Корабли 19 века при путешествии

Корабли 19 века при путешествии

Морские парусники в XVIII и XIX веках

Конструкция парусных судов с повышением уровня техники была уже в XVII в. значительно усовершенствована. Развивающиеся технические науки доставляли все новые данные, и этот процесс в XVIII и XIX столетиях, естественно, все более ускорялся. Достижения теоретической механики и материаловедения позволили многочисленным европейским и американским судоверфям начать строить суда более легкие и грузоподъемные, более быстроходные, долговечные и безопасные, лучше оборудованные и сравнительно более дешевые. В конструировании судов начинает утверждаться новый принцип — целесообразность. Постепенно с кораблей исчезает дорогое, нередко излишнее декоративное оформление, и к концу рассматриваемого периода они приобретают несколько пуритански строгий вид. Однако нельзя сказать, чтобы эти парусники были некрасивы. Незабываемое впечатление оставляют их паруса; нам, непосвященным, кажется непостижимым это сплетение тросов, веревочных лестниц, реев, блоков и парусов, в котором видны строгий порядок и взаимосвязь. О технической и профессиональной зрелости мастеров-судостроителей того времени свидетельствуют сохранившиеся до наших дней корабли. Один из наиболее интересных находится в сухом доке Портсмута. Это «Виктория», флагманский корабль адмирала Нельсона в Трафальгарском морском сражении 1805 г., где английский военный флот нанес поражение соединенному франко-испанскому флоту Наполеона. «Виктория» имеет 69 м в длину и 16 м в ширину при водоизмещении 2160 т. Она относится к так называемым линейным боевым кораблям, которые в XIX столетии состояли на вооружении английского военного флота. На палубах «Виктории» установлены 104 пушки; сохранились сведения, что на ее постройку пошло около 4000 дубовых деревьев. Этот боевой парусник был спущен на воду в 1765 г., а в тридцатых годах нашего века поставлен в сухой док и прекрасно реставрирован.

Читайте также:  Достопримечательности городов россии конспекты


Рис. 43. Небольшое судно прибрежного плавания гукер XVIII столетия

Приведем несколько примеров из богатой галереи типов и исполнений морских парусников XVIII и XIX столетий. На рис. 43 представлено маленькое парусное судно, гукер, которое в XVIII в. использовалось преимущественно для перевозки товаров и береговой дозорной службы. Гукер выделяется необыкновенно высокой грот-мачтой и очень длинным бушпритом. К этому же времени относится гукеръяхт, вариант гукера (рис. 44), несколько уступающий ему в размерах и парусном вооружении. Оба судна отличались замечательными мореходными качествами, были очень быстроходны и хорошо управляемы. У них несколько палуб, но характерны скромность украшений и отсутствие высоких палубных надстроек. Техническая зрелость исполнения этих судов и более солидный подход к мореходным качествам хорошо иллюстрируются путем сравнения их с кораблями колумбовской эпохи» Гукер во всех отношениях превосходит маленькие неповоротливые * каравеллы или нао Колумба, и все же он использовался только для прибрежных плаваний, значительно менее опасных, чем дальние экспедиции в совершенно подчас неизведанные края Земли, которые снаряжались в эпоху великих географических открытий.

* ( Поворотливость судна зависит в основном от соотношения площади погруженной части диаметральной плоскости судна и площади пера руля. Кроме того, поворотливость зависит и от формы погруженной части корпуса.

При равных площадях более поворотливым будет судно с килевой линией, поднимающейся в оконечностях к ватерлинии, и глубоко погруженной средней частью. Следовательно, если верить рисункам, приведенным в книге, суда Колумба были более поворотливыми, так как имели сравнительно больший руль.

Видимо, следовало бы отметить большую надежность, лучшее парусное вооружение, большие габариты гукеров XVIII столетия, их прекрасное оснащение. Прим. научного редактора.)


Рис. 44. Вариант гукера, так называемый гукеръяхт, XVIII столетия

Читайте также:  Экскурсия с невского до кронштадта

В конце XVIII — начале XIX столетия стапели английских и североамериканских судостроительных верфей покидают мощные торговые и военные бриги (рис. 45, 46) и близкие к ним бригантины (рис. 47). Это двухмачтовые суда со смешанным парусным вооружением и характерным резким переходом от киля к форштевню. По рисункам видно, что военный бриг — не просто иначе оборудованный и вооруженный вариант торгового брига. Его корпус разработан специально с целью обеспечения большей скорости и лучших маневренных качеств. Он более узок, имеет острый нос и более совершенные обтекаемые обводы. Вооружение военного брига соответствовало вооружению фрегата (см. рис. 40).


Рис. 45. Торговый бриг XVIII столетия

Принято считать, что у бригов должен быть нижний прямой парус на грот-мачте (этот парус иногда называли тоже бригом).

Торговая бригантина — изящный парусник, несколько меньших размеров, с мощным бушпритом и многочисленными парусами, которые обеспечивали высокую скорость.


Рис. 46. Английский военный бриг XIX столетия

У этих узкоспециализированных судов почти полностью исчезло внешнее пышное убранство; вид их стал строже и основное внимание уделено мореходным качествам. Подобное направление развития подтверждается и другими примерами специализированных европейских и североамериканских судов начала XIX века — наступающей эры распространения самоходных судов с механическими двигателями.


Рис. 47. Североамериканская торговая бригантина XIX столетия

Принято считать, что у бригов должен быть нижний прямой парус на грот-мачте (этот парус иногда называли тоже бригом).


Рис. 48. Североамериканская лоцманская шхуна XIX столетия

На рис. 48 показана североамериканская лоцманская шхуна с простым и достаточно совершенным парусным вооружением, принадлежащая к категории малых парусников прибрежного плавания. Сюда же относится и клипер-шхуна (рис. 49), стройное быстроходное судно с двумя сравнительно высокими мачтами и весьма развитыми парусами, назначением которого была береговая патрульная служба. Примером других специализированных судов являются французский рыболовный логер (рис. 50) и английский иол (рис. 51), служивший главным образом для грузоперевозок в устье Темзы. При периодических выходах в открытое море его устойчивость повышалась с помощью двух поворотных бортовых килей, которые мы встречали у нидерландского postjagt XVII в. (см. рис. 41). Английский иол характерен также оригинальным исполнением парусного вооружения.


Рис. 49. Североамериканская клипер-шхуна начала XIX столетия


Рис. 50. Французский рыболовный логер XIX столетия

Для плаваний вдоль английского побережья часто применялись маленькие парусники под названием кеч (ketch, рис. 52). Они, как и шлюпы (рис. 53), имели наиболее широкое применение в странах Северной Европы.


Рис. 51. Английский иол, применявшийся в устье Темзы в XIX в.


Рис. 52. Маленькое английское прибрежное судно XIX столетия кеч (ketch)

Прямую противоположность маленьким универсальным парусникам прибрежного плавания представляет многопарусный клипер (рис. 54) — большое транспортное судно, имевшее корпус длиной около 60 м и шириной 10 м.


Рис. 53. Шлюп, маленькое универсальное судно XIX столетия


Рис. 54. Быстроходный многопарусный клипер XIX в.

Оно обеспечивало скоростную перевозку грузов и пассажиров на линиях между Европой, Америкой и Азией. Некоторые клиперы имели специальное назначение. Несмотря на развитое и сложное парусное вооружение, команда клиперов была сравнительно небольшой — от 30 до 50 человек, и хотя условия труда и обитания команды на трансокеанских парусниках были в ту пору несравненно лучше, чем на судах эпохи первых дальних плаваний, служба моряков продолжала оставаться очень тяжелой и напряженной. Клиперы, однако, были не самыми большими парусниками своего времени. Еще до 1900 г. продолжалось строительство новых больших океанских парусников. К самым крупным, бесспорно, принадлежал немецкий пятимачтовик «Прейссен», рядом с которым мощный клипер зачастую казался карликом. Хотя этот колосс среди парусников был примерно вдвое длиннее многопарусного трехмачтового судна и имел в пять раз большую брутто-регистровую вместимость, команды их были приблизительно одинаковыми (около 50 человек). Однако он значительно уступал в скорости клиперу, хотя тоже был многопарусным судном.

Источник

Корабли первопроходцев (25 фото)

Основа нашей цивилизации была заложена в древней Греции, —
на весь известный мир распространилась греческая культура в ходе завоевательных походов Великого Александра Македонского.
Вот только известный мир тогда был очень маленький, воспетые в мифах путешествия Одисея и Аргонавтов были всего лишь каботажным плаванием в виду берегов, эпоха открытий была впереди и одна из причин в конструкции греческих судов.

Паруса были прямые- рейковые, подходящие только для попутного ветра, поэтому основным движителем служили весла в несколько рядов на больших судах.
Гребцами были в основном рабы. Располагались они на скамьях по бортам или на специальных балконах. В большинстве случаев корабли элинов не имели палубы и помещений для отдыха экипажа. Такое судно могло пройти не более 70 миль в сутки.
Однако, греческие корабли вполне годились для боя и перевозки грузов в акваториях средиземного, черного и красного морей. Задача пересечения океана перед ними не ставилась.

Известными мореходами древности, которым даже приписывают открытие Америки, были скандинавы, но если рассматривать конструкцию драккаров викингов видно, что это тоже суда для прибрежного плавания.

Дракары имели малую осадку и низкие борта снабжались двумя рядами весел (по одному ряду на каждом борту) и широким парусом на единственной съемной мачте, то есть основным был все тот же весельный ход. Высокий киль часто украшали резным изображением головы дракона отсюда и название. Маневренность, в сочетании с небольшой осадкой позволяла кораблю с легкостью двигаться вдоль фьордов, прятаться в ущельях и заходить даже в самые мелководные реки, в сумерках он был плохо различим на воде и подойдя к самому берегу высаживал десант викингов на беду очередному поселению. В общем конструкция драккара специализирована для других целей.

Первое, по настоящему, морское судно построили древние китайцы. Они же изобрели компас, что неудивительно, этот изобретательный народ придумал порох, ракеты, шелк и многое другое. Удивительно, что географические открытия первыми получив к тому технические возможности сделали не они, хотя на этот счет тоже есть сомнения у некоторых исследователей, но я отвлекся…

Итак, «джонка» в вольном переводе корабль, по мнению историков появилась в 10 веке до нашей эры, а если верить легендам то гораздо раньше — император Фу Хси построил ее аж в минус 29 веке. Судно имеет плоское дно, широкую высокоподнятую корму и низкий прямоугольный нос. Мачт на таком корабле, как правило, от трех до пяти. На них размещаются горизонтальные бамбуковые жерди, которые и служат держателями необычных парусов. Общий вид их напоминает веер – как внешне, так и по системе складывания.
Джонка обладает высокой остойчивостью допускающей эксплуатацию в любой акватории. В 17 -18 веках китайцы устанавливали на своих кораблях от 5 ти до 7 ми 12-фунтовых пушек и специальный фальшборт, защищавший от пуль и стрел. При этом численность экипажа достигала 200 человек, а водоизмещение – 200 тонн.
Удачная конструкция джонки выдержала испытания временем, -даже сейчас в бедных районах Китая рыбаки выходят на промысел на подобных судах, а некоторые и живут на них.

Тут бы и перейти к кораблям известных мореплавателей, но не стоит забывать, что когда европейцы совершали свои открытия в океане практически все острова и новые земли были заселены! И люди сделавшие это располагали весьма совершенными транспортными средствами .
Работая каменными топорами и сверлами из раковин, не имея ни малейшего представления о металлических гвоздях, обитатели островов Полинезии и Микронезии строили суда, отлично приспособленные для дальних плаваний в открытом океане и для сложных маневров в опасных прибрежных водах с их коварными течениями, рифами и мелями

Типы судов, их оснастка, их конструктивные особенности отличались большим разнообразием. Небольшие лодки однодеревки с одним балансиром (всегда укрепленным с правой по ходу судна стороны) использовались для местных сообщений. Обычно балансир соединялся с корпусом лодки при помощи двух поперечных перемычек… Чтобы такой поплавок держался на воде, перемычки должны были либо изгибаться по направлению к балансиру, либо, если они прямые, соединяться с ним при помощи особых деревянных креплений».
Все части каноэ сшивались друг с другом прочными шнурами из растительного волокна.
Более грузоподъемной конструкцией являлось двойное каноэ, но платой за объем в таком судне служила скорость, поэтому
в западной Полинезии распространение получил улучшенный тип каноэ и балансиром. Корпуса лодок были неодинаковой величины — меньшая имела сигарообразную форму и фактически служила поплавком. Мачты устанавливались в средней части большей лодки. Такое судно могло под парусом идти и кормой, и носом в нужном направлении даже против ветра.
В 60х годах 20 века. были проведены испытания различных моделей океанических каноэ в искусственных бассейнах, причем воспроизводилась аэродинамическая обстановка, соответствующая истинной обстановке в тропических широтах Тихого океана. В заключении говорилось ,— все типы каноэ могут успешно идти против ветра. При этом каноэ с V-образным или круглым дном и большим рулевым веслом могут держаться под углом 45° к ветру, а лучшего курса нельзя ожидать даже от наиболее совершенных современных парусных кораблей».

Ну а теперь о судах самого известного мореплавателя Христофора Колумба, все таки, он Америку открыл, — великий был моряк…

В свое историческое плавание экспедиция Колумба отправилась на трех кораблях: флагманской каракке «Санта-Мария», и двух каравеллах: «Пинта» и «Нинья» .
Караккой называли распространенные в 15-16-м веках парусные корабли на 3-4 мачты. Основное отличие каракки от каравеллы это только прямые паруса, не известно ни одного случая, что бы на каракку ставили косой парус, еще одно отличие водоизмещение. У каравелл среднее значение было 50-80 тонн, а у каракк уже от 80 до 120 тонн, что позволяло иметь бОльшую команду и загрузить больше припасов для дальнего плавания. На таких кораблях свободно могло помещаться от пяти сотен человек до полутора тысяч. Но «Санта-Мария» была небольшой караккой. Длина Санта-Марии в разных источниках оценивается в 70 футов или в 82 фута, что составляет, соответственно, 21,4 метра или 25 метров, а вместимость до 40 человек. Парусное вооружение её состояло из 5 парусов: фока, грота, грот-марселя, латинской бизани и блинда на бушприте. Она отличалась надежностью во время штормов.
Название «Санта Мария» не первое у этого корабля после постройки он назывался «Галисика».
Вообще все три корабля Колумба были как говорится б/у, специально для великих свершений их не строили .

Пинта» (Родинка) — второй по величине корабль, типичная каравелла-латина, которую переделали, чтобы оснастить прямым парусом. Водоизмещение — 80 тонн.

Самое маленькое судно экспедиции Нинья» (Девочка) ее водоизмещение всего 50 тон Все корабли Колумба были трехмачтовыми, все три обладали вместительными трюмами.
Целью экспедиции было прийти в индию окольным путем, но как известно вышли они совсем в другое место открыв для европы новые земли.

Еще одна знаменитая каракка -судно из экспедиции Фернанда Магелана «Виктория» . Именно этот корабль первым обошел вокруг света.
«Виктория» имела три мачты. Фок и грот-мачты несли два яруса прямых парусов, бизань – один косой парус, под бушпритом (который в те времена тоже считали за мачту) поднимали блинд. Парусник был вооружен примерно сорока пушками разного калибра.

Вообще, 20 сентября 1519 года в экспедицию за пряностями Молуккских островов из испанского порта Санлукар-де-Беррамеда вышло пять парусников: «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Сантьяго» и «Виктория».
В ноябре 1520 года обогнув Южную Америку через наконец-то обнаруженный пролив экспедиция вышла в неведомый океан, названный Магелланом Тихим. А дальше начались неприятности Саньтьяго утонул, Сан Антонио взбунтовался и повернул назад. Потом: полоса штиля, голод, стычки с филипинцами в которых погиб Магелан, и прочие беды в конце 3 корабля, все таки достигли цели. Но уйти с Молуккских островов смогла только «Виктория» 7 сентября 1522 года она вернулась в родную гавань Санлукар-де-Баррамед. На берег сошли 18 человек из 300 ушедших в экспедицию, но привезенный товар и знания окупили жертвы.

Великим, но печально известным благодаря песне Владимира Высоцкого путешественником, первооткрывателем Австралии был Джеймс Кук.
В 1768 году английское Адмиралтейство приобрело бывший угольный барк Граф Пемброкский, затем его выбрал для своей экспедиции Кук и переименовал в «Индевор» – «Стремление».

«Индевор» принадлежал к разряду «кет-билт» судов с прямым широким носом имел небольшую осадку и полностью деревянную обшивку. Две из трех его мачт (фок и грот) несли прямые паруса, на бизани поднимали крюйсель и контр-бизань. Под бушпритом располагались блинд и бом-блинд. При хорошем ветре «Индевор» мог идти со скоростью до 8 узлов, что было очень неплохо по тем временам. Длина парусника составляла 36 метров, ширина чуть больше 9 метров, водоизмещение 360 тонн. Вооружение парусника состояло из 22 орудий: 10 пушек и 12 мортир на поворотных лафетах.
В результате походов этого корабля исследование и описание островов Тихого океана и берегов Австралии. Считается, что «Индевор» – первый корабль, на котором была определена долгота.

Итак 5 континентов открыто остался шестой -суровый покрытый льдами южный материк, многие пытались добраться до него, но удалось это только в 19 веке русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Восток» под командованием капитана II ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена и «Мирный» под командованием лейтенанта М. П. Лазарева

Корабли для экспедиции специально готовились для плавания в высоких широтах, Мирный был переделан из недавно построенного ледохода «Ладога», для чего удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус — дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями.
Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменён дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота.

Восток был судном специальной постройки, спущенным на воду в в Санкт-Петербурге в 1818 году. «Мирный» был трёхмачтовым двухпалубным кораблём. Водоизмещение его составляло 530 тон, длина 36,6, ширина 9.15 осадка составляла 4.6 метра.
Восток имел большее водоизмещение 985 тон, был длинее на 3 метра и сидел на 20 см глубже. Максимальная скорость обоих кораблей составляла 10 узлов.

3 (15) июля 1819 года экспедиция вышла из Кронштадта и 16 (28) января следующего года достигла берегов Антарктиды. А (5 августа) 1821 года, закончив труднейшее плавание, корабли вернулись домой.

Вообще походы в ледовых условиях для простых кораблей всегда подвиг, поэтому говоря о транспорте первопроходцев нельзя забыть тип судов благодаря которым судоходство существует в казалось бы невозможных местах.

Честь создания первого в мире ледокола принадлежит судовладельцу Бритневу. В 1864 году он у своего парохода «Пайлот» переделал носовую часть так, что пароход, словно лыжа, въезжал носом на лёд и ломал его своей тяжестью. Принцип давить лед корпусом сделанным в форме лыжи или ложки казалось бы элементарно прост, но в голову почему то никому не приходил, даже были проекты с паровыми молотами и пилами в носовой части. Чертежи Бритнева за бесценок купили европейцы, талантливый изобретатель и одновременно предприниматель это не про наших людей…

Появившееся по всему миру мощные ледоколы «Ермак», а в последствии атомные типа «Ленин» и «Арктика» открыли перед людьми полярные трассы, белых пятен на картах стало меньше.

Бороздя поверхность океана, моряки на своих кораблях внесли огромный вклад в расширение известного человеку мира и теперь новые, уже космические корабли продолжают их дело.

Источник

Оцените статью