§ 1. Конституционное право зарубежных стран СНГ как отрасль права
Термин «конституционное право зарубежных стран СНГ», так же как и термин «конституционное право России», употребляется в юридической литературе в трех смыслах. Под этим термином понимается, во-первых, отрасль права, во-вторых, корреспондирующая ей отраслевая наука, и, в-третьих, учебная дисциплина. Эти понятия близкие, но не тождественные.
Долгий спор о названии отрасли «государственное» или «конституционное» привел к примирению сторон. Можно констатировать абсолютное тождество понятий «государственное» и «конституционное» право.
Конституционное право как отрасль права в государствах Содружества представляет собой органическую составную часть национальной системы права. Оно является ведущей отраслью права, закрепляет и регулирует ту сферу общественных отношений, в которых проявляется природа государственной власти, суверенитет народа.
Нормы, составляющие в совокупности конституционное право, затрагивают фундаментальные основы общественно-политического строя, взаимоотношения личности, общества и государства.
Конституционное право как отрасль права в каждой из зарубежных стран СНГ представляет собой внутренне согласованную совокупность юридических норм, закрепляющих: 1) основы конституционного строя этих стран; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) политико-территориальную организацию государства; 4) систему, порядок формирования, основные принципы деятельности и компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления.
Конституционное право занимает ведущее место в системе отраслей национального права зарубежных стран СНГ. Это обусловлено тем, что конституционное право:
1) закрепляет законодательным путем принадлежность власти народу, т.е. народный суверенитет, формы реализации народовластия;
2) нормами конституционного права закрепляются основы конституционного строя зарубежных стран Содружества, такие фундаментальные устои жизни личности, общества, государства, как народовластие, государственный суверенитет, верховенство права и закона, приоритетная роль личности, разделение властей, многопартийность, плюрализм форм собственности, социальный и светский характер государства, сочетание федерализма (Россия), унитаризма и автономии, местное самоуправление;
3) устанавливает основы правового статуса личности (право на жизнь, личную неприкосновенность, свободный выбор гражданства, определение своей национальной принадлежности; демократические личные, социально-экономические и политические права и свободы человека и гражданина, обязанности гражданина; систему материальных, юридических и организационных гарантий этих прав);
4) отражает активную, творческую роль государства. Нормами конституционного права определяются задачи и функции государства на определенном этапе его развития как в области внутригосударственной, так и внешнеполитической деятельности. Конституционные нормы воздействуют на практику государственного строительства. В этом проявляется активная, творческая роль конституционного права как важнейшего инструмента переустройства общества;
5) закрепляет систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования и компетенцию, основы конституционного статуса местного самоуправления; регулирует процедурные вопросы деятельности органов государства;
6) устанавливает иерархию нормативных правовых актов;
7) составляет сердцевину всех отраслей права в государствах Содружества. Нормы конституционного права являются исходными, базовыми для других отраслей права каждой из зарубежных стран СНГ — административного, гражданского, трудового, семейного, экологического, уголовного, финансового, банковского, таможенного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и др. Так, например, устанавливая основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти, их компетенцию, конституционное право дает отправные начала для административного права, которое регулирует отношения, возникающие в связи с исполнительной и распорядительной деятельностью государства. Устанавливая основные принципы налоговой политики государства, определяя порядок принятия государственного бюджета и утверждения отчета о его исполнении, конституционное право создает отправные начала для финансового права.
В то же время наряду с национальными правовыми системами в рамках Содружества начинает складываться общее право СНГ, включающее в себя и конституционно-правовые нормы. Это новая ветвь международного права, которая имеет большое значение в координации интеграционных процессов в странах СНГ.
Конституционное право зарубежных стран Содружества как наука имеет двоякое значение. Это одна из отраслей национального правоведения, т.е. учения о конституционном праве каждой из стран СНГ, а также новое направление компаративистики — науки сравнительного права.
Конституционное право как наука в каждой из зарубежных стран Содружества представляет собой систему взглядов, совокупность знаний об отрасли конституционного права, одну из отраслей правоведения, предметом которой является изучение конституционного права как отрасли права. Эта наука занимается не только анализом действующих конституционно-правовых норм, но и рассматривает процесс их возникновения и развития, изучает конституционно-правовые взгляды и институты, практику деятельности государственных органов, разрабатывает предложения по совершенствованию конституционного законодательства. В то же время конституционное право зарубежных стран СНГ является сравнительно-правовой наукой.
Как учебная дисциплина конституционное право зарубежных стран СНГ представляет собой обобщенные выводы, сделанные в результате научных исследований правоведов. Основу этой дисциплины составляет изучение действующего конституционного права и системы правовых взглядов как отдельно взятых стран Содружества, так и аналитическое сопоставление их конституционно-правовых систем и практики государственного строительства.
Источник
Конституционное право зарубежных стран СНГ — Н.А. Михалева.
§ 2. Членство в СНГ.
|
§ 2. Членство в СНГ
В рамках СНГ имеет место дифференцированное членство. Государства — участники СНГ могут иметь статус: а) постоянного субъекта (государства-учредители и государства-члены); б) ассоциированного субъекта и наблюдателя. Понятие «государство — член СНГ» шире понятия «государство — учредитель СНГ». Государствами-учредителями будут государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к ϶ᴛᴏму Соглашению от 21 декабря 1991 г. к моменту принятия Устава СНГ от 22 января 1993 г.
Государствами — членами Содружества будут государства, в том числе государства-учредители, кᴏᴛᴏᴩые приняли на себя уставные обязательства. Членом Содружества может стать любое государство, кᴏᴛᴏᴩое разделяет цели и принципы СНГ и принимает на себя обязательства, содержащиеся в его Уставе.
Стоит сказать, что каждое из государств-членов может предложить поправки к Уставу. Стоит заметить, что они принимаются Советом глав государств и вступают в силу после их ратификации всеми государствами — членами СНГ.
1 Устав СНГ ратифицирован Верховным Советом РФ 15 апреля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 17. Ст. 608.
При ратификации Устава государства СНГ могут сделать оговорки и заявления по отдельным разделам.
Присоединение к СНГ — не односторонний акт. Стоит сказать, для юридического оформления членства требуется согласие всех государств — участников СНГ.
В рамках Содружества допускается ассоциированное членство. Для присоединения к СНГ на правах ассоциированного члена требуется решение Совета глав государств — высшего органа Содружества. Именно такая форма участия в СНГ определяется соглашением об ассоциированном членстве.
Членство в СНГ ϲʙᴏбодное. Все государства — участники Содружества имеют право на сецессию, т.е. ϲʙᴏбодный выход в одностороннем порядке из состава Содружества. При этом при ϶ᴛᴏм требуется соблюдение определенных процедур, в частности, письменное уведомление депозитария (хранителя) Устава СНГ (Правительство Республики Беларусь) за 12 месяцев до выхода.
Обязательства, добровольно взятые на себя государством-участником с подписанием Устава СНГ, подлежат полному выполнению. Членство в СНГ налагает на государства не только определенные обязательства, но и ответственность за их невыполнение. Устав СНГ влечет юридические последствия для государств-членов через год после его ратификации национальными парламентами и сдачи на хранение депозитарию ϲʙᴏих ратификационных грамот.
Систематические нарушения членом Содружества Устава СНГ, ϲʙᴏих обязательств по соглашениям либо решений органов Содружества должны рассматриваться Советом глав государств. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с нормами международного права к таким государствам могут применяться определенные меры воздействия. К сожалению, принимаемые в СНГ соглашения исполняются плохо, и еще ни разу не были задействованы институты, призванные контролировать выполнение Устава Содружества.
Государства — члены Содружества сотрудничают в различных сферах: государственно-политической, социально-экономической, научной, культурной, экологической, правовой, внешнеполитической, военно-стратегической и др.
В экономической, социальной и правовой сферах целью Содружества будет:
— формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и ϲʙᴏбодного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы;
— координация социальной политики, разработка совместных социальных программ и мер по снижению социальной напряженности в связи с проведением экономических реформ;
— развитие систем транспорта и связи, а также энергетических систем;
— координация кредитно-финансовой политики;
— развитие торгово-экономических связей государств-членов;
— поощрение и взаимная защита инвестиций;
— стандартизация и сертификация промышленной продукции и товаров;
— правовая охрана интеллектуальной собственности;
— развитие общего информационного пространства;
— природоохранительные мероприятия, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
— осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Решения, принимаемые органами СНГ, очерчивают общие рамки совместных намерений, однако не всегда могут быть реализованы всеми государствами-участниками немедленно.
Стоит сказать, что каждое зарубежное государство СНГ, так же как и Российская Федерация, придает важное значение Содружеству, созданному волей независимых государств — бывших союзных республик Советского Союза.
Государства Содружества считают главными направлениями ϲʙᴏей деятельности:
— расширение договорно-правовой базы на базе принципов равноправия, взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела друг друга; формирование системы межпарламентского сотрудничества;
— обеспечение прав и ϲʙᴏбод соотечественников, проживающих в других государствах, а также прав и ϲʙᴏбод граждан данных государств, проживающих на территории стран СНГ;
— всемерное содействие сохранению общего экономического пространства и развитию хозяйственных связей;
— последовательное проведение курса на предотвращение конфликтных ситуаций в СНГ и урегулирование возникающих спорных вопросов политическими средствами;
— обеспечение неуклонного соблюдения политических, экономических, военно-стратегических интересов.
Россия будет одним из государств — учредителей СНГ и равноправным его участником. Согласно Указу Президента РФ «Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств» от 14 сентября 1995 г. № 9401 развитие СНГ отвечает жизненным интересам России, а отношения с государствами Содружества — важный фактор ее включения в мировые политические и экономические структуры.
1 СЗ РФ. 1995. № 38. Ст. 3667.
Приоритетность отношений с государствами — участниками СНГ в российской политике определяется тем, что:
1) на территории СНГ сосредоточены наиболее важные интересы России в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав и ϲʙᴏбод россиян, обеспечение кᴏᴛᴏᴩых составляет основу национальной безопасности страны;
2) эффективное сотрудничество с государствами СНГ будет фактором, противостоящим центробежным тенденциям в самой России.
Главной целью политики России в отношении СНГ будет создание экономически и политически интегрированного объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе.
Развивая отношения с партнерами по СНГ, Россия руководствуется принципом ненанесения ущерба ϲʙᴏим собственным интересам. Позиции стран Содружества крайне важно согласовывать на базе взаимных компромиссов.
Основными политическими задачами России в отношениях с государствами Содружества будут:
| 1) обеспечение стабильности в политической, военной, экономической, гуманитарной и правовой сферах;
2) содействие становлению политически и экономически устойчивых государств СНГ, проводящих дружественную политику в отношении России;
3) укрепление России как ведущей силы формирования новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на территории постсоюзного пространства;
4) наращивание интеграционных процессов в СНГ.
Проблемы взаимоотношений с государствами СНГ постоянно в поле зрения Президента Российской Федерации, парламента и правительства. В Российской Федерации создано Министерство РФ по сотрудничеству с государствами — участниками СНГ, на кᴏᴛᴏᴩое возлагается реализация экономической и социальной политики России в сфере взаимоотношений с государствами Содружества.
Государства СНГ исходят из непреложного стремления народов поддерживать прочные дружественные отношения, сохранять тесные личностные связи, не допускать дискриминации граждан любого государства по национальным и иным признакам.
Сознавая историческую роль в создании СНГ, являясь равноправными участниками Содружества, уважая государственный суверенитет других государств-участников, страны СНГ стремятся сохранить и упрочить единство СНГ. Несмотря на трудности становления Содружества, оно идет по пути развития и углубления интеграционных процессов на новых демократических началах. Государства — участники СНГ постепенно приходят к осознанию необходимости сохранения единого экономического пространства, единой внешней политики и внешнеполитических отношений, унификации правового регулирования, единства обороны.
(С) Юридический репозиторий Зачётка.рф 2011-2016
Источник