- Конкуренция. Понятие и роль в экономическом развитии государства
- Понятие конкуренции
- Роль конкуренции в экономическом развитии государства
- Понятие конкуренции, а также ее недопущения, ограничения, устранения
- ФЗ 135 о защите конкуренции: краткое изложение и комментарии, нарушения и ответственность, аффилированные лица и дискриминационные условия
- Каким законом регулируется антимонопольное законодательство
- ФЗ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках
- ФЗ 135 о защите конкуренции: кратко
- Структура закона о защите конкуренции и сфера его применения
- Ст. 9 ФЗ о конкуренции
- Статья 11
- Статья 14 ФЗ о защите конкуренции
- Статья 15 ФЗ 135
- Статья 16
- Статья 17.1 закона о защите конкуренции
- Статья 18.1 закона о защите конкуренции
- Статья 23
- Статья 28 ФЗ о защите конкуренции
- Статья 44
- Аффилированное лицо: определение по закону
- Что такое группа лиц в антимонопольном законодательстве
- Недобросовестная конкуренция путем дискредитации
- Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации
- Дискриминационные условия ФЗ о защите конкуренции
- Координация экономической деятельности ФЗ о защите конкуренции
- Распространяется ли закон о защите конкуренции на органы власти
- Ответственность за нарушение
- Гражданская ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Административная ответственность за нарушение антимонопольного закона
- Недобросовестная конкуренция: что это такое, ФЗ 135
- Скачать ФЗ о защите конкуренции с изменениями
Конкуренция. Понятие и роль в экономическом развитии государства
Понятие конкуренции
Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Конкуренция — сложное и многогранное явление. В специальной (экономической) литературе существуют две основные теории о сущности конкуренции:
-
- конкуренция есть процесс и метод;
- конкуренция есть результат (состояние) .
Сторонники теории конкуренции как процесса и метода рассматривают конкуренцию как систему отношений между взаимосвязанными элементами (продавцами и покупателями) и используют следующие подходы:
-
- состязательный (содержание конкуренции — это борьба (процесс соревнования, состязаний) за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей, за наиболее выгодные условия приложения капитала, за долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества товара);
- ролевой (конкуренция — элемент рыночного механизма, связанный в условиях рынка с процессом формирования хозяйственных пропорций на основе соперничества хозяйствующих субъектов за лучшие и экономически более выгодные условия приложения капитала, реализации товаров и услуг).
Ряд ученых-экономистов объединяют все изложенные выше признаки конкуренции (комплексный подход).
Сторонники теории конкуренции как результата (состояния) практически ставят знак равенства между разными понятиями, такими как «результат» и «состояние». В свою очередь, те ученые, которые рассматривают конкуренцию в качестве процесса и метода, также объединяют разноплановые категории. Процесс — это одно, метод — другое.
Альтернативные подходы к определению конкуренции:
1) структурный:
Конкуренция — это особая ситуация на рынке, для которой характерно:
-
- наличие большого числа независимых покупателей и продавцов конкретного товара;
- отсутствие барьеров входа и выхода на рынок (с рынка).
2) поведенческий (динамический):
Конкуренция — это постоянно действующий механизм соперничества , состязательности хозяйствующих субъектов в целях достижения лучших результатов хозяйственной деятельности.
3) функциональный (ролевой):
Конкуренция — это важнейщий элемент рыночного механизма, который выполняет определенные экономические функции:
-
- регулирования (основные производственные ресурсы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность);
- мотивации (предприниматель стимулируется в развитии производственного процесса, во внедрении новых технологий);
- распределения (наибольшую прибыль получают те предприниматели, которые наиболее эффективно используют производственные ресурсы);
- контроля (состязательность хозяйствующих субъектов препятствует односторонним действиям предпринимателям и предоставляет потребителю возможность выбора товаров, работ, услуг).
Ученые-юристы дают определение конкуренции с учетом экономической природы данного явления.
В широком смысле конкуренция представляет собой соревнование (состязательность) между различными лицами в достижении какой-либо цели. Применительно к предпринимательской деятельности она (конкуренция) означает соперничество между участниками экономического оборота за лучшие условия производства и реализации (обмена) товаров, а также получения на этой основе максимальной прибыли ( состязательный подход к сущности конкуренции).
Легальное определение конкуренции содержится в ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». И вновь обращает на себя внимание состязательный подход законодателя к определению экономической сущности конкуренции.
Феномен конкуренции проявляется в сочетании частных интересов у субъектов предпринимательской деятельности и публичных — у государства.
В рыночной системе борьба за выгодные условия производства и реализации товаров и услуг, а также за потребителя и удовлетворение его потребностей есть сфера частных интересов предпринимателей . Что касается ограничения или сдерживания монопольного положения хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке, то здесь конкуренция представляет собой область публичных интересов государства . Указанный подход к общей проблеме конкуренции носит принципиальный характер и может служить отправным моментом в разработке концепции правового регулирования рыночной конкуренции.
Основные признаки свободной конкуренции:
-
- неограниченное число участников конкуренции;
- абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него;
- продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (однородность одноименных продуктов);
- хозяйствующие субъекты не участвуют в контроле за рыночными ценами, неценовые методы не практикуются;
- полная информированность каждого участника конкуренции.
Роль конкуренции в экономическом развитии государства
Положительные стороны конкуренции:
-
- способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы;
- чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен;
- в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
Негативные стороны конкуренции:
-
- придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
- ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
- обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий;
- отрицательно сказывается на защите окружающей среды, не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые).
Делая вывод можно отметить, что конкуренция — это двигатель экономического прогресса . Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.
Источник
Понятие конкуренции, а также ее недопущения, ограничения, устранения
Понятие конкуренции закреплено в пункте 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции ).
Из толкования данной дефиниции следует, что конкуренция — это состояние товарного рынка, при котором:
а) на рынке действует, по крайней мере, два независимых хозяйствующих субъекта (далее — ХС );
б) ни один ХС не может в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров.
Существует ли товарный рынок, который удовлетворяет данным требованиям?
Представляется, что нет: на любом рынке есть ХС, который занимает доминирующее положение.
А содержание доминирующего положения — это «возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара» (часть 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, конкуренция, по смыслу закона, — это эталонное состояние рынка *.
Оно не может быть достигнуто, однако служит «точкой отсчета» и позволяет установить, что рынок находится в состоянии недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
Ограничение конкуренции — состояние товарного рынка ** , при котором:
а) на рынке действует, по крайней мере, два независимых ХС;
б) один ХС или группа связанных ХС могут в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров.
Устранение конкуренции — состояние товарного рынка, при котором:
а) на рынке действует лишь один ХС или группа связанных ХС;
б) как следствие, они могут в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров.
Недопущение конкуренции — состояние товарного рынка, при котором:
а) рынок находится в состоянии ограничения либо устранения конкуренции;
б) на рынке сложились все условия для перехода в состояние, близкое к конкуренции;
в) данный переход сдерживается исключительно действиями (бездействием) ХС или органов власти, противоречащими антимонопольному законодательству.
*Конкуренция — эталон или процесс?
Формулировка пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции соответствует доктрине гарвардской и чикагской экономических школ, которые рассматривают конкуренцию как эталонное состояние, к которому стремится рынок («статическая модель»).
Пост-чикагский анализ рассматривает конкуренцию как процесс, существующий ради самого себя и не стремящийся к какому-либо идеалу («динамическая модель»).
«Динамическая модель» показывает, что все стандарты, выводимые антимонопольными органами, весьма условны, особенно – на фоне динамики развития рынка.
Представляется, что концепция пост-чикагского анализа больше соответствует действительности.
Однако право не существует вне норм и стандартов. Потому и конкуренция для него — не самоцельный процесс, а эталонное состояние рынка.
И все же, если антимонопольное регулирование не будет учитывать основные постулаты «динамической модели», его будущее окажется под вопросом.
**Почему недопущение, ограничение, устранение конкуренции — это состояния товарного рынка, а не действия?
Пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции закрепляет понятие «признаки ограничения конкуренции», а не «ограничение конкуренции».
Кроме того, необходимо обратиться к статьям, которые посвящены конкретным антимонопольным нарушениями, в частности статьям 10, 11, 11.1, 15, 16, 17 Закона о защите конкуренции.
Из данных норм следует, что недопущение, ограничение, устранение конкуренции – это не сами действия (бездействие), а их последствия.
Источник
ФЗ 135 о защите конкуренции: краткое изложение и комментарии, нарушения и ответственность, аффилированные лица и дискриминационные условия
Политика государства, направлена на обеспечение равных условий для каждого лица, который занимается предпринимательской деятельностью.
Средством поддержания равных условий, является ряд нормативных актов, которые обеспечивают наличие конкуренции на территории страны.
Каким законом регулируется антимонопольное законодательство
Антимонопольное законодательство состоит из нескольких правовых документов, действие которых направлено на защиту конкуренции при осуществлении экономической деятельности, а также на ограничение возможности установления монополий на экономическом рынке.
Основным актом, которым регулируются отношения, является ФЗ № 135 «О защите конкуренции», получивший юридическую силу в 2006 году.
Началом разработки государством мер, направленных на создание конкуренции на территории страны, является принятый в РСФСР закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1.
ФЗ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках
Как ранее было указано, акт федерального значения вступил в силу еще в 1991 году. Закон определил перечень задач, которые стояли перед государством.
- Разработка мер, направленных на способствование развития конкуренции;
- Пресечение, ограничение развития монополий на территории страны;
- Осуществления контроля государственными органами над исполнением разработанных мер.
ФЗ 135 о защите конкуренции: кратко
Сегодня, действует ФЗ «О защите конкуренции» в редакции № 38 от 04 июня 2018 года. Закон был принят в 2006.
Основной целью нормативного акта — определение организационных и правовых основ, направленных на поддержание конкуренции, пресечения и предупреждения недобросовестной конкуренции.
Данным актом, регулируются отношения, связанные с защитой конкуренции, с предупреждением и пресечением установления монополистической деятельности.
Нормы акта распространяются на соглашения, достигнутые на территории иностранных государств, с участием российских экономических лиц и иностранных субъектов.
Структура закона о защите конкуренции и сфера его применения
Если говорить кратко, то закон имеет структуру, состоящую из 10 глав.
- Общим положениям (9 статей);
- Монополистической деятельности (6 статей);
- Не добросовестной конкуренции (8 статей);
- Перечню действий, которые не могут быть осуществлены государственными органами (2 статьи);
- Требованиям, установленным для организации торгов, запросов цен и предложений (4 статьи);
- Предоставлению государственных и муниципальных преференций (3 статьи);
- Перечню функций и полномочий органов (12 статей);
- Государственному контролю над экономической концентрацией (10 статей);
- Мерам ответственности за нарушение норм закона (24 статьи);
- Заключительным положениям (2 статьи).
Ст. 9 ФЗ о конкуренции
Статья определяет понятие группы лиц.
- Хозяйственные общества или физические лица, имеющие более половины общего числа голосов, которые приходятся на голосующие акции;
- Юридическая организация и осуществляющие функции исполнительного органа этой организации физические лица или иная организация;
- Хозяйственные общества и физические лица, когда последние на основании соглашения имеют право давать указания, которые обязательны исполнения;
- Юридические организации, в которых коллегиальный исполнительный орган и совет директоров состоит более чем наполовину из одних и тех же людей.
Статья 11
В Российской Федерации не допускается заключение соглашений, между лицами, осуществляющими экономическую деятельность на одном рынке продажи, приобретения товаров, целями которых является:
- Установление цен или их поддержание;
- Изменение цен на торгах путем их специального повышения, снижения или поддержания;
- Раздел рынка на основании территориального принципа, объема покупателей, ассортимента;
- Сокращение определенных товаров или прекращение производства отдельных видов продукции;
- Отказ от заключения соглашений с конкретными субъектами, занимающимися экономической деятельностью.
Хотелось бы обратить отдельное внимание, что в соответствии с комментариями, данными к этой статье, для раскрытия понятия соглашения, не допускается использовать нормы гражданского законодательства.
В данном контексте, соглашением признается определенная договоренность между несколькими субъектами, занимающимися экономической деятельностью.
Статья 14 ФЗ о защите конкуренции
В настоящий момент ст. 14 юридической силой не обладает.
До 2015 года, статья закрепляла перечень видов недобросовестной конкуренции. Посредством этой статьи, устанавливался строгий запрет на осуществление такого вида конкуренции.
В октябре 2015 года, статья утратила свое действие.
Статья 15 ФЗ 135
Действующая редакция закона, запрещает органам власти, в том числе организациям, которые осуществляют деятельность, связанную с предоставлением муниципальных или государственных услуг, в том числе Центральному Банку РФ, утверждать акты или осуществлять действия, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, за исключением случаев, которые обозначены в законе.
Не допускаются действия, связанные с:
- Введением запретов, связанных с созданием субъектов экономической деятельности или с осуществлением деятельности в какой — либо сфере экономической деятельности;
- Препятствованием к осуществлению экономической деятельности;
- Установлением запретов или ограничений на перемещение товаров по территории страны;
- Дачей указаний о необходимости первоочередных поставок для определенной группы потребителей;
- Установлением ограничений выбора потребителям производителей потребляемых товаров;
- Предоставлением отдельным субъектам приоритетного доступа к сведениям;
- Созданием условий, являющихся дискриминационными;
- Установлением или взиманием платежей, которые не соответствуют действующему законодательству;
- Дачей указаний субъектам, о необходимости приобретения конкретного товара, на конкретном товарном рынке.
В комментариях к этой статье, можно увидеть, что подобные ограничения не подлежат распространению на следующие виды органов:
- Судебные органы;
- Прокуратуру;
- Счетную палату;
- Следственный комитет РФ;
Статья 16
Не допускается заключение соглашений органами федерального значения, органами местного самоуправления и иными организациями, которые связаны с:
- Повышением, снижением, поддержанием цен на тарифы, за исключением тех случаев, когда заключение таких соглашений, предусматривается положениями нормативных актов, действующих на территории РФ;
- Установлением различных цен на одинаковые виды товаров, которые не обоснованы с экономической или технологической точки зрения;
- Ограничением доступа на товарный рынок или выхода из него.
Статья 17.1 закона о защите конкуренции
Ст. 17.1 устанавливает правила передачи имущества, принадлежащего государству или муниципалитетам. Имущество передается на основании:
- Соглашения об аренде;
- Соглашения о безвозмездной передаче имущества;
- Договора о доверительном управлении;
- Иных соглашений, заключенных по результатам конкурсов или аукционов.
Статья 18.1 закона о защите конкуренции
Закрепляет правила рассмотрения антимонопольным органом, жалобы, поводом для написания которых, является нарушение антимонопольного законодательства.
Статьей определен перечень информации, который обязательно указывается при составлении жалобы:
- Сведения о субъекте, которые нарушил нормы закона;
- Информацию о заявителе;
- Сведения о нарушениях, допущенных субъектом;
- Перечень документальных сведений, который прилагается к жалобе;
- Подпись заинтересованного лица и дату составления.
Подать заинтересованное лицо жалобу вправе лично, посредством факса или почтовым отправлением.
Статья 23
Антимонопольному органу предоставлен следующий перечень полномочий:
- О возбуждении и рассмотрении норм антимонопольного законодательства;
- О выдаче предписаний для исполнения;
- О выдаче извещений о проведении торгов или их аннулировании;
- О выдаче предупреждений;
- О направлении в ЦБ РФ положений о приведении в соответствие с законом актов, изданных банком;
- О направлении предостережений о недопустимости нарушения закона;
- По рассмотрению жалоб;
- По обращению в суд;
- По ведению реестра лиц, привлекаемых к административной ответственности;
- По размещению на официальных ресурсах информации о решениях и предписаниях;
- По установлению доминирующего положения в случае рассмотрения поступивших заявлений.
Статья 28 ФЗ о защите конкуренции
Закрепляет необходимость получения согласия антимонопольного органа на сделки, в случае, когда одним из участников такой сделки является субъект экономической деятельности:
- Обладает активами стоимостью более семи миллиардов рублей;
- Получил выручку более десяти миллиардов рублей, и стоимость его активов более четырехсот миллионов рублей.
Статья 44
Статья под номером 44 регулирует процедуру рассмотрения заявлений или материалов в связи с нарушением антимонопольного законодательства.
Подача заявления осуществляется в уполномоченный орган.
Для рассмотрения, в заявлении указывается:
- Информация о лице, подающем заявление (его ФИО, сведения о месте проживания, контактную информацию);
- Информацию о лице, которое нарушает положения нормативного акта;
- Сведения о нарушениях норм закона;
- Перечень требований заявителя;
- Список приложенных документов.
В процессе рассмотрения, государственный орган, устанавливает следующие факты:
- Компетентен ли он в рассмотрении заявления;
- Имеются ли нарушения в действиях лица.
Аффилированное лицо: определение по закону
Понятие аффилированного лица, установлено статьей 4 ФЗ № 948 – 1.
Аффилированное лицо представляет собой физическое или юридическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность юридических и физических лиц.
В юридических организациях, аффилированными считаются:
- Участник Совета директоров, а также иного коллегиального органа управления организацией;
- Лицо, принадлежащее к той группе лиц, к которой принадлежит само юридическое лицо;
- Лицо, обладающее правом распоряжения более 20% общего количества голосов;
- Когда организация входит в состав финансово – промышленной группы, аффилированными признаются члены совета директоров.
Физические лица, получают статус аффилированных когда:
- Лицо принадлежит к той же группе, что и физическое лицо;
- Лицо обладает правом распоряжения более 20% общего количества голосов.
Что такое группа лиц в антимонопольном законодательстве
Само понятие группы лиц, антимонопольный закон не раскрывает. Однако в ст. 9 закона, указаны признаки, при наличии которых, совокупность лиц, определяется как группа.
Перечень признаков, которые свидетельствуют о группе лиц, были указаны в статье ранее. Указанные в положении признаки, свидетельствуют о том, что эти лица между собой взаимосвязаны.
Недобросовестная конкуренция путем дискредитации
Дискредитацией считается распространение ложной, неточной или искаженной информации, результатом которого является наличие убытков у субъекта, занимающегося экономической деятельностью или ущерб, который причинен репутации такого субъекта.
Дискредитация осуществляется в отношении:
- Товара, его свойств или качества, порядка изготовления, способов использования;
- Количества реализуемого товара, методов его получения;
- Условий его приобретения.
Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации
На территории России, конкуренция, осуществляемая путем дискредитации, признается в качестве недобросовестной и незаконной.
Такой запрет предусмотрен ст. 14.1 рассматриваемого правового акта.
Дискриминационные условия ФЗ о защите конкуренции
Дискриминационные условия – условия, на которых субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью, получает доступ к товарному рынку, условиям производства, обмена, приобретения, потребления или реализации товаров, услуг, но в неравном положении по сравнению с иными субъектами, занимающимися предпринимательской деятельностью.
Координация экономической деятельности ФЗ о защите конкуренции
Координация деятельности, осуществляемой в сфере экономики, представляет собой процедуру согласования действий субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность третьим лицом, которое не входит в одну группу с лицами, чья деятельность координируется и не осуществляет экономической деятельности на том рынке товаров, на котором происходит согласование действий субъектов.
Действия, которые осуществляются на основании «вертикальных» отношений, координацией деятельности не признаются.
Распространяется ли закон о защите конкуренции на органы власти
Нормы, закрепленные законом обязательны для исполнения не только субъектами экономической деятельности, но также государственными и муниципальными органами.
Государственные органы не вправе издавать акты, способствующие занятию доминирующего положения одними из субъектов экономической деятельности, допускать к информации, имеющей значения для ведения предпринимательской деятельности одних субъектов ранее других.
То есть органы власти непосредственно участвуют в реализации мер, направленных на поддержание конкуренции.
Ответственность за нарушение
Гражданская ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Субъекты, занимающиеся экономической деятельность с нарушением положений, предусмотренных антимонопольным законодательством, могут быть привлечены к гражданской ответственности.
Субъекты, экономические интересы которых нарушаются, вправе в соответствии со ст. 1095 ГК РФ обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу лица, а также с иском о возмещении упущенной выгоды, об опровержении публично недостоверных сведений, о возмещении морального вреда.
Административная ответственность за нарушение антимонопольного закона
Помимо возможности привлечения к гражданской ответственности, субъект может быть привлечен к административной ответственности, в связи с:
- Злоупотреблением, доминирующим положением на рынке;
- Заключением соглашений, ограничивающим фактически конкуренцию;
- Осуществлением недобросовестной конкуренции.
К административной ответственности привлекаются также должностные лица государственных и муниципальных органов.
Штрафные санкции установлены положениями КоАП РФ.
Недобросовестная конкуренция: что это такое, ФЗ 135
Понятие недобросовестной конкуренции, установлено в ст. 4 ФЗ № 135. Она представляет собой действия, которые соответствуют следующим характеристикам:
- Целью действий является получение каких – либо преимуществ, в процессе ведения предпринимательской деятельности;
- Действия противоречат установленным нормам действующего законодательства, обычаям делового оборота, добропорядочности, справедливости и разумности;
- Действия причиняют убытки другим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность;
- Действия способны нанести вред деловой репутации иных субъектов хозяйствующих на рынке.
Скачать ФЗ о защите конкуренции с изменениями
В заключение. Как мы видим, на территории страны действует единый кодифицированный закон, сферой применения которого являются отношения в сфере экономики, целью которых является получение прибыли.
Источник