- Южная и Северная Корея — конфликт и его последствия сегодня
- Причины разделения
- Конфликты на полуострове
- Возможность объединения
- Первые залпы холодной войны: как конфликт в Корее превратился в противостояние сверхдержав
- «Не смогли договориться»
- «Разные внешнеполитические ориентиры»
- «Война так и не была завершена»
- История противостояния, силы сторон и мнения экспертов
- Во сколько США обходится демонстрация военной силы
Южная и Северная Корея — конфликт и его последствия сегодня
Исторически у Северной и Южной Кореи не существовало предпосылок для разделения. Проведение границы было исключительно механическим и изначально рассматривалось как временная мера. Однако с момента разъединения страны прошло уже 60 лет, а воссоединения территории корейцы не дождались. Более того – за последнее десятилетие отношения ухудшились настолько, что политологи говорит о возможном начале открытого военного конфликта.
Причины разделения
С 1910 по 1945 год Корея находилась под властью Японии, которая таким образом расширила свое влияние на континенте. Оккупацию значительная часть корейцев восприняла благосклонно, считая, что стране нужно следовать по тому же пути, по которому пошла Япония – выход из изоляционизма и европеизация. Однако результаты Второй мировой войны оказались неблагоприятными для Страны восходящего солнца, которая полностью утратила влияние на Корейском полуострове.
Для передела влияния в Азии в ситуацию вмешались США и Советский Союз. Они решили взять опеку над Кореей, которая осталась в слабом положении и не могла распоряжаться собственной судьбой. Границу провели по 38-й горизонтали: северная часть отошла Москве, южная – Вашингтону. Предполагалось, что такое разделение продлится пять лет, затем страна вернется в обычный режим жизни.
Последующие разногласия были спровоцированы тем, что Ким Ир Сен активно насаждал социалистическую политику на севере полуострова и призывал к военному захвату Сеула. На юге правитель Ли Сын Ман активно противостоял этой позиции и проводил жестокие антикоммунистические зачистки. Уже к 1950-му году стало понятно, что мирно конфликт не разрешится.
Причинами Корейской войны стали такие факторы:
- каждая сторона считала, то другая территория находится в оккупации противником и требует военного освобождения;
- в разных концах страны насаждались противоположные идеологии – социалистическая и демократическая;
- США и СССР не было выгодно объединение Кореи, мнение народа не учитывалось.
Военные действия начались в 1950-м году и со временем зашли в тупик. После официального вмешательства Америки, Советского Союза и Китая стало понятно, что дальнейшие бои не приведут ни к чему, кроме новых смертей и разрушений. Поэтому был подписан договор, продлевающий разделение по 38-й параллели на неопределенный срок.
Конфликты на полуострове
Важный шаг по урегулированию отношений датируют 1991 годом. Северная и Южная Корея подписали пакт о ненападении, сотрудничестве и обменах, а также о том, что полуостров должен иметь безъядерный статус. Однако долго дипломатические отношения не продлилось: давление со стороны Америки на Сеул привело к ухудшению ситуации. В 2008 году к власти в Южной Корее пришел Ли Мен Бак, при котором кризис обострился.
Со стороны КНДР также не было весомых уступок. Ким Чен Ир и его последователь Ким Чен Ын продолжили линию своего предшественника, направленную на изоляционизм и наращивание военной мощи.
На ухудшение отношений между странами повлияли такие факторы:
- ядерная программа КНДР
- размещение военных американских баз в Сеуле и на приграничной территории;
- противостояние идеологий;
- прием Южной Кореей беженцев из КНДР.
На сегодняшний день политика стран в отношении друг друга так же агрессивна, как и 50 лет назад. В Южной Корее запрещено положительно отзываться о северных соседях, а в Северной карают тюремным заключением за общение с южанами, просмотр их фильмов и прослушивание радиопередач.
Страны находятся в состоянии боевой готовности. Пхеньян ведет политику сдерживания американской агрессии, по сути, взяв Сеул в «заложниках». В случае угрозы национальной безопасности правительство грозит сравнять город с землей. На победу в войне Северная Корея не рассчитывает, но перед падением постарается нанести максимальный вред противнику.
Возможность объединения
Несмотря на вражду, Южная и Северная Корея не оставляют надежд на то, что однажды они снова станут одной страной. При этом они рассчитывают на китайскую модель объединения – одно государство с двумя политическими строями и правительствами.
Однако на практике исполнение этого желания сопряжено с непреодолимыми сложностями:
- Официально страны не признали существование друг друга и считают соседние территории оккупированными.
- Глобальной проблемой является режим Северной Кореи чучхе, при существовании которого невозможно нормальное функционирование объединенной страны.
- Жители Южной Кореи, и в особенности молодежь, настроены резко негативно против идей социализма, пропагандируемых севером, и не хотят интеграции северян в сложившееся общество.
- Объединения страны не допустят сильные внешнеполитические противники – Китай и США. Обоим государствам необходимы буферные зоны, которыми выступают Северная и Южная Корея.
При этом страны объединены многовековыми традициями, языком и этносом. По обе стороны границы остались люди, связанные родственными связями. Они могут видеться только во времена «оттепели» в отношениях между государствами, но это всегда сопряжено с огромным количеством сложностей. Тем не менее, объединение корейского народа считается главной перспективой будущего.
Источник
Первые залпы холодной войны: как конфликт в Корее превратился в противостояние сверхдержав
25 июня 1950 года начались активные боевые действия между Северной и Южной Кореей. Вскоре на стороне южан в конфликт вмешались США, а северянам помогали КНР и СССР. Как отмечают эксперты, последствия этой войны до сих пор оказывают влияние на ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
«Не смогли договориться»
После победы в Русско-японской войне официальный Токио стал ведущим игроком в Дальневосточном регионе. Япония превратила Корею в свой протекторат, а в 1910 году полностью аннексировала её. Японские колонизаторы модернизировали местную экономику, но при этом проводили насильственную японизацию и развернули политические репрессии.
На завершающем этапе Второй мировой войны члены антигитлеровской коалиции договорились о восстановлении корейской государственности. В августе 1945 года Красная армия разгромила находящуюся в Корее японскую военную группировку. Однако не участвовавшие в освобождении полуострова Соединённые Штаты настояли на том, чтобы японские войска к югу от 38-й параллели сдались американской армии. Официальная Москва не хотела обострять отношения с союзниками и согласилась. В сентябре, уже после подписания акта о капитуляции Японии, американцы высадились в Корее и оккупировали южную часть полуострова.
«США и СССР не смогли договориться о конкретных параметрах объединения Кореи. На полуострове были сильны левые настроения, но американцы доставили в Корею жившего до этого 20 лет в Соединённых Штатах политика Ли Сын Мана, который занялся созданием в южной части страны отдельного прозападного государства и запретил на его территории деятельность Коммунистической партии», — рассказал RT действительный член Академии военных наук Андрей Кошкин.
По словам эксперта, действия новых южнокорейских властей вызвали недовольство части местного населения, однако его протесты жестоко подавлялись. В частности, после массовых арестов оппозиционеров в 1948 году начались волнения на южнокорейском острове Чеджудо. Туда были брошены армейские части с американскими военными советниками и «эскадроны смерти». Столкновения продолжались более года. Жертвами карательных операций стали около 60 тыс. местных жителей.
15 августа 1948 года на юге полуострова была официально провозглашена Республика Корея во главе с Ли Сын Маном, а 9 сентября на севере возникла Корейская Народно-Демократическая Республика, которую возглавил бывший партизан Ким Ир Сен.
По словам Андрея Кошкина, обе республики официально считали своей территорией весь Корейский полуостров. В 1948 году Советский Союз вывел из КНДР свои войска, оставив на полуострове только военных советников. В 1949 году на аналогичный шаг решились и Соединённые Штаты. В то же самое время между подразделениями Северной и Южной Кореи начались локальные столкновения. Ким Ир Сен попросил Москву вмешаться в ситуацию, однако Иосиф Сталин хотел избежать войны и отозвал из Кореи большую часть советских военных советников.
«Разные внешнеполитические ориентиры»
25 июня 1950 года локальные столкновения в районе 38-й параллели переросли в полномасштабную войну.
«Согласно позиции Пхеньяна, в этот день южнокорейские войска вторглись на территорию КНДР, но были отброшены обратно. Сеул же утверждает, что атака северокорейских войск была немотивированной. В любом случае части южнокорейской армии потерпели поражение и начали быстро отступать на юг», — рассказал Андрей Кошкин.
По мнению доцента СПбГУ Ирины Ланцовой, причины резкого обострения корейского конфликта носили глобальный характер.
«Произошедшее в Корее стало «горячим» проявлением стремительно разворачивающейся холодной войны. У действовавших на севере и юге корейских администраций были разные внешнеполитические ориентиры и различное видение своего будущего. Следует также помнить, что незадолго до этого возникла Китайская Народная Республика. Запад отреагировал на это достаточно спокойно, и Ким Ир Сен, стремившийся объединить Корею под своей властью, мог сделать вывод, что и в данном случае реакция будет такой же», — подчеркнула эксперт.
При этом, по словам руководителя научного отдела Музея Победы Станислава Давыдова, воспользовавшись ситуацией на Корейском полуострове, власти США решили перейти к политике активного недопущения распространения коммунизма в мире.
С начала 1950 года СССР бойкотировал заседания Совбеза ООН в знак протеста против участия в деятельности Организации Объединённых Наций представителей Тайваня, а не КНР. Этим воспользовались власти США. Уже 25 июня они провели через Совбез резолюцию, в которой выражалась «серьёзная озабоченность» действиями Северной Кореи, 27 июня добились «осуждения» Совбезом действий КНДР, а 7 июля — призыва ко всем членам ООН помочь Южной Корее. Это позволило США начать переброску на Корейский полуостров своих войск под видом «сил ООН». Со временем к операции присоединился ещё ряд западных стран. Возглавил «силы ООН» американский генерал Дуглас Макартур.
На начальной стадии войны американская помощь не оказала значительного влияния на ход боевых действий: войска КНДР быстро продвигались на юг. В результате проведения Сеульской, Сувонской, Тэджонской, Нактоганской и Пусанской операций силы КНДР заняли большую часть территории Южной Кореи. Американо-южнокорейская группировка войск была прижата к морю.
«Война так и не была завершена»
В середине сентября 1950 года в тылу у северокорейских войск, в Инчхоне, высадился 10-й американский корпус. Одновременно совместная группировка сил США и Южной Кореи начала контрнаступление на Пусанском плацдарме. Войскам КНДР пришлось перейти к отступлению.
«Соединённые Штаты бросили против Северной Кореи огромные силы — треть своей сухопутной армии, большую часть флота, около 20% авиации», — рассказал Андрей Кошкин.
«Силы ООН» перешли 38 параллель и развили наступление на территории КНДР. Продвижение американской группировки сопровождалось военными преступлениями. По словам эксперта, военные США убивали мирное население и пытали гражданских лиц, заподозренных в симпатии к властям КНДР. По словам Кошкина, только в Синчхонском уезде «силы ООН» уничтожили четверть населения — около 35 тыс. человек.
В сложившейся ситуации Китай и СССР начали оказывать КНДР активную помощь. В октябре 1950 года в Северную Корею вошли около миллиона «китайских народных добровольцев» под командованием маршала Пэн Дэхуэя. В ноябре в воздушном пространстве над КНДР была задействована истребительная авиация СССР. На бортах и плоскостях советских МиГов были нанесены опознавательные знаки ВВС КНДР.
К началу 1951 года северокорейские войска вновь заняли Сеул. Противостоящие друг другу армии поочерёдно проводили наступательные операции, но летом 1951 года фронт стабилизировался в районе 38-й параллели.
Американский генерал Макартур предлагал перенести войну на территорию Китая и нанести по КНР ядерные удары, однако Вашингтон не пошёл на это из-за угрозы полномасштабного вмешательства в войну СССР. Советский Союз к этому времени уже располагал собственным ядерным оружием и держал у границ Кореи несколько дивизий.
После двух лет позиционной борьбы 27 июля 1953 года между американскими и северокорейскими войсками было заключено перемирие.
Война дорого обошлась Корее. По приблизительным оценкам историков, в ходе конфликта погибли около 1,5 млн жителей полуострова (хотя есть и более крупные оценки жертв). В результате американских бомбардировок было разрушено 8700 промышленных предприятий и более 600 тыс. жилых домов в КНДР. Безвозвратные потери вооружённых сил США составили порядка 40 тыс. человек. Советский Союз потерял в Корее 299 военнослужащих. Оценки потерь Китая колеблются от 60 до нескольких сот тысяч добровольцев.
«Нужно понимать, что война, по сути, так и не была завершена. Мир между Северной и Южной Кореей не подписан до сих пор. Разделение негативно сказывается на политической, экономической и культурной жизни полуострова. Затраты обеих частей Кореи на оборону и безопасность огромны», — констатировала Ирина Ланцова.
По словам Андрея Кошкина, корейская война стала для США «пробой сил в глобальном противостоянии с соцлагерем». Эксперт отметил, что Вашингтон не смог добиться решающего успеха, но и не позволил одержать победу своим оппонентам.
«У корейского народа есть внутренний запрос на интеграцию. Однако это должно происходить на основе компромиссов. Сегодня главный дестабилизирующий фактор в этом процессе — позиция США. Вашингтону неинтересна демилитаризация региона: им нужна капитуляция Северной Кореи. Поэтому Белый дом не создаёт предпосылок для установления прочного мира в регионе и оказывает деструктивное влияние на своих союзников», — подытожил Кошкин.
Источник
История противостояния, силы сторон и мнения экспертов
Вице-президент США Майкл Пенс, находясь с визитом в Южной Корее, объявил, что Вашингтон отказывается от политики «стратегического терпения» в отношении КНДР. Он отметил, что США настроены обеспечивать безопасность на Корейском полуострове «мирными средствами», но рассматривают «все варианты действий».
Краткая история конфликта
После 1945 года на Корейском полуострове образовались два государства, граница между которыми проходила по 38-й параллели (демаркационной линии, на которой в 1945 году встретились советские и американские войска). Противоречия между правительствами двух Корей и их союзниками (СССР и Китай поддерживали КНДР, а США, Великобритания — Южную Корею) привели к кровопролитной войне 1950–1953 годов.
Тогда погибли более 1 млн человек с каждой стороны. Ни одна из сторон не добилась существенных территориальных и военных успехов, Корейский полуостров остается разделенным и по сей день .
Развитие двух Корей с тех пор шло разными путями. Южная превратилась в демократическое, промышленно развитое государство. Северная стала одной из самых закрытых, милитаризированных и слаборазвитых в экономическом отношении стран мира. Из-за разработки ядерного оружия КНДР находится под жесткими санкциями ООН . Свои санкции ввели США и еще ряд стран.
Как развивалась ядерная программа КНДР
В 1950-х годах КНДР, СССР и Китай договорились о сотрудничестве в атомной энергетике. В 1965 году в стране был установлен советский реактор ИРТ-2000, в 1970-х годах начались работы по созданию ядерного оружия , помощью КНДР оказывал Китай. В 1974 году Северная Корея вступила в МАГАТЭ, а в 1985 году подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
В 1992 году инспекторов МАГАТЭ не пустили на ряд северокорейских ядерных объектов. Скандал привел к выходу КНДР из ДНЯО (в марте 1993 года) и из МАГАТЭ (в июне 1994 года). К октябрю 1994 года США убедили Пхеньян заморозить ядерную программу в обмен на поставки мазута и помощь в строительстве АЭС.
В конце 1990-х годов КНДР приобрела у Пакистана установки для обогащения урана. 12 декабря 2002 года Пхеньян объявил о возобновлении ядерной программы , а 10 января 2003 года — о новом выходе из ДНЯО после отказа США в помощи по созданию АЭС. 10 февраля 2005 года МИД КНДР впервые открыто заявил о наличии в стране ядерного оружия.
9 октября 2006 года Пхеньян сообщил о первом успешном испытании атомной бомбы в провинции Хамген-Пукто (150 км от границы с РФ). По данным Минобороны РФ, мощность подземного взрыва составила от пяти до 15 килотонн. Новые испытания проводились в мае 2009, феврале 2013 и сентябре 2016 года.
10 декабря 2015 года лидер КНДР Ким Чен Ын заявил о наличии у страны водородной бомбы . В январе 2016 года Северная Корея отчиталась об ее испытаниях, но эксперты подвергали сомнению эти заявления.
Параллельно с ядерной развивалась ракетная программа КНДР . Последние испытания в феврале 2017 года закончились неудачно — ракета средней дальности «Мусудан» упала в Японское море. Еще одно испытание прошло 6 апреля 2017 года.
Какие ракеты есть у КНДР
• «Хвасон-5» (аналог советской Р-17) — одноступенчатая жидкостная оперативно-тактическая баллистическая ракета. Максимальная дальность — 340 км. Масса боевой части — 1000 кг.
• «Хвасон-6» — модернизированная «Хвасон-5» с увеличенной дальностью — до 700 км.
• «Нодон» — семейство баллистических ракет средней дальности. Максимальная дальность — 1300–1500 км.
• «Мусудан» — баллистическая ракета средней дальности. Предполагаемая дальность — 2500–4000 км. Последние испытания ракеты окончились неудачно.
• «Тэпходон» — семейство баллистических ракет, способных доставить полезный груз 700–1000 кг на дальность от 4000 до 6500 км. Ракета способна долететь до западного побережья США.
Как накалялась обстановка
9 апреля США отправили к берегам Корейского полуострова ударную группу из военных кораблей во главе с атомным авианосцем «Карл Винсон» (Carl Vinson) . На борту авианосца находится около семи десятков военных самолетов и вертолетов, в том числе 24 палубных истребителя-бомбардировщика F/A-18, десять самолетов-заправщиков, десять противолодочных самолетов S-3A, шесть противолодочных тактических вертолетов SH-3H, четыре самолета радиоэлектронной разведки EA-6B, четыре самолета дальнего радиолокационного обнаружения E-2.
Во сколько США обходится демонстрация военной силы
Вместе с авианосцем в ударную группу входит ракетный крейсер Lake Champlain (CG-57), а также эсминцы Michael Murphy (DDG-112) и Wayne E. Meyer (DDG 108), оснащенные системами раннего обнаружения «Иджис» (Aegis).
Военные потенциалы сторон в регионе
Численность армий Республики Корея и КНДР сопоставима (625 тыс. против 700 тыс. военнослужащих), однако в резерве у Северной Кореи в полтора раза больше людей. По данным GlobalFirepower, Корейская народная армия располагает 4200 танками (в 1,7 раза больше, чем у Южной Кореи). В основном это машины Т-55 и Т-62М советского производства, китайские «Тип 59», а также местные модификации советских танков — «Сонгун-915» и «Чхонмахо».
На вооружении армии КНДР также более чем 940 самолетов и вертолетов (в полтора раза меньше, чем у южан), в основном — устаревшие, произведенные в СССР или КНР истребители МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23. Численность ВМС КНДР — около 60 тыс. человек. На вооружении — до 70 подводных лодок, а также более 500 малых кораблей и судов.
В регионе на нескольких базах в Южной Корее и Японии также сосредоточено более 75 тыс. военнослужащих США . Потенциальным союзником Соединенных Штатов может стать Япония. По данным Military Balance, в действующей армии Японии находятся 247,2 тыс. человек, из которых 150,9 тыс. составляют сухопутные войска, 45,3 тыс.— военно-морские силы, 47 тыс.— воздушные силы.
У армии Японии в расположении находится 678 танков, 2,9 тыс. боевых бронетанковых машин, 556 боевых самолетов, 49 вертолетов, три авианосца, 33 эскадронных миноносца, 19 подлодок, 27 кораблей противоминного действия.
Как изменилась позиция США по проблеме Северной Кореи
После смены администрации в США новый глава Госдепа Рекс Тиллерсон заявил, что «так называемое стратегическое терпение в отношении КНДР исчерпано» и Вашингтону придется усилить давление на Пхеньян.
Эту мысль подтвердила постпред США в ООН Никки Хейли , в интервью CNN заявившая: формат шестисторонних переговоров себя не оправдал, и Вашингтон не собирается к нему возвращаться.
Президент США Дональд Трамп написал в Twitter, что «Северная Корея напрашивается на неприятности». Он заявил, что США «готовы сами решить проблему», если Китай откажется им помочь.
North Korea is looking for trouble. If China decides to help, that would be great. If not, we will solve the problem without them! U.S.A.
Позиция России и Китая неизменна
Москва и Пекин продолжают выступать за урегулирование северокорейской проблемы дипломатическим путем.
18 марта глава МИД КНР Ван И на встрече с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном заявил, что « Китай за решение проблемы путем диалога и переговоров , а также за сохранение мира и стабильности на Корейском полуострове». Он выразил сожаление, что после прекращения шестисторонних переговоров не осталось средств для дипломатических и политических переговоров.
12 апреля глава МИД России Сергей Лавров после переговоров с Рексом Тиллерсоном также заявил: «Есть общее стремление к тому, чтобы урегулировать эту проблему исключительно политическими мирными средствами и добиться денуклеаризации Корейского полуострова через переговоры. Есть конкретные усилия, которые сейчас предпринимают участники того, что раньше называлось шестисторонним процессом. Мы и наши китайские коллеги имеем некоторые идеи. Нам нужно объединяться вокруг стремления решить эту проблему исключительно мирными средствами ».
Что думают эксперты
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш : «Я думаю, для Трампа здесь идет речь не о том, чтобы реально развязать конфликт, ударить по Северной Корее. В первую очередь, ему нужно произвести впечатление жесткого решительного политика, способного «ударить кулаком по столу» и поставить на место кого угодно. То есть в этих действиях скрывается внутриполитическое сообщение Конгрессу о том, что он способен к твердым и решительным действиям, которое может получить своих адресатов и без реального удара. Но когда играешься в такого рода игры, случайности не исключены. Конфликт возможен именно по случайности. Трамп настроен на то, чтобы пройти по грани, но не «вляпаться» на самом деле».
Аслан Абашидзе, завкафедрой международного права РУДН, профессор кафедры международного права МГИМО МИД России: «От Трампа, как теперь стало ясно после запуска по Сирии «томагавков», можно ожидать чего угодно. Но я все-таки не думаю, что он настолько сумасшедший, что решится нанести удар по суверенному государству, когда еще не полностью исчерпаны все международные правовые средства воздействия на руководство Северной Кореи. Это будет очень крупная ошибка, гораздо больше и хуже, чем та, что была в Ираке. Последствия нападения здесь будут совершенно другие. Никто не гарантирует, что со стороны Сереной Кореи не будет ответных ударов. Очень надеюсь, что со стороны США это всего лишь блеф, тем более что в Южной Корее находятся американские военные».
Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований РАН Константин Асмолов в беседе с «Коммерсантъ FM»: «Вероятность удара уже очень высока. Это примерно 25-30%, что реально много. Трамп должен показать, что он крут и что он не является человеком, которого назначил Путин. Сделка с Северной Кореей неприемлема, потому что страна демонизирована так, что если он не проявит должной крутости, то все ключевые телеканалы выйдут под заголовком «Трамп слил». Если пытаться использовать жесткие силовые методы, то это надо делать очень быстро, потому что северяне понимают, к чему идет, и очень активно развивают свою ядерную программу, пытаясь выйти на тот уровень, при котором на американские силовые действия может быть ответ «мы, конечно, умрем, но вам тоже мало не покажется».
Евгений Козичев, Евгений Федуненко, Ольга Шкуренко; группа «Прямая речь»
Источник