Компьютерная грамотность по странам

Компьютерная грамотность в России: ситуация, проблемы и перспективы

Тема цифровой экономике и цифровой трансформации у всех на слуху. Понятно, что одной инфраструктуры для этого недостаточно, к цифровизации нужно готовить людей. Но хотя по уровню образования Россия находится в группе развитых стран, она отстает по таким показателям, как компьютерная грамотность и владение ИТ.

Чтобы оценить, как обстоят дела в этой области, аналитический центр НАФИ провел исследование уровня цифровой грамотности населения России, применив комплексный подход, предложенный в прошлом году в рамках Саммита G20.

Из чего состоит цифровая грамотность

«Зачастую вопрос цифровой компетенции рассматривается лишь с точки зрения технической грамотности. Мы хотели более широко посмотреть на эту тему», — сказала Гузелия Имаева, директор аналитического центра НАФИ. Для начала было сформулировано определение, согласно которому цифровая грамотность — это базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде. Результаты получены на основе всероссийского репрезентативного опроса 1600 человек старше 18 лет, проведенного в конце прошлого года.

Индекс цифровой грамотности российского населения составил 51,6%. «Это среднее значение, есть куда расти», — считает Гузелия Имаева. По ее словам, представляет интерес сравнение с другими странами, но данный комплексный подход является новым и Россия первой опубликовала результаты его применения. В других странах тоже идет аналогичная работа, но результаты еще не обнародованы.

Чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон, специалисты выделили пять основных компонентов цифровой компетенции: информационная, компьютерная, коммуникативная грамотность, медиаграмотность и отношение к инновациям.

Читайте также:  По стране волшебных озер

Индекс информационной грамотности составил 54%. Оценивались такие навыки, как понимание роли информации и степени ее влияния, умение ее искать и анализировать, осознавать пользу или вред. Большинство респондентов (81%) считает, что искать информацию в Интернете просто. Но примерно половина не задумывается о пользе или вреде этих сведений и полагает, что защита персональных данных — не их забота.

По мнению Гузелии Имаевой, это основная проблема, которая касается не только России, но и других стран. Для ее преодоления нужно развитие компетенции критического мышления.

В области компьютерной грамотности индекс оказался равным 46%. Сюда входят знания о технических составляющих компьютера, умение работать с разными интерфейсами, использование всех возможностей устройств, осознание роли компьютерной безопасности. Опрос показал, что обычно люди не могут оценить технические характеристики компьютера, главное — удобство использования. Навыки ИБ находятся не на высоком уровне — более трети респондентов не используют обновляемые антивирусы, а больше 20% проводят платежи через открытые Wi-Fi-сети.

Это говорит о необходимости создавать культуру защиты информации на всех уровнях. Как заметила Гузелия Имаева, основная проблема здесь связана с тем, что освоение компьютерной грамотности у нас происходит спонтанно, т. е. люди учатся друг у друга, а системный подход отсутствует.

С медиаграмотностью дела обстоят лучше — индекс достиг 65%. Здесь речь идет о способности ориентироваться в медиапространстве, проверке достоверности новостей, их поиске по разным источникам, понимании того, что новости могут освещаться не полностью. Навыки в этой области очень важны. Ведь в последнее время медиа фундаментально трансформировались. Теперь человек не только потребляет контент, но и создает его. А между тем примерно половина респодентов не сопоставляет сведения из разных источников, хотя большинство знает, где найти новости, и осознает, что СМИ могут не полностью освещать события. Здесь вопрос критического мышления тоже остается первостепенным.

Индекс коммуникативной грамотности составил 46%. В это понятие входит анализ позиции других людей, умение использовать современные средства коммуникации, понимание особой этики общения в цифровой среде. Примерно три четверти респондентов используют современные средства коммуникации и считают, что в онлайне должны сохраняться те же нормы общения, что и в жизни. Но специально этому никто не учит, поэтому необходимо развивать этику межличностного взаимодействия в цифровой среде.

В области отношения к технологическим инновациям индекс составил 47%. Оценка проводилась по таким показателям, как интерес к новинкам, знания о современных технологических тенденциях, навыки работы с гаджетами и приложениями, понимание пользы инноваций. Опрос показал, что примерно треть респондентов стараются быть в курсе технологических новинок, чуть больше половины считают, что современные технологии украшают жизнь, но столько же участников опроса отметили сложность освоения новых технологий.

Это говорит о важности популяризации инноваций, причем здесь может пригодиться сочетание образования с развлечением. Такой подход, который называют edutainment, позволяет быстрее и проще осваивать новинки.

Существование «цифрового разрыва» между разными социальным группами не является новостью. Опрос показал, что самый низкий уровень цифровой грамотности (28%) оказался у старшего поколения (старше 55 лет). Для сравнения, у молодежи лет этот показатель равен 77%. Также среди уязвимых групп оказались жители сельских районов, в которых инфраструктура еще недостаточно развита (49%), и люди с низким уровнем образования (36%).

Особенно негативно «цифровой разрыв» отражается на школах, где возникает проблема, которой раньше не было. Низкий уровень компьютерной грамотности учителей приводит к снижению их авторитета в глазах учеников, которые гораздо лучше ориентируются в цифровом мире.

Таким образом, исследование НАФИ позволило выявить основные направления, которым следует уделить особое внимание при развитии цифровых компетенций. В их числе развитие критического мышления, создание культуры защиты информации, повышение социальной ответственности медиакомпаний, формирование этики межличностных коммуникаций в цифровой среде, популяризация инноваций, сокращение «цифрового разрыва» с упором на обучение учителей.

Действия государства

Цифровая грамотность составляет основу цифровой экономики, на которую сильно влияет законодательная среда. Как рассказал заместитель председателя Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов, согласно планам правительства по совершенствованию нормативной базы для развития цифровой экономики в предстоит разработать более 50 законопроектов по десяти тематическим разделам. Он скептически отозвался о столь грандиозных планах, напомнив, что недостаточно разработать закон — нельзя забывать о практике его применения: «Здесь необходимы так называемые „законодательные песочницы“, когда мы в каком-нибудь регионе можем опробовать законопроект с точки зрения внедрения».

Иначе может получиться то, что произошло с недавно введенным законом об онлайн-кассах, согласно которому кассовая техника должна передавать чеки в налоговую через Интернет. Проблемы появились из-за того, что, с одной стороны, предприятия оказались не готовы произвести оборудование в нужных количествах, а с другой — регионы не успели подготовиться, так как Интернет есть далеко не везде. «Этот пример показывает, что с законодательными инициативами не нужно спешить», — сказал Дмитрий Сазонов.

Что касается формирования правового поля для цифровой экономики, то сейчас в первом чтении принят ряд законопроектов, которые касаются регулирования гражданского законодательства в области цифрового права. Предполагается, что это создаст правовую базу для дальнейшего развития законодательства, например, в сфере криптовалют, где сейчас идет дискуссия. «Мы считаем, что законодательная среда должна быть мягкой, чтобы не задушить этот рынок», — поделился мнением Дмитрий Сазонов.

Советник министра экономического развития РФ Юлия Алферова сообщила, что в фокусе Минэкономразвития находится поддержка малого бизнеса, и здесь важную роль играет цифровизация, которая помогает предпринимателям оптимизировать затраты. «Сейчас действует несколько порталов, которые агрегируют сервисы, помогающие малому бизнесу получить доступ к информации о тех или иных мерах поддержки», — сказала она, приведя в качестве примера порталы «Деловая среда» и «Бизнес-навигатор».

Чтобы понять, что нужно малому бизнесу, был запущен проекта по перезагрузке мер поддержки СМБ, направленный на реализацию обратной связи с гражданами, региональными структурами и предпринимателями. Предполагается, что собранная информация позволит сделать меры поддержки более клиентоориентированными.

Учить учителей и не только их

Перечисленные выше действия государства касаются цифровой экономики в целом. Но, по словам директора по направлению «Кадры и образование» АНО «Цифровая экономика» Андрея Сельского, немало делается именно в сфере цифровой грамотности населения.

По плану, к 2024 г. 40% населения страны должны обладать высоким уровнем цифровой грамотности. Для этого готовятся программы массового обучения людей. Их будет не менее двадцати, и они охватят более 5 млн. человек. Направления обучения уже ясны, в первую очередь это кибербезопасноть.

«В качестве инструмента мы предлагаем цифровой сертификат или ваучер, с помощью которого каждый гражданин может получить от государства возможность пройти обучение по определенным направлениям. Этот проект уже стартовал, первой запущенна программа „Билет в будущее“, предназначенная для детей от 5 до 11 лет», — сказал Андрей Сельский.

Но учителя тоже не забыты. В госпрограмме «Цифровая экономика» предусмотрено исследование цифровой грамотности педагогов. Планируется сосредоточить усилия на их обучении, в том числе и в регионах.

У молодежи тоже не все обстоит благополучно, несмотря на то, что молодые люди хорошо разбираются в ИТ. Так, исследование цифровой грамотности детей и родителей, проведенное в этом году «Qiwi Банком» и НАФИ, показало, что дети уязвимы. «Они наивны, легко доверяют незнакомым людям, охотно откликаются, когда им предлагают выйти из онлайна в реальный мир, готовы поделиться любой информацией — о финансах, о своем местоположении. Для них это вроде игры, где главное — получить побольше лайков», — поделилась наблюдениями Елена Луценко, руководитель образовательного проекта «Qiwi Банка».

Со своей стороны, большинство родителей хоть и не доверяют Интернету, не ограничивают доступ детям. Так 57% респондентов не используют функцию родительского контроля.

Но нельзя сказать, что взрослые все пускают на самотек. Так, 80% респондентов говорят, что учат своих детей пользоваться Интернетом и отличать полезный контент от вредного. Но при этом они негативно относятся к Интернету, считая, что он плохо сказывается на отношениях в семье, так как не видят в нем инструмент для обсуждения и общения.

Таким образом, данное исследование показывает, что еще много остается сделать с точки зрения сформирования комплекса поведения в Интернете как у детей, так и у родителей. Авторы исследования сейчас готовят рекомендации госоргнам, бизнес-структурам, образовательным учреждениям и родителям.

Источник

Рейтинг стран мира по Индексу уровня образования

Информация об исследовании

Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование.
Наиме­но­ва­ние: Индекс уровня образования / Education Index.
Тематика исследо­вания: Страны и регионыСоциальное развитиеУровень и качество образования
Направ­ление исследо­вания: Общество Изучение социальных процессов.
Отрасль исследо­вания: Образование.
Дата исследо­вания: 1980 год — настоящее время.
Перио­дич­ность исследо­вания: Регулярно (раз в два года).
Органи­зация исследо­вания:
  • Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) / United Nations Development Programme (UNDP).
  • Институт статистики ЮНЕСКО / UNESCO Institute for Statistics.
Сайт исследо­вания: http://hdr.undp.org/
Послед­нее исследо­вание: Education Index 2020.
Связан­ные исследо­вания:
  • Рейтинг эффективности национальных систем образования
  • Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Насто­ящий доку­мент подго­товлен совместно с предста­витель­ством Программы развития ООН в России. Републи­ка­ция текста не разре­шена. Инфор­ма­ция на этой стра­ни­це пери­оди­чески обнов­ля­ется. Последняя редакция: 22.03.2021.

Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — это комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН). Индекс рассматривается в качестве одного из ключевых показателей социального развития и используется для расчёта Индекса человеческого развития (Human Development Index), выпускаемого в рамках специальной серии докладов Организации Объединённых Наций (ООН) о развитии человека.

Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования её населения по двум основным показателям:

  1. Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).
  2. Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).

Два указанных измерения уровня образования сводятся в итоговом Индексе, который стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Принято считать, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя многие из них имеют показатель 0,9 или выше. При определении места в мировом рейтинге все страны ранжируются на основе Индекса уровня образования (см. ниже рейтинговую таблицу по странам), где первое место соответствует высшему значению этого показателя, а последнее — низшему.

Индекс уровня образования, хотя и является достаточно универсальным показателем, обладает рядом ограничений. В частности, он не отражает качества самого образования, которое в отдельных случаях может быть весьма низким либо существенно ограниченным. Также он не показывает в полной мере разницу в доступности образования в силу различий в возрастных требованиях и в длительности обучения. Такие показатели, как средняя длительность обучения или ожидаемая продолжительность обучения, были бы более репрезентативными, однако соответствующие данные отсутствуют в статистике большинства государств. Кроме того, Индекс не учитывает студентов, обучающихся за рубежом, что может искажать данные по некоторым малым странам.

Данные о грамотности населения стран мира поступают из официальных результатов национальных переписей населения и сравниваются с расчётными показателями, вычисляемыми Институтом статистики ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics). В настоящее время Индекс охватывает страны-члены ООН, а также некоторые административные территории с особым статусом, при этом рейтинговая таблица часто насчитывает меньшее число государств, так как страны, которые не желают или не могут предоставить статистику по данному показателю, не включаются в рейтинг. Для развитых стран, которые чаще всего уже не включают вопрос о грамотности в анкеты переписи населения, принимается уровень грамотности равным 99%. Данные о числе граждан, поступивших в учебные заведения, аккумулируются Институтом статистики ЮНЕСКО на основе информации, предоставленной соответствующими правительственными учреждениями стран мира. Индекс обновляется раз в два года, однако отчёты с данными ООН, как правило, запаздывают на один год, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами.

Результаты исследования

Эта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список стран мира и административных территорий без государственного статуса с подтверждённой оценкой уровня образования их населения, упорядоченных по Индексу уровня образования. Текущие данные представлены по состоянию на 2019 год (опубликованы в 2020 году).

Источник

Оцените статью