НОД по развитию речи в старшей группе «Животные Севера»
юлия юрьевна подниколенко
НОД по развитию речи в старшей группе «Животные Севера»
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о животных Севера.
— закрепление представлений о природе, погоде животных Севера (их внешнем виде, повадках, образе жизни, приспособлении к условиям жизни).
— уточнение, расширение словаря по теме «Север» (Север, северный полюс, северное сияние, животное, белый медведь, морж, тюлень, северный олень, песец, рога, копыта, ласты, шерсть, жир, кожа, клыки).
Развивающие:
— развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
— воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, животным.
-существительные: белый медведь, песец, тюлень, морж, северный олень, белые волки, Север, лед, море, ветер, снег, метель, Красная книга, клыки, ласты, рога, лапы, шерсть, морда.
-прилагательные: белый, неуклюжий, большой, мохнатый, голубой, грациозный, толстолапый.
-глаголы: охотиться, питаться, плавать, нырять.
Предметные картинки с изображением животных Севера, загадки, мяч.
Предварительная работа: беседа о Севере, животных, людях, их жилище, одежде, транспорте. Рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
«Рады видеть всех сейчас,
Ведь давно мы ждали вас.
Дружно за руки беремся,
И гостям мы улыбнемся»
— Давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Как приятно – тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам, и пусть такое настроение останется на протяжении всей деятельности.
2. Артикуляционные упражнения
Жил веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.
«Горка». Открыть широко рот, широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком; плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.
«Сосулька». Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
«Ураганный ветер». Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
«Метель». Язычок показывает,как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в путешествие?
Воспитатель: Ребята, скажите, кто знает, что такое север? (дети отвечают, воспитатель дополняет). Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс – самое холодное место на Земле. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. Мы с вами отравимся именно туда на северный полюс.
Для это нам с вами надо создать ветер и холод (артикуляционная гимнастика, губки сделаем в трубочку и подуем ветер, но щечки наши должны не надуваться).
Посмотрите какая красота нас окружает, голубой океан, айсберги, и снежные берега.
Воспитатель: А вы знаете, какие животные там живут?
Воспитатель: Вот мы сейчас и узнаем, каких животных севера вы знаете. Я предлагаю вам отгадать загадки про животных, вы готовы?
Дети: Да, мы готовы.
Где сугробы, стужа, лёд,
Где пурга снега метёт,
Там хозяин в шубе снежной.
Ходит по снегам безбрежным.
Весь он белый от зимы,
От метельной кутерьмы.
Так давно живёт он здесь,
Потому и белый весь.
Лишь черны глаза и нос:
Пощадил их злой мороз.
Дети: Это белый медведь. Среди хищных зверей Севера самым крупным является он – белый медведь. Он охотится на моржей, тюленей, рыбу
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
Кто без компаса и карты.
Мчится в тундре, тянет нарты.
В ночь полярную и в день?
Дети: Северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Ест лишайник, мох зеленый.
Ловкий маленький зверек,
Живет на Севере суровом.
Шерсть его блестит, как шелк,
Как цвет блестящего покрова.
Дети: Это песец. Он похож на лису. Песцы бывают белые и голубые.
Воспитатель: Молодцы, это тоже правильный ответ.
Серый гонится за белым,
Хочет белым пообедать.
Как догонит — зубом щелк:
Белый — бедный, сытый?
Дети: Это полярный волк. У полярного волка теплая шуба, острое зрение, умение охотиться и великолепный нюх.
Растянулся среди льдин
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы,
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Дети: Морж. Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится. Питается рыбой.
Воспитатель: Каких еще животных Севера, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
Дети: Еще занесены в Красную книгу тюлень, белый медведь, песец.
Мороза не боится.
С крыльями, а не летает-
Ловко прыгает, ныряет.
Воспитатель: Пингвин — это особенная птица, которая откладывает яйца, но совсем не умеет летать.
Воспитатель А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть животного, а вы их детеныша. (Дети стоят в кругу, воспитатель кидает детям мяч, называет животного, а ребенок называет детеныша.)
Олень – олененок; тюлень – белек; медведь – медвежонок; волк – волчонок; песец- песчонок; морж – моржонок; сова – совенок; заяц – зайчонок; кит – китенок.
Давайте поиграем в игру «Скажи какой».
Морж (какой)— большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий.
Северный олень (какой) – красивый, быстрый, грациозный.
Тюлень (какой) — черный, блестящий, большой, маленький.
Белый медведь (какой) – огромный, сильный, толстолапый
Ребята чтоб нам с вами не замерзнуть и продолжить наш путь мы сделаем физминутку.
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками,
Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно).
А теперь я проверю, что вы запомнили о животных севера.
У медведя не ноги, а …. лапы,
У моржа не зубы, а …. клыки,
У медведя не волосы, а …. мех.
У тюленя не руки, а …. ласты,
У медведя не лицо, а …. морда.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю каждому рассказать про животное севера. Выбирайте картинки, про кого будете составлять рассказ по мнемотаблице «Животные».(Выслушиваем рассказы детей по схеме: название, размер, цвет шерсти, где живет, чем питается, как защищается от врагов.)
А сейчас еще поиграем в одну игру, которая называется «Повтори за мной правильно четко и быстро».
Ва- ва- ва, на суку сидит сова
Са-са-са, в тундре бегает лиса
Ца- ца-ца хвост пушистый у песца
Оч-оч оч, наступила полярная ночь.
Воспитатель: Закрывайте глазки,а я прочитаю заклинание: «Раз, два, три, четыре, пять и мы в садике опять». Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Вы очень хорошо работали, все молодцы!
«Дикие животные брянских лесов». НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Дикие животные Брянских лесов» Задачи: Образовательные: — продолжить знакомство с дикими животными Брянской области; — учить детей.
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Животные Севера» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Солнышко» станицы Выселки муниципального образования Выселковский.
Конспект НОД по развитию речи «Животные Севера» Конспект НОД по развитию речи «Животные Севера» Приоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей:.
Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники на тему «Животные Севера» Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники на тему: «Животные севера» Цель: Развивать связную речь детей,.
«Домашние животные». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Цель: закрепить знания детей по теме «домашние животные». Задачи: Образовательная: — формировать представление о домашних животных, активизировать.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Домашние животные» Цель: Продолжать учить детей различать характерные признаки домашних животных (внешний вид, повадки); ввести в речь новые названия детёнышей.
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Домашние животные» Задачи. Образовательные: Продолжать формировать у детей представления о домашних животных, упражнять в правильном произношении падежных.
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Домашние животные» Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема: «Домашние животные». Цель: систематизировать накопленный опыт детей. Задачи: Образовательные:.
НОД по развитию речи в старшей речвой группе «Дикие животные и их детеныши» Занятие по развитию речи в старшей группе. Лексическая тема: «Дикие животные и их детеныши весной» Коррекционно-образовательные цели. Закрепление.
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Животные шести материков» «Животные шести материков» Цель: закреплять знания детей о животных планете Земля, закреплять умение группировать животных по среде обитания (Север.
Источник
НОД по развитию речи «Животные холодных стран»
Новикова Татьяна
НОД по развитию речи «Животные холодных стран»
НОД по развитию речи «Животные холодных стран»
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
-расширить и закрепить знания детей о животных Севера
-формировать потребность в самостоятельной речевой деятельности.
-обогащение и активизация словаря.
-учить составлять сложносочиненные предложения.
Коррекционно-развивающие:
-развивать связную речь, мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие;
-продолжать работу над общей и мелкой моторикой.
-воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.
-воспитывать любознательность, взаимовыручку, желание помочь товарищам.
-разучивание пальчиковой гимнастики, просмотр мультфильма «Умка»,
-работа над загадками, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о животных.
-презентация, глобус, ноутбук, медвежьи следы, конверт с загадкой, схемы и карточки для составления рассказа, индивидуальные задания, вода и вазелин для эксперимента, сюрпризы.
-игровой, словесный, просмотр слайдов, рассказ педагога, эксперимент, поощрение.
Технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие.
Ход НОД
1. Организационный момент
Дети входят в зал, здороваются с гостями. Дефектолог обращает внимание детей на следы какого-то животного. Идут по следу и находят конверт с загадкой.
Там очень, очень холодно.
Там всегда зима.
Там лежат холодные
Там медведи белые
Бродят круглый год
Морж усатый медленно
В полынье плывет.
Где, находится отгадка.
Дефектолог: Почему вы так думаете?
Дети: Потому что медведи и моржи живут на Севере.
Дефектолог. Давайте на глобусе посмотрим, где же находится Север. (дефектолог вместе с детьми выясняют, что такое глобус и в какой его части находится Север).
Дефектолог: Правильно, ребята, вот здесь наверху и находится Север. Лед на Севере никогда не тает. Воды океана очень холодные, но все равно там живут разные животные.
4. Игра «Узнай животного по описанию»
Педагог рассказывает о животном, а д ети по характерным признакам его узнают и называют. Ответы детей подтверждаются показом слайдов)
-Это животное большого размера, с длинной густой белой шерстью. (белый медведь)
— у этого животного туловище тоже большого размера, у него есть клыки и ласты. (Морж)
— Это животное тоже хорошо приспособлено к жизни в воде, у него также есть ласты, но нет клыков. (Тюлень)
-Это животное имеет на голове длинные рога, тело покрыто шерстью. (Северный олень)
-Это животное напоминает лисицу, шерсть у него очень густая, белая или голубая. (песец)
-А это северная птица, у нее густое пестрое оперение, сильные лапы с когтями и зоркие глаза.
-Скажите, ребята, почему все животные Севера не мерзнут в лютую стужу? (они имеют толстый слой подкожного жира, который защищает от мороза)
-А почему медведь, тюлень и морж не покрываются корочкой льда, когда вылезают из воды? Хотите узнать? Сейчас мы с вами проделаем опыт и узнаем, как животные приспособились к таким условиям.
(В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Рука мокрая т е покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас был сильный мороз, то вода превратилась бы в лед, и рука бы замерзла. А теперь вытрем руки и смажем их кремом. Снова опустим руку в воду, вынем ее. Вода уже не покрывает руку полностью, а собралась капельками. И, если руку встряхнуть, капельки с руки слетят. На руке воды не будет, а значит, нечему будет превращаться в лед).
По ледяной пустыне медведица идет.
(медленно идут по кругу вперевалочку)
За нею медвежата торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий, (обнимают себя с руками)
Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной за нерпой морж плывет (гребки руками)
Бегут, спешат олени (руки – «рога» над головой)
Им виден путь едва (высоко поднимая ноги)
Над ними тихо кружит полярная сова.
7. Составление рассказа-описания «Белый и бурый медведи» по картинкам и вопросам дефектолога.
сейчас мы составим рассказ-сравнение о медведях. Я буду рассказывать о буром, а кто-нибудь из вас, о белом. (вызываю к опорной схеме одного из детей, одеваю на него маску белого медведя).
Дефектолог. Расскажем, какого цвета шерсть у медведей. (показываю на карточку-схему с изображением цветовой палитры)
-Лесного медведя шерсть бурая или коричневая. (показываю на карточку с изображением коричневого пятна). А какая шерсть у северного медведя?
Сейчас мы расскажем о том, где живут медведи. (показываю на карточку-схему с изображением дома)
Бурый медведь живет в густом лесу. (Показываю на карточку с изображением деревьев). А где живет белый медведь?
Ребенок. Белый медведь живет на Севере. (Показываю на карточку с изображением деревьев).
— А где же живет белый медведь?
Ребенок. Белый медведь живет на Севере. (показывает на карточку с изображением льдины и снежинки).
-Теперь расскажем, чем питаются медведи. (показываю карточку- схему с изображением столовых приборов).
бурый медведь питается ягодами, корешками растений, рыбой. (показываю на карточку с изображением данных предметов). А чем питается белый медведь?
Ребенок. Белый медведь питается рыбой, тюленями.
расскажем, как медведи проводят зиму. (показываю на карточку снежинок и знака вопроса).
бурый медведь спит зимой в берлоге. (Показываю на карточку с изображением закрытого глаза.) А как проводит зиму белый медведь?
Ребенок. А белый медведь не спит. Он проводит зиму среди снега и льдин.
вот какой интересный рассказ у нас получился. Теперь вы уже сами попробуйте еще раз сравнить бурого и белого медведей, используя схему и карточки. (Приглашаются несколько детей).
8. Пальчиковая гимнастика
Тепы-тяпы, тепы-тяпы (хлопают ладошками по столу.)
Это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.
9. Задание на моторику «Пере путаница»
(Среди контуров животных дети выбирают контур белого медведя и раскрашивают его)
10. Сюрпризный момент
11. Итог занятия
Фотоотчёт о творческой деятельности детей «Животные холодных стран» Фото отчёт о творческой деятельности детей по теме «Животные холодных стран Здравствуйте! Уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию.
Фотоотчёт о выставке совместного творчества детей и родителей «Животные холодных стран» Сегодня я хочу вам представить небольшой фотоотчёт о выставке совместного творчества детей и родителей по художественно-эстетическому.
Календарное планирование тематической недели «Животные жарких стран. Северных стран» в младшей группе Январь, 4 неделя Цели деятельности педагога: Расширять у детей словарь по теме; учить классифицировать, определять место обитания, называть.
Книжка-малышка «Животные холодных стран» Изучали с малышами животных северных и холодных стран,этому была посвящена тематическая неделя у нас. Начиная эту недельку, я искренне.
Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные» в средней группе Цель: расширение представления о диких животных. Задачи: Образовательные: использовать в речи предлоги и описательные прилагательные;.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Дикие животные» Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников. Задачи: 1. Закрепление в речи названий диких.
Источник