- По морям и океанам: самый большой флот в мире имеют США, Китай и не только
- Самые большие флоты в мире на 2021 год
- 1. ВМС США
- 2. ВМС КНР
- 3. ВМФ Россия
- 4. Морские силы самообороны Японии
- 5. ВМС Индии
- Военно-морские флоты Российской Федерации
- Краснознаменный Северный флот
- Краснознаменный Черноморский флот
- Тихоокеанский флот
- Дважды Краснознаменный Балтийский флот
- Каспийская флотилия
- Самый большой торговый флот
- Панама
- Либерия
- Китай
- Япония
- Сингапур
- Рейтинг сильнейших флотов мира
По морям и океанам: самый большой флот в мире имеют США, Китай и не только
Господство на море всегда позволяло сильным странам диктовать свои условия. Государства открывали и завоевывали новые территории, несли свои порядки и веру. В XXI веке дела обстоят несколько иначе, но большой флот остается огромным преимуществом.
Узнаем, какие державы имеют самый большой флот в мире, сколько судов они насчитывают и какова история развития кораблестроения.
Самые большие флоты в мире на 2021 год
Статистика по количеству кораблей меняется ежегодно. Одни страны за неимением средств на модернизацию сокращают флот, другие строят новые суда. На рубеже XX и XXI веков численностью военных кораблей мог похвастаться Советский Союз. На страже государственных границ стояло 1053 единицы морской техники. Эту цифру сегодня можно сравнить с численностью судов современных морских держав мира.
Изменение численности подводного флота России после распада СССР и на протяжение 25 лет
Помимо военного флота значение имеют торговые корабли, о которых также следует поговорить. Для начала представим оценку самых больших флотов в мире.
1. ВМС США
По состоянию на начало 2021 года численность кораблей флота США составляет 289 единиц. Кроме того, США являются мировым лидером по числу авианосцев, их 11 штук. Флаг военно-морских сил украшен бело-красными полосами и изображением змеи с надписью «Не наступай на меня».
Многочисленный и самый технически оснащенный флот принадлежит США
В составе ВМС США:
- авианосцы типа «Nimitz» — 10;
- авианосец «Джеральд Р. Форд» — 1;
- миноносцы эскадры УРО — 69;
- ракетные крейсеры «Тикондерога» — 22;
- патрульные и иные суда — 31;
- подводные лодки — 71 и другие.
Состав отличается не только количественно, но и качественно. Корабли США оснащены современным оборудованием. На флоте служат 332507 человек. Имеют господствующие позиции в Тихом океане, которые были обеспечены во Второй мировой войне путем вытеснения Японии.
Гюйс военного флота США
2. ВМС КНР
Самый быстрорастущий флот в мире принадлежит Китаю. Ежегодно государство обеспечивает увеличение единиц морской техники. Впервые о строительстве этого типа войск заговорил Мао Цзедун в 1949 году. Сегодня структура разделена на три флота:
Флот Китая занимает первое место в мире по темпам роста
Китай сегодня противостоит Японии, а также вызывает обоснованные опасения правительства США. Численность кораблей различного типа на конец 2018 года составляет порядка 465, войск — более 324000 человек. Занимает первое место в мире по ряду параметров численности:
- дизельных подводных лодок;
- ракетных и сторожевых катеров (по 100 единиц каждого типа);
- десантных кораблей.
Здесь важно отметить, что десантные суда США превосходят китайские по тоннажу и вместимости. Для бесперебойного обеспечения флота топливом Китай создает внешние базы в Тихом и Индийском океане. Так, для дозаправки по специальному договору корабли КНР заходят в порты Гвадар (Пакистан), Виктория (Сейшелы), Янгон (Мьянма) и так далее.
3. ВМФ Россия
Основным противником США на море считался СССР и его правопреемница, Россия. Общее количество судов ВМС РФ на конец 2018 года — 270, но в их число входят и те, что стоят в резерве и на модернизации. Активно используется половина из них. До конца 2020 года планируется допоставка 54 военных судов, а спустя 7 лет — еще более 100. Приоритетное направление — подводные лодки, несущие современное ракетное вооружение.
Российская подлодка «Дмитрий Донской» — крупнейшая в мире
Основная проблема ВМФ РФ — нехватка кораблей для дальних походов, и этот пробел должен восполниться до 2020 г. Россия также заявляет свои права на Арктику, считая ее зоной будущего развития. Разрабатываются проекты вертолетов Ми-38 и Ми-26 для суровых погодных условий.
Главный штаб располагается в комплексе «Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге.
4. Морские силы самообороны Японии
Впервые силы самообороны на море в Японии появились в 1954 году. В состав входят 4 группы:
Новый японский эсминец типа «Ширануи»
Флот Японии насчитывает 70 боевых кораблей, среди которых 17 подводных лодок, 3 легких авианосца, порядка 40 эсминцев. Основная цель создания войск — обеспечение безопасности страны, однако сегодня закон позволяет вооруженным силам действовать иначе при необходимости.
В МСС Японии служат 45000 офицеров и матросов. Береговая охрана является отдельным подразделением и не управляется министром обороны.
5. ВМС Индии
Сегодня Индия имеет один из самых больших и мощных флотов в мире, хотя 5 лет назад ее место занимала некогда великая морская держава Великобритания. В состав входят 50 кораблей, среди которых:
- авианосец — 1;
- дизельные подводные лодки — 13;
- фрегаты — 14;
- легкий авианосец — 1;
- эсминцы — 11 и так далее.
В Индии боевая группа кораблей делится на 3 части: надводная, подводная, вспомогательная. Численность регулярных войск — 58350 человек.
Новый индийский корвет «Килтан»
В 2012 году военное ведомство заложило 6 подлодок типа «Скорпене», скоро они пополнят состав морских сил.
Военно-морские флоты Российской Федерации
Поговорим подробнее о флоте России. Помимо четкого разделения на подводные, надводные силы, морскую авиацию и береговые войска, существует разделение по территориальному признаку. В каждом флоте есть собственный штаб, подчиняющийся главнокомандующему ВМФ. Рассмотрим список флотских объединений, их боевую мощь и задачи. Главнокомандующий ВМФ — адмирал Евменов М.А.
Краснознаменный Северный флот
Крупнейший из пяти военных морских округов по составу — Северный. Штаб расположен в Североморске, командует войсками вице-адмирал Моисеев А.А.
«Петр Великий» на страже северных берегов страны
История северных морских сил началась в 1933 году, хотя Петр I строил корабли в условиях холода еще в конце XVII века. Это наиболее «молодое» объединение. В основе боевой силы — торпедные и атомные подлодки, противолодочные, ракетные и авианесущие корабли с флагманом «Петром Великим», являющимся тяжелым ракетным крейсером.
С 2014 года вошел в состав пятого военного округа РФ — «Север», под его защитой Ненецкий АО, Республика Коми и Мурманская, Архангельская области. Приоритетная задача — защита интересов страны в Арктике.
Краснознаменный Черноморский флот
Обеспечивает безопасность страны в зонах Черного и Средиземного морей и существует с 1783 года. После присоединения Крыма императрица Екатерина II издала указ о создании объединения войск в регионе. В том же году 11 судов Азовской флотилии вошли в Ахтиарскую бухту, где позже был заложен город Севастополь.
Флагманский корабль «Москва» в 2018 г. покинул Севастополь для планового ремонта
Сегодня морскими силами командует вице-адмирал Осипов И.В. Численность — 25000 матросов и офицеров. Штаб базируется в Севастополе. Входит в состав Южного военного округа. В настоящее время войска ждут допоставок кораблей. Флагманом черноморцев является ракетный крейсер «Москва». В состав также входят:
- дизельные подлодки типа «Варшавянка», прекрасно показавшие себя в боевой операции в Сирии;
- большие десантные корабли проектов 775, 1171;
- тральщики и противолодочные корабли и другие.
К 2022 году дополнительно будет поставлены малый ракетный корабль «Козельск», пять патрульных судов, топливные танкеры.
Тихоокеанский флот
Штаб ТОФ расположен во Владивостоке, им командует адмирал С.И. Авакянц. В состав входят:
- флагман проекта 1164, крейсер «Варяг»;
- противолодочные корабли проекта 1155;
- эскадренные миноносцы;
- корветы;
- малые ракетные и противолодочные суда и т.д.
Основная задача — обеспечение безопасности РФ в Тихом океане. По итогам проверки 2017 года Тихоокеанское объединение признано лучшим по качеству боевой подготовки.
Ракетный крейсер «Варяг» в Средиземном море
Первый выход в море русских кораблей с Дальнего Востока относится к XVII веку. В 1716 г. в Охотске был основан порт, являвшийся судостроительной базой. Первым исследователем восточных берегов и ближайших территорий был казак Иван Москвитин. Позже маршрутом стали пользоваться сибирские купцы, торговавшие пушниной.
Сегодня состав флота модернизируется и пополняется.
Дважды Краснознаменный Балтийский флот
Базирующийся в Калининграде дважды краснознаменный БФ имеет важное стратегическое значение. Командующий — адмирал Носатов А.М. Первый корабль был заложен в 1703 году по приказу Петра I и носил имя «Штандарт». Базой считался Кронштадт.
Эскадренный миноносец «Настойчивый»
История БФ знает сотни победных сражений. Современное состояние — это крупное объединение, включающее в себя как береговые и корабельные силы, так и морскую авиацию. Флагман — миноносец «Настойчивый».
БФ активно взаимодействует с силами «Север», здесь проходят службу 33200 человек.
Каспийская флотилия
В Астрахани под командованием контр-адмирала С.М. Пинчука базируется флотилия на замкнутом Каспийском море. Это самое мощное объединение данной зоны ответственности. В состав входят:
- сторожевые суда;
- малые боевые катера;
- десантные и крупные боевые катера;
- тральщики.
Мощная Каспийская флотилия
В зоне Каспийского моря существует террористическая угроза, поэтому бойцы должны быть всегда наготове. 85% флотилии представлены новыми техническими средствами. Катера на воздушной подушке имеют две базы: в Каспийске, в Махачкале.
Самый большой торговый флот
Активно развивается и торговля в океане, растет число судов с большим водоизмещением: контейнеровозы, танкеры и другие. При юридической регистрации нового корабля важен порт приписки. Моряки хорошо знают, что строгие условия регистрации и налогообложения на родине отнимают массу сил, времени и средств. Поэтому получилось так, что самый большой торговый флот в мире принадлежит Панаме.
Панама
Маленькое государство в Америке владеет Панамским каналом и не строит крупные суда. При этом Панама является владелицей огромного флота. Все дело в «удобном флаге». При регистрации судна в Панаме владелец платит небольшой налог и может набрать команду за небольшие деньги. Часто регистрация оформляется онлайн. Изначально флаг Панамы выбирали американские суда, желавшие продавать пассажирам алкоголь во время сухого закона. Если в 2005 г. число кораблей Панамы достигло 4688, то сегодня цифра превысила 9000.
Флаг Панамы оказался самым удобным для торговых и пассажирских судов всего мира
Либерия
Либерия воспользовалась примером Панамы и начала предоставлять упрощенную регистрацию. О том, что число торговой флотилии будет расти, говорили давно. Либерия — одно из беднейших государств мира, важной статей ее дохода является использование «удобного флага».
В мире все чаще происходят инциденты с участием судов под флагом Либерии
Китай
Китай укрепляет свои позиции на море. Число торговых операций в Тихом и Индийском океанах растет. Сектор судостроения контролируется государством. Рост отрасли отметился в 1999 г. Сегодня общий тоннаж Китая превышает 170 брутто-тонн.
Китаю принадлежит крупнейший в мире танкер-рудовоз
Япония
После 2010 г. отмечен рост грузоперевозок Японии. Количество кораблей под флагом страны возросло с 673 до 2070 единиц. Основной маршрут пролегает в Тихом океане.
Большое количество заказов на постройку судов выполняет Mitsubishi Heavy Industries
Сингапур
Пятое место списка занимает экономический лидер Юго-Восточной Азии, Сингапур. Ежегодно увеличивается число сухогрузов, танкеров, контейнеровозов, рефрижераторов. Причина регистрации в Сингапуре — удобство флага. Примечательно, что даже не имеющие выход к морю Монголия, Боливия и Молдавия предоставляют морскую регистрацию и имеют флот.
Источник
Рейтинг сильнейших флотов мира
Рейтинг составлен путем анализа и сопоставления открытой информации о флотах ведущих держав. Основной критерий — количество боевых кораблей основных классов с учетом их характеристик и тех уникальных возможностей, которые они предоставляют своим флотам.
При составлении рейтинга были учтены разнородные силы флота (например, морская авиация), а также такие трудноизмеримые понятия, как боевой опыт и качество подготовки личного состава. В то же время в расчетах намеренно отсутствуют малые корабли (катера, корветы) и устаревшие боевые единицы постройки 60-70-х гг. Стоило лишь ознакомиться с их характеристиками, чтобы понять: они не значат ничего на фоне современных кораблей.
6 место — Военно-морской флот Российской Федерации
Великое прошлое и неясное будущее. Вместо морских авиационных комплексов (МАК) у нас в ходу другие МАК (малые артиллерийские корабли). Насколько дальновидным решением была надежда на поставку силовых установок с Украины? Как и покупка «Мистралей» у страны НАТО. В результате из обещанных пятидесяти кораблей в установленный срок (2020 г.) не наберется и пары десятков. Из них одного корабля первого ранга (крейсера, эсминца или авианосца). Фрегат доводим до ума десятый год. Как такое стало возможным при столь тщательном внимании общества к вопросам перевооружения армии и флота?
А ведь это наша гордость. Некогда сильнейший флот мира, справедливо деливший с ВМС США первое место. Собственные оригинальные находки и подходы к ведению боевых действий. Лучшая в мире школа по созданию противокорабельных ракет. Уникальные титановые субмарины. Космическая разведка. Система мест базирования по всему миру.
Что был сделано за последние годы? Не так уж и мало. Были приняты на вооружение одна многоцелевая и три стратегические атомные подлодки. Было построено три с половиной фрегата и определенное количество вспомогательных единиц флота. Частично обновлена морская авиация (многоцелевые истребители Су-30МК, модернизированные Ил-38Н “Новелла”). Приняты на вооружение крылатые ракеты “Калибр”. Пошли в малую серию обновленные лодки ”Варшавянки”. Плюс оставшийся резерв от уже несуществующего четверть века государства СССР.
В итоге всех приложенных усилий хватило, чтобы выбиться на шестую строчку среди сильнейших флотов мира.
5 место — военно-морские силы Индии
Индусам хватило одного десятилетия, чтобы превратить свое сборище ржавых корыт в один из самых мощных и современных флотов мира. Авианесущие корабли, сверхзвуковые противокорабельные ракеты и атомные подлодки. Теперь у них есть всё.
За указанные период времени только из России были получены: современный 300-метровый авианосец, шесть ракетных фрегатов и многоцелевая атомная подлодка “Чакра” (бывш. К-152 “Нерпа”). На основе нашего “Оникса” разработана и принята на вооружение трёхмаховая ПКР “Брамос”. Проведена модернизация всех “дизелюх” советской постройки с установкой ракетного комплекса Club-S (экспортный вариант “Калибра”).
Получив все, что только можно от сотрудничества с Россией, индийцы обратились за помощью к США. И помощь не заставила ждать: вертолеты “Сикорский”, десантный корабль и эскадрилья противолодочных “Посейдонов” для замены советских Ту-142.
Тем временем индусы заказали израильские радары и морские ЗРК, японские летающие лодки и обеспечили запуск военного спутника связи при поддержке Европейского космического агентства. При этом они не забывают о собственных возможностях, успев построить своими силами атомную подлодку (“Арихант”), пять современных эсминцев и спустить на воду свой третий по счету авианосец.
Возможности ВМС Индии не ограничиваются восточной хитростью и коварством. Как показывает практика, из касты кшатриев рождаются умелые и отважные моряки. Что стоит один феерический рейд на Карачи (1971 г.).
ВМС Индии заслуженно занимают свое место среди лучших флотов мира.
4 место — ВМС Народно-освободительной армии Китая
Всемирная фабрика не забывает о своих нуждах. С начала нового века ВМС НОАК пополнились тяжелым авианосцем “Ляонин” (бывш. “Варяг”), четырьмя УДК, двадцатью современными эсминцами и таким же количеством ракетных фрегатов!
Почему при столь впечатляющих темпах наращивания своих ВМС Китай получил совсем не почетное четвертое место? При всем уважении к нашим восточным соседям, они не смогли предложить ни одной оригинальной идеи. Все китайские образцы морских вооружений — копии с российских и западных образцов, как правило, уступающие по характеристикам своим оригиналам. Даже “фантастические” маневрирующие боеголовки противокорабельных БР — всего лишь компиляция идей советской Р-27К и американской “Першинг-2”.
Откровенно мало внимания уделяется развитию подводной компоненты. При таких возможностях — всего 6 многоцелевых атомных субмарин и 5 стратегических подводных ракетоносцев.
И наконец, полное отсутствие боевого опыта. Четвертое место.
3 место — Морские Силы самообороны Японии
Несмотря на ряд жестких ограничений (например, запрет на крылатые ракеты большой дальности и строительство атомных субмарин), японский флот качественно выделяется на фоне остальных флотов. Продуманная до мелочей, сбалансированная боевая система для эффективных действий в прибрежных водах и в открытом океане.
Япония — третья в мире страна, кроме США и Китая, способная массово строить эсминцы: исключительно дорогие и сложные по конструкций корабли океанской зоны с развитыми системами ПВО.
На 2015 год японский флот располагает тремя авианесущими кораблями и 24 современными ракетными эсминцами. Для поддержки кораблей, оснащенных системой “Иджис”, были построены четыре “телохранителя”, нивелирующие основной недостаток “Иджиса”. Эсминцы противоракетной обороны со специальными радарами, “заточенные” под перехват низколетящих целей. Такого нет даже у США!
У хитрых японцев остается немало секретов. Подводный флот из 17 дизель-электрических субмарин, многие из которых (например, “Сорю” с анаэробной ЭУ) по совокупности своих характеристик превосходят атомоходы. Мощнейшая морская авиация из 100 патрульных и противолодочных самолетов. Японцы отказались от закупок американских “Посейдонов”, самостоятельно разработав противолодочный самолет нового поколения — “Кавасаки Р-1”.
Наконец, свои чудные представления о долге, чести и патриотизме, заставляющие считаться с этой маленькой островной страной.
2 место — флот Её Величества
“Флот строится за 30 лет, но для приобретения традиций понадобится 300”.
Британцы — единственные, кто имеет опыт ведения современной морской войны на удалении 12 тыс. км от родных берегов. Моряки Её Величества были первыми (и пока единственными), кому удалось перехватить противокорабельную ракету в реальных боевых условиях.
В отличие от остальных моряков, одетых в легкие робы, британцы сидят на постах, с ног до головы замотанные в огнеупорные костюмы. Они не понаслышке знают, что такое пожар на корабле
Вертолетоносец, 6 эсминцев ПВО, 10 атомных субмарин, 13 многоцелевых ракетных фрегатов и 12 вспомогательных кораблей — десантные вертолетоносцы-доки, флотские заправщики, корабли комплексного снабжения. Современный британский флот невелик, но удал.
В ближайшие 5-10 лет в составе Королевского флота должны появиться два крупных авианосца (“Куин Элизабет”, 60 тыс. тонн), 5 многоцелевых атомных субмарин типа “Эстьют” и 8 фрегатов размером с эсминец, создающихся по программе “глобальный боевой корабль”.
1 место — ВМС США
С янки особо не поспоришь. У американцев больше боевых кораблей океанской зоны, чем у всех стран мира вместе взятых. 10 атомных авианосцев и 9 вертолетоносцев, 72 атомные подводные лодки, 85 крейсеров и эсминцев, свыше 3000 единиц авиационной техники.
Еще более велик качественный отрыв, большинство кораблей ВМС США просто не имеют аналогов в Старом свете. Гигантские плавучие аэродромы, система “Иджис”, морские патрульные беспилотники, 45-узловые фрегаты LCS, подлодки, несущие по 150 крылатых ракет…
Остается главный вопрос: против кого все это создано в таком количестве? На Земном шаре отсутствует сколько-нибудь адекватный противник. Не иначе, Штаты собрались воевать с Альфой Центавра.
Эпилог
При составлении рейтинга были намеренно вынесены за скобки морские стратегические ядерные силы (МСЯС). Чрезвычайно грозный инструмент, вероятность применения которого не имеет четкого ответа. МСЯС гарантируют суверенитет государства, в то же время не дают ничего в бытовых международных конфликтах, ведущихся конвенционным оружием.
Стратегические подводные ракетоносцы находятся на вооружении шести стран мира. Но в реальности, полноценными ядерными силами располагают лишь Россия и США. Только у нас и американцев имеется достаточно возможностей для нанесения гарантированного удара: шквал из сотен боеголовок, который не удержит ни одна система ПРО. Наконец, только у РФ и США имеется полный комплект средств МСЯС: собственные носители, ракеты, боеголовки и системы передачи команд “судного дня” на идущие под водой субмарины (низкочастотные передатчики “ЗЕВС”, “Вилейка”, “Голиаф”). Без последнего пункта это супероружие вообще не имело бы смысла.
Подробный рассказ о каждом из флотов мог бы занять не одну книгу. Тем не менее, автор искренне надеется, что этот короткий материал сможет расширить познания и повысит интерес публики к данной теме.
Источник