Краеведение Экскурсия по родному городу для школьников
Автор: Камолова Алла Петровна, воспитатель ГОСШИ № 9, г. Горловка.
Пояснительная записка.
Краеведение помогает школьникам видеть красоту окружающего мира, развивает познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края. Самая интересная форма работы краеведческого направления для ребят это, конечно же, экскурсия. Во время экскурсии воспитатель знакомит воспитанников с историческим прошлым родного края, ненавязчиво и доступно, в то же время занимательно и интересно вводит ребят в мир природы, воспитывает нравственное и эстетическое отношение к окружающей действительности, формирует умения вести себя в природе в соответствии с экологическими нормами поведения.
Чаще всего такие экскурсии проходят недалеко от школы, поэтому предлагаемый материал поможет классным руководителям и воспитателям школ-интернатов проводить такие экскурсии в своей местности с детьми среднего школьного звена.
Цель: Воспитывать любовь к Родине, к её историческому прошлому, способствовать желанию изучать прошлое родного края.
Задачи:
• закрепить и расширить знания школьников о растительном мире родного края;
• научить ребят применять приобретенные знания на практике в экстремальных ситуациях;
• развивать эстетический вкус воспитанников.
Проходя улицами села Короленко, воспитатель обращает внимание детей на красоту садов, на пышность зелени, проводит небольшой экскурс в историю города.
Воспитатель: Эти улицы помнят самые давние времена. Знаете, ребята, а ведь село Короленко когда-то, очень давно, имело совсем другое название.
В 18-м веке, на своей земле села Железное, Андрей Власенко построил хутор около истоков речки Скотоватая. На речке построил ставок для нужд хозяйства, соорудив при этом две плотины – ниже поперек реки и южнее слева, так как там была пойма двух притоков. Хутор на правом северном берегу заселили односельчане, назвав его Андреевка, в честь первого поселенца. Сегодня этого села уже не существует, но еще 5 сентября 1943 года оно существовало, так как по информации Подольского военного архива на территории села Андреевка похоронены два убитых красноармейца.
Следов села нет, потому что хаты были построены из самана. Саман – это большие кирпичи из глины, соломы и конского навоза. Когда хата разрушается, это место очень быстро зарастает травой и уже через два-три года ничего не напоминает о том, что здесь был дом.
Не исчезли в селе Андреевка только фруктовые деревья, которые росли во дворах селян. И остановка городского транспорта на перекрестке улиц Беспощадного и Минина-Пожарского осталась со старым названием – Андреевка.
Из переулка Толстого села Короленко экскурсия выходит на территорию автодорожного института. Воспитатель обращает внимание детей на место, где берет свое начало, среди каменных сооружений, одиноких деревьев и бурьяна одна из Горловских речек – Скотоватая.
Короткий отдых и рассказ воспитателя о речке Скотоватая.
Воспитатель: В нашем городе Горловка существует 29 речек. А какая речка главная для нашего города? Если вы спросите об этом москвича или киевлянина, то получите ответ сразу и без сомнений. А для нас, горловчан, в разные периоды времени, столелия и эпохи, раличные реки занимали доминирующее положение. Среди них были такие, как Лугань, Железная Балка, Корсунь, Скотоватая.
Сейчас мы с вами находимся на месте «рождения» речки Скотоватая. Именно здесь, около учебных корпусов автодорожного института она берет свое начало. Ручейки сливаются вместе и впадают в Андреевский ставок, первый в каскаде Короленковских ставков.
Сама Скотоватая – это маленькая речечка длиною 7 километров. Гидроним происходит от староукраинского слова «скоты» — лисячьи норы. Много было когда-то лисиц на берегах речки Скотоватая. На её берегах располагались два села и оба исчезли. А вода в Скотоватой была чудесной, чистой и вкусной, потому что выходила из глубин земли.
И сегодня главной речкой нашего города остается Скотоватая, так как в её бассейне построены жилые микрорайоны, расположены почти все учреждения образования, культуры, спорта, памятники, больницы. Через бассейн местной речки проходят все линии местного электротранспорта и много автобусных маршрутов.
Путь воды речки Скотоватая: речка Железная Балка – речка Кривой Торец – речка Казеный Торец – речка Северский Донец – речка Дон – Таганрогский залив Азовского моря. Вот так наша маленькая Скотоватая несет свои воды в Азовское море.
Путешествие продолжается от истоков Скотоватой к Андреевскому ставку.
Воспитатель: Ребята, попробуйте найти растения, полезные для человека.
Дети рассматривают поляну.
Ученики: Мы нашли подорожник.
Школьники вспоминают, что в этой местности можно найти много видов этого растения. Но сейчас они думают, что это подорожник ланцетолистый.
Воспитатель: Как вы определили этот вид?
Ученики: Потому, что его стебель – бороздчатый, а листочки – узкие и короткие.
Воспитатель: Какие качества подорожника могут помочь человеку?
Ученики: Этот вид подорожника просто незаменимый в походе. Если вдруг поранил руку или ногу, ударился или натер мозоль, то во всех случаях поможет подорожник. Его листья надо немного помять и приложить к больному месту. Это поможет снять боль, остановить кровотечение и вылечить.
Воспитатель: Какие полезные качества этого растения?
Ученики: Его можно кушать, из молодых листьев делают салат.
Воспитатель: Правильно, а чтобы наш салат был еще вкуснее – попробуем найти листочки щавля, крапивы, сорвем дикий лук, дикий чеснок, все помоем, порежем, смешаем, посолим.
Ученики: О, крапиву мы уже нашли!
Воспитатель: Когда-то из стебля крапивы, как сейчас из конопли, делали очень крепкую пряжу для изготовления крепких тканей и канатов. Крапива широко использовалась и используется сегодня в народной медицине как кровеостанавливающий способ. Листья крапивы очень богаты витаминами.
Увидев лопух, дети вспоминают, что его молодые листья тоже можно положить в салат. Воспитатель напоминает ребятам, что растениями надо не только пользоваться, но и сами они тоже нуждаются в помощи и бережном отношении.
Воспитатель: Много растений из-за неправильного использования исчезают совсем. Такие растения занесены в Красную Книгу. Ко всем растениям нужно относиться бережно, не наносить им вред.
Воспитатель предлагает детям выкопать корни лопуха. Это тяжелая работа, но дети стараются.
Воспитатель: Теперь лопух почистим и попробуем. Что вам напоминает его вкус?
Ученики: Кажется, картошку, только сладкую.
Затем ученики находят растение с длинными колючками и желтыми цветочками. Это — осот.
Воспитатель: Если сломать стебель осота, то растение выделяет молочно-белый сок.
Один из учеников, не дождавшись конца рассказа воспитателя, попробовал сорвать осот и поранил палец. Остальные ребята, сразу же, перебивая друг друга, посоветовали приложить к ранке листик подорожника.
Воспитатель: А теперь мы направляемся к Андреевскому ставку. А вот и он: чудесный вид, деревья растут вокруг воды, здесь очень пышная зелень, широкое голубое небо, очень теплые солнечные лучи. А сколько комаров, мух и бабочек летает над водой! Даже дятел недалеко работает.
Группа девочек нашла большой ствол старого дерева, села на него и долго-долго рассматривала красивый пейзаж.
Воспитатель: А теперь послушайте историю этого ставка. Речка Скотоватая впадает в Андреевский ставок – первый в каскаде Короленковских прудов. Во время строительства учебных корпусов автодорожного института Андреевский ставок пытались уничтожить. Когда рыли котлованы, то грунт не вывозили, а засыпали им верхнюю часть ставка. Но умные люди запретили уничтожать прекрасный пруд. Он живет, а с весны и до самой осени над ним сидят рыбаки. Вода в этом ставочке очень чистая.
Дети продолжают распознавать полезные растения. Среди них и те, которые употребляют в пищу – гусячьи лапки, аир. Воспитатель помогает детям отличить камыш от аира.
Воспитатель: Если листья камыша крепкие, с режущими краями, похожи на осоку, то листья — аира мягкие, нежные, беловатые у основы. Именно эту часть и можно кушать. Корневище аира имеет приятный пряный запах, на вкус – горьковато-пекучий. Если у кого-то заболит зуб, стоит приложить корень аира, и сразу же боль пройдет. В свое время турки очищали этим корнем воду для питья.
Я знаю интересную историю, связанную с камышом. Он хорошо прислужился запорожским казакам. Устраивая засады, казаки прятались от врага на дне речки. А чтобы можно было дышать, брали в рот стебель камыша, как трубку, а другой конец выставляли над водой. Таким образом, казаки оставались невидимыми для турок.
Сегодня камышом украшают квартиры, сооружая красивые композиции.
Воспитатель обращает особое внимание детей на то, как отличить ядовитые растения от неядовитых на примере болиголова.
Воспитатель: Это растение очень ядовитое и принадлежит к семейству зонтиковых. Часто его принимают за петрушку. Похожи не только листья, но и корень, поэтому, чтобы не ошибиться и не навредить себе, надо всегда помнить, что нижняя часть стебля болиголова покрыта черно-бурыми пятнами, а у самого растения – неприятный запах. Это ядовитое растение широко используется для изготовления медицинских препаратов.
В небольшом лесочке дети находят тихую полянку, где и решают сделать привал. У маленького костерка продолжается «путешествие в растительный мир» родного края в игровой форме: отгадывание загадок о растениях, пение песен, рассказы легенд.
Воспитатель: Всем нравится легенда о цветке папоротника. Это таинственное растение цветет в ночь на Ивана Купала. Кто сумеет найти его цвет, тому оно принесет счастье. Поэтому и в наши дни молодежь ходит в лес на поиски цветка счастья.
Очень много легенд существует и про лилию, которую почитают с давних времен. Изображение этого цветка найдено на фресках, сделанных 3500 лет тому назад на острове Крит. Там цветок лилии служил эмблемой местной богини, которая опекала рыбаков, моряков и охотников. Согласно древней римской легенде, из лилии появился грозный бог войны. Это отобразилось в названии цветка «лилия Мартагон», что означает – лилия, которая родила Марса. А сибиряки рассказывают, что этот цветок появился из сердца казака-героя, погибшего, защищая свою Отчизну. Вот почему даже прикосновение к лилии дарит человеку смелость, силу и выносливость.
После небольшого отдыха дети отправляются к Короленковским ставкам.
Воспитатель: Четыре ставка нашего города называются Короленковскими. Это место летнего отдыха для жителей Центрально-городского района нашего города.
С большим удовольствием дети проходят вдоль ставков через деревянный мостик над густым камышом, сидят возле рыбаков, рассматривают их улов, наблюдают за лодками отдыхающих. Все вместе делают вывод, что только благодаря нашей местной пышной и цветущей природе мы живем.
На берегу последнего ставка воспитатель делает еще один экскурс в историю родного края.
Воспитатель: Очень много известных людей посещали наши края. В 1696 году царь Петр I отдыхал на речке Лугань. Жители села Байрак показали ему великое богатство своей земли – каменный уголь, демонстрируя, как он горит. И тогда царь Петр I сказал: «Сей минерал полезен будет народу».
Ходил нашими местами и Кондратий Булавин со своими повстанцами. Это именно его Петр I велел гетьману Украины Ивану Мазепе поймать и отправить в Московию. В нашей местности в честь Кондратия Булавина назван поселок Кондратьевка.
Антон Павлович Чехов часто путешествовал берегами Лугани. Это было во время его переезда из Таганрога в Святогорск и дальше в центральную Россию. Не мог он не остановиться и не выпить чистой ключевой воды.
Подведение итогов экскурсии
На следующий день, подводя итоги экскурсии, воспитатель опрашивает детей – чем запомнилось им путешествие тропинками родного края. Ответы детей очень разнообразные: небычно, удивительно, радостно, интересно, спокойно и весело. Отметили ребята и то, что узнали о новых качествах уже знакомых им растений.
Дети делают вывод, что жизнь растений, их истории очень интересны, что есть растения очень полезные для людей, а есть и такие, которые очень вредны и об этом надо помнить.
После рассказов воспитателя о некоторых эпизодах прошлого нашего города у школьников появилось желание самим изучать историю родного края.
Список использованных источников:
• Гродинский А.М. «Лiкарськi рослини. Енциклопедичний довiдник». – К., 1990г.
• История городов и сел УРСР. Донецкая область. – К., 1968г.
• Носаль И.М., Носаль М.А. «Лiкарськi рослини i способи iх застосування в народi». – К., 1962г.
Источник
Экскурсия по краеведческому уголку
по Краеведческому уголку школы
МАОУ СОШ № 23 г. Липецка
Цель: формирование краеведческих знаний на материале музейной практики, создание условий для развития личности путем включения ее в интерактивную деятельность на базе школьного музея.
1. Познакомить учащихся с предметами крестьянского быта , собранными в школьном музейном уголке.
2. Развивать логическое и образное мышление, воображение, эстетическое восприятие исторического и культурного прошлого, развитие интереса к изучению крестьянского быта.
3. Способствовать формированию национальной и региональной идентичности.
Оборудование : экспозиция школьного краеведческого уголка.
Вступительное слово учителя : Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею. Экскурсию проведут наши экскурсоводы-краеведы.
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Мы готовили для вас!
Музейный уголок наш был открыт в 2012 году. Здесь не много экспонатов – это предметы быта, которыми пользовались наши люди 40–60 лет назад. Собраны они краеведами с помощью учителей, учащихся, местных жителей.
Народная мудрость гласит: “ Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего ”.
В нашем музее: утюг, самовар,
Старинная прялка резная…
Да можно ль любить свой край
Не зная историю края?
Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея
Без истории своей!
Да музей создать не шутка –
Нужно много сил и лет,
Чтоб годиться мог музеем
Юный краевед!
Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.
Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Утварь — это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.
В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше.
Дерево на Руси было излюбленным материалом, который использовали в быту для изготовления посуды, инструментов и, конечно, мебели. При обработке дерева использовали все: и ствол, и сучья, и кору. Ничего не выбрасывали, хотя Россия была богата лесами. Дерево было доступно, легко в обработке. Вещи из дерева были практичны в хозяйстве, долго служили и были недороги. Их мог изготовить любой крестьянин, не тратя на это деньги. Чаще всего из дерева делали посуду. Из дерева охотно делали и орудия домашнего труда ( ступы, ведра и т.д.), которые были легки в использовании.
Многие крестьяне сами изготавливали для своего дома из дерева мебель: столы, лавки, посудные шкафы, (один из них здесь представлен). Мебель имела простую форму, украшалась резьбой, иногда покрывалась краской. Фигурные ножки и ручки вытачивались на самодельных токарных станках.
Так же, как и дерево, распространенным материалом на Руси была глина. Изделия из глины отличались прочностью, долговечностью, особой красотой. Изготавливали из глины в основном посуду. Это и крынки, и горшки . Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей. Технология изготовления была несложной, но требовала определенных умений и навыков. Хорошо сделанная посуда из глины служила очень долго, в ней не портились продукты. На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов.
Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды — это крынки, горшки, корчаги, кувшины, латки, кубышки, горлачи, миски, чашки, плошки и даже рукомои. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения.
Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В зависимости от дополнительной обработки, кринки могли быть обварными, обливными (муравлёными), морёными, лощёными и киноваренными.
Это орудие труда, играло не последнюю роль в повседневном крестьянском быту, к тому же являлось чисто женским — оно использовалось в домашнем хозяйстве — это рубель.Рубель использовался для разглаживания — “прокатывания” после стирки сухой холщовой ткани являясь, по сути, прообразом утюга. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали нацилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.
Угольные утюги пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания — угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов.
Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.
Старинные прялки представляли собой конструкцию, состоявшую из лопасти на ножке и горизонтально положенного донца. Кудель закрепляли на лопасти. Прядение шло с помощью веретена. Левой рукой пряха дёргала кудель, правой приводила веретено во вращение, тем самым скручивая волокно в нитку.
Прялки часто декорировали резьбой и росписью, причём в разных губерниях России бытовали отличные друг от друга стили и приёмы украшения. В крестьянской семье девочек пяти–семи лет сажали за прялочку и учили прясть. При этом существовал обычай сжигать первую напряденную нить. Пепел давали маленькой рукодельнице выпить с водой: чтобы мастерство не пропало. В тринадцать-четырнадцать лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в семнадцать — самостоятельно устанавливать ткацкий стан. И, глядя на нарядно одетую молодицу, соседские парни понимали: такая красавица не просто щеголиха — она труженица и мастерица, а значит, будет в доме хорошей хозяйкой!
Самовары использовались в быту, на праздничных мероприятиях. Жар самовара использовался не только для изготовления вкуснейших напитков, но и согревал помещение. Открытие принципа гальванопластики приводит в 80-е — 90-е годы 19 века к широкому распространению никелировки, что удешевляла производство самоваров и их стоимость. С этого времени самоваров становится чрезвычайно много: они появляются и в трактирах, и в магазинах, и в гостиницах, и на постоялых дворах, и в монастырях. Их форма и отделка становится всё интереснее и оригинальнее. Самовар — металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями, изобрели на рубеже XVIII в. русские мастера.
По праздникам стелили на стол нарядную скатерть, ставили самовар. Самовары за свою историю принимали самые причудливые формы. Их золотили, серебрили, чеканили. Чаепитие с медом, вареньем было любимым способом времяпрепровождения и неторопливых бесед.
Всем знакомо выражение «бить баклуши». А ведь его происхождение связано с изготовлением деревянных ложек . Баклушами называли грубые заготовки для ложек. Их производство не требовало особого усердия и мастерства. Отсюда и пошло – «бить баклуши», т. е. заниматься безделицей. Деревянные ложки часто использовали как музыкальный инструмент.
Имелось в крестьянском жилище и немало плетеных корзин, лукошек, коробов.
Полотенце — «кусок полотна». В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, затем пряли нить, из полученной нити ткали холсты, которые потом вышивали рукодельницы. Холсты для рушников выбеливались, для этого их развешивали или расстилали на солнце. Узор создавали из льняной нити, чередуя выбеленные и невыбеленные нити. Создание рушников диктовалось не только материальной, но и духовной культурой: использованием в обрядах, ритуалах, традициях. В зависимости от назначения определялся узор. Рушники выполняли также эстетическую функцию.
Рушник (полотенце) — узкое, богато декорированное полотнище домашнего производства. При стандартной ширине полотенец 39-42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами.
Платки. Большой популярностью пользовались Павловопосадские платки. Они были шерстяные, льняные. Из натуральной шерсти они согревали в сильные морозы. Рисунки на них удивительно гармонируют с фактурой лёгкой и мягкой ткани. Равно красивы цветочные узоры. Красные, розовые, малиновые букеты в обрамлении ярко-зелёных контрастных листьев впитываются в белый или голубой, чёрный фон платка.
Узорное ткачество, вышивка, плетение, вязание кружев – яркое проявление крестьянского художественного творчества. Все эти предметы – яркое предание старины – бережно хранились в сундуках наших прабабушек и передавались из поколения в поколение.
Краевед 2: Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. Короба и сундуки , зачастую украшенные росписью, закрывающиеся на замок, известны с Х-го века. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков и коробов судили о благосостоянии семьи.
Старинный стул. В повседневной суете мы мало задаемся вопросом откуда возникли вещи, которые нас сейчас окружают. Например, стул — не имеем ни малейшего понятия откуда он взялся. Безусловно, стул возник для удобства, хотя это скорее всего пенек в первобытном обществе.
На Руси, до правления царя Петра I, стул был олицетворением богатства и власти. Первоначально, стул имел только царь, который садился на него по торжественным случаям. Все остальные же сидели на лавках и на полу.
Краевед 2: А сейчас небольшая викторина по материалам нашей экскурсии.
Примерные вопросы викторины.
У бабушки сейф,
Он давно уже не новый.
И к тому же совсем не стальной, а дубовый.
Он скромно стоит у неё в уголочке
В нём бабушка держит халаты, носочки,
Отрезы на платья, немножечко пряжи
Пуховый платочек
И пенсию даже. (сундук)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое.
Всегда под рукою.
Что это такое? (полотенце)
Черненькая собачка,
Свернувшись, лежит.
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок)
Ножек четыре, шляпка одна.
Нужен, коль сядет обедать семья. (стол)
Он круглый, но не шар,
Медный, но не монета.
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром,
Ведь зовут его в веках люди … (самоваром)
Немного жил,
Многих кормил.
Упал, пропал,
Костей не собрал. (глиняный горшок)
Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не купить уже на рынке
Нынче глиняную ….(кринку)
Я, не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу.
Идут ко мне, унылые –
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые –
Красивые и гладкие.
Значит, я надёжный друг –
Металлический…….(утюг)
Когда был открыт наш музей?
Какой материал использовали для изготовления посуды? Почему?
Для чего служил рубель?
Почему утюг называли угольным?
Что такое коромысло?
Какой узор использовали при вышивке полотенец?
Что хранили в сундуках?
Какую роль в хозяйстве выполнял ухват?
Какие изделия делали из древесины? И т.д.
Много поговорок сложено о доме:
«Мило тому,….. у кого много в дому»
«Худу быть,….. кто не умеет домом жить»
«Дом вести- …..не лапти плести»
«И тесен дом, ….да просторен он »
(дети поочерёдно называют эти поговорки)
Старинные предметы домашнего обихода хранятся сегодня не только как семейные реликвии, но также используются сегодня в быту и являются экспонатами музеев, предметами художественно-прикладного творчества. Народное творчество действительно очень разнообразно. Молодое поколение проявляет большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям. У людей появляется желание узнать, как жили, трудились, отдыхали их предки, умели радоваться простым вещам.
Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.
Источник