Зарубежный опыт косвенного налогообложения
В странах Азии, Африки, Центральной и Южной Америки введение НДС выявило ряд новых форм применения этого налога, продемонстрировало гибкость и возможность использования различных модификаций методологии НДС. Широкое распространение НДС обусловлено, несомненно, и большими возможностями этого налога по увеличению налоговых доходов. Сокращая или полностью заменяя некоторые налоги, он не только увеличивает, но и стабилизирует поступления в бюджет, делает их непрерывными. Вместе с тем использование НДС в качестве денежной машины, способной удовлетворить любой дефицит в бюджете за счет повышения ставок налога, связывается с опасениями в чрезмерном росте государственного сектора. Кроме того, существуют опасения, что этот налог даст политикам возможность расширить свое влияние. Но, несмотря на все эти «побочные явления», все большее количество стран, озабоченных поиском путей финансирования растущих государственных расходов, стремится найти выход в налоге на потребление и склоняется к введению НДС.
НДС — относительно новый налог, впервые введенный во Франции в 1954 г. и затем быстро распространившийся в других развитых странах за счет вытеснения других налогов на потребление. Система налогообложения, базирующаяся на НДС, дает возможность изымать налоги частями, постепенно. Под обложение попадают все продажи фирмы, но налоги, уплаченные в результате промежуточных покупок, в дальнейшем вычитаются из общей суммы. Этот метод, известный как “налоговый кредит”, вносит в налоговую систему элемент саморегулирования, что улучшает порядок изъятия налогов. Главное преимущество НДС в том, что на каждой стадии производства можно вычислить сумму уплаченного налога. Это позволяет, например, точно рассчитывать налоговые скидки на экспорт и предотвращать нарушения при предоставлении экспортных субсидий. Кроме того, использование такой многоуровневой налоговой шкалы уменьшает сумму налога при производстве товаров в рамках одной фирменной структуры (или ассоциации предприятий ) и тем самым стимулирует вертикальную интеграцию фирм.
С 1977 г. налог на добавленную стоимость рассчитывается в ЕС по единой системе, хотя сохраняется значительная дифференциация по количеству ставок и по их уровням. В Дании, например, одна ставка процента, в Ирландии и Португалии — 4, а в Бельгии — целых 7. Величина же НДС варьируется от 38% на некоторые предметы роскоши в Италии до 0% на товары первой необходимости в Великобритании и Ирландии. Значительно больший разрыв существует в акцизах, особенно на вино и спиртные напитки. Все вместе это дает довольно значительные отклонения цен на один и тот же товар в разных странах, ведет к злоупотреблениям и ущемлению конкуренции.
Кроме стандартной ставки, применяемой к преобладающему большинству товаров и постепенно повышаемой с момента введения НДС, почти во всех странах используются льготные, заниженные ставки на социально значимые товары — продовольствие, медикаменты и т.п. В странах ЕС используются два других вида льгот по этому налогу — освобождение и использование так называемой нулевой ставки. При освобождении от НДС производитель продает продукцию без взимания его со своих потребителей и соответственно не уплачивает его в бюджет. Но в то же время он не получает права на возмещение НДС на материальные ценности, приобретенные для использования в производстве данной продукции. Иначе говоря, от НДС освобождается часть добавленной стоимости, которая относится к продаваемым товарам и услугам, но одновременно производитель оплачивает НДС на приобретенные и затраченные на производство продукции сырье и материалы. При использовании «нулевой ставки» производитель получает полное освобождение от НДС. Он не взимает НДС с продаваемой продукции и соответственно не платит его государству и одновременно получает право на возмещение НДС, уплаченного при закупке сырья и материалов, необходимых для производства. В странах ЕС широко распространены льготы по НДС в виде сниженной ставки, освобождения и «нулевой ставки», которая используется в Великобритании, Италии, Бельгии, Швеции, Финляндии, Ирландии.
Акцизы также используются для обложения некоторых других товаров, причем, как правило, с чисто фискальными целями. Хотя в разных странах нет единства в отборе подакцизных товаров, к тому же этот отбор может отличаться для тех или иных периодов, все же можно выделить два основных признака, по которым они отбираются: это либо товары массового потребления с низкой эластичностью спроса по цене (сахар, соль, бензин и др.), либо товары ограниченного спроса, например ювелирные изделия. Так, в США акцизы собираются на всех трех бюджетных уровнях, но особенно в штатах. В прошлом список подакцизных товаров был достаточно широк. Теперь, при сокращении этого списка, в нем наряду с алкогольной и табачной продукцией остаются пиво, бензин, телефонные услуги, услуги авиакомпаний и некоторые другие товары и услуги. В странах ЕС рекомендуют ограничивать список подакцизных товаров, кроме алкогольной и табачной продукции, бензином и другими нефтепродуктами. Акцизные ставки устанавливаются в двух принципиально отличных видах: либо как отношение, обычно высокое, к стоимости подакцизного товара, выраженное в процентах (иногда как доля цены, также выраженная в процентах), либо в абсолютном стоимостном выражении на определенную единицу измерения (например, в США на 1 пинту алкогольной продукции, на 1 галлон бензина и т.п.).
Выбор между двумя видами акцизных ставок связан прежде всего с инфляцией. При первом виде ставок налоговые органы получают акцизные сборы, меняющиеся в связи с изменением масштаба инфляции, но одновременно они автоматически способствуют ее усилению. При ставках акцизов в абсолютных стоимостных единицах налоговые органы могут понести потери в случае усиления инфляции, зато ставки не содействуют этому.
Источник
3.3. КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Говоря о косвенном налогообложении, следует сказать, что оно имеет целый ряд преимуществ.
Как было указано в предыдущем разделе, нормы, определяющие систему косвенного налогообложения, в том числе и косвенных налогов, находят закрепление на конституционном уровне, что свидетельствует о признании важности косвенных налогов для налоговой системы в целом. Например, в Швейцарии НДС может взиматься Конфедерацией, если вследствие эволюции возрастной структуры населения финансирование социального страхования по старости лиц, оставшихся без кормильца, и лиц, потеря він их трудоспособность, не может быть более обеспеченным. Конфедерация может в федеральном законе увеличить на один пункт ІІДС. Кроме того, на специальные цели расходования Конфедерации предоставлено право взимать налог со следующих товаров: необработанный и обработанный табак, очищенные алкогольные напитки, пиво, автомобили и их составные части, нефть, иные нефтяные продукты, природный газ, продукты их очистки. Примечательно, что по отдельным объектам налогообложения кантоны и коммуны полностью отказались от своих налоговых притязаний в пользу Конфедерации. В частности, согласно ст. 134 Конституции Швейцарии, объекты, которые федеральное законодательство относит к обложению налогом на добавленную стоимость, налогом па специальные расходы, гербовым сбором и предварительным налогом или от которых это законодательство освобождает, не могут вводиться кантонами и коммунами в налог такого же характера.
До XX в. косвенное налогообложение существовало в виде различных налогов на отдельные предметы потребления. Со временем это перестало приносить достаточно доходов, тем более что техника косвенного налогообложения не выдерживала конкуренции с налогом на доходы, появившимся в конце XIX в. Войны начала XX в. требовали компенсации огромных военных расходов государств, и косвенные налоги с политической точки зрения идеально отвечали политическим требованиям военного времени. Косвенные налоги удобны для государства с политической точки зрения, поскольку они скрыты в цене и население долгое время не замечает постоянного увеличения налогового бремени. В то же время для государства невозможно бесконечно действовать примитивно, только увеличивая ставку налога или увеличивая количество аналогичных налогов в налоговой системе. К началу XX в. наступает кризис в развитии косвенных налогов, поскольку обложение отдельных товаров приводило к росту числа различных косвенных налогов, неравномерному обложению и каскадному эффекту (налог на налог). І Іотребовалась более изощренная система косвенного налогообложения, и кризис сменился качественно новым этапом в развитии косвенных налогов, кульминацией которого было изобретение и распространение по миру НДС — самого совершенного из косвенных налогов.
Качественно новый этап в развитии косвенного налогообложения начался в начале XX в. и характеризовался следующими особенностями.
Во-первых, в это время в мире получает распространение идея свободной торговли. В связи с этим с начала XX в. таможенные пошлины все чаще рассматриваются не как источник доходов бюджета, а как тарифные меры регулирования международной торговли. Международные и региональные соглашения но торговым вопросам серьезно снизили их ставки и сократили область применения. Особый вклад в развитие косвенного налогообложения внесли документы — соглашения по тарифам и торговле и в последующем документы ВТО. В них были заложены принципы ограничения дискриминационной политики в области косвенного налогообложения, а также основные принципы разграничения юрисдикции между государствами.
Во-вторых, новым шагом стало введение и распространение косвенных налогов с универсальным объектом (универсальных косвенных налогов). Сначала в налоговой практике государств появились налоги с оборота, а затем НДС, в котором был устранен каскадный эффект оборотных налогов.
Предложение впервые ввести НДС приписывают Вильгельму фон Сименсу. Прототип ІІДС, предложенный Сименсом в Германии в 1919 г., назывался облагороженный налог с оборота. В 1921 г. Томас Адаме предложил НДС как замену налогу на доходы корпораций в США. Предложения обоих авторов не возымели большого успеха. Тем не менее к их идеям время от времени возвращались, причем идеи Адам- са использовались в англосаксонских странах, в то время как облагороженный налог с оборота был признан в Европе. 11а основе двух моделей практически одновременно в штате Мичиган (США) и Европе только в 1953 г. был введен І ІДС. В Мичигане введены налог на предпринимателей, прямой налог на предпринимательскую деятельность на основе добавленной стоимости. Во Франции в том же 1953 г. был введен ІІДС — taxe sur la valeur ajoutee. Практика государств по налогообложению не сразу восприняла модель НДС, и промежуточным этапом практически во всех европейских государствах были различные налоги с оборота.
Переход к универсальным косвенным налогам начался в Нидерландах с введением в 1934 г. одноступенчатого налога на производителя. Налог взимался с помощью марок, которые должны были прилагаться к счету. Обычная ставка налога составляла 4%, дополнительная ставка на предметы роскоши — 10%. Материалы, части и товары для перепродажи, за исключением производственного оборудования, приобретались без уплаты налога при наличии лицензии. Данный одноступенчатый налог был принят вместо отклоненного парламентом многоступенчатого 1%-ного налога с оборота по бельгийской модели. Многоступенчатый налог появился в Нидерландах только в 1940 г. после завоевания страны Германией. Многоступенчатый налог 1940 г. повторял немецкий налоге оборота, существовавший в Германии с 1934 г., 11ДС был введен в 11идерландах в 1969 г.
К косвенным налогам относят общие налоги на потребление и налоги по отдельным видам товаров и услуг.
Основную роль среди косвенных налогов на потребление в развитых странах в современный период играет 11ДС. Это вызвано стремлением увеличить государственные доходы, так как 11ДС имеет достаточно широкую базу обложения, предпочтением облагать расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров и услуг.
В связи с указанными причинами несомненный интерес представляет анализ опыта развитых стран в использовании НДС как части системы налогов на потребление.
В силу своей универсальности НДС широко используется в мировой практике. Существуют три основные причины, делающие целесообразным применение НДС: он обеспечивает высокие процентные государственные доходы, ему свойственны универсальность и эффективность. В большинстве стран 11ДС обеспечивает от 12 до 30% и более государственных доходов. Во Франции на его долю приходится более 40% всех бюджетных поступлений. Мировой опыт показывает, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет. Этот вид налога составляет достаточно устойчивую и широкую основу формирования бюджета, и даже любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет.
11алог на добавленную стоимость — один из самых молодых, распространенных, сложных и спорных налогов в мире.
Некоторые страны используют другие наименования данного налога: налог на товары и услуги, налог на потребление. В многовековой истории налогового права НДС — сравнительно новый вид косвенно лого налогообложения. Он действует почти в 90 странах, кроме США, среди них практически все — промышленно развитые. Но и здесь в течение последнего времени ведутся дискуссии о замене налога с оборота на федеральный налог на добавленную стоимость. В конце 1980-х — начале 1990-х гг. он был установлен в государствах Восточной Европы, таких как Болгария, Венгрия, 11олыпа, Чехия, а также в некоторых странах СНГ, например, в Белоруссии, Казахстане, Киргизии.
Как уже было сказано, НДС — это молодой налог, который стал применяться в XX в. Схема обложения 11ДС изобретена в 1954 г. французским экономистом Морисом Лоре. Он описал метод действия 11ДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего.
А в начале 1960-х гг., после создания Европейского общего рынка, принято решение о переходе на НДС во всех государствах-участниках. Так, 1957 г. в Риме, после подписания договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) страны-участницы должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1977 г. директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1982 г.
Тенденцией для всех стран, вводивших НДС, явилось быстрое превращение этого налога в один из главных в налоговой системе. Во Франции на долю 11ДС приходится 45% всех налоговых поступлений в бюджет, в Великобритании и Германии — 50%.
Мри этом роль косвенных налогов в западных странах была гораздо выше до Второй мировой войны. В это время они составляли большую часть налоговых поступлений, достигая в отдельных странах 2 /3 (Германия, Япония) или даже :, /4 (Франция, Италия) общей суммы налогов. Более низкий уровень доходов, получаемых населением, объективно ограничивал в то время масштабы прямых налоговых изъятий, кроме того, сказывались и различия в традиционных подходах к подобным налогам, сложившиеся в этих государства [30].
Основной особенностью НДС является то, что обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок плательщиком.
11алог на добавленную стоимость является многоступенчатым налогом на потребление. Многоступенчатость означает налогообложение товаров при каждом переходе права собственности на товар.
Взимание 11ДС горизонтального осуществляется методом частичных платежей. Па каждой стадии движения товара плательщик компенсирует свои затраты и добавляет налог на вновь созданную стоимость. При этом на стадии движения товара налог перечисляется одним плательщиком другому сверх цены. В конечном итоге вся сумма горизонтального НДС входит в цену товара, покупаемого конечным потребителем (фактическим плательщиком).
Вертикальный НДС формируется на основе горизонтального налога. По результатам налогового периода налогоплательщики определяют вертикальный НДС как совокупность горизонтального налога по всем операциям купли-продажи товаров. Таким образом, вертикальный НДС может быть трех видов: «входной» НДС, «выходной» НДС и НДС, подлежащий уплате в бюджет.
11алог на добавленнцую стоимость может быть назван самым популярным на/югом XX в. История налогообложения не знает другого налога, который бы стал настолько распространенным во всем мире за столь короткий срок — 30 лег. 11ДС, начав свое победоносное шествие но миру в Европейском союзе, был воспринят практически на всех континентах и в странах с различными политическими режимами. Его вводили не только в странах с рыночной экономикой или в странах с переходной экономикой, по и в условиях регулируемой экономики.
Соединенные Штаты Америки остаются практически единственными из развитых стран, которые не ввели на своей территории НДС. Среди основных причин непринятия I ЩСэтой страной можно назвать следующие:
■ особенности конституционного устройства и системы налогообложения, в которой доходы от косвенных налогов на потребление, обычно заменяемых НДС, составляют источник доходов штатов (причины политического характера);
Администрации штатов составляют серьезную оппозицию вмешательству федерального правительства в структуру доходов штата. Существуют опасения, что введение НДС сократит возможности казны штатов по сбору налогов с оборота и налогов с продаж. Если 11ДС будет введен сверх налогов, собираемых па местном уровне, это, с одной стороны, увеличит расходы предпринимателей, а с другой — увеличит адмипистративные расходы по сбору налогов. С подобной проблемой столкнулось правительство Канады, применяя общий налог на товары и услуги (аналог НДС), который вводился наряду с налогами с продаж, взимаемыми во всех провинциях, кроме одной. В США ситуация осложняется еще и тем, что объекты налогообложения и налогооблагаемая база по местным косвенным налогам на потребление в 47 штатах весьма разнообразны и плохо поддаются контролю.
По поводу административных расходов, связанных с введением НДС, различными ведомствами США был представлен не один доклад, и цифры все еще уточняются и проверяются. Несмотря на то что общепринятым является мнение о 11ДС как о самоадминистрируемом налоге, требуются определенные единовременные расходы в переходный период.
Таким образом, в основном НДС не вводится в США по политическим соображениям: на федеральном уровне его введение составит серьезную угрозу финансовой самостоятельности штатов и повлечет за собой административные расходы, которые также сложно оправдать с политической точки зрения.
Начиная с 2000 г. в США активно обсуждается упрощение системы оборотных налогов и введение единой системы косвенных налогов.
Во Франции 11ДС относится к числу основных налогов. Он взимается в центральный бюджет, после чего часть передается в местные бюджеты, что и определяет его бюджетообразующее значение. Этим налогом облагаются все производственные и торговые операции.
Предусмотрены четыре вида ставок «французского» НДС:
1) 19,6% — основная ставка на все виды товаров и услуг;
2) 22% — повышенная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;
3) 7% — пониженная ставка на товары культурного обихода (книги);
4) 5,5% — ставка на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада; медикаменты, жилье, транспорт).
Такие виды деятельности, как медицина и медицинское обслуживание, образование, все виды страхования, деятельность общественного и благотворительного характера, освобождены от уплаты НДС.
В зависимости от товарооборота предусмотрены квартальные и годовые сроки уплаты НДС. Льготы по НДС имеют предприятия, делающие инвестиции, заключающиеся в вычете из НДС сумм инвестиций, НДС вносится в бюджет ежемесячно путем подачи декларации.
В Италии НДС также является одним из основных косвенных налогов, он введен в 1973 г. в порядке реализации решения стран — участниц ЕС по сближению финансовых систем. Налог заменил собой существовавший ранее налог с оборота и часть акцизов. Обложению НДС в Италии подлежит большая часть товаров и услуг. Не подлежат обложению купля-продажа акций и облигаций, земли предприятий, предоставление кредитов, сделки по слиянию предприятий и другие операции. Освобожден от уплаты налогов экспорт товаров и услуг. Перечисление НДС производится ежемесячно. Размер платежа определяется как разница между суммой налога, исчисленной со стоимости реализованной продукции, и суммой налога, уплаченной ранее поставщикам сырья и полуфабрикатов и включенной таким образом в себестоимость произведенных товаров и услуг. В случае отрицательного результата налогоплательщик может погасить эту разницу в последующие месяцы.
11алог на добавленную стоимость взимается по следующим ставкам:
1) 9% — основная, на широкий круг промышленных изделий, в том числе текстильных;
2) 38% — повышенная, применяется к предметам роскоши (меха, ювелирные изделия, спортивные машины);
3) 18% — повышенная, на продукты питания и спиртные напитки, продаваемые через ресторан, а также бензин и нефтепродукты;
4) 2% — льготная, на товары первой необходимости, а также газеты, журналы;
5) 0% — применяется к экспорту товаров и услуг.
В Великобритании доходы от обложения НДС составляют 17% бюджета страны. Основная ставка 17,5% распространяется на главную часть торгового оборота, реализацию налогоплательщиком товаров, работ и услуг. Для целей обложения 11ДС под реализацией товара, как и во многих других странах, понимается передача права на владение товаром другому лицу. Реализация имеет место, в частности, в случаях, когда товар передается в рамках договора, например о продаже с рассрочкой платежа. Также — когда осуществляется подача воды, энергии, тепла, производится охлаждение и вентиляция; передастся основная доля во владении землей или безусловное право собственности на землю либо ее аренды на срок более 21 года, передается товар для личного потребления [6|. Продажа основных видов пищевых продуктов, продажа книг, транспортные услуги, продажа медикаментов, продажа детской одежды, банковские и страховые услуги, медицинское обслуживание — не облагаются НДС.
В целом НДС не представляет собой больших затрат для компаний, так как в основном ложится на частных лиц. Большинство компаний могут получить обратно любой 11ДС, которым они облагаются, производя покупки товаров и услуг.
В Германии удельный вес доходов от 11ДС составляет около 30%. Основная ставка налога составляет 16%. Основные продовольственные товары и книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%. Особый интерес представляет обложение мелких предприятий. Так, если оборот предприятия менее конкретной суммы, то оно либо освобождается от уплаты 11ДС, либо уплачивает налог по ставке, составляющей 80% от установленной ставки для товара. От 11ДС освобождены предприятия сельского и лесного хозяйства, а также товары, идущие на экспорт. Система обложения данным налогом построена таким образом, что он уплачивается только тогда, когда товар поступает конечному потребителю, во сколько бы этапов это ни происходило. Такой эффект достигается посредством существования вычетов налога, которые указываются в счетах, выставляемых одной стороной другой. В случае порчи товара государство налога не получает.
В Испании НДС является федеральным налогом и имеет тенденцию к повышению. Плательщиком налога признается любое предприятие, продающее товары или оказывающее услуги. Филиалы иностранных компаний также являются плательщиками НДС. Импорт облагается также НДС. Применяются следующие виды ставок:
1) 16% — стандартная ставка налога;
2) 7% — пониженная ставка на продовольственные товары, жилищное строительство, транспорт, туризм;
3) 4% — пониженная ставка на товары первой необходимости (хлеб, молоко, лекарства, муниципальное жилье);
4) 0% — ставка на товары и услуги, связанные с экспортом;
5) 28% — повышенная ставка налога на предметы роскоши и автомобили. Освобождены от НДС медицинские услуги, образование, банковские услуги, благотворительность.
Достаточно специфичным является подход, используемый для организации косвенного налогообложения в Китайской Народной Республике. К центральным налогам отнесены: налог на потребление с оборотов внутри страны, таможенные пошлины, 11ДС и налог на потребление, взимаемые таможенными органами. В качестве регулирующих налогов определен 11ДС. Этот налог поступает и в центральный, и в местные бюджеты. Он уплачивается с оборотов по реализации и импорту товаров и предоставлению услуг. 11алог составляет разницу между суммами налога, уплаченного и полученного за отчетный период. Имеется дне ставки налога: для товаров первой необходимости и основная ставка для всех прочих товаров. Мелкие налогоплательщики уплачивают от 4 до 6% от объема продаж. 11алог на потребление носит акцизный характер, так как им облагаются такие товары, как табачные изделия, алкогольные напитки, косметические средства, ювелирные изделия, бензин, моторные лодки, катера, мотоциклы, автомобили и некоторые другие 116|.
11а территории Азербайджана объектами обложения НДС являются стоимость налогооблагаемых операций и налогооблагаемый импорт. Налогооблагаемыми операциями считаются отправка товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках предпринимательской деятельности, если указанные операции осуществляются на территории Азербайджана.
Ставка НДС составляет 18% от стоимости каждой налогооблагаемой операции и каждого налогооблагаемого импорта.
11о нулевой ставке облагаются:
■ товары и услуги, предусмотренные для официального использования зарубежных дипломатических и аналогичных представительств, а также для личного пользования дипломатических, административных и технических сотрудников, в том числе членов их семей, проживающих совместно с ними;
■ приобретение и импорт товаров, работ, услуг за счет безвозмездной финансовой помощи, полученной из-за рубежа (гранты);
■ международные и транзитные грузовые и пассажирские перевозки, выполнение работ, оказание услуг, непосредственно связанных с международными полетами.
В Белоруссии 11ДС был введен в 1992 г. вместо налога с оборота и налога с продаж.
Объектом налогообложения служат обороты но реализации товаров (работ, услуг) на территории республики, в том числе по реализации товаров (работ, услуг), используемых внутри предприятия для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения, обороты по обмену товарами (работами, услугами) и др.
Не признаются реализацией товаров такие операции, как:
■ отчуждение имущества в результате конфискации или передача права собственности на имущество в результате наследования, а также принятие государством бесхозяйного имущества и кладов;
■ передача предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства в случаях, предусмотренных законодательством республики;
■ I юрсдача лизингодателем объекта лизинга л изингополучателю;
■ передача арендодателем объекта аренды арендатору;
■ обороты но реализации услуг по сдаче объекта в аренду.
Основная ставка НДС — 18%. Кроме того, пониженная ставка
в размере 10% применяется при реализации определенных видов товаров и услуг, например, таких как продукты растениеводства и животноводства, рыбоводства и пчеловодства, а также продовольственные и детских товары.
По нулевой ставке облагаются экспортируемые товары, строительные работы и транспортные услуги.
В Армении НДС уплачивается в бюджет при ввозе товаров, на всех стадиях их производства и обращения, а также при оказании услуг на ее территории.
Объектом обложения НДС считается стоимость сделок, осуществляемых плательщиками НДС на территории республики.
Освобождаются от уплаты 11ДС следующие операции:
■ плата за обучение в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних профессиональных и высших учебных заведениях подготовки и переквалификации;
■ реализация школьных тетрадей для письма и нотных тетрадей, альбомов для рисования, детской и школьной литературы, школьных учебных изданий;
■ реализация научных и учебных изданий, выпущенных вузами, специализированными научными организациями, национальной академией наук;
■ реализация произведенной в республике сельскохозяйственной продукции ее производителем;
■ реализация газет и журналов;
Предусмотрена обязанность плательщиков НДС при поставке товаров и оказании услуг, облагаемых НДС, выписывать налоговые счета — расчетные документы установленного образца, подтверждающие поставку товаров или оказания услуг.
При покупке товаров в сфере розничной торговли и приобретении услуг в сфере обслуживания лица, являющиеся плательщиками НДС, обязаны по требованию покупателей выписать налоговый счет.
Лица, уплачивающие 11ДС, обязаны вести учет в хронологическом порядке и не менее трех лет со дня выписки хранить все выданные ими копии налоговых счетов и иные касающиеся указанного налога документы.
Другой разновидностью косвенных налогов являются акцизы. Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и НДС (универсальный акциз), и налоги с продаж, и импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налоги с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами [48|.
Вильям 11етти в своем «Трактате о налогах» приводил следующие доводы в пользу акцизов:
■ естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет;
■ этот налог, если только он не сдается па откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения налога;
■ никто не уплачивает вдвое больше или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза;
■ благодаря акцизам можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промысле и силе страны в каждый момент.
Акциз — это налог, включаемый в цену реализации подакцизного товара.
Так, во Франции к подакцизным товарам относят алкогольные напитки, табачные изделия, изделия из драгоценных металлов, сахар, некоторые виды автомобилей, летательные аппараты. С целью охраны внутреннего рынка применяются также и таможенные пошлины [51]. «
В США ставки акцизов могут устанавливаться в двух видах: в процентах к цене товаров и услуг и в долларах (центах) по отношению к определенному количеству, весу, объему товаров, а также к стоимости услуг. К федеральным подакцизным товарам и услугам относятся алкогольные и табачные изделия, воздушные перевозки, бензин, ди- зольное топливо, авиационный керосин, автомобильные шины, снаряжение для спортивного рыболовства и охоты, медицинские вакцины, транспортные и коммуникационные налоги и т.п.
В Великобритании акцизы взимаются с нефтепродуктов, табачных изделий, крепких спиртных напитков, вина, пива, транспортных средств, а также игорного бизнеса. Акциз на спиртные напитки и горючее взимается в твердых суммах с единицы товара, на табачные изделия — в виде процентной надбавки к цене товара.
В Азербайджане акцизами облагаются подакцизные товары, произведенные на территории Азербайджана л ибо импортируемые на территорию республики. Все предприятия и физические лица, производящие па территории Азербайджана подакцизные товары, являются плательщиками акциза. При этом сумма налогооблагаемой операции для товаров, произведенных на территории Азербайджана, устанавливается в зависимости от суммы платежа, полученной (или подлежащей уплате) налогоплательщиком от заказчика либо от какого-то иного лица, втом числе на бартерной основе, но не ниже оптовых рыночных цен. Для товаров, произведенных на территории Азербайджана, время передачи подакцизных товаров за пределы производственных зданий считается моментом совершения налогооблагаемой операции.
От акциза в этой стране освобождаются:
■ ввоз трех литров алкогольных напитков и трех блоков сигарет для индивидуального потребления физического лица;
■ топливо в баке, в соответствии с техническим паспортом автомобиля при въезде на территорию республики;
■ товары, перевозимые транзитом через территорию Азербайджана.
К подакцизным товарам относятся: пищевой спирт, пиво и все виды спиртных напитков, табачные изделия, нефтепродукты.
В Белоруссии акцизами облагаются: спирт, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, легковые автомобили, сырая нефть, дизельное топливо и бензин. Ставки акцизов преимущественно тіюрдьіе. І Іапример, алкогольная продукция облагается по ставке 4690 белорусских руб. за литр содержащегося в ней спирта, а сырая нефть — по ставке 16,5 евро за тонну 117|.
Возвращаясь к вопросу гармонизации, можно сказать, что данный процесс непосредственно находится иод контролем Комиссии Европейского союза (Европейской комиссии), которая вырабатывает соответствующие рекомендации для стран-участников. Так, ею подготовлены предложения по гармонизации налогообложения топлива в государствах, входящих в ЕС. В частности, обращено внимание на то, что транспортные компании в странах-участниках уплачивают налоги по различным ставкам. Например, в Великобритании их налоговая нагрузка в среднем в 2 paria больше, чем в Греции. В результате это приводит к тому, что стоимость литра неэтилированного бензина в странах ЕС существенно различается. В связи с этим Европейской комиссией было рекомендовано установить размер акциза на бензин в пределах 40 пенсов за литр. Однако последствием такого изменения в налогообложении может стать резкое возрастание цен на бензин в странах, где ставки акцизов относительно невелики.
Правительство Чехии во многом из-за нежелания изменять существующую систему косвенного налогообложения намеревалось отложить момент гармонизации до 2007 г., опасаясь повышения цен. Действующее налоговое законодательство страны предусматривает предельную ставку 11ДС в 22%, что в общем соответствует требованиям ЕС о 25%-ной ставке налога. Однако при этом целый ряд важнейших потребительских товаров облагается в стране по ставке 5%. Европейский союз потребовал повысить ставки НДС практически на все непродовольственные товары. Кроме того, требования в рамках гармонизации предъявлены также к ставкам акцизов на табачные изделия и алкогольные напитки.
Отдельные государства, отказывающиеся поступиться своими национальными интересами, открыто выступают против изменения своего налогового законодательства для достижения налоговой гармонизации. Например, Великобритания наложила вето на отдельные налоговые преобразования, предлагаемые в рамках ЕС, поскольку гармонизация налогообложения требует снижения акцизов на топливо и цен на бензин, что отрицательно скажется на доходной части бюджета.
Рассмотрение разногласий, возникающих между государствами в процессе гармонизации налогообложения, отнесено к ведению Европейского арбитражного суда. 11о правилам ЕС в суд может обратиться Европейская комиссия, но только в том случае, если в течение двух месяцев какое-либо государство проигнорирует ее рекомендации о приведении налогового законодательства в соответствие с требованиями ЕС. Например, Европейской комиссией было принято решение обжаловать в Европейском арбитражном суде законодательство Италии, определяющее порядок уплаты акцизов па минеральные смазочные масла. Причиной послужило то, что смазочные масла в этой стране не облагаются акцизами общего характера и отнесены к товарам, подлежащим обложению специальным акцизным налогом.
Во Франции с 1 октября 2001 г. изменен порядок начисления 11ДС на услуги предприятий общественного питания. Это фактически позволило привести налоговое законодательство страны в соответствие с требованиями ЕС. До начала реформы 15%-ная надбавка за обслуживание в ресторанах в соответствии с налоговым законодательством НДС не облагалась. По этому поводу Европейским арбитражным судом было принято соответствующее решение, что указанная норма противоречит положениям Директивы 6 ЕС по 11ДС.
Гармонизация косвенного налогообложения осуществляется также в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Так, Правительством РФ 10 и 20 октября 2000 г., а также 29 ноября 2000 г. были подписаны двусторонние соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле соответственно с Правительством Кыргызской Республики, Правительством Республики Армения и Правительством Азербайджанской Республики. Исходя из положений названных соглашений взимание косвенных налогов во взаимной торговле между сторонами осуществляется по общему принципу страны назначения.
Решением от 14 сентября 2001 г. № 28 «О дальнейшей гармонизации акцизной политики государств — членов ЕврАзЭС» Межгосударственный совет ЕврАзЭС утвердил базовый перечень и минимальные ставки на подакцизные товары, производимые и ввозимые на таможенные территории государств — членов ЕврАзЭС. Например, вина натуральные и слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта до 9% включительно должны облагаться по ставке не ниже 0,06 евро за литр |28|.
Итак, основные тенденции в развитии косвенного налогообложения следующие: универсализация объекта и расширение доли косвенных налогов в доходах бюджетов за счет стабильности числа носителей косвенных налогов.
Среди перспектив развития косвенных налогов можно назвать совершенствование обложения косвенными налогами услуг и включение в сферу косвенного налогообложения все новых и новых услуг. В ближайшем будущем будет решена проблема обложения 11ДС финансовых услуг. Уже сегодня ведется работа в рамках институтов ЕС по созданию адекватного налогообложения финансовых услуг.
В связи с расширением влияния Всемирной торговой организации нормы и документы, созданные в ее рамках, получат дальнейшее распространение и приобретут обязательный характер. Эта тенденция затронет в том числе и регул и рованис косвенных налогов.
В связи с развитием коммуникаций и средств связи и дальнейшей «дематериализации» товаров и услуг за счет интернет-торговли механизм косвенного налогообложения должен адаптироваться к новым реалиям жизни. Доля электронных товаров продолжает расти и создает целый ряд проблем для косвенного налогообложения, особенно для администрирования косвенных налогов.
За косвенными налогами сохраняются и политические перспективы. Уменьшение политической активности населения со временем отодвигает на второй план концепцию услуг со стороны государства за внесение налоговых платежей, что требует преобладания доли прямых налогов. Постепенно в обществе все большую роль играет экономическая составляющая, либерализация экономических процессов. В связи с этим более популярной становится концепция нейтральности налога. 11ДС именно в виде косвенного налога, как он существует в Европе, наиболее полно отвечает требованиям нейтральности налогообложения и отсутствия влияния на принятие субъектом экономических решений.
Источник