Конкурс экскурсий по школьным музеям школьный музей

Экскурсия в школьный краеведческий музей: «Предки наших вещей»

Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею. Экскурсию проведут наши экскурсоводы-краеведы.

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Мы готовили для вас!

Краевед 2: Музей был открыт в 1998 году. Но до этого у нас существовал музейный уголок. В музее много экспонатов (более 100) – это предметы быта которыми наши односельчане пользовались 40–60 лет назад. Собраны они краеведами с помощью учителей, учащихся, местных жителей.

Краевед 1: Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.

В нашем музее: утюг, самовар,
Старинная прялка резная…
Да можно ль любить свой край
Не зная историю края?

Тут порой такое диво
Попадётся средь вещей…
Позавидует Арсеньевский
Краеведческий музей…
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея
Без истории своей!
Да музей создать не шутка –
Нужно много сил и лет,
Чтоб годиться мог музеем
Юный краевед!

Краевед 2: Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.

Краевед 1: Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды — это крынки, горшки, корчаги, кувшины, латки, кубышки, горлачи, миски, чашки, плошки и даже рукомои. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения.

Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В зависимости от дополнительной обработки, кринки могли быть обварными, обливными (муравлёными), морёными, лощёными и киноваренными.

Краевед 2: Это орудие труда, играло не последнюю роль в повседневном крестьянском быту, к тому же являлось чисто женским — оно использовалось в домашнем хозяйстве — это рубель.Рубель использовался для разглаживания — “прокатывания” после стирки сухой холщовой ткани являясь, по сути, прообразом утюга. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали нацилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.

Краевед 1: Угольные утюги пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания — угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов.

Краевед 2: Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.

Краевед 1: Коромысло изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью и упругостью. В быту русских крестьян наибольшее распространение получили гнутые коромысла в виде дуги.

Краевед 2: Полотенце — «кусок полотна». В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, затем пряли нить, из полученной нити ткали холсты, которые потом вышивали рукодельницы. Холсты для рушников выбеливались, для этого их развешивали или расстилали на солнце. Узор создавали из льняной нити, чередуя выбеленные и невыбеленные нити. Создание рушников диктовалось не только материальной, но и духовной культурой: использованием в обрядах, ритуалах, традициях. В зависимости от назначения определялся узор. Рушники выполняли также эстетическую функцию.

Рушник (полотенце) — узкое, богато декорированное полотнище домашнего производства. При стандартной ширине полотенец 39-42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами.

Краевед 1: Рубаха женская. Размер 44. Составная, сшитая из двух частей. Верхняя часть, «рукава», из тонкого домотканого льняного полотна. Воротник в виде невысокой стойки с застежкой на пуговицу, по центру груди прямой разрез. Рукава длинные, сужающиеся к запястьям.

Краевед 2: Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. Короба и сундуки, зачастую украшенные росписью, закрывающиеся на замок, известны с Х-го века. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков и коробов судили о благосостоянии семьи.

Краевед 1: Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело — это предметы, связанные с очагом и печью.

Кочерга — это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом.

Краевед 2: А сейчас небольшая викторина по материалам нашей экскурсии. Мы с вами определим самого активного и внимательного посетителя нашего музея, который получит памятное удостоверение. Приложение

Примерные вопросы викторины.

  • Когда был открыт наш музей?
  • Какой материал использовали для изготовления посуды? Почему?
  • Для чего служил рубель?
  • Почему утюг называли угольным?
  • Что такое коромысло?
  • Какой узор использовали при вышивке полотенец?
  • Что хранили в сундуках?
  • Какую роль в хозяйстве выполнял ухват?
  • Какие изделия делали из древесины? И т.д.
  • Учитель: Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.

    Источник

    Конкурс экскурсий по школьным музеям школьный музей

    Чтобы подать заявку на проект сначала вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на сайте.

    «Школьный музей» — это образовательный проект для школьников от 11 лет, которые хотят организовать или обновить внутри школы музей, в котором будут выставляться экспонаты на любую интересующую их тему.

    Для участия в Проекте необходимо:

    — зарегистрироваться на сайте рдш.рф;

    — подписаться на официальную группу РДШ «Вконтакте»

    — подписаться на группу проекта

    — принимать участие в опросах и викторинах, опубликованных в официальной группе РДШ и группе проекта.

    Направления Проекта:

    Создание школьного музея неразрывно связано с приобритением множества разнообразных компетенций и творческого подхода к ним.

    Цель проекта – помочь школьникам создать такой музей.

    Проект строится вокруг видеокурса, в процессе прохождения которого участники выполняют задания-упражнения.

    Направления образовательных блоков:

    1. Мы учим создавать виртуальные музеи и социальные сети музея.

    2. Мы учим находить интересную историю и экспонаты, через которую эту историю можно рассказать.

    3. Мы учим создавать интересное пространство школьного музея

    4. Му учим рекламировать школьный музей, находить сообщников и набирать команду.

    В официальной группе РДШ и группе проекта публикуются новые ролики и другие материалы курса.

    Участники проекта могут также принять участие в проекте «Школьный музей Победы», реализуемый музеем Победы. В конкурсе от музея Победы школьный музей может сертифицироваться как партнёр музея Победы.

    Условия участия в конкурсе

    Участниками конкурса могут быть школьники от 11 до 17 лет. Для участия необходимо быть зарегистрированным на проект «Школьный музей» на официальном сайте РДШ (рдш.рф/competition/139).

    Конкурсные работы принимаются с 00:00 часов 1.04.2020 года и до 23:59 часов 25.04.2020 года по Московскому времени на официальную почту проекта ershov.i.a@myrdsh.ru с темой письма «Школьный музей РДШ» и указанием номинации, по которой номинируется данный школьный музей (см. текст конкурса ниже)

    Работы принимаются строго в одном файле в формате .ppt или .pptx

    Текст конкурсного задания можно посмотреть по ссылке

    Задай вопрос организатору

    Ершов Илья Андреевич — специалист Департамента проектов РДШ, email: ershov.i.a@myrdsh.ru.

    Положение проекта

    Чтобы подать заявку на проект сначала вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на сайте, предварительно скачав и распечатав СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных.

    В этом ролике мы рассказываем, что такое вообще современный музей, какие практики принимает современный музей — проходимся, считайте, по верхам. Музей — это кучка каких-то предметов за стеклом, типа бивень мамонта, фляга, гильза и флажок? Нет! Музей — это культурный центр, место, в котором происходит жизнь, и вместе с тем музей — это место, которое рассказывает ту или иную историю. Что такое музей? Объясняет Маша Клименко из Пушкинского музея.

    Второй образовательный материал посвящен процессу создания идеи. Любой музей начинается с идеи. Будь то краеведческий музей, музей шитья и заплат, зоомузей или какие-то еще. Конечно, бывают еще и другие музеи: музей единорогов, музей автомобилей, музей неудач и т.д. Каждый музей пытается задать определённый вопрос и вместе с тем пытается дать на него ответ. В этом и состоит поиск идеи. Но как правильно задать вопрос? Как подойти к поиску ответа? Объясняет Настя Митюшина из музея современного искусства Garage

    В этом выпуске мы подводим итоги предыдущих двух выпусков и создаём концепцию будущего музея. Концепция – это то, с чего начинается музей, это такой скелет, который затем обрастает мясом. Будь то поиск сторонников музея, поиск партнёров, поиски ответов на вопрос, как должен выглядеть музей. Это документ, от которого мы ведём отсчёт нашей музейной деятельности. Объясняет Маша Клименко, специалистка из Пушкинского музея.

    Итак, мы создали концепцию. Мы понимаем, почему нам интересен музей. Мы понимаем, что мы хотим от него. Мы примерно представляем, что нам для него нужно и кому он вообще будет интересен. Но как найти место для всех этих чудес? Кажется, что в школе нет мест таких. Но это не так. Для того, чтобы найти такое место, нужно обратиться к директору школы. Как подготовиться к этому обращению – объясняет Сергей Шишкин, региональный координатор РДШ по Брянской области.

    Вы успели отстоять свою идею и найти пространство для своего музея? Теперь пришло время его спланировать. Что и где будет стоять или висеть? Как будут смотреть на ваши экспонаты люди? Что они будут испытывать при посещении вашего музея? Подойдите к планированию музея творчески. Постарайтесь не только “развесить всё грамотно”, но и проявите фантазию. Ответьте на вопрос: что будет цеплять ваших посетителей больше всего? В чем ваше отличие? Разобраться в остальном поможет Настя Митюшина, кураторка публичной программы музея современного искусства Garage.

    Вы нашли идею для музея, пространство, составили планы на него. Теперь музей нужно наполнить экспонатами. Конечно, можно наполнить его разным хендмейдом: повесить повсюду распечатки, сделать 3D-скульптуры из газет, разрисовать стены, поставить стеллаж с настолками и повесить на потолок гирлянду с новогодней ёлки. Но чаще всего посетителям интересно смотреть на экспонаты: некоторые предметы, пришедшие к нам испокон веков. Такие предметы сочатся духом своего времени и помогают создать нужную атмосферу в музее. Но как их найти? Указывает на разные возможности для поиска Елена Кренцель, кураторка винтажного центра на Даниловском рынке в Москве. Подходите к наполнению музея с горячим сердцем и холодным разумом: не забывайте о том, что нужно наполнить музей не только информационно, но и эстетически.

    Естественно, что современные музеи больше не могут стоять на отшибе и существовать сами по себе. Они должны общаться с миром, рассказывать и показывать себя. Итак, мы создаем социальные сети нашего музея. Как это сделать – рассказывает Олег Бурнаев, специалист музея Победы по связям с общественностью. Создавайте аккаунты в наиболее знакомых вам соцсетях. Фотографируйте и снимайте на видео, как вы работаете, как вы придумываете решения для вашего музея, с кем вы общаетесь, в общем – всё. Это будет очень интересный контент для ваших подписчиков и потенциальных посетителей.

    Итак, мы сделали очень много. Мы постоянно планировали, придумывали, искали и находили решения для нашего музея. Самое время оглянуться и назад и зафиксировать проделанную работу. Что представляет собой наш музей? Кто в него придёт? Документально мы продвигаемся от концепции к положению о созданном музее – создаём некоторый остров безопасности, к которому можно будет возвращаться на этапах производства музея. Подводим итоги 2-го этапа образовательного проекта вместе с Машей Клименко – специалисткой направления “Пушкинский.Youth” Пушкинского музея.

    В этом выпуске мы рассказываем о главной номинации проекта – «Музеи боевой славы». Музей Победы Музеи проводит программу по сертификации школьных музеев на военную тему. Победители в этой номинации получат статус филиала Музея Победы. В новом выпуске об этой номинации рассказывает Елена Слесаренко, руководитель детского центра Музея Победы.

    В этом выпуске рассказываем, как монтировать выставку в своем школьном музее. Самое время расчехлить все свои планы, вспомнить набросанные идеи и воплотить их в жизнь. Как подойти к монтажу выставки – рассказывает Полина Васильева, специалистка Политехнического музея. Вполне может получиться так, что не все идеи возможно реализовать – что-то слишком трудоемкое, какая-то задумка просто не помещается. Постарайтесь во время монтажа выставки сохранить дружественный и позитивный настрой! Это самый трудный этап для сохранения команды.

    Традиционно мы воспринимаем музей как “вещь в себе” – некоторое самоизолированное место, оторванное от реальности. Современные музеи разрушают этот шаблон, переводя музейные пространства в Интернет. Создают “виртуальный музей”. Нужно ли много ресурсов для создания такого музея? Нет, не нужно. По факту можно сделать виртуальный музей за ноль денег. Но как? Вот об этом и рассказывает Наташа Мозжухина, администраторка сайта Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина. https://pushkinmuseum.art Давайте разбираться!

    Итак, мы всё сделали, расставили и причесали, у нас есть музей, с музейными экспонатами. Чего не хватает? Посетителей! Посетители – это кровь музея. Именно они создают в нём жизнь. Для того, чтобы в музей приходили посетители, одной экспозиции мало. Нужны мероприятия. А как их проводить? Как вообще открыть музей? Объясняет Екатерина из HSE Gallery

    Источник

    Читайте также:  Как оформить экскурсию для школьников
    Оцените статью