Кредитная политика банка зарубежных стран

Денежно-кредитные системы зарубежных стран

Туголуков С.И. Денежно-кредитные системы зарубежных стран. 2020.

Чисто теоретически денежно-кредитные системы можно подразделить на денежную и кредитную системы. В практической плоскости они настолько взаимосвязаны, что такое разделение вряд ли целесообразно.

Ряд дисциплин, дающих понимание тех или иных процессов происходящих в сфере денежно-кредитных систем, изучаются в разных семестрах. Причем некоторые их них, как например «Центральный банк и денежно-кредитная политика», изучаются после, в лучшем случае параллельно «Денежно-кредитным системам зарубежных стран». Материал, предлагаемый для усвоения в дисциплинах огромен, поэтому часто преподаватели акцентируют внимание студентов на главных аспектах своего курса, вскользь упоминая иные положения, необходимые для более полного усвоения связанных с ними других предметов.

Многолетняя практика преподавания «Денежно-кредитных систем зарубежных стран», если ориентироваться на студентов среднего уровня, привела к выводу, что достаточно часто существуют пробелы в изучении определенных положений, рассматриваемых в других курсах, но необходимых для комплексного понимания процессов происходящих в данных системах.

Есть еще один аспект, в зависимости от вуза или преподавателя, в одних случаях акцент делается на количественное изучение: когда появилась та или иная денежная система, ее элементы; центральный банк, функции; структура банковской системы и характеристика отдельных ее элементов; основные банковские институты и их филиалы; основные законодательные акты, регулирующие данную деятельность. В других, — на применении инструментария комплексного исследования и сравнительного анализа зарубежных денежно-кредитных систем. Безусловно, такие подходы, необходимы. Но есть еще один аспект, которому часто не уделяют должного внимания — это основные причины тех или иных решений в сфере денежнокредитной политики, логика процесса и последствия, как для самих банковских и иных финансовых структур, так и для общественноэкономической ситуации в целом. Такой подход требует освещения взаимовлияния общественно-экономических процессов на денежнокредитные системы и наоборот.

Читайте также:  Блуждает по другой стране

Практически все банковские институты имеют непосредственное отношение к финансовому рынку и их тесная взаимосвязь, успехи и неудачи функционирования рынка отражается как на всей денежно-кредитной системе конкретной страны, так и на иных секторах экономики, следовательно, и на жизни каждого человека, вне зависимости от того, осознает ли он эту взаимосвязь или нет. Более того, в 2007 г. появился термин «теневая банковская система». Первоначально он означал специфические финансовые организации, функционировавшие в США. Однако в последующем, все больше экономистов под ним стали понимать финансовые организации, которые исполняют ограниченное количество банковских операций, зачастую только одну и поэтому не подпадают под более жесткий банковский контроль центрального банка и соответствующих государственных органов надзора.

Именно такие финансовые организации сыграли далеко не последнюю роль в финансово-экономическом кризисе 2007-2009 гг.

Поэтому в первой части данного учебника, кроме тем касающихся непосредственно предмета денежно-кредитных систем, освещается и ряд сопутствующих, изучающихся в других дисциплинах, но дающих на наш взгляд, более комплексное понимание функционирования таких систем.

Во второй части, с исторической точки зрения, рассмотрено развитие трех денежно-кредитных систем: Великобритании, США и Германии, а также основных мультивалютных систем. Кроме историзма, насколько это возможно, применялся комплексный подход, без классификации и анализа отдельных структурных элементов денежно-кредитных систем.

В целом, учебник напоминает исторический очерк становления и развития выше названых систем. Его стоит воспринимать как дополнение к соответствующим нормативным учебным пособиям по данной дисциплине.

Идея написания такого учебника появилась благодаря книги «История финансовых потрясений (Российский кризис в свете мирового опыта)» А. Аникина (1927-2001), значительный массив материала которой, в переработанном виде, вошло в учебник.

Не менее глубокое впечатление на автора произвела книга Майбурда Е.М. (1937) «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров» ясностью и легкостью изложения. Ряд высказанных Майбурдом Е.М. мыслей вошли в раздел «Теории происхождения и функционирования денег».

В разделе «Этапы становления банковской системы» использованы материалы, изложенные в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрома, а также мысли, высказанные в кандидатской диссертации Гуляевой Л.П.

Данный учебник может быть использован при изучении ряда тем в других дисциплинах, таких как «Экономическая история», «Деньги и кредит», «Финансовый рынок», «Банковское дело», «Центральный банк и денежно-кредитная политика» и ряде других.

Рекомендуется для студентов экономических вузов, может быть полезным для аспирантов, преподавателей и всех интересующихся развитием и функционированием денежно-кредитных систем.

С экономической точки зрения деньги являются всеобщим эквивалентом, а под самими деньгами понимается все то, что люди принимают за деньги, т.е. готовы обменять на собственные товары и услуги. Это относится не только к людям как физическим лицам, но и к предприятиям различных форм собственности, функционирующим во всех сегментах экономики страны, а некоторые на региональном или глобальном мировом уровне.

По всей видимости, в обозримой перспективе вряд ли данное определение денег найдет свое дальнейшее развитие в чисто экономической науке. Однако проведенное исследование денежно-кредитных систем позволяет предположить, что за понятием денег скрывается еще не исследованная глубина. Это не чисто экономическая, прикладная функциональность денег, а скорее психолого-экономическая. Не случайно, еще К. Маркс ввел в научное обращение термин «денежный фетишизм», т.е. обожествление, культ денег.

Дальнейшее понимание природы и свойств денег, по всей видимости, будет принимать междисциплинарный характер, который находиться на стыке экономики, социологии, психологии и этики. Тем более что вся экономическая наука, начиная от А. Смита с его пресловутой «невидимой рукой» в своей основе имеет психологический подтекст, т.е. естественное стремление каждого индивида к повышению собственного благосостояния. Это нормальное стремление, ненормальным оно становиться, когда переходит определенную границу и деньги превращаются в самоцель, фетиш.

С развитием и усложнением экономических систем, появлением новых коммуникационных возможностей, усложнялось развитие денежно-кредитных систем. На финансовые рынки стали выходить новые субъекты, многочисленные трейдеры, спекулянты и другие мелкие инвесторы. Это усилило влияние психологии толпы, которой достаточно легко манипулировать, на результаты деятельности всех субъектов денежнокредитных отношений и привело к возрастанию риска при работе на финансовых рынках.

Анализ денежно-кредитных систем приводит к парадоксальному выводу, что нарастающее количество неудачных решений в экономике и финансах приводит к нарастанию различных дисбалансов и рано или поздно количество переходит в качество финансово-экономического кризиса. В странах со стареющим населением изменяется характер потребления, что часто не улавливается производителями. Мир меняется и изменяется, в том числе природно-климатическая среда, а уровень развития морально-этической составляющей как среднестатистического индивида, бизнесмена, политика остается, в лучшем случае на прежнем уровне. Трудно этот уровень сохранить, работая в кредитных организациях, на финансовом рынке. С другой стороны, экономические кризисы, особенно глобального масштаба в своей основе несут психологический и мировоззренческий кризис, кризис ментальной конструкции развития данного общества, значительной части стран или всего мира. Это и кризис бизнеса, в том числе — банковского, иных кредитных и финансовых институтов. Человек не успевает приспособиться к все более ускоряющемуся темпу научно-технического прогресса и изменениям среды обитания. При этом непонятно, можно ли считать прогрессом то, что с возрастающей вероятностью может привести человечество к гибели.

По всей видимости, мир подошел к той черте, где необходимо вернуться к основополагающим принципам, о которых говорит любая из основных мировых религий. Здесь речь идет не о возврате к прошлому, а с позиции современности о новом осмыслении морально-нравственных и этических постулатов, которые помогали цивилизации двигаться вперед.

В сегменте денежно-кредитных систем — это понимание того, что любое принимаемое решение затрагивает интересы не только акционеров, но и многих клиентов, что погоня за прибылью любой ценой может привести к катастрофическим последствиям не только для конкретной кредитной организации, но и для глобальной мировой экономической системы.

Совершенствование законодательной базы функционирования денежно-кредитных систем, новых технологий контроля, безусловно, снижают риск повторения последнего кризиса, который до сих пор полностью не преодолен, что можно наблюдать по балансам центральных банков и государственному долгу многих стран мира. Но со временем появятся новые схемы, возможно — новые организационные структуры бизнеса и технологии позволяющие обойти законодательство и снизить контроль. Поэтому совершенствование регулирования денежно-кредитных систем, осознание ответственности за принимаемые решения руководителей кредитных институтов всех уровней и правильные морально-этические установки сотрудников в совокупности способны создать, гораздо более надежный заслон для предотвращения повторения кризиса такой разрушительной силы.

Последний финансово-экономический и суверенно-долговой кризис показал, что наша планета стала слишком мала для корпоративного и государственного эгоизма.

Источник

Зарубежный опыт регулирования денежно-кредитных систем

Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды).

Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в балансе ЦБ не означает первичное участие ЦБ в государственном долге, так как облигации покупаются и продаются в основном в ходе проведения денежно-кредитной политики. Например, в Великобритании с 1981 г. упор сделан на использование в операциях Банка Англии коммерческих векселей, и они стали основой обеспечения банкнотной эмиссии.

Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам. За получение этих кредитов коммерческие банки должны платить. Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства — векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Если вексель предусматривает обязательство уплаты в 1000 долл., то ЦБ покупает его, например, за 950 долл. Тогда учетная ставка составит 5%. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита — процентная ставка — должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.

Его основными функциями являются:

1) денежно-кредитное регулирование экономики;

2) эмиссия кредитных денег;

3) контроль за деятельностью кредитных учреждений;

4) аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;

5) кредитование коммерческих банков (рефинансирование);

6) кредитно-расчетное обслуживание правительства;

7) хранение официальных золотовалютных резервов;

Законодательно эмиссионная монополия за ЦБ как представителем государства закреплена на Западе только в отношении банкнот и в некоторых случаях монет.

На Западе наличное обращение имеет крайне небольшое место даже в расчетах населения — обычно менее 5 — 10%. Планирование наличного обращения отсутствует ввиду его бессмысленности: деньги автоматически “продаются” банками через отделения ЦБ по мере предъявления спроса и не могут использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета. Поэтому монополия на банкнотную эмиссию не подразумевает ее жестокого контроля или увязки с макроэкономическими показателями.

Эмиссия банкнот в принципе отличается от выпуска долговых обязательств государства только тем, что банкноты — простые векселя до востребования — могут использоваться как законное платежное средство и по ним не надо платить процент. Поскольку современные деньги имеют кредитный характер, банковские счета по сути мало чем отличаются от банкнот и представляют собой основной компонент денежной массы в обращении.

ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и дизайном, защитой банкнот от подделки, другими техническими вопросами.

На Западе не пишут на банкнотах, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами ЦБ, но это отражено в их публикуемых балансах. Обеспечением выступает актив ЦБ, основными статьями которого обычно являются золотовалютные резервы, портфель государственных и прочих ценных бумаг, кредиты банкам под залог ценных бумаг. В развитых странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии решается по-разному, но он всегда имеет юридическую основу, нередко законодательно определен характер обеспечения и , следовательно, косвенные пределы бумажной эмиссии.

О незначительной роли функции ЦБ как эмиссионного центра нередко свидетельствует отсутствие специального подразделения в головной конторе ЦБ (например, Банк Англии). Данная функция все более рассматривается как техническая и касается в основном отделений банка, непосредственно занимающихся кассовой работой, а также типографии, печатающей банкноты. Монополия нужна прежде всего для исключения злоупотреблений и содействия проведению единой денежно-кредитной политики.

Безналичная эмиссия составляет особую проблему. ЦБ не располагает ни формальной, ни фактической монополией на такую эмиссию, и она не равнозначна средствам на счетах коммерческих банков в ЦБ. Банки держат в ЦБ главным образом обязательные резервы, которые от них требуют власти в порядке денежно-кредитного регулирования, а в меньшей степени — средства для клиринговых расчетов. Сумма таких депозитов обычно не превышает 30 — 50% баланса ЦБ, а чаще имеет еще более незначительный вес. Безналичная эмиссия не совершается исключительно ЦБ. Коммерческие и прочие банки могут создавать денежную массу теми же методами, что и ЦБ. Разница лишь в том, что коммерческие банки делают это для развития своих операций, а ЦБ — при нехватке средств для регулирования ликвидности банковской системы. Анализ балансов ЦБ показывает, что объем их безналичной эмиссии незначителен по сравнению с деятельностью других банков.

Принципиальной особенностью системы денежного обращения в капиталистических странах является практически полное отсутствие разделения наличного и безналичного оборота, безналичные и наличные деньги имеют равную покупательную способность, перелив из одной формы в другую обусловлен реальными потребностями экономических агентов. Таким образом, регулируется совокупная денежная масса, а не ее составляющие. Единство денежного обращения, взаимодействие денежного рынка с рынком товаров и производством делает процентные ставки регулятором деловой активности, дает в руки государства действенный инструмент.

Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы — это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. Может сложиться ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью направлены банком на кредитование. При этом в силу каких-либо обстоятельств вкладчики могут затребовать свои депозиты. В таком случае банк окажется неплатежеспособным. Чтобы этого не произошло, ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию. Другая функция подобного резервирования заключается в том, что изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков, которые последние могут направить в производство. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса — наоборот. Повышение нормы резерва на 1 — 2 процентных пункта — действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется. Например, в США в 1972 — 1976 гг. она варьировалась в зависимости от конъюнктуры, вида и величины вкладов от 1 до 17,5%. В ФРГ максимальная высшая граница резервного обязательства, равная 30%, установлена для бессрочных вкладов, по которым сумма минимальных резервов уточняется практически ежедневно. Максимально высокая ставка по срочным вкладам составляет 20%, а по сберегательным — 10%. Средняя же резервная ставка всех кредитных институтов ФРГ в августе 1984 г. составляла 6%.

Другой инструмент кредитного регулирования — политика открытого рынка. Впервые она начала проводиться в США в 20-х годах. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, центральный банк создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать центральному банку свои ценные бумаги. Таким образом, путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.

Значение ЦБ как эмиссионной монополии и расчетного центра существенно снизилось в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор нередко возложен на специальные органы, а не на ЦБ. Ключевая задача ЦБ теперь лежит в области денежно-кредитной политики.

Главной функцией центрального банка является кредитное регулирование. Как оно должно осуществляться?

Для ответа на этот вопрос можно обратиться к опыту стран с развитой двухуровневой банковской системой. Центральные банки на Западе, помимо административных методов (установление прямых ограничений на деятельность коммерческих банков, проведение инспекций и ревизий, издание инструкций, сбор и обобщение отчетности и т.д.), располагают и экономическим инструментарием для регулирования банковской сферы, основными составляющими которого являются: политика минимальных резервов, открытого рынка и учетная политика.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и , следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции. ЦБ обычно по уставу отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства.

Регулирование кредитно-финансовых процессов на внутристрановом уровне решает двуединую задачу — осуществление широкого макроэкономического воздействия на народное хозяйство, сочетаемого с возможностью оперативной корректировки проводимых мероприятий.

На рынке ссудных капиталов государство выступает кредитором и заемщиком, может устанавливать общие правила функционирования рынка и контролировать их выполнение, проводить официальную денежно-кредитную политику и т.д. Влиянием государства обусловливаются основные тенденции развития рынка.

Прямое государственное воздействие на рынок ссудных капиталов осуществляется двояко: с использованием административных, нормотворческих мероприятий или экономическими средствами, прежде всего за счет использования возможностей государственного бюджета. Ведущими регулирующими институтами в данном случае являются законодательные (парламенты) и исполнительные (различные министерства: финансов, торговли и промышленности и т.д.)

Так называемый разумный надзор связан прежде всего с принятием законодательных актов, касающихся деятельности банков, эмиссии ценных бумаг и торговли ими, о фондовой бирже и т.д.

Особый вид государственного вмешательства в функционирование кредитной системы — регулирование процентных ставок, осуществляемое через посредство центрального банка страны путем фиксирования специальной ставки по учету коммерческих векселей, обычно акцептованных первоклассными банками, или установление минимальных ставок по ссудам этого банка, выступившего в данном случае как кредитор последней инстанции.

Манипулирование процентными ставками во многих странах является важнейшим инструментом контроля над денежной массой. Рост процентных ставок, удорожание кредита, например, побуждают сокращать кассовые остатки, снижают объем заимствований; соответственно сокращается потребность в платежных средствах и в то же время создается дополнительный стимул ускорения оборота денег. Центральный банк, исходя из нужд денежной политики, предпринимает соответствующие шаги в области процентных ставок, прежде всего по краткосрочным заимствованиям. Политика высоких процентных ставок применяемая в течение длительного времени может создать определенные затруднения в развитии торговли, не оказав при этом стабилизирующего воздействия на инфляционные процессы.

Как один из вариантов прямого официального вмешательства в деятельность банковской системы в ряде стран используются методы политики переучетного контингентирования (лимитирование объемов переучета векселей кредитных институтов центральным банком в целях регулирования состояния ликвидности и кредитного потенциала банков).

Ряд правительственных мероприятий нацелен на управление потоками ссудного капитала, направляемого банковскими институтами за рубеж. Они сводятся в основном к введению определенных лимитов на экспорт капитала в регионы рискованного инвестирования.

Так как объектом официальных регулирующих мероприятий является не только рынок ссудных капиталов, взятый в целом, но и отдельные кредитно-финансовые институты, государство использует целый ряд инструментов воздействия на последние. Уполномоченные государственные органы осуществляют их ревизии, изучают качество банковских активов, определяют степень надежности того или иного банка; в случае необходимости государство использует специальные меры для стабилизации положения отдельных кредитных учреждений (официальные гарантии платежеспособности, финансовая поддержка и т.п.)

Государственному контролю могут подлежать структура собственности кредитно-финансовых институтов и масштабы их деятельности.

В ряде стран для учреждений кредитной системы существуют холдинговые максимумы — с единичными исключениями, всякий раз индивидуально одобряемыми уполномоченным на то органом исполнительной власти. Вводятся ограничения на открытие новых отделений (филиалов), а для регистрации новых банков — минимальные объемы чистых активов.

Существуют ограничения антитрестовского характера — контролируется участие банков в собственности предприятий производственной сферы, а также степень монополизации самой банковской системы.

В ряде случаев государство стремится осуществлять контроль даже на уровне назначений в составах директоров банков, среди контролеров и менеджеров.

Важным методом регулирования банковской деятельности является использование консолидированных счетов.

Источник

Оцените статью