Конституции стран мира виды

Разнообразие и классификация действующих Конституций в странах мира

Особое значение придается во всех странах основному закону – Конституции. Впервые подобный нормативный акт возник в древнеримскую эпоху. В переводе с латыни слово «constitutio» означает «устройство, установление».

В наше время существует около двухсот государств, каждое из которых закрепляет права и обязанности граждан, а также их взаимоотношения с властью, в Конституции. Чтобы свести все разнообразие этих правовых актов в единую систему, их принято рассматривать с точки зрения видов и форм.

Определение и основные особенности

Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой на территории страны. Она закрепляет принципы государственного устройства, его политическую, правовую и экономическую системы.

Основные особенности Конституции:

  • является базой для разработки новых законов;
  • является стабильной системой;
  • описывает права и обязанности граждан и органов власти;
  • является всеобъемлющей на территории государства.

Важнейшие функции Конституции

Независимо от социальной системы, принятой в стране, Конституции разных государств имеют ряд общих черт. Среди них функции Основного закона:

  1. Учредительная. Закрепляет общественные отношения, подводит под них правовую базу, учреждает политическую систему государства.
  2. Организаторская. Направляет политическую активность общества, служит механизмом для достижения целей, обозначенных в Конституции.
  3. Юридическая. Является основой правопорядка в государстве и регулятором общественных отношений. Так же Конституция – это основа для развития законодательства.

Виды конституций

Конституции различают по форме, структуре, содержанию, политическому режиму, форме правления, порядку принятия, порядку изменения, сроку действия и уровню территориального устройства.

Читайте также:  Бмр какие страны входят

По форме

Выделяют два вида Основного закона по форме бытования: писаные и неписаные.

Писаные имеют письменную форму, являются единым нормативным актом (в России, США, Франции) или совокупностью законов (в Испании, Швеции).

Неписаные Конституции в официальных источниках не отражены. Они содержат в себе нормы, определяемые различными актами, обычаями. Каждый по отдельности источник цельной картины не дает.

Такое практикуется в Великобритании, Новой Зеландии. В России до 1918 г. не было Конституции как таковой. Ее роли исполняли Основные законы Российской империи.

По структуре

В большинстве современных государств Конституция представляет собой единый документ. Однако в некоторых странах она продолжает оставаться совокупностью законов, принятых в разное время.

  • кодифицированные, которые присущи большинству государств и выглядят как единый нормативно-правовой акт;
  • некодифицированные, которые не представляют собой сформированной совокупности законов (Израиль, Финляндия).

По содержанию

Конституции можно рассматривать с позиции их содержания на момент принятия. Они подразделяются на два вида:

  • оригинальные – включают в себя новые институты власти, принципы общественных отношений;
  • заимствованные – применяющие идеи других Конституций к условиям своей страны. Таких Конституций большинство.

По политическому режиму

В зависимости от закрепляемого в Конституции политического режима, делятся на три возможные категории:

  • демократические – провозглашают права и свободы граждан, создают условия для их реализации;
  • авторитарные – ограничивают права людей, политические и экономические свободы;
  • тоталитарные – запрещают идеологическое и политическое многообразие.

По форме правления

В соответствии с принятой в государстве формой правления конституции могут быть:

  • монархическими – в странах с ограниченной монархией (Швеция, Бельгия, Япония, Испания);
  • республиканскими – в государствах, чье устройство определяется как республика (Россия, США, ФРГ).

По порядку принятия

Здесь рассматриваются виды Конституций по субъекту их издания. Это может быть монарх, парламент, народное собрание.

Поэтому Конституции можно разделить на следующие группы:

  • Дарованные (октроированные) – изданные главой страны без участия представительных органов. Это вынужденная мера, диктуемая обстоятельствами. Является результатом борьбы народа за свои права. Такое происходит в странах Ближнего Востока: Кувейт, Катар, Непал.
  • Принятые парламентом (конвентом, учредительным собранием) – выражают пожелания народа (Болгария, США).
  • Принятые референдумом (Россия в 1993 г., Армения).

По порядку изменения

По отношению к принятию поправок различают гибкие и жесткие Конституции. Порядок внесения дополнений и поправок установлен в самом документе. Рассмотрим подробнее:

  • Изменение гибких Конституций возможно в законодательном порядке. К таким относятся Основные законы Великобритании, Израиля.
  • Осуществить поправки к жестким Конституциям сложнее. Это делается только для поддержания стабильности закона. Такими конституциями обладают Австрия, Дания, Египет, Япония.
  • Комбинированные Конституции возможно подвергнуть лишь частичным изменениям. Примеры: Основной закон РФ, Конституция Индии.

По срокам действия

Время действия некоторых Конституций ограничивается определенными сроками. В связи с этим выделяют:

  • Постоянные Конституции, чей срок действия неограничен. К ним относятся Конституции большинства стран.
  • Временные Конституции создаются в переходный для страны период государственных переворотов.

По уровню территориального устройства

По форме государственного устройства по территориальному признаку Конституции могут быть федеративными и унитарными. Кроме того, субъекты федерации могут создавать свои Конституции.

Разграничение по охвату территории:

  • Федеративные – провозглашают принципы государства, правовое положение его субъектов. Это Конституции ФРГ, Индии, России, США.
  • Унитарные – закрепляют общую для всей страны систему права, систему органов государственной власти (Франция, Италия, Испания).

Текст Конституции служит основой конституционного права. В российской правовой системе оно является основополагающей отраслью, определяет порядок организации и работы органов государственной власти, права граждан. Нормы конституционного права имеют высшую юридическую силу в нашей стране.

Источник

Виды конституций

Конституции разных государств, государственных образований в силу ряда причин различаются между собой. В теории конституционализма принято выделять виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.

Виды конституций по форме выражения:

Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.

Неписаная конституция — совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.

Виды конституций по субъектам принятия:

— исходящие от народа (народные конституции).

Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.

Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).

Виды конституций по порядку принятия и изменения:

Гибкая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства.

Жесткая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др. Большинство писаных конституций являются по порядку принятия жесткими.

Выделяют также юридические и фактические конституции .

Юридическая конституция — это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.

Фактическая конституция — действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.

С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.

Реальная конституция — та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.

Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.

Иногда в основу разделения конституций на виды кладут отдельные элементы их содержания. Так, различают конституции по закрепляемой ими форме государственного устройства (конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов Федерации); по форме правления (конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий).

Функции конституции

ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ — важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения. Ф.к. раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, политическую и мировоззренческую (идеологическую) Ф.к. Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.

Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции:

а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (например, ст. 1-16 Конституции РФ);

б) правонаделительную, связанную с закреплением в Основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (например, ст. 83-89, 101, 102, 103, 112-114, 125 Конституции РФ);

в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 Конституции РФ);

г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Политическая, или социально-политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в демократическом политическом режиме. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), в обеспечении взаимодействия политических институтов общества в процессе функционирования всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает и защищает важнейшие ценности — права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию — систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) ослабляет ее юридическую силу.

Кроме этих функций, конституция осуществляет также интеграционную функцию. Все современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы; обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.

Источник

Оцените статью