Краеведческие экскурсии как патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения через экскурсионную деятельность.
материал по теме

В современный период времени уделяется большое внимание патриотическому воспитанию школьников. Для этого нужно не только дать определенный уровень знаний подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности, подготовить ребенка к выполнению гражданского долга, воспитать патриота своей Родины. Патриотическое воспитание учащихся через систему краеведческой работы позволит понять прошлое и настоящее, сохранить все ценное в историко-культурном и природном наследии своего края, освоить его и в полной мере использовать для созидания будущего.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, — они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Читайте также:  Раскраска с 7 чудесами света

Скачать:

Вложение Размер
Тема по самобразованию 19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения через экскурсионную деятельность.

В современный период времени уделяется большое внимание патриотическому воспитанию школьников. Для этого нужно не только дать определенный уровень знаний подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности, подготовить ребенка к выполнению гражданского долга, воспитать патриота своей Родины. Патриотическое воспитание учащихся через систему краеведческой работы позволит понять прошлое и настоящее, сохранить все ценное в историко-культурном и природном наследии своего края, освоить его и в полной мере использовать для созидания будущего

Патриотизм (греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам.

Объект исследования – формирование патриотизма у учащихся начальной школы .

Предмет исследования – организация краеведческой работы с целью формирования патриотизма.

Цель – выявление наиболее эффективных путей и средств краеведческой работы, необходимые для формирования основ патриотического воспитания младших школьников.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, — они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.

Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край. Экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсионному делу – свыше 100 лет. Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в ХIХ веке и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка».

Существует несколько формулировок термина «экскурсия». В словаре туристских терминов экскурсия определяется, как «процесс наглядного познания окружающего мира; особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения».

Экскурсионная деятельность – это одна из форм, позволяющая расширить позитивный социальный и эмоционально-ценностный опыт детей и подростков, обогатить дополнительными мероприятиями образовательные программы. Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах: — как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания; — как форма организации культурного досуга; — как часть тематического цикла, одна из ступеней познаний; — как форма распространения научных знаний, идейного воспитания; — как мероприятие по одному из направлений воспитания – патриотического, трудового, эстетического, экологического; — как форма работы с массовой аудиторией; — как форма межличностного общения экскурсовода и экскурсанта, экскурсантов друг с другом, экскурсантов с объектами показа.

Большое значение имеет использование приобретенного учащимися ранее личного опыта и возникающих ассоциаций.

Особо следует подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы учащихся; чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда.

Учитывая активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие учащихся.

Экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения .

Главные цели программ едины – формирование систематических знаний по краеведению, умение применять их в экскурсионной деятельности, расширения кругозора учащихся, воспитание гражданина России, знающего и любящего свою Родину и, как следствие, воспитание гражданско-развитой личности подростка и молодого человека. Приобщение учащихся к экскурсоведческой деятельности позволяет педагогам решать следующие образовательные задачи: повышать интерес ребят к изучению города, вырабатывать у них потребности к самообразованию в процессе работы над экскурсией, дать навыки работы с источниками, архивными данными, научить культуре речи, развивать образное мышление, умение смотреть и видеть, коммуникативную культуру, что способствует общему развитию личности ребенка.

Некоторые педагогические приемы, которые применяются экскурсоводами в работе со школьниками:

Ролевая игра. Перед началом экскурсии на подготовительном этапе распределить роли и создать соответствующие задания: экскурсовод, фотограф, журналист, художник, редактор журнала и т.п.

Сотрудничество мастеров и гостей. Интерактивные «путешествия в прошлое», такую форму предлагают краеведческие музеи, гончарные мастерские, косторезная фабрика, центр сибирско-татарской культуры. Каждый экскурсант может попробовать сделать амулет, слепить горшок, скрутить нить из растительного волокна, испечь бурсак и т.д.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, можно выбрать и этой вариант экскурсии.

Прием диалога. Основная задача современного педагога — исключить монолог. Чтобы экскурсия превратилась в живую беседу, можно предварительно договориться с экскурсоводом о проведении (там, где это возможно) живой беседы. Конечно, для этого следует подготовить учащихся, обсудив с ними какие вопросы можно задавать экскурсоводу, на что обратить особое внимание, в какой форме должен быть задан вопрос и/или возможна предварительная подготовка «маршрута карточки активности», в которой включены задания и вопросы. Чтобы экскурсия проходила более интересно и немонотонно, во время движения по разработанному маршруту, экскурсовод может добавить разнообразные интеллектуальные игры. После рассказа о нескольких объектах целесообразно провести мини-конкурсы по услышанному материалу для его лучшего усвоения.

Прием «последействия». Активное обсуждение состоявшейся экскурсии с предварительным заданием учащимся: самостоятельно найти и продемонстрировать связь времен и поколений (сфотографировать, найти изображения, создать видео или фототряд), каким образом предметы из древности оказываются в современном мире.

Экскурсии для школьников классифицируются по формам проведения.

Первый блок — экскурсии–уроки. Эта форма используется в дополнение к урокам истории, посвященным Великой Отечественной войне.

Второй блок экскурсий – это пешеходные и автобусные по окрестностям

Данные экскурсии дополняют знания учащихся, полученные на уроках истории, географии, химии, литературы, дают сведения об истории родного города и его выдающихся жителях. Могут быть использованы как обобщающий урок по теме или закрепление знаний, полученных в классе.

Третий блок экскурсий – интерактивные. В зависимости от поставленной цели, каждая такая экскурсия может быть направлена в ту или иную область: к примеру, через игру познакомить школьников с основами географии, истории, биологии или краеведения.

Замечено, что неподдельный интерес детей вызывают все нестандартные программы вне рамок формальных образовательных программ. Если грамотно применить интерактив, то через игру можно ставить вопрос о решении серьезных педагогических, воспитательных и образовательных задач. На этих экскурсиях ребята не просто слушают, а становятся активными участниками событий. Детям раздаются или костюмы, или предметы быта, которые можно не только потрогать, но и воспользоваться по назначению, а экскурсия выглядит как мини спектакль. Помимо обучающих и воспитывающих функций, интерактивные экскурсии несут в себя большой заряд положительных эмоций, дети учатся действовать в коллективе. Такие экскурсии бесспорно нужны, правда, требуют материальных средств для подготовки костюмов, аттракционов и другого оборудования, но это окупается высоким познавательным и эмоциональным эффектом.

Четвертый блок — экскурсионные туры по городам России и СНГ.

Дальнейшее успешное развитие воспитательного потенциала экскурсионной деятельности со школьниками и молодежью возможно только при тесном взаимодействии учреждений образования, дополнительного образования и туристских фирм.

Экскурсионная деятельность является значительной экономической составляющей городского бюджета, увеличение количества туристов и экскурсантов приносят значительный доход в бюджет .

Источник

Краеведческие экскурсии как патриотическое воспитание

Автор: Носова Татьяна Юрьевна

Организация: ГКУЗ МО «Подольский специализированный дом ребёнка

Населенный пункт: Московская область, г. Подольск

Формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя формирование любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.

Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение личности. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоёванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. Лихачёв).

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у его проявляются в чувстве восхищения своей страной и своим городом. Детей дошкольного возраста чаще всего называют «почемучками». У них велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных обязанностей они всегда готовы откликнуться (прежде всего эмоционально) на всё окружающее, новое в жизни. Именно туристско- краеведческая деятельность даёт дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины. В туристско-краеведческой деятельности заложены возможности для всестороннего развития личности ребёнка. Совместные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны общей целью, ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребёнке отзывчивость, щедрость, доброжелательность. В туристских прогулках совершенствуются формы общественного поведения. Совместная деятельность формирует в детях ценнейшие морально-волевые качества. В походе складывается множество ситуаций для проявления детской дружбы, отзывчивости, щедрости. Задача педагога — воспитать в детях чувство ответственности перед группой за своё поведение, понимания того, что от поведения каждого зависит успех похода. Туристская группа — это одна команда. Постепенно, приобретая походный опыт, ребята начинают убеждаться в том, что, когда они вместе, с ними ничего не случится. Девиз «Один за всех, все за одного» становится общей идеей, сплачивающий группу в единый коллектив.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет ребёнку в процессе тематических прогулок, экскурсий, походов изучать свою страну, начиная с «малой родины», изучать патриотические, трудовые, боевые, духовно-нравственные традиции народа. А это начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно слышит, видит, осязает окружающий мир. Это создаёт у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий.

Но для того, чтобы полностью реализовались возможности воспитания патриотизма через туристско-краеведческую деятельность, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов.

С ЧЕГО МЫ НАЧИНАЛИ? Прежде всего мы оценили возможности нашего д\с в организации туристских прогулок с позиций его территориального расположения. Наш сад незначительно удалён от лесопарковой зоны (приблизительно в 2 км), что позволяет нам регулярно организовывать туристские прогулки, за исключением зимнего времени.

С учётом местных климатических и погодных условий мы определили частоту проведения туристских походов. Для нашего д\с приемлема следующая схема:

Осенний цикл — один раз в месяц;

Весенний цикл — один раз в месяц;

Летний цикл — два раза в месяц.

Каждый цикл — это неразрывное единство трёх взаимосвязанных частей: подготовки, проведения и подведения итогов туристских прогулок.

Периоды межсезонья, когда проведение прогулок затруднено в связи с погодными условиями, можно использовать для организации подготовительных и заключительных этапов цикла.

Работа на подготовительном этапе складывается из нескольких направлений: работа с педагогами и сотрудниками д\с, детьми и родителями.

Важнейшим условием эффективности туристско-краеведческой работы с дошкольниками является понимание их родителями необходимости гражданского воспитания, их помощь педагогам в этой работе. Работа с родителями проходит в форме коллективных обсуждений занятий туризмом, принятия совместных решений. Родители с большим удовольствием откликаются на обращение помочь подготовить ребёнка к туристским прогулкам, принимают непосредственное участие в их проведении. Прежде всего мы информируем родителей о начале и содержании туристической подготовке детей; даём советы родителям по поддержанию единых требований к режиму дня ребёнка, проведению закаливающих мероприятий; рекомендуем, как подготовить одежду и личное снаряжение ребёнка для кратковременных туристских прогулок.

Далее необходимо спланировать содержание и методику подготовительной педагогической работы с детьми. Целью подготовительной работы с детьми является создание психологического настроя на новый вид деятельности. Перед детьми должна быть поставлена задача как можно лучше подготовиться к походу: больше знать, уметь и быть готовым ко всякого рода трудностям и испытаниям. В связи с этим дети включаются в разнообразную увлекательную деятельность: двигательную, познавательную, игровую, художественно-творческую. В ходе такой деятельности у дошкольников формируются знания, умения и навыки, необходимые для туристских прогулок.

Туристско-краеведческая работа осуществляется в условиях естественной для ребёнка среды жизнедеятельности, в условиях его «малой родины»: социальная и природная сферы микрорайона, отдельные страницы истории и культуры г. Подольска. Содержание туристско-краеведческой деятельности тесно связано с основной общеобразовательной Программой «От рождения до школы», со знаменательными датами, отмечающимися в стране всенародными праздниками, с теми людьми, чьи имена носят улицы микрорайона, с памятниками истории, расположенными недалеко от д\с.

Учёт возрастных особенностей важен при отборе содержания, форм и методов туристско-краеведческой работы как средства патриотического воспитания. Основными формами туристско-краеведческой деятельности дошкольников являются тематическая прогулка, экскурсия, поход. Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приёмам как основе развития ребёнка в дошкольном возрасте, приданию эмоциональной окраске каждому путешествию в окружающий мир. Основная форма познания окружающего мира — наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепку, конструирование, создание фотоотчёта.

Экскурсии и прогулки за пределы д\с, предусматривающие в основном реализацию познавательных и воспитательных задач и включающие в той или иной мере физические упражнения, в нашем д\с мы проводим, начиная с пятилетнего возраста. Дети старшего дошкольного возраста отличаются довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, а это является непременным условием проведения длительных прогулок за пределами д\с. В данном случае речь идёт о дошкольном туризме, который решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков. Для детей дошкольного возраста туристская прогулка является вполне приемлемой формой организации деятельности детей.

Прежде всего, туристские прогулки оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Занятия туризмом компенсируют так называемый двигательный голод целесообразной двигательной активностью. Регулярные проведения туристских прогулок позволяют активизировать двигательный режим дошкольников.

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий. Универсальность туризма ещё и в том, что он всесезонен.

В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника.

Детям старшего дошкольного возраста вполне доступно овладение простейшими туристскими умениями и навыками, которые значительно обогащают их двигательную деятельность и закладывают основу для более серьёзных занятий туризмом в школьные годы. Опыт походной жизни формирует у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбивать лагерь, тушить костёр, оказывать первую помощь пострадавшему). У детей воспитываются самостоятельность, организованность, воля. Изучение основ спортивного ориентирования (знание топографических знаков, движение по карте, работа с компасом) развивает все без исключения психические процессы, особенно мышление, внимание, память.

Туристская прогулка в лес, на луг, к реке, озеру — это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Положительные эмоции, творчество — важнейшие факторы оздоровления. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он формирует у детей умение интересно и содержательно организовывать свой досуг.

Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях формирует у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Обязательной составной частью туристской прогулки является работа по ознакомлению детей с историей родного края. В процессе восприятия различных предметов, явлений общественной жизни ребёнок получает богатый чувственный опыт, который необходим для развития его мышления и речи. У детей развивается любознательность, расширяется кругозор, формируются первичные представления о традициях и культуре народа, закладываются основы национального самосознания.

На туристских прогулках дети приобщаются к удивительному миру природы. Природа воздействует на ребёнка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в её тайны. Воспитатель не упустит возможность обратить внимание детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных изменений. Система работы по охране природы позволяет подключить детей к реализации экологической программы. С помощью взрослых дети узнают о лечебных свойствах растений родного края, участвуют в сборе лекарственных трав.

Краеведческие прогулки могут быть направлены на изучение особенностей природы родного края, и тогда они проводятся с целью экологического образования детей. Во время таких прогулок организуется природоохранная работа, продумывается участие детей в экологических акциях. Основной целью прогулки может быть знакомство с историческими достопримечательностями. Такой вид прогулки является одним из наиболее действенных методов ознакомления детей с историей и культурой малой родины, воспитания патриотизма.

Чувство любви к родной природе — одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников. При этом более важен не объём знаний, а создание ярких образов природных объектов и явлений. Важно «влюбить» ребёнка в родную природу. Для детей четырёх-пяти лет мы проводим прогулки по ближайшему природному окружению, в парк ДК ЗИО, показывая им не только красоту природы, но и красоту творений человеческих рук. Дети пяти-шести лет способны совершать более продолжительные прогулки по близлежащим улицам, названным в честь знаменитых земляков. Это улица им. М.Захарова, Героя Социалистического Труда; улицы им. П.Батырева и И.Панфилова, Героев Советского Союза. В ходе таких прогулок ребята знакомятся с историей своего города, с его традициями. Следующий наш маршрут — это посещение Музея Боевой Славы школы №14, где ребята не только знакомятся с правилами поведения в музеях, но и ближе, полнее узнают культурную и боевую историю своего города. В патриотическом воспитании дошкольников велика роль экскурсий к памятным местам Великой Отечественной войны. В нашем детском саду стали доброй традицией прогулки-походы в сквер ДК ЗИО к Памятнику погибшим заводчанам. Это одна из самых трогательных, задевающих самые чувствительные струны детской души, экскурсий. Ведь многие не вернувшиеся с войны заводчане, чьи имена высечены на памятнике, являются прадедами наших воспитанников. Экскурсия заканчивается минутой молчания у Вечного огня.

Знакомя детей с родным городом, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал; рассказать друзьям или родителям то, что он узнал от воспитателя.

Экскурсии — это мощное подспорье педагогу в воспитательной работе. Они вызывают живой интерес у детей, помогают взрослым найти нужную тональнось в общении с детьми, закладывают основы патриотического воспитания.

Туристско-краеведческая деятельность воспитывает у дошкольников чувство уважения, гордости за ту землю, на которой они живут, помогает им ближе и полнее узнать историю и культуру своей родины, а это залог того, что в дальнейшем ребята с большим вниманием, уважением и интересом будут относиться к истории и культуре других народов.

Источник

Оцените статью