Конспекты экскурсий 4 класс

Конспект экскурсии на водоём родного края
материал (3, 4 класс)

Экскурсия на водоём родного края

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya.docx 27.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Водоём родного края»

(экскурсия у берегов местной речки)

Класс: ______ Дата: _____________

  • систематизация знаний о классификации водоёмов и их отличительных признаков;
  • закрепление знаний о частях реки ( исток, устье, русло, берега, притоки).
  • воспитать бережное отношение к водным ресурсам;
  • познакомить с водоёмами родного края;
  • расширить знания о профессиях людей ( рыбак, ихтиолог).

Условия: время проведения – май; тёплая, безветренная погода .

  • провести беседу о правилах поведения на водоёме и одежде;
  • выяснить что детям уже известно о местном водоёме.

Содержание деятельности учителя

-Ребята, сегодня наше занятие начнётся с просмотра мультфильма.

(просмотр мультфильма « Заяц Коська и родничок»)

  • Понравился ли вам мультфильм?
  • Кто герои фильма?
  • Понравился ли вам родничок?
  • А где вы ещё слышали слово « родник»?

Правильно на предыдущем уроке мы с вами изучали виды водоёмов в природе.

— Давайте вспомним на какие группы делятся водоёмы? (естественные и искусственные).

-Какие водоёмы относятся к естественным? ( ручей, река, болото, озеро, море, океан)

-Какие водоёмы относятся к искусственным? ( канал, водохранилище, пруд).

Молодцы. Сегодня эти знания нам понадобятся.

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

2. Основная часть

Сегодня мы с вами совершим экскурсию и продолжим изучать водоёмы родного края.

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

Куда мы пришли? Что находится перед нами?

На каком берегу мы находимся? (пологом, крутом)?

Посмотрите вниз, что у нас под ногами? (песок) Как можно назвать берег (песчаный)

Посмотрите внимательно, в какую сторону течёт речка? Как можно определить? Эксперимент (можно пустить бумажные лодочки, листик)

Эксперимент: выяснить температуру реки; Зачерпнуть в детские ведёрки. С помощью чего можно выяснить? (с помощью руки – холодная, тёплая, ледяная…; с помощью градусника более точную температуру. Какой цвет имеет вода? (рыжая) Почему? (илистое дно) чистая или грязная? Имеет ли осадок?

Какая рыба водится в реке? Кто из вас когда-нибудь ловил рыбу? Кто знает, чем питается рыба?

Каких птиц вы видите? (чаек) Предложить рассмотреть в бинокль. Что они делают на водоёме? Зачем чайкам такой длинный клюв?

Обратите внимание на растения, которые растут возле берега и в воде.

Какие из них вы знаете?

(ива, камыш, тростник, кувшинка).

Скажите, а почему именно эти растения находятся в близком соседстве с рекой?

(все эти растения любят воду, поэтому здесь растут).

Самостоятельная деятельность детей: игры с корабликами, сачками (лов мальков), можно рассмотреть их через лупу, сбор ракушек и т.п.

Источник

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе на тему «Экскурсии в природные сообщества родного края. Лес.»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Экскурсии в природные сообщества родного края. Лес.» УМК «Школа России»

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_okr.mir_.docx 22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 4 «Г» классе.

Тема: «Экскурсии в природные сообщества родного края. Лес.»

Каракулина Юлия Александровна , учитель начальных классов

Цель урока: формирование представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

  • Образовательные :
  • познакомить детей с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами.
  • Развивающие :
  • развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;
  • развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
  • Воспитательные :
  • формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

  • Технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор, экран;
  • Программные средства: презентация, подготовленная в PowerPoint, CD.
  • Наглядные средства обучения: карта Воронежского края.
  • Раздаточные материалы: тест по теме «Земля – кормилица» (почвы), (карточки индивидуальных заданий.
  • Оборудование: аудиозапись «Звуки леса».

Литература, используемая при подготовке к уроку:

  • учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, Школа России
  • рабочая тетрадь, автор А.А. Плешаков 4 класс,
  • атлас-определитель «От земли до неба» автор А. А. Плешаков.

Ребята! Сегодня чудесный день, потому что светит солнце, которое всех любит и греет.

Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направьте к ней лучики, которые несут любовь, мир, добро .

А теперь направьте к ней лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку .

Наша звездочка стала большой, как солнце.

Расставьте свои руки в стороны и поделитесь друг с другом теплыми чувствами, добрыми мыслями.

Дети, я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете и взяли с собой умения слушать и слышать, думать и обобщать.

— Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

II. Проверка домашнего задания. Работа в парах.

1 уровень (Сложный) Тест «Земля-кормилица».

2 уровень (Средний) Индивидуальная работа по карточкам.

3 уровень (Слабый) Работа в тетрадях (Авт. А.А. Плешаков)

(После того, как дети выполнят работу, проверяют по учебнику результат своей работы, карандашом дописывают ответы, исправляют ошибки).

– Прошу вас сдать работы. Позже я проверю их и каждому ученику поставлю оценку.

III . Самоопределение к деятельности.

— А теперь , ребята я хочу чтобы вы посмотрели фильм и подумали о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

(Видеоролик «Чудо Земли — лес»)

— О чём мы будем говорить на уроке?

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

IV. Постановка темы и целей урока.

1) Вступительное слово учителя.

-Я хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете дети,

Тайны чудные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.

В нём – деревья, ягоды, травы

Птицы, звери и прочие твари.

Ученые тоже работают тут

Лес они сообществом зовут.

— Сегодня тема нашего урока: «Экскурсии в природные сообщества родного края. Жизнь леса».

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

-В природе всё взаимосвязано, и разным объектам не обойтись друг без друга. Давайте совершим виртуальную экскурсию по родному краю и попробуем определить, что связывает растения и животных, живущих на одной территории.

V. Открытие нового знания.

1) Работа с определением природного сообщества.

— Ребята, что же такое сообщество?

— Прочитайте определение, которое даётся в учебнике (с. 169)

Лес – сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы леса (растения, животные, грибы, бактерии) составляют природное сообщество.

Работа со справочником.

— Ольга нашла определение понятия «сообщество» в большой энциклопедии.

Сложившееся в природе естественным путем сообщество живых организмов, характерное для данных конкретных условий, представляет собой единую природную целостность. Такое взаимодействующее единство разнообразных организмов и условий абиотической среды называют природным сообществом .

Видеослайд №1 « Что такое лес?»

2) Ребята составили «живую анкету» леса. Давайте их послушаем.

1 ученик. Лес – легкие планеты. Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек.

2 ученик. Лес – друг здоровья людей. Один гектар хвойного леса выделяет в сутки 5 кг фитонцидов – особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.

3 ученик. Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн. км 2 .

4 ученик. Ежегодно на планете вырубается 33000 га леса. От этого ухудшается экология нашей планеты.

3) Сообщение учащихся о лесах Воронежской области.

4) Видеослайд №2 «Ярусы леса»

— Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений. Каждое растение нашло в лесу своё место.

5 ) Работа в группах. Составление коллажа.

Задание: Распределить представителей растительного и животного мира по этажам леса. Будьте внимательны! Аргументируйте свои выводы.

Вывод: Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие — в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща. Значит лес – это сообщество.

6) Физкультминутка «Хорошо гулять в лесу!»

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

Ёлочка к нам тянет ручки,

Солнце вышло из-за тучки.

Погуляли мы, ребята.

А теперь пора за парты.

7) Работа в парах. «Цепи питания».

— Составьте из предложеннных вариантов цепи питания. Проверьте.

Составление правил поведения в лесу.

9) Закрепление. Составление плана-конспекта с опорой на материал учебника.

— Перед вами карточки с деформированным текстом. Пользуясь материалом учебника, вам предстоит составить конспект по каждому сообществу.

Лес как природное сообщество

Лес называют природным сообществом, потому что все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой. В лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Весь лес, от верхушек деревьев до земли, заселён ________________________________________________________________________________________________________________________________________

В лесу растения образуют ярусы: верхний – _______________________________________________, средний – _______________________________, нижний – ____________________________ .

В лесной подстилке живут_______________________________________________

VI. Подведение итогов урока.

— Почему лес называют природным сообществом?

Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом.

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Над чем ещё надо поработать?

— Вы сегодня очень хорошо работали. Выполнили много разнообразных заданий. Теперь подведем итоги нашей с вами работы.

— Вот и подошёл к концу наш урок, ребята, вы можете сейчас украсить наш класс цветами.

Те ребята, кто работал активно, всё понял на уроке и сможет объяснить другому — возьмите лепестки зелёного цвета.

-те ребята, кто работал хорошо — возьмите лепестки жёлтого цвета

-те ребята, кто старался, но у них не всё получалось — возьмите лепестки красного цвета.

Посмотрите, как красиво стало вокруг!

-Я с вами вполне согласна. Сегодня все потрудились на славу. Молодцы, ребята! Спасибо вам!

VIII. Домашнее задание

1.Прочитать текст на с. 164-169 учебника

2.Выполнить задания 2, 3 на с. 76-77 рабочей тетради.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок разработан с применением ИКТ, в конспекте даются ссылки на образовательные ресурсы.

Урок включает в себя знакомство с природной зоной. В него включнены фрагменты знакомства с Олимпийским движением 2014.

урок по окружающему миру 4 класс на тему Луг-природное сообщество.

Урок по окружающему миру на тему «Водоёмы нашего края!» (САмарская область) По программе «Школа России».

Разработка урока по окружающему миру в 4 классе.

Цели урока: сформировать представления учащихся о лесе, как о природном сообществе, ознакомить с разнообразием лесных обитателей, развивать познавательную активность детей, умение использовать в.

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России.

Источник

Окружающий мир, 4 класс. Экскурсия в лес и на луг

Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Экскурсия в лес и на луг». УМК «Школа России»

Цели: ознакомить детей с разнообразием растений на лугу; учить ценить и беречь красоту природы, учить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

Формируемые УУД: познавательные — выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы; коммуникативные — работать в парах и малых группах; регулятивные — Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — проявлять интерес к природе своего края.

Оборудование: фотоаппарат.

Ход урока

(Учитель заранее продумывает место проведения экскурсии. Если есть возможность, то можно на данной экскурсии провести наблюдения луга и леса, но если нет, то экскурсия проводится только по лугу или только по лесу. Данный конспект урока для удобства разделен на две части: луг и лес.)

1. Беседа

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

— Предлагаю поздороваться с лугом, лесом, поклониться им и поблагодарить за красоту.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

— Понравилось вам это стихотворение?

(Повторить правила поведения на природе.)

— Как нужно вести себя на природе?

— Где вы можете ходить?

— Что можете делать?

— Чего нельзя делать на природе?

(Можно обсудить и раздать каждому памятки.)

Памятка

1. Учись понимать природу, стань ее другом и защитником! |

2. Радуйся красоте природы в любое время года, не вреди ей своим небрежным отношением!

3. Веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми!

4. Пользуйся любым случаем, чтобы сделать для природы что-) либо полезное!

5. Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных!

6. Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней!

7. Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вредителей и несознательных туристов!

2. Экскурсия на луг

Луга — обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озер. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут — вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, так как в половодье зальет жилье водой.

— Так что же такое луг? (Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тетю, поэтому растут на открытой местности.)

— Где располагаются луга? (Луга располагаются по низменным берегам рек и озер.)

Растения луга

Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, так как в разное время цветут разные растения — по очереди, чтобы не мешать правильному опылению. Много тайн хранит мир растений. С незапамятных времен человек знал растения, пользовался их плодами и целебными свойствами, любовался красотой цветов. Многие растения лугов являются лечебными, а есть и ядовитые.

— Какие цветы можно увидеть на лугу? (Ответы детей.)

Нивяник. На каждом лугу можно увидеть цветы, которые называют ромашками. Однако у самых крупных и красивых из них другое название — нивяник, или поповник. В отличие от ромашки у них не только более эффектный цветок, но и совершенно иной лист. Он цельный. Аптечная ромашка выглядит проще: она не бывает такой высокой, как нивяник, стебель у нее тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак аптечной ромашки — приятный запах. Ее двойники таким запахом не обладают.

— А вот клевер, или шмелиная кашка. Как вы думаете, почему у растения такое название? (Высказывания детей.)

Клевер. Да потому, что это ценнейшее кормовое растение — клевер — опыляют преимущественно шмели. Пчелы не достают нектар в их глубоких венчиках. Гнезда шмели устраивают прямо на земле, используя покинутые мышиные норки или просто небольшие углубления. Их восковые соты беспорядочно расположены в один слой на дне гнезда. Шмели, как и пчелы, питаются нектаром и пыльцой разных цветов. Они медлительны и миролюбивы. Шмели очень полезны. Их гнезда нужно охранять.

Тимофеевка. Свое название тимофеевка получила по имени ботаника Тимофея Ганзена, который изучал это растение. У тимофеевки соцветие цилиндрическое с фиолетовыми пыльниками, на ощупь оно жестковатое, волосков нет. Если в сене много тимофеевки, оно будет очень питательным для животных.

Лютик. Название происходит от слово «лютый», т. е. едкий, режущий. Именно такое чувство возникает у людей, на кожу которых попадает сок лютика. Лютики имеют высоту от 15до50см. На верхушке ярко-золотистые цветки. Несмотря на скверный характер лютика, это удивительно красивое растение — его желтые цветки словно светятся нежным, но в то же время ярким пламенем.

Зверобой. Почему это растение так назвали, ведь оно зверей не бьет, не убивает?! Зверобой всегда считался чудодейственным растением, излечивающим от 99 болезней. Высушенное растение заваривают и пьют как чай. Используют зверобой и как красящее вещество — он окрашивает ткани в красный и желтый цвет.

Животные луга

— Каких животных можно встретить на лугу? (Ответы детей.) Насекомые. Красота цветущего луга обусловлена назначением цветов привлекать насекомых. И их здесь множество: жужжат труженицы-пчелы, порхают бабочки, перелетают с цветка на цветок мухи-журчалки. Много здесь и таких насекомых, которые питаются растениями и придают лугам своим стрекотом неповторимый колорит. Это сверчки, кузнечики, кобылки. То тут, то там мелькают они в воздухе, высоко подпрыгивая вверх. Но увидеть и рассмотреть их вблизи довольно трудно: узкие зеленые тела сливаются с травой.

Канюк. Птица относится к соколиным. Обитает всюду, где леса чередуются с открытыми пространствами — лугами, полями. Целыми днями птица летает над лугом, высматривая мышей, ящериц. Временами застывает в воздухе, повисает, затем падает на землю и хватает замеченную жертву. В этом ему хорошо помогают зрение, сильные лапы с острыми когтями. Птица полезна для сельского хозяйства, так как только ее детеныши за лето истребляют не менее 570 полевок.

Крот. Типичный обитатель лугов. Длина тела — 12 — 16 см, хвоста — 2 — 4 см. Тело покрыто густым мехом. Его редко можно увидеть в природе, но места обитания легко узнать по кротовинам — выбросам почвы. Живет в норках, в которых очень много ходов. Крот приносит пользу, истребляя насекомых-вредителей: слизней, многоножек, улучшает почву, т. е. рыхлит ее. Правда, активно роя подземные ходы, крот может повредить посевы.

Экологическая игра «Найди ошибку в рассказе»

— Этим летом ребята ходили на экскурсию на луга. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните простым карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках положили обратно. Раздавили несколько гусениц — все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили — микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

— Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? Какие?

3. Экскурсия в лес

— Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

— Чем они отличаются друг от друга?

Растения леса

— Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

— Какие хвойные деревья можно встретить в лесу?

Сосна — вечнозеленое дерево высотой до 40—45 м. Это ценная древесная порода. Она дает отличный строительный материал, а из ее смолы и хвои вырабатывают много необходимых человеку веществ и лекарств.

— Какие еще в лесу растут деревья? (Дуб.)

У многих народов дуб издавна считался олицетворением могущества, прочности, постоянства, символом силы и славы. К осени на дубе созревают плоды — желуди. Они богаты крахмалом. Для многих зверей и птиц желуди — прекрасный корм. Особую славу дубу принесла его кора, которая содержит дубильные вещества. Приготовленным из нее отваром лечат различные заболевания. Дубы живут до 2 тыс. лет.

— Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами — этажами: выше всех деревья, ниже — кустарник, еще ниже — травы, грибы, а в самом низу — мхи.)

— Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса, а также второго, третьего и четвертого.

— Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Ответы детей.)

Животные леса

— Ребята, посмотрите, что находится около пня. (Муравейник.)

— Кто в нем живет?

— Расскажите, что вы знаете о муравьях.

Муравейник состоит из веточек, сухих листьев, кусочков коры. Он не случайно так построен, во время дождя с него легко скатывается вода. Важно значение муравьев в жизни леса. Они разносят плоды и семена растений, уничтожают вредных насекомых. Каждое среднее гнездо муравьев уничтожает за лето до 2 млн насекомых-вредителей.

— А каких насекомых мы можем встретить в лесу?

— Какую пользу приносят насекомые? (Опыляют растения.)

Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду! За день она успевает опылить до 7 тыс. цветков. Для сбора 1 кг меда одной пчеле нужно преодолеть около 300 тыс. км и посетить 19 млн цветков.

Стрекозы — полезные насекомые, так как они воздушные хищники. Стрекозы схватывают на лету мух, комаров, бабочек и других насекомых. Стрекоза-коромысло за 2 ч может съесть 40 мух, комаров или мошек. Стрекоз надо беречь.

Когда мы входим в лес, первыми мы встречаем птиц.

Черный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор. (Дятел.)

С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото, клювом. Стучит дятел, значит, будут уничтожены вредные насекомые.

— Каких птиц мы еще можем встретить в лесу?

— Что вы о них знаете?

— Какую пользу они приносят?

(Рассказ учащихся о птицах и их гнездах.)

Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вредителей. Не следует тревожить птенцов в гнездах, брать яйца. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю маскировку, чтобы птица не бросила его, а вывела бы птенцов.

— Кто еще живет в лесу? (Заяц, лиса, белка, медведь, волк, лось.)

— Что вы о них можете рассказать?

Игра «Что я за зверь?»

(У учителя есть несколько листочков с названиями животных луга или леса. Выбирают одного добровольца (для названия каждого животного). Он встает спиной к ребятам, ему на спину учитель прикалывает листочек с названием животного. Играющий должен задавать вопросы классу, пытаясь определить свое животное. Дети могут отвечать только «да», «нет», «может быть».)

— Обсудите, как каждый чувствовал себя в роли того или иного животного.

4. Подведение итогов экскурсии

— Понравилась ли вам экскурсия?

— Какие открытия вы сделали сегодня?

— Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

— Кому вы скажете спасибо? (Друг другу за интересные сообщения. А еще лесу и лугу за их красоту.)

Источник

Читайте также:  Замки долины луары франция экскурсия
Оцените статью