Конституционный контроль зарубежных стран понятие

Содержание
  1. Конституционный контроль зарубежных стран понятие
  2. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды
  3. 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды
  4. Читайте также
  5. 68. Внутригосударственный контроль: контроль государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор
  6. 4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах
  7. 9. Форма правления в зарубежных странах
  8. 14. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
  9. 15. Полномочия правительства в зарубежных странах
  10. 4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах
  11. 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды
  12. 9. Форма правления в зарубежных странах
  13. 23. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах
  14. 24. Полномочия правительства в зарубежных странах
  15. Конституционное право зарубежных стран Группа авторов
  16. Оглавление

Конституционный контроль зарубежных стран понятие

5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды

Конституционный контроль – деятельность специальных или уполномоченных органов государства, которая имеет своей целью выявление и пресечение, вплоть до отмены действия несогласованных с конституцией законов и иных нормативно-правовых актов. Конституционный контроль предполагает, что соответствующие органы (должностные лица), обнаружив нарушающий конституцию акт, правомочны своей властью отменить его.

Конституционный надзор – деятельность уполномоченных органов с целью выявления неконституционных актов с последующим уведомлением об этом органов их принявших или собирающихся это сделать.

Объектами конституционного контроля (надзора) могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты парламента или его палат, нормативные акты исполнительных органов власти – правительственные декреты, указы президента.

В федеративных государствах объектом конституционного контроля (надзора) являются также вопросы разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации и разрешение споров между этими субъектами.

Читайте также:  Экономические районы характерные для развитых стран

Субъектами конституционного контроля являются государственные органы, должностные лица, граждане, наделенные правом запроса о конституционности того или иного акта.

Виды органов конституционного контроля:

1) Политический конституционный контроль – не специализированные органы;

2) Судебный конституционный контроль. Он делится на:

– американская система, когда конституционность законов и других актов проверяют судьи общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел;

– европейская система, создаются специализированные органы конституционного контроля. Они могут быть либо судебными (органы конституционной юстиции), либо квазисудебными (Конституционный Совет во Франции).

Виды конституционного контроля:

• предварительный (когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до их вступления в силу) и последующий (спор о конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт вступил в силу). Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу прекращают действовать, либо запрещаются к публикации (и, следовательно, не вступают в силу), либо, наконец, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами и другими органами государства. Решение специализированного органа конституционного контроля является окончательным и обжалованию не подлежит.

• конкретный и абстрактный конституционный контроль. В первом случае решение выносится в связи с конкретным делом, во втором оно не связано с таким делом.

• обязательный и факультативный контроль (обязательному, подлежат определенные виды законов, например все органические законы во Франции до их подписания президентом; факультативный осуществляется только в случае инициативы, заявленной управомоченным субъектом).

• решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение не обязательно для соответствующего органа).

• с точки зрения применения решения органа конституционного контроля различают – решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия.

• по субъекту осуществления: внутренний (проводится самим органом издавшим акт) и внешний (иным органом).

• по содержанию: формальный (проверяет конституционность процедуры принятия акта) и материальный (проверяет конституционность содержания).

Орган конституционного контроля (надзора) может либо признать оспариваемый акт неконституционным полностью или частично, либо признать соответствующим основному закону.

Источник

Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды

Конституционный контроль (надзор) – деятельность по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов, а также действий государственных органов, должностных лиц и иных субъектов конституционно-правовых отношений.

Идея конституционного контроля возникла в Великобритании в XVII в., конституционный контроль в современном понимании появился в США в 1803 г. (дело У. Мэрбюри против Дж. Мэдисона), был заимствован многими странами, после Первой мировой войны возникла европейская модель конституционного контроля.

Сформировались две модели конституционного контроля: американская и европейская.

По американской модели конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина) или только Верховными судами общей юрисдикции (Австралия, Индия).

По европейской модели конституционный контроль осуществляется специализированными судебными (Конституционный трибунал в Испании) или квазисудебными (Конституционный совет во Франции) органами конституционного контроля.

Основные виды конституционного контроля:

1) по времени осуществления:

а) предварительный (проводится до вступления в силу решения, до санкционирования и промульгации закона);
б) последующий (проводится в отношении действующих актов);

2) по месту осуществления:

а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган);
б) внешний (проводит другой орган);

3) по правовым последствиям:

а) консультативный (решение органа конституционного контроля юридически необязательно и не влечет юридических последствий);
б) постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия);

4) по обязательности проведения:

а) обязательный (т. е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле);
б) факультативный (при наличии соответствующей инициативы);

а) абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом);
б) конкретный (анализ в связи с конкретным делом);

а) полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией);
б) частичный (защите путем конституционного контроля подлежат не все урегулированные конституцией отношения);

7) по содержанию:

а) формальный (с точки зрения соблюдения требуемой формы акта, процедуры и того, относится ли вопрос к компетенции издавшего органа);
б) материальный (с точки зрения содержания акта);

8) с точки зрения придания акту обратной силы:

а) имеющий обратную силу;
б) не имеющий обратной силы и действующий на будущее.

Органы конституционного контроля можно разбить на 2 группы:

1) органы, которые осуществляют конституционный контроль наряду с другими функциями и для которых данная деятельность, как правило, не является основной (глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции и административные суды);

2) органы, специализирующиеся на конституционном контроле, для них именно конституционный контроль является основным направлением деятельности (специализированные судебные, квазисудебные и надзорные органы).

Источник

5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды

5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды

Конституционный контроль – деятельность специальных или уполномоченных органов государства, которая имеет своей целью выявление и пресечение, вплоть до отмены действия несогласованных с конституцией законов и иных нормативно-правовых актов. Конституционный контроль предполагает, что соответствующие органы (должностные лица), обнаружив нарушающий конституцию акт, правомочны своей властью отменить его.

Конституционный надзор – деятельность уполномоченных органов с целью выявления неконституционных актов с последующим уведомлением об этом органов их принявших или собирающихся это сделать.

Объектами конституционного контроля (надзора) могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты парламента или его палат, нормативные акты исполнительных органов власти – правительственные декреты, указы президента.

В федеративных государствах объектом конституционного контроля (надзора) являются также вопросы разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации и разрешение споров между этими субъектами.

Субъектами конституционного контроля являются государственные органы, должностные лица, граждане, наделенные правом запроса о конституционности того или иного акта.

Виды органов конституционного контроля:

1) Политический конституционный контроль – не специализированные органы;

2) Судебный конституционный контроль. Он делится на:

– американская система, когда конституционность законов и других актов проверяют судьи общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел;

– европейская система, создаются специализированные органы конституционного контроля. Они могут быть либо судебными (органы конституционной юстиции), либо квазисудебными (Конституционный Совет во Франции).

Виды конституционного контроля:

• предварительный (когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до их вступления в силу) и последующий (спор о конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт вступил в силу). Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу прекращают действовать, либо запрещаются к публикации (и, следовательно, не вступают в силу), либо, наконец, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами и другими органами государства. Решение специализированного органа конституционного контроля является окончательным и обжалованию не подлежит.

• конкретный и абстрактный конституционный контроль. В первом случае решение выносится в связи с конкретным делом, во втором оно не связано с таким делом.

• обязательный и факультативный контроль (обязательному, подлежат определенные виды законов, например все органические законы во Франции до их подписания президентом; факультативный осуществляется только в случае инициативы, заявленной управомоченным субъектом).

• решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение не обязательно для соответствующего органа).

• с точки зрения применения решения органа конституционного контроля различают – решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия.

• по субъекту осуществления: внутренний (проводится самим органом издавшим акт) и внешний (иным органом).

• по содержанию: формальный (проверяет конституционность процедуры принятия акта) и материальный (проверяет конституционность содержания).

Орган конституционного контроля (надзора) может либо признать оспариваемый акт неконституционным полностью или частично, либо признать соответствующим основному закону.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

68. Внутригосударственный контроль: контроль государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор

68. Внутригосударственный контроль: контроль государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор Контроль государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется за деятельностью

4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах

4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах Различают десять способов принятия конституций.1. Конституция принимается специально избранным с этой целью учредительным собранием. Чаще всего это собрание является органом (однопалатным или

9. Форма правления в зарубежных странах

9. Форма правления в зарубежных странах Понятие «форма правления» подразумевает метод внешнего выражения внутреннего содержания государства, которое определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти.Существуют три формы

14. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах

14. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах Правительством любого государства или страны является коллегиальный орган исполнительной власти, который выполняет самые общие функции.Основные функции правительства:1) осуществляет общее

15. Полномочия правительства в зарубежных странах

15. Полномочия правительства в зарубежных странах Во всех странах независимо от государственного строя правительство выполняет сходные полномочия по общему управлению страной. Наличие правительства и его действующего постоянного состава подразумевает наличие

4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах

4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах Способы принятия конституций:– принятие конституции специально избранным для этой цели учредительным собранием. Это обычно орган однопалатный (в Бразилии он был двухпалатным), и после принятия

5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды

5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды Конституционный контроль – деятельность специальных или уполномоченных органов государства, которая имеет своей целью выявление и пресечение, вплоть до отмены действия несогласованных с конституцией

9. Форма правления в зарубежных странах

9. Форма правления в зарубежных странах Форма правления – внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.Выделяют две формы правления: монархия и республика.Монархия представляет собой

23. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах

23. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах Правительство – коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением. Оно возглавляет исполнительно-распорядительную

24. Полномочия правительства в зарубежных странах

24. Полномочия правительства в зарубежных странах В парламентарных республиках и монархиях правительство осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции главе государства, хотя иногда определяются и некоторые особые полномочия правительства – обычно по

Источник

Конституционное право зарубежных стран
Группа авторов

Информативные ответы на все вопросы курса «Конституционное право зарубежных стран» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Оглавление

  • 1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
  • 2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
  • 3. Понятие, сущность и виды конституции
  • 4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах
  • 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды
  • 6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
  • 7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан
  • 8. Понятие гражданства
  • 9. Форма правления в зарубежных странах
  • 10. Форма государственного (территориально-политического) устройства
  • 11. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
  • 12. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства
  • 13. Понятие парламента и его структура
  • 14. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах

Из серии: Шпаргалки

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право зарубежных стран предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды

Конституционный контроль представляет собой определенную деятельность специальных или уполномоченных органов государства, конечная цель которых — выявление и пресечение (вплоть до отмены действия) не согласующихся с действующей конституцией законов и иных нормативных правовых актов.

Конституционным надзором является деятельность государственных уполномоченных органов с целью выявления неконституционных актов, результат такой деятельности — уведомление органов, принявших или собирающихся принять противоречащий конституции акт.

Существует два вида органов конституционного контроля:

1) политический конституционный контроль в качестве органов, которые не считаются специализированными;

2) судебный конституционный контроль, действующий в:

а) европейской системе, основанной на специализированных органах конституционного контроля: судебных органах (органах конституционной юстиции) и квазисудебных органах (Конституционный Совет во Франции);

б) американской системе, при которой конституционность законов имеют право проверять судьи общей юрисдикции в рядовом процессе рассмотрения определенных дел.

Существует семь видов конституционного контроля.

1. Предварительный и последующий контроль, при котором уполномоченные органы дают свои заключения о соответствии конституции конкретных актов до времени вступления их в силу. В случае возникновения спора о законности акта он может быть рассмотрен после вступления его в законную силу. Все признанные незаконными правовые акты прекращают действовать или же запрещаются к публикации и не вступают в силу. Еще возможно, что законы остаются в самих сводах законов, но их нельзя применять. Решение о законности конкретного закона данным органом является окончательным и обжалованию не подлежит.

2. Конкретный и абстрактный виды контроля, т. е. принимается решение по конкретному делу или абстрактному делу, в общем варианте.

3. Обязательный и факультативный виды контроля, т. е. некоторые законы и подзаконные акты подлежат обязательному контролю, а некоторые — по инициативе субъекта.

4. Решающий и консультативный виды контроля.

5. Существуют решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия, если рассматривать эти решения с точки зрения применения решения органа конституционного контроля.

6. Существует внутренний и внешний контроль, т. е. контроль осуществляется или самим издавшим закон органом, или иным органом.

7. Контроль различают по содержанию: формальный, при котором проводится проверка конституционности процедуры принятия акта, и материальный — проверяется конституционность содержания.

Источник

Оцените статью