Конспект экскурсии для ознакомления детей с окружающим миром старшая группа

Экскурсия «Удивительный мир природы» (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)

Для воспитателей дошкольных учреждений предложен конспект экскурсии на территории детского сада «Удивительный мир природы». Экскурсия представлена в форме игры по станциям.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya.docx 22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия «Удивительный мир природы»

Цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природными объектами и воспитание бережного отношения к природе посредством проведения экскурсии по экологической тропе детского сада.

  1. Образовательные: расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах); формировать умение употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, использовать многозначные слова (иголка), подбирать однокоренные слова.
  2. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса, любви и бережного отношения к природе.
  3. Развивающие: способствовать развитию диалогического общения, умения слушать, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы; способствовать развитию мышления, умения обобщать, развитию пространственного мышления.

Оборудование и материалы: письмо от Лесовичка, схема экологической тропы, фломастеры, ватман.

Предварительная работа: беседа с детьми о деревьях, растениях, насекомых.

Беседа (в группе)

Воспитатель: Сегодня нас ждёт необычное путешествие в прекрасное царство природы. И вот что удивительнее всего: чудес с каждой вашей прогулкой будет всё больше. Если вы полюбите природу, она откроет вам постепенно все свои тайны. Но прежде, чем отправиться на прогулку, вспомним правила поведения в природе.

Чтение стихотворения Н.Рыжовой «Если в лес пошел гулять…»

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Послушайте, ребята, кто-то стучится.

(Воспитатель из раздевалки вносит письмо).

Письмо от Лесовичка: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Лесовичок. Вот что я вам хочу рассказать: много людей посещают лес, но не все правильно ведут себя в лесу. Я хотел нарисовать плакат «Правила поведения в лесу», но сороки унесли и растеряли мои фломастеры. Прошу вас помочь мне найти фломастеры. В помощь вам высылаю карту, на которой отмечены все места, где побывали сороки. Ваш Лесовичок.»

Воспитатель: Ребята, поможем Лесовичку?

А вот и карта! (Приложение 1)

Экскурсия по экологической тропе детского сада:

Станция «Лиственные деревья»

Беседа с детьми о том, какие деревья растут на данном участке, почему они называются лиственными. Образование прилагательных, новых существительных, множественного числа от названия деревьев. (Береза – как назвать ласково? — березонька, березка; как называется роща, где растут только березы – березовая роща; липа – как назвать ласково? – липочка, липонька; пьют чай с цветочками липы – какой? – липовый); рябина – как назвать ласково? – рябинка, рябинушка).

Воспитатель: Ребята, около деревьев можно ли бегать? (Ответы детей: Надо ходить по дорожкам).

Воспитатель: Бегать, ходить возле деревьев нельзя, потому что земля станет твёрдой, утоптанной, как камень. И дождевым червякам будет трудно делать ходы под землей. Почву становится твердой, ее тяжело взрыхлить, и к корням деревьев не будут поступать воздух, вода. Корни засохнут, отомрут, и дерево погибнет.

Мы правильно ответили на вопрос и что же нашли на веточке? (Дети находят красный и синий фломастеры.)

Станция «Хвойные деревья»

Проводится работа аналогичная предыдущей. (Ель – елочка, еловая шишка, сосна – сосенка, сосновая шишка, ели, сосны – еловый лес, ельник, сосновый лес, сосновый бор)

Воспитатель: Как вы думаете, можно рубить деревья?

(Ответы детей: Нельзя, их надо беречь).

Воспитатель: Деревья рубить нельзя, потому что они очищают воздух, являются домом для очень многих обитателей леса.

И на этот раз мы справились, посмотрите, что-то лежит под елочкой.

(Дети находят зеленый и желтый фломастеры).

Рассматривание цветов, называние. (Анютины глазки, петуньи, бархатцы).

Воспитатель: Ребята, можно ли рвать цветы?

(Ответы детей: Нельзя, цветами надо любоваться).

Воспитатель: Нельзя рвать цветы огромными букетами, чтобы потом их выбросить. Цветами надо любоваться. Смотри, какие они красивые! Цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам. Пчёлы собирают нектар, а бабочки пьют сок из стебельков своим длинным хоботком. Посмотрите, вот бабочка крапивница:

Мне очень, очень нравится

Над ромашкой пляшет, пляшет

И цыганской шалью машет.

Воспитатель: Видите, какими разными бывают бабочки! Давайте дадим друг другу слово, никогда не ловить бабочек и других насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться издали, можно их нарисовать или сфотографировать на память.

Ребята, в лес часто приходят недобрые люди. Ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и даже убивают животных. Послушайте, какая история случилась недавно в лесу.

Хозяйка белочка в лесу

И каждый кустик знала.

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал,

зажал под мышкой ветви;

Нашёл один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий.

Пошёл себе довольный,

На это было больно. (Г. Ладонщиков)

(Педагог незаметно берет из цветов божью коровку).

Воспитатель: Дети, посмотрите на мою ладошку. Вам знакомо это насекомое? Это – божья коровка! Она красивая? Кто держал её в руках? А знаете ли вы, что такая маленькая букашка приносит большую пользу природе, но сама часто страдает из-за неумеренного любопытства человека. Мы любим божьих коровок за то, что они добродушные. Посмотрите, какая она по цвету, форме, как вы думаете какая она на ощупь?

(Ответы детей: Божья коровка красная, круглая, яркая.)

Воспитатель: Да, божьи коровки бывают круглые, яркие, блестящие. Но оказывается, их ещё и за то можно любить, что они наши верные друзья. Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим, как он ползёт по ладони, и приговариваем (проводится игра –пятиминутка «Божья коровка улети на небо).

Пальчиковая игра «Божья коровка»

Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба».

Воспитатель: Мы понимаем, конечно, что хлеба коровки не могут взять и принести батон или буханку принести. Но они помогают нам сохранить урожай на полях, в садах, в огородах. Но чтобы коровок везде и всегда было много, мы должны относиться к ним бережно, тем более, что приносят они не только хлеб, но и, как утверждают старинные книги, счастье. Как вы теперь будете относиться к божьим коровкам? Почему?

(Ответы детей: Будем беречь, не будем ловить и мучить.)

Посмотрите, в цветах что-то лежит.

(Дети находят коричневый и черный фломастеры).

(Возвращение на участок группы).

Беседа о том, что видели дети.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали?

(Ответы детей: У лиственных деревьев – березы, рябины, липы. У хвойных – ели, сосны. Побывали у цветника).

Составление с детьми правил поведения в природе.

Что же нельзя делать в природе?

(Ответы детей: Рубить деревья, топтать траву и землю, рвать цветы, ловить и мучить насекомых, разжигать костры, мусорить.)

Воспитатель: Ребята, мы нашли все фломастеры Лесовичка, а у меня есть еще много разноцветных фломастеров, давайте мы с вами нарисуем плакат «Правила поведения в природе» и отправим его в подарок нашему другу Лесовичку.

Детям предлагается нарисовать коллективную работу «Правила поведения в природе».

Источник

План-конспект экскурсии для ознакомления детей с окружающим миром в старшей группе «Весеннее путешествие в парк»

Наталья Долматова
План-конспект экскурсии для ознакомления детей с окружающим миром в старшей группе «Весеннее путешествие в парк»

Цель: Формирование начальных представлений об экологической культуре у детей старшего дошкольного возраста.

Тип экскурсии: Природоведческая.

Формировать систему элементарных научных экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

— Закреплять умения детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязь.

— Обобщить и систематизировать знания детей о весенних явлениях в природе.

— Продолжать способствовать развитию связанной речи детей.

— Способствовать развитию навыков придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать в роде и числе.

— Закреплять умение пользоваться восклицательной интонацией.

— Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

— Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

— Способствовать получению позитивного эмоционального настроя.

— Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

— Закреплять умение действовать с указание воспитателя.

— Способствовать развитию у детей, внимания, мышления, воображения, памяти.

— Развивать у детей навыки наблюдения, вызвать желание самостоятельного исследования.

Подготовка к экскурсии:

Методы и приёмы

— Чтение стихотворения Г. Лагздынь » Март»;

— Загадывание загадок «Приметы весны»;

— Рассказ воспитателя «Почему на деревьях почки»;

— Беседа «Весна какая она»;

— Вопросы детям по теме беседы;

— Наблюдение за небом и облаками, деревьями, появлением птиц.

— Рассматривание иллюстраций и фото;

— Роль воспитателя «Бабушка- Загадушка»

— Д/и «Найди своё дерево»

— Соревнование команд за звание «Знатоки весны»

— П/и «Перелёт птиц»

Поиск и подготовка материала, необходимых атрибутов для проведения экскурсии.

Педагог наметил тему и программное содержание, провёл предварительный осмотр места куда планирует повести детей.

Предварительная работа с детьми:

— Рассматривание с детьми иллюстраций и журналов о весне: «Ранняя весна», «Весенние приметы«, «Кто просыпается весной» и т. п. ;

Познакомить детей с произведениями художественной литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, И. Левитан и др.);

— Разучивание стихов и песен о весне;

— Д/и «Перелётные птицы», «Всё наоборот», «Чем хороша весна?»;

— Закрепить правила поведения которые нужно соблюдать придя в лес.

Материалы и оборудование:

Фото и иллюстрации, секатор, вода, фотоаппарат, значки для обозначения команд, корм для птиц.

План экскурсии

Перед отправлением на экскурсию на участке детского сада воспитатель с детьми проводит беседу.

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие в прекрасное царство природы. Но не каждый может туда попасть… Для этого нужно любить родной край, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Давайте добрыми глазами и чутким сердцем увидим красоту каждого листочка, каждой птички, каждого деревца.

Приглашаю всех на экскурсию.

По дороге воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе, на воздух, небо и деревья. Напоминает, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево.Не зря народная мудрость утверждает: «Много леса– не губи, мало леса– посади»; «Растение– земли украшение»; «Рощи да леса, всему краю краса».

Воспитатель читает стихотворение Г. Лагздынь «Март»

Мы сегодня рано встали.

Нам сегодня не до сна!

Говорят, скворцы вернулись!

Говорят, пришла весна!

А на улице мороз.

Снег летит колючий,

И ползут по облакам

В белых шубах тучи.

Ждём, весна. Давным-давно,

А ты бродишь где-то!

Без тебя ведь не придёт

Воспитатель принимает роль бабушки- Загадушки

1. Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

2. Появился из-под снега.

Увидал кусочек неба,

Самый первый, самый нежный,

Чистый маленький. (Подснежник)

3. Синяя сосулька плачет,

Но от солнца нос не прячет.

И весь день птичью трель

Кап-кап-кап — звенит. (Капель)

4. Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый … (Ручей)

5. Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки –

На снегу (Проталинки)

Рассказ воспитателя «Почему почки?»

Каждую весну мы можем наблюдать одно и то же чудо — чуть становится теплее и выходит солнышко, деревья и кусты просыпаются от зимней спячки и покрываются еле видимым зеленым «туманом» — набухающими почками.

Еще совсем недавно ветки были серые и тусклые. Все почки были темные, такие же как и сама древесина. Это маленькие жесткие чешуйки, как одеяльцем, закрывали почки от холодов. Но вот сильнее стало светить солнышко, ствол дерева прогрелся. Вода от тающего снега и пришедших за ним дождей напоила корень. И дерево почувствовало — пора. Начался процесс сокодвижения — сок от корней стал подниматься вверх по стволу и нести питательные вещества, которые корень хранил у себя под землей всю зиму. Теперь эти питательные вещества очень нужны почкам для того, чтобы дать силы раскрыться спрятанному в них листочку. Ведь внутри каждой почки, как в яйце цыпленок, сидит маленький побег. У него есть маленькая зачаточная веточка, маленькие и сморщенные зачаточные листочки и даже цветочки (если почка не листовая, а цветочная). И как только этот побег начнет питаться от сока, он начнет расти.

(Провести с детьми сравнительный анализ между хвойным деревом и лиственным.)

Беседа с детьми » Весна, какая она?»

Сравнение весенней природы с фото зимнего периода (ель в снегу, берёза в инее)

— Какие приметы весны вы знаете?

— Как называется первый весенний цветок?

— Назовите весенние месяцы?

— В народе называют март протальник. Почему?

— Про апрель говорят, снегосгон. Как вы думаете почему?

— Май зовут цветень. Почему?

Проведение подвижной игры «Перелёт птиц»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увёртыванием. Содействовать развитию речи.

Воспитатель предлагает детям устроить соревнования за звание: «Знатоки весны».

(Дети делятся на две команды. Воспитатель обозначает команды разными значками. Дети придумывают весенние названия своим командам.)

1. Д/и «Назови признаки».

Подберите признаки к слову весна. Весна какая? (ранняя, звонкая, теплая, дружная, веселая, красивая, цветущая, долгожданная).

2. Д/и «Найди дерево по описанию»

Дети находят дерево опираясь на словесное или символическое описание (не более 3 существительных).

3. Придумывание загадок

Дети придумывают загадки на весеннюю тематику.

(Проходит награждение победителей.

Воспитатель хвалит детей: «- Вы все молодцы!»)

Воспитатель предлагает детям подкормить птиц.

Говорит о том, что нужно заботится о деревьях. Предлагает обрезать три веточки и взять их с собой в группу. Понаблюдать в уголке природы распустятся ли листочки.

В заключении воспитатель говорит детям о необходимости беречь свою природу и подводит итог экскурсии.

Воспитатель «Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях живут разные красивые животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину».

Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы, уходя отсюда, вы взяли с собой столько хорошего настроения, здоровья, сколько захотите, чтобы хорошо себя чувствовать, быть всегда весёлыми и никогда не болеть. Давайте попрощаемся с природой, нам пора возвращаться.

После экскурсионная работа:

1. Поместить срезанные веточки в уголок природы для наблюдений;

2. Сбор фотографии и оформление стенда «Приметы весны»

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в прошлое телефона» Цель: Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов. Задачи: 1. Образовательные: — Познакомить детей с историей изобретения.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе. на тему: «Путешествие в осенний лес» 1. Уточнить.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Перспективный план работы по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на год №занятия, тема Программное содержание №1 «Во саду ли, в огороде» О. А. Соломенникова стр. 36 Расширять представления детей о многообразии.

План-конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром План –конспект занятия в старшей группе по ознакомлению о окружающим миром. Тема: Это я это мы. Цели занятия: закреплять знания детей о.

План по самообразованию «Активизация словаря детей младшего возраста посредством ознакомления с окружающим миром» Тема: «Активизация словаря детей младшего возраста посредством ознакомления с окружающим миром». Цель: повысить собственный теоретический.

Особенности ознакомления с окружающим миром дошкольников с ЗПР Особенности ознакомления с окружающим миром дошкольников с ЗПР. Дошкольники с ЗПР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников.

Протокол «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность» Протокол №3 от 29.03 2016. года. Тема: Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром «Тот день, в который человек не сделал никакого полезного дела или ничему не научился, чтобы знать больше чем вчера, называется потерянным.

Развивающие игры и пособия для ознакомления с окружающим миром, развития речи, творческих способностей, ФЭМП Панно многофункциональное. Изготовлено из ткани, на которую пришиты ленты-липы. На липы можно поместить различные дополняющие. Используется.

Источник

Читайте также:  Китай путешествие по китаю
Оцените статью