Конституции стран персидского залива

Политические системы «нефтяных монархий» Персидского залива: сравнительный анализ.

Монархии делятся на абсолютные (неограниченные) и конституционные (ограниченные). Современные арабские монархии можно разделить на две основные группы. Первая из них включает абсолютные монархии, где правительство ответственно лишь перед главой государства. Это — ОАЭ, Оман, Катар и Саудовская Аравия. Ко второй группе — группе конституционных монархий — относятся Кувейт и Бахрейн, где правительство ответственно и перед монархом и перед парламентом.

Государства, входящие в состав первой группы, в свою очередь, нуждаются в подразделении на несколько разновидностей с точки зрения особенностей формы правления.

  • Оман и Королевство Саудовская Аравия характеризуются отсутствием конституции.
  • Другую разновидность первой группы образуют монархические государства, в которых действуют писаные конституции, — ОАЭ и Катара

Вторая группа стран( Бахрейн, Кувейт). Ко второй группе относятся монархические государства, где правительство несет ответственность не только перед монархом, но и перед парламентом или только перед последним. Дополнительным и очень важным отличием государств этой группы от предыдущей служит наличие выборного законодательного органа в системе центральных органов государства.

Страны, входящие во вторую группу, близки между собой по форме правления (Кувейт и Бахрейн). Кувейт первым среди протекторатов Персидского залива получил независимость.

Обе конституции формально содержат значительные ограничения властных прерогатив монархов. Достаточно сказать, что обе они закрепляют положение, в соответствии с которым «…никто, в том числе и эмир, не может до истечения пяти лет с момента принятия конституции предлагать какие-либо поправки к ней…». Конституции стран Азии.

Читайте также:  Страны второго типа воспроизводства населения цель демографической политики

Система высших органов и взаимоотношения между ними идентичны в обеих странах и основаны на принципе разделения властей, закрепленном в конституции. Главой государства является наследственный монарх — эмир. Законодательная власть принадлежит эмиру и выборному Национальному собранию «В соответствии с настоящей Конституцией законодательной властью наделяются эмир и Национальное собрание» Конституции стран Азии., а исполнительная — эмиру и совету министров «Исполнительной властью наделяется эмир, Совет Министров».

Источник

Зелёный Социализм

Разделы

Вход в систему

Сейчас на сайте

Поиск

Ссылки

Ресурсы

Разместите баннер у себя на сайте или в блоге:

Монархии Персидского залива

03.02.2015, Александр Родригес

5 фактов о политической жизни Саудовской Аравии, ОАЭ и других государств Аравийского полуострова

Аравийские нефтедобывающие монархии — это королевство Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Объединённые Арабские Эмираты и Оман. Если говорить об аравийских монархиях в целом, то в эту шестёрку нефтедобывающих не входит королевство Иордания из-за отсутствия там углеводородных ресурсов.

Эти страны объединяет целый ряд общих черт и тенденций развития: географическая близость, преимущественно родоплеменная структура населения, наличие в их недрах нефтяных богатств, форма государственного правления. Среди многих общих тенденций развития определяющим является то, что ещё в середине XX века рассматриваемые государства являлись отсталой периферией арабского мира, окутанной неравноправными концессионными соглашениями. А позже, в конце 1960-х годов и в последующие годы, в связи с увеличением добычи нефти и ростом цен на неё, образованием ОПЕК и с появлением первых энергетических кризисов значение этих стран в мировой экономике и политике стало быстро возрастать.

1. Образование монархий Персидского залива

Прежде всего нужно отметить, что весь Аравийский полуостров вместе со священными городами Меккой и Мединой ещё в начале XVI века вошёл в состав некогда могущественной Османской империи и оставался там вплоть до её развала.

В 1918 году на полуострове осталось шесть независимых государств: Хиджаз, Неджд, Джебель-Шаммар, Асир, Северный Йемен, а также часть современного Омана — имамат Оман. Первая четвёрка впоследствии вошла в королевство Саудовской Аравии.

1920 год был охвачен борьбой за объединение аравийских земель вокруг Неджда, возглавляемого потомственной династией эмиров Саудитов. Это была их третья попытка создания ваххабитского государства на всей или хотя бы на большей части Аравийского полуострова. Тогда новый глава Неджда Абд аль-Азиз ибн Сауд должен был с этим спешить, так как британское правительство уже сформировало территориально-политическую структуру ближневосточных стран, и при этом они опирались прежде всего на враждебные Саудитам кланы.

В результате успешных военных кампаний и завоеваний 18 сентября 1932 года был издан декрет «Об объединении частей Арабского королевства», которое отныне получило название Королевство Саудовская Аравия.

Отметим, что собственно колониального прошлого у Саудовской Аравии не было, потому что имеющее в том числе и религиозный характер включение в состав Османской империи так рассматриваться не может. А вот остальные пять эмиратов или предшествующие им племенные объединения входили в целом в орбиту британского колониализма в течение длительного времени.

К началу 1970-х годов политика Великобритании в зоне Персидского залива потерпела фиаско. Правительство метрополии приняло решение о выводе до конца 1971 года английских войск из региона. У англичан были неоколониальные планы по созданию так называемых восточноаравийских или южноаравийских федераций, но они не состоялись. На основе бывших протекторатов возникли государства в современных границах, а семь мелких эмиратов Договорного Омана составили новое государство — Объединённые Арабские Эмираты.

2. Традиции престолонаследия

Все современные династии аравийских монархий произошли из племенных структур. Все династии основывались авторитетными племенными богословами, проповедниками, религиозными авторитетами, за исключением самой могущественной саудовской династии, произошедшей от племенных вождей из рода Ааль Сауда.

В традициях престолонаследия среди аравийских монархий есть единственное отличие: во всех так называемых малых княжествах, или эмиратах, действует прямой принцип престолонаследия от отца к сыну. В Саудовской Аравии более архаичная форма — среди братьев: от старшего брата к младшему. Но тут были исключения. На этот выбор действует совет старейших, наиболее авторитетных членов саудовского дома. И иногда эти старейшины вместе с верхушкой улемов могут оказать влияние на выбор между братьями.

Так, например, в 1964 году был отрешён от власти король Сауд и возведён на престол его младший брат Фейсал, а верховный муфтий оформил этот «семейный переворот», присягнув ему на верность.

Важно упомянуть, что принципы престолонаследия нигде не закреплены законодательно. Они основаны на племенных обычаях и традициях.

3. Роль монарха и других политических институтов в жизни общества

Монархий много и на Западе, и на Востоке. Однако у аравийских монархий присутствует особый тип восточно-абсолютистской монархии, которая обладает ярко выраженным родоплеменным окрасом, могущественным компонентом родоплеменных отношений и пережитков. С одной стороны, живы адаты, то есть непреложные законы племён и традиции родоплеменного строя. С другой стороны, современные законодательные органы имеют орнаментальный вид, фактически не ограничивая власть правящих кланов.

Роль монарха очень велика. Монархи являются неограниченными правителями, по крайней мере формально. Если и есть фактические ограничения, то они связаны с родовой верхушкой, потому что такие решения принимаются наиболее авторитетными и старейшими членами правящей родовой группы.

В эмиратах, или малых княжествах Персидского залива, принимались временные конституции. Действовали они очень долго. Лишь в конце XX или в начале XXI века временные конституции были превращены в постоянные конституции, были созданы парламенты, определённые меджлисы, очень ограниченные, с очень узкой формой избирательности, за одним, впрочем, исключением, которым опять является Саудовская Аравия.

С момента её образования было объявлено, что конституцией Саудовской Аравии является Коран. 31 января 1992 года королём Фахдом было объявлено о принятии первого основного закона, главным содержанием которого опять же объявлялись Коран и Сунна. Западные специалисты чаще всего склонны признавать этот основной закон реальной конституцией.

Из всего вышесказанного становится ясно, что парламенты и конституции в нефтедобывающих монархиях Персидского залива имеют скорее декоративный, орнаментальный характер, особенно в Саудовской Аравии. Хотя, конечно, системы власти, государственные и политические институты представлены в полной мере. К примеру, совет министров, где чаще всего премьером является правящий монарх, а братья его занимают самые крупные посты, особенно силовых министров.

4. Отношения с исламом

Богословы в монархиях Персидского залива пока не претендуют и не претендовали на главенствующую роль в обществе, однако их влияние очень велико.

После кризиса в заливе 1990–1991 годов, «Бури в пустыне», на волне ожиданий некой оттепели, жажды смягчения действующих религиозных регламентаций король Саудовской Аравии Фахд разрешил открытие первого в стране кинотеатра в столице Эр-Рияде. Тогда часть авторитетных, но при этом достаточно радикальных богословов объявили о том, что если хоть один «дом дьявола» объявится на священной земле ислама, то они покинут страну.

Случай, в общем-то, уникальный: король вынужден был отменить свой указ. Но важно отметить: это скорее мягкий шантаж, но не угроза основам королевской власти. В принципе, все монархи позиционируются в своих странах как «столпы ислама», «защитники мусульманских ценностей и законности».

При этом в каждой из стран присутствует конфессиональный и протестно настроенный компонент шиитов. Например, в Бахрейне их даже большинство. В Саудовской Аравии самая экономически развитая и многочисленная по населению провинция Эль-Хаса заселена в основном протестными шиитами.

В той же Саудовской Аравии суннизм имеет ваххабитский окрас. Отметим, что термин «ваххабизм» — это западное «изобретение» первых европейских путешественников: Нибура, Бурхардта и других, которые во второй половине XVIII века проникли на территорию Хиджаза, маскируясь под мусульман. И он никогда не употребляется в королевстве.

В Омане ислам представлен ибадизмом. Это одно из ответвлений давнего, возникшего ещё на заре ислама в середине VII века религиозно-протестного движения хариджитов.

Разная степень оппозиционной мусульманской активности в монархиях Персидского залива связана с давлением исламизма, то есть политического ислама, ставшего мощнейшим фактором общественной жизни в последней четверти XX века.

5. Современные политические тенденции

Монархиям не обязательно «умирать». Мы это видим и на Западе, и на Востоке. Они могут трансформироваться, что они и пытаются делать сейчас. Вопрос: с каким успехом? Рассматриваемые страны делают это с единственной целью — сохранение правящих режимов. Именно с этой целью и был создан в 1981 году Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива из этой шестёрки государств, который является союзом правящих кланов, призванным охранять их интересы.

Устойчивость монархий зависит от силы дестабилизирующих тенденций. Угрожает им многое. Из внешних факторов это в недалёком прошлом Ирак и Иран. Из внутренних факторов следует отметить несоответствие устаревших политических форм и государственных структур новой социально-экономической структуре общества. Новые прогрессивные по отношению к традиционному населению социальные слои и политические силы чувствуют себя крайне некомфортно в условиях монархического пресса, жёстких религиозно-средневековых регламентаций, требуют справедливого распределения общественных богатств.

Угрозой стабильности является наличие огромного контингента иностранной рабочей силы, во многом, по сути, замещающей национальный рабочий класс. Надо отметить, что палестинцы, сирийцы, пакистанцы могли родиться в Саудовской Аравии, но ни они, ни их дети, ни их внуки не могут получить подданства. И, естественно, будучи эксплуатируемыми на своей новой Родине, они не имеют льгот коренных жителей. И это также мощный дестабилизирующий фактор.

Конечно, угрозой являются формирующиеся исламистские течения любого характера. Может быть опасен любой вид радикального фундаментализма.

Источник

Arab states of the Persian Gulf

The Arab states of the Persian Gulf are the seven Arab states which border the Persian Gulf, namely Bahrain, Kuwait, Iraq, Oman, Qatar, Saudi Arabia and the United Arab Emirates (UAE). [1] [2] [3] All of these states except Iraq are part of the Gulf Cooperation Council (GCC), [4] and prefer to use the term «Arabian Gulf» rather than the historical name of the Persian Gulf. [5] [6] [ additional citation(s) needed ]

Contents

Politics

Some states are constitutional monarchies with elected parliaments. Bahrain (Majlis al Watani) and Kuwait (Majlis al Ummah) have legislatures with members elected by the population. [ citation needed ]

The Sultanate of Oman also has an advisory council (Majlis ash-Shura) that is popularly elected. [ citation needed ] In the UAE, a federation of seven monarchical emirates, the Federal National Council functions only as an advisory body, but some of its members are now chosen via a limited electoral college nominated by the seven rulers. [ citation needed ] Saudi Arabia remains a hereditary monarchy with limited political representation. In Qatar, an elected national parliament has been mooted and is written into the new constitution, but elections are yet to be held. [7] Saudi Arabia and Qatar are the two Arab states and absolute monarchies to have never held elections since their respective establishments as nations in 1932 and 1971. [8]

Freedom of press

Press in the Arab states of the Persian Gulf have varying degrees of freedom with Kuwait topping the league with a lively press that enjoys considerably more freedom than its Persian Gulf counterparts according to Freedom House and Reporters Without Borders. Both organizations rank Kuwait’s press as the most free of all Arab states of the Persian Gulf and, in fact, rank amongst the top three most free press in the Arab world. [9] [10] Qatar and Oman come in second and third respectively within the regional ranks.

Peace

The six Arab states of the Persian Gulf lie in a volatile region and their six governments, with varying degrees of success and effort, try and advance peace in their own countries and other countries. However, Arab countries in the Persian Gulf region — specifically Saudi Arabia and Qatar — stand accused of funding Islamist militants such as Hamas and the Muslim Brotherhood. [11] According to the Institute of Economics and Peace (IEP)’s Global Peace Index of 2016, the six governments had varying degrees of success in maintaining peace amongst their respective borders with Qatar ranked number 1 amongst its regional peers as the most peaceful regional and Middle Eastern nation (and ranked 34 worldwide) while Kuwait ranks second in both the regional and the Middle East region (and 51 worldwide) followed by the UAE in the third spot (61 worldwide). [12]

Economy

All of these Arab states have significant revenues from petroleum. The United Arab Emirates has been successfully diversifying the economy. 79% of UAE’s total GDP comes from non-oil sectors. [13] Oil accounts for only 2% of Dubai’s GDP. [14] Bahrain has the Persian Gulf’s first «post-oil» economy because the Bahraini economy does not rely on oil. [15] Since the late 20th century, Bahrain has heavily invested in the banking and tourism sectors. [16] The country’s capital, Manama is home to many large financial structures. The UAE and Bahrain have a high Human Development Index (ranking 31 and 42 worldwide respectively in 2019) and was recognised by the World Bank as high income economies.

In addition, the small coastal states (especially Bahrain and Kuwait) were successful centers of trade and commerce prior to oil. Eastern Arabia also had significant pearl banks, but the pearling industry collapsed in the 1930s after the development of cultured pearl methods by Japanese scientists. [ citation needed ]

According to the World Bank, most of these Arab states have been the world’s most generous donors of aid as a share of GDP. [17]

Источник

Оцените статью