Среди средств обучения географии одно из ведущих мест занимают карты. Причем в отличии от книги и других источников информации карта, по словам А.А. Половинкина, «рассказывает» быстрее, точнее, нагляднее и лаконичнее.
Контурным картам принадлежит особая роль в формировании картографической граммотности учеников, работа с контурной картой входит как обязательная часть во многих программных практических работах.
Большое внимание работе с контурными картами уделяется в 5 и 6 классе т.к. в этих классах ученики учаться с ними работать впервые.
Основные требования к работе с контурными картами
Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами.
— Обязательно выносят условные знаки (если они не умещаются в отведённом для них месте на контурной карте, то прикладывается дополнительный лист с условными обозначениями).
— Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Образец размещения названий можно просмотреть на карте в атласе.
— Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
— Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия ручкой (в 5-6 классе можно карандашом т.к. ученики часто ошибаются и у них есть возможность исправить ошибки).
Критерии оценки контурных карт
При выставлении оценок за контурную карту оценивается:
— точность положения объектов на карте;
— правильность написания названий (размеры букв, положение слов);
— орфографические ошибки в написание географических названий;
— полнота (все задания и количество объектов).
Чаще всего контурные карты учитель проверяет сам, но в 5-6 классах правильнее проводить взимопроверку и самопроверку (с демонстрацией образца работы на экране). Такой подход дает возможность быстрее донести требования учителя к оформлению и критерии оценки проверки контурных карт.
Образцы заполнения контурной карты
Многие учителя считают, что заполнять контурные карты это простое задание, но многие ученики испытывают затруднения. У каждого учителя должно быть правило, прежде чем дать задания по контурной карте, дайте образец как это делать.
Например, когда изучаются реки, то нужно показать как правильно подписывать их на контурной карте (обычно достаточно показать один раз на доске (экране).
По каждой теме учителю нужно иметь перечень номенклатуры для всех курсов и образцы выполненных работ (для организации взаимопроверки и самопроверки).
Предлагаю вам образец таких работ по теме «Литосфера», 6 класс (открыть).
Друзья и гости сайта, если вам понравились материалы моего сайта, то поделитесь с друзьями в соцсетях!
Отдельные слайды можно распечатать и использовать как раздаточный материал в своей работе.
Зачем контурные карты на сайте учителя географии?
Конечно, каждый ученик себе покупает на целый год комплект контурных карт, но часто бывает ситуации, когда ученик забыл её дома, иногда не хватает нужной контурной карты, бывают контурные карты без заданий и т.д. В любом случае учителю географии всегда нужно иметь под рукой нужный набор карт.
У каждого учителя есть своя коллекция приемов работы с контурными картами. Можно в любой программе расставить вместо изучаемых объектов -цифры и провести цифровой диктант по теме. Если нет интерактивной доски, то контурную карту можно демонстрировать на белой доске и работать по ней фломастерами.
Например, учителю нужно проверить как ученики обозначили на контурной карте горы, равнины и вулканы. Проверку контурной карты можно совместить с повторением номенклатуры по теме.
Одного ученика можно пригласить к доске, который должен показать все горы на карте. Остальные ученики проверяют по своим контурным картам и ставят карандашом «+» у каждого названия и «-» если его нет. Далее другой ученик показывает равнины, а весь класс проверяет их, тоже самое делают и с вулканами. После проверки можно попросить учеников посчитать и написать вверху карты сколько у них «+» и «-» и сдать контурную карту. Учителю остается только оценить аккуратность и написание названий.
В начале, на работу с контурными картами уходит много времени на уроке, но к старшим классам это уже проходит быстрее и эффективней.
В 10-11 классе подход к работе с картами меняется.
Например, мои ученики знали, что все географические названия на контурной карте, которые нужно обозначить, будут проверяться и их нужно выучить.
Контурные карты выступают в роли опорных конспектов. Если названий очень много, то при первичной проверке номенклатуры можно разрешить пользоваться своей контурной картой ученикам со слабыми учебными возможностями, а остальным ученикам подглянуть в свою контурную карту перед сдачей работы на проверку. Это стимулирует учеников относится серьезнее к работе с контурными картами т.к. они знают, что по ним можно будет повторять номенклатуру к зачетам и экзаменам.
Примеры приемов работы с контурными картами на уроках географии
Проверить знания номенклатуры у всего класса быстрее всего проверить с помощью цифрового диктанта. Предлагаю два варианта:
Цифровой диктант (открыть >>>).
Географический диктант (открыть >>>).
Для индивидуального контроля знаний карты лучше всего подходит тест с показом объектов по карте (открыть >>>).
Планирую расширить этот список, следите за публикацией на моем сайте.
Карта полушарий с контурными картами и инстументами для рисования, для 5-6 класса ( открыть ).
QR-КОД карт
Другие онлайн карты можно просмотреть по ссылке >>>
Внимание! Карту можно просмотреть, для этого нужно щелкнуть по изображению карты. Все контурные карты даны в разрешении для печати на лист А4, дя этого нужно щелкнуть «скачать» и выбрать с помощью правой кнопки — «сохранить изображение как».
Источник
Контурные карты с заданиями
КАРТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Цель: создание условий для проверки знаний географической карты у учащихся 7 – 8 классов.
Задачи: 1. Выделить обязательные минимум географических объектов, для проверки знаний географической карты.
2. Обобщить знания по номенклатуре географической карты.
3. Оптимизировать работу учителя по проверке знаний ученика географической карты.
4. Оптимизировать работу учащихся при проверке знаний географической карты.
5. Обеспечить личностно-ориентированный подход при проверке знаний географической карты.
Предлагаемые карты материков и России позволят учителю осуществлять контроль знаний карты у учащихся после пройденных тем: Африка, Австралия, Южная Америка и др., а так же осуществлять повторение в старших классах.
Номенклатура данных карт – это тот минимум, который должен усвоить каждый ученик.
Карты составлены таким образом, что могут быть использованы многократно в разных классах, на протяжении нескольких лет. Ученик выполнят задание на листочке или в тетради. Учителю достаточно раздать карты, дать задание по определенной теме и сверить с правильными ответами.
А Ф Р И К А Ф И З И Ч Е С К А Я К А Р Т А
1. Море. 2. Горы. 3. Нагорье. 4. Нагорье. 5. Море. 6. Канал. 7. Пустыня.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.