КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Обязанности являются одним из элементов правового статуса личности наряду с правами и свободами. Если конституционные права и свободы можно определить как меру возможно поведения человека и гражданина, то конституционные обязанности являют собою меру должного поведения, предусмотренную рамками конституции.
Обязанности, прописанные в конституциях, можно разделить на различные категории.
Например, М.В. Баглай пишет об обязанностях, нарушение которых влечет наказание (соблюдение законов, уплата налогов и др.), и обязанностях, которые лишь отражают социальные предписания, не связанные с каким-либо принуждением (забота о свое здоровье (Уругвай) и др.).[74] Некоторые допускают классификацию обязанностей на: обязанности перед государством и обязанности перед обществом.
Однако наиболее распространенным является деление конституционных обязанностей на обязанности человека и обязанности гражданина. Первые относятся ко всем лицам, находящимся на территории соответствующего государства. Вторые же проистекают из связи между человеком и государством и распространяются только лишь на граждан (подданных).
Рассмотрим некоторые основные конституционные обязанности.
Соблюдение прав и свобод других лиц. Эта первейшая обязанность проистекает из взаимозависимости и взаимообусловленности прав и обязанностей. Любое право человека порождает корреспондирующую другому лицу обязанность соблюдать это право. Так, ст. 12 Конституции Турции 1982 г. развивает данную формулу: «. Основные права и свободы подразумевают также обязанности и ответственность гражданина перед обществом, его семьей и другими лицами. ».
Соблюдение конституции и законодательства. Закрепление данной обязанности связано с необходимостью поддержания правопорядка на территории государства. Эта обязанность распространяется на все категории лиц, пребывающие в стране.
Обязанность трудиться. На сегодняшний день данная обязанность закреплена в конституциях многих стран мира (Китай, Япония, Турция, Куба и др.). Однако во многих странах она является формальной, не влечет соответствующего наказания за неисполнение.
В частности, можно сравнить формулировки конституционных текстов. Так, Конституция Японии 1946 г. гласит: «Все имеют право на труд и обязаны трудиться» (ст.27). В то время как ст. 83 Конституции КНДР 1972 г. устанавливает, что «. труд является священным долгом и делом чести гражданина. Граждане обязаны сознательно и добросовестно участвовать в труде, строго соблюдать трудовую дисциплину и рабочее время. ».
Воинская обязанность. Эта обязанность гражданина неизменно связана с обязанностью защиты родины, отечества.
Обязанность служить в вооруженных силах имеет место не во всех странах. В частности, можно вспомнить государства, в которых вооруженные силы формируются полностью на контрактной основе (США и др.). Распространенным является право на альтернативную гражданскую службу (Франция, Италия, Австрия).
В качестве примера можно привести формулировку ст. 12а Основного закона ФРГ 1949 г.: «1. Мужчины, достигшие 18-летнего возраста, могут быть обязаны нести службу в вооруженных силах, федеральной пограничной охране или в корпусе гражданской обороны. 2. Тот, кто по мотивам совести отказывается от военной службы с оружием, может быть обязан нести заменяющую службу. Срок заменяющей службы не должен превышать срока военной службы. ».
Уплата налогов и сборов. Эта важнейшая обязанность во многом определяет материальные устои в государстве. При этом само государство должно быть чрезвычайно осторожно устанавливая налоговое бремя на своих граждан, так как увеличение размеров налогов может привести к обратно эффекту – налоговые уборы уменьшатся из-за уклонения (сокрытия) уплаты налогов.
Так, ст.64 Конституции Алжира 1996 г. устанавливает, что каждый обязан участвовать в финансировании общественных затрат в зависимости от своей налогоспособности, а любой налог вводится только на основании закона.
В странах тоталитарного социализма, как отмечает В.Е. Чиркин, конституции устанавливают и иные обязанности: соблюдать общественный порядок, беречь государственную тайну, укреплять сплоченность национальностей, охранять честь родины, соблюдать правила социалистического общежития и др. И хотя многие из таких обязанностей имеют, по существу, моральный характер, они могут быть по-своему истолкованы и применены против «антисоциалистических» элементов.[75]
В подтверждение сказанного можно привести несколько примеров. Конституция Египта 1971 г. устанавливает, что национальным долгом каждого гражданина является защита социалистических завоеваний, их упрочнение и защита (ст.59), а ст.60 в качестве обязанности каждого гражданина называет укрепление национального единства и сохранение государственной тайны.
А Конституция Китая 1982 г. возлагает на своих граждан обязанности «. соблюдать Конституцию и законы, хранить государственную тайну, беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали. » (ст.53).
Обязанность охраны окружающей среды. Данная обязанность зачастую идет в связке с соответствующим правом личности. Например, ст.55 Конституции Болгарии 1991 г. гласит: «Граждане имеют право на здоровую и благоприятную окружающую среду в соответствии с установленными стандартами и нормативами. Они обязаны беречь окружающую среду».
В конституциях зарубежных стран встречаются и иные обязанности человека и гражданина.
Источник
Обязанности граждан в зарубежных странах.
С правами и свободами граждан тесно связаны и их обязанности. В своей совокупности все они составляют правовой статус гражданина и человека. Обязанности далеко не всегда закрепляются в конституционном порядке, но все же существуют и рассматриваются как необходимые ограничения конституционной свободы гражданина. Эти обязанности вытекают из предписаний тех отраслей права (уголовного, административного и др.), которые указанные ограничения закрепляют. До второй мировой войны конституции западных государств практически вообще не знали института обязанностей граждан.На деле, однако, эти обязанности всегда признавались, они даже получили закрепление в отдельных законах, обычаях и судебной практике. Среди них обязанности: уважать конституцию, участвовать в голосовании на выборах в высшие органы государственной власти (там, где существует обязательное голосование), 114 Глава 4. Основы правового положения личности
соблюдать законы, платить налоги, являться в суд по вызову,отбывать воинскую повинность (там, где она существует), подчиняться полицейским предписаниям и др. Нарушение этих обязанностей влечет за собой наказание.
После второй мировой войны появился ряд новых обязанностей, уже включенных в конституционные тексты. Однако эти обязанности по своей природе совсем иные: они лишь отражают некие социальные предписания, не связанные с каким-нибудь принуждением. Так, появилась конституционная «обязанность трудиться» (Япония, Испания, Габон, Гватемала, Эквадор и др.). Так же выглядят обязанности «воспитывать детей» (Италия), «заботиться о своем здоровье, прибегать к лечебной помощи в случае заболевания» (Уругвай). Подобного рода обязанности труднореализуемы для малоимущих слоев. Впрочем и наказаний за неисполнение таких обязанностей не предусматривается.
Новейшие конституции (Словакия и др.) подчеркивают, что обязанности граждан могут устанавливаться только законом. При этом различаются обязанности граждан и лиц, не имеющих гражданства данного государства (последние, например, не несут воинской повинности). Несвойственные демократическому обществу обязанности граждан закрепляются в социалистических странах
(например, в КНДР граждане обязаны «повышать революционную деятельность в отношении происков империалистов и враждебных элементов всех мастей», в КНР граждане конституционно обязываются «блюсти дисциплину труда» и др.).
Конституции стран СНГ предусматривают следующие обязанности граждан:
1) соблюдать конституцию и законы;
2) хранить верность Родине;
3) уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц;
4) уважать государственные символы;
5) платить налоги и сборы;
6) охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
7) защищать Отечество;
8) заботиться о детях и воспитывать их;
9) заботиться о сохранности исторического и культурного наследия народа, беречь памятники истории и культуры.
Граждане обязаны соблюдать конституцию и законы, уважать права, свободы и достоинство других лиц (ст. 48 Конституции Армении; ч. 1 ст. 34 Конституции Казахстана; ст. 48 Конституции Узбекистана; ст. 68 Конституции Украины и др.). Уважение прав, законных интересов, достоинства других лиц является обязательным для граждан Молдовы (ст. 55 Конституции).
Моральным долгом и обязанностью граждан является участие в общественных расходах, т.е. платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи (ст. 46 Конституции Армении; ст. 35 Конституции Казахстана; ст. 58 Конституции Молдовы; ст. 51 Конституции Узбекистана и др.). Налоговая система обеспечивает справедливое распределение налогового бремени. Взимание каких-либо налогов, за исключением установленных законом, запрещается.
Священным долгом и обязанностью каждого гражданина государства является защита Отечества. Граждане республик СНГ несут воин скую службу в порядке и видах, установленных законом (ст. 47 Конституции Армении; ст. 36 Конституции Казахстана; ст. 57 Конституции Молдовы; ст. 65 Конституции Украины и др.). Воинская служба осуществляется в рядах вооруженных сил, предназначенных для обеспечения национальной обороны, охраны границ, поддержания общественного порядка.Конституции Азербайджана (ст. 83), Молдовы (ст. 56) в числе основных конституционных обязанностей предусматривают верность Родине. Она священна. Лица, которым доверены государственные должности, работающие в органах законодательной, исполнительной или судебной власти путем избрания или назначения на должность, а также военнослужащие, ответственные за исполнение своих обязанностей, в установленных законом случаях приносят присягу. Лицо, работающее в органах законодательной, исполнительной или судебной власти путем избрания или назначения на должность, принесшее присягу на верность Конституции, считается ушедшим с этой должности и не может больше занимать ее, если оно обвинено в преступлении против независимости государства, его конституционного строя и осуждено на основании этого обвинения (ст. 83 Конституции Азербайджана).[6]
За неисполнение конституционных обязанностей предусматриваются различные формы юридической ответственности. Так, уклонение от очередного призыва на действительную военную службу в ряды Вооруженных Сил Азербайджанской Республики наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет. То же деяние, совершенное посредством причинения себе телесного повреждения или путем симуляции болезни, подлога документов или иного обмана, а равно совершенное при других отягчающих обстоятельствах, наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет (ст. 73 УК Азербайджанской Республики).Уклонение от призыва по мобилизации в Вооруженные Силы Азербайджанской Республики наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет. То же деяние, а также уклонение от дальнейших призывов для укомплектования Вооруженных Сил Азербайджанской Республики, совершенное в военное время, наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет (ст. 74 УК Азербайджанской Республики).
В то же время в ряде стран Содружества — Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Узбекистане, Украине — допускается альтернативная служба, т.е. выполнение гражданами необходимых обществу, тяжелых (с вредными или опасными условиями труда), малоквалифицированных, подземных работ, а также работ по ликвидации последствий катастроф и других стихийных бедствий.
Российская Конституция устанавливает прямое действие своих предписаний (ч. 1 ст. 15) . «Права и свободы человека и гражданина, — согласно ст. 18, являются непосредственно действующими». Если закрепленные конституцией права и свободы в отдельных случаях могут применяться непосредственно, то записанные в ней обязанности по общему правилу лишены такой возможности. В самом деле, ст. 57 предписывает каждому обязанность платить установленные законом налоги и сборы. Как видно из содержания указанной статьи, тут провозглашается общий принцип — «платить установленные законом налоги и сборы».[7] Однако для осуществления этого принципа недостаточно выполнения лишь этого правила. Для претворения в жизнь этого требования необходим специальный закон или даже несколько, которые определяли бы субъектов налогообложения, размер и виды налога и пр. «. Поэтому прямое действие норм, закрепляющих конституционные обязанности, без подкрепления их специальным законодательством крайне затруднительно или вообще невозможно.
Обязанности в основе правового статуса человека и гражданина в реальной действительности выполняют разнообразные многоцелевые функции и социальные роли. В литературе они характеризуются следующим образом: одно из составляющих правового статуса личности; вид и мера должного поведения; гарантия и необходимое условие осуществления прав и свобод граждан; фактор укрепления законности и правопорядка, выполнения функций государства».
Если юридические права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона. Ответственность — социально-правовой фактор, который, с одной стороны, связывает обязанного субъекта существующим правопорядком, а с другой — стимулирует его активность, обеспечивает строгое и неуклонное исполнение обязанности». Конституционные обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Обязанности, подобно конституционным правам и свободам, не следует отрывать от целей, выражением которых являются интересы.
Весь проделанный анализ позволяет определить понятие конституционных (основных) обязанностей. Конституционная «основная» обязанность — это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник
dvorkin
Личный блог и сайт обо всем на свете
Конституционные обязанности граждан в зарубежных странах.
С правами и свободами граждан тесно связаны и их обязанности. В своей совокупности все они составляют правовой статус гражданина и человека.
Конституции зарубежных государств до Второй мировой войны обязанности практически не упоминали. Однако в современных конституциях Японии, Италии, Португалии, Испании, Кубы, Китая в названиях соответствующих разделов указано, что они закрепляют не только права и свободы, но и обязанности. Хотя в названиях разделов конституций ряда государств (ФРГ, Греция) не содержится упоминания об обязанностях, в тексте тем не менее присутствуют статьи об обязанностях граждан.
В современных конституциях закрепляются в основном обязанности платить налоги, соблюдать законы, не нарушать права других лиц, охранять природу, памятники культуры. Обязанности далеко не всегда закрепляются в конституционном порядке, но все же существуют и рассматриваются как необходимые ограничения конституционной свободы гражданина.
Политические обязанности (для всех граждан):
1) выполнять обязательные публичные функции;
2) соблюдать конституцию и законы страны;
3) голосовать на выборах.
Обязанности, связанные с гражданством:
1) быть верным стране;
2) защищать Родину;
3) участвовать в ликвидации последствий стихийных бедствий и др.
Публичные субъективные обязанности:
1) платить налоги, установленные законом;
2) переносить экспроприацию, установленную законом;
4) быть свидетелем в соответствии с нормами процессуального кодекса.
Вопрос о единстве прав, свобод и обязанностей в основах правового статуса личности независимо от того, закреплен ли он в конституции или нет, является определяющим моментом правового статуса личности. Это единство обусловлено прежде всего сочетанием личных (частных) и общественных интересов. Именно это обстоятельство диктует необходимость рассматривать их как целостное правовое явление.
Необходимым компонентом взаимоотношений государства и человека по поводу его прав выступают юридические обязанности, без которых невозможно ни правовое государство, ни реализация самих прав и свобод человека. Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государством прав человека, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и его отказа от осуществления своих прав.
Источник