- Зачем «поздний» СССР постоянно помогал странам «Третьего мира»?
- Каковы были суммарные расходы СССР на поддержку просоветских сил в странах третьего мира?
- Почему Советский Союз постоянно помогал государствам «третьего мира»
- Каким странам и как помогал Советский Союз в ущерб себе
- Кредиты ссср странам третьего мира
- Войти
Зачем «поздний» СССР постоянно помогал странам «Третьего мира»?
Часто приходится слышать о неэффективной политике Советского Союза в «хрущевско-брежневскую» эпоху. Мол, помогали всяким недоразвитым папуасам «по доброте душевной»: давали кредиты, строили инфраструктуру, снабжали оружием. И ведь часто даже не смотрели на «идейность» того или иного политического режима в какой-нибудь Эфиопии. Пусть себе строят социализм с «национальной спецификой» (наш особый путь, хехе), главное — чтобы там не было капиталистов. А впрочем, многие местечковые диктаторы банановых «типа республик» ухитрялись отлично вести дела с капиталистическим, и с социалистическим «лагерями». Приём актуален по сей день, достаточно посмотреть на весьма длительное правление усатого Батьки в Белоруссии.
Так можно ли назвать такую политику советского руководства глупой? Или же тогда,в тех условиях, она казалась логичной, лишь теперь, спустя годы, мы видим недостатки и провалы?
Прежде всего, стоит отметить, что подобная поддержка стран «Третьего мира» была не такой уж бескорыстной. Более того, местами это был «онли бизнес, ничего личного». Ирак в восьмидесятые годы заплатил за советское оружие больше десяти миллиардов долларов. Не брезговал Советский Союз и сырьём по льготным ценам, в обмен на техническую помощь. Кстати говоря, были у брежневского СССР совместные проекты и с капстранами, например, с Финляндией.
Да, были и не очень выгодные с точки зрения здравого государственного прагматизма уступки, и реальная бескорыстная помощь.
Это можно объяснить борьбой с конкурентами за рынки сбыта и региональных союзников. Для США и прочих западных стран «сырьевые регионы» с малограмотным населением и слабой промышленной базой были очень важны. Контролируя такие «молодые государства», Советский Союз получал новые рычаги давления на США. Одновременно стоит упомянуть и Китай, который, будучи хоть и «социалистическим», вёл собственную игру и тоже боролся с СССР за союзников и рынки.
Советскому Союзу требовалась лояльность местных коммунистических или около-коммунистических верхушек, правящих или «партизанских». Вопреки мнению некоторых нынешних политологов и историков, «страшное КГБ» было не всесильно и не могло вот так просто поставить местные национальные «левые движи» под свой контроль. Так что, «интернациональная помощь» была смелой, хотя и рискованной, попыткой завоевать доверие «новых союзников» по всему миру.
СССР не мог просто так «послать на три буквы» тех, кто обращался к этому государству за поддержкой. Своеобразное рыцарство, конечно. Но это рыцарство в шестидесятые-семидесятые годы себя вполне оправдывало. Самый яркий пример — Вьетнам, в котором американская армия так и не добилась поставленных целей.
Наконец, следует упомянуть и ещё кое-что. СССР поддерживал по всему миру проекты своеобразной индустриализации и урбанизации отсталых народов. И это ведь тоже выглядит логичным ходом: как строить коммунизм/социализм в около-феодальных странах, без нормальной экономики, без медицины, без образованного населения.
Таким образом то, что сейчас кажется наивным, в тот исторический момент казалось многим логичным.
С вами вел беседу Темный историк , подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте , смотрите видео на моем You Tube канале . Читайте также другие мои каналы на Дзене:
Источник
Каковы были суммарные расходы СССР на поддержку просоветских сил в странах третьего мира?
Внешняя политика Советского союза в отношении «третьего мира» все больше приходила в негативное влияние интересах народов СССР. Делали ради мирового господства в убыток себе. Причём, многие из социалистических режимов ничего лично для СССР не дали, африканские просоветские страны были сомнительными союзниками.
От получателей советской помощи требовались только провозглашение «социалистической ориентации» и одобрение позиций СССР в противостоянии с Западом.
В 1950-е — 1960-е годы социалистической ориентации в различной форме придерживались Индия, Индонезия, Бирма, Сирия, Ирак, Алжир, Конго и некоторые другие страны. Все они получали значительную советскую помощь. В 1959 году Соглашения об экономическом сотрудничестве и технической помощи (в том числе, с предоставлением кредитов):
- Ирак — 550 млн. советских рублей.
- КНДР — 180 млн. советских рублей.
- Афганистан, Албания — 300 млн. советских рублей.
- Гвинея — 140 млн. советских рублей.
- Индия — 1,5 млрд. советских рублей.
- Эфиопия — 400 млн. советских рублей.
Безвозмездная помощь Непалу — 30 млн. советских рублей.
В 1960 году очередное соглашение «Об экономическом сотрудничестве и технической помощи» с предоставлением кредитов:
Афганистан, Куба — 100 млн. американских долларов.
Сирией, МНР, КНДР (650 млн. рублей). Подписан протокол об освобождении КНДР от платежей по ранее предоставленным Советским Союзом кредитам на сумму 760 млн. рублей (на 140 млн. рублей предоставлена отсрочка).
Общий долг Африки перед СССР приходилось порядка 13 936,6 млн. инвалютных рублей, из которых на военные поставки — 12 347 млн., а на экономическую помощь — 1589,6 млн. инвалютных рублей. На остальные просоциалистические страны приходилось порядком 9335 млн. инвалютных рублей.
В числе основных должников за советскую военную помощь — Алжир, Ливия, Ангола, Мозамбик, Эфиопия. Задолженность Ливии — 1589 млн. инвалютных рублей — в 1991 году целиком складывалась из долгов за поставки вооружения. Эфиопия задолжала 3075 млн. инвалютных рублей, из них 2630 млн. — за военную помощь.
Источник
Почему Советский Союз постоянно помогал государствам «третьего мира»
В эпоху своего существования, особенно в последние десятилетия, СССР весьма активно предоставлял не только военную, но и экономическую помощь молодым развивающимся странам в Азии, Африке и Центральной Америке. Многие из нынешних историков считают такую помощь пустой тратой средств, или, как минимум, проявлением «доброты душевной».
Однако в этих «дружеских жестах» присутствовали и прагматизм, и даже тонкий политический и экономический расчёт.
Предоставляя странам «третьего мира» военную помощь, власти СССР исходили из нескольких соображений. Во-первых, данным способом поддерживались прокоммунистические и прочие «левые» движения, что существенно ограничивало влияние США и их союзников на эти государства. Таким образом СССР создавал себе некий «форпост» на других континентах.
Во-вторых, поставляя оружие, оборудование и технологии в ответ Советский Союз получал практически бесплатный доступ к сырью – как это было в Иране.
А вот предоставление экономической помощи – дешёвых кредитов и даже безвозмездных (как показало будущее) займов, было продиктовано сугубо поддержанием выгодных правящих режимов в «банановых республиках». Это давало возможность правительству СССР иметь в руках весомые рычаги сдерживания капиталистического влияния на эти государства.
С точки зрения политики, такой расчёт был более чем оправдан. Однако с «экономической стороны» такие откровенные многомиллиардные подарки ложились тяжёлым грузом прежде всего на экономику самого СССР. В результате это также повлияло на ослабление Союза и последующий его распад в 1991 году.
Источник
Каким странам и как помогал Советский Союз в ущерб себе
Когда в середине прошлого века по всем континентам усилилась борьба стран, бывших тогда колониями, за свою независимость, стало понятно: расстановка сил на мировой арене во многом будет зависеть от того, какой мировой гегемон обретет более сильных новых союзников. Советский Союз действовал энергично, перетягивая на свою сторону новое руководство государств Азии, Латинской Америки и Африканского континента.
Хитрые местные вожди могли просто включить в название государства или ведущей партии слово «Народный», «рабочий», а еще лучше «социалистический» — поддержка Союза, считай, была обеспечена. Уж очень сильно хотелось советскому руководству увеличения числа сторонников. От СССР шло оружие, продукты, товары первой необходимости, оказывалась помощь в строительстве объектов инфраструктуры и промышленности. И, конечно, живые деньги.
КНДР . Когда страна была освобождена от японских завоевателей, Корея оказалась разделена. В северной части, где находились советские войска, было создано свое правительство, и в 1948 году именно СССР первым признал новую страну — КНДР. Совместно с Китаем наша страна начала активно помогать в строительстве социализма.
В итоге долг страны перед Советским Союзом в общей сложности — целых $10,4 млрд. не считая того, что Союз построил 67 объектов на территории страны. Надо сказать, что Ким Ир Сен умело маневрировал в те годы, когда СССР и Китай поссорились из-за отношения к личности Сталина, и «оттепели», начавшейся в нашей стране.
Ему удалось, не занимая ничью сторону, продолжать дружить с обоими могущественными покровителями.
Ирак . История дипломатических отношений между СССР и ближневосточной страной была непростой. Ирак в 1955 году прервал заключенные за 11 лет до этого отношения, и они были восстановлены лишь через три года.
Но затем между государствами длительный период были очень теплые и тесные связи, что подкреплялось заключенными договорами и соглашениями. Стране был предоставлен льготный кредит, а также вовсю шла экономическая и техническая интеграция.
Советские специалисты помогали Ираку производить ирригационные работы, строить промышленные объекты и сооружения, связанные с нефтедобычей, осваивать новейшие сельскохозяйственные технологии. Молодые специалисты обучались с помощью советских наставников. Не забывали и о сотрудничестве в военно-промышленной сфере. В общей сложности долг Ирака перед СССР — $ 12,9 млрд., а построила там наша страна целых 82 различных объекта.
Сирия . Когда руководитель страны явно продемонстрировал, что не желает присоединяться к военному союзу против СССР и заключать против него какие-либо договора, это был лишь первый шаг. Затем были разорваны дипотношения с Францией и Англией.
Вместе с Египтом Сирия вошла в зону влияния Союза. За это она получила всестороннюю помощь – как финансовую, так и военную.
Это было очень важно для Сирии – в тот момент началось ее активное противостояние не только с Израилем, но и с Турцией.
Она стала стратегическим партнером СССР, и на ее территории стали появляться объекты военной и промышленной инфраструктуры, возведенные с помощью и в интересах Союза. Например, в начале 70-х в Тартусе построили пункт обеспечения ВМФ СССР, также Сирии поставляли советское оружие. Всего по контрактам с Союзом она получила вооружений на $26 млрд. Долг страны от СССР за советские годы составил $ 13 млрд.
Индия задолжала СССР по кредитам столько же. Страны сотрудничали долгие годы во многих сферах, и Индия получала от Союза оборудование. Объемы торговли между странами росли год от года.
Образцами взаимодействия и помощи СССР стало крупное Бхилайское металлургическое предприятие, и более 60 других заводов, обучение специалистов из Индии в Союзе. Все это – на фоне действительно теплых дружеских отношений.
Вьетнам . Маленькая страна получала от СССР щедрую помощь, и к 1991 г. ее долг составил $14,9 млрд. Наша страна поддерживала Вьетнам и в Индокитайских войнах, и в войне с США. Союз поставлял туда рис, сахар, ткани. Товарооборот рос год от года, и после подписания соответствующего договора о Союз оказывал и правовую помощь. Всего он построил во Вьетнаме 233 объекта промышленности.
Монголия давно сотрудничала с СССР во всех сферах – от политической до культурной. Вместе они сражались во время войны, где монголы показали отвагу и стойкость. В послевоенные годы Союз стал оказывать самую разнообразную помощь Монголии, участвовал в техническом перевооружении ее армии, а на территории страны был размещен советский военный контингент.
Именно советские специалисты помогали в строительстве железной дороги, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Фактически именно Союз провел индустриализацию отсталой страны. Долг Монголии велик – более 15 $млрд.
Куба. Хотя страна и стала независимой, СССР вначале не спешил ей помогать. Всё изменилось, когда американцы попытались свергнуть режим и высадились в заливе Свиней. Кастро объявил о социалистическом пути развития, и руководство Союза решило не упускать возможности сделать Кубу своим плацдармом. Вылилось всё это в масштабную помощь в промышленной, медицинской и военной сфере.
Заодно СССР решил разместить там ракеты, но тут уж США не выдержали, и дело закончилось Карибским кризисом. После того, как гегемоны договорились, СССР все равно помогал Кубе, но без былого энтузиазма. Однако советские специалисты присутствовали в стране, было выстроено более 700 объектов, а за помощь Куба платила сахаром. В общей сложности страна задолжала Союзу $61 млрд.
Так как возвращать деньги никто не собирался, да и нечем было, помощь во многом стала выбросом средств на ветер. Общий объем ее к моменту распада СССР превысил $140 млрд. Гигантская сумма ушла на то, чтобы далекие страны просто назвались друзьями.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Вас ждет еще много интересного и познавательного!
Источник
Кредиты ссср странам третьего мира
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
И помощь эта, как правило, поступала всегда во время и на довольно выгодных условиях для обратившихся.
В ответ заемщикам требовалось всего ничего, это провозгласить неукоснительное соблюдение социалистического пути развития, правда иногда в качестве оплаты за помощь, Советскому Союзу предоставлялись военные базы или другие стратегические объекты на территориях этих стран-заемщиков.
Особенно много СССР помогал молодым государствам мира поставками военной техники и вооружениями, подавляющее большинство этих поставок представляли собой безвозмездную помощь.
Таким «дорогим» в прямом смысле путем, Советский Союз обеспечивал себе контроль над наиболее важными районами земного шара и не только.
Из истории известно, что первым кто обратился за помощью, тогда еще к Советской России, это был наш южный сосед Афганистан.
Этой стране в 1919 г. срочно понадобилось оружие для ведения войны за свою независимость против англичан. И афганцы его получили.
И это не смотря на не простую обстановку на фронтах Гражданской войны в России, большевики тогда открыли для Афганистана свои не богатые на то время арсеналы, так как прекрасно разбирались в международных делах. Они просто, таким способом пробивались через объявленную им международную изоляцию.
Вторым помощь попросил у большевиков новый глава Турции Кемаль Ататюрк, это именно тогда Советская Россия стала снабжать оружием Турцию, которая в то время в 1921г. воевала со своим извечным врагом-Грецией.
Правда вся эта помощь была незначительной и носила не продолжительный характер, однако, уже с начала 30-х годов, в связи с успехами в разработке военной техники, становлением промышленности и расширением зоны действия внешней политики, резко увеличилась сама география поставок военной помощи.
До начала Второй мировой войны, особенно в 30-е годы, СССР в основном оказывал военную помощь Китаю, который в то время воевал против японцев и республиканской Испании, где в то время вовсю полыхала гражданская война.
Многие исследователи до сих пор не могут точно указать цифры о советском военном экспорте в Китай, так как они весьма противоречивы — достаточно трудно осуществить детализацию по годам, по типам техники, и даже привести абсолютно достоверные данные по общему количеству поставленной техники.
Известно, что всего в период с октября 1937-го года по сентябрь 1939 года в Китай было поставлено 985 самолетов, 82 танка Т-26, 1.317 орудий, 1.550 автомашин, 30 тракторов, 14.025 пулеметов, 164,5 миллиона патронов, 1,9 млн. снарядов и 82.300 авиабомб.
С начала Второй мировой войны по июнь 1941-го года были поставлены дополнительные партии боевых самолетов, и их общее количество составило 1235 машин.
Финансовая сторона поставок в Китай в то время, также полностью неизвестна, известно только, что поставки авиатехники осуществлялись по кредитным соглашениям 1937-38 гг. и общая сумма поставок боевых самолетов с октября 37-го по сентябрь 39-го годов (985 единиц) с учетом запчастей, вооружения и обучения составила 250 млн. долл.
Из других источников известно, что казна у Чан-Кайши была пустой и оплата за поставленные советские вооружения шла в основном по бартеру, товарами, а партизаны будущей НОАК снабжались и вовсе безвозмездно.
Интересно послевоенное соглашение с Китаем о КВЖД, так в нем в частности говориться, что после окончания Второй мировой войны, «по соглашению о КЧЖД (КВЖД), Порт-Артуре и Дальнем Советское правительство безвозмездно передало правительству Китайской народной республики все свои права по совместному управлению КЧЖД, со всем принадлежащим дороге имуществом .
Соглашение предусматривает также вывод советских войск из совместно используемой военно-морской базы Порт-Артур и передачу сооружений в этом районе Китаю . Указанные мероприятия будут осуществлены непосредственно после подписания мирного договора с Японией, но не позже конца 1952.
В случае, если на Дальнем Востоке возникнет ситуация, предусмотренная ст. 1 обе стороны могут по предложению правительства Китая и с согласия Советского правительства совместно использовать Порт-Артур для ведения военных действий против агрессора.
Стороны согласились, что вопрос о порте Дальнем должен быть рассмотрен после заключения мирного договора с Японией.» http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/8018/ %D0%9A%D0%98%D0%A2%D0%90%D0%99%D0%A1%D0%9 A%D0%90%D0%AF
Как известно мирный договор с Японией до сих пор так и не заключен.
После разгрома Японии, Советский Союз передал НОАК все свои трофеи, захваченные у японцев, а это было всё многочисленное вооружение бывшей японской квантунской армии.
По соглашению о кредите Советское правительство предоставило Китаю для оплаты поставок из Советского Союза промышленного оборудования и других материалов для восстановления и развития народного хозяйства Китая кредит в сумме 300 млн. USD на льготных условиях из 1% годовых.
Дополнительно Договора, в специальной ноте, было также указано, что правительство СССР решило передать безвозмездно правительству КНР имущество, приобретённое советскими хозяйственными организациями у японских собственников в Манчжурии, а также все здания бывшего военного городка в Пекине.
Так что слова песни Москва-Пекин, русский с китайцем братья навек, соответствовали советско-китайским отношениям в то время полностью, правда теперь некогда бедный и слабый брат превратился в настоящего «азиатского тигра».
Наиболее крупными как по количественным и по финансовым масштабам, так и по степени организации экспорта были поставки вооружений и военной техники в Испанию в 1936-39 годах.
Кроме того, эти поставки отличались необычайно сложной организацией и контролем, так военная и политическая обстановка вокруг страны, находящейся в состоянии гражданской войны была крайне напряженной.
На воюющую Испанию приходится львиная доля советского довоенного бронетанкового экспорта: было поставлено в общей сложности порядка трех с половиной сотен советских танков — наиболее корректными представляются следующие цифры:
— всего поставлено в Испанию в 1936-39 гг. 362танка двух типов — БТ-5 и Т-26
— по данным РГВА в Испанию было поставлено 50 БТ-5 и 281 Т-26 в период с октября 1936 по август 1938 гг.
Кроме танков, в Испанию также осуществлялись поставки значительного количества авиационной техники: более шестисот самолетов (средние бомбардировщики Туполева СБ, истребители Поликарпова И-15, И-15бис, И-16 и др., 60 бронеавтомобилей ФАИ, БА-3 и БА-6 , значительное количество артиллерии и стрелкового вооружения.
Финансовая сторона советских оружейных поставок в Испанию, также как и в Китай, не до конца ясна и на сегодняшний день.
Дело в том, что в октябре-ноябре 1936 г. в Москву была вывезена часть золотого запаса Банка Испании — 510 кг золота .
Решение на отправку золота в СССР принимали тогдашние премьер-министр Испанской Республики Л. Кабальеро и министр финансов Х. Негрин.
Существуют различные версии причин принятия данного решения (как просьба испанского республиканского правительства принять на хранения золотой запас, так и давление со стороны советского правительства и непременное условие для осуществления военной помощи).
Цифры относительно стоимости осуществленных советских поставок военного имущества также разнятся:
— В книге «История второй мировой войны»общая стоимость военных грузов, доставленных в Испанию» оценивается в 202,4 млн. долларов.
— Историк Юрий Рыбалкин в своих работах пишет: «общая сумма поставленной из СССР с сентября 1936 г. по июль 1938 г. только материальной части составила 166.835.023 долл. А за все отправки в «Х» с октября 1936 г. по август 1938 г. республиканские власти полностью оплатили всю сумму задолженности Советскому Союзу в 171.236.088 долл.».
— Наконец, английский историк Джеральд Хоусон в своей книге приводит следующие цифры: «согласно листу поставок РГВА общая стоимость вооружений, поставленных до 5 августа 1937 г. составила 131.567.580,7 долларов (РГВА. Ф.33987. Оп.3. Д.1056. Л.117). Четырнадцать рейсов 1938 г. составили 39.871.209 долл. и общая сумма составила 171.438.789,7 долларов».
Получается что Испания, является единственной страной, которая оплатила за все поставки из СССР, своим золотым запасом.
После войны, когда СССР приобрел статус второй мировой державы, помощь развивающемся странам, особенно военно-техническая, приобрела просто гигантские масштабы.
Так известно, что почти половина поставок приходилась на государства Восточной Европы, прежде всего страны Варшавского договора, Вьетнам, Китай, КНДР, Кубу, Лаос, Монголию, Югославию. Вооружение поставлялось и в страны Ближнего Востока, Африки.
Оружие в основном поставляли безвозмездно или продавали по символическим ценам, в основном в кредит, но и конечно по идеологическим соображениям, получение ярко выраженной экономической выгоды от военно технического сотрудничества не преследовали.
Так например, 4 августа 1961г. между СССР и Кубой был заключен договор о поставке военного снаряжения. СССР обязывался поставить на Кубу военного снаряжения на 48 мил. 500 тыс. долларов, из которых Куба должна была вернуть только 6 мил. долларов. 30 сентября того же года был подписан второй договор о поставках вооружений из СССР. На этот раз поставки должны были возрасти и составить суммарную стоимость 149 мил. 550 тыс. долларов, из которых кубинцы должны были выплатить только 67 мил. 550 тыс. По обоим договорам давался кредит на 10 лет из расчета 2% годовых.
Это была демонстрация поддержки государств, провозгласивших в качестве официальной марксистско-ленинскую идеологию, или национально-освободительных движений. В обмен импортеры проводили лояльную к СССР политику, расплачивались, кто, чем мог.
Одни предоставляли территории под военные базы, другие расплачивались бананами и тростниковым сахаром, а некоторые и просто тем, что были против американской экспансии и объявили себя борцами против империализма.
В последние 25 лет своего существования Советский Союз был действительно крупнейшим поставщиком оружия в мире.
Доля СССР в общем объеме поставок оружия во все страны мира достигла 40% в начале 1980-х гг., а по некоторым видам боевой техники и вооружения достигла 50% (автоматы Калашникова и танки).
В начале 1980-х гг. экспортировалось 25% всех вооружений и боевой техники, производившейся в СССР.
Ближайшие конкуренты – США, Франция, Великобритания, Китай – признанные поставщики оружия – остались далеко позади.
Например, в 1985 г. доля США в мировых поставках оружия составляла 27%, Франции – 12%, Великобритании – 5%, Китая – 3% .
Теперь уже известно, что СССР тратил колоссальные средства и усилия на поддержку Дружественных режимов в развивающихся странах.
Только по западным данным, с 1966 по 1975 гг. СССР предоставил развивающимся странам боеприпасов и военного снаряжения на сумму в 9,2 млрд Долларов, а с 1978 по 1982 гг. — на 35,4 млрд долларов.
Число стран, которые получали советскую военную помощь в 1970х — 1980х гг., также быстро росло. С 1966 по 1975 гг. ею пользовались 29 стран, а с 1980 по 1984 гг. — 36 стран.
В конце 1980х гг. на Советский Союз приходилось 35% всех военных поставок в страны «третьего мира». Основными покупателями советского оружия были Ирак, Сирия, Ливия, Индия.
Следует заметить, что внешняя политика СССР в отношении «третьего мира» все больше приходила в противоречие с подлинными национальными интересами страны — обеспечением благосостояния собственного народа.
В ущерб материальному положению советских людей огромные материальные ресурсы тратились на поддержку зачастую сомнительных просоветских режимов, которые, как правило, в дальнейшем оказывались ненадежными союзниками.
Для некоторых государств советская военно-экономическая помощь оказалась просто подарком, так например Египту, после того как он проиграл Израилю подряд три войны, СССР восстановил практически весь его оборонный потенциал, так как оружие, боевая и другая техника, стройматериалы и многие другие материалы предоставлялись практически безвозмездно.
Такая же политика велась и в отношении Сирии, но сирийцы в отличие от египтян гораздо лучше воевали и оправдывали те средства, которые вкладывал в эту страну СССР.
А такие страны как Вьетнам и Ангола только благодаря военной помощи СССР смогли отстоять свою национальную независимость.
От получателей советской помощи требовались только провозглашение «социалистической ориентации» и одобрение позиций СССР в противостоянии с Западом. Однако такая страна как Египет, даже и этих простых обязательств так и не выполнила, перейдя в 1976 г. в разряд союзников США.
В 1950-х-1960-х гг. социалистической ориентации в различной форме, кроме Египта, придерживались Индия, Индонезия, Бирма, Сирия, Ирак, Алжир, Конго и некоторые другие страны. Все они получали значительную советскую помощь.
Вот выписки из соглашений только за период с 1950 по 1960г.г. в которых указано сколько и кому и на каких условиях Советский Союз оказывал помощь:
в 1950г. Соглашения с КНР о передаче в собственность КНР Китайской Чанчуньской железной дороги (б. КВЖД), о предоставлении Китаю долгосрочного кредита на сумму 300 млн. долл., о торговле. Долгосрочные торговые соглашения с Финляндией, Польшей, Афганистаном, Чехословакией. Соглашения о товарообороте с Албанией, Польшей, Румынией, Болгарией, Чехословакией, Венгрией, ГДР, Финляндией, МНР, Ираном, Бельгией. Соглашения о научно-техническом сотрудничестве с Румынией и Болгарией. Сокращена на 50% оставшаяся сумма репараций с ГДР. Совет Министров СССР принял решение о переводе курса рубля на золотую базу и о повышении валютного курса рубля в отношении иностранной валюты (4 рубля = 1 долл.).
в 1952 Долгосрочные соглашения о взаимных поставках товаров с Венгрией и Финляндией. Соглашение о предоставлении Венгрии товарного кредита на сумму 100 млн. руб. Подписаны протоколы об оказании технической помощи КНР и Болгарии. Соглашение о научно-техническом сотрудничестве с Албанией. СССР передал в собственность ГДР часть (66) советских предприятий в Восточной Германии.
в 1953 Торговые соглашения с Афганистаном, Аргентиной, Францией, Индией, торговое и платёжное соглашения с Египтом. Соглашения о товарообороте с Финляндией, МНР, Румынией, КНР, Венгрией, Болгарией, Албанией, Швецией, Польшей, ГДР, Норвегией, Ираном, Чехословакией, Данией, КНДР, Грецией, Исландией, Италией, Афганистаном. Соглашения об оказании технической помощи Индии. Соглашения об оказании экономической и технической помощи КНР и КНДР и о предоставлении ГДР кредита (на сумму 485 млн. руб.). Соглашение об освобождении ГДР от уплаты оставшейся суммы репараций и о безвозмездной передаче ГДР оставшихся советских предприятий в Восточной Германии. о
в 1954г. Соглашения о предоставлении кредитов КНР (520 млн. руб.) и Албании (48 млн. руб.), а также соглашения об оказании технической помощи Болгарии, КНР и Албании. Финляндии предоставлен заём (40 млн. руб.). СССР передал Румынии, Болгарии, Венгрии и КНР свою долю участия в смешанных обществах, ранее образованных в этих странах. о в
в 1955г. Соглашение о предоставлении займа Финляндии (40 млн. руб.). Соглашения о предоставлении кредитов Албании (60 млн. руб.), МНР (35 млн. руб.). Соглашение о строительстве металлургического завода в Индии с предоставлением с кредита. Соглашение об оказании ДРВ безвозмездной экономической помощи на общую сумму 400 млн. руб. Соглашения об оказании технической помощи КНДР. Соглашения о научно-техническом сотрудничестве с Финляндией, Югославией, КНДР. Соглашения о научно-технической помощи в использовании атомной энергии в мирных целях с КНР, Польшей, Чехословакией, Румынией, ГДР, Венгрией, Болгарией. Соглашение о передаче австрийскому правительству советских предприятий в Австрии за соответствующее вознаграждение, в том числе поставку в Советский Союз 10 млн. т нефти (по 1 млн. т ежегодно).
В 1956г. Соглашения об экономическом сотрудничестве и технической помощи (в т. ч. с предоставлением кредитов): с Югославией, Афганистаном (100 млн. долл.), Болгарией (300 и 70 млн. руб.), КНР (2,5 млрд. руб.), МНР, КНДР, ГДР, Индонезией (100 млн. долл.), Польшей (100 и 700 млн. руб.), Венгрией (100 млн. руб.), Румынией, Албанией (55 млн. руб.),
В 1957г. Соглашения об экономическом сотрудничестве и технической помощи (в т. ч. с предоставлением кредитов): с ГДР (340 млн. руб.), Болгарией (200 млн. руб.), Чехословакией, Афганистаном, Венгрией (750 млн. руб.), Албанией (160 млн. руб.), МНР (200 млн. руб.), Сирией, Индией (500 млн. руб.), Бирмой, КНДР, а также соглашения о сотрудничестве и технической помощи в использовании атомной энергии в мирных целях с Чехословакией, Югославией, Болгарией, Венгрией, СССР безвозмездно передал Ирану советскую долю участия в разработке нефтяных промыслов на С. Ирана.
В 1958г. Соглашения об экономическом сотрудничестве и технической помощи (в т. ч. с предоставлением кредитов): с Цейлоном (120 млн. руб.), Аргентиной (400 млн. руб.), ГДР, КНДР, Болгарией (130 млн. руб.), Венгрией, Румынией, МНР, КНР, Польшей, Египтом (400 млн. руб. на поставку оборудования для Асуанской плотины). Советским Союзом предоставлены займы: Исландии (50 млн. исландских крон), Финляндии (400-500 млн. руб.). Заключены соглашения о сотрудничестве и технической помощи в использовании атомной энергии в мирных целях с Польшей и Венгрией.
В 1959г. Соглашения об экономическом сотрудничестве и технической помощи (в т. ч. с предоставлением кредитов): с Индонезией, КНР, МНР, Польшей, ДРВ (100 млн. руб.), Ираком (550 млн. руб.), КНДР, Румынией (180 млн. руб.), Афганистаном, Албанией (300 млн. руб.), Гвинеей (140 млн. руб.), Индией (1,5 млрд. руб.), Эфиопией (400 млн. руб.), Болгарией, Финляндией (до 500 млн. руб.), Йеменом, Чехословакией. Безвозмездная помощь Непалу (на сумму 30 млн. руб.). Заключены соглашения о сотрудничестве и технической помощи в использовании атомной энергии в мирных целях с Ираком, КНДР, Венгрией.
В 1960г. Соглашения об экономическом сотрудничестве и технической помощи (в т. ч. с предоставлением кредитов): с Афганистаном, Чехословакией, Кубой (100 млн. долл.), Индонезией (250 млн. долл.), Гвинеей, Эфиопией, ГДР, Польшей, ДРВ (350 млн. руб. и 430 млн. руб.), Ираком (180 млн. руб.), Индией (500 млн. руб.), Египтом (900 млн. руб.), Ганой (160 млн. руб.), Сирией, МНР, Румынией, Болгарией (650 млн. руб.), КНДР. Соглашения о сотрудничестве с Индонезией и Францией в использовании атомной энергии в мирных целях. Подписан протокол об освобождении КНДР от платежей по ранее предоставленным Советским Союзом кредитам на сумму 760 млн. руб. (на 140 млн. руб. предоставлена отсрочка). Установлено новое золотое содержание рубля и соответственно повышен валютный курс рубля (90 коп. = 1 долл.). http://www.greatflags.su/ekonomika-sssr/h ronika-vneshneekonomicheskih-svyazey-sss r.html
В числе заёмщиков у главной социалистической державы числилась даже такая благополучная европейская страна как Финляндия.
Так, к примеру, дисбаланс финского импорта во взаимной торговле с СССР и открытие СССР кредита Финляндии в конце 50- х годов сделали возможными поставки в Финляндию советской военной техники. Эти поставки начались 3 сентября 1959 г. с прибытием первой партии из 12 танков Т-54 и 10 зенитных установок ЗСУ-57-2 5 октября 1960 г.
Таким образом, незадолго до распада СССР общая задолженность всех развивающихся стран Советскому Союзу составляла 45 531,8 млн. инвалютных рублей. (Инвалютный рубль стал особым курсом, применявшимся во внешнеторговых взаимоотношениях с другими странами. В настоящее время неясно, как конвертировать инвалютный рубль.)
Из общей суммы задолженности развивающихся стран СССР на долю Африки приходилось 13 936,6 млн. инвалютных рублей, из которых на военные поставки — 12 347 млн., а на экономическую помощь — 1589,6 млн. инвалютных рублей.
Что же касается стран «социалистической ориентации», то на их долю приходилось 9335 млн. инвалютных рублей, или 67%.
В числе основных должников за советскую военную помощь — Алжир, Ливия, Ангола, Мозамбик, Эфиопия. Задолженность Ливии — 1589 млн. инвалютных рублей — в 1991 году целиком складывалась из долгов за поставки вооружения. Эфиопия задолжала 3075 млн. инвалютных рублей, из них 2630 млн. — за военную помощь.
Во многим государствах, во многих частях света, до сих пор продолжают исправно работать построенные благодаря советской, зачастую безвозмездной помощи фабрики и заводы, электростанции и плотины, в армиях многих стран на вооружении до сих пор находятся и исправно служат многие виды боевой и другой техники поставленные из СССР еще во времена развитого социализма.
Многие государства и по настоящее время должны, но теперь уже не СССР, а его преемнице- России, многим странам эти долги простили за просто так. Мало теперь кто помнит, что была, когда то такая страна СССР, которая могла всегда прийти на помощь и оказать эту помощь почти за просто так.
Источник