Урок-экскурсия по окружающему миру
Тамбовское областное государственное автономное
Профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж г. Тамбова»
урока-экскурсии по окружающему миру
« Весенняя экскурсия в природу »
Подготовила студентка группы КПН-31 Солопова Наталья Викторовна
Цель: создать условия для развития у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения; на основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений и влияния факторов неживой природы на жизнь живых организмов.
1. Познакомить учащихся с различными периодами весны.
2. Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.
3. Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.
4. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
мотивация на самостоятельное исследование;
интерес к познанию природы.
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
принимать и сохранять учебную задачу;
исследовать по плану;
самостоятельное выделение и формирование цели;
формирование ответов на вопросы учителя;
постановка и решение вопросов.
понимать позицию партнера;
согласовывать действия с ним;
вступать в коллективное сотрудничество;
принимать другое мнение и позицию;
инициативное сотрудничество в поисках информации.
блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок – в итоге дневник «Начало весны»;
I. Подготовительный этап.
У: Добрый день, мои юный друзья!
Сегодня я приглашаю вас в гости к…
Отгадайте, к кому?
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
У: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в школьный двор и понаблюдать, как изменилась природа с приходом весны.
Назовите, какие правила нужно соблюдать в природе, в лесу?
Д: 1. Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
2.Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
3.Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
4.Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
5.В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь
Составим план нашей экскурсии и запишем в наши дневники:
1. наблюдение за признаками погоды;
2. наблюдение за земляным покровом;
3. наблюдения за явлениями природы;
4. наблюдение за растениями;
5. наблюдения за птицами.
Что мы сейчас с вами делали?
Дети — составляли план урока.
Учителем сообщается место проведения экскурсии, маршрут движения до места экскурсии, правила поведения на природе: не шуми, чтобы не распугать лесных обитателей; не ломай ветви деревьев и кустарников; не срывай цветы и т.д. Класс делится на группы. Дети выходят на экскурсию.
Дети получают карту путешествия.
II. Основной этап.
Весенние изменения в неживой природе.
Посмотрите кругом, что изменилось в природе с приходом весны?
Посмотрите на небо. Какого оно цвета?
Дети — небо голубого цвета, на нем есть белые, пушистые облака.
-Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце?
Дети — на небе есть солнце.
Как оно расположено относительно этого дома?
Дети — солнце поднимается всё выше.
-Изменилась ли продолжительность дня?
Дети — дни становятся длиннее.
Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь ответить, какой же весенний месяц самый холодный
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Самый теплый? Почему?
Зеленеет даль полей
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это.
Май. В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло
А теперь давайте зарисуем солнце в тетрадь.
Дети – Зарисовка солнца.
Есть ли сегодня ветер?
Есть ли сегодня какие-либо осадки?
Что происходит весной с почвой?
Дети — Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной.
Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе?
Дети — Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю.
Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы?
— Какие осадки выпадают весной?
Дети: В марте — снег, а апреле — снег и дождь, в мае — дождь.
2. Наблюдение за изменениями в жизни растений.
Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
Осмотритесь вокруг, что происходит с деревьями и кустарниками весной?
Дети: на лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои.
Что происходит с травянистыми растениями?
Дети: Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести.
Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? Для этого осмотритесь.
Дети: мать-и-мачеха , подснежники
Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему?
Дети: Как только растает снег, они начинают цвести.
Почему же подснежники зацветают так рано?
Дети: Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного.
— Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли?
Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Какого цвета листья?
Дети: Кора мокрая, набухают почки и кое где распустились первые листочки.
Давайте рассмотрим листочек березки и зарисуем его внешний вид.
Мы с вами уже разделились на группы в классе. У каждой группы есть карточка № 1. Для того, чтобы выполнить это задание, я вам укажу растения, которое вы будете описывать по плану. (Учащиеся выполняет задание в группах по карточкам)
1. К какой группе относится растение, которое вы наблюдаете? (деревья, кустарники) __________________________________________________________________
2. Запишите его название __________________________________________________________________
3. Какого цвета кора вашего растения? __________________________________________________________________
4. Опишите, какая она на ощупь? __________________________________________________________________
5. Есть ли на этом растении листья? __________________________________________________________________
6. Какого цвета листья? __________________________________________________________________
7. Какого размера листья? __________________________________________________________________
8. Много ли их на вашем растении? __________________________________________________________________
9. К какой группе относится ваше растение? (хвойное или лиственное) __________________________________________________________________
10. Есть ли на растении плоды и семена? __________________________________________________________________
11. Опишите их (форма, размер, цвет) __________________________________________________________________
Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступление весны?
Дети — на деревьях и кустарниках есть листья, они зеленого цвета. Цвет коры деревьев и кустарников яркий.
Как вы думаете, кто приносит весну на крыльях?
Дети — грачи, скворцы и т. д.
Прислушайтесь: когда больше звуков: зимой или весной? Почему?
Дети — ответы детей.
3. Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми).
Рассмотрите внешний вид птицы
Дети — рассматривают птицу, которая встретилась во время экскурсии. Дятел
-Какого она размера? Формы? Окраска? Зарисуйте ее внешний вид в тетрадь.
Дети — ответы детей, зарисовывают птицу в тетрадь, записывают ее название.
Дети располагаются на полянке, проводится игра «Я знаю. »
Цель игры — подвести итог проделанной работы, выяснить, что узнали дети из проведенной экскурсии.
1. Я знаю пять явлений весны.
2. Я знаю пять перелетных птиц.
3. Я знаю пять первоцветов.
4. Я знаю пять проснувшихся зверей.
Во время экскурсий вам придется выполнить задания и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.
4. Экологическая стоянка.
А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.
Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой. Сделаем вывод о единстве живой и неживой природы.
III. Подведение итогов
А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?
Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе?
Дети — солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы.
На доске висит дерево нарисовано на ватмане. На столе у учителя расположены листочки этого дерева, но разного цвета: зелёный цвет – я был активен; жёлтый цвет – я старался, но у меня не всё получилось; красный цвет – я работал недостаточно хорошо.
Ребята оцените свою работу. Вам необходимо взять листочек того цвета, какого вы считаете со своей работой и прикрепите его к нашему дереву.
Ребята, во время нашей увлекательной экскурсии нами было собрано множество информации, наглядного материала (листочки, веточки и т.д.), а также зарисованные вами моменты нашего урока, так мы с вами собрали дневник «Начало весны», сохраните его для дальнейшего сравнения с другими временами года.
— Написать сочинение на тему «В гости к нам весна пришла» (используя знания, полученные на экскурсии).
Оформить отчет об итогах экскурсии, стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.
Источник
Урок-экскурсия в 4 классе «Природа осенью»
план-конспект по окружающему миру
Урок-экскурсия для учащихся 4 класса «Природа осенью»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-ekskursiya_v_4_klasse.docx | 65.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-экскурсия для учащихся 4 класса «Природа осенью»
Место проведения: парковая зона возле школы.
Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире
Образовательные задачи: 1) учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев; 2) развивать умение различать кустарники, деревья, травы.
Воспитательные задачи: 1) воспитывать бережное отношение к природе; 2) закрепить правила поведения в природе, на экскурсии вспомнить изменения в неживой природе; 3) продолжить формирование эстетического отношения к природе, интереса к ее изучению; 4) повышать уровень экологической культуры учащихся.
Развивающие задачи: 1) развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение; 2) обогатить представления детей конкретными наблюдениями за осенними явлениями в жизни растений, животных; 3) осуществлять наблюдения за природными явлениями; устанавливать зависимости в природе; 4) сравнить летнюю природу с осенней; 5) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Планируемые результаты экскурсии:
• самоопределение – осознают ценностное отношение к природному миру;
• смыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве разнообразии природы;
• интерес к исследовательской работе.
• контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом,
• понимать выделенные учителем ориентиры действия во время учебной экскурсии.
• находить необходимую информацию в окружающем мире для решения учебной задачи; логические — анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом,
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• анализ и синтез, выведение следствий;
• умение организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;
• умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
• управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• рассказывать об изменениях, происходящих в природе осенью;
• характеризовать осенний месяц;
• знакомиться с осенними изменениями в растительном и животном мире,
• обобщить и привести в систему знания детей об осенних изменениях в природе,
• формировать инструментальные навыки и умения исследовательского поведения: видеть проблему, строить предположения, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи,
• расширить кругозор детей,
• вырабатывать правила поведения в окружающем мире.
Оборудование: инструкционные карточки, папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов.
— Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир природы.
Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)
— Перечислите, что относится к неживой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни)
— А что относится к живой природе? (Растения, человек, животные)
— Всё в природе подчинено законам. Жизнью природы управляют и времена года. Какие
времена года вы знаете, назовите.
Опустел уютный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)
Всё мрачней лицо природы —
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь. )
Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь.)
— Ещё раз перечислите эти месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
— К какому времени года они относятся? (К осени)
Учитель. Какая погода в октябре?
-Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвёт с ветки листок, и он, медленно кружась ,опускается на землю.
— По утрам стелются по лесным полянам и речным лугам белые влажные туманы.
В октябре нередки дожди, но не тёплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.
— В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.
-Как вы думаете, для чего мы идем на экскурсию?
Дети. Наблюдать за признаками осени?
Учитель знакомит учащихся с маршрутом экскурсии, правилами поведения.
II. Непосредственное проведение экскурсии
(Читает подготовленный ученик)
С клёнов полетели.
Заблестел на лужах
Первый тонкий лёд.
Учитель. Ребята, куда мы пришли? (В парк). Давайте посмотрим вокруг. Какие изменения произошли в природе? (Ответы детей).
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
— Что происходит осенью с листьями деревьев? (Листья деревьев меняют окраску и опадают)
— Давайте понаблюдаем за небом: какое оно? Ярко-синее или бледно-голубое? И есть ли на нём облака?
(Характеризуя осенний парк, следует отметить, в какие цвета окрашиваются листья разных деревьев, у всех ли растений в одинаковой степени произошло это изменение, одинаково ли изменяется окраска листьев на одном дереве. От того, что листья разнообразно окрашены, лес осенью очень красив. Это время осени называют золотой осенью.)
— Как изменилась окраска листьев на различных деревьях и кустарниках?
-Что еще происходит с листьями?
— Найти деревья и кустарники, которые не изменились с лета.
Учитель. Ребята, а что такое листопад? Как вы думаете, почему в природе
происходит листопад? (Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают.)
— Когда листьев больше опадает: в затишье или при ветре, объяснить почему?
— Каких опавших листьев больше: зеленых или частично изменивших окраску? (Листопаду предшествует изменение окраски листьев.)
-На всех ли лиственных деревьях одновременно начался листопад?
— Со всех ли деревьев уже опали листья?
— Видели ли вы сейчас растения с листьями?
— Когда лес бывает более красивым – в сентябре или сейчас? Почему?
-Когда началось изменение окраски листьев, какая в это время была погода (температура воздуха)?
-Когда началось массовое изменение окраски листьев?
— Как изменилась к этому времени температура воздуха? (Надо сравнить температуру воздуха в начале и в конце листопада. Дети увидят, что с понижением температуры изменение окраски листьев происходит интенсивнее. Быстрее идет листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.)
Дети и учитель идут по тропе парка.
Учитель. Ребята, отгадайте, о каком дереве я загадаю загадку:
И, глядя, его клюют. (Рябина)
Дети рассматривают встретившиеся деревья, кустарники, обсуждают форму листьев, их величину. По ходу собирают семена, листья для гербария.
– Какие деревья растут в, парке?
– Отгадайте, о каких деревьях говорится в этих загадках.
1.Зимой и летом одним цветом.
2. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
– Докажите, что ваши отгадки правильны.
Это задание вызвало большую активность со стороны учащихся.
– Сравните ели, которые описывает М. Лермонтов, с теми, которые вы видите в этом парке.
Читается отрывок из стихотворения М. Лермонтова “Осень”:
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели,
Зелень мрачную хранят.
Учащиеся, прослушав отрывок, отметили, что в парке ели и сосны выглядят не мрачно, а очень нарядно, весело, потому, что они выделяются среди золотых березок и красных осинок, а желтые листочки, которые лежат на их ветках, еще больше оттеняют их зеленый наряд.
– А какие деревья осенью меняют свою листву?
– Расскажите о березках, какие они были летом, а какие сейчас? С чем можно сравнить их наряд?
– Посмотрите еще раз на березки в парке. Что вы подметили? Расскажите об этом. (Крона у березки кружевная, а такого белоснежного ствола, как у березки, нет ни у одного дерева. Березка похожа на балерину в золотой пачке, которая кружится на одной ножке.)
Игра «Кто быстрее найдет березу, сосну, дуб».
Учитель. Идем дальше.
«Все меня топчут,
Ребята, о чем я говорю? (Об аллее). Какая она?
Обратить внимание детей на скамейки.
Уч итель. Ребята для чего нужны скамейки? Для чего служат указатели? (Для того чтобы ориентироваться на многочисленных аллеях нашего парка).
2. Работа в группах, фиксация результаты работы в инструкционных карточках
Учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека и работают самостоятельно. Задание учитель составляет заранее на отдельных карточках. Перед выполнением самостоятельной работы учитель напоминает о том, какое количество материала нужно собрать и как это делать. Подчеркивается необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы. Собирать можно только опавшие листья, веточки, кору.
Задания для 1-й группы: «Охрана природы»
1. Какой мусор был найден вашей группой на данной территории? Пластиковые бутылки и упаковки. Макулатура.
Другие отходы (какие?)
2. Какие из найденных вами отходов принимаются для переработки?
3. Какие отходы относятся к опасным? Есть ли такие отходы на данной территории?
4. Какие меры принимаются для сохранения чистоты территории? Что бы вы еще могли предложить?
5. Нарисуйте два знака ,призывающих людей не мусорить на данной территории.
Задача. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопн ых газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?
Успеха в работе!
Задание для 2-й группы.
1. Посмотрите, что стало с почвой с приходом осени. Почему? 2. Как изменилось поведение насекомых с приходом осени? Почему? Понаблюдайте за их внешним видом. Много их или мало? Где они чаще всего встречаются – на солнце, в тени? Почему? Где они прячутся?
– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом?
У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки и куколки.
С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
3. Задача. Для образования в природе слоя почвы толщиной 1 см требуется, по подсчетам ученых, 400 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 5 см?
Успеха в работе!
Задание для 3-й группы.
1. Измерьте температуру воздуха на месте проведения экскурсии, сравните с летними измерениями. (Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно. Как повлияла температура воздуха на жизнь растений?
2. Соберите опавшие листья, с помощью учителя определите, с каких деревьев они опали.
3. Задача. Сейчас охота в наших лесах запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц в общем запрещена охота?
Задание для 4-й группы.
1. Пронаблюдайте, какой дует ветер в день экскурсии (холодный, теплый; слабый, сильный). Определите с помощью компаса его направление
2. Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?
3. Задача. Сова уничтожает за год 1000полевых мышей. Сколько килограммов хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 кг зерна?
Привал «Думаем, вспоминаем»
— Слушайте внимательно, ищите ошибки.
Катюша начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. В сентябрьское воскресенье Катюша с дедушкой вышли из дому и пошли краем села к лесу. Прошло минут пятнадцать. Вот и лес. Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Катюши глаза зоркие. И вот уже полно лукошко сморчков и строчков. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют их шляпки. Слышно кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу! Накануне прошел дождь, и солнце блестит на листьях люпина, еще краше оттеняя его синие цветы. В небольших водоемах резвятся головастики, скоро они превратятся во взрослых лягушек. Катюша захватила с собой и ведерко. Щедрый лес не подвел ее. Набрала Катюша земляники и малины. Обедали с дедушкой на лесной вырубке, рядом росла рожь, и было видно, как там подкармливаются перед отлетом на юг белые журавли. С полным лукошком и ведерком возвращались домой. Вышли к полю и увидели -высоко в небе стремительно пролетают ласточки. «Видно, к дождю», — сказал дедушка.
Ошибки. 1. Сморчки и строчки встречаются в конце апреля — мае, но не в сентябре. 2. Кукушка, зяблик и соловей прекращают петь в июне, иногда в начале июля. 3. Люпин отцветает в июле. 4. Головастиков, как правило, в сентябре уже нет. 5. Земляника кончается в начале июля, малина — в конце июля. 6. Рожь в сентябре бывает неубранной лишь у нерадивых хозяев.7.Белые журавли обитают в тундре. 8. Ласточки летают высоко — к хорошей погоде, а не к дождю.
Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома об этом нарисовать, сделать фотографии, гербарии, колажи. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их послушаем.
III. Послеэкскурсионная работа
Творческий отчет детей по результатам исследований на экскурсии:
— ответы на вопросы в классе по группам.
— Творческая выставка «Дары осени».
- Описание специфики методики работы в процессе реализации этапа непосредственного проведения экскурсии.
Доминирующими методами являются исследовательские, практические, так как дети самостоятельно наблюдают и выявляют признаки весны, фиксируют результаты работы в инструкционных карточках. Групповая работа проводится на этапе непосредственного проведения экскурсии. Организуется исследовательская работа в звеньях. На первом этапе каждое звено получает практическое задание, обсуждает план его выполнения, а на завершающем этапе группы делают творческий отчет.
- Соблюдение техники безопасности в процессе экскурсии.
Во время экскурсии учащийся обязан:
• соблюдать программу, маршрут, график проведения и установленный порядок проведения экскурсии;
• соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать установленную руководителем группы форму одежды;
• соблюдать правила безопасности в конкретных природных и погодных условиях;
• соблюдать правила дорожного движения и пользования транспортом;
• соблюдать местные традиции и обычаи;
• бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.
• покидать место расположения группы;
• трогать руками колючие, режущие и незнакомые растения;
• пробовать на вкус незнакомые растения, грибы, ягоды, рыбу и другие «дары природы»;
• трогать ядовитых, жалящих и незнакомых насекомых рыб и животных;
• пить воду из водоемов без соответствующей обработки;
• без разрешения сопровождающих удалятся от группы на расстояние, превышающее пределы прямой видимости;
• без разрешения сопровождающих трогать руками и приближаться к каким-либо птицам и животным;
• выполнять любые действия без разрешения сопровождающего работника.
3. Предоставление фотоматериалов экскурсионной деятельности.
Источник