Краеведческие экскурсии походы экспедиции

Грицак Ю.П. Организация самодеятельного туризма

5. ВИДЫ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

5.1. Формы туристских путешествий

Туристские путешествия проводятся путем формирования туристских групп в разнообразных организационных формах: прогулки, экскурсии, экспедиции, походы.

Прогулка — самая простая форма туристско-краеведческой работы. Прогулки организуют в лес, на реку, в горы и т.д. Они не нуждаются в особенных расходах и специальном туристском снаряжении. Прогулки чаще всего проводят с учениками младших классов.

Экскурсия — это коллективное посещение выдающихся мест с образовательной, учебно-воспитательной, научной или развлекательной целью. Длятся экскурсии в среднем до одних суток. Они четко подразделяются на три типа: на природу, в сферу хозяйственной деятельности, в сферу культурной деятельности.

Учебные (программные) экскурсии — это запланированный программой кратковременный выход учащихся в окружающий мир для ознакомления с конкретными объектами, типичными явлениями и процессами, которые подтверждают теоретические положения, рассматриваемые на занятиях.

Краеведческие внепрограммные экскурсии — организованный выход или поездка группы учащихся с целью изучения своего края.

Общеобразовательные экскурсии — это выход или поездка на объекты культуры, природы или хозяйства самодеятельной группы учеников под руководством экскурсовода с целью расширения кругозора и поднятия общего культурного уровня экскурсантов.

Походы — это путешествие организованной группы учащейся и студенческой молодежи или взрослых туристов с использованием активных форм передвижения по определенному маршруту, во время прохождения которого возможно преодоление естественных препятствий: перевалов, порогов, пещер и т.п. разных категорий и степеней сложности. Туристский поход, как правило, преследует несколько целей, в которых доминирующая цель обусловливает туристский маршрут, длительность путешествия, способ передвижения, тип временного жилья и другие условия. В свою очередь цель и условия путешествия определяются материальными возможностями, состоянием здоровья, возрастом и культурным уровнем, а также материально-технической базой группы.

Читайте также:  Николаевская область отдых у черного моря

В походе проявляется умение преодолевать трудности, люди учатся коллективизму и взаимопомощи, в них возрастает дисциплинированность и напористость. Поход особенно ценен, поскольку очень часто в походе люди раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе или на работе. Поход позволяет глубже понять натуру человека, наладить отношения.

Основное отличие туристского похода от экскурсии заключается в том, что в туристском походе проводятся наблюдения разнообразных объектов, явлений и процессов, которые встречаются на маршруте, по заранее составленному плану, тогда как экскурсия предусматривает изучение точно отобранных объектов по специальной программе

Экспедиция — это путешествие, которое проводятся с учащейся и студенческой молодежью с целью изучения истории родного края, окружающей среды, явлений социальной жизни, цивилизации, исследования географических, этнографических, исторических объектов с использованием технических средств передвижения или без них. Экспедиции в зависимости от цели и направления работы могут быть краеведческие, научные и т.п.

От походов экспедиции отличаются более комплексными учебно-воспитательными задачами, а также длительностью. В системе краеведческой работы экспедиции выступают, как более сложный в сравнении с экскурсиями и походами вид путешествия. Поэтому в экспедициях из детей принимают участие только старшие подростки, уже имеющие опыт производственно-экскурсионных занятий и проявляющие повышенный интерес к исследованиям. Экспедиция дает возможность учащимся овладеть элементарными приемами исследовательской работы в полевых условиях, развить инициативу и самодеятельность.

Во время проведения экспедиции возможно преодоление естественных препятствий (перевалов, порогов, пещер и др.). Участки маршрутов экспедиций, которые соответствуют требованиям к туристско-спортивным походам, рассматриваются как маршруты с активными способами передвижения. Категория сложности (к.с.) для таких маршрутов устанавливается, как и для туристско-спортивных походов.

Тематика школьных краеведческих экспедиций разнообразна и зависит, главным образом, от потребностей местных научных и хозяйственных учреждений в материалах краеведческого характера, от связей школы с организациями, уровня научной подготовки учителя и старшеклассников. Умело поставленное краеведческо-экспедиционное дело приносит юным исследователям удовольствие от общественной значимости и полезности выполненной работы. Осознание этого повышает чувство ответственности за порученное дело, развивает активность, инициативу и самостоятельность, укрепляет дисциплину.

5.2. Организационные формы туристско-краеведческой деятельности

Основными видами деятельности самодеятельной туристской организации являются:

— подготовка и проведение туристских походов, экспедиций, путешествий, экскурсий по разным видам туризма;
— учебно-тренировочная работа по спортивному туризму в секциях, группах, кружках;
— подготовка, повышение квалификации и аттестация общественных туристских кадров, спортсменов-разрядников по спортивному туризму;
— подготовка и проведение спортивных туристских соревнований и слетов по разным видам спортивного туризма;
— организация работы туристско-спортивных, оздоровительных лагерей и баз;
— развитие и пропаганда туристско-краеведческих и туристско-спортивных возможностей родного края посредством выставок, ярмарок, публичных выступлений, распространения литературы;
— проведение организационных, учебно-методических и консультационных мероприятий по развитию туризма;
— работа по профилактике и предупреждению аварийности, травматизма и несчастных случаев в туризме;
— осуществление мероприятий по массовому привлечению к активным занятиям спортивным туризмом разных социальных и вековых групп населения, организация средствами туризма содержательного досуга граждан;
— создание в местных (региональных) учреждениях, организациях, на предприятиях первичных туристско-спортивных коллективов, туристско-краеведческих секций и клубов.

Формы туристско-краеведческой работы делятся на стационарные и туристские, массовые, групповые и индивидуальные.

Туристские формы — это прогулки, загородные тренировки, экскурсии, однодневные и многодневные походы, путешествия на разных видах транспорта, экспедиции, туристские слеты (школьные, районные, городские, областные, республиканские), которые связаны с выездом за пределы населенного пункта.

Стационарные формы — это физическая, учебно-методическая, техническая, географическая и другая необходимая подготовка, работа на географической площадке, фенологические наблюдения, встречи со знатными земляками, воображаемые путешествия по стране, краеведческие олимпиады, конференции, лектории, школьные краеведческие эстафеты, конкурсы, выставки, викторины, выпуск краеведческого журнала, радиогазеты и стенгазеты, переписка и обмен краеведческой литературой, издание альманахов и другие мероприятия, которые проводятся в условиях школы, на улицах населенного пункта.

Массовые формы работы проводятся с большим составом участников: олимпиады, КВН, тематические вечера, научно-практические конференции, диспуты, игровая деятельность, встречи с интересными людьми, «воскресенья географии» и т.п.;

Групповые формы охватывают группы людей до 30–35 человек: кружки, секции, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, оформители и хранители туристско-краеведческих музеев, уголков и выставок и т.д.;

Индивидуальные формы работы рассчитаны на конкретных людей и отличаются от групповой тем, что это, во-первых, работа исполнительного характера (подготовка доклада, изготовление пособий или инвентаря, составление альбомов, коллекций, гербариев и др.); во-вторых, индивидуальная работа чаще имеет творческий, исследовательский характер.

Все формы работы можно разбить на четыре группы:

а) теоретическая работа (кружки, факультативы, конференции);
б) краеведческая деятельность (экскурсии, походы, экспедиции);
в) творческая самодеятельность (культурно-массовые мероприятия и игровая деятельность);
г) общественно полезная работа (оборудование географического кабинета или площадки, выставок и музеев, проведения природоохранных мероприятий и т.п.).

Эстафета — это такая форма детского туризма, которая предусматривает изучение определенного района или всей страны не одной группой, а несколькими, которые на определенных отрезках маршрута сменяют друг друга. Заблаговременно трассу туристского путешествия разделяют на участки. Пройдя свой участок и выполнив поставленные перед ней задания, туристская группа передает эстафету следующей, и т.д. На районном или областном туристском слете все материалы эстафеты обобщаются и подводятся итоги.

Слеты имеют целью обмен опытом и подведение итогов туристско-краеведческой работы. Они предусматривают также соревнование по туристскому многоборью или спортивному ориентированию, смотр художественной самодеятельности.

Контрольные вопросы и задания

1. Основные формы туристско-краеведческой работы.
2. Виды туристской деятельности.
3. Основные направления деятельности туристской организации.
4. Как проводится туристская эстафета?
5. Что такое туристский слет?

Источник

Методика проведения школьных краеведческих экспедиций
методическая разработка (краеведение) по теме

Теоретическая часть мастер-класса «Методика проведения школьных краеведческих экспедиций», проведённого автором на районном семинаре по краеведению на базе МОУ «Владыкинская СОШ» 25 января 2013 года.

В работе представлены:

  • Техника безопасности при проведении школьных краеведческих экспедиций;
  • Организационно — подготовительная работа;
  • Методы исследований в краеведческих экспедициях;
  • Презентация к мастер-классу.

ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ЭНТУЗИАСТОВ В КРАЕВЕДЕНИИ

Скачать:

Вложение Размер
Мастер-класс «Методика проведения краеведческих экспедиций» 25.86 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Владыкинская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

ШКОЛЬНЫХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ

Подготовил и провёл

учитель географии, краеведения

МОУ «Владыкинская СОШ

Данилов Владимир Николаевич

Часть I. Техника безопасности при проведении туристических

походов и краеведческих экспедиций.

Часть II. Организационно — подготовительная работа.

Часть III. Методы исследований в краеведческих экспедициях.

В реформировании образования Российской Федерации одним из направлений является вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность. Важную роль в данном процессе может сыграть школьное краеведение.

В нашей школе краеведческая работа осуществляется на протяжении 30 лет и имеет свои традиции. За годы работы наш краеведческий кружок и наша поисковая группа пополнила школьный музей ценнейшими экспонатами, внесла в музейные летописи новые исторические события и имена, открыла целый ряд археологических памятников и, тем самым внесла свой вклад в развитие отечественной археологии и истории.

Посещая кружок, многие учащихся приобрели навыки поисковой работы, прошли исследовательский практикум. Систематическая творческая, исследовательская работа позволила нашим выпускникам осознанно определить свою будущую профессию и поступить в различные ВУЗы страны.

Для развития школьного краеведения нужны любовь к своему краю, минимум снаряжения и энтузиазм руководителя. Только в таком сочетании школьное краеведение способно развить у ребят тягу к познанию и исследованию. Именно в школьных краеведческих экспедициях кристаллизуются будущие учёные- исследователи, патриоты своего края и своей Родины.

Предлагаю Вашему вниманию методику проведения школьных краеведческих экспедиций.

Часть I. Техника безопасности при проведении туристических походов и краеведческих экспедиций.

Важнейшим этапом подготовки туристических походов и краеведческих школьных экспедиций является работа с учащимися по технике безопасности проведения указанных мероприятий. От качества подготовки по технике безопасности зависят жизнь и здоровье учащихся, работоспособность группы и успешность выполнения поставленных задач. Представляю вашему вниманию примерную инструкцию по технике безопасности [Слайд 1], «отшлифованную» за многие годы нашей туристско – краеведческой работы.

Инструкция по технике безопасности

участников выездной школьной краеведческой экспедиции №2012.1 «Колычёво»

проводимой с 29-30 сентября 2012 года .

1). Каждый участник экспедиции ОБЯЗАН :

  1. Соблюдать режим движения;
  2. Соблюдать режим питания;
  3. Соблюдать требования личной и общественной гигиены;
  4. Соблюдать экологические нормы поведения;
  5. Соблюдать порядок посадки и высадки из транспортного средства;
  6. Остерегаться контакта с гадюками и другими животными;
  7. Остерегаться клещей, для чего периодически осматривать свою одежду;
  8. В случае недомогания немедленно сообщить об этом руководителю;
  9. Не нарушать общей дисциплины; выполнять указания руководителя похода.

2 ) Категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ :

  1. Пить сырую воду из любых источников;
  2. Купаться без разрешения руководителя;
  3. Отлучаться с места базовой стоянки и покидать исследуемый объект без разрешения руководителя;
  4. [Употреблять спиртные напитки и наркотики];
  5. Нырять во время купания;
  6. Употреблять в пищу дикорастущие плоды и ягоды;
  7. Вступать в разговоры c посторонними без разрешения руководителя;
  8. Оставлять продукты питания доступными для насекомых и грызунов;
  9. Принимать без разрешения руководителя лекарственные препараты;
  10. Валить любые деревья на дрова.

3 ) Все спорные вопросы и проблемы РЕШАЕТ РУКОВОДИТЕЛЬ ЭКСПЕДИЦИИ.

4) С инструкцией ознакомлен(а) и обязуюсь ее выполнять :

Фамилия инструктируемого участника

Подпись инструктируемого участника экспедиции (похода)

Бессонова Софья Евгеньевна (8 класс)

Геранина Кристина Николаевна(6 класс)

Луканина Наталья Сергеевна (6 класс)

Смирнов Руслан Андреевич (6 класс)

Инструктаж провел руководитель похода (экспедиции) Данилов В.Н.

Каждый раздел инструкции при проведении инструктажа участников похода или экспедиции руководитель комментирует с моделированием опасных ситуаций и их последствий.

Часть II. Организационно — подготовительная работа.

Заинтересовать учащихся экспедиционной работой несложно. На фоне теоретических занятий по краеведению путешествие по родному краю, палаточная жизнь на природе с костром и печёной картошкой и романтика поиска всегда притягивает ребят магнитом.

Очень важно объяснить юным краеведам, что экспедиция – это не «пик-ник на обочине», а активная работа по проведению поиска и исследований. А также самостоятельное благоустройство стоянки, организация ночлега, приготовление пищи.

В нашей школе в краеведческие экспедиции отбираются только наиболее подготовленные учащиеся старших классов и учащиеся 6-7 классов в испытательные поездки с обязательным прохождением поисковой практики.

Каждая экспедиция направлена на исследование определённого района поиска или объекта. Проводится она в течение нескольких однодневных или двух дневных выездов или выходов. Мы производим выезды группой от трёх до пяти человек (включая руководителя). Такое оптимальное количество участников позволяет руководителю полностью контролировать и направлять ход поисковых работ.

Законодательная база. Краеведческие экспедиции могут оформляться в соответствии с требованиями «Закона об образовании» и могут проводиться как частные мероприятия с обязательным согласованием с родителями учащихся, подкреплённые распиской родителей о согласии на участие ребёнка в экспедиции.

При обследовании археологических памятников руководителю и детям необходимо помнить, что все они находятся под охраной государства и раскопки можно производить, только имея “Открытый Лист” Института Археологии РАН на право проведения раскопок в данном районе. Так как юные археологи не имеют “Открытого Листа”, они могут, обнаружив памятник, собирать подъемный материал, чертить глазомерный план, фотографировать.

Снаряжение . Мы в своих экспедициях используем следующее снаряжение [Слайд 2]:

  1. Самодельные походные катамараны.
  2. Автомобиль «Нива 21214» с прицепом.
  3. Палатки 2-х местные.
  4. Спальные мешки.
  5. Металлоискатели: «Корнет 7250» и «Кондор 7252 М».
  6. Лопаты.
  7. Компасы жидкостные.
  8. Рулетки.
  9. Бинокль.
  10. Кинокамера «Самсунг».
  11. Фотокамеры различные.
  12. Медицинская аптечка.
  13. Дневники наблюдений.
  14. Тара для подъёмного материала (пакеты и грипперы).

Краеведческие экспедиции так же можно проводить пешим порядком или использовать общественный транспорт. Металлоискатель можно взять напрокат. Всё остальное снаряжение общедоступно.

Источник

Оцените статью