2. Денежно-кредитные системы зарубежных стран
2.1. Денежно-кредитная система стран с переходной экономикой
Процесс трансформации в переходных экономиках предусматривает создание денежно-кредитной системы, которая отвечает требованиям развития рыночной экономики, обеспечивает эффективность производства и включение национальной экономики в международное разделение труда.
Важным направлением формирования национальной рыночной экономики в странах СНГ стало создание самостоятельных денежных систем. Национальные валюты введены в России – 1992 г., в Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизстане, Молдове, Туркменистане – 1993 г.; в Азербайджане, Узбекистане – 1994 г., в Грузии, Таджикистане – 1995 г., в Украине – 1996 г.
Неотъемлемой частью кредитной системы в странах СНГ являются коммерческие банки. В условиях снижения объемов прямого государственного финансирования они признаны решать вопросы кредитования экономики. Финансовый кризис очень ограничивает их возможности.
Чтобы обеспечить эффективность распределения ресурсов в рыночной экономике, нужны механизмы определения реальной стоимости капитала и перераспределения капиталов между сферами экономики. Формирование таких механизмов предусматривает развитие финансовых рынков. Во многих странах важным результатом мобилизации финансовых ресурсов являются фондовые биржи. Масштаб их деятельности определяется процессами приватизации в странах.
Перед денежно-кредитной системой стран Центральной и Восточной Европы в условиях перехода к рынку встала задача рыночных реформ – это создание эффективной системы кредитно-денежного регулирования, которая дает возможность ускорить решение проблем финансовой стабильности, стимулирования инвестиционной активности, повышения конкурентоспособности отечественных производителей, стабилизации уровня жизни населения.
В рыночной экономике финансовый сектор находится в центре мобилизации и распределения ресурсов, ценообразования и оценки риска.
Современная денежно-кредитная система Китая сформировалась в период развития экономики на основании административно-командной модели с характерной централизацией финансовых ресурсов государства и их директивным распределением соответственно плану. Финансовая система страны была с неразвитым финансовым механизмом и зависела от государственных финансов.
В Южной части Китая начался процесс реформирования кредитной системы. Задачи реформирования:
образование системы центрального банка;
образование системы кредитных институтов;
создание системы единого открытого кредитного рынка, который допускает конкуренцию;
введение единого валютного курса, который отражает рыночный спрос и предложение, преобразование Китайской юани на свободно конвертируемую валюту.
Центральный банк страны стал вводить методы регулирования денежной массы, в частности – операций на открытом рынке. Выпустил банковские активы на сумму 20 млрд. юани, они предназначались для небанковских кредитных учреждений, для помощи районам выравнивания денежного дисбаланса.
С 1986 г. создаются денежные рынки среднесрочных и краткосрочных займов (коротких денег). Постепенно вводится плавающий курс процентных ставок.
В 1985 г. НБК создает первый в стране центр валютного обмена и регулирования (Меньгжене). Его деятельность строго регламентировалась – обменные курсы не могли превышать установленных госграниц – продавцы и покупатели не могли контактировать между собой. В 90-х годах сложилось 40 таких центров и 60 пунктов по распределению валюты. Сейчас они открыты по всей стране.
В 1993 г. внедряется система первичной продажи госзаймов, что позволило Минфину прекратить заимствование у народного банка Китая и этим покрывать дефицит бюджета.
Политика открытости китайской экономики позволила привлечь иностранный капитал, в 1995 г. было зарегистрировано свыше 100 банков с иностранным участием.
В 1993 г. расширились масштабы операций на рынке акций. Сначала только резидентам КНР разрешалось эмитировать и торговать акциями предприятий (акции типа А), а затем выпущены специальные акции (типа В) для продажи иностранным инвесторам. Акции были выпущены в юани, но продавались только за валюту и имели оборот лишь в Китае. Такой предупредительный механизм должен был сделать невозможным манипулирование иностранными инвесторами китайским фондовым рынком [3, с.80].
За последние годы фондовый рынок Китая приобрел определенный вес в экономических процессах.
Темпы преобразования финансовой сферы Китая не так масштабны, но результаты устойчивы. Вышеуказанный механизм позволил во время финансового кризиса не препятствовать его неуязвимости к спекулятивным комбинациям на валютном и фондовом рынках азиатских стран.
Источник
Кредитная система стран с переходной экономикой
научный руководитель Лукашик Л.А.
Полесский государственный университет
Основные проблемы и тенденции развития денежно-кредитных систем стран с переходной экономикой
Страны с переходной экономикой — это государства, которые осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. Они возникли в конце 80-х начале 90-х гг. в результате распада социалистической системы. К группе стран с переходной экономикой относятся страны СНГ, Балтии, Центральной и Восточной Европы и Китай. Особенность переходной экономики заключается в том, что она уже не является плановой, но еще и не имеет всех характеристик рыночной экономики. В такой экономике действуют механизмы обоих типов систем и одновременно важную роль играют неэкономические факторы развития.
Одна из главных проблем стран с переходной экономикой в нынешних условиях это обеспечение стабильного функционирования денежно-кредитной системы. В настоящее время ситуация в таких странах характеризуется кризисными процессами в экономике и недостаточным развитием самих кредитных отношений, переживающих новый этап своего функционирования в рыночной среде.
Основными проблемами развития денежно-кредитных систем стран с переходной экономикой являются:
1) Инфляция, которая характеризуется высокими темпами и дестабилизирует экономику. В последние периоды темпы роста потребительских цен замедлились, однако инфляционная тенденция сохранилась.
2) «Долларизация», то есть параллельное использование в экономических отношениях наряду с национальными деньгами стабильной иностранной валюты. Долларизация реальной экономики отражает товарное обеспечение национальной валюты за счет импорта в денежно-кредитной системе.
3) Неразвитость банковской системы и НКФО, являющихся основными элементами кредитной системы. Именно с их преобразования следует начинать переход к экономике нового типа.
4) Практически все страны с переходной экономикой имеют большую внешнюю задолженность при сравнительно небольших валютных резервах [5].
Внешний долг Украины на 01.01.2013 год составил 135 млрд. долл., Республики Беларусь на аналогичный период – 34 млрд. долл., Казахстана –
130 млрд. долл., России – 623 млрд. долл.
В настоящее время в странах с переходной экономикой существует ряд проблем, без решения которых дальнейшее развитие становится затруднительным. Процесс перехода в этих странах предусматривает создание денежно-кредитной системы, отвечающей потребностям развития рыночной экономики, обеспечивающей эффективность производства и включения национальной экономики в международное разделение труда. Решение этих задач требует изменения существующих и создание новых необходимых элементов и структур денежно-кредитных систем.
1) Макроэкономическая стабилизация, означающая: минимизацию дефицита госбюджета, прекращение избыточной денежной эмиссии и льготного кредитования субъектов хозяйствования.
2) Либерализация цен: устранение государственного регулирования, формирование цены на основе спроса и предложения.
3) Приватизация государственной собственности, включая легализацию прав частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях. Формирование частной собственности, в том числе в сельском хозяйстве.
4) Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения с зарубежными странами, надлежащую защиту иностранных инвестиций.
5) Инвестиции в человеческий капитал. Здоровый человеческий капитал является основой экономической продуктивности и может ускорять процесс восстановления экономической устойчивости.
6) Обеспечение подъема и развития отечественной экономики, расширение производства конкурентоспособных отечественных товаров, что устранит негативное влияние «долларизации». Со стороны денежно-кредитной системы бороться с негативным влиянием «долларизации» возможно с помощью таких рычагов, как поддержание высоких ставок доходности в национальной валюте, предсказуемость обменного курса и стабильностью темпов инфляции.
7) Отказ от монополии государства на банковские услуги, что является стратегическим направлением реформирования кредитной сферы стран с переходной экономикой. Также особое внимание в реформировании банковского сектора следует уделить созданию эффективной системы правового регулирования и контроля за деятельностью финансовой системы.
8) Создание фондовых и товарных бирж западного образца, что будет способствовать повышению роли рынков ценных бумаг [6].
Реализация основных мероприятий по реформированию денежно-кредитных систем в странах с переходной экономикой ускорит их переход к рыночной экономике, что в конечном итоге станет предпосылкой для улучшения жизни населения и устойчивого экономического роста в этих странах.
1. Государственный комитет статистики Украины // [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua. – Дата доступа: 25.11.2013
2. Национальный статистический комитет Республики Беларусь // [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 25.11.2013
3. Национальная Статистическая Служба Республики Армения // [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.armstat.am. – Дата доступа: 25.11.2013
4. Государственный комитет по статистике Азербайджанской Республики // [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.stat.gov.az. – Дата доступа: 25.11.2013
5. Пак, Т. В. Особенности развития денежно-кредитной системы в переходной экономике: дис. канд. экон. наук: / Т.В. Пак — Бишкек, 2006. — 170 с.
Источник
1. Денежно-кредитная система стран с переходной экономикой
Большинство социалистических стран осуществляет переход от командно-административной системы к рыночной. К этой группе относятся страны СНГ, Балтии, Центральной и Восточной Европы (бывшие члены С.Н.В.) и Китай.
Особенность переходной экономики этих стран состоит в том, что они уже не являются плановыми, но еще не приобрели характеристики рыночной экономики.
Процесс трансформации в переходных экономиках предусматривает создание денежно-кредитной системы, которая отвечает требованиям развития рыночной экономики, обеспечивает эффективность производства и включение национальной экономики в международное разделение труда.
Важным направлением формирования национальной рыночной экономики в странах СНГ стало создание самостоятельных денежных систем. Национальные валюты введены в России – 1992 г., в Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизстане, Молдове, Туркменистане – 1993 г.; в Азербайджане, Узбекистане – 1994 г., в Грузии, Таджикистане – 1995 г., в Украине – 1996 г.
В результате финансового кризиса 1998 г., в странах СНГ существенно снизился курс национальных валют – в Беларуси – в 2,1 раза, Киргизстане на – 46,4 %, Молдове на 74 %, Таджикистане – 30,6 %, Украине – 52,3 %.
Это привело к постоянной инфляции и росту индексов потребительских цен. Эти процессы вызваны исключительно высокими темпами инфляции и дестабилизацией экономики.
Основные факторы инфляции:
2)высокий уровень монополизации экономики и ценообразования;
3)резкое уменьшение объемов производства вследствие расхода единого народнохозяйственного комплекса;
4)осуществление больших объемов денежной эмиссии для покрытия кассовых разрывов госбюджета;
5)ажиотажный спрос на потребительском рынке.
Неотъемлемой частью кредитной системы в странах СНГ являются коммерческие банки. В условиях снижения объемов прямого государственного финансирования они признаны решать вопросы кредитования экономики.
Чтобы обеспечить эффективность распределения ресурсов в рыночной экономике, нужны механизмы определения реальной стоимости капитала и перераспределения капиталов между сферами экономики. Формирование таких механизмов предусматривает развитие финансовых рынков. Во многих странах важным результатом мобилизации финансовых ресурсов являются фондовые биржи. Масштаб их деятельности определяется процессами приватизации в странах.
Перед денежно-кредитной системой стран Центральной и Восточной Европы в условиях перехода к рынку встала задача рыночных реформ – это создание эффективной системы кредитно-денежного регулирования, которая дает возможность ускорить решение проблем финансовой стабильности, стимулирования инвестиционной активности, повышения конкурентоспособности отечественных производителей, стабилизации уровня жизни населения.
В рыночной экономике финансовый сектор находится в центре мобилизации и распределения ресурсов, ценообразования и оценки риска.
25 июня 1991 г. был провозглашен мораторий независимости Словении. Выполняя его решение, Скупщина Словении приняла пакет из шести законов относительно собственной денежной системы. Были отпечатаны купоны без названия денежной единицы за подписью Минфина, т.к. НР еще не было. В Словении была создана специальная парламентская комиссия по вопросам денежной политики.
В октябре 1991 г. Скупщина Словении приняла закон о национальной валюте, назвав её толар. Денежная реформа осуществлялась в два этапа. На 1 этапе динар обменивался на словенские купоны по курсу 1:1; (введен политический курс динара к немецкой марке). 2 этап – курс толара объявлен в соответствии 1:32.
Особенности развития денежной системы Китая
Современная денежно-кредитная система сформировалась в период развития экономики на основании административно-командной модели с характерной централизацией финансовых ресурсов государства и их директивным распределением соответственно плану.
В Южной части начался процесс реформирования кредитной системы. Задачи реформирования:
— образование системы центрального банка;
— образование системы кредитных институтов;
— создание системы единого открытого кредитного рынка, который допускает конкуренцию;
— введение единого валютного курса, который отражает рыночный спрос и предложение, преобразование Китайской юани на свободно конвертируемую валюту.
Центральный банк страны стал вводить методы регулирования денежной массы, в частности – операций на открытом рынке. Выпустил банковские активы на сумму 20 млрд. юани, они предназначались для небанковских кредитных учреждений, для помощи районам выравнивания денежного дисбаланса.
С 1986 г. создаются денежные рынки среднесрочных и краткосрочных займов (коротких денег). Постепенно вводится плавающий курс процентных ставок.
В 1985 г. НБК создает первый в стране центр валютного обмена и регулирования (Меньгжене). Его деятельность строго регламентировалась – обменные курсы не могли превышать установленных госграниц – продавцы и покупатели не могли контактировать между собой. В 90-х годах сложилось 40 таких центров и 60 пунктов по распределению валюты. Сейчас они открыты по всей стране.
В 1993 г. внедряется система первичной продажи госзаймов, что позволило Минфину прекратить заимствование у народного банка Китая и этим покрывать дефицит бюджета.
Политика открытости китайской экономики позволила привлечь иностранный капитал, в 1995 г. было зарегистрировано свыше 100 банков с иностранным участием.
В 1993 г. расширились масштабы операций на рынке акций. Сначала только резидентам КНР разрешалось эмитировать и торговать акциями предприятий (акции типа А), а затем выпущены специальные акции (типа В) для продажи иностранным инвесторам. Акции были выпущены в юани, но продавались только за валюту и имели оборот лишь в Китае. Такой предупредительный механизм должен был сделать невозможным манипулирование иностранными инвесторами китайским фондовым рынком.
За последние годы фондовый рынок Китая приобрел определенный вес в экономических процессах.
Темпы преобразования финансовой сферы Китая не так масштабны, но результаты устойчивы. Вышеуказанный механизм позволил во время финансового кризиса не препятствовать его неуязвимости к спекулятивным комбинациям на валютном и фондовом рынках азиатских стран.
Источник