Конституционное право зарубежных стран, Конспект лекций, Батычко В.Т., 2011
Конституционное право зарубежных стран, Конспект лекций, Батычко В.Т., 2011.
Конспект лекций написан в соответствии с программой курса конституционного права зарубежных стран, на базе действующего законодательства с учетом всех изменений п дополнений, на 1 июня 2011 года.
Конспект лекций содержит основные положения конституционного права зарубежных стран. В нем раскрывается определение понятия конституции, ее основные черты, конституционные правоотношения, рассматриваются субъекты конституционных правоотношений, основные признаки и черты конституции. Дается характеристика конституций различных зарубежных государств.
Материал изложен в понятной общедоступной форме и предназначен для изучения конституционного права зарубежных стран слушателями и студентами юридических вузов и факультетов.
Понятие и предмет Конституционного права зарубежных стран.
Предметом науки конституционного права зарубежных стран являются международно признанные доктрины, концепции и принципы, общие для конституционного права развитых стран, а также конституционное право конкретных стран.
Для определения предмета науки конституционного права нужно прежде всего установить само понятие конституционного права.
Конституционное право в каждой стране является ведущей, основополагающей отраслью национальной системы права. При этом степень реакционности или демократизма норм конституционного права зависит от конкретного соотношения сил в политической борьбе. Чем сильнее и сплоченнее демократические силы, чем выше уровень политической активности и правосознания граждан, тем демократичнее нормы конституционного права. Это можно видеть на примере многих стран.
Конституционное право закрепляет основные принципы народного суверенитета, прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом, господства права и т.д.
Конституционное право устанавливает государственное устройство, т.е. национально-территориальную организацию власти, максимально соответствующую господствующим политическим силам в конкретных исторических условиях.
Конституционное право закрепляет также организацию, формы и механизмы осуществления власти. При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является принцип разделения властей.
Среди форм осуществления власти выделяются народное представительство и прямая демократия. Фактическая их реализация, степень адекватности результатов волеизъявлению граждан зависят от политического режима, существующего в государстве на конкретном этапе его развития.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Конституционное право зарубежных стран, Конспект лекций, Батычко В.Т., 2011 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. Конспект лекций. М.,2009
Мазаева Е.С. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. Н.Новгород,2007.
15. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник /Ответ. ред. А.Я.Сухарев. М., 2003.
16. Судебные системы европейских стран. Справочник / Под ред. Л.Ирвина. Пер. с франц. М., 2002.
Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, электронных обучающих средств, мультимедийных программ: тексты конституций зарубежных стран; схемы по теме; таблицы, отражающие сравнительную характеристику конституционного оформления организации и функционирования судебной власти.
ТЕМА (тема №11): ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА США – 4 часа
Цель занятия: Расширить представление о конституционных основах государственности США, применяя активные и интерактивные формы.
Задачи: Изучить особенности конституционного строя США. Уяснить роль двух крупнейших политических партий, значение института президента, особенности судебной системы.
Темы докладов: «Основы конституционно-правового статуса личности в США», «Федеративное устройство США», «Роль Верховного суда США». При подготовке докладов использовать слайды, видео ролики, анализ практических ситуаций (например, анализ организации работы и вынесения решений Верховного суда США).
Учебные вопросы:
1. Особенности американского конституционализма. Значение Конституции США 1787 года.
2. Конгресс США: порядок формирования, структура и компетенция.
3. Президент и структура исполнительной власти США.
4. Судебная система США.
Тестовое задание
Тест №1
Источниками конституционного права США на федеральном уровне выступают:
А) Конституция, некоторые обычаи, конституции штатов;
Б) Федеральные конституционные законы, Акты правительства США, нормативные правовые акты Президента;
В) Конституция, законы и резолюции Конгресса, нормативные правовые акты Президента, решения Верховного суда, некоторые обычаи.
Тест №2
Конституция США по форме является:
А) писаной;
Б) неписаной;
В) смешанной.
Тест №3
Конституция США является:
А) самой старой из действующих писаных конституций;
Б) самой молодой из действующих писаных конституций;
В) третьей конституцией США, принятой Конгрессом в 1978 г.
Тест №4
Конституция США была принята:
А) в 1781 году;
Б) в 1787 году федеральным Конвентом;
В) в 1787 году всенародно;
Г) в 1780 году.
Тест №5
Конституция США по способу внесения поправок является:
А) «жесткой»;
Б) гибкой;
В) постоянно меняющейся.
Тест №6
Конституция США на современном этапе включает в себя:
А) Преамбулу, 7 статей и 27 поправок;
Б) Преамбулу, которая согласно американской доктрине не является составной частью Конституции; 7 пространных статей; 27 поправок, прилагаемых к тексту Конституции;
В) Преамбулу; 7 обширных статей и 26 поправок.
Тест №7
США по форме правления является:
А) парламентской монархией;
Б) парламентской республикой;
В) президентской республикой.
Тест №8
Права и свободы граждан США закреплены:
А) в тексте Конституции 1787 года;
Б) в первых десяти поправках к Конституции США (известные как Билль о правах) и ряде последующих поправок;
В) в первой части Конституции после Преамбулы.
Тест №9
Конституционный контроль в США осуществляет:
А) Верховный суд США;
Б) Конгресс США;
В) Конституционный суд США.
Тест №10
В США действует:
А) всеобщее и равное избирательное право;
Б) избирательное права, связанное с имущественными цензами;
В) избирательное право с дискриминационными цензами.
Тест №11
В США лишены права голосовать:
А) бедняки, апатриды;
Б) граждане США, проживающие за границей;
В) душевнобольные и осужденные.
Тест №12
Конгресс США состоит из:
А) Сената, Палаты лордов;
Б) Палаты представителей, Палаты общин;
В) Сената и Палаты представителей.
Тест №13
Конгресс является:
А) представительным органом;
Б) исполнительным органом;
В) судебным органом.
Тест №14
Сенат – это:
А) верхняя палата Конгресса, избирается населением от штатов;
Б) нижняя палата Конгресса, избирается на основе всеобщих и равных выборов.
В) Верхняя палата, формируемая Президентом США.
Тест №15
Сенат возглавляет:
А) вице-президент США;
Б) спикер;
В) старейший из сенаторов.
Тест №16
Палату представителей возглавляет:
А) Спикер, который открыто является партийной фигурой;
Б) Спикер, который является политически нейтральной фигурой;
В) Президент;
Г) Вице-президент.
Тест №17
Президенту США предоставляется:
А) законодательная власть;
Б) исполнительная власть;
В) судебная власть;
Г) законодательная и исполнительная.
Тест №18
Президентом США может стать:
А) любой прирожденный гражданин США, достигший 35 лет и проживающий в течение 14 лет в США;
Б) любое лицо, получившее гражданство США, достигшее 35 летнего возраста и проживающего в течение 20 лет в США;
В) любой гражданин США, достигший 50 лет и проживающий в течение 10 лет в США.
Тест №19
Президент избирается сроком на:
А) пять лет;
Б) семь лет;
В) четыре года.
Тест №20
Президент не может занимать свою должность:
А) более двух сроков подряд;
Б) более одного срока;
В) более трех сроков подряд;
Г) этот вопрос в Конституции США не оговаривается.
Тест №21
Федеральная судебная система США состоит из:
А) районных судов;
Б) окружных судов и Конституционного суда;
В) районных судов, окружных судов, Верховного суда США, специализированных судов.
Тест №22
По форме государственного устройства США является:
А) федерацией, объединяющей 50 штатов;
Б) унитарным государством;
В) конфедерацией.
Практическое задание:
1. Начертить в рабочем блокноте схему организации высших органов государственной власти в США.
2. Используя текст Конституции США 1787 года, приведите примеры системы «сдержек и противовесов» между ветвями государственной власти.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Конспект лекций по конституционному праву зарубежных стран
1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Конституционное право зарубежных стран понимается в трех основных значениях:
• как отрасль права государства;
• как учебная дисциплина.
Конституционное право как самостоятельная отрасль национального права представляет собой систему конституционно-правовых принципов и норм, регулирующих целостный комплекс отношений, составляющих основы общественного строя, правового положения личности, организации государственной власти и местного самоуправления.
В свою очередь, специфика конституционно-правовых отношений заключается в том, что в них есть публично-правовой элемент. Правомочия возникают на основе субъективных прав и принадлежат каждому человеку независимо от их урегулированное нормами права, но реализуются они юридически в определенной и специфичной правовой оболочке. Например, субъективное право каждого человека на личную неприкосновенность существует независимо от того, записано оно в законе или нет.
Норма права устанавливает дозволенную меру поведения. В конституционном праве она адресуется не только и не столько физическим лицам, сколько государству и его органам, потому в конституционном праве преобладают нормы, регламентирующие структуру государства, систему его органов, условия и порядок их функционирования. Общественные отношения, связанные с осуществлением властных полномочий, приобретают характер политических или подвержены воздействию политических факторов. В иных областях правомочие конституционно-правового регулирования ограничено и не выходит за рамки конституционных установлений. При этом не все политические отношения могут быть урегулированы конституционно-правовыми нормами. Возможны процессы, не подверженные воздействию права или неуправляемые. Поэтому под конституционно-правовыми отношениями понимается только та часть политических отношений, которая может регулироваться реально нормами конституционного права. Это, прежде всего, отношения, связанные с построением и функционированием государства и государственного механизма, с закреплением и реализацией прав и свобод личности.
Субъектами конституционного права, т. е. носителями прав и обязанностей, регулируемых нормами конституционного права, выступают физические и юридические лица, государственные органы, государство в целом.
Под физическими лицами имеется в виду лица, обладающие определенным правовым статусом, обеспечивающим возможность пользования правами, санкционированными конституционном правом. По своему статусу они различаются, поскольку объем прав, предоставляемых национальным конституционным правом, не одинаков в зависимости от того, состоит ли данное лицо в гражданстве этого государства или нет (т. е. является лицом без гражданства — апатридом). В соответствии с этим в каждом государстве разработан блок правовых норм, регулирующих порядок приобретения и утраты гражданства, его статус, правовой режим иностранцев, бипатридов и лиц без гражданства. При этом следует учитывать, что основополагающие права человека присущи каждому человеческому существу независимо от его правового статуса. Если политические права принадлежат, как правило, гражданам, то личные права и свободы не зависят от различий в правовом статусе.
Статус юридических лиц также неодинаков. Образованные и функционирующие на основе конституционного права, они могут принимать участие в осуществлении публично-властных полномочий (если в силу своего статуса они призваны участвовать в формировании института публичной власти и в ее осуществлении). Правовой режим государственных корпораций, создаваемых с целью извлечения прибыли, аналогичен правовому режиму частных компаний, создаваемых с той же целью. Детальный порядок их функционирования регулируется нормами административного права.
В конституционно-правовой сфере есть и свои специфические субъекты права:
• отдельные социальные сообщества (территориальные самоуправляющиеся коллективы), располагающие собственными выборными представительными, административными органами, образующими муниципальную, власть. Они органами государственной власти не являются, хотя на практике им нередко доверяется реализация некоторых властных полномочий на местах, осуществляемых под контролем государства;
• различные объединения населения, создаваемые на основе общих корпоративных и профессиональных интересов (профсоюзы и т. д.);
• политические партии, играющие важную роль в формировании государственных институтов и их практическом функционировании. Они квалифицируются как политические институты, что сказывается на их правовом статусе, правах и обязанностях. Нередко политические партии воздерживаются от приобретения статуса юридического лица, чтобы не подлежать обязательному юридическому контролю со стороны государства;
•население государства в целом может выступать как носитель прав и обязанностей. На практике свое полновластие народ осуществляет через определенные процедуры, прежде всего — всеобщее избирательное право.
Этим же целям служит референдум, который может быть проведен и по народной инициативе.
Основными субъектами конституционно-правовых отношений, таким образом, выступают человек и государство.
Объектами конституционного права являются материальные ценности, не материальные ценности (например, права и свободы личности) и деяния
(т. е., действия и бездействия).
Национальное конституционное право каждой страны обладает набором общих характеристик, а образующие отрасль правовые нормы имеют один объект и предмет. Общие правила и требования приложимы и к конституционному праву, например: требование обеспечить юридическую применимость, для чего нормы должны быть ясными, четкими, недвусмысленными и непротиворечивыми.
Таким образом, конституционное право образует определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.
Основной элемент системы конституционного права зарубежньгх стран правовой институт — группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования (например, институт парламента, институт президента и др.)-
Правовые институты включают пединституты и нормы. Институты и пединституты тесно взаимосвязаны. Одни и те же нормы могут входить в разные конституционно-правовые институты.
С технической стороны особенность норм конституционного права состоит в том, что они не содержат всех трех составных частей правовой нормы — гипотезу, диспозицию и санкцию. Их большая часть не имеет санкции (они вынесены в другие отрасли права). Иногда норма конституционного права, вообще, состоит только из диспозиции (например, «Парламент состоит из двух палат») или только из гипотезы (например, «Законопроект считается одобренным, если он принят в идентичной редакции каждой палатой парламента»). Нормы конституционного права группируются в правовые институты в зависимости от принадлежности к определенной сфере конституционно-правовых отношений.
Источники конституционного права. Под источником права понимаются внешние формы выражения права. Обычно выделяются три основные группы источников: нормативные правовые акты, обычаи, судебные прецеденты. При этом в последнее время в качестве источников права признаются общие принципы права и нормы, создаваемые вне пределов национального права, но обязательные для конкретного государства. Это, например, новая система европейского права, нормы которой имеют прямое действие и обладают верховенством по отношению к нормам права национального государства-участника ЕС.
Общие принципы права — это такая юридическая категория, которая выступает в роли ведущего источника права вообще и конституционного в частности. В мотивировочной части решений национальных судов все чаще встречается ссылка на общие принципы права.
Таким образом, в качестве источников конституционного права зарубежных стран можно выделить следующие:
• национальные нормативные правовые акты;
• конституционные обычаи — сложившиеся в практике деятельности государственных органов правила поведение, традиции;
• судебные прецеденты — решения судов высших инстанций, становящихся основой для принятия решений по аналогичным делам (два последних источника характерны, прежде всего, для англо-саксонского права);
• религиозные источники (например, в ряде мусульманских государств Коран заменяет конституцию или считается актом, имеющим высшую юридическую силу);
• общие принципы права;
• международно-правовые акты — это нормативно-правовые акты наднационального характера и международные договоры (Маастрихтский договор о Европейском союзе 1992 г. и др.);
• правовые доктрины (взгляды известных правоведов). В отдельных странах в мотивировочной части решений судов иногда есть ссылки на мнение авторитетных ученых или на преобладающую юридическую доктрину Б данной стране.
В свою очередь, национальные нормативные правовые акты можно классифицировать по различным основаниям. Например, по источнику происхождения законы могут быть, приняты парламентом, надпарламентскими органами или на референдуме. Общая классификация законов выглядит следующим образом:
• конституционные законы — принимаются в усложненном порядке и вносят изменения в конституцию или дополняют ее;
• органические законы — принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом:
• обыкновенные законы — регулируют отдельные вопросы;
• чрезвычайные законы — обычно согласно самой конституции такие законы могут отступать от ее положений, но действуют только в особых условиях и короткий срок (30-60 дней).
Среди иных нормативных актов необходимо назвать:
• внутригосударственные публично-правовые договоры (например. Соглашение о разделе Чехословакии на два государства с 1 января 1993 г.);
• регламенты парламентов и их палат;
• акты главы государства и исполнительной власти;
• акты органов конституционного контроля и др.
Помимо названных, иногда встречаются и другие источники конституционного права, например, нормативные акты субъектов федераций (в федеративных государствах), постановления военных властей и пр.
Методы конституционного права во многом традиционны. Это:
• метод императивно-властного воздействия.
Наука конституционного права начала складываться задолго до появления первых конституций. На этот процесс большое влияние оказали труды Вольтера, Дидро, Руссо, Гоббса, Локка, Монтескье и других ученых-просветителей. После принятия первых писанных конституций (США в 1787 г., Франции в 1791 г.), развитие науки конституционного права значительно ускорилось.
Предметом конституционно-правовой науки является конституционно-правовые нормы и институты, регулируемые этими нормами общественные отношения, а также источники, содержащие выводы и умозаключения специалистов в области конституционного права. Методологическая основа данной науки является диалектический метод познания.
Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина по своей структуре состоит из двух больших частей:
• основы теории (общая часть);
• основы конституционного права отдельных государств (особенная часть).
Изучение теории конституционного права зарубежных стран предполагает рассмотрение следующих основных институтов:
• конституционно-правовой статус личности;
• форма государственного (политического) режима;
• форма территориально-политического устройства;
• институт избирательного права:
• институт главы государства;
• судебная власть и прокуратура;
Сами эти институты отличаются сложной структурой. Изменения в общественной жизни, отражающиеся в конституционном праве, могут приводить к появлению и утверждению новых институтов (так в послевоенное время широко распространился институт конституционного контроля, а в последние годы — институт омбудсмена — уполномоченного по правам человека).
Особенная часть включает в себя основы конституционного строя конкретных государств.
Троекратный рост числа суверенных государств после Второй мировой войны обусловил разнообразие государственно-правовых режимов. Тенденции конституционно-правового развития в различных группах государств реализуются по-разному.
С точки зрения уровня социально-экономического развития современные государства можно разделить:
1) на высокоразвитые (западноевропейские страны, Япония, страны северной Америки). Они образуют зону политической стабильности и высокого уровня демократического развития;
2) со средним уровнем экономического развития (страны Центральной и Восточной Европы, большинство стран Латинской Америки, ряд азиатских государств). В них наряду с демократическими институтами иногда утверждаются и диктаторские режимы (Испания, Португалия и Греция времен правления «черных полковников», ряд латиноамериканских государств). Распространены конституционно авторитарные режимы (ряд стран СНГ),риск политической нестабильности велик;
3)развивающиеся страны, или государства «третьего» мира (страны
Тропической Африки, бассейна Тихого океана, некоторые страны Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока). Развитые демократические режимы встречаются здесь крайне редко, преобладают авторитарные, деспотические режимы правления, а конституционная законность почти отсутствует. Это зона повышенного политического риска.
Обычно в рамках изучения предмета «Конституционное право зарубежных стран» основное внимание сосредотачивается на государствах первой группы, что объясняется достигнутыми ими результатами в общественном развитии. Третий модуль данного учебника посвящен рассмотрению конституционных систем государств указанной группы: США, Великобри-
тании, Франции, Германии, Италии, Японии и Китая. Материал первого и второго модулей аргументирован ссылками на конституционный опыт государств всех трех групп.
2. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ
Первоначально термином «конституция» обозначались правовые акты римских императоров. Со временем содержание понятия кардинальным образом изменилось.
Конституция (от лат. constitutio — установление, устройство) как главный источник конституционного права представляет собой основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом, либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя статуса личности, организации государственной власти и местного самоуправления.
Различают конституции юридические и фактические. Фактическая конституция (иногда ее называют еще и материальной) — это система общественных отношений, складывающихся по поводу устройства общества и государства и определения положения человека в обществе и государстве. Юридическая конституция (или формальная) — это система правовых норм и принципов, регулирующих обозначенный круг общественных отношений.
Конституция является основным источником конституционного права и основным законом государства в силу ее особых юридических свойств.
В различных научных источниках выделяются следующие свойства: учредительный характер, верховенство, высшая юридическая сила, свойство быть юридической базой текущего законодательства, прямое действие и стабильность.
Важнейшим юридическим свойством конституции является ее учредительный характер. Конституция закрепляет определенную модель общественного и государственного, строя в той или иной стране, учреждает систему органов власти, устанавливает форму правления, определяет основы правового положения человека в системе общественных отношений и т. д.
Верховенство также является одним из важных свойств конституции. Это свойство нередко смешивается с другим свойством — высшей юридической силой. Это близкие, но не тождественные понятия. Высшая юридическая сипа конституции состоит в особой обязательности ее норм относительно других актов. Верховенство же означает, что конституция стоит
во главе всей иерархической системы нормативных правовых актов. Нет, и не может быть акта, стоящего выше конституции.
Может возникнуть вопрос о соотношении норм конституции с международно-правовыми нормами и их приоритете. Здесь необходимо подчеркнуть следующее. Во-первых, приоритет международных актов закрепляется, прежде всего, в самой конституции. Во-вторых, приоритетом наделяются международно-правовые акты относительно актов текущего законодательства, но не конституции. Если же в конституции нет нормы о приоритете международно-правовых актов по отношению к внутренним законам, то нет и приоритета.
Следующее важное юридическое свойство конституции состоит в том, что она является юридической базой текущего законодательства.
Во-первых, конституция закрепляет основные начала (принципы), на которых базируется все правовое регулирование общественных отношений, например, запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, приоритет федерального права и др.
Во-вторых, в конституции определены формы правовых актов, принимаемых органами государственной власти.
В-третьих, конституция определяет предметы законодательного регулирования.
Конституция обладает и еще одним свойством — прямым действием. Свойством прямого действия обладают, как правило, нормы материального характера, закрепляющие в первую очередь основные права и свободы личности. В этом случае принцип прямого действия позволяет обеспечивать их исполнение безотносительно каких-либо других (опосредствующих) актов, а судебные органы этот принцип обязывает непосредственно защищать данные права ссылаясь на соответствующую норму конституции. Что касается процедурных норм, т. е. тех, которые определяют порядок реализации материальных норм, то обеспечить их прямое действие не всегда представляется возможным. Во многих случаях требуется дополнительное регулирование.
Наконец, еще одно свойство конституции — стабильность, проявляющаяся в особом (более сложном) порядке ее принятия и изменения. Следует подробнее рассмотреть это свойство. Конституция, с одной стороны, призвана стабилизировать систему общественных отношений, закладывая ту или иную модель устройства государства, а с другой — она сама, в силу этого, не должна подвергаться частым изменениям. Поэтому в конституции предусматривается особый порядок ее принятия, внесения в нее изменений, который и придает ей свойство стабильности.
Известны следующие способы принятия конституций: октроирование. парламентский способ, принятие учредительным собранием, референдумом (соответственно существует аналогичная классификация конституций).
Октроированными (т. е. дарованными) являются конституции Иордании 1952 г., Катара 1962 г., Закон «Об основах власти в Саудовской Аравии» 1992 г., Основной закон Омана 1996 г.
С середины XX в. получает распространение такой способ принятия конституции, как всенародное голосование (референдум). Так были приняты конституции Франции (1958 г.), Монголии (1992 г.), России (1993 г.) и некоторые другие. Принятие конституции референдумом рассматривается в современной конституционно-правовой литературе как самый демократичный способ. Это во многом верно, но надо все-таки иметь в виду, что выносить на решение народа такой сложный и важный вопрос, как содержание конституционных норм, вряд ли целесообразно. При всем уважении к волеизъявлению народа, следует все же отметить, что конституция — это акт особого рода, содержащий нормы, выраженные в самой абстрактной форме. Для уяснения их смысла и содержания требуется наличие специальных познаний в области права. К тому же многое зависит от конкретных условий, в которых готовится и проводится референдум, а также наличия альтернативных проектов конституции. Отсюда, вывод — всенародное голосование по проекту конституции и принятое в результате этого решение не может рассматриваться как оптимальный вариант действий.
Хотелось бы обратить внимание на то, что общественная практика выработала еще один способ принятия конституций, который остается до сих пор вне поля зрения специалистов. Этот способ можно назвать комбинированным, и состоит он в том, что конституция сначала’ принимается парламентом или учредительным собранием, а уже потом выносится на референдум. Таким способом были приняты конституции Испании 1978 п, Турции 1982 г., Гаити 1987 г., Швейцарии 2000 г. и некоторые др.
Основными способами изменения конституции являются гибкий. жесткий и особо жесткий. Практически используются все названные способы.
Гибкий способ означает, что конституция изменяется в рамках обыкновенной парламентской процедуры. Таким образом, изменяются те конституции, которые относятся к числу неписаных, или не кодифицированных. Конституции большинства зарубежных стран изменяются по жесткому или особо жесткому способам, когда для принятия поправки требуется либо квалифицированное большинство депутатских голосов (2/3 и выше, например, Германия, Китай), либо двойное голосование в парламенте (как например, в Японии). Иногда с целью принятия поправок проводится специальный референдум (например, во Франции). В федеративных государствах для изменения конституции требуется еще и поддержка субъектов федерации. Так в США после положительного решения конгресса (принимаемого большинством в 2/3 голосов) нужна еще ратификация текста поправки 3/4 штатов (в настоящее время это 38 из 50).
По форме конституции бывают писаными и неписаными. Под писаным понимается единый нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), содержащий в системном порядке комплекс конституционно-правовых норм и отличающийся от актов текущего законодательства процедурой принятия и более высокой юридической силой. Большинство стран имеет писаную конституцию. В свою очередь писаные конституции разделяются на: кодифицированные и не кодифицированные. Последние состоят из нескольких актов (конституционных законов), которые в своей совокупности и образуют конституцию данной страны. Например, Конституция Швеции состоит, по меньшей мере, из пяти конституционных законов.
Британская конституция традиционно приводится как пример неписаной конституции. Хотя конституция данной страны состоит из нескольких частей и писаное право есть, но нет единого акта под названием «Конституция Великобритании». Не имеет писаной и кодифицированной конституции также Новая Зеландия.
Структура конституций в зарубежных странах имеет много общего. Это: преамбула, в которой дается характеристика исторических условий принятия того или иного акта; основной текст конституции, который делится на разделы, главы, параграфы; статьи и заключительные (переходные) положения, в которых, как правило, определяется порядок вступления в силу данной конституции, и порядок приведения действовавшего прежде законодательства в соответствие с новой конституцией.
Говоря о тенденциях конституционного развития можно выделить несколько направлений общих изменений. Во-первых, это увеличение доли норм, регламентирующих статус личности.
Вторая тенденция, проявляющаяся в развитии конституционного законодательства, — это перелив полномочий от законодательной власти к власти исполнительной.
Третья тенденция — расширение воздействия государственной власти на экономические отношения. Если ранние конституции закрепляли лишь
право собственности, то в настоящее время они содержат достаточно широкий круг норм, регулирующих экономическую сферу.
Еще одной тенденцией в развитии конституционного законодательства является закрепление института конституционного контроля.
По времени действия конституции делятся на постоянные и временные. Большинство конституций принимается с неограниченным сроком действия. В этом случае конституция считается постоянно действующей. Но есть конституции, которые содержат нормы, определяющие период их действия. Такие конституции называются временными. Примерами такого рода конституций являлись в свое время Конституция Чехословакии 1918г.. Конституция Ирака (действовала с 1959 г. до 1970 г.), Конституция Германии (1949-1990 гг.).
В научной литературе можно найти еще и такое подразделение конституций: демократические и недемократические, а также федеративные и унитарные. Такое деление не совсем корректно. Конституция закрепляет форму политико-территориального устройства государства, определенный государственный режим-демократический или недемократический, но сама она не может быть ни унитарной, ни федеративной, ни демократической или недемократической.
3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. КОНСТИТУЦИОННЫЕ
ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ
Структурно конституционно-правовой статус личности включает институты гражданства; прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Понятие гражданства известно давно. В разные исторические эпохи оно имело различное смысловое наполнение. И первоначально и ныне, гражданином является человек, имеющий тесную связь с определенным государством, что реальным образом сказывается на его статусе. Так из Библии известно, что когда апостолу Павлу грозило телесное наказание, он сослался на то, что является римским гражданином, которого нельзя подвергать такому наказанию.
В настоящее время под гражданством понимают устойчивую политико-правовую связь лица с данным государством, предопределяющую распространение на человека суверенитета государства, а также объем конституционной правосубъектности лица, виды и содержание взаимных прав и обязанностей человека и государства, их взаимной ответственности.
Нормативно-правовая основа гражданства в зарубежных странах отличается большим разнообразием. В большинстве своем основополагающие начала закреплены в конституциях зарубежных стран. Исключение может представлять Конституция Италии, которая вообще не содержит норм о гражданстве. Этот институт в полном объеме регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с последующими изменениями и дополнениями. Помимо конституции во многих зарубежных странах действуют специальные законы о гражданстве.
При всем многообразии способов приобретения гражданства, закрепленных в законодательстве зарубежных стран, можно выделить основные наиболее часто встречающиеся: филиацию (от лат. filialist — сыновний), т. е. приобретение гражданства по рождению; натурализацию (от лат. naturalis -подлинный, законный) — прием в гражданство; восстановление в гражданстве; оптацию; октроирование и некоторые другие.
Приобретение гражданства по рождению — филиацию — законы о гражданстве связывают с двумя принципами: принципом почвы и принципом крови. Оба эти принципа действуют в каждой стране, но какой-либо один является приоритетным. В большинстве стран — это принцип крови, означающий, что ребенок приобретает гражданство того государства, гражданами которого являются его родители. При разном гражданстве родителей гражданство детей определяется по их соглашению. При отсутствии такого соглашения, гражданство определяется, как правило, по месту рождения ребенка, или по гражданству отца или матери.
В некоторых странах приоритетным является принцип почвы, согласно которому ребенок приобретает гражданство того государства, на территории которого он появился на свет, независимо от гражданства его родителей. Например, соответствующей статьи содержатся в конституциях многих государств Латинской Америки.
Следующий способ приобретения гражданства – натурализацию, законы зарубежных стран оговаривают целым рядом условий. Прежде всего, это ценз оседлости, который составляет в большинстве стран пять лет, но может составлять семь лет (Алжир, Великобритания), восемь лет (Германия с 1999 г.), десять лет (Австрия, Испания, Норвегия), пятнадцать лет (Чад, Непал, Бразилия). Существует также языковой ценз, т. е. требование знания языка страны, гражданство которой приобретается (например, США, Непал, Латвия, Эстония и др.). В некоторых странах установлен имущественный ценз в виде наличия средств к существованию (например, Австрия) или места для проживания (например, Германия) и т. п. Есть и дополнительные условия. Например, в отдельных мусульманских странах обязательным условием предоставления гражданства (подданства) является принятие ислама.
Восстановление как способ приобретения гражданства применяется в отношении тех лиц, которые утратили когда-либо гражданство соответствующей страны, независимо от оснований утраты (лишение, выход, следование гражданству родителей и т. п.).
Оптация (от лат. — желание, избрание) или выбор гражданства используется и как способ приобретения, и как способ прекращения гражданства. В первом случае оптация означает выбор нового гражданства жителями территории, переходящей под юрисдикцию данного государства, т. е. жители этой территории получают право, оговоренное в двустороннем международном договоре, в течение определенного времени (как правило, в течение одного года) выбрать новое гражданство или сохранить прежнее.
Трансферт, как способ приобретения (и прекращения) гражданства состоит в том, что жители территории, переходящей под юрисдикцию другого государства, меняют свое гражданство без права выбора. Этот способ использовался после Второй мировой войны и в настоящее время применяется крайне редко.
В Лихтенштейне по каждому обращению с ходатайством о приеме в гражданство проводится общенациональный референдум, в ходе которого 30 тыс. жителей этого государства решают вопрос о расширении числа его граждан.
Своеобразный способ приобретения гражданства (репатриация) применялся в Израиле. В 1950 г. здесь был принят Закон «О возвращении», согласно которому каждый еврей автоматически становился гражданином Израиля по возвращении в страну со дня иммиграции. Лица, не желавшие стать гражданами Израиля, должны были заявить об этом в декларации отказа.
Гражданство может быть также даровано за особые заслуги. Этот способ называется октроирование.
Важное значение имеет вопрос о равенстве всех граждан независимо от способов приобретения гражданства.
В то же время законодательство многих зарубежных стран устанавливает различия статуса граждан в зависимости от способов приобретения гражданства. Так, во многих исламских странах всей полнотой прав обладают лица, приобретшие гражданство по рождению. Чуть меньшим объемом прав обладают натурализованные граждане — выходцы из арабских стран. Натурализованные граждане из других стран имеют самый узкий объем прав и свобод.
Во многих странах американского континента конституционное законодательство проводит различия между коренными (прирожденными) и натурализованными гражданами. Так, президентом и вице-президентом США могут быть только прирожденные граждане США.
Способами прекращения гражданства в зарубежных странах обычно являются: отказ от гражданства, утрата гражданства, лишение гражданства и некоторые иные. Отказ от гражданства осуществляется в форме выхода из гражданства или в форме оптации. В любом случае — это результат добровольного волеизъявления гражданина.
Законы зарубежных стран о гражданстве устанавливают условия, при которых выход может быть запрещен или приостановлен. К их числу относятся: наличие неисполненных обязательств перед государством или частными лицами; возбуждение уголовного дела и некоторые иные.
Такой способ, как утрата гражданства, предусмотрен во многих странах. Основаниями утраты могут быть: поступление на военную (или иную государственную) службу иностранного государства (например, США); натурализация в другом государстве (например, США, Великобритания). Фактически — это одностороннее действие, совершаемое государством.
Общераспространенной позицией в настоящее время является отказ от такой меры, как лишение гражданства по политическим мотивам.
Двойное гражданство. Проблема множественного гражданства и, прежде всего, двойного (бипатризм) становится в последние годы все более актуальной. Это связано с тем, что все больше проявляет себя тенденция к расширению бипатризма.
В число стран, признающих двойное гражданство входят, Франция, Германия (после изменений 1999 г.), Израиль. Польша, Россия, Испания и некоторые другие.
Большинство зарубежных стран не признают двойного гражданства, и в их конституциях содержится соответствующий запрет.
Проблема двойного гражданства может обостриться в отдельные периоды, когда взаимоотношения соответствующих государств осложняются, например, в связи с вооруженным конфликтом.
При закреплении правового статуса иностранных граждан (и апатридов, т. е. лиц без гражданства) в зарубежных странах применяются различные виды режимов — национальный, наибольшего благоприятствования и специальный.
Национальный режим состоит в том, что иностранным гражданам предоставляются те же права и свободы, что и собственным. Такой режим может закрепляться как в международных договорах, так и во внутреннем законодательстве.
Режим наибольшего благоприятствования закрепляется в международных договорах. Он состоит в том, что договаривающиеся стороны обязуются предоставлять гражданам государств — участников договора такие же права, которые уже предоставлены в данном государстве гражданину любого третьего государства.
Специальный режим, означает, что статус иностранцев регулируется иначе, чем статус собственных граждан. Специальный режим в современных условиях устанавливается лишь в отношении отдельных видов прав и свобод (например, избирательные права, право на занятость и т. п.).
Конституционное регулирование статуса личности в зарубежных странах базируется на таких важных принципах как:
• равенство перед законом и судом;
• признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью:
• неотъемлемость прав и свобод человека;
• полнота прав и свобод собственных граждан и др.
Прежде чем дать характеристику основным группам прав и свобод личности необходимо остановиться на самом понятии «свобода».
Свобода (в широком смысле слова) — это естественное состояние народа и человека, характеризующееся возможностью действовать по своему усмотрению. В таком значении этот термин употребляется как основополагающий философский принцип, реализующийся во всем комплексе конституционно-правовых норм. Свобода (в узком смысле слова) — это субъективная возможность человека и гражданина совершать или не совершать конкретные действия, основанные на конституционных правах и свободах. В субъективном смысле свобода является юридической формой возможностей народа и отдельного человека.
Конституционно-правовые теории свободы стали разрабатываться с XVI1-XVIH вв. Современное понимание этой теории может быть изложено следующим образом:
1. Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их права, обеспечение и охрана которых — главная задача государства, основа свободы — равенство возможностей для всех.
Источник