Конспект экскурсии по экологической тропинке «Маленькое путешествие в большой мир природы»
Юлия Шеманова
Конспект экскурсии по экологической тропинке «Маленькое путешествие в большой мир природы»
Конспект экскурсии
по экологической тропинке
«Маленькое путешествие в большой мир природы»
в подготовительной к школе группе.
Задачи: — Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе;
— Обобщать знания детей об объектах экологической тропы в весенний период;
— Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада;
— Систематизировать знания детей о некоторых особенностях строения дерева;
— Развивать умение сосредотачивать свое внимание на рассматриваемых объектах;
-Развивать умение детей соотносить в играх движения со словами;
— Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней.
Предварительная работа: — Просмотр презентации «Правила поведения в лесу»;
-Рассматривание деревьев, растущих на участке детского сада;
-Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Березка». Бабочка цветная, «Ромашка» М. Познанская, «Если я сорву цветок»;
-Хороводные игры «Во поле береза стояла», «Цветы»;
Оборудование и материалы: шарик с конвертом и письмом; 3 дуги разной высоты, карта маршрута, природоохранительные знаки, рюкзачок с лупами, влажными салфетками, листочки с заданиями, гербарий листьев тополя, берёзы, вяза, рябины,сливы, сундучок с цветочной рассадой, рукавички для детей, леечки с водой, совочки.
Ход экскурсии:
В группу влетает шарик с прикреплённым конвертом, адресованный детям этой группы. Дети вместе с воспитателем открывают конверт и читают письмо.
«Дорогие ребята, вы уже много знаете о природе, помогите расставить знаки на экологической тропе. Чтобы вы не заблудились, высылаю схему маршрута вашего путешествия, и приготовил для вас много сюрпризов на нашей экологической тропе. Вы сможете полюбоваться красотой весенней природы, узнать что-то новое и интересное. Природоохранительные знаки и рюкзачок путешественника найдёте на крылечке. Встретимся в конце маршрута. Ваш друг…»
Воспитатель: Ребята, эта карта, приведет нас к тому, кто написал письмо.
Ну что же, отправляемся в путь?
Воспитатель: тогда все собираемся и идем на улицу. (Дети одеваются и выходят на улицу вместе с воспитателем).
И так, где у нас 1 остановка?
Первая остановка по нашей карте объект 1 – «Березка»
-Ребята, потрогайте дерево ладошкой, поздоровайтесь с ним.
-Что вы почувствовали? Ребята, береза это дерево или кустарник? Почему?
-Что обозначает слово «береза»?
Воспитатель:В народе говорят: «Где берёза вырастет, там русский человек приживется»
-Что вы можете рассказать о берёзе?
— Как называются черные чёрточки на берёзе?
Сегодня я вам открою один секрет – через эти чёрточки берёзка дышит, а называются они «чечевички»
Воспитатель обобщает ответы детей: Береза считается символом России. Берёза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. Это красивое дерево.
Про берёзку написано много стихотворений, песен, загадок.
-Ребята, как вы думаете, что значит беречь деревья? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей:
Деревьями нужно любоваться, не топтать землю около корня, и не ломать веточки. Тогда они будут долго радовать нас своей красотой.
-Какой запрещающий знак необходимо поставить к берёзке?
(«не ломай деревья»)
-Молодцы, знак поставили.А теперь давайте поиграем в игру:
Игра «1, 2, 3 – к своему дереву беги»
– Я считаю до 3, а вы бежите к нужному дереву, встаете около него, положив ладошку на ствол, скажите доброе слово и по сигналу «3,2,1»— вернитесь назад.
Воспитатель: Молодцы, Ребята, сколько добрых слов вы знаете! Идем дальше по тропинке.
-В какую сторону нам идти дальше? (ориентирование по карте: повернуться налево, идти прямо по тротуару)
2 остановка – «Пенек»
Следующая остановка у пня. — Что такое пень? (спиленное дерево)
Почему дерево засохло? Чем оно отличается от живого? Как помочь деревьям на территории детского сада остаться как можно дольше живыми?
Что у него есть (Корни, кора)
Какие корни: по длине, по толщине, поцвету.
Зачем корни нужны дереву? (Корни держат дерево, через корни дерево питается, пьет воду,
Чем покрыт пень? (Корой.)
Потрогайте кору и скажите, какая она на ощупь? (Шероховатая, грубая, твёрдая, с трещинами).
Загадка – задание от пня.
Кто живет на пне?
-Мы с вами часто наблюдали за пнём. Кого вы видели здесь? А вот такое чудо вам встречалось?
На узкой дорожке – голова да две ножки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет? (Улитка)
— Интересно, а жителей пня яркое весеннее солнышко разбудило? Посмотрим? Подойдите поближе.
Обобщение. Растёт на пне мох, лишайник, грибы. Здесь могут жить разные насекомые.
-Молодцы, Ребята, отгадали загадку!
Воспитатель: — Посмотрите, куда нам дальше идти (ориентирование по карте).
-Нам нужно будет выполнить задание. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по пенькам.
Дальше по тропинке, нам нужно потихоньку пройти «между веток» не поломав их (дуги).
3 остановка «Клумба»
-А наша экологическая тропинка привела нас к клумбе. Какие цветы растут на нашей клумбе?
Вот и следующий листик с подсказкой: стрелка указывает на «клад».
(На краю клумбы заранее выкопана ямка, в которой спрятан «клад», немного присыпана землей.)
— Ребята, здесь до нас, наверное, кладоискатели были и ничего не нашли. Может нам повезет? Смотрите, они даже лопату свою оставили.
(воспитатель и дети находят сундучок «клад» в нём стаканчики с черенками колеуса, герани и 1 кустик гортензии, перчатки для детей, совочки):
— Да это же настоящий клад! Что мы будем с ним делать? (Ребята предлагают посадить кусты гортензии). А может быть кто-то так в сундучке хотел посадить растения? Что нам ещё надо для того, чтобы цветы росли и радовали нас своим ароматом? (лейки с водой).Разделитесь на пары: девочки будут сажать, а мальчики принесут воду и польют растения.
Почему говорят нельзя рвать цветы? Цветы очень любят бабочки, пчелки и другие насекомые, потому, что в нем много нектара, который они собирают. Какие знаки можно здесь поставить?
Установка запрещающего знака «Не рви цветы», «Не лови насекомых».
Молодцы, ребята! Мы не будем срывать цветы, топтать красивую полянку, а заведём хоровод о цветах. Собирайся народ в наш цветочный хоровод! («Цветы» муз. Н. Бахутовой, сл. народные.)
1. Пошли дети в поле собирать цветы.
Пошли дети в поле собирать цветы.
Припев: Мак, мак, красный мак.
2. Цветы собирали и венки плели,
Цветы собирали и венки плели.
3. Венки заплетали, хоровод вели,
Венки заплетали, хоровод вели.
— Добраться до следующей остановки будет нелегко (ориентирование по карте). Сначала нужно решить по какой тропинке пойдём? (по зелёной лужайке или по тропинке) Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы другие ребята и взрослые не вытаптывали зелёную лужайку?
Игра «тропинка»
На тропинку мы заходим
Руки за спину кладём
И по брёвнышку идём
Вдруг болото мы встречаем.
Перейдём преграду вмиг.
Мы по кочкам прыг, прыг, прыг.
И пустились все бегом
4 остановка: Это последняя точка на нашей тропинке и перед нами схема всей экологической тропы детского сада и путешествуя по ней мы снова и снова увидим много интересного.
— Кто же нам прислал письмо? (Гном Гномыч) «Спасибо, ребята. Вы отлично справились со всеми заданиями, загадками. Надеюсь вам понравилось это путешествие и в следующий раз я подготовлю для вас еще больше интересных заданий».
-Ребята мы с вами большие молодцы и узнали кто же нам написал это письмо. А теперь, возвращаемся назад в детский сад по нашей карте.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше Маленькое путешествие в большой мир природы.
А что еще самое главное мы узнали и поняли из нашего путешествия?
Что запомнилось больше всего?
Какие задания у вас вызвали затруднения?
Фотоотчёт о познавательно-исследовательской прогулке с детьми 6 лет «Путешествие по экологической тропинке» Летний период в ДОУ это замечательная пора,когда есть большая возможность находиться на свежем воздухе дольше,чем в другое время года. В.
Хобби. Маленькое путешествие в московские катакомбы-Сьяны Пещера Съяны (Съянская катакомбная система) — наиболее известная из подмосковных известняковых пещер искусственного происхождения, находящаяся.
Конспект итогового занятия по ознакомлению с миром природы «По тропинке в лес пойдем» Задачи: Образовательные: — Уточнение представлений детей о жизни леса, его жителях; — продолжать знакомить с правилами поведения в природе;.
Источник
Конспект занятия-прогулки «Экскурсия по экологической тропе» с детьми старшего возраста
Наталья Петровна
Конспект занятия-прогулки «Экскурсия по экологической тропе» с детьми старшего возраста
Цель: Знакомство детей с разновидностью прогулки – экскурсией по территории детского сада, по экологической тропе. Формирование знаний о деревьях (что у них общего и в чем отличия и т. д.)
1. Формировать основы экологической культуры.
2. Познакомить детей с новыми знаниями о растительном мире и приборами, находящимися на экологической Тропе.
3. Воспитывать бережное и сознательное отношение к окружающей среде. Развивать интерес к природе.
4. Закрепить и расширить знания детей о «хвойных» и лиственных деревьях.
Предварительная работа. Рассматривание изображений деревьев, цветов, насекомых, грибах. Знакомство с репродукциями картин И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, А. Васильева, беседа о том, как дети провели лето, бывали ли в лесу.
Материалы, инструменты, оборудование.
Кукла «Незнайка», корзины для сбора шишек, листья деревьев, карандаши и листы для рисования.
Ход экскурсии:
Ребята сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он узнал, что мы пойдем на экскурсию, и захотел пойти с нами, чтобы мы ему показали экологическую тропу.
Мы с вами подошли к экологической тропе, находящейся на территории нашего детского сада. Экологическая тропа — это место, где мы наблюдаем за природой и бережем ее. Скажите, какие деревья стоят на тропе?
— Правильно, это лиственница и сосна, ель (на территории школы). А какое дерево выше? (Лиственница)
— Чем похожи эти деревья и чем отличаются? (у сосны, как и у лиственницы тоже есть иголки, только длиннее, сосна и ель зимой и летом зелёная, а лиственница сбрасывает иголки на зиму).
—А как называются листья сосны и лиственницы? (Хвоя.)
-Лиственница и сосна – это хвойные деревья.
— А на какое животное похожи эти деревья? В чем заключается их сходство?
(На ежа, есть иголки.)
—Да,ель на ежика похожа: еж — в иголках елка — тоже. Кто знает загадки о хвойных деревьях?
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Зимой и летом одним цветом
Какое дерево наряжают один раз в год? (елка)
— Я хочу вам рассказать об этих деревьях.
Ботаники ель называют «математическим деревом». Как вы думаете, почему? (ель похожа на пирамидку)
Потому что очертания этого дерева изысканные и геометрически правильные. Еловые ветки, их еще в народе называют «лапами», загнуты вверх. Хвоя елей держится на дереве 4—8 лет, в городе — 3— 4 года. Опадают иглы постепенно и незаметно. Дерево живет до 300 лет, иногда до 500 и более. Размножается только семенами. А где находятся семена ели? (В шишках.)
Еловые семена любят белки, мыши, дятлы, зяблики и клесты. Птенцы клестов выводятся зимой, и родители их кормят хвоей, немного переваренной в желудке у птицы, такой вот кашицей. И от этой еды птенцы растут здоровыми.
Мелкие птицы прячутся от хищных своих собратьев в колючих еловых ветках. А у подножия елей растет множество грибов.
Ель называют «королевой промышленности». Из нее строят корабли, дома.Поэтому раньше говорили: «Хоть изба еловая, да сердце — здоровое».
Из ели делают дубильные вещества, бумагу, картон, древесину, искусственный шелк, фанеру, телеграфные столбы, мебель и музыкальные инструменты (скрипки, арфы). Лучшие скрипки получались из деревьев, в которые ударяла молния. Также из ели получают витамины, масла.
А теперь поговорим о другом хвойном дереве, стоящем на экологической тропе.
Существует 20 видов этого дерева. Все деревья растут в Северном полушарии. Живет сосна до 4000 лет, высотой достигает 30 метров в возрасте 250 лет. Сосна и грает огромную роль в жизни человека. В Крыму растут корабельные сосны. Как вы думаете, почему их так называют? (Предположения детей.)
— Из таких сосен строят корабли. Еще из сосны делают мебель. Также ее используют в 70 отраслях промышленности. Из сосны делают ванилин, из молодых шишек с сахаром варят варенье. Из нее делают бумагу, краски, лак, пластмассу, канифоль, духи, изготовляют витамин С. Под соснами растут разные грибы, в том числе и любимый грибниками белый гриб.
Сосну называют санитарно — гигиеническим деревом. От ее запаха гибнут микробы. Смола сосны укрепляет десна и зубы. А из иголок дерева делают хвойный концентрат для принятия успокоительных ванн. Вот какое это лечебное дерево (дети трогают, нюхают ствол кору разных деревьев)
Подвижная игра «Кто быстрее наберет шишек»
Мальчикам и девочкам дается по одной корзинке и предлагается собрать шишки: девочкам — еловые, мальчикам — сосновые
Кто это сделает быстрее. Потом идет счет шишек.
— Посмотрите, что это на нашей тропе? (Пень.)
— Пень — это остаток ствола дерева. А какое дерево здесь росло? (Предположения детей.)
— Как вы определили, какое это было дерево? (По коре дерева.)
— А какие деревья еще растут на экологической тропе? (Тополь, рябина
У этих деревьев нет хвои, а есть листья.
А как их можно назвать? (Лиственные деревья)
Ребята,все деревья условно можно разделить на-хвойные деревья: у которых вместо листочков иголки,например: ель, сосна, кедр
лиственные деревья, у которых листочки, береза, дуб, осина, тополь и т. д.
Береза получила свое название за белую кору. Листья березы зубчатые по краю. Ранней весной во время цветения с ветвей березы свешиваются длинные желтоватые сережки. Береза – очень доброе дерево, она дает человеку силу. Очень вкусен чай из березовых почек, березовый сок, который собирают весной. Внимательно присмотритесь к стволу нашей берёзы, что вы там видите?
Рассматривание дупла в стволе берёзы.
Какое дерево называют сладким, медоносным? (Липа).
Липа относится к семейству липовых. Это листопадное дерево с черной растрескивающейся корой и раскидистой кроной. Цветки липы желтовато – белые душистые. Из них заваривают полезный липовый чай. Цветет это дерево в конце июня – в начале июля.
Воспитатель напоминает детям, что кора – это одежда дерева, которая защищает его от холода.
Хорошо любоваться деревьями в любое время года, хорошо отдыхать здесь весной, когда деревья распускают листья, цветут, слышится пение птиц. В жаркий день тихо, пахнет травами. Осенью можно видеть все оттенки листвы, от желтых и желто-зеленых до багряных. Зимой на голых деревьях сразу бросается в глаза яркое оперение синиц, снегирей, свиристелей.
— Я предлагаю вам поиграть в игру.
Дидактическая игра «С какого дерева листок»
Воспитатель показывает детям, листок, а они должны подбежать и дотронуться до того дерева, с какого сорван лист.
Сравнение деревьев по высоте между собой.
А сейчас идем дальше. Обратите внимание на этот кустарник. Как он называется? (сирень) Что под ним? (грибы)
-Ребята, это грузди, съедобные грибы. У груздя настоящего шляпка слизистая, вначале белая, затем слегка желтоватая с полосами и волнисто-мохнатым краем. Пластинки нисходящие, частые, белые и розоватые.
Мякоть груздя белая, плотная, с приятным фруктовым запахом. Млечный сок белый, на воздухе желтеет. Очень горький. В пищу их лучше употреблять в соленом виде. На Руси грузди солили бочками, эти грибы считались лучшими для засола. А по сибирскому способу грузди солили не отдельно, а вместе с другими грибами из рода млечников – волнушками и рыжиками.
В еловых и елово-пихтовых лесах встречается груздь желтый. С августа в березовых лесах можно собирать черные грузди. В народе его прозвали чернушкой. Это гигант среди других груздей – шляпка может достигать 20 см в диаметре. Цвет ее очень темный, почти черный – зеленовато-бурый.В народе говорят: «С виду черен, внутри вкусен».
Идём далее, ребята.
Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях.Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Вы догадались? (ответы детей). За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами (ответы детей) Теперь, ребята, давайте подробнее поговорим о тех лекарственных растениях которые растут на территории нашего детского сада.
Но сначала отгадайте загадку:
Семена, как коготки,
От горла помогают, Кто же их не знает (календула)
Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази. Следующее растение вам хорошо известно. (мята) Полезные свойства мяты известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высокими содержанием ментола — эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительными свойствами, позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы. Также, мята эффективна при головной боли, ее свойства благоприятны для успокоения нервной системы. Для лечения этим растением чаще всего используют мятный чай и настой мяты.
Ребята, незнайка хочет поблагодарить вас за интересную экскурсию. И просит нарисовать красивые картины «Деревья в нашем детском саду», «Живые лекари»
Конспект НОД «Экскурсия по экологической тропе» в старшей группе Конспект занятия по экологии в старшей группе «Экскурсия по экологической тропе» Составила воспитатель Попова Наталья Александровна. Программное.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Экскурсия по экологической тропе. Точка наблюдения «Сосна» Цель: Сформировать у детей представление о состоянии растений весной. Дать знания детям о семена, внешнем виде сосны, уметь сравнивать.
Конспект занятия на весенний период «Путешествие по экологической тропе» Программное содержание Цель: Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы. Задачи:.
Конспект прогулки по экологической тропе «Войди в природу другом. Наблюдения, игры, эксперименты» Тема: «Войди в природу другом» Программные задачи: Образовательные: Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с.
Конспект экскурсии по экологической тропе для детей среднего дошкольного возраста к месту, где растут старые деревья Цель: уточнить знания детей о деревьях, их строении: ствол, корни, ветви, кора; закрепить умение детей определять деревья в безлистный период.
Конспект занятия в подготовительной группе «Весеннее путешествие по экологической тропе» Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Весеннее путешествие по экологической тропе» Программные задачи: ОО «Познавательное развитие»:.
План-конспект занятия прогулки по экологической тропе здоровья «Листопад» Цель:Продолжать формировать интерес у детей к природе. Задачи: Уточнить знания у детей о природном явлении листопаде, совершенствовать навыки.
Путешествие по экологической тропе. Конспект занятия «Покормите птиц зимой» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экскурсия по малой экологической тропе ДОУ Экскурсия по малой экологической тропе ДОУ №11 г. МайкопВойди в природу другом. Природа просит нашей защиты и помощи Экологическая тропа.
Экскурсия в парк «Путешествие по экологической тропе» (старшая группа) Экскурсия в парк старшая группа: «Путешествие по экологической тропе» Образовательная ситуация 1. Весна (апрель) Задачи: Формировать умение.
Источник