- Билеты. Вариант 1. 3. Роман Д. Свифта «Путешествия Гулливера»: пародийная направленность, философия истории, композиция книги .
- Анализ произведения Путешествие Гулливера Джонатана Свифта
- Анализ №2
- Также читают:
- Картинка к сочинению Анализ книги Путешествие Гулливера Джонатана Свифта
- Популярные сегодня темы
- Роман Д.Свифта «Путешествия Гулливера»: пародийная направленность, философия истории, композиция книги.
Билеты. Вариант 1.
3. Роман Д. Свифта «Путешествия Гулливера»: пародийная направленность, философия истории, композиция книги .
3. Роман Д. Свифта «Путешествия Гулливера»: пародийная направленность, философия истории, композиция книги.
Предметом сатирического изображения в «Путешествиях» является история. Свифт приобщает к ней читателя на примере современной ему Англии. Первая и третья части изобилуют намеками, и сатира в них носит более конкретный характер, чем в двух других частях. В «Путешествии в Лилипутию» намеки органически вплетены в развитие действия. Историческая аллюзия у Свифта не отличается хронологической последовательностью, она может относиться к отдельному лицу и указывать на мелкие биографические подробности, не исключая при этом сатирического обобщения, может подразумевать точную дату или охватывать целый период, быть однозначной или многозначной. Так, например, во второй части описание прошлых смут в Бробдингнеге подразумевает социальные потрясения XVII в.; в третьей части, распадающейся на отдельные эпизоды, мишенью сатиры служат не только пороки английской политической жизни, но и непомерно честолюбивые (с точки зрения Свифта) претензии экспериментально-математического естествознания В канву фантастического повествования этой части вплетены и намеки на злобу дня, и многоплановая аллегория о летучем острове, парящем над разоренной страной с опустошенными фермерскими угодьями (иносказательное изображение как английского колониального управления Ирландией, так и Других аспектов социальной жизни Англии в эпоху Свифта).
В гротескно-сатирическом описании всех трех стран, которые посещает Гулливер перед своим заключительным путешествием, содержится контрастирующий момент — мотив утопии, идеального общественного устройства. Этот мотив используется и в функции, собственно ему присущей, т. е. является способом выражения положитвзглядов Свифта; как авторская идея в чистом виде, он с трудом поддается вычленению, ибо на него всегда падает отсвет гротеска. Мотив утопии выражен как идеализация предков. Он придает повествованию Гулливера особый ракурс, при котором история предстает перед читателем как смена деградирующих поколений, а время повернуто вспять. Этот ракурс снят в посл путешествии, где мотив утопии выдвинут на передний план повествования, а развитие общества представлено идущим по восходящей линии. Его крайние точки воплощены в гуигнгнмах и еху. Гуигнгнмы вознесены на вершину интеллектуальной, нравственной и гос культуры, еху низринуты в пропасть полной деградации. Однако такое положение не представлено неизменным от природы. Общ устройство гуигнгнмов покоится на принципах разума, и в своей сатире Свифт пользуется описанием этого устройства как противовесом картине европейского общества XVII в. Тем самым расширяется диапазон его сатиры. Однако страна гуигнгнмов — идеал Гулливера, но не Свифта. Жестокостей гуигнгнмов по отношению к еху Гулливер, естественно, не замечает. Но это видит Свифт: гуигнгнмы хотели «стереть еху с лица земли» лишь за то, что «не будь за еху постоянного надзора, они тайком сосали бы молоко у коров, принадлежащих гуигнгнмам, убивали бы и пожирали их кошек, вытаптывали их овес и траву». Ироническое отношение автора к Гулливеру, впавшему в экстатический энтузиазм под воздействием интеллекта гуигнгнмов, проявляется не только в комическом подражании Гулливера лошадям, его странном поведении во время обратного путешествия в Англию и тяге к конюшне при возвращении домой — подобного рода комические воздействия среды Гулливер испытывал и после возвращений из предыдущих своих путешествий, — но и в том, что в идеальном для Гулливера мире гуигнгнмов Свифт наметил контуры самого тиранического рабства.
Свифт никогда не называл Дефо писателем, но лишь – писакой. Когда же тот выпустил «Приключения Робинзона Крузо», Свифт ответил собственным романом-памфлетом «Путешествия Гулливера» (1726), который может быть прочитан как пародия на Робинзона с его претензией на безусловную достоверность и документальность, с его верой в то, что разумная деятельность будет способствовать нравственному совершенствованию человека. Свифт куда более скептически оценивает нравственность и разумность современного человека, а заодно и значение новой повествовательной манеры.
Одно общее обстоятельство бросается в глаза в творческой биографии Свифта и Дефо: оба написали свои первые (а Свифт и единственный) романы, когда им было под шестьдесят. За плечами – бурная жизнь и многие десятки произведений, созданных в жанрах документальной публицистики. Естественно, что этот предшествующий опыт они не могли не передать роману. В том, что Дефо, начиная с «Робинзона», на протяжении десяти лет, до самой смерти писал романы, никто не сомневается. Со Свифтом дело обстоит сложнее. Так, автор фундаментального исследования о романе эпохи Просвещения А. Елистратова считает «Путешествия Гулливера» памфлетом. Аргументация такова: здесь нет ещё личности, ибо Гулливер – условная, марионеточная фигура. Раз нет личности, то это ещё не роман воспитания, каковым он будет у просветителей. Иногда на это возражают, что Свифт действительно создал необычный для просветителя роман, в котором главная тема не нравственная, а политическая, – роман о государстве (И. Дубашинский).
Можно возразить и на это: нравственные размышления у Свифта всё время присутствуют, хотя бы в связи с йэху, и для Гулливера опыт увиденного не проходит бесследно – герой меняется. Однако в этом споре важнее ответа сам факт сомнения, показывающий, что романная форма в этот момент лишь формируется на пути от документальной прозы: то ли уже роман, то ли ещё памфлет
Герой Свифта совершил четыре путешествия в самые необыкновенные страны. Повествование о них ведется в форме делового и скупого отчета путешественника. По мнению Гулливера, главная цель путешественника – просвещать и делать их лучшими, совершенствовать их умы как дурными, так и хорошими примерами того, что они передают касательно чужих стран».
Два литературных жанра, возникшие еще во времена Ренессанса, послужили Свифту образцом для создания его знаменитого романа – жанр путешествий и жанр утопий.
Свифт – мастер иронического повествования. Все в его книге пронизано иронией.
Весь текст книги Свифта свидетельствует о том, что он был против всяких королей. Стоит только ему коснуться этой темы, как весь сарказм, присущий его натуре, выплескивается наружу. Он издевается над людьми, над их низкопоклонством перед монархами, над их страстью возводить своих королей в сферу космических гипербол.
Презрение Свифта к королям выражается всем строем его повествования, всеми шутками и насмешками, какими он сопровождает всякое упоминание о королях и их образе жизни.
В первой книге («Путешествие в Лилипутию») ирония заключается уже в том, что народ, во всем похожий на все другие народы, с качествами, свойственными всем народам, с теми же общественными институтами, что и у всех людей, — народ этот – лилипуты. Поэтому все притязания, все учреждения, весь уклад – лилипутский, т. е. до смешного крохотный и жалкий.
Четвертая книга тенденциозна в высшей степени. В ней резко разграничены два полюса – положительный и отрицательный. К первому относятся гуингнмы (лошади), ко второму – иеху (выродившиеся люди).
Аллегорический смысл притчи Свифта о лошадях (гуингнмах) достаточно ясен – писатель зовет к опрощению, к возврату на лоно природы, к отказу от цивилизации.
Источник
Анализ произведения Путешествие Гулливера Джонатана Свифта
Жанровая направленность произведения представляет собой фантастический сатирически-философский роман в стиле путешествия, основной тематикой которого является проявление человеческих моральных принципов.
Главным героем романа является Лемюэль Гулливер, представленный в образе уроженца Англии, корабельного хирурга, капитана судна, морского путешественника, отличающегося любознательностью, способностью легкой адаптации к новым условиях, быстрого изучения иностранных языков. Гулливер имеет семью в лице супруги Мэри и двоих детей, но живет с ними нечасто, поскольку вынужден заниматься зарабатыванием денег.
Композиционная структура романа состоит из четырех частей, в первой из которой главный герой в результате кораблекрушения оказывается в стране Лилипутии, населенных маленькими человечками, вторая часть повествует о путешествии героя в страну Бробдингнег, населением которой являются великаны, в третьей части представляется посещение героем летающего города Лапуты, расположенного в стране Бальнибарби, а четвертая часть переносит героя в островную часть, где жителями являются лошади гуигнгнмы, имеющие разум.
Центральная тема романа представляется в виде авторских размышлений о человеческой сущности и ее месте в жизни, а также правильности людских поступков. В романе поднимаются несколько проблем, одними из которых являются испорченность человеческого общества, мелочность государственного управления, незначительность и жестокость человека, потеря здравого смысла, а также достижение идеала на фоне падения людской нравственности.
Отличительной особенностью романа является авторские иллюстрации о многообразии, непостижимости мира и смысла мироздания, в котором человечество проявляет всевозможные грехи, поэтому писателем предлагается вариант в виде последовательного отказа от невежественных пороков.
Второстепенными персонажами романа представляются лилипуты в образе организованного народа, выполняющего сложную работу, великаны, незнакомые с убийствами и военными действиями, жители летающего города, умеющие вызывать умершие души, а также гуигнгнмы, лошади, владеющие разумный языком, увлекающиеся поэзией, не признающие денег, власти, оружия и войны, которым прислуживают еху, одомашненные животные, лишенные положительных человеческих качеств, ненавидящие друг друга, питающиеся падалью.
Своеобразие произведения состоит в представлении главного героя романа в качестве стороннего наблюдателя, рассуждающего о необходимости изменения человеческого мира в виде объективной оценки окружающей среды, ведения разумной жизни, отказа от совершения негативных поступков, превращающих человека в дикую личность.
Кроме того, роман отличает отсутствие противоречивых персонажей и внимание к повествовательным деталям.
Смысловая нагрузка романа заключается в сохранении человеческого облика в виде искоренения самомнения, эгоизма, жестокости, злобы, ненависти.
Анализ №2
Роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» увидел свет в 1725 году и имеет сатирическую подоплеку.
Главный герой Лемюэль Гулливер родился благодаря английской прозе XVII века, основанной на романтизме путешествий эпохи географических открытий.
Задумкой Свифта было искоренение людских пороков, благодаря прочтению его романа, но после его публикации автор изменил свое мнение. Людские пороки не искоренить, всегда будут рождаться новые.
Страна Лилипутия, в которую попадает Гулливер полностью повторяет английское общество того времени, структуру политического и общественного строя с императором, аристократией, буржуазией и крестьянством. Название этой страны образовано Свифтом от английского слова «маленький» и латинского слова «порок».
Изначально жители с осторожностью отнеслись к пришельцу. Но осознав, что великан имеет дружеские намерения, как любое общество, лилипуты начинают использовать его в своих целях. В данном случае, как главное и мощное оружие против государства на острове Блефуску.
Прототипом «Лилипутии» послужила сама Англия, а прообразом императора был английский король Георг I.
Страна же великанов Бробдингнег рисуется Джонатаном Свифтом противоположностью Лилипутии. Жители, в основном занимающиеся земледелием, просты и бесхитростны. В основе их жизненных ценностей и логики лежат малые основы моральной этики, поэзии и математики, использующейся только применительно, в прикладном виде.
Их не интересуют хитросплетения жестоких законов Англии. Их собственные законы коротки, просты и понятны.
В третьем путешествии Гулливер попадает к волшебникам. Местные жители открывают герою глаза на бессмертие. Изумленный герой полагал, что всю бессмертную жизнь человек имеет возможность расти и развиваться.
Но жители страны точно знают, что после определенного возраста их привычная жизнь прекращается, старость забирает свое и остается только жить, не имея возможностей молодости и не имея возможности умереть.
Завершение произведения не столь радужно, как хотелось бы. В последнем путешествии Гулливер попадает в страну бесхитростных разумных лошадей, совершенно не умеющих лгать, но им это и не нужно. Примитивного языка хватает для обрисовки сути происходящего.
Сам же герой на их фоне выглядит отвратительным созданием, что окончательно отворачивает его от людей. Местные еху обладают всеми пороками английского общества, разумным вариантом которых он себя и видит.
Гулливер не желает больше находиться в обществе людей, его привозят туда насильно и еще очень долгое время он привыкает и учится заново жить с собственной семьей.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ книги Путешествие Гулливера Джонатана Свифта
Популярные сегодня темы
Стихотворение начинается с описания поэтом утренней зори, великолепия природы, про ветки сосен, которые обретают в отблеске солнечных лучей оттенок золота.
Александру Твардовскому пришлось многое пройти в жизни. События его биографии отразились на произведениях автора, поэтому необходимо глубоко изучить ее, прежде чем знакомиться с трудами поэта.
Многочисленные персонажи произведения разделяются на несколько разрядов, состоящих из ключевых героев, к которым относятся Чацкий, Фамусов, Софья и Молчалин, второстепенных героев
Своим любимейшим городом я со всей уверенностью могу назвать Воронеж. Этот город находится на Дону. Принадлежит России. Многие люди, побывавшие в этом населенном пункте, говорят, что он кажется
Лев Николаевич Толстой – один из известнейших русских классиков. Его творчество затрагивало вопросы общественности, этот писатель старался показать все жизненные проблемы, с которыми сталкивается обычный человек его времени
Источник
Роман Д.Свифта «Путешествия Гулливера»: пародийная направленность, философия истории, композиция книги.
Читайте также:
|