Корабль совершивший первое космическое кругосветное путешествие

История кругосветных путешествий: от Магеллана до Пикара

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522)

Уже в самом начале шестнадцатого века стало понятно, что открытые Христофором Колумбом земли не являются ни Индией, ни Китаем. Но предполагалось, что Азия со всеми ее многочисленными богатствами находится не так уж и далеко от Америки. Дело за малым – найти пролив, переплыть через «Южное море» (так называли в те времена водоем, ставший известным как Тихий океан) и добраться до искомых земель, полных пряностей и шелков. Взялся за это дело португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан.

20 октября 1519 года пять кораблей под его командованием вышли из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда. На борту суден насчитывалась команда из более чем двухсот человек. Экспедиции во главе с Магелланом, действительно, удалось обогнуть Американский континент с юга, преодолеть Тихий океан, добраться до Молуккских островов (Острова Пряностей) и вернуться 6 сентября 1522 года в Севилью.

Но во время кругосветного плавания экспедиция потеряла четыре корабля, а из 235 человек личного состава в Испанию вернулось всего тридцать шесть (18 на последнем оставшемся судне и еще столько же разными путями в течение последующих месяцев и даже лет). Погиб в стычках с туземцами сам Магеллан и большинство командиров. А завершил экспедицию капитан Хуан Себастьян Элькано – единственный выживший офицер.

Читайте также:  Экскурсия по гробницам фараона

Кругосветное путешествие на велосипеде (1884-1886)

Томас Стивенс стал первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде. И стоит понимать, что это был не байк в современном представлении – легкий, спортивный, эргономичный, а стандартный для тех времен «пенни и фартинг» (когда переднее колесо в восемь раз больше заднего). Да и с дорогами ситуация была куда более сложной.

Начав свое путешествие в Сан-Франциско, Стивенс пересек всю Америку с запада на восток до Нью-Йорка. Затем он изрядно поездил по своей родной Англии, проехал через Европу, Османскую Империю, перезимовал в Тегеране как личный гость шаха, побывал в Афганистане, вернулся в Стамбул, приплыл по морю в Индию, отметился в Китае и Японии, а затем вернулся в исходную точку путешествия, потратив на поездку более двух с половиной лет.

Кругосветное путешествие на яхте (1895-1898)

Ставшее легендарным кругосветное путешествие Джошуа Слокама стартовало 25 апреля 1895 года в городе Бостон. 10-метровая яхта Sprey, на которой в одиночку плыл канадско-американский путешественник и авантюрист, сначала пересекла Атлантический океан, приблизившись к Пиренейскому полуострову, затем прошла вдоль западного побережья Африки, снова преодолела Атлантику, прошла через Магелланов пролив, достигла Австралии, побывала в Новой Гвинее, обогнула мыс Доброй Надежды, а 27 июня 1898 года финишировала в городе Ньюпорт в штате Род-Айленд.

Но пышных почестей путешественник по возвращению в США не дождался. Бушевавшая в то время Американо-испанская война оттянула на себя все внимание прессы и общественности. Так что о достижении Слокама заговорили лишь после заключения мира. А в 1900 он выпустил книгу «Один под парусами вокруг света», ставшую всемирным бестселлером и переиздающуюся до сих пор.

Джошуа Слокам пропал без вести во время плавания на яхте в 1909 году в районе Бермудских островов, что стало одной из причин появления легенды о Бермудском треугольнике.

Первый кругосветный автопробег (1908)

12 февраля 1908 года стартовал первый кругосветный автопробег, организованный американской газетой New York Times и французской Matin. Это событие было приурочено к 99-летию со дня рождения Авраама Линкольна. Планировалось, что в нем примут участие 13 экипажей, но семь из них снялись в самый последний момент, до начала поездки.

Главной проблемой первых недель пробега стал холод. Автомобили тех времен не были оснащены обогревателями, а некоторые вообще были без крыши. При этом изначально планировалось, что экипажи переедут из США в Россию через замерзший Берингов пролив. Но жуткие погодные условия на Севере заставили сменить маршрут – машины были погружены на корабль в Сиэтле и транспортированы во Владивосток.

Участники автопробега пересекли всю Евразию. Первым достиг финиша в Париже немецкий экипаж на автомобиле Protos. Случилось это 11 июля, через 169 дней после начала. Но оказалось, что немцы нарушили условие соревнований, за что получили штраф в 15 дней. Так что победителями стали американцы на машине Thomas Flyer, приехавшие к последней точке аккурат 26 июля. Вот для американских участников заезд и стал кругосветным — после триумфа в Париже они вернулись в Нью-Йорк, замкнув, тем самым, круг.

Кругосветное путешествие на самолете (1924, 1957)

Это сейчас можно облететь вокруг Земного шара на авиалайнере чуть более чем за сутки. А в 1924 году четырем самолетам Douglas World Cruiser понадобилось почти полгода. Вернее, это вылетели из Сиэтла 6 апреля четыре летательных аппарата, а вернулись обратно 28 сентября всего два – остальные разбились по дороге.

А первый беспосадочный кругосветный перелет совершили в январе 1957 года три американских бомбардировщика В-52B, потратив на это 45 часов и 19 минут. По пути они трижды пополняли запасы топлива от самолета-дозаправщика.

Кругосветное путешествие пешком (1970-1974)

20 июня 1970 года братья Дэвид и Джон Кунсты вышли из собственного дома в городе Уосека в Миннесоте и отправились в пешее путешествие вокруг света. Они дошли до Нью-Йорка, где сели на корабль до Лиссабона. Затем они пересекли на своих двоих всю Европу и дошли до Афганистана. Но там на них напали бандиты, Джон был убит, а Дэвид попал на четыре месяца в больницу.

Оправившись, Кунст продолжил свой поход ровно с того места, где погиб его родственник. Но сейчас к нему присоединился третий их брат – Питер. Впрочем, он пропутешествовал «всего» год – нужно было возвращаться домой на работу.

Дэвид Кунст вернулся в родную Миннесоту 5 октября 1974 года, преодолев на пути около 25 тысяч километров, став Послом Доброй воли ЮНИСЕФ, стоптав 21 пару обуви и познакомившись с австралийской учительницей Дженни Сэмюэл, которая сначала стала его спутницей в путешествии, а потом и в жизни.

Беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре (1999)

В конце двадцатого века воздушные шары практически перестали существовать. Остались лишь те, что использовались в рекламных, туристических, спортивных и научных (стратостаты) целях. Но появлялись также аэростаты, созданные специально для установления рекордов. К примеру, Breitling Orbiter 3, на котором в марте 1999 года Бертран Пикар и Брайан Джонс совершили беспосадочный кругосветный перелет длиной 45755 километров и длительностью 19 дней 21 час и 47 минут.

Но этого рекорда Пикару мало! Достойный своего деда, отца и дяди авантюрист собирается в 2015 году совершить первый в истории кругосветный перелет на самолете, получающем энергию исключительно из установленных на нем солнечных панелей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Кругосветки Юрия Гагарина

В 2019-м году мы отмечаем 200-летие начала Первой Антарктической экспедиции (1819-1821 гг.) и 85 лет со дня рождения первого космонавта планеты – Юрия Алексеевича Гагарина. Поэтому я предлагаю вам взглянуть на эти юбилеи не только с высоты прошедших лет, но и из Космоса – физического и философского.

Человек испокон веков стремился к познанию своего ареала обитания и покорению новых пространств. Как только он подошёл к краю воды, он научился сосуществовать с новой стихией, с каждым разом удаляясь от берега всё дальше и дальше. Ему всегда хотелось заглянуть за горизонт, а он всё отдалялся и отдалялся, пока человек не вернулся в ту же точку, откуда и начался его путь познания. Человек не просто осознал, но и убедился, что Земля круглая. Хотя, как это ни странно, этот незыблемый постулат порой приходиться отстаивать и сегодня.

Но издержки современного образования – это тема другого повествования. Я же хочу перекинуть мостик времён от мореплавателей прошлого к покорителям космических далей сегодня, т.к. истоки космоплавания лежат в истории мореплавания.

Первым человеком Земли, который первым получил опыт плавания в невесомости, стал 12 апреля 1961 г.наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. Он же первым из землян увидел из космоса, что наша планета действительно круглая. Вот слова из его отчёта: «…Виден очень горизонт, видна окружность Земли. Горизонт имеет красивый голубой цвет. У самой поверхности Земли нежно-голубой цвет, постепенно темнеющий и переходящий в фиолетовый оттенок, который плавно переходит в чёрный цвет».

И сейчас я хочу сказать именно об этом бесконечно чёрном цвете, о космосе. Понятно, что по мере приближения к нему, условная граница которого расположена на высоте 100 км, человек поднимаясь всё выше и выше, сначала на воздушном шаре и стратостатах, а затем и на крыльях рекордных реактивных самолётов, уже наблюдал искривление земного горизонта и границу тени между ночи и днём. Однако, Гагарин первым воочию увидел нашу Землю из истинного космоса, и осознал, что она не просто круглая, а и маленькая, хрупкий организм которой нам всем, жителям этой планеты надо беречь.

Всем известны его крылатые слова: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!». Эти слова в полной мере относятся к отношению нас с вами и к Антарктиде.

Кстати, упоминая о ступеньках человечества вверх по небесной лестнице к границам космоса, хочу обратить ваше внимание на книгу Анатолия Маркуши «33 ступеньки в небо». На страницах этой детской книги Юрий Алексеевич оставил своё напутствие 12 декабря 1965 г., когда он приезжал к морякам Северного флота в Гаджиево, написав: «Пионерам и комсомольцам средней Ягельной школы с пожеланием отличной учёбы». Подпись и дата.

Понятно, что Гагарин понимал, что только знания и отличная учёба приведут этих ребят на смену его поколению космических первопроходцев. Интересно также, что эта встреча состоялась на Крайнем Севере, где после окончания Оренбургского лётного училища служил Гагарин, на краю Северного Ледовитого океана, через снежную шапку полюса которого в июне 1937 года впервые в мире перелетел на АНТ-25 экипаж Валерия Павловича Чкалова – кумира всего советского народа.

Однако, многим известна такая божественная заповедь, как: «Не делай себе кумира…». Ныне она более известна, как – «Не сотвори себе кумира!». То есть живи своей головой, не поклоняйся бездумно кому-либо, любой идее, мысли, не следуй моде, будь самимсобой, имей собственное мнение, и не создавай идола… Но! Надо также разделять людей и их деяния, которые стали олицетворением чаяний человечества, стали жизненными ориентирами для многих из нас, то есть осознанными светочами в темноте познания Вселенной.

И таким жизненным ориентиром для Гагарина был Валерий Павлович Чкалов. Фото легендарного лётчика Гагарин хранил в своём планшете. Чкалов любил говорить: «Если быть, то быть первым!». А после перелёта через полюс ещё добавил: «Эх, махнуть бы вокруг шарика!».

К сожалению, этой его мечте не суждено было сбыться: Он погиб при испытании самолёта 15 декабря 1938 г. Тогда ему было 34 года и чуть более 10 месяцев. То есть не намного больше возраста Христа, распятого в 33 года. Это к вопросу о «33 ступеньках…».

Считается, что к 33 годам человек достигает зрелости во всех аспектах своего жизненного пути, то есть в физическом, духовном и ментальном плане.

Не намного дольше пережил возраст Христа и Юрий Алексеевич Гагарин, который, также как и Чкалов ушёл из жизни в 34 года.

Однако, как и Христос, Чкалов и Гагарин после своей гибели не перестали влиять на нашу жизнь. Они стали для нас бессмертными… По-крайней мере, до тех пор, пока мы их помним, также как и об исторических мореплаваниях Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева к берегам Антарктиды. Кстати, своё 33-хлетие Михаил Петрович Лазарев отметил в 1821 г., когда за его плечами была уже Антарктида, при возвращении к родным берегам.

Поэтому в этом смысле, название книги Маркуши «33 ступеньки…» с высоты прошедших лет читается нами более осмысленно, чем большинство из нас могли об этом задуматься в советские годы. Кстати, работая над данным докладом, я с удивлением узнал, что очередное издание этой крайне интересной книги состоялось совсем недавно, в 2017 году. То есть она остаётся актуальной и поныне.

Таким образом, в философско-психологическом плане мы понимаем, что цифра 33 является неким рубежом, который необходимо переступить осознанно, осмыслив прошлое, и нарисовав в своем воображении незримое будущее. В данном случае, пройдя по лестнице в Небо 33 ступеньки, Вы подходите к рубежу, после которой начинается космос. А в человеческом плане – бессмертие. В мистическом же плане цифра «33» имеет множество толкований. То есть, встав взрослыми, мы понимаем, что 33 – это не случайная цифра. Поэтому удивительно, что для автографа Гагарина на краю Ледовитого океана была предложена именно эта книга. Что это? Совпадение или божественный промысел? Каждый решает для себя сам…

Кстати приписываемые Гагарину слова «В космос летал, а Бога не видел» – это фейк-ньюс наших средств массовой информации той поры. Дело в том, что Хрущёв, проводя антирелигиозную политику, понимал, что если он скажет, что Бога нет, то ему никто не поверит. А если это будут слова Юрия Гагарина, которого все знают и любят, то это уже будет истина в последней инстанции, как слова Маяковского на фоне космических орбит других наших первых уважаемых космонавтов. Поэтому Хрущёв перед корреспондентами сказал, что: «Гагарин в космос летал, а Бога там не видел». Хотя сам Гагарин в этом плане ничего и не говорил!

Думаю также, что целеустремлённость, вера в свои знания, как и Вера в Бога, помогли нашим мореплавателям Беллинсгаузену и Лазареву в своё время достичь берегов Антарктиды, и совершить в совокупности своё кругосветное путешествие. В то время на это им понадобились годы.

Гагарину же на свою первую в мире космическую кругосветку понадобилось всего 108 минут. На самом деле, это время полёта его капсулы, а сам Гагарин приземлился спустя 5 мин на парашюте рядом с деревней Смеловка в Саратовской области, в 27 км южнее г. Энгельса. За эти два факта и уцепились наши западные контрпропагандистские агитаторы, утверждая, что полёт Гагарина нельзя считать успешным, т.к. закончился катапультированием и кругосветным, т.к. не закончился там, где начался.

В июле 1961 г. в Париже Международная аэронавтическая федерация (ФАИ), на своем заседании должна была зафиксировать мировой рекорд Юрия Гагарина, но по установленным правилам рекорд официально регистрировался только в том случае, если пилот приземлялся в своем самолёте или космическом корабле. Вот тут-то и встал вопрос о том, как приземлился Гагарин. Советская делегация утверждала, что он был в кабине. И руководители ФАИ требовали предоставить соответствующие документы. Сегодня мы уже знаем, что Гагарин хоть и по плану, но всё же катапультировался. То есть приземлился – вне корабля. Наши представители, конечно, никаких документов предъявить не могли, но продолжали настаивать на своей версии. Дискуссия шла около пяти часов. Когда наступило время обеда, официальные руководители ФАИ решили согласиться с доводами представителей Советского Союза и всё же зарегистрировали достижение Гагарина.

После своего кругосветного космического полёта на Юрия Алексеевича легла почётная, но не простая ноша быть посланцем Советского Союза в других странах. За отведённые ему после космического триумфа 7 лет Ю.А. Гагарин побывал в десятках стран на разных континентах. Пик, которых пришёлся на 1961-1964 годы.

Так, например, в приказе № 153а по воинской части 26266 от 28 июля 1961 г., где проходила космическая служба Юрия Алексеевича, говорится что лётчик-космонавт, Герой Советского Союза Гагарин Ю.А. с апреля по июль 1961 года побывал в Чехословакии, Болгарии, в Финляндии, в Англии, в Польше и на Кубе.

А в приказе этой же в/части № 191 от 20 сентября 1961 г. говориться, что в июле и августе этого же года он посетил также Бразилию, снова Кубу (проездом), и Канаду.

Причём, анализируя даты его командировок, видно, что не всегда это были турне. Периодически он возвращался домой, в Москву, где он также учился в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и продолжал подготовку к новым космическим полётам. То есть можно смело утверждать, что его налёт, уже как почётного пассажира, “тянет” не на одно кругосветное путешествие.

Но вернёмся к нашим 33-м ступенькам в космос. По-видимому, Бог специально забирает выдающихся и светлых людей в возрасте Христа, чтобы они на все времена остались в нашей памяти. Давайте же и мы следовать этому замыслу и помнить «Колумба космических трасс», как назвал Гагарина основатель Югославского астронавтического общества В. Матович, в самом лучшем свете. Чтобы Юрий Алексеевич, как и Беллинсгаузен с Лазаревым, всегда звали нас к новым берегам Познания.

Зам. председателя С.-Петербургского отделения РКО

Руководитель Комиссии воздухоплавания РГО

Председатель Секции истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН

Виталий Владиславович Лебедев

Источник

Оцените статью