Конспект нод путешествие по зимнему лесу

Путешествие по зимнему лесу
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

НОД в средней группе

Скачать:

Вложение Размер
puteshestvie_po_zimnemu_lesu.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по зимнему лесу

НОД в средней группе

Цель. Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия). Тренировать в отгадывании загадок, умение не только правильно отвечать на вопросы, но и строить свою речь.

Обогащение словаря. Линяет, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы.

Оборудование. Иллюстрации зимнего леса, картинки с изображением зайца, лисы, белки, волка, медведя, бурундука, ежа.

Образовательные области: здоровье, познание, художественное творчество.

Занятие проводится в групповой комнате. Дети играют, рисуют.

Воспитатель. Ребята, я знаю игру «Маленькая птичка». «Птичка» — это указательный пальчик правой руки. Надо внимательно следить, куда полетит птичка, не поворачивая головы, одними глазами.

Птичка вправо полетела (отводит палец вправо, следит глазами)

Птичка влево полетела (отводит палец влево).

К нам на нос она присела (подводит палец к носу).

Посидела, посидела и куда – то улетела (отводит палец вперед на вытянутую руку).

А теперь поиграем вместе, стараясь следить за птицей одними глазами, не поворачивая головы.

А хотите, я вам покажу еще одну игру для пальчиков.

Мы рога козе покажем (выдвигает указательный палец вперед, загибая остальные, затем рога поднимает к голове)

И рога оленя даже (широко раздвигает пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимает их к голове),

Мы про зайку не забудем –

Ушками водить мы будем (вперед указательный и средний пальцы поднять к голове, двигать пальцами, наклонять вперед),

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить! (каждый палец руки поочередно присоединяет к большому пальцу).

Повторяем гимнастику 2 раза.

Ой, кто-то стучится. Это кукла Таня.

Она тепло одета. На ней теплое пальто, рейтузы, теплая шапочка. Она приглашает нас в путешествие по зимнему лесу.

Давайте оденемся для прогулки. Что наденем для прогулки? А почему?

Дети изображают, что надевают пальто, шапку, сапоги.

Затем воспитатель вместе с куклой в руках ведет детей в лес.

Воспитатель. Сейчас зима. И в лесу очень холодно. Все – и деревья, и кусты, и земля – покрыто снегом. Снега много, идти по такому заснеженному лесу трудно – надо высоко поднимать ноги, потому что они проваливаются в снег: ведь он очень глубокий. Деревья стоят без листьев, все в снегу. Вы, наверное, помните, как осенью опадали листья. Сейчас листья расти не могут, потому что холодно, мало света (очень рано темнеет) и нет воды – один снег кругом. Есть только одно зеленое дерево. Отгадайте про него загадку.

Одним цветом. (Ель).

Дети рассматривают картинку с изображенной елью.

Воспитатель . Ой, а можно ли в лесу громко кричать? А почему? Правильно, звери могут испугаться. Давайте тихонько погуляем по лесу, вдруг кого увидим. (воспитатель и дети подходят к первой картинке)

Ребята, отгадайте загадку; о ком она, тот нам и встретится:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Кто это? Вот где живет белка. Как белка приготовилась к зиме? Какая шерсть на белке? Шерсть эта серая и теплая. А почему серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой. Как еще белка приготовилась к зиме? Верно, она сделала запасы. А что запасла белка? Давайте не будем мешать белочке и пойдем дальше.

Загадка: что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной.

и стоит среди травы, уши больше головы.

Кто это? Вот где зайка спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не спугнуть. Заяц тоже приготовился к зиме. Интересно, как? Заяц тоже сделал запасы, как белка? Нет. А почему? Потому что зимой у зайца достаточно еды. Заяц грызет кору деревьев зимой. Норы у него нет, и он спит прямо под кустом или под елкой. А как же ему не холодно? Да, заяц тоже линяет. Какая шерсть у него вырастает? Теплая. А еще какая шерсть у зайца зимой? Белая. А почему? Чтобы зайца не видно было на снегу, не заметили лиса и волк.

А теперь попрыгаем с зайцем. Все выходят на середину комнаты. Дети изображают зайчиков, лапки подтянуты к груди – имитируют движения зайцев.

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал, зайка – прыг – и убежал!

Воспитатель. Отдохнем, присядем на бревнышко (стульчики, поставленные в ряд). Отгадайте загадку.

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу краса. Кто же это? (лиса)

Тихонько понаблюдаем за ней. Как же лиса приготовилась к зиме? Лиса осенью линяет. Какая шерсть у лисы? Теплая. А меняет ли лиса цвет шерсти? Нет. Она и зимой рыжая потому, что ей не надо ни от кого прятаться, маскироваться, она сама хищник.

Загадка. Кто в лесу зубами – щелк,

Это бродит серый …(волк).

Как же волк зимует? Он тоже линяет. Какая у него шерсть? Теплая. Иди, волк, по своим делам, а мы пойдем дальше.

Загадка. Кто-то косолапый по лесу идет.

И мохнатой лапой он кору дерет. (медведь)

А что делает зимой медведь? Зимой медведь впадает в спячку. Медведь устраивает берлогу в чаще, под вывороченным пнем, под упавшим деревом. Бугор получается потому, что на медведя падает много снега. Он укрывает зверя толстым слоем. Всю зиму медведь из берлоги не выходит, спит, ничего не ест. Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду. Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, красивый. А кто еще в лесу впадает в спячку? Еж и бурундук. Почему? Этим зверям нечего есть зимой.

Ну, нам пора возвращаться с прогулки.

Идем опять по сугробам, высоко поднимая колени.

Ну вот мы и в группе. Опять снимаем верхнюю одежду. Воспитатель обращает внимание детей на то, что Таня брала с собой корзинку. Оказывается, что Таня хотела собирать грибы и ягоды. Дети объясняют ей, что в лесу ничего не растет, потому что холодно, земля вся в снегу.

Понравилось вам путешествие в зимний лес? А что вам запомнилось? Каких зверей встретили? Расскажите, какие звери впадают в спячку? А почему? А кто делает запасы? Почему? А как готовятся звери , чтобы им не было холодно? Конечно, они линяют и у них вырастает теплая шерсть. А зачем заяц и белка меняют цвет шерсти? Почему лиса и волк этого не делают? Ай да молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, как живут звери зимой.

Мы станем друзьями зверей. Если любить животных, природу и изучать ее, то всем нам вместе будет хорошо, и если случится беда, то мы всегда придем на помощь!

Таня мне шепчет, что вчера была в гостях у младших ребят. Представляете, они совсем не знают о зверях, как животные зимуют в лесу. Может мы им расскажем, а лучше нарисуем, кого увидели на прогулке.

Источник

Путешествие по зимнему лесу.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

НОД «Путешествие в зимний лес» разработано с учетом задач Программы « От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Дети учатся устанавливать причинно – следственные связи в природе – взаимосвязи и взаимозависимости, повторяют слова на коми языке, изученные ранее.

В конспект включены двигательно – речевые игры, упражнения и игровые моменты, художественное слово.

Скачать:

Вложение Размер
puteshestvie_po_zimnemu_lesu.docx 22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2» г. Сосногорск

непосредственной образовательной деятельности

в старшей группе по

тема: «Путешествие по зимнему лесу»

Подготовила и провела

Воспитатель Курманова А.В.

Путешествие по зимнему лесу.

Цель: формирование представления у детей о сезонных изменениях в природе;
Задачи:
— Продолжать знакомить детей с природно – климатическими особенностями Северного края;
— Учить детей устанавливать причинно – следственные связи в природе – взаимосвязи и взаимозависимости;

— Воспитывать ценностное отношение к природе родного края, учить эмоционально воспринимать зимние краски северной природы.

Оборудование: картины зимнего леса, животных, птиц, ноутбук, звуки леса,

музыка А.Вивальди «Времена года».

Предварительная работа: Просмотр фильмов о животных, птиц в зимнем лесу, чтение коми сказок, эксперименты со льдом, беседы о снежной погоде, наблюдения за изменениями в природе.

НОД «Путешествие в зимний лес» разработано с учетом задач Программы « От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Дети учатся устанавливать причинно – следственные связи в природе – взаимосвязи и взаимозависимости, повторяют слова на коми языке, изученные ранее.

В конспект включены двигательно – речевые игры, упражнения и игровые моменты, художественное слово.

— Ребята, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте и тогда узнаете, куда мы с вами отправимся:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем. (лес)

(Включить звуки леса)

— Молодцы ребята! Да, сегодня мы отправимся в лес нашего родного края (а как называется наш край, кто помнит?- Коми). А кто из вас знает, как называют лес коми жители? (тайга, Парма).

— О каком времени года эта загадка:

Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)

— Действительно, зимой и мы с вами отправимся в зимнюю тайгу. А вы знаете, как нужно вести себя в лесу? (нельзя шуметь) Почему?(можно распугать всех лесных жителей) В тайгу мы пойдем по этой тропинке (вкл.звук шагов по снегу) и послушаем, как живет лес зимой (вкл.звуки зимнего леса)

— Вот мы уже пришли в лес и что вы видите?

— можно сказать, что зимний лес похож на сказочный?(да)

— Почему? (все покрыто снегом)

-Почему земля, деревья покрыты снегом?

-Чем пахнет на улице? (снегом, свеж.холод воздух)

-Какой стала земля под ногами (морозная, леденящий снег)

-Куда исчезли насекомые, птицы? (насекомые спрятались, птицы улетели)

-Какие краски дарит нам зима? (белый, серый голубой).

— Что же случилось в нашем природном доме, в доме всех птиц, зверей, деревьев? Почему все так сильно изменилось? (солнце совсем не греет и мало светит, стало холодно, вода превратилась от холода в лед, а дождь — в снег)

— Устали, наверное, ребята? Давайте присядем на пенечки (дети садятся на стульчики).

— Послушайте небольшое стихотворение и скажите, когда бывает такой снег и как его называют?

Алена : Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится. ( в теплую погоду, идет хлопьями)

-А почему? (воздух теплый и по пути к земле, снежинки слипаются друг с другом, превращаются в хлопья)

-А теперь Саша Л нам расскажет про снег, а вы догадайтесь, в какую погоду бывают такие снежинки?

Саша : Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

-В какую погоду мы можем увидеть такой снег – красивыми отдельными снежинками? Почему? (в тихую, морозную погоду, когда снежинки не слипаются)

-А еще снег бывает «крупой». Когда? (ветреная, холодная погода, а снежинки, летя на землю, ломаются и превращаются в маленькие крупинки). О таком снеге послушайте такое стихотворение

Андрей М: Холодный ветер кружится

А тучи в небе рушатся

Из черных туч посыпался

Летит, летит и падает

И радует снежок.

-Давайте представим, что вы превратились в снежинки: на улице морозная, тихая погода (летают, кружатся отдельно, тихо садясь на пол); А теперь на улице потеплело(берутся за руки по 2-3 и садятся на пол); Погода вдруг испортилась, подул холодный ветер( кружатся в беспорядке и падают на пол). музыка

-Молодцы, замечательные снежинки из вас получились. А как вы думаете, для чего нужен снег? (ответы детей)

-Возле нашего леса протекает река. А кто из вас помнит, как звучит река на коми языке? (-ю). А как называется река, которая протекает возле нашего города?(Ижма) Смотрите, а речки-то совсем не видно. Как вы думаете, почему? (Покрыта льдом и снегом). Можно ли сломать лед? (если он тонкий, то он хрупкий и его можно сломать, а если морозы сильные, лед становится крепким, твердым).

-Отгадайте загадку: В огне не горит, в воде не тонет (лед).

-А почему так про лед говорят? (в огне он тает, а не тонет потому, что легче воды, покрывает воду, как одеялом)

-Как интересно и мудро устроена наша природа! Чтоб земля, цветы, корни деревьев и т.д. не замерзали, природа на зиму все покрывает снегом. А воду – льдом.

-А как вы думаете, есть ли одеяло у самой нашей планеты, у Земли? Оказывается, есть! Это тучи, облака. Зимой они серые, толстые, плотные. Но зимой, когда есть облака на небе – погода теплая, а когда их нет – мороз на улице. Это похоже на то, как мы с вами укрываемся одеялом, правда? Укрылись и нам тепло, откинем одеяло – нам прохладно. Значит, и у Земли есть одеяло – это облака.

-Наш лес – это природный дом. А это значит, что в нем кто-то живет. Я сейчас вам буду загадывать загадки о лесных жителях, а вы отгадайте, но отгадки нужно будет показать нам движением или звуком, кто живет в лесу:

Морозов не боится Непоседа пестрая

Живет вблизи людей, Птица длиннохвостая,

Зимующая птица Птица говорливая

Бесстрашный (воробей) Самая болтливая (сорока)

В сосне – дупло, Зимой на ветках яблоки

В дупле – тепло. Скорей их собери!

А кто в дупле И вдруг, вспорхнули яблоки

Живет в тепле? (белка) Ведь это (снегири)

Летом шубку серую, Как зверь опасный

А зимою – белую Ходит в шубе красной,

Носит попрыгайчик Снег разгребает,

Боязливый (зайчик). Мышей хватает (лиса)

-Какие вы молодцы! Но в нашей тайге еще очень много разных животных, птиц. Давайте попробуем их вспомнить (дети отвечают)

-А какое животное считалось хозяином леса у народа коми? Кто помнит? А кто-то может вспомнить, как лось говорится по-коми? (йор)

Наше путешествие по зимнему лесу подходит к концу. Понравилось вам путешествие? Мы с вами вернемся по той же тропинке, по которой пришли сюда и вспомним, что мы видели по пути.

А что вам показалось самым интересным? Что нового сегодня вы узнали?

А, может, вам что-то показалось сложным?

-Мне очень понравилось путешествовать по зимнему лесу вместе с вами. И мы можем побывать здесь еще раз, но уже в другое время, когда наступит весна.

Источник

Читайте также:  Достопримечательности тульской области зимой
Оцените статью