- Путешествие в литературу план-конспект урока (литература, 7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Разработка урока-путешествия по литературе «В мире сказок и историй Х.К.Андерсена» план-конспект урока по литературе на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Путешествие в литературу
план-конспект урока (литература, 7 класс) на тему
Обобщающий урок по литературе. Повторение фольклора, поэзии, прозы за 5-7 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_puteshestvie.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Открытый урок на тему
Ребята, сегодня мы проведем необычный урок в форме соревнования, в котором будут участвовать 3 команды:
II ряд — «Всезнайки»
III ряд – «Почемучки»
Соревнование будет проходить по 5 бальной системе. В состав жюри входят ученики 10 класса — Аля, Валя, Яна. Они будут следить за вашими ответами и в конце урока определят места : I, II, III. Кроме того, чтобы у всех присутствующих создалось хорошее впечатление .
Итак, тема урока «Путешествие по сказочной стране, имя которой Литература».
Поскольку вы готовы к уроку заранее, повторяли изученный материал за 5,6 классы и полученные знания 7-го класса, то мы должны:
- Вспомнить пословицы и поговорки
Посмотреть как они применяются народом, какой смысл приобретают
2)Вспомнить басни и сказки
3)Прозу и поэзию, вспомнить любимых героев + постараемся прочитать наизусть.
4) По рисункам наших «художников» узнать произведения, вспомнить главных героев.
Итак, в пути будут следующие остановки:
- «Пословицы и поговорки»
- «Сказки и басни»
- «Любимые герои»
- «Страна Поэзия»
Ребята, представили, что мы едем в автобусе, что находимся в большой уютном салоне, сидим в удобных креслах. За окном мелькают леса,
Перелески, луга, поля, а вон там возле березовой рощи мы видим дома. Посмотрите, какие нарядные, с коньком на крыше. Эта деревня называется Поговоркина, в ней много улиц.
Итак, первая остановка «Пословицы и поговорки», на которой мы выполним несколько заданий:
1). Задание: на этой улице живут те, кто быстро починят утюг, стул, замок, часы. Что это за улица?
Дело мастера боится
2). Задание: а на этой улице вам помогут решить задачу, ответить на вопрос по физике, правильно выполнить упражнение по русскому языку. Что это за улица?
Ум хорошо, а два — лучше
3).Задание: А на этой улице такие ворота кривые, к крыша скосилась, конек голову вниз опустил. Народ окрестил эту улицу.
Посмешишь- людей насмешишь
4). Куда же нам дальше податься? У кого узнать? А вот и ответ. Можно спросить на улице.
Язык до Киева доведет.
5). Задание: На этой широкой улице с 2 переулками живут те, кто выращивает хлеб. Имя этой улицы… Кто проголодался?
Хлеб — всему голова
Хлеб — соль ешь, а правду режь
Хлеб – батюшка, вода – матушка
Молодцы, ребята, вы угадали и правильно назвали улицы в деревне.
А теперь посмотрим на те интересные задания с красивыми вывесками.
Попробуйте по вывескам узнать, чему они предназначены.
1.Хорошая книга – не в тягость ,а в радость (библиотека) Усачева
2.Куда иголка, туда и нитка (ателье)
3.Куй железо, пока горячо (кузня)
4.Копейка – рубль бережет (банк)
5.Что написано пером, того не вырубить топором (почта)
6.Дорога – ложка к обеду (столовая)
А сейчас, ребята зайдем в библиотеку, отдохнем в тишине. А чтобы вам не было скучно, возьмите ручки и запишите пословицы за 3-5 минут, посвященную труду и дружбе.
Игра «Кто быстрее закончит пословицу». (оценивается ответ 5, 4, 3 балла)
Самый быстрый ответ – 5
Средний ответ – 4
Последний ответ – 3
I команда «Умники».
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Семь раз отмерь — один раз отрежь.
Нашла коса на камень.
II команда «Всезнайки».
Договор дороже денег.
Без муки нет науки.
Терпение и труд все перетрут.
III Команда «Почемучки».
Двое пашут – семеро руками машут.
Ложка дёгтя бочку меда портит.
Без терпенья нет ученья.
2-ая остановка «Сказки и басни»
Ребята, а теперь отдохнем на лужайке в лесу. Мы видим предметы к сказкам и басням « Литературный аукцион» по басням и сказкам.
( Я буду показывать предметы, а вы должны угадать в каком произведении оно встречается).
Очки – «Мартышка и очки» (басня Крылова)
«Иван – крестьянский сын».
Зеркало – «Снежная королева» Андерсена,
«Сказка о мертвой царевне».
Роза- «Снежная королева»,
«Сказка о жабе и розе».
Куколка – «Василиса Прекрасная»,
Часы, блюдце — «Аленький цветочек»,
Гребень – «Иван царевич и серый волк»,
Кольцо – «Волшебное кольцо»,
Виноград – «Лисица и ворона» И.Крылова,
Сыр – «Лисица и ворона» И.Крылова,
Ноты – «Квартет» И.Крылова,
Молодцы, ребята, вы стравились с этим заданием.
О каком герое идет речь,
В каком произведении,
Гера стал преследовать сына Зевса с самого рождения.
( Геракл из древнего мира «Жизнь и подвиги Геракла»)
Он простёр к ним сень десницы,
Чтоб смягчить их нрав упорный,
Чтоб сменить их пыл безумный,
Готчи Манито из «Песни о Гавате»
Терни Лонгорелло. Кузьминова.
Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным.
Ему было около 35 лет, и мы за то потичали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; Он казался русским, а носил иностранное имя .
Сильвио из повести «Выстрел» из цикла
«Повести Белкина» А.С.Пушкина.
И пирует царь во славу Божию,
В удовольствие свое и веселье.
Царь Иван Васильевич из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.
Его считали таким же хорошим другом, как и опасным врагом; впрочем услужливый для друзей и щедрый к бедным, он жил в мире со всеми в округе Порте-Веккьо. Но о нем рассказывали, что в Корте, откуда он взял себе жену, он жестоко расправился с соперником, который слыл за человека опасного, как на войне, так и в любви.
Маттео Фальконе из Новеллы Проспера Мериме « Маттео Фильконе»
И между теми-то казаками,
Между Теми восьмью полками
Отборнее всех был первый
Полк, и полком тем предводил?
Тарас Бульба из повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Князь Оле из «песни о вещем Олеге» А.С.Пушкин.
Опусти нас в чисто поле,
Мы тебе, государю,
Прямые вести отведаем
И приведем тебе, государю,
Илья Муромец из былины «Богатырское слово»
Было ему радостно, что он англичан конфузил, а тульского мастера на точку вида поставил.
Платов-генерал в рассказе «Левша» Н.С. Лескова.
1). А сейчас, мы постараемся почитать наизусть. Я буду начинать, а вы продолжите чтение наизусть и если сможете, то ответьте, кто является автором стихотворения, как оно называется.
А сейчас, за честь команды желающие прочитают наизусть внепрограммные стихи, по 5 баллов получают отвечающие оценки.
«Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря»
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…»
«Край ты мой, родимый край
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!»
И прихотью мороза
«Помню – долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна».
«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!»
«Вылетев из Африки в апреле
К берегам отческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавки.»
«Под большим шатром
Вижу – даль степей
Выше темных туч,
«Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Ребята, художники от каждой команды приготовили рисунки по изученным произведениям. Каждый по очереди представляет свой рисунок и отвечает на вопрос:
- Кто от первой команды будет представлять свою работу?
– Какими способами Гоголь раскрывает характер Тараса ( при помощи портрета ( не подробного), поступков, речи, оценки другим персонажам и при помощи авторской характеристики)
Молодец, спасибо . (5 баллов.)
Кто от второй команды будет представлять свою работу?
— Какой художественной особенностью отличается былина? (автор использует художественный приём – гиперболу в образах богатырей и их противников, все они обязательно наделены фантастической силой).
Молодец, 5 баллов.
Кто от 3-ей команды будет представлять свою работу?
— какова главная тема баллады?
(главная тема баллады – тема судьбы).
Молодец, 5 баллов.
А сейчас слово предоставляется членам жюри для определения 1, 2, 3, места в нашей игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- обобщение по теме «Устное народное творчество» в 5 классе.
Урок по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» .Литература 7 класс.Продолжительность 2 урока. Цель:раскрыть историческую основу поэмы, показать величие духа русских женщин,отправившихся вслед за осуждё.
Урок разработан с использованием регионального компонента. Знакомит учащихся с пребыванием великого поэта на донской земле и его впечатлениями, высказанными в стихотворениях.
Урок-путешествие по творчеству сказочника Х.К.Андерсена.
Данный урок помогает выявить уровень литературного развития учащихся, выяснить, какие произведения оказались важными в нравственном взрослении ребят.
Мероприятие проходит в форме путешествия по станциям: «Пушкинская», «Онегинская». «Гоголевская», «Чичиковская», «Лермонтовская » и «Печорин.
Цель викторины- вызвать интерес у учащихся к литературе.
Источник
Разработка урока-путешествия по литературе «В мире сказок и историй Х.К.Андерсена»
план-конспект урока по литературе на тему
Урок-путешествие по творчеству сказочника Х.К.Андерсена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_skazkam_i_istoriyam_andersena.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2
Высокогорского муниципального района РТ»
Ко дню рождения Х.К.Андерсена посвящается…
по произведениям Х.К.Андерсена
«В мире сказок и историй Х.К.Андерсена»
Урок разработала учитель
русского языка и литературы
Файзрахманова Эльмира Радиковна
Слово учителя: Наверное, нет такого человека, который с детства не мечтал бы о дальних странах и городах, не хотел бы увидеть, как живут другие народы. Став взрослыми, многие люди осуществляют свою мечту: путешествуют по свету. Но всем известно, что путешествовать можно не только куда-то уезжая, путешествовать человеку помогают книги.
Ребята, сегодня мы отправимся в сказочное путешествие по сказкам и историям Х.К.Андерсена.
Слайд № 1. ( «Приглашение в путешествие по сказкам и историям Х.К.Андерсена»)
А сначала, давайте познакомимся: я – Фея. Я буду вашим экскурсоводом в путешествии.
Чтобы отправиться в такое странствие, нам никак не обойтись без волшебства. С помощью волшебной палочки я превращу вас в сказочных героев. (На головы учеников надеваются обручи с символами персонажей сказок Андерсена.)
С этого момента я буду вас называть вашими новыми именами: Король, Королева, Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик, Принцесса и т.д.
Ребята, чтобы не заблудиться, нам понадобится карта: вот она, а передвигаться будем на Ласточке, которая помогла когда-то Дюймовочке. Она с удовольствием согласилась нам помочь.
Слайд №2. («Карта путешествия по стране сказок и историй Х.К.Андерсена». Содержание: «Школа», «Материк встреч», «Остров Сокровищ», «Остров Находок», «Берег Театральный», «Школа», в самом центре карты изображение Ласточки.)
Ребята, вы готовы?
-Тогда, закрыв глаза, считаем до трех.
2. Ход путешествия.
Первая остановка – Материк встреч.
Слайд № 3. (Содержание: Остановка — «Материк встреч». Портрет сказочника)
Учитель: Ребята, мы с вами на Родине Х.К.Андерсена. А кто скажет, где родился наш любимый сказочник?
Учащиеся: В Дании.
Учитель: Правильно, он родился в далекой Дании. А где находится эта страна? Найдите ее на карте. (На парте каждого ученика имеется карта мира.)
На карте мира под рельефными очертаниями Скандинавского полуострова виднеется силуэт, несколько напоминающий человеческую ладонь. На этом полуострове и расположена маленькая скандинавская страна, которая называется – Дания. Здесь, в городе Оденсе, в 1805 году 2 апреля и родился великий сказочник.
Слайд № 4. (Отрывок из стихотворения Х.К.Андерсена «Дания – моя родина»)
«В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало:
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
Люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна…»
Это отрывок из стихотворения «Дания – моя родина», которое написал Х.К.Андерсен.
Ребята, сколько лет исполнится сказочнику 2 апреля 2010 года?
Учащиеся: 205 лет.
Учитель: Правильно, ребята. 2 апреля 2010 года мы будем праздновать юбилей Х.К.Андерсена.
Слайд № 5 (Содержание: портреты родителей Х.К.Андерсена).
Отец его был сапожником, а мать – прачкой. Нельзя сказать, что они жили богато. Спал он в маленькой коморке, заставленной инструментами отца, но родители старались, чтобы их сын не чувствовал бедности. Отец, для которого сын был всем в жизни, в свободное время читал ему книжки, делал игрушки, рисовал картинки. Мать следила за тем, чтобы он был всегда сыт, причесан и опрятно одет.
Слайд № 6. (Детские фотографии сказочника).
Одаренный богатой фантазией, мальчик часами мог играть один. Ему не нужны были шумные компании. Любая веточка, палочка или камешек оживали в его воображении и нашептывали свои удивительные истории.
Слайд № 7. (Содержание: фотографии с изображением Дома-музея Х.К.Андерсена).
На узкой и тесной улочке Оденсе рядом с ветхим домиком, где родился Андерсен, находится Дом-музей его имени. Картины и фотографии на стенах комнат запечатлели отдельные эпизоды жизни Андерсена. На письменном столе бесценные рукописи и редчайшие издания сказок на разных языках – плод 50-летней напряженной работы.
Ребята, полетим дальше? Закрываем глаза и считаем.
Следующую остановку мы сделаем на Острове сокровищ .
Слайд № 8. («Остановка – Остров Сокровищ»).
Учитель: Как вы думаете, о каких сокровищах мы будем говорить?
Учащиеся: Деньги, золото, миллионы… книги.
Учитель: Мы будем говорить о книгах. А почему книги называют сокровищами, как вы думаете?
- Потому что человек, который много читает, духовно богат, а это самое главное богатство для человека.
- Человек с богатым внутренним миром интересен и в общении, он никогда не предаст и не подведет.
- Книга учит нас быть добрыми, смелыми…
Учитель: Правильно, именно такие качества в человеке развивают и воспитывают произведения Андерсена. Ребята, обратите внимание на выставку книг. Слайд № 9 (Книги Х.Г.Андерсена).
Какие из них вы читали? Какие истории вам понравились больше всех? Почему? Чему они вас научили?
(Беседа с учащимися о прочитанных книгах.) Ребята, как вы думаете, откуда приходили к Андерсену сказки?
Учитель: Когда сказки Андерсена появились на книжных прилавках датской столицы, все были поражены: какие странные герои! Куда девалось уважение к важным персонам?! Ведь король у него и вовсе голый! А принцесса из «Огниво» разъезжает не на карете, а верхом на собаке и др.
Ребята, полетели дальше?
Следующая остановка – Берег Театральный.
Слайд № 10 («Остановка –Берег Театрльный»).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что Х.К.Андерсен в детстве мечтал стать актером. Однажды отец сводил сына в театр на представление и с того дня Х.К.Андерсен полюбил театр, но посещать его он часто не мог. Он познакомился с расклейщиком афиш, и тот ему дарил афиши. Так у Ханса появилась новая забава: он читал название спектакля, и сам придумывал к ней сюжет. Затем шил для кукол костюмы и устраивал спектакли.
Но мальчик мечтал о большой сцене. Когда ему исполнилось 14 лет, он отправился в Копенгаген, мечтая о карьере танцовщика или певца, но неуклюжего высокого парня не приняли в Королевский театр даже помощником актера.
Ребята, а кем хотите стать вы? Кто хочет стать актером театра или кино? Я приглашаю вас на импровизированную сцену. Мы сейчас с вами покажем отрывок из сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка».
Действующие лица: Дюймовочка, Жаба, Сын Жабы, Майский жук, Барышни-жуки. (Учащиеся одевают костюмы.)
Слайды со словами героев: (примерное содержание). Учащиеся читают и играют.
Автор. Раз ночью лежит Дюймовочка в своей постельке, как вдруг в окно вскакивает Жаба. Большущая и мокрая.
Жаба. Вот славная женка моему сынку! – сказала она, схватила Дюймовочку и унесла к себе в болото.
Автор . Дюймовочка проснулась.
Жаба. Вот – мой сыночек. Твой будущий муж. Славненько вы заживете у нас в болоте.
Дюймовочка. Я не хочу за него замуж.
Сын. Ква – ква- ква.
Автор. Тут прилетел Майский Жук и унес Дюймовочку к себе на дерево.
Барышни-жуки . У нее только две ножки! Смотреть жалко!
У нее даже усиков нет!
Фу! Какая у нее тоненькая талия! Как она безобразна!
Майский Жук. Нет! И мне она не нравится!
Автор. Жук посадил ее на ромашку, а сам улетел.
Дюймовочка заплакала. Какая я некрасивая, даже жуки надо мной смеются
Автор. А на самом деле она была так хороша, что краше и представить было нельзя: нежная, светлая, как розовый лепесток.
Учитель: Спасибо вам, ребята! Вы настоящие актеры! А нам пора отправляться дальше.
Следующая остановка – Остров Находок.
Слайд № 16 ( «Остановка – Остров Находок»).
Ой! Ребята, что это плавает в море. Это бутылка, а в ней записка. Давайте прочитаем, что же там написано? Я поняла, это шифр, разгадав который, мы сможем открыть эти коробочки.
- Она родственница фасоли.
- Ее подложила старая королева под «20 тюфяков и 20 пуховиков»
Учащиеся: Это горошина из сказки «Принцесса на горошине»
(В футляре для колец – горошина)
- Это злак темного цвета.
- Королева привязала этот мешочек на спину принцессе.
Учащиеся: Это гречневая крупа из сказки «Огниво».
(В атласном мешочке гречневая крупа)
- Из этого сшили платье королю. (Учитель делает вид, что достает ткань из коробочки)
- Портные только делали вид, что шьют.
Учащиеся: Это воображаемая ткань из сказки «Новое платье короля»
- Она живет в Китае.
- Вот, что прочитал император Китая в толстой книге: «В Китае много чудесного, но лучше всего маленькая птичка по имени…, которая живет в лесу близ императорского сада…»
Учащиеся: Это соловей из сказки «Соловей»
(В конверте изображение птицы.)
- В ней спала одна девочка.
- Она была очень маленькая – с дюйм.
Учащиеся: Это скорлупа грецкого ореха из сказки «Дюймовочка».
Учитель: Ребята, а вы знаете, что означает слово «дюйм»?
Учащиеся: «Дюйм» переводится как «большой палец», то есть девочка была с большой палец.
Учитель: Молодцы, ребята. Мы прилетели в школу. На стенде висят ваши рисунки. Давайте, отгадаем: каким произведениям они посвящены. Наше путешествие подошло к концу, но мы не прощаемся с увлекательным миром сказок и историй Х.К.Андерсена.
- Домашнее задание (на выбор).
- Составить кроссворд по творчеству Х.К.Андерсена.
- Написать продолжение или свою концовку одной из сказок.
- Инсценировать отрывок из понравившейся сказки.
Источник