КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
электронное учебное пособие
|
|
|
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Тепляшин И.В., 2006
Источник
Конституционные основы экономической системы в зарубежных странах
Экономическая система в литературе по экономике рассматривается как особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг, включающая такие элементы, как ресурсы, процесс производства, производимые блага и их потребление. Таким образом, экономическая система охватывает всю систему экономических институтов и отношений в обществе. Экономическая система в каждой стране имеет свою специфику, вследствие чего экономическая карта мира не менее разнообразна, чем политическая.
Экономические показатели могут служить критериями классификации государств. Страны мира классифицируют по темпам экономического роста, по уровню доходов, по среднедушевому валовому внутреннему продукту (ВВП) и т.п. Так, по уровню экономического развития выделяют высокоразвитые страны, страны со средним уровнем развития и слаборазвитые, или развивающиеся.
Ведущую группу образуют страны, объединяемые в Организацию экономического развития и сотрудничества (ОЭСР). В рамках этой группы выделяется “Большая семерка Севера” (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада). Весомое экономическое положение этих стран предопределило и их политическое влияние. Согласованная политика данных государств стала в последние десятилетия решающим фактором мирового развития, как экономического, так и политического. С недавнего времени почти полноправным членом “семерки” стала Россия, в результате чего “семерка” превратилась в “восьмерку” ведущих стран мира, хотя это относится скорее к политической стороне дела.
Совсем недавно обозначилась еще одна экономически значимая группа стран, которая притягивает все большее внимание. Это страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).
Наконец, есть еще одна группа стран, вызывающая беспокойство у всего мирового сообщества, – бедные и беднейшие государства.
Источник
Конституционные основы экономики в зарубежных странах.
Этот вопрос является актуальным в связи с мировым экономическим кризисом.
Конституции зарубежных государств в сфере экономики регулируют следующие вопросы:
1. Конституционные основы собственности.
3. Принятие и исполнение бюджета.
4. Статус центрального или национального банка.
5. Валютная политика.
6. В федеративных государствах разграничения компетенции между федерацией и субъектами в сфере экономики.
Эти аспекты обычно регулируются Конституцией – где-то детально, где-то поверхностно…
Многие конституции демократических правовых государств (имеются в виду несоциалистические государства) предусматривают действие рыночных механизмов развития экономики:
1) Свобода предпринимательства.
2) Поддержка конкуренции.
3) Ограничение монополистической деятельности.
4) Установление налогов в форме законов.
5) Равная защита всех форм собственности.
В странах социалистической ориентации – КНДР (Корейская Народная Демократическая Республика) и другие – они, в отличие от этих принципов, устанавливают другие:
1. Устанавливается плановая экономика вместо свободы предпринимательства.
2. Ограничение частной собственности.
3. Отсутствие конкуренции.
4. Отсутствие свободы предпринимательства.
Китай соединяет построение социализма с рыночной экономикой.
Подробнее об основных интитутах, которые закрепляются в Конституциях.
Что касается собственности. В конституциях обычно закрепляются (предусматриваются) виды собственности, которые есть в государстве (частная, государственная, муниципальная, общественная и иные, равную форму их защиты или наоборот предусматривают государственную и защищают в большей мере государственную, чем иные формы собственности).
Конституции предусматривают возможности изъятия имущества у собственника для государственных нужд с равноценным возмещением. Например, в Сочи на Красной поляне для строительства олимпийских объектов изымаются земельные участки. Или если прокладываются дороги, железные дороги…
Вопрос налогообложения по-разному регулируется в Конституциях: от общего упоминания налогообложения или установления налогов в компетенции какого-либо органа до закрепления перечня налогов в Конституции.
Примеры этих двух крайних позиций:
В Конституции США указывается, что только Конгресс имеет право устанавливать налоги, они должны быть едиными на всей территории. Субъекты федерации (штаты) не вправе устанавливать налоги. Это – пример того, когда просто упоминаются налоги в конституции.
В Основном Законе Германии указывается перечень налогов – федеральных, земельных и механизм их распределения между бюджетами. Регулируется это главой X «Финансы».
Для зарубежных стран и России характерны следующие основные конституционные положения, регулирующие (характеризующие) налоги:
1) Налоги устанавливаются законом. Это либо закон федеральный, либо – субъектов федерации. Не каким-либо вообще нормативным правовым актом.
2) Действие налогов распространяется на всю территорию государства. Хотя могут быть исключения, если создаются «свободные экономические зоны», там налоги снижаются.
3) Конституции не допускают чрезмерных и обременительных налогов. Например, Испанская Конституция говорит, что налоги не должны устанавливаться с конфискации. И в Швейцарии говорится, что должен быть баланс, прогрессивный налог.
Конституция регулирует особый порядок принятия и исполнения бюджета.
Разрабатывает бюджет всегда только правительством. Бюджет утверждается законом, обязательно. В принятии этого закона о бюджете должны участвовать обе палаты парламента.
Исполнение бюджета осуществляет правительство и в конце года отчитывается об исполнении бюджета.
Контроль за правительством в части исполнения бюджета осуществляют специальные органы – счётные, или контрольные, или контрольно-счётные палаты (у нас Счётная Палата РФ, возглавляет её Степашин). На основе результатов проверки (аудиторами) счётными палатами могут проводиться парламентские расследования, разбираются с теми должностными лицами, которые потратили деньги не по целевому назначению.
Центральные или национальные банки.
Обычно в конституциях регулируется то, что есть такие Центральные Банки и что органы власти участвуют в формировании управления Центрального Банка.
Дата добавления: 2014-12-18 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав
Источник
Конституционно-правовые принципы экономической деятельности в зарубежных странах.
Конституционно-правовое регулирование экономических отношений включает вопросы собственности, труда, обмена, распределения, потребления материальных и духовных благ. При этом общественные отношения, связанные с распределением и потреблением благ это сфера не только экономических, но и преимущественно социальных отношений.
Важнейшим конституционно-правовым институтом, относящимся к экономическим отношениям, является собственность.
Под собственностью понимается форма присвоения благ, отношения между людьми по этому поводу.
По своему характеру собственность делится на два вида: публичную и частную.
Публичная собственность отличается своей неделимостью и в основном изъята из гражданского оборота. Частная собственность делима и находится в обороте.
Субъектами права публичной собственности может быть государство в целом, субъект федерации, субъект политической или административной автономии, муниципальное образование, общественное формирование (политическая партия, церковь).
Субъектом права частной собственности может выступать любое физическое или юридическое лицо, а также государство и другие субъекты права публичной собственности (государство может владеть пакетом акций частной фирмы).
Перевод собственности из публичной в частную называется приватизацией, а из частной в публичную – социализацией, если же собственником становится государство, то это национализация.
В первых конституциях право собственности гарантировалось без конкретизации ее видов и субъектов права на нее. Так, ст.17 французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года гласит: «Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случаях установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого предварительного возмещения». Из этой формулы вытекают следующие юридические последствия:
· право собственности в принципе неотъемлемо;
· лишение этого права возможно только в порядке исключения;
· порядок лишения должен быть установлен только законом;
· этот закон обязан определить случаи общественной необходимости, при которых возможно лишить субъекты права собственности;
· указанная необходимость должна быть очевидной;
· лишение права собственности возможно только с возмещением;
· возмещение должно быть справедливым – критерии справедливости должен устанавливать закон;
· возмещение должно быть предварительным, то есть выплачивается до отчуждения собственности.
Таким образом, из конституционного провозглашения права собственности следует блок юридических гарантий, составляющих предмет гражданско-правового и административно-правового законодательства.
Конституции, принятые в XX веке отходят от идеи абсолютной неприкосновенности частной собственности, устанавливают концепцию социальной функции частной собственности. Так, согласно ст.14 Конституции Германии 1949 года «Собственность обязывает. ЕЕ использование должно служить общему благу». Данная концепция выражается также в том, что конституции многих стран устанавливают возможность национализации собственности.
По Конституциям Испании, Йемена, Эфиопии и других стран ряд объектов может находиться только в государственной собственности (природные ресурсы, земля).
Конституции стран с рыночной экономикой устанавливают равноправие всех видов собственности, в том числе равную ее защиту конституцией. Конституционно закрепляется свобода конкуренции и антимонопольная политика, для реализации которой принимаются специальные законы, позволяющие судам разделять монополии на несколько предприятий (США – 2000 г. разделение «Майкрософт» Б. Гейтса). Большинство стран мира осуществляют в той или иной степени государственное регулирование экономики. Так, Конституции Бразилии, Испании содержат положения о планировании экономики.
Большинство конституций стран социализма не признают равноправие различных видов собственности. Публичная собственность пользуется преимуществами, а ее государственная форма считается высшей формой собственности и подлежит особой правовой защите. Частная собственность на важнейшие объекты экономики и средства производства либо не допускается (КНДР), либо имеет ограниченный характер (Вьетнам) и подлежит жесткому правовому регулированию.
Однако, в последние годы на Кубе происходит разгосударствление собственности, то есть приватизация и акционирование.
В КНР в 2004 году внесены изменения в Конституцию, согласно которым частная собственность признается равноправной с другими видами собственности, что фактически изменяет сущность социализма в Китае.
Принятые после II Мировой войны конституции развитых зарубежных стран придают большое значение роли труда, объявляя его основой общества. Так, ст.1 итальянской Конституции называет Италию демократической республикой, основанной на труде. В некоторых зарубежных конституциях говорится и о вопросах распределения. Например, ст.40 Конституции Испании обязывает публичные власти создавать условия для справедливого распределения доходов. На практике же общественный продукт распределяется в основном не по количеству и качеству труда, а в зависимости от размера частной собственности (количества акций, банковских вкладов, размеров недвижимости и т.д.).
Важнейшим элементом экономических отношений является финансовая система государства. Поэтому с середины XX века нарастает тенденция ко все более полному регулированию в конституциях финансовых отношений. Специальные главы и разделы конституций регулируют прежде всего бюджетные и налоговые отношения, включая бюджетный процесс и основы статуса центрального банка. В федеративных государствах особое место в этих разделах конституции отводится разграничению полномочий в сфере государственных финансов между федерацией и ее субъектами.
Глава VII Конституции Японии 1946 года, именуемая «Финансы», устанавливает, что право распоряжения государственными финансами осуществляется на основе решенияПарламента. Любые изменения в налогообложении производятся на основании закона и при соблюдении условий, предписанных законом. Проект бюджета на каждый финансовый год составляется Кабинетом министров и представляется для обсуждения и утверждения Парламенту.
В ряде Конституций (Германии, Испании и др.) регулируются ситуации, когда бюджет государства по каким-либо причинам не утвержден парламентом в срок.
Конституции стран с демократическим режимом предусматривает создание парламентом специальных органов ревизующих государственные финансы (счетные, контрольные палаты) и отчитывающихся только перед парламентом.
Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав
Источник