Конспект НОД «Экскурсия в историко — краеведческий городской музей»
Ирина Руденко
Конспект НОД «Экскурсия в историко — краеведческий городской музей»
Тип НОД: усвоение новых знаний.
Форма организации: экскурсия.
Основная образовательная область: «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, была в интеграции с обр. обл. «Коммуникация» (развитие речи) ; «Социализация»(развитие игровой деятельности) .
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Цель: Познакомить детей с историей своего родного города, что представлял собой Хасавюрт несколько сотен лет назад, какие великие достижения были в эту эпоху. Что произошло в нынешнем веке, как преобразовался город. Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность. Воспитать интерес и любовь к своему городу, гордость за его достижения.
Предварительная беседа в группе
— Ребята, как называется город, в котором мы живем? А в какой республике он находится?
В нашей республике много небольших городов — это Махачкала, Кизляр, Кизилюрт, Дагестанские Огни, Избербаш и другие.
Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе, познакомимся с его историей, узнаем, как он возник и что в нем происходило до нашего времени. С этой целью мы отправимся в- историко — краеведческий музей, который расположен на улице Муса Ясула. Вести себя в музее нужно очень тихо и спокойно. Слушать экскурсовода — это человек, который будет рассказывать о нашем городе.
Ход экскурсии
1. Вводная часть.
Дети вышли из детского сада строем. Повторение правила поведения в общественных местах и на улице.
Повторение правил поведения в маршрутном такси.
Заходить в маршрутное такси, держась за поручень. Сесть и не вставать до конца поездки. Во время движения транспортного средства, не вставать, не ходить по салону, не открывать окна, не высовываться из окон, не шуметь. После остановки, необходимо, чтобы взрослые открыли дверь, и выходить по одному, держась за поручень.
2. Основной этап.
Воспитатель: вот мы и приехали к культурно-досуговому центру, давайте с вами вспомним правила поведения в общественных местах.
— надо внимательно слушать
— разговаривать можно только шепотом
— если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку
— экспонаты трогать руками нельзя.
Экскурсию проводила заслуженный учитель смотритель музей Шахмурзаева Зульфия Шахмурзаевна.
Рассказ экскурсовода
— Ребята, мы находимся в краеведческом музее, где познакомимся с историей нашего края и города. Вы все прекрасно знаете, что наш город называется Хасавюрт. А вы знаете откуда это название получил наш город. Город назван именем кумыкского князя Хасава, уроженца села Костек, переводится с кумыкского как «селение Хасава». 4 июня 1826 года по указанию генерала А. П. Ермолова главному кумыкскому приставу полковнику Мусе Хасаву было приказано возвести на реке Ярыксу поселение с размещением в нём воинского гарнизона в целях защиты селений Кумыкской плоскости от набегов чеченцев. Муса Хасав организовал переселение в новое селение по 100 семейств из Андрейаула и Костека. К началу зимы 1826—1827 гг. приказ Ермолова был выполнен. Наличие множества плодородных земель привлекло большое количество переселенцев из разных губерний России, которые в 1914 г. составляли 25,3 % всего населения,из которых: русские — 19, 1 %, немцы — 6,2 %.
К 1917 г. русские переселенцы составили в округе 25 тыс. человек.
Слобода славилась богатыми ярмарками, которые проводились каждую субботу и на которых русские переселенцы и крестьяне, приезжавшие со всех округов Дагестана, продавали сельхозпродукты и предметы домашнего обихода.
Из округа ежегодно вывозилось до 500 тыс. пудов пшеницы, почти столько же ячменя, кукурузы и овса, более 1,5 млн. пудов прессованного сена, большое количество скота, фруктов и овощей.
В годы гражданской войны на территории округа происходили жестокие бои, особенно в 1918 г. с имамовцами, бичераховцами, а в 1919 г. с деникинцами. В этих боях особенно сыграли большую роль как организаторы и руководители З. Н. Батырмурзаев и С. -С. Казбеков. Героями гражданской войны стали хасавюртовцы полковник С. С. Шевелёв и И. Т. Есипенко, позднее генерал-майор, Герой Социалистического Труда. В 1918 г. Хасавюрт был разграблен и сожжён имамовцами, та же участь постигла и многие селения округа.
28 марта 1920 г. Хасавюрт был освобождён от деникинцев 28-ой краснознамённой дивизией им. Азина XI Армии.
Несмотря на разруху, жизнь в Хасавюрте постепенно стала налаживаться с 1922г. : заново строятся дома, оживает торговля, возрождается сельское хозяйство. В августе 1924 г. восстановлен завод по производству солодкового корня и кирпичное производство.
На строительство домов было разобрано укрепление, а в 1928 г. на строительство консервного завода — полковая церковь и в этом же году был пущен в строй в составе засолочного консервный и томатный цеха.Уже в разгар сезона завод работал в три смены: сырья было более чем достаточно. В это же время вступил в строй хлопкоочистительный завод, затем по переработке винограда, мясоубойный цех и другие.
В 1928 г. Хасавюртовский округ был преобразован в район и из него выделились Бабаюртовский район, а в 1929 г. — Казбековский кантон, преобразованный в район.
Жизнь в городе налаживалась. Строились школы, заводы, больницы.
Сейчас город обновляется и продолжает расти и расцветать. Дети познакомились с экспонатами первого выставочного зала. Затем детям было предложено перейти во второй зал экспозиции. Здесь были представлены одежда, предметы быта того времени.
В третьем зале были выставлены экспонаты Второй мировой войны. Фотографии наших земляков, которые сражались за Родину и принесли долгожданную победу.
Дети с интересом рассматривали все музейные экспонаты.
Воспитатель. Вот и закончилась наша экскурсия. Что нужно сказать за интересный рассказ?
Экскурсия для дошкольников в краеведческий музей родного посёлка Экскурсия для дошкольников в краеведческий музей родного посёлка предлагаю Вашему вниманию отчёт по экскурсии для дошкольников в Ромодановский.
Фотоотчет об экскурсии в историко-краеведческий «Музей ЦДТ» Экскурсия в историко-краеведческий «Музей ЦДТ»Всё дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Как рассказать нашим детям об этой.
Презентация-фотоотчет «Экскурсия в историко-краеведческий музей» Экскурсия в историко-краеведческий музей р. п. Тонкино В современном обществе наблюдается рост интереса к историческому и культурному прошлому.
Экскурсия в краеведческий музей Экскурсия в краеведческий музей. Цель: создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников, знакомство детей с историческим.
Экскурсия в краеведческий музей Недавно мы с детьми ходили в краеведческий музей нашего города Волгореченска. Нас встретила Маланья — плющиха — хозяйка музея Вместе с.
Фотоотчет «Экскурсия в краеведческий музей» Экскурсия – это маленькое увлекательное путешествие, сопровождающееся посещением колоритных достопримечательностей. Именно экскурсии позволяют.
Фотоотчет «Экскурсия в районный краеведческий музей» Здравствуйте коллеги! 15 августа 2018 года воспитанники средней, старшей групп посетили районный краеведческий музей, чтобы познакомиться.
Экскурсия в краеведческий музей как средство экологического воспитания дошкольников Экскурсия в Томский Областной Краеведческий музей как средство экологического воспитания дошкольников Экологические проблемы в нашей стране.
Экскурсия в Усольский историко-краеведческий музей на «Шоу Динозавров» (фотоотчет) 21 июня мы с ребятами из разновозрастной и старшей группы посетили Усольский историко-краеведческий музей. Дети с нетерпением ждали этой.
Экскурсия в краеведческий музей «Заповедными тропами» Тема занятия — экскурсия в краеведческий музей «Заповедными тропами» «Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный охота.
Источник
Обзорная экскурсия по школьному музею
Разработка предназаначена для проведения обзорной экскурсии по школьному краеведческому музею для взрослой аудитории, в том числе учеников старших классов
Просмотр содержимого документа
«Обзорная экскурсия по школьному музею»
в школьный краеведческий музей МКОУ «Олинская СОШ» для гостей.
— ознакомить учащихся с экспозициями школьного музея;
— воспитывать патриотизм, любовь и уважение к школе;
— содействие развитию коммуникативных компетенций.
Продолжительность экскурсии: 25-30 минут.
В школьном коридоре у входа в музей собирается группа экскурсантов.
Вступительное слово учителя: Добрый день, гости дорогие!
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Подготовили для вас!
От волненья и идей
К нам приехал губернатор!
В скромный школьный наш музей
Тут порой такое диво
Попадётся средь вещей…
Позавидует Лиманский
Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея
Без истории своей!
Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую обзорную экскурсию по нашему школьному краеведческому музею. Наш музей состоит из нескольких залов. Сейчас вы находитесь в Информационно – выставочном зале, где регулярно обновляются и оформляются стенды, приуроченные к тем или иным историческим датам.
Сначала мы приглашаем вас в Зал Боевой славы.
(звучит фонограмма песни)
Гости заходят в зал Боевой славы
Представляю историческую справку о школьном музее
(зачитывает историческую справку)
Музей был открыт в 2009 году, но до этого времени с 2002 года в старом здании у нас существовал музейный уголок.
В ходе строительства новой школы в 2008 году встал вопрос о сносе ветхого здания Никольской церкви. По инициативе главы администрации района Я.А. Фенькова и на средства районной администрации здание капитально отремонтировали снаружи.
В том же 2008 году на средства выигранного гранта школы, проводимого нефтяной компанией ЛУКОЙЛ, здание отремонтировали внутри.
С тех пор все экспозиции и собранный материал располагаются в «новом» здании площадью около 200 квадратных метров. Здесь мы Вас и приветствуем, дорогие наши гости!
Краевед 2 Прошедший 2015 год для всей страны стал памятным и важным в связи с 70-летием со дня великой Победы. К этой дате поисковая группа и активисты школьного музея полностью обновили и оформили зал боевой славы. Экспозиции полностью посвящены истории села Оля в годы войны: здесь есть сведения об участниках войны, детях войны.
Собирать и хранить подлинные памятники истории и культуры трудное и ответственное дело.
В музее более 500 экспонатов , документы, фотоматериалы, предметы быта, в том числе военного и др..
Прошу обратить ваше внимание на экспозицию «Земляки, погибшие в 1941-45 –х годах», на которой размещены фамилии олинцев, не вернувшихся с войны. Из нашего села на фронт ушло более 300 человек . Почти половина из них осталась на полях сражений.
Мы начали работу над социальным проектом «Книга памяти с.Оля», где хотим собрать сведения обо всех олинцах, которые были на войне.
Прошу вас обратить внимание на папку-раскладушку « Педагоги Олинской школы-ветераны войны». Сама по себе папка мало что может рассказать. Но нам удалось найти уникальные сведения об этих героических педагогах. Хотя в живых нет уже никого. Каждый из этих учителей достоин отдельного рассказа и наш музей работает над этим. На примере этого экспоната мы кратко хотим рассказать, как ведем свою поисково- музейную работу.
Среди педагогов двое побывали в немецком плену, были ранены. Это учитель химии Богатов Иван Алексеевич и учитель начальных классов Чурзин Константин Александрович. О каждом из них мы собрали интересные сведения и на сайте Министерства обороны нашли документы, подтверждающие имеющиеся у нас сведения о страшном военном плену. (показывают документы).
Интересный материал мы нашли о бывшем директоре школы, учителе истории Володине Павле Михайловиче. Павел Михайлович никогда не рассказывал о войне и всю жизнь проносил в своем теле осколок. Описание его подвигов мы также нашли на сайте «Подвиг народа». Его дочь, проживающая в Астрахани, до сих пор хранит письма и награды своего отца. Мы надеемся, что их копии займут достойное место в экспозиции зала боевой славы. А ребятам предстоит написать серьезную исследовательскую работу.
Прошу вас обратить внимание на эту экспозицию. Для большей наглядности для детей младшего и дошкольного возраста мы в этом году оформили «Военный блиндаж». Обычно младшие школьники с огромным интересом рассматривают военные экспонаты, среди которых можно увидеть солдатскую каску и китель, офицерский планшет, портсигар, фляжку, печку-буржуйку и другое. Самое ценное в них то, что эти вещи принадлежат односельчанам, с которыми эти вещи прошли всю войну.
Внимание на проектор.
Демонстрируется презентация о делах школьников.
Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для дошкольников, учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.
Кроме этого, в школе все ребята принимают активное участие в различных акциях.
«Вахта памяти» и др.
Оказывают помощь по дому ветеранам и детям войны,
Являются победителями и участниками областных, всероссийских и исследовательских конкурсов.
Просим подойти к экспозиции «Отчизны верные сыны». Продолжая традиции своих земляков, многие выпускники школы с достоинством выполняют свой воинский долг, находясь на военной службе.
Эта сторона зала посвящена односельчанам и выпускникам школы, участникам военных конфликтов 20 века, а также тем, кто воевал и погиб в Чечне.
В 2014 году группа ребят работала над социальным проектом «Чтобы помнить.»
При поддержке одноклассников и родственников выпускников, а также администрации школы на фасаде нового здания мы установили памятные доски в честь выпускников, погибших при исполнении воинского долга на Северном Кавказе: рядовому Сорвакову Андрею и старшему лейтенанту медицинских войск Глотовой Ирине. В музее мы оформили уголок «Ради жизни и будущего».
Краевед 2. Недаром народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”. Мы приглашаем вас в зал старины и быта, который состоит из двух разделов: «История рыболовства в селе Оля» и Казачья изба. Там вас ожидают ребята из казачьего кружка «Веретенце.»
Переход в зал старины и быта
Здравствуйте, гости дорогие! Давно вас ждем – поджидаем, экскурсию без вас не начинаем! Проходите! Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли место хватило? Как говорили в старину: в тесноте да не в обиде! Мы рады приветствовать вас в зале старины и быта нашего села. В зале оформлены экспозиции:
«Село Оля – рыбацкий край» и «Крестьянский быт».
Краевед 2. Войдя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то шишку набьешь: дверь в избу была низкая, а порог наоборот высокий, чтобы не дуло. Топили в нашей местности камышом, а дрова и уголь появились лишь после войны.
При входе в избу сразу обращаешь внимание на печь. Раньше говорили «Печь – без печи хата не хата». С печью был связан весь быт, вся жизнь крестьянина и рыбака.
Народ недаром наделял печь волшебными свойствами и во многих русских сказках встречается печь. Печь не только отапливала избу, в ней готовили еду, на ней сушили одежду, можно было и поспать.
Рядом с печью всегда стояли приспособления для приготовления пищи: чугуны, ухваты, кочерга и многое другое.
Краевед 3. Украшением избы всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ – это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу. Красный угол – самое почётное место в доме.
В русской избе на стенах вышивки– расшитые полотенца -рушники, на кроватях кружевные оборки – подзоры.
Многое уходит в прошлое, поэтому многие вещи в современном быту не используются и увидеть их можно только в музеях или прабабушкиных подвалах и чердаках. Это: рубеля, коромысла, прялки, сундуки, самовары, капусторезки, ступки, корыта и многое другое.
Краевед 1. Все эти экспонаты переданы в школьный музей жителями нашего села. Среди экспонатов большинство подлинники, но есть и макеты, выполненные руками местных умельцев: цибор, ветряк, люлька….
Здесь они не только хранятся, с их помощью наши дети знакомятся с бытом сельчан, учатся беречь исторические ценности и гордиться ими.
Ведь кто не знает своего прошлого — недостоин будущего.
Подарок в виде куклы-оберега
Краевед 2. И в заключение нашей экскурсии мы бы хотели Вас пригласить в сердце нашего музея. Комнату, где мы проводим занятия, репетируем, придумываем интересные экскурсии…
(проходят в комнату актива)
Краевед 1: Итак, это Комната актива музея и в тоже время кружковая, где свои занятия и мероприятия проводим мы, активисты музея и ребята из казачьего кружка «Веретенце».
Здесь мы бы хотели подарить Вам на память буклет о нашем музее и посвятить вас в Почетные друзья музея.
Церемония посвящения в друзья школьного музея.
Автограф в книге почетных гостей.
Источник