Конспект урока истории. 6 класс. Тема: «Культура стран халифата»
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок: история
Тема: «Культура стран халифата»
Цели:
— продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;
— выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;
— показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата
— продолжит развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
29_09_6_klass_kultura_stran_halifata.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Культура стран халифата»
— продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;
— выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;
— показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата
— продолжит развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Орг. начало урока.
Сообщение темы и целей урока:
Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
( сл. 3) В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка – арабский был живым, на нём говорило огромное количество людей.
( сл. 4) Каждый мусульманин, если он хотел занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно
было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие
мусульманские школы — медресе.
( сл. 5) Запишем термины
- Сунна – собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда.
- Мечеть – мусульманский храм
- Медресе – мусульманская школа
— Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана, которые чаще всего жили при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.
— У арабских учёных существовала такая поговорка: « Важнейшее украшение человека – знание». Как вы понимаете такие слова?
— В VIII—IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан « Дом Мудрости» — хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. Там жили учёные, они получали книги, жильё, денежные средства.
( сл. 8) Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, стали называться арабскими, и их счет проникли в Европу
( сл. 9) В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории . Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе.
( сл. 10- 11) Великий учёный из Хорезма, автор многочисленных трудов по
истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералоги, фармакологии, геологии и др. аль — Бируни владел почти всеми науками своего времени. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.
— Ребята, но не только выше названные науки получили распространение в арабском мире. Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей
— А есть ли у вас предположение, какая наука находилась в большом почёте у арабов?
— Это была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.
— Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980— 1037), в Европе его называли Авиценна . Он был очень разносторонним мыслителем — философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.
— Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник « Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.
— Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову
( сл. 19) Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.
( сл. 20) Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев.
( сл. 21) Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде. ( сл. 22 ) — вид дворца
( сл. 23 ) В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями
( сл. 24) Главное здание мечети — четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал.
( сл. 25) По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана.
( сл. 26) Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.
( сл. 27) Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.
2) самостоятельная работа
Стр. 89-90 – прочитать и ответить на вопрос « Каково значение культуры халифата?»
1) Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний.
2) Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы.
3) От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд.
4) У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее — пользоваться компасом и глобусом.
5) Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей.
6) Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки. С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые.
7) В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.
Источник
Культура стран халифата
Урок 12. Всемирная история 6 класс ФГОС
Конспект урока «Культура стран халифата»
Арабы по уровню развития культуры стояли ниже, чем большинство завоёванных ими народов. Но постепенно они смогли усвоить достижения античности и стран Востока.
Совместив их с собственными знаниями и обычаями, жители Халифата создали колоритную и неповторимую арабскую культуру.
Эпоху существования Арабского халифата часто называют «Золотым веком» мусульманской науки и культуры.
В захваченных арабами землях вместе с исламом широко распространялся арабский язык.
Он стал языком образования, делопроизводства, науки и литературы. Его часто называли «латынью Востока».
Если мусульманин хотел занять руководящую должность, то был обязан получить хорошее образование. Досконально знать Коран, в котором были прописаны основные правила поведения и законы.
Стремление к знанию рассматривалось как долг каждого мусульманина.
Обладание знанием в глазах общества ценилось выше, чем обладание собственностью. Поэтому значительная часть населения Халифата была грамотна.
Образование состояло из нескольких этапов.
Домашнее обучение и воспитание должны были обеспечить передачу знаний из поколения в поколение. Они были проникнуто духом ислама, установления которого исполнялись в повседневной жизни.
Начальная школа была частной. Основную часть её учеников составляли дети торговцев, ремесленников, богатых крестьян. Аристократия нанимала домашних учителей. В ней изучались: Коран, чтение, письмо, счёт, грамматика, литература, физическое воспитание.
В среднюю и высшую ступень входили традиционные и рациональные предметы. В первой группе главную роль играли религиозные дисциплины: толкование Корана, изучение устных преданий о жизни Мухаммеда (хадѝсов), богословие. Также изучались грамматика, литература, риторика.
Вторую группу составляли логика, математика, астрономия, медицина, философия.
Обучение велось чаще всего при мечетях и было бесплатным.
Средние учебные заведения назывались медресѐ – «место, где изучают». Учебные заведения последней ступени – носили названия «вы̀сших медресѐ».
В странах Халифата успешно развивались науки, связанные с ремеслом и торговлей: математика, астрономия, география. Получили развитие медицина и история.
Центрами научных знаний были Ку̀фа, Ба̀сра, Багда̀д, Дама̀ск.
В IX веке в Багдаде был создан «Дом Мудрости». Он представлял собой соединение библиотеки, академии, обсерватории и коллегии переводчиков.
Центры научных знаний
При «Доме Мудрости» на арабский язык были переведены научные труды многих античных, индийских, иранских учёных.
По примеру Багдада свои «Дома Мудрости» были созданы и в других крупных городах В них учёные получали жильё, денежные средства, доступ к научным трудам.
Огромными были достижения арабских учёных в области точных наук.
Известный учёный и математик Аль-Хорезмѝ (783–850 годы) считается основателем классической алгебры.
До XVI века переводы его математических трудов использовались в европейских университетах как основные учебники. Ему же принадлежит заслуга в популяризации индийских цифр.
Сначала ими стали пользоваться арабские математики. Позже они стали общепринятыми во всём Западном мире.
В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Арабские астрономы смогли вычислить примерную окружность Земли, описали положение звёзд.
Учёный и астроном Аль-Бирунѝ (973–1048 годы) в своих работах рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца.
Уважением у арабов пользовалась география.
Арабские путешественники и купцы описали страны Халифата, Индию, Китай, проникли вглубь Африки и Восточной Европы. Составили карты известных им стран.
Известным арабским географом был Ибн Хордадбѐх (820 г. – ок. 912 года).
Его «Книга путей и стран» содержит многочисленные сведения по географии Халифата и окрестных стран, в том числе самые ранние в арабской науке упоминания о славянах.
Высокого уровня у арабов достигла медицина.
Известный арабский учёный и врач Ибн Сѝна (980–1037 годы) в своих «Книге исцелений» и «Каноне врачебной науки» обобщил достижения медицины того времени.
Аз-Захравѝ (Альбука̀сис) создал иллюстрированный трактат по хирургии – «Ташриф». Изобрёл около 200 хирургических инструментов, которые использовались как в мусульманском, так и в христианском мире долгое время.
Время зарождения письменной истории у арабов совпадает с распространением ислама.
Появились предания о Мухаммеде и его сподвижниках. Сведения о том, как возник ислам.
В своих трудах историки прославляли арабские завоевания. В кратком виде излагали историю Рима, Византии, Ирана.
Историк Аль-Масу̀ди получил прозвище «арабского Геродота». Он объединил разрозненные исторические и географические знания арабских учёных в одну большую энциклопедию.
Развитая поэзия сложилась у арабов ещё в доисламский период.
Она отражала быт и обычаи населения Аравии. В VIII–IX веках многие произведения устной поэзии были записаны.
В IX–XI веках сложился знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь». В него вошли переработанные и перенесённые в арабскую среду сюжеты персидских, индийских, греческих и других сказок соседних с арабами народов и стран.
Больших успехов достигла литература в Иране и Средней Азии. Здесь произведения обычно писались на персидском языке – фарсѝ.
Известным поэтом был Фирдоусѝ (934–1020 годы).
Его знаменитая поэма «Шахнамѐ» («Книга царей») рассказывает о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляет подвиги легендарных героев.
На основе образцов греческих, римских и иранских построек арабы создали свою оригинальную архитектуру. Строители возводили великолепные дворцы, храмы и крепости.
Наиболее известны культовые здания. Основным культовым зданием ислама, где собирались для молитвы последователи Пророка, стала мечеть.
Во время молитвы верующие становились лицом к специальной нише – михра̀бу, направленному в сторону Мекки, и повторяли действия священнослужителя – муллы̀ или има̀ма.
По сравнению с христианским храмом убранство мечети было очень простым. Возле мечети возводили минарѐты – высокие башни, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву.
Мечеть была не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем ценностей, центром образования.
Наиболее известные мечети времён Халифата – А̀мра в Фуста̀те, Мечеть Омейя̀дов в Дамаске, Заповѐдная мечеть в Мекке.
Коран не одобрял изображение людей и животных, поэтому
стены зданий арабские мастера покрывали арабѐсками – геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.
В IX–XI веках арабская культура достигла наивысшего расцвета.
Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы.
Составили выдающийся вклад в мировую культуру.
Это относится прежде всего к развитию математики, астрономии, географии, философии, медицины, истории.
Источник