Конституция стран общего права

Конституция стран общего права

В статье рассматриваются общие и особенные черты конституций стран «общего права». Характерные черты конституций дают основание выделять их в отдельную группу, что необходимо учитывать при классификации конституций.

В данной статье автор рассматривает теоретические проблемы, связанные с попытками ввести в российский правопорядок принципы прецедентного права. Основная проблема, по мнению автора, состоит в различном понимании нормативности права в англо-американской и в романо-германской правовых традициях. В рамках английского прецедентного права регулирование осуществляется преимущественно через создание казуальных правил; во втором случае правовое регулирование осуществляется через введение общезначимых норм. Некритическое использование термина «прецедент» для характеристики судейского правотворчества в России может привести к поверхностным аналогиям между российским и английским правом. Для описания такого правотворчества в теоретическом правоведении есть более корректные схемы и термины.

Одна из важнейших черт правового государства существование судебного конституционного контроля, то есть право определенного судебного органа следить в установленных законом формах и процедурах за соответствием Конституции страны действующего законодательства. В этих целях орган судебного конституционного контроля наделяется правом отмены законов (или отдельных положений законов), признанных им не соответствующими Конституции, и соответственно правом толкования конституционных норм. Это основная функция судебного конституционного контроля. В 1991 году в РСФСР был учрежден Конституционный Суд, что означало введение судебного контроля в сфере Конституции.

Статья посвящена институциональной характеристике конституционного правосудия в современном мире. Дается определение конституционного правосудия как деятельности судебных (квазисудебных) органов по осуществлению конституционного контроля, рассмотрению и разрешению иных подведомственных им дел и вопросов конституционного значения. Приводятся основные вехи становления судебного конституционного контроля, рассматриваются структура института конституционного правосудия и основные модели судебного конституционного контроля – американская (на примере деятельности Верховного суда США) и европейская (на примере деятельности Федерального конституционного суда ФРГ и Конституционного совета Франции). Упоминается о формировании новой модели конституционного контроля – смешанной, сочетающей черты американской и европейской моделей. Затрагивается проблема статуса Европейского Суда по правам человека и его взаимоотношений с национальными органами конституционной юстиции.

Читайте также:  Отставание развивающихся стран от развитых по объемам

Применительно к традициям в праве и в науке о праве наиболее актуальным вопросом в сегодняшней России является проблематика прецедентного права, которая возникла в связи с суждениями ведущих представителей судебной системы о необходимости преобразования российского судопроизводства по прецедентной модели англо-американской правовой семьи. Исследование возможно через анализ сущности вводимых в российское право институтов с их возможным сравнением с аналогичными институтами стран прецедентного (общего, англо-американского) права. Такое исследование поможет увидеть различия между разными правовыми семьями, культурами, оценить важность таких различий и возможных сходств, но не будет способно указать на то, насколько институты иных правовых культур уместны в российском праве, насколько корректно называть на иностранный манер («прецедент») то, что еще в советское время получило название «руководящих разъяснений». Именно в этом аспекте и оказывается значимой проблематика традиций в праве – насколько традиции российского права совместимы с терминологией прецедентного права.

Комментарий подготовлен авторским коллективом, в который вошли судьи Конституционного Суда РФ и ведущие специалисты аппарата Конституционного Суда РФ.

Комментарий основывается на опыте работы Конституционного Суда с учетом поправок, внесенных в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 г. № 7-ФКЗ, а также на опыте работы судебных органов конституционного контроля зарубежных стран и Европейского Суда по правам человека.

В комментарии сделан сравнительный анализ отечественного и зарубежного законодательства и приведена практика его применения.

Настоящий сборник содержит основные материалы конференции «Предварительное расследование в уголовном процессе стран Центральной Азии: между инквизиционной и состязательной моделью», которая состоялась 12-13 октября 2010 г. в Душанбе, Таджикистан. Сборник издан на двух языках (русском и немецком).

В данном сборнике представлены модели уголовного процесса в системах «общего права» и «континентального права» и модель уголовного процесса в постсоветском пространстве.

§ 3 главы 6, написанный Замотаевой Е.К., посвящен институтам конституционного правосудия. Автор дает определение конституционного правосудия, характеризует его предназначение, обозначает место конституционного правосудия в системе права России, анализирует структуру данного института. Отмечается, что основной формой, или способом, осуществления конституционного правосудия является конституционный контроль. Кратко приводится история становления последнего. Рассматриваются проблемные аспекты правового статуса Конституционного Суда РФ, связанные с его полномочиями, составом, местом в судебной системе, юридической природой решений и их исполнением, взаимоотношениями с иными органами судебной власти. Отдельное внимание уделяется институтам конституционного правосудия в субъектах РФ – конституционным (уставным) судам, а также проблеме статуса Европейского Суда по правам человека и влияния его решений на российскую судебную практику.

Источник

Конституция стран общего права

Адрес редакции

109028 Москва, Большой Трёхсвятительский пер., 3, офис 113

Тел.: (985) 220-99-87

Адрес издателя и распространителя

Фактический: 115230, Москва, Варшавское шоссе, 44а, офис 201, Издательский дом ВШЭ.

Почтовый: 101990, Москва, ул. Мясницкая, 20

Богдановская И. Ю.1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Классификация конституций стран «общего права»

Богдановская Ирина Юрьевна — профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: ibogdanovskaya@hse.ru.

В современной правовой доктрине признаны несколько оснований для классификаций конституции. Одно из них – деление конституций на писаные и неписаные. При этом отмечается, что данное основание фактически уходит в прошлое. Между тем анализ конституцией стран общего права показывает актуальность данной классификации. В этих странах действует старейшая конституция США, многоактная конституция Канады, неписаные конституции Великобритании и Новой Зеландии. Для конституций стран общего права характерно соотношение писаного и неписаного права при возрастании удельного веса писаного права.
Другой аспект проблемы связан с определением места неписаной конституции в системе источников права. Конституции определяются как верховное право страны. Однако речь идет скорее о признании конституции источников права, чем об определении ее места в системе источников. Следует отметить влияние английского принципа парламентского верховенства на определение места конституции в системе источников права. Согласно которому все статуты имеют равный статус и не могут обладать большей или меньшей юридической силой. Признание высшей юридической силы конституции неизменно приведет к отказу от данного принципа и пересмотру традиционной английской конституционно-правовой доктрины.
Конституций стран «общего права» имеют общие и особенные черты. Характерные черты конституций дают основание выделять их в отдельную группу, что необходимо учитывать при классификации конституций.Конституциии стран общего права постепенно эволюционирует. Однако в отличие от стран романо-германского права она происходит не столько в форме конституционных поправок. Значительную роль играют судебные прецеденты толкования старейших и неписаных конституций, которые позволяют адаптировать конституционные положения к меняющимся социальным условиям. Прецедентное право дает возможность обновлять конституции. Тем не менее конституционные реформы, проводящиеся в отдельных странах общего права, ставят проблему пересмотра традиционных подходов и выработки новых доктринальных положений.

Источник

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

электронное учебное пособие

На главную

Об авторе

Содержание

Отправить сообщение

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Тепляшин И.В., 2006

Источник

Оцените статью


Краткий конспект лекций по курсу

ЛЕКЦИЯ 3. КОНСТИТУЦИЯ — ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК
НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА

  1. Понятие и особые свойства конституций в зарубежных странах.
  2. Форма и структура конституций в зарубежных странах.
  3. Принятие, изменение и отмена конституций.
  4. Классификация конституций зарубежных стран.

1. Понятие и особые свойства конституций в зарубежных странах.

Конституция — фактический документ (социальная конституция или конституция в материальном смысле) — реально существующее основа государства политического строя государства, место и роль человека в обществе. Порядок в обществе, государстве, при котором реализуются основы конституционного строя, реализуются положения конституции, права и свободы человека и гражданина.

Юридическая конституция — это основной источник конституционного права. (Документ, основной закон, имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий основы — социально экономического строя, политическую силу, правовой статус личности и основы духовной жизни общества.). Это также основной закон государства, определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющий собой систему правовых норм, принципы правовой системы государства и основу их взаимоотношений с обществом, населением.

Расхождение между фактической и юридической конституциями — обычно результат в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции особенно, когда речь идет о формальной юридической конституции принятие которой имеет одномоментный характер. Расхождение между фактической и юридической конституцией свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала фиктивной. Возникает необходимость либо юридическую конституцию привести в соответствие с фактическими общественными отношениями, либо, наоборот эти отношения преобразовать в соответствии с предписаниями юридической конституции. В последние десятилетия в преодолении расхождений между фактической и юридической конституцией все большую роль играет конституционная юстиция.

Конституции обладают рядом особых свойств:

  1. Имеет высшую юридическую силу — т.е. главенствующая в системе национального права.
  2. Прямое и непосредственное действие — это означает, что конституционные положения распространяются на всей территории страны и общественные отношения без предварительного одобрения, санкционирование со стороны иных актов или органов власти.
  3. Верховенство — положением конституции, ее принципам, закрепленным в ней правилами должны следовать органы государственной власти, должностные лица в своей деятельности. Иные институты (система права, система разделения властей, принципы формирования органов власти) также должны соответствовать положениям конституции.
  4. Особый порядок принятия и изменения Конституции, что требует проведение референдума в стране или квалифицированного одобрения парламентом.
  5. Особый характер реализации положений Конституции. Для этого создаются специальные органы и институты власти в государстве.
  6. Особый характер охраны Конституции.
  7. Особый порядок отмены Конституций в зарубежных странах.

2. Форма и структура конституций в зарубежных странах.

Форма конституции — это способ организации и выражения конституционных норм. Определяется форма тем, что конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Если конституция есть единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то ее можно определить как кодифицированную. Если же те вопросы регулируются несколькими писаными актами, то это некодифицированная конституция. Кодифицированные конституции в зависимости от степени кодификации можно подразделить на развернутые и неразвернутые. Встречаются конституции смешанного типа. Частично они писаные и включают парламентские законы и судебные решения являющиеся обязательными прецедентами. Частично же состоят из обычаев и доктриальных толкований, судебный прецедентов, обычаев (именуемыми конституционными соглашениями), в которых содержатся конвенционные нормы. Бывают и неписаные конституции, вообще незафиксированные в документах, но они существуют обычно временно — после революций, переворотов.

Структура включает в себя преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка также приложения.

В преамбуле излагаются цели конституции , указываются исторические условия ее создания, провозглашаются права и свободы, руководящие начала государственной политики. Положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений конституции.

В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей — о парламенте, главе государства и правительстве, судебной власти, об организации власти на местах.

Заключительные положения содержат различные нормы. Обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу. Если это не урегулировано в основной части, помещают нормы в порядке изменения конституции или государственных символах.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Нередко, нормы, содержащиеся в переходных положениях обозначаются не в виде статей, а в виде параграфов, чтобы показать их специфический характер. В то же время они важны для правоприменителя, так как указывают с какого времени подлежит применению та или иная норма.

Устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией. Дополнительные положения также оформляются иначе, содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частей вопросов. Приложение содержит распределение компетенции — имеют важное юридическое значение.

3. Принятие, изменение и отмена конституций.

Существуют следующие способы принятия конституций. Наименее демократический из них октраирование, то есть дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха). После второй мировой войны октраированными стали называть конституции, дарованные метрополиями своим колониям при изменении формы колониального господства или освобождении от него. Октраированный характер конституции внешне выражается в соответствующей формуле, обычно помещаемой в преамбуле и указывающей на источник происхождения конституционного акта (Саудовская Аравия). Конституциями носящими договорной характер являются договор между монархом и выборным органом, выступающим как выразитель воли народа (ОАЭ). Большинство ныне действующих конституций являются народными. Источником такой конституции является избирательный корпус, который выбирает парламент (Япония) или учредительное собрание (Германия) либо непосредственно одобряет конституцию на референдуме (Швейцария).

Изменение конституции связано с изменениями в общественной жизни, в соотношении политических сил. При изменении гибкой конституции каждый последующий закон содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения ранее не регулировавшие, либо регулировавшиеся обычным правом.

В некоторых конституциях встречаются ограничения в отношении их пересмотра либо по существу, либо временного характера, когда устанавливается определенный период времени, в течении которого запрещается внесение в них поправок. В первом случае ограничения касаются формы правления в стране. В ряде конституций содержится запрещение их пересмотра в условиях чрезвычайной ситуации в стране.

На порядок изменения конституции влияет форма политико-территориального устройства государства. В федеративных и унитарных государствах верхнему уровню местной власти предоставляются широкие права. Процедуру конституционого пересмотра можно условно разделить на два этапа — принятие поправок парламентом и их ратификацию. В большинстве стран в изменении конституции обязательно участвует глава государства. Обычно он промульгирует поправки. Напротив. Президент США даже не промульгирует поправки.

Отмена конституций, лишь в случае, если речь идет о жесткой конституции. Чаще всего конституции отменяются в результате революций.

Также может отменяться в предусмотренном его же порядке в результате коренных изменений в жизни страны, когда складывается новая расстановка политических сил. Нередко конституции предусматривают более сложный порядок для полной конституционной реформы по сравнению с частичной.

4. Классификация конституций зарубежных стран.

Целью классификации конституций, их разнесение по различным классам на основе общих свойств позволяет ориентироваться в многообразии конституций, способствует установлению закономерно существующих связей между ними, определенно место того или иного акта во всех их совокупности, помогает лучше их различать, сопоставлять друг с другом, уяснять особенности их содержания и структуры.

Классификация ведет к четкому оформлению знаний о конституции.

Временные и постоянные конституции различаются по времени действия — первые имеют ограниченный срок действия (Таиланд, ЮАР и др.), вторые — неограниченный (США, Франция, Польша и др.).

Классификация по содержанию и характеру конституций многообразна и отражает различные признаки определяемого конституцией строя. По форме правления, определяемой в конституциях, их можно в зависимости от порядка замещения должности глава государства, разделить на монархические и республиканские, по устанавливаемой форме политико-территориального устройства на федеративные и унитарные. В федеративных государствах конституции можно разграничить на федеральные и национальные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, провинций).

По оформляемому политическому режиму конституции делятся на демократические, авторитарные, среди последних выделяются еще тоталитарные. Первые гарантируют определенный круг прав и свобод, допускают свободное образование и деятельность политических партий, предусматривает выборность учреждений власти. Авторитарные конституции ограничивают или запрещают деятельность политических партий либо устанавливают господство одной партии, открывают возможности для ликвидации или существенного ограничения вынуждено провозглашаемых прав и свобод. По форме конституции делятся на писаные, смешанные и неписаные.

По порядку изменения на гибкие, жесткие, смешенного типа. Особо жесткая конституция США.

В зависимости от порядка принятия на октроированные, т.е. окончательно одобренные главой государства (Бельгия, Норвегия, Бахрейн, Катар, Кувейт) и «народные».