Конституционное государственное право зарубежных стран как учебная дисциплина понятие

Конституционное право зарубежных стран

Конституционное (государственное) право зарубежных стран как учебная дисциплина

Конституционное право зарубежных стран в той или иной форме преподается во всех юридических вузах и на факультетах. Объем и содержание этой учебной дисциплины определяются учебными программами, которые теперь разрабатываются кафедрами и утверждаются советами вузов и факультетов.

До 1990 года в учебных планах значились обычно две учебные дисциплины, изучавшие зарубежные страны: «Государственное право буржуазных и развивающихся стран» и «Государственное право зарубежных социалистических стран». В некоторых учебных заведениях преподавался интегральный курс государственного права СССР и зарубежных стран либо с советским государственным правом объединялось государственное право зарубежных социалистических стран.

События 1989 года показали, что учебная дисциплина «Государственное право зарубежных социалистических стран» практически утратила свой предмет. Утопический характер идеи социализма был окончательно разоблачен. Бессмысленным оказалось деление стран на «буржуазные» и «социалистические». А следовательно, оказалось возможным создать единый учебный курс «Конституционное (государственное) право зарубежных стран».

Конституционное право как учебная дисциплина имеет значительно более узкое содержание, чем одноименная наука. Программа учебного курса «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» Московской государственной юридической академии (МГЮА) и некоторых других юридических вузов предусматривает, что учебный материал состоит из двух частей: общей, в которой концептуально изучаются понятие и основные институты конституционного права, и особенной, где излагаются основы конституционного права отдельных стран. В МГЮА это следующие 15 стран: США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Швейцария, Польша, Венгрия, Болгария, Китай, Япония, Индия, Индонезия, Бразилия. В этот перечень входят крупнейшие страны мира, и он наглядно иллюстрирует богатство и многообразие конституционно-правовых систем современности.

Читайте также:  Социальная политика стран африки

Нельзя не согласиться с доц. Н.А. Богдановой в том, что общая часть должна быть единой для всех конституционно-правовых дисциплин, включая учебные дисциплины «Российское конституционное право» и «Конституционное право зарубежных стран Содружества независимых государств». Действительно, логичнее, чтобы студенты изучили сначала общую теорию конституционного права, а затем конкретику – конституционное право России и других стран.

Систему изучения обшей части конституционного права зарубежных стран каждая кафедра выстраивает, разумеется, самостоятельно. Однако ознакомление с программами различных вузов показывает, что в этих программах много общего, а структурные различия невелики. В этом легко убедиться, если сравнить структуру упомянутых новых учебников. Несколько больше специфики в структуре учебников М.Ф. Чудакова и К.В. Арановского.

Что касается зарубежных учебников конституционного права, то в них излагается конституционное право соответствующей страны, а общетеоретические положения сообщаются либо в кратком или подчас достаточно развернутом введении к каждой главе или параграфу, либо в первых частях, где идет речь о конституции и конституционном праве вообще. Надо сказать, что по кругу проблем и подходу к ним учебники конституционного права в европейских странах, серьезно различаясь между собой, весьма отличаются от наших учебников. Но притом во всех них, разумеется, есть и общее. Наряду с теорией конституции это прежде всего проблематика прав человека и гражданина и проблематика организации публичной власти.

Американские же учебники отличаются от европейских, включая российские, особенно резко.

Чтобы дать об этом представление, приведем перечень глав одного из американских учебников:

  1. суды и судебная проверка (эта глава начинается, между прочим, все же с понятия конституции);
  2. федеративная система;
  3. власть Конгресса;
  4. оговорка о торговле (имеется в виду практика Верховного суда, который широко толкует федеральное полномочие регулирования торговли между штатами для расширения федеральной компетенции);
  5. исполнительная власть;
  6. права собственности;
  7. уголовный процесс;
  8. первая поправка к Конституции о свободах и частной жизни;
  9. равная защита.

Содержание этих учебников опирается не столько на нормы Конституции, сколько на решения Верховного суда и даже особые мнения его судей.

Расширяющаяся практика конституционной юстиции привела к появлению подобного подхода и в европейской учебной литературе. В качестве примера можно привести составленную немецкими профессорами Инго Рихтером и Гуннаром Фольке Шуппертом «Книгу судебных дел по конституционному праву», в названии которой первые три слова даны на английском языке (по-английски это, правда, одно слово).

Изучение конституционного права зарубежных стран имеет большое познавательное значение. Многие конституционно-правовые институты, действующие или возникающие в нашей стране, появились первоначально в конституционном праве зарубежных стран (конституции, права и свободы человека и гражданина, федерализм, парламентаризм, разделение властей и др.). Их изучение позволит познать закономерности развития данной отрасли права, социальную ценность политических институтов и конституционно-правовых отношений в любой стране. Оно способствует формированию демократических взглядов, современного правосознания.

Ознакомление студентов с национальными особенностями конституционного права отдельных зарубежных стран – исторически сложившаяся особенность преподавания зарубежного конституционного права в нашей стране, хотя некоторые преподаватели и не разделяют этого подхода. Она способствует пониманию специфики развития конституционного права в том или ином государстве, воспитывает уважение к праву каждого народа на выбор своей судьбы, на устройство своего государства и своей жизни вообще.

Для выезжающих за границу изучение данной учебной дисциплины имеет и практическое значение: любой культурный человек, тем более юрист, должен понимать конституционный строй страны, в которую приезжает. Мы считаем, что образованный юрист должен иметь представление о конституционном праве наиболее значительных для нас зарубежных стран.

Изучение конституционного права зарубежных стран предполагает, что студентам уже известны основы теории государства и права, история государства и права, логика и ряд других дисциплин. Знание данной дисциплины служит фундаментом для усвоения ряда новых, в частности международного публичного права. Конечно, оно требует постоянного сравнения с отечественным конституционным правом, которое, будем надеяться, все же станет на деле в полной мере таковым. Усвоение конституционного права зарубежных стран позволит, кроме того, ориентироваться в основах любой отрасли права этих стран, поскольку такие основы составляют важный элемент конституционного права.

Словом, овладение данной учебной дисциплиной совершенно необходимо для приобретения широкого профессионального кругозора, без которого нет полноценного специалиста и вообще интеллигента. Профессиональная эрудиция, профессиональные навыки – это тот товар, с которым работник умственного труда выходит на рынок. От его качества и от умения его постоянно совершенствовать напрямую зависит жизненный успех.

Поэтому лишних знаний здесь быть не может, и данная учебная дисциплина – такой же кирпичик в фундаменте профессиональной квалификации юриста, как и любая другая. Выньте кирпичик, и фундамент может развалиться. Какую бы юридическую проблему ни пришлось решать в будущем, знание мирового опыта всегда принесет пользу.

Источник

Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

По учебному курсу «Конституционное право зарубежных стран»

Часть I

Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина.

Из учебных курсов общего конституционного права и конституционного права России известно, что категория “конституционное право” рассматривается по меньшей мере в трех аспектах:

· как самостоятельная отрасль национальной системы права,

· как отрасль юридической науки и

· как учебная дисциплина.

Основными методами и учебной дисциплины, и науки конституционного права являются формально-логический, сравнительно-правовой, исторический и некоторые иные методы.

Формально-логический метод состоит в том, что правовые явления познаются (изучаются) на основе анализа логических структур и правовой формы, т.е. изучаются сами источники права. Например, что представляет собой конституция, каково ее содержание и т.п. Что же касается сравнительно-правового метода, то это изучение конституций и иных актов конституционного законодательства различных государств путем их сопоставления, выявления сходства и различия между ними, а также анализ закрепленных в них конституционно-правовых норм. Исторический метод позволяет выявлять тенденции в развитии конституционно-правовых норм, институтов и конституционных правоотношений через изучение их генезиса.

Некоторые ученые рассматривают конституционное право зарубежных стран в двух аспектах: как отрасль (или подотрасль науки конституционного права) и как учебную дисциплину. Если применительно к категории “конституционное право” это приемлемо, то рассматривать конституционное право зарубежных стран как отрасль или подотрасль конституционной науки, как представляется, не вполне корректно, поскольку в предмет исследования науки конституционного права непременно входят вся совокупность конституционно-правовых норм и институтов, действующих в различных странах, складывающиеся в этих странах общественные отношения, составляющие предмет конституционно-правового регулирования, а также суждения, выводы ученых и результаты научных исследований. По тем же основаниям в рамках конституционно-правовой науки не может быть обособлена в качестве самостоятельной отрасли или подотрасли и конституционно-правовая наука России. Допустимо говорить о том, что конституционно-правовые нормы и институты, а также регулируемые ими отношения, складывающиеся в тех или иных зарубежных странах, могут быть предметом отдельных конституционно-правовых исследований, но не науки в целом. Любой исследователь, изучая конституционно-правовые нормы и институты России или любой другой страны, опирается на весь конституционно-правовой материал, выводы и умозаключения как отечественных, так и зарубежных ученых.

Таким образом, есть самостоятельная наука конституционного права как отрасль юридической науки и самостоятельная учебная дисциплина – конституционное право зарубежных стран. В рамках данной учебной дисциплины рассматриваются нормы и институты конституционного права, действующие в зарубежных странах.

Конституционное право зарубежных стран как самостоятельный учебный курс изучается практически во всех ведущих юридических вузах страны. Чем же предопределена необходимость выделения данного курса?

Политическая карта мира, отражающая количественные и качественные характеристики стран мира, формы правления и политико-территориального устройства, отличается в настоящее время большим разнообразием: республики и монархии, федеративные и унитарные государства. Государства различаются по величине территории, численности населения, географическому положению и другим геополитическим признакам (табл. 1). Кроме того, политическая карта мира характеризуется наличием различных межгосударственных объединений, союзов, блоков.

По приводимым в различных источниках данным, в мире в настоящее время насчитывается около 230 стран, из которых 190 – суверенные государства. Среди них более 140 государств имеют республиканскую форму правления, свыше 30 монархий, около 30 государств (территорий) являются владениями (или находятся под прямым управлением) Великобритании, США, Австралии и других государств, около 20 стран считаются независимыми государствами в составе британского Содружества, около 10 стран являются заморскими департаментами или свободно ассоциированными государствами.

В современном мире насчитывается свыше двух десятков федераций, каждая из которых отличается числом субъектов, основаниями и формами образования, характером взаимоотношений между федеральными и региональными органами власти (табл. 2). Десятки унитарных государств имеют в своем составе автономные образования с различной степенью самостоятельности. В последнее время выкристаллизовывается еще одна форма политико-территориальной организации государства – регионалистское государство.

Для современного мира характерна высокая динамичность. Изменения политической карты мира происходят, чуть ли не каждый день: трансформируются формы правления, формы государственного устройства, возникают и распадаются межгосударственные союзы; меняются политические режимы; политическая карта пестрит очагами локальных конфликтов на религиозной, этнической, политической и иной почве. Только за последние 15-20 лет на нашей планете появилось около двух десятков новых независимых государств, прекратили существование “нерушимые союзы республик свободных”, распались одни федерации и образовались другие.

Различные аспекты государств мира изучаются многочисленными науками, в числе которых политология и политическая география, экономика и экономическая география, история и др. Немаловажное место при этом отводится юридическим наукам, в том числе и науке конституционного права.

Интерес к исследованию конституционно-правовых институтов зарубежных государств предопределен многими факторами. В том числе и тем, что значительная часть поступающей информации о зарубежных государствах, так или иначе касается конституционно-правовых вопросов. Так, новостные сайты зарубежной прессы чаще всего освещают парламентские, президентские или муниципальные выборы, отставку правительства, формирование кабинета министров, нарушения прав личности и т.п.

В то же время расширение и углубление международного сотрудничества вызывают потребность в научном анализе внутригосударственных событий и явлений, что может, в конечном счете, лежать в основе выработки основных направлений и приоритетов во внешней политике.

Наконец, познание основных тенденций функционирования конституционно-правовых институтов зарубежных стран способствует выработке рекомендаций и предложений по совершенствованию институтов власти и демократии.

Таким образом, одной из задач науки конституционного права является анализ и обобщение такого рода информации, разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию отечественного конституционного законодательства, а самостоятельный учебный курс позволяет дать общее представление об основных конституционно-правовых институтах в зарубежных странах.

Источник

Оцените статью