- Лекция (3) (Конституционное право стран Восточной Европы)
- Описание файла
- Онлайн просмотр документа «Лекция (3)»
- Текст из документа «Лекция (3)»
- Конституция стран восточной европы
- Конституция Сербии
- Конституция Венгрии (вступает в силу с 01.01.2012)
- Конституционный закон Грузии
- Конституция Грузии
- Конституция Болгарии
- Конституция Боснии и Герцеговины
- Конституция Кипра
- Конституция Латвии
- Конституция Литвы
- Конституция Македонии
- Конституция Польши
- Конституция Румынии
- Конституция Словакии
- Конституция Словении
- Конституция Хорватии
- Конституция Чехии
- Конституция Эстонии
- Конституция Албании
Лекция (3) (Конституционное право стран Восточной Европы)
Описание файла
Файл «Лекция (3)» внутри архива находится в папке «Конституционное право стран Восточной Европы». Документ из архива «Конституционное право стран Восточной Европы», который расположен в категории «лекции и семинары». Всё это находится в предмете «конституционное право зарубежных стран (кпзс)» из седьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Онлайн просмотр документа «Лекция (3)»
Текст из документа «Лекция (3)»
Особенности предмета, метода и источников КПЗС.
После Второй Мировой Войны в зону влияния СССР попадают страны Центральной и Восточной Европы.
Основателями КПЗС стран Восточной Европы являются Воеводин, Златопольский.
Златопольский И.А. «Конституционное (государственное) право стран Центральной и Восточной Европы»
Автор первого учебника – Куплиц.
Сейчас данная учёбная дисциплина претерпела огромные метаморфозы.
Раньше использовался компаративистский подход, то есть сравнительно-правовой. Брался конкретный конституционно-правовой институт и описывался с особенностями в разных странах.
Традиции права зародились именно на Западе (т.е. профессорское право). Российское же право только формально близко к западной теории права.
Ответвление КПЗС стран Восточной Европы связано с образованием социалистических стран, заключением Варшавского договора.
В процессе лекций будут рассмотрены подробно такие страны как:
Специфика предмета предопределена такими явлениями как трансформация.
1-ая трансформация (1949 — 1953 годы) – социально-политическая и правовая информация.
2-ая трансформация (1983 – 1993 годы)
Почему эта трансформация важна?
Дело в том, что трансформация социально-экономических, политических и конституционно-правовых институтов ещё не завершилась.
1) незаконченность формирования основных конституционно-правовых институтов: политических партий, органов государственной власти, основ конституционного статуса личности.
Конституционный статус личности: раздел, посвященный конституционному статусу личности, существовал в конституциях социалистических государств.
Эти акты были пронизаны социологией и идеологией социализма.
Если в 1-ой главе конституции написано, что государство правовое, то нужны гарантии. Этими гарантиями могут быть независимое правосудие.
Очень велика роль конституционной юстиции.
Основная гарантия – это конституционное оформление конституционной юстиции.
В силу некоторых причин все процессы из западной Европы, США, РФ с некоторым опережением начинаются и текут в данном регионе.
У этого региона есть своя культура, свои правовые традиции.
Черчилль: «Судьба 2-ой мировой войны будет решаться в Югославии».
Судьба «больших соседей» зависит от того, что происходит в Восточной Европе.
Данный регион имеет самостоятельное значение в правовом отношении.
Методология науки КПЗС.
Методология – это мировоззрение (идеологическая ориентация) и система методов, которыми ученый руководствуется в своем исследовании.
В советском праве преобладающими методами были:
— нормативизм и позитивизм
Тенденции очень живучи, поэтому методы очень устойчивы.
Но трансформация произошла.
Раньше существовало марксистское мировоззрение.
В незначительной мере применялись такие методы, как:
Сейчас господствует либеральное мировоззрение.
Важно узнать, насколько новые нормы востребованы практикой.
Классовая борьба – неизбежный фактор всех процессов.
Существует проблема правовых семей, а именно соотношение основных тенденций КП в странах Центральной и Восточной Европы в развитии главных семей права и современные тенденции развития КП в странах Центральной и Восточной Европы.
Ранее страны Центральной и Восточной Европы принадлежали к социалистической семье права.
Наиболее яркая черта этой семьи – это другой подход к социальной роли права.
Основной постулат: Можно изменить социальные отношения при помощи права. Эта тенденция сохраняется. Неудобоваримый институт – конституционные основы общественного строя.
Нормы-принципы и нормы-определения.
Подарок социалистической идеологии: Конституция – это во многом план-проспект для будущего.
Раздел «Конституционные основы общественного строя» — это проект общественного договора между государством, обществом и индивидом.
Возможность появления такого раздела – это признание марксистско-ленинской идеологии.
Хотя в социалистической семье остались в настоящее время только Куба и Китай.
Либеральное мировоззрение и коммунистическое в чём-то родственны. Они направлены на изучение экономических характеристик. Именно экономические институты являются первостепенными.
Экономика как ступор: Какая экономика, такое и государство.
Также влияет геополитика, которая является достаточно важной наукой. Она претендует на роль мировоззрения в обществе. Геополитическое положение важно. Общество и государство рассматриваются в связи с географическим положением. Пространство как судьба государства. Например, с точки зрения геополитики причина распада Югославии заключается в том, что Югославия всегда была конгломератом территорий, которые тяготели к разным геополитическим факторам (суши и моря). Геополитический фактор не является главным для обывателей. Геополитика – наука власти и для власти, наука тех, кто управляет и властвует. Она ссылается на статистические данные, на социологические данные. Геополитика как наука возникла в середине 20 века и сразу стала претендовать на звание науки.
Силы суши или теллюрократия.
Силы моря или талассократия.
С точки зрения геополитики к силам моря относятся США, Великобритания; к силам суши – Россия и Германия.
Из этого можно трактовать и особенности правовых систем.
Для романо-германской правовой семьи характерны:
— неготовность к трансформации
— ценности коллективизма важнее, чем ценности индивидуализма.
Для англо-саксонской правовой семьи характерны:
— готовность постоянно меняться и приспосабливаться
Геополитический метод очень важен.
Уроки геополитики отражаются в институтах:
— основ конституционного статуса личности
Другие институты также можно связать с геополитическими мотивами.
Источники КПЗС и их специфика.
Арсенал источников шире, чем просто Конституции.
Это законы, изменяющие Конституцию, но не искажающие её смысла.
Существование большого количества подзаконных актов.
В Польше Правительство издает подзаконный акт. Он может касаться только государственных органов и не может касаться ни граждан, ни юридических лиц.
4) Хартии и декларации
В период трансформации (по опыту Чехословакии) – Конституция была дополнена Хартией о правах человека. Чехословакия распалась, а Хартия продолжает действовать и в Чехии, и в Словакии.
В Словакии Хартия – это отдельный раздел Конституции.
5) Меньшее значение имеют акты Президента.
Особенности периодов развития и трансформаций.
1-ый этап трансформации
1) изменение политического режима: от либерального к авторитарному или от либерального к тоталитарному
2) Переход от демократической республики к советской республике. Характерно наличие Президиума или Совета (так называемы коллективный Президент)
3) Политический плюрализм сменился на политический монизм (однопартийная система). Но она не такая, как в РФ (СССР). Её специфика в том, что в ней есть множественность политический партий. Кроме рабочей партии создаются дружественные партии, позволяется «дышать» некоторым либеральным партиям.
4) множественность форм собственности, среди которых частная собственность занимает главное место, сменяется на административно-командную систему экономики (главной формой собственности становится государственная собственность). Остается, однако, мелкотоварное производство:
— в Польше всегда существует фермерское хозяйство
Экономика не идентична варианту, который существовал в СССР (жёсткая плановая экономика).
5) социальная структура – она достаточно равномерна. Социального расслоения нет. Социальные права считались естественными правами.
2-ой этап трансформации
1) Революционные преобразования существенно коснулись предмета – отношений государства – общества – человека, в т.ч. произошла деидеологизация общества. Также страны разделились по политическим режимам, преимущественно наблюдается уход от тоталитаризма и авторитаризма к демократическому режиму и либерализму.
2) стремление построить государство и сформировать форму права в соответствии с либеральными, демократическими ценностями – перейти от республики советов к традиционным демократическим формам правления. Форма правления – республика. Система органов государственной власти меняется. Конституционная юстиция появляется повсеместно. Изменяется статус судебной власти – появляются независимые судьи. Появляются омбудсманы – правозащитники. Исчезают местные государственные органы, вместо них появляются органы местного самоуправления. Исчезают «коллективные главы государств» — Президиумы, Государственные Советы. Вместо них появляются президенты. В зависимости от страны, он может быть активным или формально введенным. Это был совершенно новый институт.
Развитие происходит по классическому образцу. В этих странах есть конституционно-правовая традиция, потому что институты органов государственной власти сохранили свою традицию.
Верховная палата контроля в Польше, Сейм, Сенат исторически существовали в этой стране.
Президент унаследовал от польского монарха свой статус. В отличие от России политико-правовые институты власти более системны. Социальные права защищаются через суды.
3) принцип равноправия всех форм собственности. На конституционном уровне охраняются и защищаются предпринимательская деятельность, конкуренция, защита от монополизма, приватизация.
кардинально изменился статус индивида (в 80-80-е гг. 20в.). После 2 мировой войны правовой статус личности не был представлен в Конституциях большим количеством статей. Ранее т.е. на Западе существовала судебная защита прав человека первого поколения (как личности). В 80-90-х гг. страны Восточной Европы изменили структуру института прав человека:
место: личные права и свободы
место: политические права и свободы
место: социально-экономические права и свободы
Для сравнения в советский период:
1 место: социально-экономические права и свободы
2 место: политические права и свободы
3 место: личные права и свободы (причем их перечень был гораздо уже, чем в других странах).
Существует систематизация стран по группам.
1) Польша, Венгрия, Словакия, Чехия
2) Болгария, Румыния, Словения, Македония, Хорватия, Босния и Герцоговина, Сербия, Черногория
3) Страны Азии: Китай, Вьетнам, Южная Корея
Критерии систематизации стран по группам:
1) Целостность конституционно-правовой традиции данной страны. Предполагается, что соответствующее государство имеет долгие традиции государственного и конституционного строительства. Они могут не совпадать, но присутствуют.
Например, для Польши характерны длительные традиции, как государственные, так и конституционно-правовые. Для Венгрии характерны долгие государственные традиции, но недолгие правовые. Особенности становления и развития конституционно-правовой традиции. Традиция – это стереотип нормирования в сфере КП, стереотипы восприятия основных правовых институтов, процедур и социально-правовых феноменов, которые сложились в той или мной стране. Социально-правовой феномен – власть.
2) экономический критерий. Насколько страна развита, входит ли в ЕС
3) геополитический критерий. Характеризует, насколько страны объединены географическим положением, общностью, насколько сопоставимы при анализе правовых институтов. Удобнее сравнивать страны, у которых геополитическое расположение одинаково.
4) общекультурный ил духовный фактор. Сюда входят также идеологический, религиозный фактор.
5) общность с другими странами, в частности со странами Западной Европы, близость к романской или германской правовой семье. (Некоторые авторы называют такой критерий).
Польша ближе к Франции.
Болгария к Германии.
Чехия и Словакия долгое время находились под влиянием Германии
6) степень развитости страны.
Чехия и Словакия ближе к Польше и Венгрии, чем к Болгарии.
7) идеологический критерий (т.е. в зависимости от тяготения государства к той или иной идеологической концепции, которая отражена в Конституции)
Польша – первая страна в Европе, в которой была принята конституция (03.05.1791 года). Причем это была вторая после Конституции США конституция в мире.
По богатству и содержательности конституционно-правовых традиций Польша вполне может соперничать с Францией.
Помимо Конституционного акта содержит ещё и Малые Конституции.
Источник
Конституция стран восточной европы
ХАРТИЯ СВОБОДЫ ГРУЗИИ Статья 1. Цель Закона Целью настоящего Закона, в соответствии с международными стандартами, с учетом общепризнанных принципов и норм, является предупреждение преступления, направленного против государства, терроризма, преступления против основ безопасности государства, эффективное применение норм законодательства Грузии с учетом современных подходов и укрепление национальной безопасности, осуществление превентивных мер против распространения основ советской и фашистской…
Конституция Сербии
Согласно Статье 73 Пункт 8 Конституции Республики Сербия и Статье 10 параграф 1 Закона о Референдуме и Народной Инициативе (‘Официальная Газета РС’, № 48/94 и 11/98), Национальная Ассамблея Республики Сербия на своей первой сессии в 2006, прошедшей 30 сентября 2006 г. приняла РЕШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО РЕФЕРЕНДУМА ДЛЯ ОДОБРЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКА СЕРБИЯ 1. Республиканский референдум…
Конституция Венгрии (вступает в силу с 01.01.2012)
КОНСТИТУЦИЯ / ОСНОВНОЙ ЗАКОН ВЕНГРИИ (25 Апреля 2011года) ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ СОГЛАШЕНИЯ Статья А Название нашей Страны – Венгрия. Статья B (1) Венгрия – независимое, демократическое правовое государство. (2) Венгрия – республика. (3) Источником всей власти являются люди, (4) Люди осуществляют свою власть через своих избранных представителей, а в исключительных случаях самостоятельно. Статья C (1) Функционирование…
Конституционный закон Грузии
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ГРУЗИИ О внесении изменений и дополнений в Конституцию Грузии Статья 1 Внести в Конституцию Грузии (Ведомости Парламента Грузии, 1995, №№ 31-33, ст. 668) следующие изменения и дополнения: 1. Преамбулу изложить в следующей редакции: «Мы, граждане Грузии, непоколебимой волей которых является утверждение демократического общественного устройства, экономической свободы, социального и правового государства, обеспечение общепризнанных прав…
Конституция Грузии
КОНСТИТУЦИЯ ГРУЗИИ. Граждане Грузии, непоколебимой волей которых является утверждение демократического общественного строя, экономической свободы, социального и правового государства, обеспечение общепризнанных прав и свобод человека, укрепление государственной независимости и мирных отношений с другими народами, опираясь на многовековые традиции грузинской национальной государственности и основные принципы Конституции Грузии 1921 года, провозглашаем настоящую Конституцию. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья…
Конституция Болгарии
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ (Обнародована в «Държавен вестник», бр.56 от 13 июля 1991 г.) Мы, народные представители Седьмого Великого Народного собрания, стремясь выразить волю болгарского народа, заявляя о своей приверженности общечеловеческим ценностям: свободе, миру, гуманизму, равенству, справедливости и терпимости; возводя в высший принцип права личности, ее достоинство и безопасность; сознавая свой неизменный долг хранить национальное и…
Конституция Боснии и Герцеговины
КОНСТИТУЦИЯ БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЫ от 14 декабря 1995 года ПРЕАМБУЛА Основываясь на уважении достоинства, свободы и равенства людей, стремясь к миру, справедливости, терпимости и примирению, будучи убеждены в том, что демократические государственные институты и справедливые процедуры наилучшим образом обеспечивают мирные отношения в плюралистическом обществе, желая способствовать всеобщему благосостоянию и экономическому росту путем защиты частной собственности…
Конституция Кипра
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КИПР от 16 августа 1960 года ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Статья 1. Кипрское государство является независимой и суверенной республикой президентского типа; Президентом ее является грек, а вице-президентом – турок, избираемые, соответственно, греческой и турецкой Общинами Кипра в порядке, устанавливаемом настоящей Конституцией. Статья 2. В целях осуществления настоящей Конституции постановляется. 1. Греческую Общину составляют…
Конституция Латвии
КОНСТИТУЦИЯ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Латвийский народ, в своем свободно избранном Учредительном Собрании, установил для себя следующую Конституцию государства: Глава 1 Общие положения 1. Латвия является независимой демократической республикой. 2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит народу Латвии. 3. Территорию государства Латвии, в пределах, установленных международными договорами, составляют Видземе, Латгале, Курземе и Земгале. 4. Государственным языком в Латвийской…
Конституция Литвы
КОНСТИТУЦИЯ ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Принята гражданами Литовской Республики путем референдума 25 октября 1992 года ЛИТОВСКИЙ НАРОД — создавший много веков тому назад Литовское государство, — основывая его правовой фундамент на Литовских Статутах и Конституциях Литовской Республики, — веками решительно защищавший свою свободу и независимость, — сохранивший свой дух, родной язык, письменность и обычаи, — воплощая естественное…
Конституция Македонии
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МАКЕДОНИЯ от 17 ноября 1991 года Основываясь на историческом, культурном, духовном и государственном наследии македонского народа и его вековой борьбе за национальную и социальную свободу, за создание своего государства, а в особенности на государственно-правовых традициях Крушевской республики, исторических решениях АСНОМ и конституционно-правовой преемственности македонского государства как суверенной республики в составе Федеративной Югославии, на…
Конституция Польши
KOНСТИТУЦИЯ PEСПУБЛИКИ ПOЛЬШA OТ 2 AПРEЛЯ 1997 Г. (Дневник Законов oт 16 июля 1997 г. № 78, пoз. 483) В зaбoте o существовании и будущeм нaшeй Poдины, вновь oбрeтя в 1989 гoду вoзмoжнoсть сувeрeннo и дeмoкрaтичeски oпрeдeлять Ee судьбу, мы, Пoльский Народ – всe грaждaнe Peспублики, кaк вeрующиe в Бoгa, являющeгoся истoчникoм истины, спрaвeдливoсти, дoбрa…
Конституция Румынии
КОНСТИТУЦИЯ РУМЫНИИ Учредительное Собрание принимает Конституцию Румынии ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ Статья 1 Румынское государство (1) Румыния — национальное, суверенное и независимое, единое и неделимое государство. (2) Форма правления румынского государства — республика. (3) Румыния — правовое, демократическое и социальное государство, в котором достоинство человека, права и свободы граждан, свободное развитие человеческой личности, справедливость и…
Конституция Словакии
КОНСТИТУЦИЯ СЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ. от 1 сентября 1992 года ПРЕАМБУЛА Мы, словацкая нация, памятуя о политическом и культурном наследии своих предков и о столетнем опыте борьбы за национальное бытие и собственную государственность, в смысле духовного наследия Кирилла и Мефодия и исторического завета Великой Моравии, исходя из естественного права наций на самоопределение, вместе с представителями национальных меньшинств…
Конституция Словении
КОНСТИТУЦИЯ СЛОВЕНИИ Исходя из воли словенского народа и населения Республики Словении, выраженной на плебисците по вопросу о самостоятельности и независимости Республики Словении 23 декабря 1990 года, с учетом того, что Республика Словения и ранее по своему конституционному устройству являлась государством и только часть своих суверенных прав осуществляла в Социалистической Федеративной Республике Югославии, с учетом того,…
Конституция Хорватии
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ХОРВАТИЯ от 22 декабря 1990 года На основании статьи 19 Конституционного закона об изменениях и дополнениях Конституции Республики Хорватия (Narodnе nоvinе, 1997, N 135) Палата представителей Хорватского государственного сабора на своем заседании от 20 января 1998 года утвердила сверенный текст Конституции Республики Хорватия. Сверенный текст Конституции Республики Хорватия включает в себя Конституцию Республики…
Конституция Чехии
КОНСТИТУЦИЯ ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 16 декабря 1992 г. Чешский национальный совет принял настоящий конституционный закон: ПРЕАМБУЛА Мы, граждане Чешской Республики и Чехии, Моравии и Силезии, в период обновления самостоятельного чешского государства, верные всем добрым традициям исторической государственности земель Короны чешской и государственности чехословацкой, полные решимости строить, хранить и развивать Чешскую Республику в духе неприкосновенных ценностей…
Конституция Эстонии
КОНСТИТУЦИЯ ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Принята на референдуме 28 июня 1992 года Народ Эстонии, выражая непоколебимую веру и твердую волю укреплять и развивать государство, которое создано по непреходящему праву государственного самоопределения народа Эстонии и провозглашено 24 февраля 1918 года, которое зиждется на свободе, справедливости и праве, которое является оплотом внутреннего и внешнего мира, а также залогом общественного…
Конституция Албании
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛБАНИЯ от 21 октября 1998 года Мы, народ Албании, исполненные самосознания и чувства гордости за свою историю, исходя из ответственности перед будущим, с верой в Бога и (или) другие всеобъемлющие ценности, полные решимости построить правовое, демократическое, социальное государство, гарантирующее основные права и свободы человека, на основе веротерпимости и сосуществования религий, обязуясь защищать достоинство…
Источник