Кому адресованы законы принятые высшим законодательным органом нашей страны

Закон: понятие, признаки, виды. Закон — это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путем

Закон — это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.

1. Закон — это нормативный акт, содержащий нормы права.

2. Закон принимается путем всенародного голосования (референдума) или высшим законодательным органом — парламентом.

3. В силу указанного закон обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочие нормативные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушать их. Правоприменительные, индивидуальные акты также должны выноситься на основе законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то правоприменитель должен отдать предпочтение закону.

4. Законы не только регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, но и устанавливают принципиальные положения правового регулирования.

Законы Российской Федерации можно подразделять по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся на:

а) принятые на референдуме;

б) принятые Федеральным Собранием РФ;

в) законы субъектов федерации.

Путем референдума мо1ут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.

Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.

Законы субъектов федерации принимаются в пределах полномочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, заключенными Российской Федерацией с отдельными субъектами.

Подзаконные акты: понятие, признаки, виды

Нормативный правовой акт – правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Подзаконные акты — изданные на основе и во исполнение законом акты, содержащие юр. нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юр. силой, чем законы, базируются на них.

Виды подзаконных актов:

1. Указы Президента РФ. Не должны противоречить Конституции РФ, обязательны для исполнения по всей России.

2. Постановления правительства РФ. Обязательны к исполнению в РФ, могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министров.

4. Решения и постановления местных органов гос. власти (областных, представительных, законодательных структур)

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областных глав администраций, губернаторов)

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных органов)

7. Локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка).

Действие права

Действие норм права распространяется на определённый круг субъектов, нормы права действуют на определённо ограниченном участке пространства и ограничено определёнными временными рамками.

Действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего ее нормативно-правового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы.

Вступление в силу нормативно-правовых актов может определяться:

Принятием или подписанием акта. С момента принятия до недавнего времени вступали в силу большинство нормативных актов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания России. Многие нормативные акты Правительства РФ и сегодня вступают в силу с момента их подписания.

Моментом опубликования акта. Например, истечением определенного срока после опубликования нормативно-правового акта. В настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента России, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если только в самом акте не установлен другой порядок их вступления в силу. Также вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок их вступления в силу.

Датой, указанной в самом нормативно-правовом акте. Отсрочка во времени, как правило, предусматривается для нормативных актов повышенной сложности или значения.

Наступлением определенных условий. Вступление в силу нормативно-правового акта в целом или отдельных его положений может быть увязано, например, с принятием и введением в действие другого акта.

Специально принятым нормативным актом.

Прекращение действия нормативно-правового акта определяется следующими моментами:

· Истечением срока действия акта.

· Наступлением определенных условий.

· Прямой отменой акта.

· Заменой действующего акта другим.

Действие правовой нормы в пространстве ограничивается всей территорией государства или территорией отдельных его частей. В России федеральные нормативно-правовые акты вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Региональные нормативные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления — на территорию города, поселка или иного муниципального образования.

Действие норм права по кругу лиц. В тексте нормативно-правового акта должно содержаться описание субъектов, которым адресованы его нормы. Нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства, включая иностранцев, лиц без гражданства, структурные подразделения иностранных и международных организаций. Причем в отношении граждан самого государства нормативно-правовые акты действуют как на территории государства, так и за его пределами.

С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное, в частности, в Конституции РФ (ст. 54): закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).

Переживание закона— это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

Источник

О законодательной власти в России: описание, органы, полномочия

Что такое законодательная власть

Понятие законодательная власть подразумевает ту ее ветвь, основной функцией которой является создание законов, контроль и распределение государственного бюджета. Орган рассматриваемой власти утверждает правительство, систему налоговых сборов, занимается подтверждением юридической силы международных документов.

В странах с разделением властей данным видом полномочий обладает отдельный государственный орган – парламент.

Признаки законодательной власти в РФ

  • совместная деятельность нижней и верхней палат Федерального Собрания РФ;
  • право представительных органов субъектов государства на законотворческую инициативу в Госдуме;
  • возможность субъектов страны участвовать в создании законов на федеральном уровне;
  • право на выдвижение предложений об изменениях пунктов Конституции, на одобрение поправок в основной закон страны;
  • единые нормы избирательного права в отношении главы региона и депутатов представительного органа региона РФ;
  • юридическая ответственность законодательного органа субъекта России.

Основной субъект законодательной власти

В Российской Федерации законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию, которое состоит из Государственной Думы и Совета Федераций. Парламент является постоянно действующим представительным и законодательный органом. Согласно статье 10 Конституции РФ законотворческая власть в системе государственного управления является самостоятельной.

Структура законодательной власти РФ

Верхняя палата Федерального Собрания – Совет Федераций – состоит из двух представителей от каждого региона страны: один от представительного и один от исполнительного органа государственной власти. Состав СФ избирается на пять лет. Семь сенаторов могут быть назначены пожизненно.

В нижнюю палату – Госдуму – входят 450 парламентариев. Состав Думы формируется по итогам выборов на 5 лет. На первое заседание депутаты собираются спустя 30 дней после избрания или ранее по инициативе главы государства. Полномочия предыдущего созыва прекращаются, как только новый приступил к своим обязанностям.

Заседания верхней и нижней палат проходят раздельно и бывают открытыми и закрытыми. Совфед и Госдума могут собираться для заслушиваний:

  • Послания президента РФ;
  • Конституционного суда;
  • речей глав других государств.

Работой палат руководят их председатели, которых выбирают из числа членов парламента. Внутри Совета Федераций и Государственной Думы могут действовать комитеты и комиссии по отдельным вопросам. Образованная верхней и нижней палатами Счетная палата контролирует федеральный бюджет.

Функции законодательной власти

  1. Разработка законодательных актов. Парламент обладает правом издавать нормативные акты высшей юридической силы после Конституции.
  2. Утверждение системы налогообложения. Представительные органы могут устанавливать порядок определения налоговой базы, налоговые льготы и особенности их применения.
  3. Учредительная функция подразумевает утверждение правительства страны, создание организаций, комиссий.
  4. Утверждение бюджета и контроль над его исполнением.
  5. Принятие международных соглашений заключается в придании документам юридической силы.

Основная задача законодательной власти

Главной задачей является законотворчество, то есть разработка законопроектов и их принятие.

Органы, не входящие в законодательную власть

В Российской Федерации, кроме органов исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, существуют органы с особым статусом:

  • Счетная палата РФ;
  • Уполномоченный по правам человека;
  • Центральный банк РФ;
  • Генеральная прокуратура РФ;
  • Центральная избирательная комиссия.

Руководителей этих органов по представлению президента назначает Федеральное Собрание. Право законодательной инициативы эти органы не имеют.

Источник

Гдз по обществознанию 9 класс Боголюбов ФГОС Параграф 12

Авторы: Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И, Жильцова Е.И.
Год: 2020
Описание: ГДЗ (готовые домашние задания) для учебника по обществознанию 8 класс авторов Боголюбов Матвеев Жильцова от gdzznaniya. Здесь вы найдёте готовые ответы на вопросы и задания, проверочные работы и праграфы. Этот решебник в первую очередь пригодится родителям для проверки домашних работ своих детей-школьников. Однако им бесплатно и онлайн могут пользоваться и сами подростки, если у них возникнут трудности с ответами на какие-либо вопросы и задания.

Параграф 12. Конституция Российской Федерации.

Проверим себя

1. Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Найди в главе 1 текста Конституции формулировки, подтверждающие это положение.

Конституцию принято называть законом высшей юридической силы потому, что этот закон обладает самой высокой юридической силой по отношению к системе правовых актов. Любые нормативные акты, принимаемые на территории РФ, должны ориентироваться на Конституцию, т.е. они не могут ей противоречить. Таким образом главный политический документ государства возглавляет всю иерархию нормативных актов. Именно в этом и проявляется высшая юридическая сила.

Например, в статье № 21 Конституции РФ прописано, что достоинство личности охраняется государством. Таким образом никакой другой закон или правовой акт не имеет права отменить и даже приуменьшить силу действия Конституции и ограничить достоинство личности.

Или Ст. 29 «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Это значит, что никакие другие законы и правовые акты не могут ограничить свободу слова или ввести цензуру.

2. Прочитай статьи 10 и 11. Какие положения подтверждают, что Конституция не допускает единовластия в нашей стране?

В первую очередь, статья 10 Конституции РФ говорит нам о разделении властей на исполнительную, закодательную и судебную, то есть об одном из важных принципов демократического (правового) государства. Если не обращать внимание на то, что статья 82 и статья 83 главы 4 Конституции допускают верховенство президента над ветвями власти, то статья 10 подтверждает отсутствие единовластия.

Во-вторых, статья 11 говорит о разделенных предметах ведения и полномочиях между разными государственными институтами, а также между регионами и федеральным центром. Поэтому и статья 11 подтверждает, что Конституция не допускает единовластия в РФ.

3. В чём заключается высшая ценность, определённая Конституцией для государства?

Высшая ценность, определенная Конституцией для государства, заключается в правах человека. Конституция РФ в 1 разделе так и провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Смысл и назначение этого постулата заключается в том, что государство обязано признавать, соблюдать и защищать эти права.

4. Какие три главные задачи решает Конституция?

1) Закрепление и гарантирование фундаментальных прав человека (Глава 2 Конституции РФ). Гражданин России обеспечен защитой государственных органов власти на всей территории Российской Федерации, так и поддержкой государственных органов за пределами России через посольства и консульства России.

2) Упорядочивание государственной власти (Глава 3-8 Конституции РФ). Власть в России разделена на три органа управления, сосредоточение власти в одних руках запрещено (принцип разделения властей — законодательная, исполнительная и судебная — закреплен в Конституции как основополагающий).

3) Утвердение правосудие (Глава 7 Конституции РФ). В случае нарушения прав гражданина России он имеет право на судебную защиту и восстановление своих нарушенных прав и при этом люди нарушившие права гражданина должны быть наказаны.

5. Что такое правосудие? Что такое торжество правосудия?

Правосудие — вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется судебная власть посредством решения спорных ситуаций законным и справедливым путём.

Торжеством правосудия принято считать независимость судебной власти от других форм управления, а именно от законодательной и исполнительной. Вся свобода действий судебной власти содержится в рамках принятой государством Конституции.

Независимо откуда исходит угроза правосудия органы юстиции должны быть способны проявить справедливость решений и достаточную силу борьбы с попытками нарушить и непосредственно с самими нарушениями правовых норм.

Автономность, непоколебимость, действие в строгом соответствии с законом и твёрдая принципиальность всё это главные условия и признаки торжества правосудия.

В классе и дома

1. В главе 2 Конституции есть статьи 57, 58, 59, в которых говорится об обязанностях гражданина. Иной раз можно услышать мнение, что эти статьи нарушают права человека. Прочитай текст этих статей и приведи свои аргументы в ответ на изложенное выше мнение.

Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Уплата налогов не нарушает прав граждан. Налоги пополняют бюджет государства, который используется для распределения общественного блага. С помощью бюджета государство может полноценно осуществлять свои функции, в которые входит и защита прав и свобод гражданина.

Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Данная обязанность не нарушает прав граждан, каждый должен жить в благоприятной окружающей среде, в противном случае наше здоровье и жизнь могут оказаться под угрозой.

Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с федеральным законом.

Я считаю, что в современных реалиях, когда вооружение, тактика боя и военные технологии в целом достигли большого прогресса и развития – срочная служба бесполезна и даже вредна, так как губит карьеру многих талантливых и молодых ребят. Связано это с тем, что современное вооружение очень сложно и для его изучения требуются годы. Именно поэтому все развитые страны давно перешли на контрактную армию. Только она может подготовить высококлассных военных для защиты своего суверенитета.

2. Прочитай в Конституции статью 11. На основе её содержания составь схему «Государственная власть в Российской Федерации».

В соответствии с Конституцией РФ политическая власть в России состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной, а также органов власти, не входящие ни в одну из трех основных ветвей (например, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Российская академия сельскохозяйственных наук, Уполномоченный по правам человека в РФ и т.д.)

3. Прочитай и проанализируй следующий текст: «Когда в государстве властвует не только закон, к закону начинают питать меньшее уважение. Выполнение закона представляет собой справедливость. Однако, если самая сильная власть не опирается на закон, тотчас же начинают пренебрегать справедливостью. Отсюда проистекает бесконечное число преступлений». (К. Гельвеций (1715—1771), французский философ.)
Объясни, в чём основной смысл этого отрывка. Чем обеспокоен автор? Кто ещё может властвовать в государстве, кроме закона? Как ты понимаешь смысл слов «если… власть не опирается на закон»? Каковы последствия пренебрежения справедливостью?

Основной смысл данного отрывка заключается в том, что при злоупотреблении властью, то есть когда помимо закона начинают властвовать какие-то личные интересы, тогда закон теряет уважение, свой авторитет.

В связи с этим закон не выполняется, и появляется несправедливость, исходя из чего, возникает «бесконечное число преступлений», так как для народа государство перестает быть чем- то значимым и важным, люди перестают считаться с ним.

В результате пренебрежения справедливостью, пропадает равенство между людьми, какие-то рамки в действиях, появляется абсолютная и никем не ограниченная свобода, что нельзя отнести к положительным качествам.

К последствиям пренебрежения справедливостью можно отнести также коррупцию, трудные условия жизни у обычных, не наделенных властью людей.

На мой взгляд, автор обеспокоен тем, что люди, в чьих руках находится власть (президент, партия и т.д.) могут тоталитарно раздавать приказы, не опираясь на закон, что ведёт к негативным последствиям: повышению уровня нарушения прав людей и беспорядку в обществе.

Источник

Читайте также:  Страны за уровнем должников
Оцените статью