- ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ интернет-игры и путешествия музея-заповедника «Кижи»
- О проекте «Виртуальное путешествие по дому карельского крестьянина»
- Руководство по эксплуатации:
- Авторы виртуального путешествия по дому карельского крестьянина:
- Краткое содержание экскурсии:
- Вся усадьба
- У крыльца дома
- Зимняя изба
- Горница зимней избы
- Летняя изба
- Кладовка летней избы
- Сарай
- У взвоза дома
- Баня снаружи
- Баня внутри
- Амбар снаружи
- Амбар внутри
- Виртуальная экскурсия «Путешествие по крестьянской избе» план-конспект занятия по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ интернет-игры и путешествия музея-заповедника «Кижи»
О проекте «Виртуальное путешествие по дому карельского крестьянина»
«Виртуальное путешествие по дому карельского крестьянина» является реализацией части проекта по созданию серии связанных между собой виртуальных путешествий. Первая часть — Виртуальное путешествие по острову Кижи — была реализована также в 2007 году.
Посетитель сайта путешествует по реально существующей экспозиции музея-заповедника «Кижи» — дому карельского крестьянина Яковлева. Пользователь может получить как общие сведения об особенностях интерьеров, внешнего вида, историческую справку, так и подробную информацию обо всех значимых предметах, которые представлены в экспозиции.
Прохождение экскурсии возможно как по заложенному в сценарии маршруту («классическая экскурсия»), так и произвольное перемещение от одной точки показа к другой («самостоятельное посещение»). Вся экскурсия состоит из 18 точек показа — кадров, в большинстве — панорамных, на которых представлены интерьеры и экстерьеры дома, амбара и бани. На каждом кадре представлена информация обо всех его важных объектах (около 300). Тексты для проекта готовились специально опытными специалистами музея-заповедника «Кижи».
Сделать экскурсию более интересной помогают «живые» элементы на кадрах (птицы, домашние животные, работающие часы и т.п.), а также тематические интерактивные игры, рассчитанные на посетителей разных возрастов. Экскурсия сопровождается информативными репликами Домового Яши (виртуального экскурсовода).
Руководство по эксплуатации:
Для прохождения виртуальной экскурсии Вам необходимо иметь установленный flash player версии 9 или более поздний.
Авторы виртуального путешествия по дому карельского крестьянина:
Краткое содержание экскурсии:
Вся усадьба
На восточном берегу кижского острова близ полуострова Дудкин Наволок расположен карельский сектор музея «Кижи». Карелы — один из коренных народов, населявших территорию Карелии с дохристианских времен.
Карельский сектор музея представляет культуру ливвиков Пряжинского района южной Карелии. Это реконструкция крестьянской усадьбы конца XIX начала XX вв. Центром усадьбы является дом крестьянина Яковлева, построенный в 80х-90х гг. XIX века в деревне Клещейла близ села Ведлозеро артелью местных плотников при участии самого хозяина — Максима Яковлева.
Семья Яковлева состояла из 15 человек. Хозяйство было зажиточное: 10 десятин пахотной земли, 10 коров, 5 лошадей, 25 овец. В состав усадьбы Яковлева в его родной деревне кроме дома входил двухэтажный амбар для хранения зерна, конюшня, баня «по-чёрному». Кроме того Яковлевы имели водяную мельницу и сепаратор, приносивший семьи значительный доход.
В 1966 году дом Яковлева был перевезён в музей-заповедник «Кижи» и отреставрирован.
У крыльца дома
Дом Яковлева — традиционный северный дом-комплекс, в котором жилые и хозяйственные помещения располагались под одной крышей. Такой тип дома был широко распространён на территории южной Карелии в конце XIX — начале XX вв.
Традиционными особенностями архитектуры карельского дома являются ассиметрично расположенные перерубы — стены, отделяющие избу от горницы, и монолитный сруб сарая, единый для верхнего и нижнего этажей.
Это отличает дом Яковлева от традиционных домов Русского Заонежья, где сруб сарая (второго этажа хозяйственной части) опирается на отдельно стоящие столбы «быки». Особый интерес представляет декоративное убранство дома.
Зимняя изба
Наружные брёвна сруба оставались круглыми, а внутренние стены избы обтесывались и «выскабливались». В углах они при этом чаще всего скруглялись — чтобы углы зимой не промерзали. Размеры сруба и клети определялись размерами брёвен.
Интерьер избы карела глубоко архаичен и имеет традиционные детали убранства.
Направо от входа расположена печь, устье которой по карельскому обычаю обращено к боковой стене. По диагоналям от печи — «большой» угол с иконами. Под ним на лавке у карел всегда выставлены самовары — верный признак достатка хозяина. У свободного угла печи стоит массивный опечный столб. От него под прямым углом расходятся полки-воронцы для хранения выпечки и чистой посуды. Вдоль стен тянутся широкие лавки, над ними — полки-надлавочницы. В центре избы в соответствии с прибалтийско-финской традицией стоит стол. Сбоку от дверей, как это принято у пряжинских карел, висит рукомойник, рядом с ним — карельский посудник — «рундугу», куда ставили миски и горшки для скисания молока.
Подвижной мебели мало: это стол-курятник, в котором держали кур, подвесная люлька, деревянная кровать. Традиционными для карельского быта являются берестяные коробочки, сшитые из цельного куска бересты, предметы мебели, изготовленные с использованием природной «саморослой» формы дерева, обилие долблёно-резной посуды.
Горница зимней избы
В то время, как обстановка избы строго следует традиции, обстановка горницы приближается к интерьеру городского жилища: раздвижной горничный стол, буфет для праздничной посуды, деревянный диван со спинкой из тонких балясин.
Место, где стоит кровать, занавешено ситцевой занавеской. Отапливалась горница лежанкой. Обстановка горницы несёт на себе отпечаток влияния городской культуры конца XIX — начала XX вв.
Летняя изба
Верхняя изба по планировке и предметам обстановки очень похожа на нижнюю. Окна в летней избе больше, это делает её светлее, торжественнее, зрительно она кажется более просторной, чем зимняя изба.
За окнами открываются удивительные виды на кижские церкви, озеро и проходящую мимо дома живописную дорогу.
Кладовка летней избы
В крестьянском хозяйстве было очень много всевозможной утвари и помещений для её хранения. На втором этаже по соседству с избой находится еще одна кладовая. Здесь стояли на лавках деревянные подойники с берестяной или железной ручкой, имевшие распространение в Южной Карелии.
На стенах развешивались рыболовные снасти. Очень часто в тёплое время кладовую использовали как дополнительную летнюю спальню. В таком случае в неё заносили матрац, набитый ароматным сеном, листьями, травой. В постели в кладовой можно было чувствовать себя как на сеновале, вдыхать волнующий и бодрящий запах скошенной травы.
На такой кровати быстрее засыпали и вставали утром с удивительным ощущением лёгкости и свежести.
Сарай
Сарай дома Яковлева расположен на втором этаже: въезжали туда по взвозу — покатому бревенчатому настилу. Объём сарая позволял хранить здесь зимой большой запас сена, сани и лодки.
Орудия труда и сельскохозяйственный инвентарь свидетельствуют о занятиях карельских крестьян. Здесь собраны сохи, мотыги, серпы, ручные и каменные жернова, представлены плотницкие инструменты, охотничьи капканы, рыболовные снасти, орудия для обработки льна.
Полы сарая сделаны из мощных, толстых рубленых плах, на которых до сих пор видны следы затёсов от топора.
Потолка в сарае не делали, но в одной его части на высоте около трех метров от пола укладывали несколько бревен, покрывали их досками или жердями. На этом настиле и держали сено.
У взвоза дома
С улицы можно попасть в хозяйственную часть дома, поднявшись по взвозу. Так называли широкий пологий настил из брёвен. По такой лестнице на сарай могла взойти лошадь с возом сена, по этой же лестнице въезжали нарядные расписные сани гостей. Лошадь на сарае распрягали и сводили вниз, а сани оставляли на сеновале.
Глядя на дом, можно представить себе его истинный размер и количество использованного при строительстве материала. Для его обитателей было важно сохранить тепло, что зависело во многом от способа и качества рубки углов. Для этого плотники выполнили их с остатком — «в обло».
Вообще, строители должны были знать немало тонкостей плотницкого искусства. Например, для сопряжения венцов вдоль верхнего из них выбирался паз — он должен был быть круглым, т.к. треугольный паз мог привести к раскалыванию бревна.
Очень важна была и ширина паза: с одной стороны, чем он шире, тем теплее конструкция в целом. С другой — чем паз шире, тем меньше высота венца, тем больше потрубуется брёвен для сруба.
Баня снаружи
Стирка белья в старину была не таким уж простым делом. Вместо стирального порошка использовали крестьянки раствор золы, вместо стиральной машины — кадушку, в которую вместе с мешочком просеянной золы закладывали белье, заливали холодной водой и бросали туда раскаленные камни с тем, чтобы вода постоянно кипела. После кипячения белье колотили деревянным вальком на мостках, выбивая из него оставшуюся грязь, а затем полоскали.
По представлениям южных карел начинать полоскание нужно было с «чистого» белья, то есть скатертей и полотенец, потом наступал черед «грязного».
Баня внутри
Если в XIX веке воду в бане нагревали традиционным способом, бросая в чаны с водой накалённые на огне камни, то с начала XX века воду начинают нагревать в больших чугунных котлах, вмазанных в каменку.
Баня считалась у карел идеальным местом для повышения «цены», «славутности» девушки, её «лемби». Для этого девушке необходимо было попариться «магическим» веником, составленным из берёзовых, рябиновых и ольховых веток. Или пропустить себя через рябиновый обруч.
Баня играла важную роль в свадебной обрядности. Когда невесту в последний раз окачивали в бане чистой водой, её ставили на сковороду, считавшуюся мощным оберегом, в связи с очистительной силой железа. После этого её обряжали в рубаху, принадлежавшую жениху, с тем чтобы будущий муж крепче любил её.
Баня, стоящая в стороне от чужих глаз, была самая подходящим местом для родов. Причём роженица с новорождённым младенцем оставалась в бане несколько дней под присмотром бабки-повитухи.
Амбар снаружи
Двухэтажный амбар у дома Яковлева происходит из карельской деревни Коккойла. Построен он был крестьянином Кипрушкиным в 1892 году. Амбар перекрыт двускатной безгвоздевой кровлей «по курицам». Под навесом кровли расположен традиционный для архитектуры карел балкон-галерея с входом на второй этаж. Перед нижней входной дверью расположено предмостье — площадка, на которую сгружали зерно с воза.
Национальным своеобразием отмечено декоративное убранство амбара.
Амбар внутри
Амбары были самыми важными из всех сопутствующих жилому дому построек крестьянской усадьбы. В зависимости от основных занятий владельцев, они имели различное назначение: для хранения зерна, для хранения рыбы, рыболовных принадлежностей, для сельскохозяйственной утвари, инструментов, одежды и другого имущества.
Интерьер амбара был всегда прост и подчинен нуждам хозяина. На первом этаже вдоль стен устанавливались солидные встроенные в сруб засеки (лари). Они рубились из широких деревянных пластин, в виде ларя, разделенного внутри поперечными перегородками. Каждый отсек был устроен так, что на место взятого зерна в нижний ящик самотеком поступало такое же его количество из засека. Чаще всего засеки располагались напротив входа, иногда выстраивались по боковым стенам, образуя узкий проход в центре. Такие лари обязательно закрывали крышкой, чтобы уберечь зерно от лишней влаги и сора. Мука хранилась либо в специально подготовленных засеках, либо в бочках. Некоторые хозяева, чтобы уберечь запасы от плесени и жучков укладывали вместе с мукой в засек прокопченные в домашней печи камни (2-3 камня на каждые два мешка муки). Здесь же стояли молочные продукты, мешки с крупой, бочки с соленой рыбой, мочеными ягодами.
На втором этаже, «на вышке», хранилось более ценное имущество. В поперечные стены этого помещения иногда врубались слеги – грядки, иногда — деревянные крючки. На них развешивались: одежда, сети и рыболовные снасти, упряжь, шкуры, кожи, пряжа.
Вдоль самой стены могли прокладываться широкие продольные полки для мелких предметов, либо стояли сундуки. Некоторые амбары выстраивались специально для хранения хлебных запасов. По рассказам крестьян, на первом этаже хранили необработанную рожь, а в засеках второго этажа держали муку.
Источник
Виртуальная экскурсия «Путешествие по крестьянской избе»
план-конспект занятия по теме
Целью данной разработки является ознакомление обучающихся с предметами быта и оформлением крестьянской избы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnaya_ekskursiya.docx | 30.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр Детского Творчества»
с.Александров-Гай, Александрово-Гайского муниципального района
Виртуальная экскурсия «Путешествие по крестьянской избе»
Подготовила: Болтышова О.В., педагог дополнительного образования
Тема: «Путешествие по крестьянской избе»
Цель: познакомить обучающихся с предметами быта, оформлением русской крестьянской избы.
– формирование представлений о преемственности традиционных и современных форм жизнедеятельности человека через изучение художественного творчества и способов художественного оформления быта;
– развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
– воспитание любви и интереса к родной культуре, ее истории, традициям.
Тип занятия: урок — формирование и совершенствование знаний.
Форма занятия: виртуальная экскурсия
Методы: словесный, познавательный, игровой.
Оборудование: мультимедийный комплекс, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта.
Демонстрационный материал : электронная презентация «Путешествие по крестьянской избе»
Раздаточный материал: заготовки сувениров из соленого теста, гуашь, кисточки, непроливайки.
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
II. Сообщение темы, цели и задач:
–Ребята сегодня мы отправляемся в волшебное, увлекательное путешествие в мир исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, чтобы попасть в этот удивительный мир нам предстоит выполнять различные задания, помогать друг другу.
Мы побываем в необычном, удивительном месте – русской крестьянской избе. «Двор, что город, изба – что терем», так говорили наши предки.
Удивительная красота деревянного зодчества. Есть ещё такие уголки в России, где стоят искусно украшенные избы. Эти свидетели судеб многих поколений хранят в себе мудрость семейного лада. Посмотрите на этот крестьянский дом!
Какая у избы душа!
Когда она едва родилась,
То сразу чутко, не дыша
В углах сосновых затаилась.
Она не спит, душа избы
И слушает из каждой щелки,
Как весело весь день в простенке
Стучат настенные часы.
Душа избы, она все помнит,
Все бережно хранит она.
III. Актуализация знаний:
–Для того чтобы научиться понимать и ценить культурное наследие своего народа мы с вами знакомимся с православной культурой, декоративно-прикладным творчеством, изучаем крестьянский быт . Все эти знания пригодятся нам сегодня!
IV.Введение нового материала:
1 экскурсовод: А, как известно, в каждом доме есть хозяйка! …
2 экскурсовод(Хозяйка): Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям по российским
От души поклон вам низкий
С добрым словом и любовью
И с хлебом – солью.
1экскурсовод. Несмотря на то, что изба чаще всего состояла из одной комнаты-горницы или светлицы, она условно делилась на несколько зон, итак, н аша экскурсия пройдет по следующему маршруту: Красный угол, Печной(кухонный, кутный)угол, Домашняя утварь, Наши руки не для скуки, Викторина.
СЛАЙД 5 И первая остановка Красный угол:
Мы вошли в дом. При входе не стучались, а говорили: «Здорово живите» или «Мир вашему дому». Если хозяева работали, то их приветствовали словами «Бог в помощь» или «Помогай бог»
2 экскурсовод (Хозяйка):
Всё лучшее, что мы есть в природе
И всюду где мы не найдем,
Как в русском повелось народе,
Мы красным искони зовём.
Есть в каждом доме красный угол,
Почётный праздничный, для тех,
Кто честь имеет быть нам другом ,
С кем делим горе и успех!
1 экскурсовод. Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога».
Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
По традиции, в день свадьбы невесту увозили на венчание именно из красного угла. Там же совершались и ежедневные моления.
2 экскурсовод (Хозяйка): Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки.
«Ни хвоста, ни головы,
А четыре ноги».
1 экскурсовод: Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Сначала – глава семьи, а потом все остальные. Кто опаздывал к обеду – оставался голодным.
Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели, спали, и работой занимались: плели, шили, вязали, пряли…
СЛАЙД 6 Печной (КУХОННЫЙ, КУТНЫЙ) УГОЛ.
2 экскурсовод (Хозяйка): «Догадливый крестьянин, на печи избу поставил» – гласит русская пословица.
Печь – душа крестьянского дома! Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы.
1 экскурсовод Устье русской печи в стене выходило на северо-запад. Против печи в стене пробивали окно. По убеждению крестьян, когда нечистая сила прилетает с холодом и ненастьем, она должна видеть, что в избе есть огонь, так как русская печь топится с незакрытой заслонкой. Следовательно, нечистой силе в этой избе делать нечего. Печь не только кормит и согревает, она оберегает дом от нечистой силы. Так же считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.
Угол перед печью – кутный (кухонный), или печной. Его хозяйкой была женщина. В печном углу хранилась посуда, кухонные принадлежности. У печи стояла кочегарка, ухват, деревянная лопатка, помело. Около печки – деревянная бочка, лохань, корыто и прочая домашняя утварь.
СЛАЙД 7 Домашняя утварь
Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь — это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.
2 экскурсовод (Хозяйка): Моя сестра пряха,
По ниточке пряла,
Моточки мотала,
В коробочки клала!
Вот они – русские прялки!
1 экскурсовод Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи.
Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.
2 экскурсовод (Хозяйка): Посуда наша
Для щей и каши,
Не бьётся, не ломается
Порче никакой не подвергается!
1 экскурсовод В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. В большом употреблении была также утварь, изготовленная и бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны.
Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей.
Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи ее бережливости, уважения к семейным традициям.
СЛАЙД 8 Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар.)
Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.
Ты кипишь, пуская пар. (руки на поясе, повороты вправо-влево)
Руки в боки, ноги в стол
И пошёл, пошёл, пошёл… (ходьба на месте)
Вот варенье, вот ватрушки,
Вот вам пряники и сушки…( руки в стороны, повороты корпуса влево-вправо)
Изо всех, сколь было, сил
Всех он чаем напоил. (приседание)
Запыхался от ходьбы –
Наливай ещё воды. (махи руками вверх-вниз)
1экскурсовод. Люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом, именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно рожкАми вверх, таким образом подкова напоминает чашу и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома.
2 экскурсовод (Хозяйка): мы предлагаем, вам, гости дорогие, украсить росписью подкову-оберег, который вы сможете использовать в качестве украшения интерьера гостиной своего дома!
(Работа с раздаточным материалом)
VI.Обобщение и закрепление.
2 экскурсовод (Хозяйка): Новый дом-как чистый лист,
Сколько места- оглядись!
Эй, ребята, не зевай,
В доме утварь расставляй!
-Итак, предлагаем вам принять участие в викторине!
1. Под шляпой — ножки.
На шляпе — ложки. ( стол)
2. Ни хвоста, ни головы
А четыре ноги. (Стул)
3.Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)
Три раза в день берётся
И опять на место кладётся. (Ложка)
Рукав на улице. ( Печь)
Много лет терпел,
Много душ кормил,
Под плетнём очутился (Горшок)
7.Рогат, да не бык,
Хватает да не сыт,
А сам на отдых идёт. (Ухват)
8. Сама дубовая, пояс вязовый, нос липовый . (Бочка)
9. Зимой заклеено оно,
А летом открывается.
Оно кончается на «О»
И так же начинается. (окно)
–Молодцы, хорошо потрудились, все загадки отгадали!
1 экскурсовод: –Ребята, наша экскурсия подошла к завершению!
2 экскурсовод (Хозяйка): Вот и кончен наш рассказ,
Презентации показ
Про удалых мастеров
Украшения домов.
Про огромный мир большой …
Что узнали мы с тобой?
Свободные высказывания детей.
1 экскурсовод А сейчас мы предлагаем вам украсить ставни окошка для нашей избы, если вам понравилось наше занятие, то выберите украшение красного цвета, а если нет, то белого (элементы аппликации на двухстороннем скотче).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный музей крестьянского быта. Сценарий проведения экскурсии.
Данный урок входит в раздел «Декор и убранство русской избы», изучаемый в 5 классе на уроках изобразительного искусства.
Построение интерьера крестьянской избы с точкой схода кажется учащимся достаточно сложным, но благодаря поэтапному объяснению материала получаются очень интересные работы.
В данном материале представлен подробный самоанализ занятия по заявленной теме.
Ставит своей целью- «Гражданско-патриотическое воспитание, повышение общей культуры воспитанников.» Знакомит ребят с внутренним устройством крестьянской избы, с традициями и нормами поведения в ней.
В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по Программе под редакцией Б. Неменского.Предлагаемая презентация включает тест по теме «Внутренний мир крестьянской избы», соответс.
Методическая разработка составлена на онове национально-регионального компонента и предназначена для уроков русского языка в 6 классе по теме «Описание помещения».
Источник