Скоро: доступ к каталогу только после регистрации на сайте — Регистрация
Оглавление:
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
§ 1. Исторические условия возникновения и развития государств народной
демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
§ 2. Развитие социалистической революции в народно-демократических
государствах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
§ 3. Основные задачи и функции народно-демократических государств на
современном этапе их развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
§ 4. Марксизм-ленинизм о многообразии политических форм социалистического
государства. Особенности политической формы народно-демократического
государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
§ 5. Единство и сплоченность стран социалистического содружества в борьбе за
победу социализма и коммунизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Глава I. Понятие, предмет и система государственного права стран народной
демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
§ 6. Общие замечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
§ 7. Государственное право как отрасль социалистического права стран народной
демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
§ 8. Государственное право стран народной демократии как наука . . . . . . . .65
§ 9. Государственное право стран народной демократии как учебная дисциплина . 82
Глава II. Конституции стран народной демократии . . . . . . . . . . . . . . . 88
§ 10. Понятие и сущность конституций стран народной демократии . . . . . . . .88
§ 11. Конституционное развитие стран народной демократии . . . . . . . . . . .93
§ 12. Основные принципы конституций стран народной демократии . . . . . . . .104
§ 13. Особенности конституций отдельных стран народной демократии . . . . . .109
§ 14. Роль и значение конституций в социалистическом строительстве в странах
народной демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112
Глава III. Общественное устройство стран народной демократии . . . . . . . . 117
§ 15. Понятие и основные принципы общественного устройства стран народной
демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
§ 16. Экономическая основа стран народной демократии . . . . . . . . . . . . 123
§ 17. Классовая структура общества в странах народной демократии . . . . . . 131
§ 18. Политическая основа стран народной демократии . . . . . . . . . . . . .135
§ 19. Руководящая и направляющая роль коммунистических и рабочих партий в
народно-демократических государствах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
§ 20. Народные фронты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148
§ 21. Однопартийная и многопартийная система в странах народной демократии . 154
Глава IV. Государственное устройство стран народной демократии . . . . . . . 163
§ 22. Понятие и форма государственного устройства народно-демократических
государств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
§ 23. Суверенитет народно-демократических государств . . . . . . . . . . . . 163
§ 24. Национально-территориальная автономия в странах народной демократии . .172
§ 25. Административно-территориальное деление стран народной демократии . . .180
Глава V. Правовое положение граждан стран народной демократии . . . . . . . .184
§ 26. Общие замечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184
§ 27. Гражданство народно-демократических государств . . . . . . . . . . . . 186
§ 28. Понятие и социалистический характер основных прав и обязанностей
граждан народно-демократических государств . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
§ 29. Основные (конституционные) права граждан . . . . . . . . . . . . . . . 202
§ 30. Право убежища . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .216
§ 31. Основные (конституционные) обязанности граждан . . . . . . . . . . . . 217
Глава VI. Избирательное право стран народной демократии . . . . . . . . . . .221
§ 32. Понятие избирательного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
§ 33. Развитие избирательного права в странах народной демократии . . . . . .224
§ 34. Основные принципы избирательного права в странах народной демократии . 226
§ 35. Порядок организации и проведения выборов в странах народной демократии 230
§ 36. Ответственность депутатов перед избирателями . . . . . . . . . . . . . 234
Глава VII. Основные принципы организации и деятельности органов народно-
демократического государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
§ 37. Слом старого и создание нового государственного аппарата в странах
народной демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .236
§ 38. Система органов народно-демократического государства и ее основные
принципы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
§ 39. Главное направление в развитии социалистической государственности в
странах народной демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255
Глава VIII. Высшие органы государственной власти в странах народной
демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
§ 40. Общие замечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .261
§ 41. Верховные представительные органы государственной власти . . . . . . . 262
§ 42. Президиумы верховных представительных органов. Государственные
Советы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
§ 43. Президенты (Председатель) народно-демократических республик . . . . . .284
Глава IX. Высшие органы государственного управления в странах народной
демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
§ 44. Общие замечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .289
§ 45. Народно-демократические Правительства . . . . . . . . . . . . . . . . .290
§ 46. Центральные отраслевые органы государственного управления . . . . . . .296
§ 47. Организация управления народным хозяйством в странах народной
демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Глава X. Местные органы государственной власти и государственного управления
в странах народной демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
§ 48. Общие замечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
§ 49. Система, компетенция и основные формы работы местных органов
государственной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
§ 50. Местные органы государственного управления . . . . . . . . . . . . . . 319
§ 51. Органы государственной власти и государственного управления
национально-территориальных единиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
Глава XI. Суд и прокуратура в странах народной демократии . . . . . . . . . .331
§ 52. Общие замечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .331
§ 53. Судебная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
§ 54. Прокуратура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .347
Источник
Глава 35. Страны «народной демократии»
По так называемой Атлантической хартии, подписанной 14 августа 1941 года, Соединенные Штаты и Великобритания брали на себя обязательство, что по окончании войны с Германией обе названные державы «не будут стремиться ни к каким территориальным изменениям», не согласятся и на всякие другие территориальные перемены, не находящиеся в согласии с желаниями народов, и что, наконец, обе эти державы будут уважать права всех народов выбирать себе форму правления».
24 сентября 1944 г. Советский Союз как равноправный член антигитлеровской коалиции присоединился к Атлантической хартии, не возразив против названных выше трех принципов.
Победоносное окончание войны сделало Советский Союз мировым лидером такого значения, что он мог, по своему обыкновению, использовать это в международных соглашениях, что отвечало интересам правящей кучки советских лидеров во главе со Сталиным, и, наоборот, попирать и отбрасывать под тем или иным прикрытием то, что они считали нужным в своей политической игре.
Соответственно с тем Советский Союз насильственно присоединил к себе — до войны — независимые Прибалтийские республики Литву, Латвию и Эстонию, прикрыв и оккупацию названных стран, и навязанный им режим фиговым листком «добровольного согласия» народов на преподнесенные им перемены.
В наши дни, как хорошо известно, народы названных стран обрели государственную независимость и строят свою жизнь по общедемократическим и своим национальным традициям.
Очищение польских земель от гитлеровцев и оккупация Польши позволили Советскому Союзу вручить власть так называемой Польской рабочей партии (то есть коммунистической). Этому предшествовал ряд маневров. В июле 1944 года в только что освобожденном от гитлеровцев г. Холме был создан орган, временно управлявший делами государства (так называемый Польский Комитет национального спасения). Уже в его манифесте был употреблен термин «народно-демократическое государство», что означало на практике курс на строительство «польского социализма». В 1947 году состоялись первые выборы в Законодательный сейм, вручивший всю полноту власти Польской коммунистической партии. Конституция 1952 года провозглашала Польшу «государством народной демократии». В 1876 году в польскую конституцию был внесен в числе других знаменитый символ: «Польская народная республика является социалистическим государством».
По тому же сценарию — с учетом местных особенностей (например, с тем, что Румыния и Болгария были формально монархиями), были созданы все другие государства «народной демократии» — Чехословакия, Румыния, Болгария, Венгрия, наконец, Германская Демократическая Республика (потребовавшая больших широковещательных маневров, поскольку Западная Германия настаивала на воссоединении своих земель на Востоке).
Нет необходимости вдаваться в дальнейшие подробности, даже и при том, что «страны народной демократии» просуществовали около 50 лет. Как только в СССР началась «перестройка» и стало ясно, что советские армии не будут подавлять народные движения, выступившие с требованиями независимости, как это было с подавлением венгерского и чехословацкого народных движений против господства СССР с его тоталитарной идеологией и постоянным вмешательством в дела внешне суверенных государств Восточной Европы, — народы названных выше стран свергли угнетательские, тоталитарные режимы и пошли своим собственным, хотя не столь легким путем, как могло показаться вначале.
В «социалистическом лагере» прошлых лет была, конечно, и Югославия — страна, которая собственной повстанческой армией (хотя и не без помощи СССР) добилась изгнания немецких оккупантов. В одно время Сталин приказал относиться к Югославии резко отрицательно (проявила самостоятельность!), пока визит Н.С. Хрущева — тогдашнего лидера КПСС — в Белград не положил начало нормальным взаимоотношениям между нашими странами.
Источник
59. Государства «народной демократии» в странах Центральной и Юго- Восточной Европы во второй половине XX в.: основные институты права и общества.
«Стра́ны наро́дной демокра́тии» — определение формы политической организации общества, которая сложилась после Второй мировой войны в ряде стран мира [1] — новой формы перехода к социализму, которая развилась в ходе Второй мировой войны и продолжалась по её окончании в ряде стран Европы и Азии[2] (в т.ч. в Центральной и Восточной Европе — Албании, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме[3], ГДР[3], Китае[4], КНДР, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии). Народная демократия рассматривалась как промежуточный этап при переходе от «буржуазной демократии» к «социалистической государственности».
В политическом плане страны народной демократии характеризовались многопартийностью и нахождением у власти правительств Национальных (Народных) фронтов во главе с коммунистическими партиями.
Национальные фронты в Европе возникли для решения общенациональных задач — освобождения от фашизма, восстановления национальной независимости, обеспечение демократических свобод населению. В состав фронтов входили рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а в некоторых странах и буржуазные партии. Правительства Национальных фронтов пришли к власти во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943-1945 годах. В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фронтах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства, в других странах были созданы коалиционные правительства.
Социалистические преобразования в рамках «Народно-демократической революции» осуществлялись с использованием парламента, в рамках буржуазной конституции. Слом старой государственной машины происходил более постепенно, чем в СССР, некоторое время сохранялись старые политические формы. Одной из отличительных черт народной демократии являлось, как правило, сохранение всеобщего и равного избирательного права за всеми гражданами, включая буржуазию. При этом в Румынии, Венгрии и Болгарии сохранился институт монархии.
олитикой Национальных фронтов предусматривалось изъятие собственности фашистов и их сообщников, такие предприятия переходили под государственное управление. Прямого требования ликвидации капиталистической собственности не выдвигалось. При сохранении частных и кооперативных предприятий значительно большую, чем в довоенный период, роль стал играть государственный сектор.
В странах народной демократии проводилась аграрная реформа, в результате которой проводилась ликвидация крупного помещичьего землевладения по принципу «Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает». Конфискованная земля, в первую очередь — у сотрудничавших с оккупантами землевладельцев — передавалась частично крестьянам (за невысокую плату), частично переходила к государству. В тех странах, с территорий которых происходило выселение немцев на территорию Германии (Польше, Чехословакии и Югославии), их земли также конфисковывались.
В своей внешней политике страны народной демократии в значительной мере ориентировались на Советский Союз. С рядом правительств ещё во время войны были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве (с Чехословакией — декабрь 1943 года, с Югославией и Польшей — апрель 1945 года). В бывших союзниках гитлеровской Германии (Болгария, Венгрия и Румыния) действовали Союзные контрольные комиссии с участием представителей СССР,СШАиВеликобритании, однако присутствие советских войск позволяло СССР оказывать большее влияние на политику и экономику этих стран.
Создание народно-демократических правительств позволило коммунистам прийти к власти и начать строительство социализмамирным путём, безгражданских войни общественных потрясений, на основе межклассового союза и вовлечения в политическую жизнь широкого круга политических сил, то есть иначе, чем это происходило в СССР. Однако с началом Холодной войны и усилением экономического и политического противостояния произошло ужесточение политического режима и ускорение во многих странах перехода к социалистическим формам в экономике. К середине 1947 года во многих странах коммунистические партии вытеснили из Национальных фронтов своих союзников справа и укрепили свои позиции в руководстве государством и экономической жизнью.
В 50-е — 80-е годы XX века термин страны народной демократии часто применялся для обозначения совокупности всех социалистических странс многопартийной системой.
Источник