Косвенное налогообложение зарубежных стран

Зарубежный опыт косвенного налогообложения

В странах Азии, Африки, Центральной и Южной Америки введение НДС выявило ряд новых форм применения этого налога, продемонстрировало гибкость и возможность ис­пользования различных модификаций методологии НДС. Широкое распространение НДС обусловлено, несомненно, и большими возможностями этого налога по увеличению налого­вых доходов. Сокращая или полностью заменяя некоторые нало­ги, он не только увеличивает, но и стабилизирует поступления в бюджет, делает их непрерывными. Вместе с тем использование НДС в качестве денежной машины, способной удовлетворить любой дефицит в бюджете за счет повышения ставок налога, свя­зывается с опасениями в чрезмерном росте государственного сек­тора. Кроме того, существуют опасения, что этот налог даст по­литикам возможность расширить свое влияние. Но, несмотря на все эти «побочные явления», все большее количество стран, оза­боченных поиском путей финансирования растущих государст­венных расходов, стремится найти выход в налоге на потребление и склоняется к введению НДС.

НДС — относительно новый налог, впервые введенный во Франции в 1954 г. и затем быстро рас­пространившийся в других развитых странах за счет вытеснения дру­гих налогов на потребление. Система налогообложения, базирующаяся на НДС, дает возможность изымать налоги частями, постепенно. Под обложение попадают все продажи фирмы, но налоги, уплаченные в результате промежуточных покупок, в дальнейшем вычитаются из общей суммы. Этот метод, известный как “налоговый кредит”, вносит в налоговую систему элемент саморегулирования, что улучшает порядок изъятия налогов. Главное преимущество НДС в том, что на каждой стадии производства можно вычислить сумму уплаченного налога. Это позволяет, например, точно рассчитывать налоговые скидки на экспорт и предотвращать нарушения при предоставлении экспортных субсидий. Кроме того, использование такой многоуровневой налоговой шкалы уменьшает сумму налога при производстве товаров в рамках одной фирменной структуры (или ассоциации предприятий ) и тем самым стимулирует вертикальную интеграцию фирм.
С 1977 г. налог на добавленную стоимость рассчитывается в ЕС по единой системе, хотя сохраняется значительная дифференциация по количеству ставок и по их уровням. В Дании, например, одна ставка процента, в Ирландии и Португалии — 4, а в Бельгии — целых 7. Величина же НДС варьируется от 38% на некоторые предметы роскоши в Италии до 0% на товары первой необходимости в Великобритании и Ирландии. Значительно больший разрыв существует в акцизах, особенно на вино и спиртные напитки. Все вместе это дает довольно значительные отклонения цен на один и тот же товар в разных странах, ведет к злоупотреблениям и ущемлению конкуренции.

Читайте также:  Прошлое нашей страны непредсказуемо

Кроме стандартной ставки, применяемой к преобладающему большинству товаров и постепенно повышаемой с момента введения НДС, почти во всех странах используются льготные, заниженные ставки на социально значимые товары — продовольствие, медика­менты и т.п. В странах ЕС используются два других вида льгот по этому налогу — освобождение и использование так называемой нулевой ставки. При освобождении от НДС произ­водитель продает продукцию без взимания его со своих потребителей и соответственно не уплачивает его в бюджет. Но в то же время он не получает права на возмещение НДС на материальные ценности, приобретенные для использования в производстве данной продукции. Иначе говоря, от НДС освобождается часть добавленной стоимости, которая относится к продаваемым товарам и услугам, но одновре­менно производитель оплачивает НДС на приобретенные и затрачен­ные на производство продукции сырье и материалы. При использовании «нулевой ставки» производитель получает полное освобождение от НДС. Он не взимает НДС с продаваемой продукции и соответственно не платит его государству и одновре­менно получает право на возмещение НДС, уплаченного при закупке сырья и материалов, необходимых для производства. В странах ЕС широко распространены льготы по НДС в виде сни­женной ставки, освобождения и «нулевой ставки», которая исполь­зуется в Великобритании, Италии, Бельгии, Швеции, Финляндии, Ирландии.

Акцизы также используются для обложения некоторых других товаров, причем, как правило, с чисто фискальными целями. Хотя в разных странах нет единства в отборе подакцизных товаров, к тому же этот отбор может отличаться для тех или иных периодов, все же можно выделить два основных признака, по которым они от­бираются: это либо товары массового потребления с низкой эластич­ностью спроса по цене (сахар, соль, бензин и др.), либо товары ог­раниченного спроса, например ювелирные изделия. Так, в США акцизы собираются на всех трех бюджетных уровнях, но особенно в штатах. В прошлом список подакцизных товаров был достаточно широк. Теперь, при сокращении этого списка, в нем на­ряду с алкогольной и табачной продукцией остаются пиво, бензин, телефонные услуги, услуги авиакомпаний и некоторые другие товары и услуги. В странах ЕС рекомендуют ограничивать список подакциз­ных товаров, кроме алкогольной и табачной продукции, бензином и другими нефтепродуктами. Акцизные ставки устанавливаются в двух принципиально отлич­ных видах: либо как отношение, обычно высокое, к стоимости по­дакцизного товара, выраженное в процентах (иногда как доля цены, также выраженная в процентах), либо в абсолютном стоимостном вы­ражении на определенную единицу измерения (например, в США на 1 пинту алкогольной продукции, на 1 галлон бензина и т.п.).

Читайте также:  Климатические условия страны замбия

Выбор между двумя видами акцизных ставок связан прежде всего с инфляцией. При первом виде ставок налоговые органы получают акцизные сборы, меняющиеся в связи с изменением масштаба ин­фляции, но одновременно они автоматически способствуют ее уси­лению. При ставках акцизов в абсолютных стоимостных единицах налоговые органы могут понести потери в случае усиления инфляции, зато ставки не содействуют этому.

Источник

3.3. КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Говоря о косвенном налогообложении, следует сказать, что оно имеет целый ряд преимуществ.

Как было указано в предыдущем разделе, нормы, определяющие систему косвенного налогообложения, в том числе и косвенных нало­гов, находят закрепление на конституционном уровне, что свидетель­ствует о признании важности косвенных налогов для налоговой сис­темы в целом. Например, в Швейцарии НДС может взиматься Конфедерацией, если вследствие эволюции возрастной структуры на­селения финансирование социального страхования по старости лиц, оставшихся без кормильца, и лиц, потеря він их трудоспособность, не может быть более обеспеченным. Конфедерация может в федеральном законе увеличить на один пункт ІІДС. Кроме того, на специальные цели расходования Конфедерации предоставлено право взимать налог со следующих товаров: необработанный и обработанный табак, очищен­ные алкогольные напитки, пиво, автомобили и их составные части, нефть, иные нефтяные продукты, природный газ, продукты их очист­ки. Примечательно, что по отдельным объектам налогообложения кан­тоны и коммуны полностью отказались от своих налоговых притяза­ний в пользу Конфедерации. В частности, согласно ст. 134 Конституции Швейцарии, объекты, которые федеральное законодательство относит к обложению налогом на добавленную стоимость, налогом па специ­альные расходы, гербовым сбором и предварительным налогом или от которых это законодательство освобождает, не могут вводиться кан­тонами и коммунами в налог такого же характера.

До XX в. косвенное налогообложение существовало в виде раз­личных налогов на отдельные предметы потребления. Со временем это перестало приносить достаточно доходов, тем более что техника кос­венного налогообложения не выдерживала конкуренции с налогом на доходы, появившимся в конце XIX в. Войны начала XX в. требовали компенсации огромных военных расходов государств, и косвенные налоги с политической точки зрения идеально отвечали политическим требованиям военного времени. Косвенные налоги удобны для госу­дарства с политической точки зрения, поскольку они скрыты в цене и население долгое время не замечает постоянного увеличения нало­гового бремени. В то же время для государства невозможно бесконеч­но действовать примитивно, только увеличивая ставку налога или уве­личивая количество аналогичных налогов в налоговой системе. К началу XX в. наступает кризис в развитии косвенных налогов, по­скольку обложение отдельных товаров приводило к росту числа раз­личных косвенных налогов, неравномерному обложению и каскадно­му эффекту (налог на налог). І Іотребовалась более изощренная систе­ма косвенного налогообложения, и кризис сменился качественно но­вым этапом в развитии косвенных налогов, кульминацией которого было изобретение и распространение по миру НДС — самого совер­шенного из косвенных налогов.

Качественно новый этап в развитии косвенного налогообложе­ния начался в начале XX в. и характеризовался следующими особен­ностями.

Во-первых, в это время в мире получает распространение идея свободной торговли. В связи с этим с начала XX в. таможенные по­шлины все чаще рассматриваются не как источник доходов бюджета, а как тарифные меры регулирования международной торговли. Меж­дународные и региональные соглашения но торговым вопросам серь­езно снизили их ставки и сократили область применения. Особый вклад в развитие косвенного налогообложения внесли документы — соглашения по тарифам и торговле и в последующем документы ВТО. В них были заложены принципы ограничения дискриминационной политики в области косвенного налогообложения, а также основные принципы разграничения юрисдикции между государствами.

Во-вторых, новым шагом стало введение и распространение кос­венных налогов с универсальным объектом (универсальных косвен­ных налогов). Сначала в налоговой практике государств появились налоги с оборота, а затем НДС, в котором был устранен каскадный эффект оборотных налогов.

Предложение впервые ввести НДС приписывают Вильгельму фон Сименсу. Прототип ІІДС, предложенный Сименсом в Германии в 1919 г., назывался облагороженный налог с оборота. В 1921 г. Томас Адаме предложил НДС как замену налогу на доходы корпораций в США. Предложения обоих авторов не возымели большого успеха. Тем не менее к их идеям время от времени возвращались, причем идеи Адам- са использовались в англосаксонских странах, в то время как облаго­роженный налог с оборота был признан в Европе. 11а основе двух мо­делей практически одновременно в штате Мичиган (США) и Европе только в 1953 г. был введен І ІДС. В Мичигане введены налог на пред­принимателей, прямой налог на предпринимательскую деятельность на основе добавленной стоимости. Во Франции в том же 1953 г. был введен ІІДС — taxe sur la valeur ajoutee. Практика государств по нало­гообложению не сразу восприняла модель НДС, и промежуточным этапом практически во всех европейских государствах были различ­ные налоги с оборота.

Переход к универсальным косвенным налогам начался в Нидер­ландах с введением в 1934 г. одноступенчатого налога на производите­ля. Налог взимался с помощью марок, которые должны были прила­гаться к счету. Обычная ставка налога составляла 4%, дополнительная ставка на предметы роскоши — 10%. Материалы, части и товары для перепродажи, за исключением производственного оборудования, при­обретались без уплаты налога при наличии лицензии. Данный одно­ступенчатый налог был принят вместо отклоненного парламентом многоступенчатого 1%-ного налога с оборота по бельгийской модели. Многоступенчатый налог появился в Нидерландах только в 1940 г. после завоевания страны Германией. Многоступенчатый налог 1940 г. повторял немецкий налоге оборота, существовавший в Германии с 1934 г., 11ДС был введен в 11идерландах в 1969 г.

К косвенным налогам относят общие налоги на потребление и на­логи по отдельным видам товаров и услуг.

Основную роль среди косвенных налогов на потребление в раз­витых странах в современный период играет 11ДС. Это вызвано стрем­лением увеличить государственные доходы, так как 11ДС имеет доста­точно широкую базу обложения, предпочтением облагать расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров и услуг.

В связи с указанными причинами несомненный интерес представ­ляет анализ опыта развитых стран в использовании НДС как части системы налогов на потребление.

В силу своей универсальности НДС широко используется в ми­ровой практике. Существуют три основные причины, делающие целе­сообразным применение НДС: он обеспечивает высокие процентные государственные доходы, ему свойственны универсальность и эффек­тивность. В большинстве стран 11ДС обеспечивает от 12 до 30% и бо­лее государственных доходов. Во Франции на его долю приходится более 40% всех бюджетных поступлений. Мировой опыт показывает, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высо­кую стабильность поступлений в бюджет. Этот вид налога составляет достаточно устойчивую и широкую основу формирования бюджета, и даже любое незначительное повышение его ставок существенно уве­личивает поступления в бюджет.

11алог на добавленную стоимость — один из самых молодых, рас­пространенных, сложных и спорных налогов в мире.

Некоторые страны используют другие наименования данного налога: налог на товары и услуги, налог на потребление. В многовеко­вой истории налогового права НДС — сравнительно новый вид косвен­но лого налогообложения. Он действует почти в 90 странах, кроме США, среди них практически все — промышленно развитые. Но и здесь в те­чение последнего времени ведутся дискуссии о замене налога с оборота на федеральный налог на добавленную стоимость. В конце 1980-х — на­чале 1990-х гг. он был установлен в государствах Восточной Европы, таких как Болгария, Венгрия, 11олыпа, Чехия, а также в некоторых стра­нах СНГ, например, в Белоруссии, Казахстане, Киргизии.

Как уже было сказано, НДС — это молодой налог, который стал применяться в XX в. Схема обложения 11ДС изобретена в 1954 г. фран­цузским экономистом Морисом Лоре. Он описал метод действия 11ДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающи­еся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего.

А в начале 1960-х гг., после создания Европейского общего рын­ка, принято решение о переходе на НДС во всех государствах-участ­никах. Так, 1957 г. в Риме, после подписания договора о создании Ев­ропейского экономического сообщества (ЕЭС) страны-участницы должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1977 г. директива Совета ЕЭС провозгла­сила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1982 г.

Тенденцией для всех стран, вводивших НДС, явилось быстрое превращение этого налога в один из главных в налоговой системе. Во Франции на долю 11ДС приходится 45% всех налоговых поступле­ний в бюджет, в Великобритании и Германии — 50%.

Мри этом роль косвенных налогов в западных странах была го­раздо выше до Второй мировой войны. В это время они составляли большую часть налоговых поступлений, достигая в отдельных стра­нах 2 /3 (Германия, Япония) или даже :, /4 (Франция, Италия) общей суммы налогов. Более низкий уровень доходов, получаемых населе­нием, объективно ограничивал в то время масштабы прямых налого­вых изъятий, кроме того, сказывались и различия в традиционных под­ходах к подобным налогам, сложившиеся в этих государства [30].

Основной особенностью НДС является то, что обложению под­лежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок пла­тельщиком.

11алог на добавленную стоимость является многоступенчатым на­логом на потребление. Многоступенчатость означает налогообложе­ние товаров при каждом переходе права собственности на товар.

Взимание 11ДС горизонтального осуществляется методом частич­ных платежей. Па каждой стадии движения товара плательщик ком­пенсирует свои затраты и добавляет налог на вновь созданную сто­имость. При этом на стадии движения товара налог перечисляется одним плательщиком другому сверх цены. В конечном итоге вся сум­ма горизонтального НДС входит в цену товара, покупаемого конеч­ным потребителем (фактическим плательщиком).

Вертикальный НДС формируется на основе горизонтального на­лога. По результатам налогового периода налогоплательщики опреде­ляют вертикальный НДС как совокупность горизонтального налога по всем операциям купли-продажи товаров. Таким образом, вертикаль­ный НДС может быть трех видов: «входной» НДС, «выходной» НДС и НДС, подлежащий уплате в бюджет.

11алог на добавленнцую стоимость может быть назван самым по­пулярным на/югом XX в. История налогообложения не знает другого налога, который бы стал настолько распространенным во всем мире за столь короткий срок — 30 лег. 11ДС, начав свое победоносное шествие но миру в Европейском союзе, был воспринят практически на всех кон­тинентах и в странах с различными политическими режимами. Его вводили не только в странах с рыночной экономикой или в странах с переходной экономикой, по и в условиях регулируемой экономики.

Соединенные Штаты Америки остаются практически единствен­ными из развитых стран, которые не ввели на своей территории НДС. Среди основных причин непринятия I ЩСэтой страной можно назвать следующие:

■ особенности конституционного устройства и системы налого­обложения, в которой доходы от косвенных налогов на потреб­ление, обычно заменяемых НДС, составляют источник дохо­дов штатов (причины политического характера);

Администрации штатов составляют серьезную оппозицию вме­шательству федерального правительства в структуру доходов штата. Существуют опасения, что введение НДС сократит возможности каз­ны штатов по сбору налогов с оборота и налогов с продаж. Если 11ДС будет введен сверх налогов, собираемых па местном уровне, это, с од­ной стороны, увеличит расходы предпринимателей, а с другой — уве­личит адмипистративные расходы по сбору налогов. С подобной про­блемой столкнулось правительство Канады, применяя общий налог на товары и услуги (аналог НДС), который вводился наряду с налогами с продаж, взимаемыми во всех провинциях, кроме одной. В США си­туация осложняется еще и тем, что объекты налогообложения и нало­гооблагаемая база по местным косвенным налогам на потребление в 47 штатах весьма разнообразны и плохо поддаются контролю.

По поводу административных расходов, связанных с введением НДС, различными ведомствами США был представлен не один док­лад, и цифры все еще уточняются и проверяются. Несмотря на то что общепринятым является мнение о 11ДС как о самоадминистрируемом налоге, требуются определенные единовременные расходы в переход­ный период.

Таким образом, в основном НДС не вводится в США по полити­ческим соображениям: на федеральном уровне его введение составит серьезную угрозу финансовой самостоятельности штатов и повлечет за собой административные расходы, которые также сложно оправдать с политической точки зрения.

Начиная с 2000 г. в США активно обсуждается упрощение сис­темы оборотных налогов и введение единой системы косвенных на­логов.

Во Франции 11ДС относится к числу основных налогов. Он взи­мается в центральный бюджет, после чего часть передается в местные бюджеты, что и определяет его бюджетообразующее значение. Этим налогом облагаются все производственные и торговые операции.

Предусмотрены четыре вида ставок «французского» НДС:

1) 19,6% — основная ставка на все виды товаров и услуг;

2) 22% — повышенная ставка на предметы роскоши, машины, ал­коголь, табак;

3) 7% — пониженная ставка на товары культурного обихода (книги);

4) 5,5% — ставка на товары и услуги первой необходимости (пи­тание, за исключением алкоголя и шоколада; медикаменты, жилье, транспорт).

Такие виды деятельности, как медицина и медицинское обслу­живание, образование, все виды страхования, деятельность обществен­ного и благотворительного характера, освобождены от уплаты НДС.

В зависимости от товарооборота предусмотрены квартальные и годовые сроки уплаты НДС. Льготы по НДС имеют предприятия, делающие инвестиции, заключающиеся в вычете из НДС сумм инве­стиций, НДС вносится в бюджет ежемесячно путем подачи деклара­ции.

В Италии НДС также является одним из основных косвенных налогов, он введен в 1973 г. в порядке реализации решения стран — участниц ЕС по сближению финансовых систем. Налог заменил собой существовавший ранее налог с оборота и часть акцизов. Обло­жению НДС в Италии подлежит большая часть товаров и услуг. Не подлежат обложению купля-продажа акций и облигаций, земли пред­приятий, предоставление кредитов, сделки по слиянию предприятий и другие операции. Освобожден от уплаты налогов экспорт товаров и услуг. Перечисление НДС производится ежемесячно. Размер плате­жа определяется как разница между суммой налога, исчисленной со стоимости реализованной продукции, и суммой налога, уплаченной ра­нее поставщикам сырья и полуфабрикатов и включенной таким обра­зом в себестоимость произведенных товаров и услуг. В случае отрица­тельного результата налогоплательщик может погасить эту разницу в последующие месяцы.

11алог на добавленную стоимость взимается по следующим став­кам:

1) 9% — основная, на широкий круг промышленных изделий, в том числе текстильных;

2) 38% — повышенная, применяется к предметам роскоши (меха, ювелирные изделия, спортивные машины);

3) 18% — повышенная, на продукты питания и спиртные напит­ки, продаваемые через ресторан, а также бензин и нефтепродукты;

4) 2% — льготная, на товары первой необходимости, а также газе­ты, журналы;

5) 0% — применяется к экспорту товаров и услуг.

В Великобритании доходы от обложения НДС составляют 17% бюджета страны. Основная ставка 17,5% распространяется на главную часть торгового оборота, реализацию налогоплательщиком товаров, работ и услуг. Для целей обложения 11ДС под реализацией товара, как и во многих других странах, понимается передача права на владение товаром другому лицу. Реализация имеет место, в частности, в случа­ях, когда товар передается в рамках договора, например о продаже с рас­срочкой платежа. Также — когда осуществляется подача воды, энер­гии, тепла, производится охлаждение и вентиляция; передастся основная доля во владении землей или безусловное право собствен­ности на землю либо ее аренды на срок более 21 года, передается товар для личного потребления [6|. Продажа основных видов пищевых про­дуктов, продажа книг, транспортные услуги, продажа медикаментов, продажа детской одежды, банковские и страховые услуги, медицин­ское обслуживание — не облагаются НДС.

В целом НДС не представляет собой больших затрат для компа­ний, так как в основном ложится на частных лиц. Большинство ком­паний могут получить обратно любой 11ДС, которым они облагаются, производя покупки товаров и услуг.

В Германии удельный вес доходов от 11ДС составляет около 30%. Основная ставка налога составляет 16%. Основные продовольствен­ные товары и книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%. Особый интерес представляет обложение мелких предприятий. Так, если оборот предприятия менее конкретной суммы, то оно либо освобождается от уплаты 11ДС, либо уплачивает налог по ставке, со­ставляющей 80% от установленной ставки для товара. От 11ДС осво­бождены предприятия сельского и лесного хозяйства, а также това­ры, идущие на экспорт. Система обложения данным налогом построена таким образом, что он уплачивается только тогда, когда товар поступает конечному потребителю, во сколько бы этапов это ни происходило. Такой эффект достигается посредством существо­вания вычетов налога, которые указываются в счетах, выставляемых одной стороной другой. В случае порчи товара государство налога не получает.

В Испании НДС является федеральным налогом и имеет тенден­цию к повышению. Плательщиком налога признается любое предпри­ятие, продающее товары или оказывающее услуги. Филиалы ино­странных компаний также являются плательщиками НДС. Импорт облагается также НДС. Применяются следующие виды ставок:

1) 16% — стандартная ставка налога;

2) 7% — пониженная ставка на продовольственные товары, жи­лищное строительство, транспорт, туризм;

3) 4% — пониженная ставка на товары первой необходимости (хлеб, молоко, лекарства, муниципальное жилье);

4) 0% — ставка на товары и услуги, связанные с экспортом;

5) 28% — повышенная ставка налога на предметы роскоши и ав­томобили. Освобождены от НДС медицинские услуги, образование, банковские услуги, благотворительность.

Достаточно специфичным является подход, используемый для организации косвенного налогообложения в Китайской Народной Республике. К центральным налогам отнесены: налог на потребление с оборотов внутри страны, таможенные пошлины, 11ДС и налог на по­требление, взимаемые таможенными органами. В качестве регулиру­ющих налогов определен 11ДС. Этот налог поступает и в центральный, и в местные бюджеты. Он уплачивается с оборотов по реализации и им­порту товаров и предоставлению услуг. 11алог составляет разницу меж­ду суммами налога, уплаченного и полученного за отчетный период. Имеется дне ставки налога: для товаров первой необходимости и ос­новная ставка для всех прочих товаров. Мелкие налогоплательщики уплачивают от 4 до 6% от объема продаж. 11алог на потребление носит акцизный характер, так как им облагаются такие товары, как табачные изделия, алкогольные напитки, косметические средства, ювелирные изделия, бензин, моторные лодки, катера, мотоциклы, автомобили и не­которые другие 116|.

11а территории Азербайджана объектами обложения НДС явля­ются стоимость налогооблагаемых операций и налогооблагаемый им­порт. Налогооблагаемыми операциями считаются отправка товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках предпринимательской деятельности, если указанные операции осуществляются на террито­рии Азербайджана.

Ставка НДС составляет 18% от стоимости каждой налогооблага­емой операции и каждого налогооблагаемого импорта.

11о нулевой ставке облагаются:

■ товары и услуги, предусмотренные для официального исполь­зования зарубежных дипломатических и аналогичных предста­вительств, а также для личного пользования дипломатических, административных и технических сотрудников, в том числе членов их семей, проживающих совместно с ними;

■ приобретение и импорт товаров, работ, услуг за счет безвозмез­дной финансовой помощи, полученной из-за рубежа (гранты);

■ международные и транзитные грузовые и пассажирские пере­возки, выполнение работ, оказание услуг, непосредственно свя­занных с международными полетами.

В Белоруссии 11ДС был введен в 1992 г. вместо налога с оборота и налога с продаж.

Объектом налогообложения служат обороты но реализации то­варов (работ, услуг) на территории республики, в том числе по реали­зации товаров (работ, услуг), используемых внутри предприятия для собственного потребления, если соответствующие затраты не относят­ся на издержки производства и обращения, обороты по обмену това­рами (работами, услугами) и др.

Не признаются реализацией товаров такие операции, как:

■ отчуждение имущества в результате конфискации или переда­ча права собственности на имущество в результате наследова­ния, а также принятие государством бесхозяйного имущества и кладов;

■ передача предмета залога залогодателем залогодержателю (кре­дитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства в случаях, предусмотренных законодательством республики;

■ I юрсдача лизингодателем объекта лизинга л изингополучателю;

■ передача арендодателем объекта аренды арендатору;

■ обороты но реализации услуг по сдаче объекта в аренду.

Основная ставка НДС — 18%. Кроме того, пониженная ставка

в размере 10% применяется при реализации определенных видов то­варов и услуг, например, таких как продукты растениеводства и жи­вотноводства, рыбоводства и пчеловодства, а также продовольствен­ные и детских товары.

По нулевой ставке облагаются экспортируемые товары, строи­тельные работы и транспортные услуги.

В Армении НДС уплачивается в бюджет при ввозе товаров, на всех стадиях их производства и обращения, а также при оказании ус­луг на ее территории.

Объектом обложения НДС считается стоимость сделок, осуще­ствляемых плательщиками НДС на территории республики.

Освобождаются от уплаты 11ДС следующие операции:

■ плата за обучение в общеобразовательных школах, профессио­нально-технических училищах, средних профессиональных и высших учебных заведениях подготовки и переквалифика­ции;

■ реализация школьных тетрадей для письма и нотных тетрадей, альбомов для рисования, детской и школьной литературы, школьных учебных изданий;

■ реализация научных и учебных изданий, выпущенных вузами, специализированными научными организациями, националь­ной академией наук;

■ реализация произведенной в республике сельскохозяйствен­ной продукции ее производителем;

■ реализация газет и журналов;

Предусмотрена обязанность плательщиков НДС при поставке товаров и оказании услуг, облагаемых НДС, выписывать налоговые счета — расчетные документы установленного образца, подтвержда­ющие поставку товаров или оказания услуг.

При покупке товаров в сфере розничной торговли и приобрете­нии услуг в сфере обслуживания лица, являющиеся плательщиками НДС, обязаны по требованию покупателей выписать налоговый счет.

Лица, уплачивающие 11ДС, обязаны вести учет в хронологиче­ском порядке и не менее трех лет со дня выписки хранить все выдан­ные ими копии налоговых счетов и иные касающиеся указанного на­лога документы.

Другой разновидностью косвенных налогов являются акцизы. Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толко­вание. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на това­ры и услуги (расширенное толкование). этом случае акцизами назы­вают не только налоги на определенные товары и услуги, но и НДС (универсальный акциз), и налоги с продаж, и импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иног­да налоги с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование тер­мина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь на­логов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами [48|.

Вильям 11етти в своем «Трактате о налогах» приводил следующие доводы в пользу акцизов:

■ естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет;

■ этот налог, если только он не сдается па откуп, а регулярно взи­мается, располагает к бережливости, что является единствен­ным способом обогащения налога;

■ никто не уплачивает вдвое больше или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одно­го раза;

■ благодаря акцизам можно всегда иметь превосходные сведе­ния о богатстве, росте, промысле и силе страны в каждый момент.

Акциз — это налог, включаемый в цену реализации подакцизного товара.

Так, во Франции к подакцизным товарам относят алкогольные напитки, табачные изделия, изделия из драгоценных металлов, сахар, некоторые виды автомобилей, летательные аппараты. С целью охра­ны внутреннего рынка применяются также и таможенные пошлины [51]. «

В США ставки акцизов могут устанавливаться в двух видах: в про­центах к цене товаров и услуг и в долларах (центах) по отношению к определенному количеству, весу, объему товаров, а также к стоимо­сти услуг. К федеральным подакцизным товарам и услугам относятся алкогольные и табачные изделия, воздушные перевозки, бензин, ди- зольное топливо, авиационный керосин, автомобильные шины, снаря­жение для спортивного рыболовства и охоты, медицинские вакцины, транспортные и коммуникационные налоги и т.п.

В Великобритании акцизы взимаются с нефтепродуктов, табач­ных изделий, крепких спиртных напитков, вина, пива, транспортных средств, а также игорного бизнеса. Акциз на спиртные напитки и го­рючее взимается в твердых суммах с единицы товара, на табачные из­делия — в виде процентной надбавки к цене товара.

В Азербайджане акцизами облагаются подакцизные товары, про­изведенные на территории Азербайджана л ибо импортируемые на тер­риторию республики. Все предприятия и физические лица, произво­дящие па территории Азербайджана подакцизные товары, являются плательщиками акциза. При этом сумма налогооблагаемой операции для товаров, произведенных на территории Азербайджана, устанавли­вается в зависимости от суммы платежа, полученной (или подлежа­щей уплате) налогоплательщиком от заказчика либо от какого-то иного лица, втом числе на бартерной основе, но не ниже оптовых рыночных цен. Для товаров, произведенных на территории Азербайджана, время передачи подакцизных товаров за пределы производственных зданий считается моментом совершения налогооблагаемой операции.

От акциза в этой стране освобождаются:

■ ввоз трех литров алкогольных напитков и трех блоков сигарет для индивидуального потребления физического лица;

■ топливо в баке, в соответствии с техническим паспортом авто­мобиля при въезде на территорию республики;

■ товары, перевозимые транзитом через территорию Азербайд­жана.

К подакцизным товарам относятся: пищевой спирт, пиво и все виды спиртных напитков, табачные изделия, нефтепродукты.

В Белоруссии акцизами облагаются: спирт, алкогольная продук­ция, пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, легковые авто­мобили, сырая нефть, дизельное топливо и бензин. Ставки акцизов пре­имущественно тіюрдьіе. І Іапример, алкогольная продукция облагается по ставке 4690 белорусских руб. за литр содержащегося в ней спирта, а сырая нефть — по ставке 16,5 евро за тонну 117|.

Возвращаясь к вопросу гармонизации, можно сказать, что данный процесс непосредственно находится иод контролем Комиссии Европей­ского союза (Европейской комиссии), которая вырабатывает соответ­ствующие рекомендации для стран-участников. Так, ею подготовлены предложения по гармонизации налогообложения топлива в государ­ствах, входящих в ЕС. В частности, обращено внимание на то, что транс­портные компании в странах-участниках уплачивают налоги по раз­личным ставкам. Например, в Великобритании их налоговая нагрузка в среднем в 2 paria больше, чем в Греции. В результате это приводит к тому, что стоимость литра неэтилированного бензина в странах ЕС существенно различается. В связи с этим Европейской комиссией было рекомендовано установить размер акциза на бензин в пределах 40 пен­сов за литр. Однако последствием такого изменения в налогообложе­нии может стать резкое возрастание цен на бензин в странах, где став­ки акцизов относительно невелики.

Правительство Чехии во многом из-за нежелания изменять су­ществующую систему косвенного налогообложения намеревалось от­ложить момент гармонизации до 2007 г., опасаясь повышения цен. Действующее налоговое законодательство страны предусматривает предельную ставку 11ДС в 22%, что в общем соответствует требовани­ям ЕС о 25%-ной ставке налога. Однако при этом целый ряд важней­ших потребительских товаров облагается в стране по ставке 5%. Евро­пейский союз потребовал повысить ставки НДС практически на все непродовольственные товары. Кроме того, требования в рамках гар­монизации предъявлены также к ставкам акцизов на табачные изде­лия и алкогольные напитки.

Отдельные государства, отказывающиеся поступиться своими на­циональными интересами, открыто выступают против изменения сво­его налогового законодательства для достижения налоговой гармони­зации. Например, Великобритания наложила вето на отдельные налоговые преобразования, предлагаемые в рамках ЕС, поскольку гар­монизация налогообложения требует снижения акцизов на топливо и цен на бензин, что отрицательно скажется на доходной части бюд­жета.

Рассмотрение разногласий, возникающих между государствами в процессе гармонизации налогообложения, отнесено к ведению Ев­ропейского арбитражного суда. 11о правилам ЕС в суд может обратить­ся Европейская комиссия, но только в том случае, если в течение двух месяцев какое-либо государство проигнорирует ее рекомендации о приведении налогового законодательства в соответствие с требова­ниями ЕС. Например, Европейской комиссией было принято реше­ние обжаловать в Европейском арбитражном суде законодательство Италии, определяющее порядок уплаты акцизов па минеральные сма­зочные масла. Причиной послужило то, что смазочные масла в этой стране не облагаются акцизами общего характера и отнесены к това­рам, подлежащим обложению специальным акцизным налогом.

Во Франции с 1 октября 2001 г. изменен порядок начисления 11ДС на услуги предприятий общественного питания. Это фактически по­зволило привести налоговое законодательство страны в соответствие с требованиями ЕС. До начала реформы 15%-ная надбавка за обслу­живание в ресторанах в соответствии с налоговым законодательством НДС не облагалась. По этому поводу Европейским арбитражным су­дом было принято соответствующее решение, что указанная норма про­тиворечит положениям Директивы 6 ЕС по 11ДС.

Гармонизация косвенного налогообложения осуществляется так­же в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Так, Пра­вительством РФ 10 и 20 октября 2000 г., а также 29 ноября 2000 г. были подписаны двусторонние соглашения о принципах взимания косвен­ных налогов во взаимной торговле соответственно с Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Армения и Правительством Азербайджанской Республики. Исходя из положений названных соглашений взимание косвенных налогов во взаимной тор­говле между сторонами осуществляется по общему принципу страны назначения.

Решением от 14 сентября 2001 г. № 28 «О дальнейшей гармони­зации акцизной политики государств — членов ЕврАзЭС» Межгосу­дарственный совет ЕврАзЭС утвердил базовый перечень и минималь­ные ставки на подакцизные товары, производимые и ввозимые на таможенные территории государств — членов ЕврАзЭС. Например, вина натуральные и слабоалкогольные напитки с объемной долей эти­лового спирта до 9% включительно должны облагаться по ставке не ниже 0,06 евро за литр |28|.

Итак, основные тенденции в развитии косвенного налогообложе­ния следующие: универсализация объекта и расширение доли косвен­ных налогов в доходах бюджетов за счет стабильности числа носите­лей косвенных налогов.

Среди перспектив развития косвенных налогов можно назвать совершенствование обложения косвенными налогами услуг и вклю­чение в сферу косвенного налогообложения все новых и новых ус­луг. В ближайшем будущем будет решена проблема обложения 11ДС финансовых услуг. Уже сегодня ведется работа в рамках инсти­тутов ЕС по созданию адекватного налогообложения финансовых услуг.

В связи с расширением влияния Всемирной торговой организа­ции нормы и документы, созданные в ее рамках, получат дальнейшее распространение и приобретут обязательный характер. Эта тенденция затронет в том числе и регул и рованис косвенных налогов.

В связи с развитием коммуникаций и средств связи и дальней­шей «дематериализации» товаров и услуг за счет интернет-торговли механизм косвенного налогообложения должен адаптироваться к но­вым реалиям жизни. Доля электронных товаров продолжает расти и создает целый ряд проблем для косвенного налогообложения, осо­бенно для администрирования косвенных налогов.

За косвенными налогами сохраняются и политические перспек­тивы. Уменьшение политической активности населения со временем отодвигает на второй план концепцию услуг со стороны государства за внесение налоговых платежей, что требует преобладания доли пря­мых налогов. Постепенно в обществе все большую роль играет экономическая составляющая, либерализация экономических процес­сов. В связи с этим более популярной становится концепция нейтральности налога. 11ДС именно в виде косвенного налога, как он существует в Европе, наиболее полно отвечает требованиям нейтраль­ности налогообложения и отсутствия влияния на принятие субъектом экономических решений.

Источник

Оцените статью