Конституция — основной закон государства
план-конспект урока (8 класс) по теме
Урок посвящен 20-летию принятия Конституции Российской Федерации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstitutsiya_-_osnovnoy_zakon_gosudarstva.doc | 242 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Учитель: Острикова Ирина Викторовна
Тема: «Конституция – основной закон государства»
Цель: объяснить, что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества.
Задачи: 1) добиться усвоения обучающимися основных понятий;
2) продолжать содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.
Основные понятия: Конституция, закон, Российская Федерация.
Оборудование: Конституция, альбомы «Государственное устройство России», «Ты и твоя Родина»
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
- Изучение нового материала.
1) Наша Родина — Россия.
Учитель. — Как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
Россия – это страна, в которой ты живешь, в которой живут твои родители и друзья, в которой живем все мы. Мы называем ее своей Родиной, потому что здесь мы родились и выросли. Все здесь для нас родное!
Ученики читают стихи о России.
В самолете нам лететь,
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
— По-другому ее можно назвать «Российская Федерация», в переводе с латинского означает «союз», «объединение».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области. Каждое общество должно жить по определенным законам.
— Кто знает, как называется основной закон страны? (Конституция).
2) Что такое Конституция?
Учитель. Давным – давно в обществе ещё не было законов и люди жили по принципу: «Кто сильнее, тот и прав». С развитием человеческого общества люди пришли к выводу, что нужны специальные правила, по которым следует жить в своей стране.
В современном обществе основные правила записываются в Конституции – главном законе страны.
Учитель. Начнем с понятия «конституция».
Конституция (от. лат. «устройство») – это основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Все законы, которые принимаются в стране, обязательно согласуются с тем, записано в Конституции.
В ней перечислены основные права граждан России, например:
— право на свободу и личную неприкосновенность,
— право на жилище,
— право на образование,
— право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно Конституции, каждый гражданин России (мужчина и женщина, молодой и старый, богатый и бедный) обладает равными правами со всеми остальными гражданами.
Конституция Российской Федерации была принята в декабре 1993 года. В этом году 12 декабря ей уже будет 20 лет.
Много, много лет назад,
Как нам люди говорят,
Был придуман Он —
И с тех пор за годом год
Его чествует народ,
За мораль и за порядок,
И не страшен нам упадок,
Кто законы соблюдает,
Тот, конечно, уважает
Родину свою одну!
Учитель — Посмотрите, с чего начинается Конституция.
— На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. А как нужно слушать гимны? (Стоя)
— Прослушаем гимн нашей страны.
Учитель — В каждой стране существует определённая государственная символика — это не только гимн, но и флаг. Назовите цвета флага нашей страны.
Флаг России выглядит так: Белый цвет – Отечество, синий цвет – Верность, красный цвет — Отвага.
Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Учитель — Следующий символ нашей страны – герб. Что на нем изображено?
Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы, мудрости.
У России величавой
На гербе орел двухглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
3) Президент Российской Федерации .
Президент – глава Российского государства. Он является гарантом Конституции РФ. Президент обеспечивает порядок в стране, поддерживает мир и согласие.
Первый президент Б.Н. Ельцин. Он издал указ « О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Целью всенародного голосования было утверждение новой Конституции России. 12 декабря — всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.
Президенты РФ – второй президент РФ – Путин В.В. (2000 -2008 гг.), третий президент РФ – Медведев Д.А. (2008 -2012 гг.). действующий президент РФ – Путин В.В., который избран на пост всенародным голосованием в мае 2012 года.
4) Содержание Конституции РФ.
Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных п переходных положений (раздел 2).
Учитель. В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование . ».
— Какие же права есть у вас, школьников?
1.Право на учебу.
2. Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.
— В Конституции записаны не только права, но и обязанности.
— Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.
1. Уважать друг друга.
2. Культурно вести себя.
3. Ходить опрятным.
4. Выполнять устав школы.
Устав школы – это правила, по которым живет наша школа. Мы должны их соблюдать.
- Закрепление изученного материала.
- Творческое задание.
— Раскрась флаг России (в приложении)
— Найдите на картинке герб России и обведите его красным карандашом (в приложении)
основной закон государства
— «Конституция» в переводе с латинского означает:
— Когда отмечается день Конституции?
— Как была принята Конституция РФ?
Президент РФ подписал указ
Прошло всенародное голосование
Государственная Дума приняла закон
— Кто является гарантом Конституции РФ?
Учитель. Вот и подходит к концу первый урок Знаний. Завтра вас ждут настоящие уроки. В добрый путь! Успехов вам в учёбе.
Еще один год позади,
Так много узнать вы успели,
Теперь у вас впереди
Откроются новые цели.
Как жизнь начинаем с нуля,
Так вы новый год свой начните.
Терпенье, упорство и труд
Пусть знания всем принесут!
О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. М.: «ВАКО», 2004.
Е.Л. Ерохина. Государственное устройство России. Альбом для занятий с детьми. М.: Издательство «Ювента», 2006.
Ты и твоя Родина. М.: Издательство «Оникс», С.-П.: Издательство «Литература», 2008.
Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой/авт.-сост. Н.С. Кочетов. Волгоград: Учитель, 2009.
Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова/авт.-сост. С.Н. Степанько. Волгоград: Учитель, 2005.
Источник
Урок по теме: «Конституция — основной закон страны»
план-конспект урока по обществознанию на тему
Цели:
- показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;
- развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
- воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.
- обобщение, повторение, закрепление знаний учащихся по теме «Конституция России – основной закон страны»;
- воспитание гражданской активности, патриотизма.
- формирование умений работать в группе; развитие интереса к предмету.
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstitutsiya_osnovnoy_zakon_strany.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Конституция России — основной закон страны.
- показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;
- развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
- воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.
- обобщение, повторение, закрепление знаний учащихся по теме «Конституция России – основной закон страны»;
- воспитание гражданской активности, патриотизма.
- формирование умений работать в группе; развитие интереса к предмету.
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Учащиеся должны знать:
- Конституция обладает высшей юридической силой.
- Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
- Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона.
Учащиеся должны понимать:
- Конституция – закон высшей юридической силы.
- Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.
- Перед Конституцией стоят три задачи:
а) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
б) упорядочить государственную власть;
в) утвердить правосудие.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
- характеризовать смысл основных понятий;
- анализировать тексты.
I.Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Давайте сначала проверим домашнее задание. Вам необходимо решить тест по теме «Исторический процесс». (на слайде, 5-6 минут)
II.Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность? (Возм. ответ учащегося: паспорт, свидетельство о рождении)
Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?
(Возм.ответ учащегося: ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).
Скажите, какой документ будет подтверждать ваше положение учащегося?
(Ответ учащегося: дневник)
Какую информацию можно извлечь из дневника?
(Ответ учащегося: расписание, ФИО преподавателей, домашнее задание)
Как вы считаете, у государства может быть подобный документ?
(Ответ учащегося: да, Конституция)
Совершенно верно, таким документом является Конституция.
Что же такое Конституция?
КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).
Конституция – Основной Закон государства,
— Как устроено государство,
— Как образованы органы власти,
— Каковы права и обязанности граждан.
Как вы понимаете слово «Основной» в определении термина «Конституция»?
(Возм. ответ учащегося: главный закон, на его основе разрабатываются все остальные законы страны)
Ребята, мы знаем определение конституции. Как вы думаете, о чем еще мы будем заниматься? (будем повторять главы, статьи, разделы конституции РФ, вспомним вступительную часть- преамбулу).
III.Сколько статей, глав, разделов содержит Конституция РФ? (Преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).12 декабря 1993 года является днем принятия Конституции РФ.Теперь открываем тетради и записываем тему урока «Конституция РФ- основной закон государства.
Помимо Конст.РФ имеется Конст.ЧР, которая составлена на основе Конст.РФ. Скажите, сколько глав, статей содержит Конст.ЧР?( 105 ст., 10глав)
Согласно Конст.ЧР Чувашия и ЧР равнозначны. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Власть в ЧР принадлежит народу. Государственным языков в ЧР являются чувашский и русский языки. Чувашская Республика является субъектом РФ. Столицей ЧР является г. Чебоксары. Глава ЧР является высшим должностным лицом. Государственный Совет ЧР является законодательным органом государственной власти ЧР. Кабинет Министров является исполнительным органом государственной власти ЧР. 30 ноября 2000 года считается днем принятия Конституции ЧР.
Возвращаемся теме урока. Итак, первая глава Конституции называется «Основы конституционного строя». Согласно 1статье Россия- есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления.
1)Ребята, что означает демократическое государство? (Возм.отв. Это значит, что единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ России, народ может осуществить свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления).Правильно.
2)Что означает федеративное государство?(Возм.отв. То есть состоящее из частей, которые имеют самостоятельность и называются субъектами федерации. В Россию входят республики, края, области, города федерального значения, автономная область , автономные округа.
3) Что означает правовое государство? ( Возм.отв. В государстве верховенство закона, признание прав и свобод человека и гражданина, разделение власти, независимость судей.)
4) Ребята, почему РФ-республика? (Потому что управление государством является коллективным, высшие органы и должностные лица избираются на определенный срок).
Назовите три ветви государственной власти.
(Ответ учащегося: Государственная власть
Законодательная исполнительная судебная)
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Они самостоятельны и подчиняются только Конституции. Государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.
Как называется 2 глава Конституции РФ? (Права и свободы человека и гражданина)
Как называется 3 глава Конституции РФ? (Федеративное устройство)
Как называется 4 глава? (Президент)(запись в тетрадях)
IV. Групповая работа. Мы с вами разделились на группы. Каждая группа будет работать отдельно. Первая группа изучает 2 главу и составляет таблицу «Права и свободы человека и гражданина». Вторая группа изучает 3 главу и составляет таблицу «Типы субъектов РФ». Третья группа изучает 4 главу и составляет схему «Полномочия Президента».
V. Найдите ошибки в тексте:
Президент РФ является главой государства. Он избирается на 5 лет гражданами РФ старше 21 года через референдум . Президентом может быть любой гражданин моложе 35 лет , проживающий в РФ не менее 5 лет .
Ребята, скажите как называется 5 глава Конституции? (Федеральное Собрание)
Федеральным собранием или парламентом осуществляется какая власть? (Законодательная)
VI.Изучите статьи 94-97 ( 1 группа)
Статьи 98-101 (2 группа)
Статьи 102-105 ( 3 группа) (работа с документами)
Ответьте на вопросы:
Кто может быть депутатом ГД? (1 группа)
Как заседают СФ и ГД? Кто открывает первое заседание ГД? (2 группа)
Что относится к ведению СФ и ГД?(3 группа)
6 глава Конституции называется «Правительство Российской Федерации».
Какая власть осуществляется Правительством РФ? (Исполнительная власть). Правительство состоит из председателя, заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия ГД.
Кто является Председателем Правительства РФ?
7 глава Конституции называется «Судебная власть». Мы знаем, что в РФ правосудие осуществляется только судом. Согласно статьи 118 судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства.
VII.Изучите главу 7 и ответьте на вопросы.
Ребята, а кто может быть судьей?
(Возм.отв. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации).
Кем назначаются судьи?
(Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации).
Какие дела рассматриваются в Верховном суде РФ? (Возм.отв. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам)
Какие дела рассматриваются в Конституционном суде РФ? (Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации и тд.)
Какие дела рассматривает Высший арбитражный суд РФ? (Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами).
Глава 8 называется “Местное самоуправление” . Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов.
Глава 9 называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
VIII. Второй раздел называется «Заключительные и переходные положения».
1. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.
Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.
(работа учащихся с синквейном)
Правила написания синквейна
Существительное , обозначающее тему синквейна
Два прилагательных , раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна ( российская, важная )
Три глагола , раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету ( обязует, защищает, охраняет )
Фраза , раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки ( закон суров, но это закон )
Существительное , выступающее как итог, вывод, подводящее черту ( необходимость )
- Итак,когда была принята Конституция современной России?
- О чем идет речь во вступлении?
- Из каких частей состоит первый раздел Конституции? О чем идет речь в 1 разделе?
- О чем идет речь во 2 разделе?
X. Домашнее задание. Эссе на тему: «Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции» Н. Мальбранш
Что вы узнали на уроке? Какую оценку вы поставили бы своей группе?
Я думаю, что урок был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан! А каждый гражданин должен знать Конституцию своей страны. Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства. Урок окончен.Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по обществознанию 6 класс (презентация)Тема: Конституция – основной закон страны.Цель урока:охарактеризовать основные положения Конституции РФ.
тема «Конституция — основной закон страны».Цели урока:Образовательная — сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности.
Цели урока:Образовательная — сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.Развивающая.
Цель: продолжить знакомство с Конституцией Российской Федерации, Всеобщей Декларацией прав человека.Задачи: — вспомнить основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека о правах чело.
Цели:познакомить обучающихся с основным законом страны;научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;работать над формированием понятийного аппарата;развивать у обучающих.
Внеклассное мероприятие по обществознанию.
Краткое описание темы занятияУрок по теме «Конституция – основной закон страны» проводится в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме сам.
Источник