.

— А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Можем ли мы назвать деревья голыми? Почему? Что мы можем увидеть в это время года на деревьях?

— Давайте рассмотрим одну из почек, используя лупу, и зарисуем ее внешний вид.

— А теперь разделимся на группы, и каждая из групп получит отдельной задание, записанное на карточке.

  1. К какой группе относится растение, которое вы наблюдаете? (Деревья, кустарники)
  2. Есть ли на этом растении листья?
  3. Какого цвета и формы листья?
  4. Много ли их на вашем растении?
  5. К какой группе растений относится ваше растение? (Хвойное или лиственное).
  6. Есть ли на растении плоды и семена?
  7. Какого цвета кора вашего растения?

Каждая из микрогрупп характеризует свое растение для других микрогрупп.

— Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны? (Ранней весной на деревьях и кустарниках нет листьев, но можно заметить набухшие почки, а также плоды и семена. Цвет коры деревьев и кустарников яркий, по сравнению с другими сезонами. Травы не наблюдается.)

3. Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми).

— Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску. Сделайте соответствующие записи в блокноте.

— Чем питается птица, за которой мы наблюдаем?

4. Экологическая стоянка.

— А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.

IV. Подведение итогов в классе.

— Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной. На карточке отметьте, какие изменения в неживой и живой природе мы наблюдали на экскурсии.

Как изменилась природа весной? Подчеркните правильные ответы.

На деревьях появляются почки.

  • Температура воздуха ниже нуля.
  • Птицы прилетают с юга.
  • Появляются проталины.
  • Растаял снег.
  • Солнце светит чаще.
  • Земля покрылась снегом.
  • Появляется трава.
  • Становится теплее.
  • Птицы улетели на юг.
  • Созревают яблони.
  • Цвет коры деревьев более яркий.

Затем учащиеся вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.

V. Домашнее задание.

Возьмите ветку с почками любого дерева, опустите в банку с водой и поставьте на подоконник. Понаблюдайте, что произойдет. Сделайте зарисовки или фотографии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В этом уроке представлено полное описание урока-экскурсии, расписаны задания , которые будут выполнять дети .

Данная работа выполнена учащимися 2-х классов (выступала Шевченко Анастасия) для школьной научно-практической конференции «Экотуризм» Наш проект называется «весенние явления в жизни п.

I. Организация учащихся в начале урока.Перемена пролетела,Дверь певуче заскрипела. Мы вошли тихонько в классИ урок начнем сейчас.II. Вводная беседа в классе. (слайд №2)- Ребята, сегодня мы идем н.

урок окружающего мира в школе 2 вида для учащихся с нарушением слуха.

Технологическая карта к уроку по предмету окружающий мир в 2 классена тему «Весенняя экскурсия. Лекарственные травы».Организационная информацияПредметОкружающий мирКласс2Тема«Весенняя экскурсия. Лекар.

Воспитательский час в детском доме. Тема: Весна, весенние изменения через картины художников.

Урок — экскурсия: «Весенние изменения в природе». На данном уроке учащиеся примут участие в опытах, эксперементах и практических заданиях.

Источник

Урок-экскурсия по окружающему миру в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Цель: провести наблюдения за осенними изменениями в природе.

Задачи:

дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе;

расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц;

показать их связь с неживой природой.

Скачать:

Вложение Размер
urok-ekskursiya_po_okruzh.miru_1_kl.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»

115304, г. Москва, ул. Ереванская, д.19. Тел: 8(495)321-00-10 www.ugniy.mskobr.ru

по окружающему миру в 1 классе

Учитель начальных классов

2017-2018 уч. год

Цель урока: провести наблюдения за осенними изменениями в природе.

∙ дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе;

∙ расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц;

∙ показать их связь с неживой природой.

1. Осенние ветки лиственных и хвойных растений;

2. Плоды, семена, осенние листья различных растений.

3. Карточки с заданиями.

Предварительная работа: Прежде чем организовать экскурсию!

учителю необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, парка или сквера. Учитель, побывав на месте проведения экскурсии, намечает места остановок, объекта для изучения.

I. Организационный момент

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое — пчелой забралось на цветок,

А третье — лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так — целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

-Ребята, послушайте, какие времена года описаны в этих отрывках?

«Солнце светит, но уже не так греет. Вечера все холоднее. Желтеют листья, сохнут травы. Улетают птицы».

«Солнце совсем не греет. Холодно. Деревья как будто застыли на морозе. На земле лежит снег белым ковром».

«Деревья почти все голые. Опавшие листья лежат ковром на земле. Холодно. То дождь идет, то мокрый снег. Птицы улетели».

Так какие времена года описаны в этих отрывках?

( Ранняя осень, зима, поздняя осень.)

-Итак, для чего мы идем на экскурсию?

(Наблюдать за признаками осени.)

II. Повторение изученного

— Ребята, какое сейчас время года ? (Осень.) Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)

— Как греет солнце? (Ответы детей.)

— Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно; Осадки, без осадков; Ветрено, безветренная погода; температура воздуха.)

— Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал ваш термометр?

— А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в Якутии температура -50°, а в Арктике -57°. Где теплее?

III. Осенние изменения в неживой природе.

— Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т.д.)

Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения. Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав — все это осенние явления в неживой природе.

IV. Как меняется осенью жизнь растений

— А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад — с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.

— Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите шорох — это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.

И.Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

-С чем сравнивал лес И.Бунин ? Почему ?

А теперь посмотрим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается ?

Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву?

Обратите внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад? Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т.к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву а остаются зелеными круглы год ?

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

V. Игра «Отгадай растение»

Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, семена растений — гроздья рябины, семена-«вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев.

VI. Осенние изменения в жизни животных

— Видели ли вы летом насекомых ? Каких ? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т.д.). А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени ? Где они прячутся ?

У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением ее окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки.

С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

Чем еще питаются птицы ? (Семенами, плодами, зелеными побегами растений; журавли, цапли — лягушками; хищные птицы — мышами, другими мелкими животными.)

Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растеши С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края — туда, где есть корм.

Учитель рассказывает о перелетных птицах.

— Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут ?

Дети могут рассказать, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т.к. здесь легче отыскать корм. Корме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Необходимо заострить внимание на вопросе охраны природы. Учитель рассказывает детям, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.

Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо обирать корм, делать и развешивать кормушки.

VII. Игра «Отгадай животное»

Учитель рассказывает о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает, о каком звере идет речь?

Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос — сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир — это запас пищи на всю зиму. (Медведь)

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу — мышей-полевок — находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка.

Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев.

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши — черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир — готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапывают червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму!

Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» — вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются — не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам — так безопаснее — веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц)

VIII Работа в группах.

Разбейтесь на 6 групп (команд). Каждая группа получит свое задание. Раздайте карточки.

Как повлияла температура воздуха на жизнь растений? Соберите опавшие листья, рассмотрите их внешний вид, определите, с каких деревьев они опали?

Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? Как светит солнце по сравнению с летом? Почему? Посмотрите на кустарники, какие на них листья по окраске, на каких есть плоды? Соберите плоды и листья различной окраски.

Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Понаблюдайте, как дует ветер в этот день. (Холодный, теплый, слабый, сильный). Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

Что стало с почвой с приходом осени? Почему? Рассмотрите внимательно внешний вид насекомых. Как изменилось их поведение с приходом осени? Много их или мало?

Проведите наблюдение за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? Пронаблюдайте, какие растения остались зелеными? Какие работы выполняют люди осенью (в парках, садах, в поле)?

По каким признакам различают деревья, кустарники, травы? Какие грибы вы собирали сами? Под какими деревьями их находили? Назовите известные вам съедобные и несъедобные грибы.

IX. Итог экскурсии

О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня

говорили? — Какие происходят изменения в живой природе с приходом

осени ? Экскурсию можно закончить стихотворением Е.Благининой:

Если встанешь на заре

-Крыша в сером серебре.

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится.

Если выйдешь поутру —

Галки стынут на ветру.

Вьются над парами

Вслед за тракторами.

В полдень сядешь на пенек,

Смотришь — на припеке

А в обед совсем теплынь —

Пахнет горькая полынь,

Тянет медом, мятой

И травой примятой.

Только этому не верь.

Осень все-таки теперь!

X. Домашнее задание

1. Прочитать текст «Неживая природа осенью» (учебник, стр. 26-27); ответить на вопросы к тексту (стр. 27);

2. Прочитать текст «Из жизни птиц» (стр. 28-29); ответить на вопросы к тексту;

3. Выполнить задания 1, 2 и 6 в тетради

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, .

В данной статье приведена разработка урока–экскурсии, который проходит в районном историко-краеведческом комплексе. Цель урока заключается в том, чтобы:·.

Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий.

Игра-викторина по окружающему миру для 2 класса «Знатоки окружающего мира» в рамках декады по окружающему миру с итоговой таблицей.

Конспект урока окружающего мира в форме экскурсии по теме «Сентябрь — первый месяц осени» УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс.

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн.

Конспект урока по окружающему миру «Какие бывают растения».

Источник

Читайте также:  Ливадийский дворец экскурсия по дворцу
Оцените статью